Перестройки здания[править | править код]
Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса, служившая символом побед царствования его матери).
Царская эпохаправить | править код
Во время наполеоновского нашествия здание сильно пострадало: были уничтожены завершающий здание деревянный бельведер с обходной колоннадой коринфского ордера, и вознесённые на антаблемент центрального портика здания огромная скульптурная группа и герб Пашковых.
Позже здание было восстановлено с чертами московского послепожарного классицизма: в —1818 годах один из архитекторов «Комиссии для строения Москвы», видимо Осип Бове, восстановил бельведер, заменив прежние коринфские круглые колонны на трёхчетвертные ионические, тем самым утяжелив дом постановкой более тяжёлого ордера над более лёгким. Кроме того, были видоизменены боковые продольные галереи. Первоначально они были открытыми переходными балконами и их венчали только балюстрады, сквозившие на фоне неба, теперь же они перекрыты двускатной кровлей. Утраченная скульптурная декорация не была восстановлена. В 1841 году архитектор А. В. Никитин составил проект перестройки дома под размещение Дворянского института. Он же руководил работами по перестройке совместно с архитектором И. И. Свиязевым.
Здание, функционировавшее как Румянцевский музей, подвергалось перестройкам и в связи с функциональностью: когда Александром II музею была подарена картина Александра Иванова «Явление Христа народу», обладающая огромным размером, специально для неё в 1914 году архитектором Н. Л. Шевяковым был построен сохранившийся до сего дня двусветный Ивановский зал — особое здание рядом с Пашковым домом, спланированное таким образом, чтобы при сравнительно небольшом его размере открывался наиболее удачный её обзор — в конце анфилады зал второго этажа.
Советское времяправить | править код
В соответствии с принятым в 1935 году Генеральным планом реконструкции Москвы рядом с Пашковым домом должна была пройти новая широкая парадная улица — аллея Ильича, соединяющая площадь Дзержинского и площадь с новой архитектурной доминантой Москвы — Дворцом Советов, строящимся на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Тот же Генплан предусматривал возведение нового Большого Каменного моста, съезд с которого должен был плавно влиться в аллею Ильича
Реализация этих идей в конце 1930-х годов стала возможной за счёт поглощения части сада Пашкова дома и сноса ограды, которая была немаловажной частью облика здания. Белые колонны ограды тосканского ордера подчёркивали стремление ввысь от подножия холма, наверху движение подхватывалось колоннами портика
Теперь же зрительское восприятие изменилось: движение начинается не с подножия холма, от колонн ограды, а от цоколя здания на вершине холма. Кроме того архитектором В. И. Долгановым в 1934 году на склоне была сооружена ныне существующая монументальная белокаменная лестница с террасой-трибуной, спускающаяся к Моховой, а на главном фасаде здания, на том месте, где ранее располагался герб Пашкова, был помещён серп и молот. Внутренняя планировка Пашкова дома изменялась более радикально, и от баженовских внутренних стен и лестниц почти совершенно ничего не осталось.
Последнее изменение облика дома Пашкова произошло во время одного из ремонтов в 1980-х годах, когда герб СССР был снят с фасада.
Во время двадцатилетней реконструкции дом с 1988 года не использовался, а после её завершения здесь разместились три отдела Российской государственной библиотеки: редких рукописей, картографии и нотных изданий.
Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно
Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»
Начиналось все как нельзя лучше: заказ на ансамбль в Царицыно поступил от самой Екатерины II. Архитектор Баженов спроектировал пейзажный парк и дворцовый комплекс в необычном для того времени «готическом» стиле. Он и материалы для строительства выбрал нетипичные. Архитектор отказался от использования штукатурки, предпочтя необработанный красный кирпич и белый камень. По плану Баженова в усадьбе должны были появиться дворцы для Екатерины II и великого князя Павла Петровича, окруженные постройками для придворной знати, декоративными павильонами и мостами.
Архитектор настолько «болел» этим проектом, что, когда в казне не стало хватать денег на грандиозное строительство, он вложил в здание свои средства и даже продал дом. Когда деньги закончились, архитектор залез в огромные долги и разорился.
Екатерина II не оценила его старания. Императрица сказала, что деньги были потрачены впустую: потолки дворца ей показались тяжелыми, лестницы узкими, комнаты тесными. Работу над своей резиденцией она передала Матвею Казакову. Но тот тоже не смог закончить строительство. Со временем парк и дворец стали приходить в запустение, и только в начале XXI века усадьба была реконструирована.
Владимирская церковь в Быково
Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
Храм в Быково был построен по заказу владельца усадьбы — Михаила Измайлова. Архитектор Баженов на месте старой деревянной церкви возвел белокаменный готический храм с башенками, богато украшенный скульптурой. Его облик был нетипичным для российской архитектуры в целом и для церковной в частности. Необычной была и форма здания — овальная.
Можно сказать, что это был даже не один храм, а два. Церковь была двухэтажной: верхний этаж, освященный в честь иконы Владимирской Божьей Матери, использовался для богослужений летом, а нижний храм Рождества Христова — для служб зимой. В советское время в здании находилась швейная фабрика, а сегодня храм снова принадлежит Русской православной церкви.
Примечания
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 августа 2007.
- Брунов Н. И. История русской архитектуры. М., 1956. С. 200.
- Архитектурные ансамбли Москвы XV — начала XX веков /Под ред. Т. Ф. Саваренской/. — М., 1997. — С. 227.
- Цирес А. Г. Искусство архитектуры. — М., 1949. — С. 222.
- Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 181. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
- Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, . — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
- ↑ Архитектура Москвы 1933—1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. — М.: Искусство—XXI век, 2015. — С. 203—204. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
- . ТВ «Первый канал» (20 апреля 2009). Дата обращения: 4 апреля 2021.
- . argumenti.ru. Дата обращения: 22 октября 2020.
Владельцы здания[править | править код]
Дом Пашкова и окружающие усадьбы после пожара 1812 года
Дом Пашкова на фоне старого Каменного моста, фотография 1855—1857 годов
- В 1839 году дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета. В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже институт был преобразован в 4-ю городскую гимназию (с 1852 года).
- В 1861 году здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.
- В 1921 году, в связи с поступлением в музей после революции более четырёхсот брошенных, бесхозяйных и национализированных книжных коллекций, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нём осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей. В настоящее время Пашков дом входит в комплекс зданий библиотеки, но много лет не использовался, так как там постоянно производился ремонт, который начался в 1988 году и закончился в 2007 году.
В данный момент в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом — нотно-музыкальный отдел и отдел картографических изданий, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.
Перестройки здания
Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам,
был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было
положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята
венчавшая его статуя Минервы (или Марса, служившая
символом побед царствования его матери).
Царская эпоха
Во время наполеоновского нашествия здание сильно пострадало:
были уничтожены завершающий здание деревянный бельведер с обходной
колоннадой коринфского ордера, и вознесенные на антаблемент
центрального портика здания огромная скульптурная группа и герб
Пашковых.
Позже здание было восстановлено с чертами московского
послепожарного классицизма: в 1815—1818 гг. один из
архитекторов «Комиссии для строения Москвы», видимо Осип Бове,
восстановил бельведер, заменив прежние коринфские круглые колонны
на трехчетвертные ионические, тем самым утяжелив дом постановкой
более тяжелого ордера над более легким. Кроме того, были
видоизменены боковые продольные галереи. Первоначально они были
открытыми переходными балконами и их венчали только балюстрады,
сквозившие на фоне неба, теперь же они перекрыты двускатной
кровлей. Утраченная скульптурная декорация не была
восстановлена.
Здание, функционировавшее как Румянцевский музей, подвергалось
перестройкам и в связи с функциональностью: когда Александром II
музею была подарена картина Александра Иванова «Явление Христа
народу», обладающая огромным размером, специально для нее в 1914
году устроили сохранившийся до сего дня двусветный Ивановский
зал — особое здание рядом с Пашковым домом, спланированное
таким образом, чтобы при сравнительно небольшом его размере
открывался наиболее удачный ее обзор — в конце анфилады зал
второго этажа.
#moscow #russia — mterentyev @ Flickr
Революция и Советское время
]] В 30-е гг. XX в
произошли следующие
крупные изменения в облике Пашкова дома: была снесена ограда сада,
которая была немаловажной частью облика здания. Белые колонны
ограды тосканского ордера подчеркивали стремление ввысь от подножия
холма, наверху движение подхватывалось колоннами портика
Теперь же
зрительское восприятие изменилось: движение начинается не с
подножия холма, от колонн ограды, а от цоколя здания на вершине
холма. Кроме того архитектором М. Долгановым в 1930-х была
сооружена ныне существующая монументальная лестница, спускающаяся к
Моховой, а на главном фасаде здания, на том месте, где ранее
располагался герб Пашкова, был помещен серп и молот. Внутренняя
планировка Пашкова дома изменялась более радикально, и от
баженовских внутренних стен и лестниц почти совершенно ничего не
осталось.
Последнее изменение облика дома Пашкова произошло во время
одного из ремонтов 1980-х гг., когда герб СССР был снят с
фасада.
В 1986 при стоительстве станции метро «Боровицкая» осел
фундамент дома Пашкова, потрескались его перекрытия и здание
оказалось на грани разрушения. До 2007 года находился на
реконструкции.
#moscow #russia — mterentyev @ Flickr
Михайловский замок
Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
Проект Михайловского замка придумал лично Павел I, а детально разработал его любимый архитектор императора — Василий Баженов. Однако непосредственно строительством руководил уже Винченцо Бренна.
Замок был построен там, где когда-то родился Павел I — на месте снесенного Летнего дворца Елизаветы I. Напоминающий средневековую крепость дворец возвели на искусственном острове, со всех сторон окруженном водой, — попасть в замок можно было только по охраняемым мостам. Все фасады здания отличаются друг от друга. Особо торжественно выглядит главный фасад, украшенный барельефом «История заносит на свои скрижали славу России». Среди других петербургских построек того времени замок выделялся и цветом. Необычный розовато-оранжевый оттенок выбрал сам Павел I — по легенде, впечатлила его перчатка одной из фрейлин. В XIX веке во дворце находилось Инженерное училище. Сегодня Михайловский замок — филиал Государственного Русского музея.
Тайны Ваганьковского холма (с посещением дома Пашкова) (пешеходная)
- Главная
- Однодневные из Твери
- Тайны Ваганьковского холма (с посещением дома Пашкова) (пешеходная)
На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев….. Воланд заговорил: — Какой интересный город, не правда ли? Азазелло шевельнулся и ответил почтительно: — Мессир, мне больше нравится Рим! — Да, это дело вкуса, — ответил Воланд.Ваганьковский холм — одно из самых таинственных мест Москвы. Здесь возвышается Дом Пашковых, с крыши которого Воланд любовался столицей. Иоанн IV — грозный царь Московский, тоже любил этот холм, но по совершенно другим соображениям. По мнению некоторых исследователей, здесь не только были построены тайные подземные убежища, в которых хранилась на случай пожаров казна московских Великих князей и где пытали и убивали противников царя, но и находился вход в легендарную подземную Москву. Первый раз на эти галереи наткнулись еще при сооружении одной из начальных станций метро — «Библиотека им. В.И. Ленина», но к сожалению, раскопать его археологам не дали, и вход был поспешно зацементирован. Позже под зданием приборы выявили странную аномалию и обнаружили уникальный археологический объект — выложенный белым камнем колодец диаметром 8 метров и глубиной около 25-30 метров по стенам которого виднелись остатки винтовой лестницы. По мнению исследователей, это уникальное подземное сооружение скорее всего представляет собой вход в подземные системы древней Москвы. Казалось, что еще немного — и исследователи доберутся до дна таинственного колодца, от которого во все стороны расходятся подземные галереи, одна из которых может стать началом новых открытий. Но… работы но расчистке были прерваны, и тайна колодца так и не была раскрыта. В ходе экскурсии мы постараемся приоткрыть завесу над этими мрачными тайнами, а также узнаем: — как в Москве появилось два Ваганьковых; — почему Кремль стоит именно на своём месте; — что за речка стала излюбленным местом прогулок, какую службу она и её берега несли москвичам, когда и куда она подевалась; — что за площадь между Кутафьей башней Кремля и памятником Достоевскому; — почему Грозный царь именно здесь поселил своих верных опричников; — зачем было капитану-поручику Семеновского полка Петру Егоровичу Пашкову скупать за огромные деньги земли со всеми постройками на высоком Ваганьковском холме, чтобы соорудить на нем во многом уникальную, а главное столь огромную усадьбу. Ваганьковский холм – одно из самых древних мест Москвы – в недрах своих хранит немало тайн. А еще он удивителен тем, что с него открывается необыкновенной красоты вид на Кремль. Дом Пашкова стал одним из символов Москвы. Художники пишут с него картины, гравюры, с его изображением печатаются почтовые марки и открытки, коробки и обертки конфет. Его богатейшую и красивейшую историю в подробностях мы не только услышим, но и увидим изнутри, пройдя в течение часа по двору и залам этого «аристократа и труженика», «самого изящного здания России».
В программе:— пешеходная экскурсия;- экскурсия по Дому Пашкова.
Стоимость: взрослый — 900 руб. , ребенок до 14 лет — 900 руб. Продолжительность экскурсии ~ 3,5 часа
Интересные факты[править | править код]
- Глубины Ваганьковского холма под Пашковым домом считаются одним из нескольких возможных вариантов местонахождения легендарной Библиотеки Ивана Грозного.
- Российский журналист Андрей Караулов рассказывал, что в 1993 году бывший глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский чуть было не купил Дом Пашкова. Сделке помешал депутат Государственной Думы Геннадий Райков, который рассказал о сделке тогдашнему президенту России Борису Ельцину.
Согласно этой истории, Ельцин вмешался и сделку отменили.
Дом Пашкова описан в романе «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея.