Почему иван грозный перенес столицу в александров

История

Удивительное место находится всего в 111 километрах от Москвы. Через него проходит древняя река Серая. Ее длина достигает 60 км. Она впадает в Шерну, которая взаимодействует с Клязьмой. Последняя впадает в Оку. Завершает водный путь Волга. Таким образом, город выступает в роли ведущей торговой артерии нашей страны. За последний период территория претерпела существенные изменения в лучшую сторону.

Город Александров Владимирской области имеет несколько мнений относительно своего происхождения. Если основываться на исследованиях краеведа Н.С.Стромилова, то открывается три версии. Первая гласит о том, что ранее поселение называлось Новая слобода. В 15 тысячелетии произошло переименование в Александровскую.

В втором варианте упоминается имя Александра Невского. Он часто приезжал к своему отцу, проживающем в Переславле. Третья версия связана с именами владельцев земли. Это были Александр Иванович Ростовский, Александр Иванович Старков.

Первые улицы города Александров появились еще в эпоху мезолита. Примерно 3 тысячи лет назад здесь господствовали поселения дьяковской культуры. Были отстроены городища Золотая Чаша, Рупусово. Затем появились финно-угорские племена мурома и мерея. Вскоре они перемешались с появившимися тут славянскими племенами. Уже во II тыс. н.э. земля стала частью Ростово-Суздальского княжества, а вскоре и Московского.

В период правления князя Ивана Даниловича Калиты появилось много приезжих людей. Их назвали «слободами». Среди них был боярин Андрей Кобыла. Именно он и являлся первым достоверным предком Романовых. владел Александр Старков. Впоследствии оно перешло к его брату – Алексею.

Новое село Александровское было создано Василием III, который часто приезжал сюда на богомолье. Князь приказал возвести двор, построить церкви Покрова, дворец. Во время царствования Ивана Грозного место служило для решения большого числа государственных вопросов. Резиденция стала центром опричнины. Была отстроена первая провинциальная печатня, функционировала мастерская по написанию книг. Основными районами города Александров являются Черемушки, Комсомольский поселок, Садовня, Куба, Замчаловка, Ликоуша.

Музей рукотворного камня

Выставочная экспозиция музея рукотворного камня

Коллекции этого музея уникальны, и камни, выставленные здесь, невозможно увидеть в других местах.

Причина в том, что живописные кристаллы выращены в искусственных условиях, и технологии их производства принадлежат исключительно Всероссийскому научно-исследовательскому институту минерального сырья (ВНИИСИМС).

В 1954 году в городе открылось наукоемкое производство, нацеленное на производство качественного кварцевого сырья, в котором нуждалась советская радиоэлектроника. Сотрудники института начали с пьезокварца и постепенно разработали технологии создания искусственного асбеста, гранатов, фианитов, малахита, опалов и других кристаллов. Потом родилась идея создать выставку камней, для которой поначалу отбирали образцы с различными дефектами. Постепенно экспонатов накопилось так много, что в 1964 году организовали целый музей.

Экспонат (Выращенные кристалл) музея

В наши дни посетители имеют уникальную возможность увидеть искусственно созданные кристаллы и богатую коллекцию природных образцов.

В музейных залах выставлены белоснежные кальциты, ярко-красные кораллы, нежные топазы и бериллы, цветные граниты, пейзажные яшмы, зеленые нефриты и разные виды мраморов.

В музее рассказывают о технологиях, которые применяют для выращивания кристаллов, и о методах их ювелирной обработки. А в небольшом магазине при музее продают сувениры, сделанные из самых разных минералов, а также красивые ювелирные изделия из натуральных и искусственных камней.

Как работает:

Без выходных с 9.00 до 16.00.

Где расположен:

Музей находится в здании ВНИИСИМСа — в доме 1 по Институтской улице.

← АЛЕКСАНДРОВ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →

Церковь Серафима Саровского

Церковь Серафима Саровского в Александрове находится рядом с железнодорожным вокзалом. Она была построена в 1905 году в русском стиле, расписана в 1910 году в византийском стиле. Строительство храма было посвящено чудесному спасению императорской семьи и самого Александра III во время железнодорожной катастрофы, когда царский поезд сошел с рельсов. Это произошло у станции Борки под Харьковом в октябре 1888 года, в результате аварии погибло 21 человек, 68 человек были ранены.

В память о спасении императора и его семьи по всей России начали строить часовни и церкви. В Александрове такая привокзальная часовня была построена в 1888 году, в 1904 году она была перестроена в каменную церковь. Это один из первых храмов, названных в честь Серафима Саровского.

В 1928 году храм был закрыт и значительно перестроен под вокзальную столовую. Сейчас Серафимовской церкви возвращен прежний облик.

Музеи

В музеях города Александров собраны редкие достопримечательности, дополненные фотографиями и описанием, и рассказывающие об истории прошлых столетий. Приезжим туристам рекомендуется побывать в следующих памятных местах.

  • Художественный музей находится в усадьбе купца Первушина, был организован в 1898 году местными культурными организациями. В нем хранятся ценные картины 19 и 20 столетий, а также другие предметы искусства и быта. При входе в особняк гостей встречают живые персонажи 19 века, одетые в купеческие одежды, которые проводят знакомство с домом и экспонатами, ведут беседы о былых временах, традициях и жизни купеческих семейств.

    На территории усадьбы Первушина несколько зданий, в каждом из которых реалистично воссозданы интерьеры прошлых лет. В крестьянской избе можно ознакомиться с бытом простолюдинов, а для любителей веселого досуга создана специальная театрализованная программа с танцами и играми. Все желающие примеряют костюмы сказочных героев. Выставочный зал находится в постройке, служившей раньше торговыми рядами. Здесь представлены художественные достопримечательности, коллекция полудрагоценных камней и многое другое.

  • Александров – город, который хранит память разных эпох. Для тех, кто родом из СССР или интересуется историей этого времени, создан музей «Ретро».

    Его экспонаты – игровые автоматы советских времен. Во время экскурсии можно узнать много интересного об их появлении и предназначении. А после опробовать собственноручно каждый агрегат. Для того чтобы сыграть в морской бой, городки, тир, настольный хоккей или в другие игры, надо купить на входе монеты. Уникальное место интересно не только для взрослых, но и для детей.

  • Город Александров, находящийся во Владимирской области, известен достопримечательностями в виде рукотворных самоцветов. Нигде в мире нет такого разнообразия камней, как в Музее рукотворного камня.

    Минералы созданы в специальных лабораториях научно-исследовательского института. Сотрудники долгое время собирали камни с оригинальными дефектами и идеальной формы. И в середине 20 столетия их накопилось так много, что было принято решение открыть музей. Его обустроили прямо в институте. Здесь можно ознакомиться с искусством выращивания и обработки самоцветов. Рядом находится киоск, в котором продаются камни-талисманы.

  • Музей Марины и Анастасии Цветаевых погружает посетителей в творческую атмосферу поэтов серебряного века.

    Он открыт в доме младшей сестры поэтессы – Анастасии. Марина часто гостила у неё, особенно в годы репрессий. В деревянном домике Цветаева написала вторую книгу прозы. Ее частыми гостями были другие известные поэты. Попав в город Александров, литературную достопримечательность стоит искать на карте в районе Военного переулка. Экспозиция представлена в 6 залах и открыта в двух домах – у Цветаевых и у их соседей Лебедевых. В ее состав входят старинные фотографии, картины, предметы мебели, интерьера и гардероба. Для каждого посетителя сотрудники музея проводят персональные экскурсии.

Почитайте: Самобытный Таганрог

Музей сестер Цветаевых

Писательница Анастасия Цветаева снимала дом в Александрове с осени 1915 по май 1917 год. Сюда она переехала со своим мужем Маврикием Александровичем Минцем, который был отправлен сюда по службе. Знаменитая поэтесса Марина Цветаева приезжала к сестре погостить. Этот период стал одним из самых плодотворных в ее жизни и назван литературоведами, как «Александровское лето Марины Цветаевой». Здесь ею был написан цикл стихотворений «К Ахматовой», «Стихи о Москве» и многие другие. Анастасия Цветаева написала здесь автобиографическую книгу «Дым, дым и дым…».

Музей сестер Цветаевых был открыт в 1991 году в усадьбе учителя математики А.А. Лебедева, где они жили в начале XX века. Вот как Марина Цветаева описывала этот дом в своих воспоминаниях:

С 1982 года в Александрове ежегодно проходит Цветаевский фестиваль поэзии — в последнюю неделю июня. Музей Цветаевых также представляет экспозицию «Александров — столица 101-го километра», посвященную талантливым и известным жертвам политических репрессий, вынужденных жить в Александрове, за 101 километром от Москвы.

Второе рождение Александровой слободы

В годы правления царя Алексея Михайловича Александровская слобода пережила свое второе рождение. По приказу царя в 1654 г. здесь был основан монастырь, получивший название Успенская обитель. В течение нескольких десятков лет он был превращен в мощную крепость. Его территорию окружили каменными стенами, протяженность которых составляла около 1 км. По углам возвели 4 каменные башни с бойницами.

Стены и башни Успенского монастыря сохранились до наших дней, а вот от крепости Ивана Грозного уцелели только остатки валов и рвов. Сейчас в стенах древнего Александрова кремля распологается музей-заповедник «Александровская слобода», а сам кремль несомненная историческая достопримечательность России.

Укрепление слободы Иваном Грозным

Крепость занимала довольно обширную территорию и имела в плане форму, близкую к прямоугольнику. Стены крепости состояли из двух рядов бревен, между которыми была засыпана земля. За стенами вырыт ров. Со временем, во избежание пожара, деревянную крепость облицевали кирпичом, хотя, как правило, деревянные рубленые крепости обмазывали глиной. Крепость же Александровской слободы благодаря слою кирпичной кладки на первый взгляд казалась каменной. Так она представлена и на старинных изображениях, и в описаниях некоторых очевидцев.

Крепость Александровской слободы имела несколько проездных ворот. Главные из них, называвшиеся Большими, находились с западной стороны и вели к Соборной площади, занимавшей в слободе виднейшее место. Были еще Благовещенские и Богоявленские ворота. Оборонительные качества слободы были усилены 2 высокими каменными башнями, соединенными переходом.

Подступы к крепости бдительно охранялись — уже в 3 верстах от Александровской слободы были установлены заставы. Верные царю стражи не допускали никого без разрешения государя ни в слободу, ни за ее пределы.

А поблизости от резиденции Ивана Грозного селились только проверенные представители служилого класса.

Ярмарка невест

Пребывание Ивана Грозного в Александровской слободе известно ещё и тем, что здесь царь проводил знаменитые смотры невест. После смерти Марии Черкасской Грозный не стал искать жену за рубежом, а велел переписать дворянских девок-невест по всей стране. В Александровскую слободу были свезены 2000 «невест». На протяжении нескольких месяцев они жили здесь, приглянувшихся царь «звал» к себе, а после выдавал за кого-нибудь из придворных.

Смотрины позволили отобрать сначала 24, а затем 12 самых красивых девиц. Выбор царя пал на Марфу Собакину. Выбор Марфы Собакиной был вызван, скорее всего, участием Малюты Скуратова. Марфа была его родственницей. При помощи столь выгодного брака Скуратов стал родственником Грозного, что серьезно подняло его «вес». Скоропостижная смерть Марфы позволило тому же Скуратову провести «зачистку» среди своих коллег по опричному руководству.

Саин-Булат

В 1575 году Иван Грозный вторично отрекся от престола и посадил на трон служилого татарского хана Симеона Бекбулатовича. Современники не понимали смысла затеи монарха. Распространился слух, будто государь был напуган предсказанием кудесников. Известие об этом сохранил один из поздних летописцев: «А говорят нецыи, что для того сажал (Симеона), что волхви ему сказали, что в том году будет пременение: московскому царю будет смерть».

Предупреждения такого рода самодержец получал от колдунов и астрологов не однажды. Иван же стал называть себя «холопом Ивашкой». Но показательно, что власть «холопа» почему-то продолжала распространяться на земли бывшего Казанского ханства, где Иван сохранял титул царя.

Скорее всего, Иван побоялся, что, оказавшись под властью настоящего чингизида, казанцы пожалуй воспрянут духом, подобьют Симеона на восстание. Конечно, Симеон не был настоящим царем, неопределенность его положения усугублялась тем обстоятельством, что он занял царский трон, но получил вместо царского один только великокняжеский титул.

На третьем месяце правления Симеона Грозный сказал английскому послу, что сможет вновь принять сан, когда ему будет угодно, и поступит, как Бог его наставит, потому что Симеон еще не утвержден обрядом венчания и назначен не по народному избранию, а лишь по его соизволению. Правление Симеона продолжалось 11 месяцев, после чего Иван смещает его, щедро награждает Тверью и Торжком, где Симеон и умирает аж в 1616 году, приняв перед смертью монашество. Почти год Грозный проводил свой эксперимент. Как хороший шахматист, он вёл позиционную игру.

Крестьянская изба Александровской слободы

Крестьянская изба Александровской слободы

Крестьянская изба Александровской слободы

Здесь воссоздан быт крестьян конца XIX века. Центральное место занимает русская печь, рядом расположены различные бытовые предметы. Учитывая, что в семьях было по десять и больше детей, места, конечно, внутри не много.

Крестьянская изба Александровской слободы

Крестьянская изба Александровской слободы

Крестьянская изба Александровской слободы

Крестьянская изба Александровской слободы

Далее идем в небольшое каменное строение, в котором раньше размещался больничный корпус. Сейчас внутри представлена экспозиция «провинциальная гостиная». Здесь выставлены предметы обстановки лучших домов Алекcандрова конца XIX- начала XX века. Есть какие-то вещи знаменитых местных фабрикантов Барановых.

Провинциальная гостинная

Провинциальная гостинная

Провинциальная гостинная

Провинциальная гостинная

Рядом древний Успенский храм, заложенный в XVI веке. Тогда с государевым двором его соединяли галереи. Сейчас внутри размещается экспозиция «В купеческой лавке».

Успенская церковь

Успенская церковь

Здесь можно увидеть, чем же торговали александровские купцы в начале прошлого века. В зале выставлены швейные машинки, прялки, короба. Также можно посмотреть на знаменитые барановские ткани, которым больше ста пятидесяти лет, а краски на них абсолютно не выцвели. Под храмом еще одно подземелье, в котором звучит зловещая музыка. Здесь же находится чайная, где можно купить пирожки и выпить кофе.

В купеческой лавке

В купеческой лавке

В купеческой лавке

В купеческой лавке

Кроме того на территории Александровской слободы сохранились многочисленные хозяйственные постройки: каретник, водоналивная палатка, крепостные башни.

Даже без экскурсии осмотр Александровской слободы занял несколько часов. Выходя с территории, возле касс мы купили себе несколько сувениров с изображением Ивана Грозного и видами Слободы. В основном продают стандартные магнитики, кружки и тарелки. Кроме того, можно приобрести пряники с рисунками, сделанные в Покрове.

Александровская слобода необычайно привлекательна для туристов своей загадочной атмосферой и древними архитектурными сооружениями, которые переносят нас в средневековую Русь, где оживают жестокие, но в то же время великие времена. Именно Иван Грозный увеличил территорию нашего государства почти в два раза, завоевав Казанское и Сибирское ханства, первым устремил свой взор на Европу. В Александровской слободе можно получить наиболее полное представление о его неоднозначной, но весьма заметной в истории нашей страны личности.

Александровская Слобода — опричная столица Ивана Грозного

По кончине великого князя Московского Василия III, последовавшей в 1533 году, Александровская слобода не осталась без царского внимания: будущий царь Иван Грозный впервые побывал в ней в младенческие годы, при жизни своего отца, — в 1532 году. Он полюбил эти места и часто наезжал в слободу и позже — до 1565 года историки насчитали еще десять таких приездов. А с 1565 года, когда была учреждена опричнина, царь, бросив «неверную» Москву, и вовсе переселился сюда на постоянное жительство, на целых семнадцать лет по сути превратив Александровскую слободу в столицу Русского государства.

На территории государева двора были воздвигнуты подлинные шедевры древнерусского каменного зодчества: Распятская, Троицкая (ныне Покровская) и Успенская церкви.

Об укреплении своей резиденции царь Иван IV Грозный, повсюду подозревавший заговоры и измены, проявлял особую заботу. По словам очевидцев, царская резиденция, которую часто называли Александровым Кремлем, представляла собой хорошо защищенную крепость.

Музей сестер Цветаевых

Писательница Анастасия Цветаева снимала дом в Александрове с осени 1915 по май 1917 год. Сюда она переехала со своим мужем Маврикием Александровичем Минцем, который был отправлен сюда по службе. Знаменитая поэтесса Марина Цветаева приезжала к сестре погостить. Этот период стал одним из самых плодотворных в ее жизни и назван литературоведами, как «Александровское лето Марины Цветаевой». Здесь ею был написан цикл стихотворений «К Ахматовой», «Стихи о Москве» и многие другие. Анастасия Цветаева написала здесь автобиографическую книгу «Дым, дым и дым…».

Музей сестер Цветаевых был открыт в 1991 году в усадьбе учителя математики А.А. Лебедева, где они жили в начале XX века. Вот как Марина Цветаева описывала этот дом в своих воспоминаниях:

С 1982 года в Александрове ежегодно проходит Цветаевский фестиваль поэзии — в последнюю неделю июня. Музей Цветаевых также представляет экспозицию «Александров — столица 101-го километра», посвященную талантливым и известным жертвам политических репрессий, вынужденных жить в Александрове, за 101 километром от Москвы.

Опричнина

Александровская слобода — своеобразная родина опричнины. Об опричнине сегодня сложилось достаточно поверхностное впечатление. Она воспринимается исключительно как система авторитарного контроля. На деле же, все было и проще, и сложнее одновременно. По сути, когда Грозный поднял вопрос об опричнине, то речь шла о разделении страны на две части. Одна подчинялась лично царю, другая- управлялась по старой схемпе.

Сам термин «опричнина» выводится от слова «опричь», которое обычно переводят как «кроме», хотя более точный перевод – «помимо». Список того, что царь хочет взять себе, в опричнину, видимо, был готов заранее. В него вошли лучшие земли, самые богатые области, а там, где неудобно было брать в опричнину весь город, ее делили на две части. Опричнина была формой феодального правления. Формировать опричнину было удобно в Александровской слободе. Безопаснее и надежнее.

Немного о правлении Ивана Грозного в Александровой слободе

Иван Грозный прожил в Александровской слободе со своими опричниками 17 лет, за что слобода снискала мрачную славу «кровопийственного града». Отсюда он в январе 1565 г. направил в Москву послания о своем отречении от власти ввиду «измен» бояр и князей, пособниками которых называл архиереев. Здесь же он принял послов Боярской думы и продиктовал свои условия, разделил государство на 2 части, учредив опричнину — особый государев удел, в который по своему произволению отобрал наиболее ценные города и земли.

Остальной территорией (земщиной) управлять полагалось Боярской думе. В то же время царь под предлогом борьбы с изменниками добился права самовольно, без согласия Думы, казнить опальных бояр и отбирать в казну их имущество.

На основе старого государева двора было создано опричное войско, в которое царь отбирал наиболее надежных, с его точки зрения, людей.

Саин-Булат

В 1575 году Иван Грозный вторично отрекся от престола и посадил на трон служилого татарского хана Симеона Бекбулатовича. Современники не понимали смысла затеи монарха. Распространился слух, будто государь был напуган предсказанием кудесников. Известие об этом сохранил один из поздних летописцев: «А говорят нецыи, что для того сажал (Симеона), что волхви ему сказали, что в том году будет пременение: московскому царю будет смерть». Предупреждения такого рода самодержец получал от колдунов и астрологов не однажды. Иван же стал называть себя «холопом Ивашкой». Но показательно, что власть «холопа» почему-то продолжала распространяться на земли бывшего Казанского ханства, где Иван сохранял титул царя. Скорее всего, Иван побоялся, что, оказавшись под властью настоящего чингизида, казанцы пожалуй воспрянут духом, подобьют Симеона на восстание. Конечно, Симеон не был настоящим царем, неопределенность его положения усугублялась тем обстоятельством, что он занял царский трон, но получил вместо царского один только великокняжеский титул.На третьем месяце правления Симеона Грозный сказал английскому послу, что сможет вновь принять сан, когда ему будет угодно, и поступит, как Бог его наставит, потому что Симеон еще не утвержден обрядом венчания и назначен не по народному избранию, а лишь по его соизволению. Правление Симеона продолжалось 11 месяцев, после чего Иван смещает его, щедро награждает Тверью и Торжком, где Симеон и умирает аж в 1616 году, приняв перед смертью монашество. Почти год Грозный проводил свой эксперимент. Как хороший шахматист, он вёл позиционную игру.

Отъезд Ивана Грозного из Москвы

3 декабря 1564 года Иван Грозный неожиданно покинул Москву. Перед этим он успел поссориться практически со всеми своими приближёнными. Некоторые из них, как, например, Андрей Курбский, небезосновательно боясь мести царя, бежали в Литву. Царская семья уехала за 150 км от Москвы в Александровскую слободу. С собой царь прихватил не только государственную казну, но также и всю свою библиотеку, иконы и символы власти.

Александровскую слободу построил ещё предшественник Ивана Грозного Василий III. По примеру многих европейских монархов он мечтал о собственном «версале», однако получилось, конечно, нечто другое — величественные дворцовые сооружения, кремль и главный собор, названный сначала Покровским, а затем Троицким. Василий III использовал Александровскую слободу как загородное имение: здесь он пировал, охотился, иногда встречался с послами.


«Москва при Иване Грозном. Красная площадь», 1902 г. А. М, Васнецов. (artchive.ru)

После смерти царя владение досталось его жене Елене Глинской

Иван Грозный обрёл власть ещё в юном возрасте и сразу же обратил внимание на слободу, которая перешла ему по наследству: там он даже вручал награды воинам, прославившим себя в бою

А за год до переезда Грозный, ставший после смерти жены маниакально подозрительным, вывез в Александровскую слободу сундуки с документами государственной важности

Прошло около месяца с того момента, как Иван Грозный покинул Москву. Бояре и высокопоставленные служители церкви недоумевали: от царя не было никаких вестей. Впрочем, долго так продолжаться не могло. В самом начале 1565 года митрополит получил от Ивана Грозного письмо с жалобой царя на бояр, которые, по его мнению, чинят беззаконие и злодействуют на протяжении десятков лет. Лицам духовным досталось не меньше: они, как писал Грозный, заступаются за виновных и не дают их казнить.


«Александровская слобода». А. В. Маслов. (artnow.ru)

После письма никаких новостей из Александровской слободы не поступало ещё месяц. Наконец, Иван Грозный вернулся в Москву, чтобы донести до своих приближённых: он согласится вновь взять управление государством в свои руки, но только при условии создания «опричного двора». Собственно, так на Руси и появились опричники — своеобразные телохранители царя.

Опричнина

Александровская слобода — своеобразная родина опричнины. Об опричнине сегодня сложилось достаточно поверхностное впечатление. Она воспринимается исключительно как система авторитарного контроля. На деле же, все было и проще, и сложнее одновременно. По сути, когда Грозный поднял вопрос об опричнине, то речь шла о разделении страны на две части. Одна подчинялась лично царю, другая- управлялась по старой схемпе.

Сам термин «опричнина» выводится от слова «опричь», которое обычно переводят как «кроме», хотя более точный перевод – «помимо». Список того, что царь хочет взять себе, в опричнину, видимо, был готов заранее. В него вошли лучшие земли, самые богатые области, а там, где неудобно было брать в опричнину весь город, ее делили на две части. Опричнина была формой феодального правления. Формировать опричнину было удобно в Александровской слободе. Безопаснее и надежнее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: