Триумфальные ворота: как в столице появился символ воинской славы

Красные ворота в Москве

Красные ворота. Фото: Commons.wikimedia.org Красные ворота существовали в Москве с начала XVIII века до 3 июня 1927 года. Первая арка, которая появилась на этом месте в России, была создана в 1709 году, в честь победы Петра I над шведами, и позже многократно перестраивались. Так, Екатерина I перестроила их в 1724 голу в честь своей коронации, но спустя 8 лет это деревянное строение сгорело.

В 1742 году уже Елизавета Петровна построила на этом месте новые ворота, но через 6 лет они были вновь уничтожены огнём. Первая каменная арка была построена взамен сгоревших ворот в 1753 году архитектором Д. Ухтомским. Она была выполнена в стиле барокко, с красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями. 50 ярких рисунков олицетворяли «Величество Российской Империи», а венчала арку золотая фигура ангела. Арка была снесена вместе со стоящей неподалёку церковью Трёх Святителей в связи с расширением Садового кольца. Сегодня о ней напоминает только одноимённая площадь и открывшаяся в 1935 году станция метро.

Триумфальная арка Осипа Бове[ | ]

Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1848 году. Рисунок Ф. Бенуа Триумфальные ворота, 1883 год Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1920-е. На заднем плане — Белорусский вокзал Триумфальные ворота, 1931 год Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот как памятника Победы принадлежит императору Николаю I. В апреле 1826 года во время коронационных торжеств в Москве он высказал желание выстроить в первопрестольной столице Триумфальные ворота, подобные тем, какие возводились в то время в Петербурге: архитектор Василий Стасов возобновлял на новом месте у Нарвской заставы в долговечных материалах деревянную Триумфальную арку Джакомо Кваренги, сооруженную в 1814 году на Петергофской дороге.

Составление проекта поручили крупнейшему на тот момент российскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. Он разработал проект в том же году, однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта.

Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был утверждён императором 26 апреля 1829 года. 17 августа того же года состоялась торжественная закладка арки в присутствии московского генерал-губернатора Дмитрия Голицына и митрополита Филарета. К моменту торжественной закладки в основание уже было забито 3000 свай, а фундамент ворот доведён до уровня земли. В фундамент ворот легла бронзовая закладная плита и горсть серебряных рублей чеканки 1829 года — «на счастье».

Для сооружения ворот был использован камень из разбираемого Самотечного канала и белый камень из села Татарово Московского уезда («татаровский „мрамор“») — им были облицованы стены арки. Колонны и скульптура — отливались из чугуна. Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевичем Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове.

Надпись на аттике утвердил в 1833 году лично Николай I. Надпись со стороны города гласила:

Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный. 1826

С противоположной стороны была размещена та же надпись на латинском языке.

Из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей строительство растянулось на пять лет. Открытие памятника состоялось лишь 20 сентября (2 октября) 1834 года.

В 1899 году под аркой Триумфальных ворот прошёл первый в Москве электрический трамвай. Его линия протянулась от Страстной площади (ныне Пушкинская площадь) до Петровского парка. Кондуктор трамвая объявлял: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».

В 1912 году, к столетию Бородинской битвы, Триумфальные ворота обновили и почистили; в день юбилея делегация города возложила к подножию памятника венок. Следующая реставрация ворот была проведена под руководством архитектора Н. Д. Виноградова в середине 1920-х годов.

Демонтаж (1936)

В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года, под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади. В июле-августе 1936 года арка была разобрана, причём бригада архитекторов провела тщательные обмеры, чертежи, зарисовки и фотографирование памятника. Детали ворот и часть скульптур была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. После окончания реконструкции площади планировалось восстановить арку на площади Белорусского вокзала, но сделано это не было. Чугунные колонны ворот несколько лет лежали на Миусской площади; во время Великой Отечественной войны все они, кроме одной, были переплавлены.

Амурские ворота в Иркутске

Эти врата были выстроены для встречи генерал-губернатора Николая Муравьёва-Амурского, который подписал на Амуре договор с Китайской империей и возвращался в Иркутск. По этому договору Россия получала левый берег Амура и обширные территории. Кроме того, именно этим документом определялась граница между государствами. В 1891 году ворота реконструировали, но уже через 29 лет они вновь обветшали и были снесены. Во время празднования в 2009 году 350-летия Иркутска врата предлагалось восстановить, но работы так и не были начаты.

Амурские ворота на открытке XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

Реставрация

Триумфальная арка прошла большую реставрацию в 2012 году, в преддверии празднования в Москве 200-летия победы над Наполеоном.

В ходе работ ГКУ «Мосреставрация» произвело следующие действия:

  • была заменена часть облицовки;
  • произведена чистка оставленного облицовочного камня;
  • восстановлен внешний вид металлических скульптурных элементов;
  • отреставрирована конная скульптура с богиней Никой с демонтажем и последующим возвращением на место;
  • железобетонные постаменты под скульптурами воинов заменены на гранитные;
  • черные чугунные колонны стали графитового цвета, как того и хотел автор проекта.

В планах правительства Москвы – открытие смотровой площадки на Триумфальной арке.

Аналоги Триумфальной арки в мире

Триумфальная арка в Москве имеет множество аналогов в мире. Одно- и многопролетные сооружения возводятся в честь победителей или памятных событий. Обычно их устанавливают на въездных магистралях, крупных дорогах, в конце улиц, на мостах. Сохранилось несколько древнеримских арок 200-300-х годов, есть множество сооружений нового времени.

Страна Город Год Событие (назначение)
Франция Париж 1836 В честь Аустерлицкого сражения
Индия Нью-Дели 1931 Памяти воинов, участвовавших в сражениях Первой мировой войны
Испания Барселона 1988 К проведению Всемирной выставки
Германия Берлин 1791 Первоначальное название Бранденбургских ворот – ворота Мира
Англия Лондон 1828 Вход в Букингемский дворец
Италия Рамини 27г. до н.э. Арка Августа – ворота в город
Румыния Бухарест 1922 В честь защитников независимости

Триумфальная арка столицы уже давно воспринимается как монумент мужества и победы русских людей во всех войнах и сражениях, произошедших на нашей земле. В Москве бережно относятся к памяти о великих событиях, стремясь сохранить и передать ее потомкам.

Оформление статьи: Мила Фридан

История

Триумфальная арка была построена в середине 1814 и первоначально была деревянной. Сооружение у Тверской заставы оказалось недолговечным, поэтому в 1826 году встал вопрос о возведении каменной арки. Проект разработал архитектор О.И. Бове, известный по реконструкции Москвы после пожара в 1812 году.

Торжественная закладка арки состоялась в августе 1829 года. В памятник была вмонтирована бронзовая доска с надписью о возвеличивании русского народа в его борьбе против французов.

Строительство велось в течение пяти лет и было завершено в 1834 году. А еще через два года при реконструкции площади у Белорусского вокзала московские Триумфальные ворота разобрали, убранство передали в Музей архитектуры. Через тридцать лет сооружение решили восстановить.

Новым адресом Триумфальной арки в Москве стал Кутузовский проспект. Перед реставраторами была поставлена задача воссоздать первоначальный облик арки. Они создали более 150 моделей – точных копий всех декоративных элементов.

По фрагментам единственной оставшейся колонны были отлиты 12 чугунных двенадцатиметровых колонн. Согласно плану реконструкции Кутузовского проспекта арка была торжественно открыта в 6 ноября 1968 года. Сегодня арка находится на площади Победы недалеко от станции метро “Парк Победы”. Рядом также находится Поклонная гора.

Скульптуры арки

Осип Иванович Бове, работая над проектом, видел все сооружение в целом, включая элементы декорирования. Он сделал множество рисунков, набросков, эскизов фигур и других элементов, которыми пользовались скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев.

Скульптуры из чугуна были отлиты на Мышечском заводе (г. Алексин Тульской губернии). Черный цвет декора выгодно контрастировал с белой облицовкой арки. После демонтажа в 1936 году все сохраненные части были переданы в Музей Архитектуры.

На воссозданной Триумфальной арке часть скульптур – копии, они были изготовлены по гипсовым слепкам. Подлинные композиции и рельефы – колесница с Победой, фигуры воинов, образы Твердости и Храбрости, а также летящие Славы вернулись на памятник после реставрации.

Неиспользованные элементы декора арки Бове выставлены в экспозиции в Скульптурном дворике Музея архитектуры по адресу: ул. Воздвиженка, 5/25.

Композиция «Изгнание французов»

На горельефе изображен жестокий рукопашный бой на фоне кремлевской стены. Под натиском русских воинов французы бегут, бросая оружие и оглядываясь в ужасе. На первом плане – могучий воин с мечом в руке, на его щите – герб России, у ног – поверженный враг с обнаженным торсом.

Фигуры на переднем плане композиции и в ее глубине отличаются по размерам, что обеспечивает объемность сцены. Крупные части горельефа выполнены тщательно, почти ювелирно, создавая ощущение живых тел и напряженность обстановки.

Композиция «Освобожденная Москва»

Красивая женщина-Москва, одетая в сарафан, с короной на голове полулежит в свободной позе. Фоном служат кремлевские зубчатые стены. Она опирается на щит с изображением Георгия-Победоносца, поражающего копьем змея.

Москва окружена мифологическими богами и простыми людьми: старцами, отроками, женщинами. Ее рука с благодарностью протянута к Александру I, освободившему город и народ от захватчика-Наполеона.

Торговые ряды, Театральная площадь, Большой театр

В центре Москвы Осип Бове также перестроил Торговые ряды: он сохранил в своем проекте характер старой постройки, однако придал ей величественность. Углы здания, которые выходили на Ильинку, Бове украсил портиками и колоннами, фризами и лепниной. На углах со стороны Варварки появились полукруглые возвышения с колоннадами. Работу над Верхними и Средними торговыми рядами архитектор завершил в 1816 году. После реконструкции Красная площадь стала самой большой площадью Москвы.

Бове задумал построить также и Нижние торговые ряды, чтобы связать в единый ансамбль площадь с Китай-городом. Эту идею реализовали уже после смерти архитектора, во второй половине XIX века.

Большой театр. Архитектор Осип Бове. 1821-1824. Фотография: Геннадий Соловьев / Фотобанк Лори

Манеж. Архитектор Осип Бове. 1824-1825. Фотография: Наталия Попова / Фотобанк Лори

В феврале 1816 года Академия художеств присудила Осипу Бове звание архитектора. Вскоре утвердили его новый проект — Театральную площадь. Для ее создания снесли старые кварталы, окружавшие бывший Петровский театр, который пострадал еще в 1805 году от пожара. Одной из главных задач стало строительство нового театра. Осип Бове доработал слишком громоздкий и дорогой проект архитектора Андрея Михайлова. Он уменьшил здание, хотя и сохранил саму композицию строения. Строительство театра завершили в 1824 году, а 6 января 1825 года там прошел первый спектакль. Современники писали о богатом убранстве театра, изящном вкусе архитектора и «легкости архитектуры», благодаря которой казалось, что ложи и галереи «держалися в воздухе без всяких поддержек».

Интересные факты

В 1899 году сквозь Триумфальную арку были проложены трамвайные пути, и электрические вагоны, следуя по маршруту Страстная (Пушкинская) площадь – Петровский парк тормозили на остановке с тройным названием: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».

В XIX веке во время открытия каменной арки Бове, приглашенный на торжество митрополит Московский, отказался освятить сооружение из-за присутствия в декоре мифологических богов. Местные жители называли богиню Нику, держащую лавровый венок «бабой с калачом». Русскому мужику, незнакомому с греческой мифологией, были понятнее душевность и гостеприимство русской красавицы с хлебом-солью.

Некоторые источники утверждают, что инициатором послевоенного восстановления Триумфальной арки был первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

Выступая в 1965 году на VIII съезде ВЛКСМ, он с сожалением заметил, что мы не бережем памятники, «несущие в себе патриотическое начало». В ответном слове генеральный секретарь Н.С. Хрущев обещал комсомольцам, что предпримет шаги по восстановлению арки. Свое слово он сдержал.

Во время реставрационных работ 2012 года в сооружении бала найдена записка-послание, в которой сообщалось, что Федор Давыдов последний рабочий, покидающий объект в 1968 году. По аналогии была заложена новая капсула, адресованная потомкам 2062 года со списком всех принимавших участие в реставрации (232 имени).

Демонтаж арки

В 1935 году советским правительством был утвержден масштабный Генплан развития Москвы. В нем предусматривались мероприятия по снесению некоторых зданий, расширению и обновлению проспектов и улиц, возведение новых сооружений, необходимых городу.

Именно в свете выполнения этого плана было осуществлено невиданное ранее для столицы действо: некоторые московские дома были сдвинуты в сторону, освобождая место транспортным магистралям.

Над проектом реконструкции Тверской заставы, ставшей к этому времени крупным транспортным узлом, работала группа архитекторов под руководством А.В. Щусева. Триумфальную арку решили разобрать на время производства земляных работ, и восстановить по их завершении.

С этой целью к демонтажу сооружения подошли со всей ответственностью. Каждый снимаемый элемент подлежал зарисовке, описи, замеру и складированию. Но началась война, которая нарушила многие планы. Все колонны из чугуна (кроме одной) были отправлены на переплавку – воюющей стране нужен был металл.

В декабре 1965 года на заседании Моссовета было принято решение о восстановлении Триумфальной арки, как значимого исторического и художественного объекта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: