Какие достопримечательности находятся рядом с Золотыми Воротами во Владимире
Владимир – прекрасный город, лучшее место для туриста, любящего гулять пешком. Все достопримечательности находятся в радиусе 20-25 минут неспешной ходьбы друг от друга. Таким образом, если есть желание, можно прогуляться от вокзалов до
Золотых ворот пешком и увидеть практически все основные достопримечательности города:
- часовню Жён-мироносиц и Поклонный крест (на ул. Вокзальный спуск);
- комплекс владимирского Кремля (на ул. Большая Московская) – центральная достопримечательность города (стены, башни, соборы, монастырь, парки и набережная);
- Исторический музей (на ул. Большая Московская, 64);
- памятник 850-летие Владимиру (Спасская площадь – ул. Большая Московская).
Рядом с Золотыми воротами находится сохранившийся до наших дней участок земляного вала и древней крепости – Козлов вал. Высота его всего 6 м (две трети от изначальной).
Вал сохранился благодаря усилиям купца Козлова, который в XVIII веке выкупил этот участок земли. Козлов вал является фактическим историческим памятником, который охраняется региональными властями.
Также рядом (на Дворянской улице) находится очень необычный музей Хрусталя и Музей Бабуси-Ягуси.
Полезно знать! Золотые Ворота – уникальное архитектурное сооружение, аналогов которому нет нигде в мире. Владимирцы очень любят этот памятник. Молодожёны считают необходимым пройтись под аркой ворот и загадать желание, а гости города обожают фотографироваться на их фоне.
История московской Триумфальной арки
К победному возвращению нашей армии из Европы в 1814 году была построена деревянная арка на Тверской заставе. В те времена именно здесь въезжали в город.
Воины-победители торжественно прошли под деревянными воротами. Постепенно сооружение разрушалось. Решение, возобновить ворота в камне, принял император Николай I.
Проект воплотил известный отечественный архитектор О.И.Бове. Именно он восстанавливал столицу после пожара 1812 года. Памятное сооружение прославляло победу над армией великого полководца и свидетельствовало о непобедимом духе русского народа и величии царской династии, управлявшей страной.
Открытие памятника состоялось только в 1834 году. Пять лет московское руководство не могло найти деньги и закончить строительство.
Украшениями для арки занимались скульпторы Витали и Тимофеев. Николай I написал текст, выбитый на карнизе на двух языках: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный.1826«.
Отметим! Около ворот были выстроены два караульных помещения, прилегающая территория благоустроена. На рисунках того времени, запечатлевших сооружение, видны ухоженная площадь, а сзади – бескрайние русские поля до горизонта.
В течение 19 века Москва стремительно разрасталась. Около арки был построен вокзал, получивший позже название Белорусский. Трамвайные пути шли прямо под парадными воротами. Это место перестало быть въездом в город и стало его районом.
Созданный после Октября план реконструкции столицы предписал убрать сооружение. В 1936 году ворота были аккуратно разобраны и перевезены в Донской монастырь
Вопреки традициям большевицкого режима крушить царское наследие, с деталями обошлись осторожно. Все элементы были пронумерованы и каталогизированы
Полезно знать! Первоначальный замысел, вернуть арку на благоустроенную площадь у вокзала, не реализовали. Однако коммунистическое руководство страны решило украсить Москву величественным сооружением.
В 1968 году Триумфальная арка заняла свое нынешнее место – площадь Победы у Поклонной горы. Именно здесь в столицу вошла французская армия – арку поставили совершенно правильно.
Проблема установки грандиозного памятника
Триумфальные ворота были установлены на Кутузовском проспекте, одной из самых оживленных автомагистралей столицы, носящей имя великого главнокомандующего. В 60-е годы прошлого века место возведения памятника вызвало среди специалистов большие споры. За прошедшие полтора века первопрестольная изменилась неузнаваемо.
Прежде всего, город значительно вырос вверх. Послевоенное строительство домов большой этажности подавляло, делало не столь грандиозным триумфальное сооружение. Кроме того, город расширил свои границы – то, что прежде было окраиной, сегодня оказалось почти центром.
В 1962 году неподалеку от Поклонной горы было открыто новое здание панорамы-музея «Бородинская битва». Полотно работы Ф. Рубо, написанное в 1911 году, было изъято из запасников, отреставрировано и размещено в 23-метровом цилиндре здания. Поклонная гора – историческое место, где в 1812 году Наполеон ждал русскую депутацию с ключами от покоренной столицы, от Кремля. Ждал напрасно.
Решив установить в историческом месте третий объект, напоминающей о Победе русского оружия над Наполеоном, архитекторы предварительно подготовили площадку. Чтобы зрительно сохранить высоту сооружения, были проведены земляные работы по снижению окружающих холмов.
Арку было решено отдалить от многоэтажных зданий, стоящих по обе стороны проспекта. Расширенную в этом месте магистраль разделили площадкой-островом, на которой и установили ворота. Триумфальная арка не проездная, поток автомобилей огибает ее с двух сторон, а площадка, на которую ведут подземные переходы, отдана полностью во власть туристов и отдыхающих.
Внешний вид
Триумфальные ворота выполнены в простом и строгом стиле по образцу древнеримских дворцов. Представляют собой грандиозное сооружение высотой более 30 м, шириной 28 м, размер арки с внутренней стороны составляет 8 м х15 м. Со всех сторон строение окружено двенадцатью колоннами, украшенными коринфскими капителями (капитель – венчающая часть колонны) диаметром 1 м. Декор по древним античным образцам выполнен в виде канелюр (вертикальный желоб колонны).
На стенах создатели поместили благодарственную надпись от всего народа России, текст на аттике гласит: «Победоносной Российской императорской Гвардии Признательное отечество». Также были увековечены названия гвардейских полков, участвующих в военных действиях 1812 года, среди которых Уланский, Казачий, Гусарский, Драгунский. С западной стороны золотыми буквами написаны названия кавалерийских соединений, с восточной – перечислены пехотные части. Другая надпись напоминает о сражениях, в которых принимали участие наши войска, в том числе в населенных пунктах: Бородино, Лейпциг, Париж и других.
Триумфальная арка: разрушение и вторая жизнь
Радикальные перемены в истории страны отразились на судьбе триумфальной арки. Во время
Гражданской войны постройку разграбили. В 1923-м при установившейся советской
власти с нее сняли гербы Российской Империи и православные символы. Сооружение
переименовали в Комсомольскую арку. В 1927-м николаевские ворота снесли как не
представляющие исторической и художественной ценности и мешающие проезду по
улице Первого Мая (ныне Петра Великого).
Идея восстановить утраченную
достопримечательность родилась еще в 1998-м у владивостокского предпринимателя
Александра Васильевича Ермолаева, позднее краевого депутата от «Российской
партии Пенсионеров». На собственные средства он нанял коллектив специалистов,
которым предстояло возродить исторический памятник. Поскольку оригинальные
чертежи не сохранились, облик сооружения восстанавливали по старинным
фотографиям и рисункам.
20 марта 2002 состоялась торжественная закладка Николаевских триумфальных ворот. Церемония сопровождалась молебном. Место строительства освятил епископ Владивостокский и Приморский Вениамин. Арка увековечивает память о пребывании во Владивостоке последнего русского императора Николая II. Арка цесаревича ныне стоит на пешеходной части улицы Петра Великого рядом с часовней Андрея Первозванного. Арка представляет точную копию разрушенной, хотя и смещена на несколько метров относительно первоначального положения.
Открытие Николаевских ворот состоялось 16 мая 2003 года. Церемония сопровождалась освещением и молебном.
Новая триумфальная арка увековечила память о визите во Владивосток цесаревича Николая
Где искать?
Мы уже говорили, что защитники Владимира почти все погибли, спросить и в XIII веке было не у кого. Историки, изучив все возможные документы, продолжают считать, что золоченые створки спрятаны на дне реки Клязьмы. Пока ни практические изыскания профессиональных археологов, ни даже активное и грубое вмешательство пресловутых «черных копателей» результатов не дали. Со временем появились и другие версии. Версия о том, что река Клязьма является местом схрона, все чаще вызывает сомнение, так как она находится далековато, да и разведчики Батыя могли засечь место тайника. Поэтому появилась версия, что створки покоятся в городской стене или на валу, а то и спрятаны в подземном тайнике прямо под воротами. Есть еще версия, что их действительно утопили, но в другой реке – Лыбеди, которая тогда была более полноводной и располагалась ближе.
В 1970 году из Японии поступило очень интересное предложение. Одна японская корпорация предложила расчистить дно реки Клязьмы и расширить ее русло. За работу они не просили денег, но в качестве оплаты хотели забрать все, что найдут на дне реки. Советские власти решили отказать, и никто до сих пор не знает, что они хотели там найти. Есть вероятность, что они искали то ли золотые пластины легендарных ворот, то ли залежи мореного дуба, которого там много.
Золотые ворота в конце XIX века
Тем не менее тайна Золотых ворот так и остается тайной. Можно только позавидовать современникам или нашим потомкам – тем из них, кто все-таки доберется до истины. А тайн наша история оставила еще достаточно. До сих пор не стихают споры, где искать Янтарную комнату, библиотеку Ивана Грозного, икону Казанской Божией Матери, крест Евфросинии Полоцкой и многое другое. Успехов вам, кладоискатели!
Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте[ | ]
10 декабря 1965 года Совет Министров СССР, учитывая «…большую художественную ценность и общественно-историческое значение…», принял Постановление № 1059 «О восстановлении Триумфальной Арки Отечественной Войны 1812 года в г. Москве».
В 1966—1968 годах по проекту коллектива архитекторов (И. П. Рубен, Г. Ф. Васильева, Д. Н. Кульчинский) под руководством архитектора-реставратора В. Я. Либсона копия Триумфальной арки была сооружена на новом месте — на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва».
При сооружении ворот были использованы обмерные чертежи и зарисовки ворот 1936 года, а также авторская модель сооружения, хранившаяся в Музее архитектуры. Однако копия ворот отличается от оригинального сооружения. Так, в конструкциях стен, сводов и цоколя новых ворот вместо кирпича использовали железобетон, облицовку белым камнем заменили на крымский известняк сероватого оттенка и гранит, кордегардии и решётки не восстановили. Сохранявшиеся на территории бывшего Донского монастыря подлинные детали, статуи и чугунные рельефы использованы не были — более 150 скульптур отлили заново на Мытищинском заводе. По деталям единственной уцелевшей чугунной колонны на отлили 12 новых.
Тексты на памятных досках при восстановлении ворот также изменили: со стороны Можайского шоссе поместили часть надписи с закладной доски 1829 года, а со стороны города — строки из приказа М. И. Кутузова от 21 декабря 1812 года, обращенного к русским воинам: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нём громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».
Торжественное открытие ворот состоялось 6 ноября 1968 года.
Реставрация (2012)
В феврале 2012 года в ходе подготовки к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года на Триумфальной арке начались масштабные ремонтно-реставрационные работы. До начала работ мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии.
Ремонтно-реставрационные работы выполняло ГКУ «Мосреставрация». В результате была заменена большая часть пришедшей в негодность облицовки, проведена расчистка каменных стен и скульптурных групп, а также выполнены реставрационные работы по металлическим скульптурным элементам, не подлежавшим демонтажу. В ходе работ пришлось снимать венчающую врата колесницу и скульптуру богини Ники. 31 мая 2012 года статуя была установлена на прежнее место. Общая стоимость работ составила 231,5 миллиона рублей.
Открытие Триумфальной арки после реставрации состоялось 4 сентября 2012 года. На церемонии открытия присутствовал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о планах соорудить на воротах смотровую площадку.
Интересные факты
В 1899 году сквозь Триумфальную арку были проложены трамвайные пути, и электрические вагоны, следуя по маршруту Страстная (Пушкинская) площадь – Петровский парк тормозили на остановке с тройным названием: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».
В XIX веке во время открытия каменной арки Бове, приглашенный на торжество митрополит Московский, отказался освятить сооружение из-за присутствия в декоре мифологических богов. Местные жители называли богиню Нику, держащую лавровый венок «бабой с калачом». Русскому мужику, незнакомому с греческой мифологией, были понятнее душевность и гостеприимство русской красавицы с хлебом-солью.
Некоторые источники утверждают, что инициатором послевоенного восстановления Триумфальной арки был первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Выступая в 1965 году на VIII съезде ВЛКСМ, он с сожалением заметил, что мы не бережем памятники, «несущие в себе патриотическое начало». В ответном слове генеральный секретарь Н.С. Хрущев обещал комсомольцам, что предпримет шаги по восстановлению арки. Свое слово он сдержал.
Во время реставрационных работ 2012 года в сооружении бала найдена записка-послание, в которой сообщалось, что Федор Давыдов последний рабочий, покидающий объект в 1968 году. По аналогии была заложена новая капсула, адресованная потомкам 2062 года со списком всех принимавших участие в реставрации (232 имени).
Арки и ворота: взгляд в историю
Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы — арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.
Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.
Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.
Вид на Красные ворота с пролётки. Автор Н.М. Щапов. Москва. 20 апреля 1902 года
Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе — речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).
Другой аналог триумфальных арок — Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус — божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря — вход в рай. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIII — начало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок .
В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.
Бранденбургские ворота в Калининграде
Первые деревянные врата в Калининграде (тогда — Кёнигсберге) на этом месте были построены в 1657 году, а через 100 лет по указанию Фридриха II были заменены каменными. Первоначально эти врата не были триумфальными, а несли практическую функцию: защищали город от вражеских набегов. За стенами всегда дежурил гарнизон караульных, были здесь и подсобные помещения. В середине века врата перестали носить фортификационную функцию. В 1843 году они были перестроены и украшены декоративными фронтонами, крестообразными цветами, листьями на навершиях, гербами и медальонами. Также на них были установлены портреты знаменитых прусских военных. Ворота были сохранены советской властью и дошли до наших дней. Сегодня они продолжают выполнять транспортную функцию, оставаясь проездными.
Бранденбургские ворота в Калининграде входили в систему обороны города и служили укрытием при въезде в него. Это единственные городские ворота Калининграда, до сих пор использующиеся по прямому назначению. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко
Загадка городских ворот
Главная загадка достопримечательности Владимира — пропажа знаменитых золоченых створок. Их сняли и спрятали горожане, не желая, чтобы ценные реликвии достались захватническим войскам монголо-татар. Вопрос заключается в том, куда же они спрятали двери, которые спустя столетия никто не смог найти.
Есть версия, что горожане утопили их в Клязьме. В пользу нее говорит и интерес японцев к реке, который был проявлен в 1970-х годах. Они предложили руководству СССР расширить русло Клязьмы и очистить дно от мусора, но в качестве вознаграждения просили разрешения забрать все найденное. Не исключено, что японцы хотели найти именно утерянную реликвию.
Интересный факт! Створки Золотых ворот признаны ЮНЕСКО утраченными человечеством шедеврами.
По еще одной версии золотые створы спрятаны под фундаментом достопримечательности. Однако доподлинно ничего не известно.
Золотые ворота Владимира — довольно скромная с точки зрения современной архитектуры постройка
При этом она неизменно привлекает внимание проходящих и проезжающих мимо жителей, гостей города. Белый камень, необычно расположенная церковь и масштабы строения никого не оставляют равнодушным
Как менялись Золотые ворота
За многовековую историю Золотые ворота Владимира подвергались разрушению со стороны завоевателей, горели, перестраивались. Именно поэтому они дошли до современников несколько в ином виде, чем строились первоначально.
Так, сооружение осело в землю примерно на 1,5 м, а со времен его возведения сохранились: основа из камня, петли для навешивания дверей, деревянный настил с оборонительной площадки — фрагментарно.
Знаковые даты и события, повлиявшие на внешний вид постройки:
- Нашествие монголо-татар в XIII веке, когда при завоевании Владимира они использовали стенобитные машины.
- Вторая половина XV века — ремонт надвратной церкви.
- Восстановительные работы в конце XVII века.
- Городской пожар 1778 года.
- Конец XVIII века, когда прорыли земляные валы, подпирающие постройку. В этот же период укрепили свод, заново построили церковь (уже из кирпича), пристроили контрфорсы, заменили лестницу в южной стене.
Интересный факт! Участок земли, который примыкал к южной стене сооружения, в XIII веке выкупил купец Козлов. По его фамилии и была названа сохранившаяся часть земляного вала, служащего для укрепления города. Высота Козлова вала на сегодняшний день составляет около 6 м. Горожане считают его историческим памятником, имеющим не меньшее значение, чем ворота.
Музейная экспозиция в Золотых воротах
К сожалению, в первозданном виде памятник до наших дней не дошёл. Во-первых, он очень сильно пострадал во время татаро-монгольского нашествия XIII века и во время пожаров века XVI. Во-вторых, его разрушали во время бурных событий века XVII (Смута). К тому моменту были сняты медные золочёные пластины со створов, полностью уничтожены деревянные перекрытия и надвратная часовня, остались только мощные стены сооружения.
В-третьих, в XVIII веке были срыты деревянные валы, окружавшие ворота. Для того чтобы стены не рухнули, к ним были подведены контрфорсы, которые скрыли за каменными круглыми башнями. В башнях оборудовали жилые помещения, новую церковь (освящённую в 1810 году) и новую лестницу. Именно в таком виде предстают перед туристами Золотые ворота.
Что касается медных золочёных пластин со створов, то место нахождения их до сих пор является тайной. ЮНЕСКО даже включило их в список утраченных реликвий мирового наследия. Историки выяснили только, что владимирцы сняли медные пластины с ворот в 1238 году, перед осадой города татарами Батыя, и спрятали их. Где спрятали – неизвестно.
Выдвигается несколько версий о том, где могут находиться пластины:
- на дне реки Клязьмы;
- в одной из городских стен (замурованы);
- в подземном тайнике под фундаментом одного из соборов.
В защиту первой версии говорит тот факт, что ещё при Союзе японские инженеры предложили очистить дно реки Клязьмы и расширить её русло. Они не хотели за свою работу денег, не обсуждали вопрос возвращения Курил или Сахалина, они просили только о том, что всё найденное ими на дне реки будет принадлежать японскому государству. Руководители Союза отказались от их услуг, справедливо полагая, что японцы вполне могут найти медные позолоченные пластины с Золотых ворот.
В защиту двух других версий говорит тот факт, что, по справедливому рассуждению историков, владимирцы не могли выехать за ворота города во время осады и утопить в Клязьме пластины (татаро — монголы пристально следили за всеми передвижениями около стен города).
Примечание! Они могли только снять их и спрятать где-то в черте города. возможно, для них был создан специальный тайник, о котором знали несколько человек, погибших во время ожесточённого штурма.
Описание
В настоящее время в Золотых воротах располагается музейная экспозиция. Центральное место в ней занимает диорама, рассказывающая о событиях 7 февраля 1238 года.
Также здесь хранится оружие разных эпох, военное обмундирование, знамёна и награды, материалы, рассказывающие о великих полководцах прошлого, различные рукописи, документы и свидетельства о жизни выдающихся военных — владимирцах.
Также в одной из реконструированных галерей находится экспозиция, посвященная владимирцам, сражавшимся за Родину на фронтах второй мировой войны. Интересной является витрина, где хранится одежда и личные вещи космонавта В. Кубасова.
Часы посещения
Музей работает все дни, кроме четверга, с 10.00 до 18.00 (кассы закрываются в 17.30). Подняться на Золотые ворота (без посещения музея) можно с 09.00
Обратите внимание на то, что каждая последняя пятница месяца – санитарный день. Расписание актуально с 02.10.2017 по 27.04.2018
Экскурсия с гидом длится около 15-20 минут, также можно взять аудиогида в качестве дополнительного экскурсионного сопровождения. Более подробно о работе музейных экспозиций можно узнать на официальном сайте Владимиро-суздальского музея заповедника.
Стоимость
В 2017 году стоимость билета в музей 100 рублей. Льготные категории граждан (студенты и пенсионеры) платят за вход 50 рублей. Дети до 16 лет посещают музей бесплатно.
Красные ворота в Москве
Красные ворота. Фото: Commons.wikimedia.org Красные ворота существовали в Москве с начала XVIII века до 3 июня 1927 года. Первая арка, которая появилась на этом месте в России, была создана в 1709 году, в честь победы Петра I над шведами, и позже многократно перестраивались. Так, Екатерина I перестроила их в 1724 голу в честь своей коронации, но спустя 8 лет это деревянное строение сгорело.
В 1742 году уже Елизавета Петровна построила на этом месте новые ворота, но через 6 лет они были вновь уничтожены огнём. Первая каменная арка была построена взамен сгоревших ворот в 1753 году архитектором Д. Ухтомским. Она была выполнена в стиле барокко, с красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями. 50 ярких рисунков олицетворяли «Величество Российской Империи», а венчала арку золотая фигура ангела. Арка была снесена вместе со стоящей неподалёку церковью Трёх Святителей в связи с расширением Садового кольца. Сегодня о ней напоминает только одноимённая площадь и открывшаяся в 1935 году станция метро.
Золотые ворота в современном Владимире
Сегодня в надвратной церкви расположена военно-историческая экспозиция. Она включает в себя:
- большую диораму со световым и дикторским сопровождением, посвященную нашествию монголо-татар;
- воинское снаряжение различных времен;
- «Галерею героев-владимирцев» — с их портретами, некоторыми историческими документами, вещами.
Посетить экспозицию может любой желающий в соответствии с режимом работы и за небольшую плату.
Ворота огибают две автомобильные дороги, однако сохранен свободный проход через арку. Этим пользуются туристы и молодожены, стремящиеся сфотографироваться на фоне объекта всемирного наследия.
Козлов вал каждую зиму превращается в большую горку, а летом — в своеобразную смотровую площадку. К сожалению, не до конца облагороженную.
Демонтаж арки
В 1935 году советским правительством был утвержден масштабный Генплан развития Москвы. В нем предусматривались мероприятия по снесению некоторых зданий, расширению и обновлению проспектов и улиц, возведение новых сооружений, необходимых городу.
Именно в свете выполнения этого плана было осуществлено невиданное ранее для столицы действо: некоторые московские дома были сдвинуты в сторону, освобождая место транспортным магистралям.
Над проектом реконструкции Тверской заставы, ставшей к этому времени крупным транспортным узлом, работала группа архитекторов под руководством А.В. Щусева. Триумфальную арку решили разобрать на время производства земляных работ, и восстановить по их завершении.
С этой целью к демонтажу сооружения подошли со всей ответственностью. Каждый снимаемый элемент подлежал зарисовке, описи, замеру и складированию. Но началась война, которая нарушила многие планы. Все колонны из чугуна (кроме одной) были отправлены на переплавку – воюющей стране нужен был металл.
В декабре 1965 года на заседании Моссовета было принято решение о восстановлении Триумфальной арки, как значимого исторического и художественного объекта.
Триумфальные ворота на Тверской заставе
Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка — она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона. Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы. Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе — его открыли в 1822 году.
Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях — немало подобных сооружений построено на пути русских воинов .
В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове. Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств — город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.
В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове. Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах. На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника — крылатая богиня победы. Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города — по-русски, наружу — на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества .
Площадь Новых Триумфальных Ворот. Автор П.П. Павлов. Москва. Конец ХIХ — начало ХХ века
История и описание
Дубовые створы ворот, которых сейчас нет, были окованы листами золочёной меди, ярко блестевшей на солнце, поэтому ворота и назывались Золотыми. Ворота строили владимирские зодчие. Об этом свидетельствуют два княжеских знака, высеченные на одном из камней южной ниши Золотых ворот.
Золотые ворота с высоты птичьего полёта
Существует легенда, что когда работы подходили к концу, и строительные леса были разобраны, своды ворот внезапно обрушились и погребли под собой 12 человек.
Никто из очевидцев не сомневался, что люди раздавлены насмерть под тяжестью камней, но Андрей Боголюбский приказал принести чудотворную икону Божией Матери и обратился к небесной покровительнице с молитвой о несчастных.
Общий вид на Золотые ворота
Завал расчистили и нашли лежащих под ним людей живыми и невредимыми. В честь случившегося чуда Андрей Боголюбский повелел устроить над Золотыми воротами крошечную белокаменную часовню Положения риз Богоматери. Золотые ворота выполняли целый ряд функций. Во-первых, они служили парадным входом в город — через них во Владимир взъезжали княжеские дружины, возвращавшиеся с поля боя.
Вид Золотых ворот с Козлова вала
Белокаменная триумфальная арка, достигавшая высоты 14 метров, грандиозная проездная башня и массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, придавали сооружению величественный вид, соответствующий его назначению. Во-вторых, Золотые ворота наряду с несохранившимися Медными, Ириниными, Серебряными и Волжскими воротами составляли единый комплекс оборонительных укреплений города Владимира.
Вид золотых ворот от Троицкой церкви
Створы ворот примыкали к арочной перемычке, по верху которой был устроен деревянный настил, служащий боевой площадкой. С этой площадки защитники города вели обстрел неприятеля. От настила сохранились лишь большие квадратные гнёзда, предназначенные для мощных деревянных балок.
Подъём на площадку осуществлялся по каменной лестнице, обустроенной в толще южной стены. Кроме всего прочего, Золотые ворота выполняли декоративную функцию, выступая в качестве символа княжеской власти и богатства.
Изящная надвратная часовня, венчавшая ворота, благословляла всех, кто пришёл во Владимир с миром. В 1810 году Ризоположенская надвратная церковь была полностью перестроена, и сегодня в её стенах располагается экспозиция военно-исторического музея. Под сводами часовни размещена большая диорама, изображающая штурм Владимира войсками хана Батыя 7 февраля 1238 года. Благодаря светомузыкальным эффектам и звуковому сопровождению с дикторским текстом картина детально воссоздаёт взятие города монголо-татарами.
Вид на Золотые ворота с ул. Дворянской
Николаевские триумфальные ворота Показать на карте
Petra Velikogo St.
Николаевские триумфальные ворота называют одним из самых красивых и величественных сооружений Владивостока. Они были построены в 1891 году в честь визита в город наследника царского престола Николая Александровича – будущего российского императора Николая II. Он посетил приморскую столицу в рамках своего кругосветного путешествия, которое, по мнению его отца – императора Александра III, было необходимо для расширения кругозора цесаревича: ведь ему предстояло управлять огромной империей.
Морской этап путешествия будущего российского императора заканчивался как раз во Владивостоке. Узнав об этом, местные власти решили встретить высокого гостя на подобающем его статусу уровне и подчеркнуть торжественность события, соорудив триумфальную арку. Так делали почти во всех городах, где предстояло побывать наследнику престола. Место для арки выбирали со всей тщательностью: учитывая, что Николай Александрович прибывал в город морем, триумфальные ворота решено было строить на Адмиральской пристани. Это место примечательно еще и тем, что недалеко от него находится берег бухты Золотой Рог, где высадились первые основатели Владивостока: отсюда впоследствии начинался город.
Во время своего визита в город наследник царского престола заложил железную дорогу с каменным вокзалом, сухой док для ремонта кораблей и памятник адмиралу Невельскому – все они сохранились до наших дней. Многие историки полагают, что визит будущего императора способствовал быстрому развитию Владивостока в дореволюционное время.
Но Николаевские триумфальные ворота, или арка Цесаревича, не только были знаковым сооружением для Владивостока, жители которого называли их восточными воротами Российской державы, но и служили подлинным украшением города. Арка, построенная из камня и кирпича, выдержана в строгом русско-византийском стиле и, несмотря на зримую монументальность, привлекает легкостью и изяществом. Сами ворота представляют собой четыре каменных основания, на которых покоятся серо-желтые стены, украшенные древнерусскими цветными орнаментами. Их покрывает светло-голубая с синими гребнями крыша, напоминающая высокую восьмигранную пирамиду, на вершине которой высится золоченый двуглавый орел.
В большой полуарке, которая обращена к морю, находится образ святого Николая Чудотворца – покровителя моряков. В трех остальных размещены гербы разных времен: Приморской области (времен основания Владивостокского поста), крепости и современного Владивостока.
Пришла беда – отворяй ворота
Нашествие монголов не обошло стороной и Владимир. 4 февраля 1238 года войска хана Батыя подступили к городу. В целом город представлял собой мощную крепость. С юга город прикрывала река Клязьма, а с севера и востока – река Лыбедь с обрывистыми берегами и оврагами. Были сооружены три оборонительные линии: защитой служили рвы, валы и стены Нового города, вал и стены Среднего города, а также каменные стены владимирского кремля-детинца. Но самые сильные укрепления были на западе, так как здесь не было естественных препятствий, и перед городом было ровное поле. С этой стороны и располагались Золотые ворота.
Защитники резонно полагали, что город в состоянии выдержать длительную осаду, но оказалось, что это не так. Штурм города начался 7 февраля 1238 года. Монголы забросали защитников каменными ядрами. Деревянные укрепления южнее Золотых ворот, у церкви Спаса, не выдержав ударов, рухнули на большом протяжении. Ворвавшийся в город враг был беспощаден: почти все жители города были истреблены или взяты в плен, дома сожжены. Батый знал, что в городе находятся Золотые ворота, и мечтал триумфально прошествовать через них. Но мечта так и осталась мечтою. Золотых ворот на месте не оказалось. Согласно преданию, перед самым приходом ордынцев золотые пластины с ворот горожане сняли и спрятали. Спрятали так хорошо, что никто не может найти их до сих пор.
Золотые ворота. Реконструкция Е.И.Дешалыта