Пожарная каланча (кострома)

Фото и описание

Пожарная каланча – это выдающийся архитектурный памятник 19 века, который расположен на Сусанинской площади города Кострома и является ее композиционной доминантой.

Пожарная каланча является одним из пяти зданий, которые входят в головной комплекс Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Сегодня в этом здании располагается экскурсионный отдел музея-заповедника, а также фонды хранения.

Пожарная каланча была возведена по инициативе губернатора К.И. Баумгатрена. В конце 1823 года архитектором П.И. Фурсовым был разработан проект этого здания и смета на строительство. В апреле 1824 года проектная документация была рассмотрена и одобрена в Петербурге; а 3 мая 1824 года уже был заключен подряд на строительство Пожарной каланчи. Строительные работы велись в период с 1824 по 1825 годы А. Степановым; отделочные работы выполнялись артелью штукатуров А.П. Темнова по эскизам П.И. Фурсова, а также лепщиками из Ярославля С.Ф. Бабакиным и С.С. Повырзневым в 1825—1827 годах.

При посещении Костромы в 1834 году императором Николаем I каланча вызвала у него восхищение, именно после этого за ней закрепилось название лучшей пожарной каланчи в российской провинции.

Во второй половине 19 века каланчу несколько раз перестраивали. В 1860-х годах к Пожарной каланче пристроили широкие боковые крылья для нужд пожарного депо. В 1880-х годах «фонарь» караульной вышки утратил свой первоначальный вид – он был сильно упрощен. Но в 50-х годах 20 века реставраторами ему был возвращен первоначальный облик.

Весь период своего существования костромская Пожарная каланча использовалась лишь по своему прямому назначению, вплоть до недавнего времени в этом здании размещалось управление пожарной охраны по Костромской области. В 2005 году Пожарную каланчу передали Костромскому музею. Башенный фонарь сейчас используют для установки антенн сотовой связи.

Здание возведено по образцу античного храма в стиле позднего классицизма с портиком, который состоял из шести высоких колонн с ионическими капителями и высокого фронтона. Фасад, расположенный за колоннами, украшали круглые окна-розетки, в центре фронтона расположено изображение двуглавого орла. Здание Пожарной каланчи состоит из двух этажей, оно довольно просторное, в нем размещались все необходимые помещения пожарной части Костромы: караульные и жилые помещения для пожарной команды и работников, сараи для бочек с водой, конюшни.

Сооружение Пожарной каланчи венчает довольно высокая наблюдательная вышка, на которой находилась беседка-фонарик. Вышку, по праву, можно считать отдельным произведением архитектурного искусства, благодаря тщательно продуманным и проработанным деталям. Восьмигранник башни покрывает мелкий руст, от этого она совершенно не выглядит массивной, а наоборот, ажурной и легкой.

Башня как будто бы «вырастает» из восьмерика основания, которое окружено с четырех сторон небольшими тосканскими портиками. Сооружение Пожарной каланчи венчает фонарь, вокруг которого расположен обходной балкон.

Когда в 1930 году была разрушена колокольня Успенского собора Пожарная каланча стала самой высокой точкой центра Костромы.

Музей пожарного дела

Свое функциональное назначение, ставшая ныне достопримечательностью, пожарная каланча выполняла практически на протяжении всей своей истории. В 1990-х гг. при располагавшейся здесь службе пожарной охраны было открыто собрание экспонатов, освещающих историю российской пожарной службы. 
В 2005 году архитектурный памятник отдали объединенному музею-заповеднику Костромы. Здесь расположились экскурсионный отдел вместе с фондами хранения. Тут же находится музей пожарного дела, где на выставках можно увидеть пожарные машины разных эпох, костюмы борцов с огнем, старинные насосы, огнетушители и т.д. С помощью специальных диорам довольно реалистично воссозданы картины пожаров в домах и квартирах. Отдельной экспозицией представлены детские поделки на тему пожарного дела. Работники музея увлеченно рассказывают об исторических фактах, связанных с пожарами в Костроме, об истории каланчи, о становлении пожарного дела в России, о храбрости и доблести огнеборцев и т.д., и эти экскурсии с интересом посещают и дети, и взрослые.

Татьяна Матыцына специально для lions-guides.ru

Музей пожарного дела

Костромской музей-заповедник разместил в каланче музей, рассказывающий о формировании и функционировании пожарного дела в стране и городе. Здесь посетители могут узнать причины появления случаев пожара, насколько храбрыми и доблестными были работники пожарной команды.

В музее много ценных исторических экспонатов, например, знамя, создание которого в 1923 году приурочили к столетию пожарной охраны, ручная пожарная мотопомпа XIX века и прочих.

Попасть на выставку в пожарной каланче временно нельзя, доступен лишь экскурсионный отдел, в котором заказывают экскурсии на выставки и экспозицию музея-заповедника.

Архитектура и достопримечательности

Для постройки здания был использован стиль поздний классицизм, за образец был взят античный храм с портиком, который включал в себя высокий фронтон и шесть внушительных колонн, имеющих ионические капители. Фасад позади колонн украшают круглые окна-розетки, по центру треугольника фронтона в настоящее время снова поместили двуглавого орла, который во времена Советского Союза был оттуда убран.

В архитектурном плане вышку продумали до мельчайших деталей, в общем и целом здание представляет собой настоящее произведение искусства. Благодаря рельефу на поверхности башни строение становится будто еще более легким и ажурным. Если смотреть на него издали, может создаться ощущение, что каланча вырастает из своего же основания и оканчивается обходным балконом.

Algolx

В основу декора здания были положены эскизы Фурсова, работу проводили ярославские мастера Бобанин и Повирзнев. Строение имеет два этажа, оно является достаточно просторным, поэтому легко вмещает ряд помещений, необходимых хорошей пожарной части того времени. Здесь есть несколько жилых помещений, где ночевали работники и пожарная команда, конюшни и сараи для бочек с водой. Завершала постройку очень красивая наблюдательная вышка огромных размеров, у нее имелась также беседка-фонарик.

Многие отмечают, что фасад каланчи напоминает дворец, а у сторожевой вышки есть сходство с храмовой звонницей. Само строение по форме напоминает четырехугольник. Одну его часть возвели сильно выступающей вперед за счет колонн, она представляет собой красивейший портик. Башня из восьми граней же тянется в небо. В самой башне разместилось караульное помещение.

Есть информация о том, что кровля четверика постройки была снабжена балконом-площадкой, на который можно было попасть из четырех дверей в основании венчающего столпа. Балкон был деревянный, какими были его размеры и форма, можно узнать лишь из рисунка Чернецова и чертежей каланчи начала XIX века. Балкон состоял из восьми граней, он был важен в плане композиции, так как выступал в качестве перехода от тяжеловесного основания к легкой вертикали завершения. До наших дней балкон не дошел.

Svet-lanka

Из истории пожарной каланчи

В 1860 году основное здание было дополнено двумя крыльями. В них размещались пожарного депо, жилые комнаты для персонала и помещения, в которых содержался гужевой транспорт. Также там хранились запасы воды и оборудования.

В 80-х годах XIX века здание претерпело некоторые архитектурные изменения. Была существенно упрощена караульная вышка. Однако уже в середине XX века была произведена реконструкция, и прежний облик здания был восстановлен. Пожарная каланча в Костроме, старые фото которой теперь стали достоянием местного музея-заповедника, снова приобрела первоначальный вид, задуманный архитектором Фурсовым. В ее здании до начала XXI века находилась действующая пожарная часть.

История пожарной каланчи

Пожарную каланчу построили в 1823–1827 годы, в ее основу лег проект П. И. Фурсова, который был костромским губернским архитектором, создавшим в городе множество известных строений. Проектом дело не ограничилось, Фурсов также контролировал строительные и отделочные работы.

Пожарную часть по традиции расположили в центре города, это было вполне логично — здание очень внушительное и одновременно с этим красивое, оно органично стало частью комплекса Сусанинской площади.

Соорудить пожарную каланчу предложил костромской губернатор К. И. Баумгартен, который посчитал, что она будет украшать город и одновременно с этим будет ограждать его от пожара.

Знаете ли вы?В 1834 году каланча восхитила императора Николая I, который отметил, что даже в Петербурге подобного строения нет.

После его отзыва достопримечательность стала известна всем как лучшая пожарная каланча российской провинции.

Пожарная каланча в Костроме: панорама на Google Maps

С момента создания в здании находилась пожарная служба. Около ста лет назад строение пополнилось боковыми помещениями и пожарным депо. Оно отличалось хорошим оснащением: служащие и пожарные получили в личное пользование ряд жилых помещений, также было построено несколько отдельных сараев, где хранились машины и бочки с водой, и конюшен, у которых была своя наблюдательная вышка. С нее был отличный обзор на весь город, ни один пожар не мог остаться незамеченным. Караульный, всё время дежуривший на смотровой башне, с высоты 35 метров отслеживал возникающие в городе пожары и при начавшемся очаге возгорания звонил в колокол, который располагался здесь же.

В 1880-е годы был значительно упрощен внешний вид фонаря на караульной вышке, тем не менее спустя 70 лет реставраторами ему был возвращен его первоначальный вид.

На протяжении длительного времени каланчу использовали только для изначальных целей, в начале XXI века же там появилась выставка в честь российского пожарного дела, в 2005 году каланчу официально присоединили к Костромскому музею-заповеднику.

Slav Yakounin

Григорий Саренко – автор уникального шедевра

К началу двадцатого столетия, когда на территории Ярославля уже действовало несколько пожарных частей, старейшая каланча на Семеновской площади порядком одряхлела. Ведь кирпичным было лишь двухэтажное депо, а возвышающаяся над ним башня – сугубо деревянная конструкция – рассохлась, расшаталась и угрожающе наклонилась под воздействием ветров и непогод. Опасность, которую стала представлять постройка как для самих пожарных, так и для случайных прохожих, послужила поводом к принятию в 1908 г. решения о ее сносе, с тем, чтобы на освободившемся месте вновь воссоздать депо, в полной мере отвечающее реальным потребностям ширящегося Ярославля.

Разработка архитектурного проекта была доверена Г. В. Саренко – известнейшему ярославскому зодчему тех лет. Являясь сторонником модернизма в архитектуре, в рамках данного стиля он создал в Ярославле такие неповторимые объекты, как ресторан «Бристоль», торговые ряды, изысканные особняки и муниципальные здания, в каждом из которых прослеживался оригинальный новаторский подход. Венцом же его творчества – наиболее уникальным и непревзойденным шедевром – стало именно новое пожарное депо с каланчой, строительство которого было завершено в 1911 г.

Здесь действительно есть, чем восхититься. Здание депо – вроде бы казенная постройка чисто утилитарного назначения – являет собой подлинное произведение искусства, нечто среднее между могучим замком и воздушным дворцом. Гениальная простота угадывается в строгом и оттого особенно выразительном рисунке линий фасада. Лаконизм силуэта смягчает богатая цветовая гамма контрастных тонов и полутонов. Завершают образ такие традиционно модернистские штрихи, как венчающие кровлю изящный керамический фриз и узорчатая решетка.

Саму дозорную башню по нынешним меркам вряд ли можно считать особенно высокой – высота каланчи едва превышает тридцать метров. Но сколь величавы ее очертания на фоне старинных улочек Ярославля! Уверенная манера истинного Мастера позволила вписать здание в историю Ярославского зодчества золотыми буквами, сделать его шедевром на все времена.

Летят годы, десятилетия, вслед за одной эпохой приходит другая, диктуя свои предпочтения. Меняется облик древнего города, обновляются названия его улиц и площадей. Давно переименована в Красную Семеновская площадь… На месте, где некогда была старинная церковь, ныне высится скульптура В. И. Ленина… И лишь пожарная каланча неподвластна времени: как и прежде, она стоит все там же, символизируя собой верность традициям и продолжая оставаться бессменным дозорным Ярославля.

Адрес: г. Ярославль, Красная площадь, 8.

Карта расположения:

Похожие публикации:

Спасо-Преображенский собор При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь Спаса на Городу в Ярославле Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь Михаила Архангела Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

Поделиться ссылкой:

Это интересно: Губернаторский сад в Ярославле: разбираем по порядку

История

Будучи  много веков деревянной, Кострома часто подвергалась сильным пожарам. Губернатор К. И. Баумгартен, стоявший у власти в XVIII–XIX вв., решил ликвидировать риск сильных увечий организацией пожарной охраны и постройкой каланчи. В 20-е годы XIX века архитектор П. И. Фурсов представил проект  здания и смету властям.

В возведении каланчи участвовали подрядчик А. Степанов, отделочник
А. Темнов, лепщики С. Повырзнев и С. Бабкин. Строительство закончилось в 1827
году.

Вплоть до 2005 года костромская каланча использовалась по своему назначению: внутри находилось центр пожарной охраны. Однако позже строение передали Костромскому музею-заповеднику в качестве ценного памятника архитектуры.

Превозмогая соперников

На протяжении веков над общим силуэтом города господствовали лишь гордо устремленные ввысь звонницы многочисленных храмов, формирующие величавый облик Ярославля и не знавшие себе альтернатив со стороны светских построек.

Ситуация коренным образом изменилась в начале XIX в. С 1820 г. отправной вехой эпохи прогресса стала превосходящая по высоте церковные колокольни 30-метровая дозорная башня – «высочайшая каланча для обозрения всего города Ярославля». Дерзко возвышаясь над городом, каланча составила единый ансамбль с не менее грандиозным двухэтажным зданием городского пожарного депо.

Возведение депо с каланчой на центральной площади Ярославля – Семеновской – жители города и его окрестностей восприняли с восторгом: бесчисленные пожары стали подлинным бичом населения. Стараясь не допустить их возникновения, городская администрация ежегодно издавала указы, где в категоричной форме и под угрозой солидных штрафных санкций декларировался строгий запрет на топку в летний сезон печей и бань в личных усадьбах. С этой целью за городскую черту были даже вынесены ремесленные мастерские по изготовлению кузнечной и гончарной продукции. Принятые меры значительно снизили риск возгораний, но, все же, не стали панацеей: огненная стихия так и не была побеждена, периодически опустошая по преимуществу деревянный город в среднем каждые 50 лет.

Пожары стали бедствием не только Ярославля, но и всей России. Вот почему в эпоху правления Александра I, согласно высочайшему императорскому Указу в городах Российской империи стали создавать специализированные пожарные службы с одновременной постройкой депо. Каждое из депо было увенчано высокой каланчой, с которой дозорные вели круглосуточное наблюдение за городскими кварталами.

Пожарная каланча на Красной площади

Пожарное депо в Ярославле появилось в 1820 году. Тогда двухэтажное каменное здание венчала деревянная каланча, которая уже через полвека начала ветшать, а затем и вовсе накренилась. В 1898 году в помощь пожарным организовали “Вольнопожарное общества”, которое за первое десятилетие обучило принципам тушения пожаров многих ярославцев. В 1911 году была построена новая каменная башня в стиле модерн архитектора Григория Саренко, которую мы знаем сегодня — яркие цветовые контрасты и безупречность силуэта превратили пожарную каланчу в произведение искусства. На момент сдачи башня была самым высоким зданием в городе — более 30 метров в высоту, что очень облегчало жизнь дежурным дозорным при обзоре. Пожарные не только тушили огонь, но и помогали при обрушении зданий, падениях в ямы или колодцы и при других происшествиях в воде. До середины прошлого столетия башню также использовали как оповестительный сигнал для школьников: если в сильный мороз занятия в учебных заведениях отменялись — на каланче вывешивали специальный флаг. С появлением телефонов и пожарных сигнализаций в 1974 году на вышке перестали нести вахту за ненадобностью.

Как добраться?

Важными ориентирами для поиска музея являются Сусанинская площадь и проспект Текстильщиков. Большая часть общественного транспорта держит путь через весь город до перечисленных станций.

Чтобы добраться до музея от автовокзала Костромы, стоит отслеживать автобусы под номерами: 1, 2, 9, 14, 101. Маршруток больше: 38, 42, 51, 81, 99, 101. Все они везут на площадь без пересадок.

От железнодорожной станции Кострома-Новая к музею везет транспорт под номерами: 1, 2, 14, 101 (автобусы) и 38, 51, 56, 81, 99, 101 (маршрутки). Еще один вариант — 2-ой троллейбус также доставит туриста на Сусанинскую площадь.

От Аллеи Славы удобнее ехать на 42-ой маршрутке, которая проезжает через остановку «Скворцова». Еще один вариант — сесть на 93-ю маршрутку от «Мясницкой». Этот транспорт везет также прямиком к Сусанинской площади.

Если турист желает проехать к Каланче от Площади архитектора Рыбниковой, то стоит садиться на 7-ой троллейбус или маршрутки под номерами: 21, 51, 56, 81.

От Сквера Борьбы добраться до Сусанинской площади и музея помогут 2-ой автобус и 57-я маршрутка, которые проходят через остановку «Фабрика Знамя труда».

Пожарная каланча на карте:

«Высоко сидим, далеко глядим»

На одном из дошедших до нас фото, датирующемся началом минувшего века, видно, что первая ярославская каланча расположена по соседству с небольшой одноглавой церковью св. Симеона Столпника, в честь которого площадь и была названа Семеновской. Данное название просуществовало вплоть до 1924 г., когда площадь переименовали в Красную.

С высоты птичьего полета – с дозорной площадки каланчи – открывались чарующие виды на окрестные ландшафты, что неизменно привлекало сюда живописцев и фотографов. Оправдывала башня и свое прямое назначение: едва заметив в какой-либо части города дымок, дозорный тут же вывешивал на специальных кронштейнах то или иное количество хорошо видных отовсюду сигнальных шаров: число шаров указывало, в каком из городских районов возникла опасность. В темное время суток функцию сигнальных шаров выполняли электрические светильники.

Особая сигнализация предусматривалась также для учащихся городских школ в зимний период: в случаях, когда столбик термометра опускался ниже отметки –25°C, на каланче появлялся специальный флаг, предупреждающий об отмене занятий. Диво ли, что с наступлением холодов местная ребятня каждое утро с надеждой поглядывала на каланчу?

Архитектура

Стиль постройки — поздний классицизм. П. Фурсов брал за образец античный храм с портиком из фронтонов и высоких колонн, которых в здании 6. В строении два этажа. Фасад каланчи декорирован круглыми окнами, фронтон украшен изображением двуглавого орла.

Внутри каланчи много свободного пространства: там помещались пожарные атрибуты (бочки с водой, ведра, огнетушители и насосы), комнаты для работников службы, помещения для коней, позже — машин.

Венцом сооружения можно назвать величественную наблюдательную вышку. В беседке-фонарике, находящейся в сооружении, на данный момент расположены телефонные антенны. Каланча — самая высокая вершина в Костроме, смотровая площадка достигает 35 м. На ней же находился колокол, с помощью которого караульный давал команде сигнал об обнаруженном в городе очаге возгорания.

Несмотря на множество перестроек здания на протяжении всего XIX века, в 1950-е годы реставраторам удалось
вернуть каланчу к первоначальному внешнему виду.

1906 год

История Пожарной каланчи — одного из символов Костромы

Одно из наиболее известных зданий Костромы, которое считают ее символом, — это Пожарная каланча. Впервые увидев это изящно украшенное строение, мало кто подумает о его истинном функциональном назначении – служить местом размещения пожарной команды. Но именно этого хотел губернатор города К.И. Баумгартен, принимая решение возвести на центральной площади каланчу, чтобы она одновременно была бы и украшением города, и защищала бы жителей от опасности.
Проектные разработки к ноябрю 1823 г. выполнил известный архитектор П.И. Фурсов, а весной следующего года проект утвердили в Петербурге. В течение 1824 – 1825 гг. сооружение строилось под началом подрядчика А. Степанова. Внутренняя и внешняя отделка, осуществленная также по наброскам Фурсова, производилась рабочими под руководством А.П. Темнова (штукатурные работы) и ярославскими лепщиками во главе С.С. Повырзневым и С.Ф. Бабакиным.1827 год стал годом окончания всех работ, и строение действительно получилось превосходным. Являясь образцом позднего классицизма, двухэтажная постройка напоминает храм эпохи античности. Фронтон, поддерживаемый шестеркой белоснежных колонн, украшен изображением двуглавого орла. На первом этаже расположены высокие полукруглые окна, на втором – округлые окна-розетки. 
На крыше квадратного по форме здания установлена наблюдательная вышка, с высоты которой можно было обозревать город, оберегая его от пожаров. Делалось это с обходного балкона, окружавшего беседку-фонарь, завершающую башню. Стены восьмигранной вышки декорированы мелким рустом, придающим особую легкость сооружению. 
Известно, что посетивший в 1834 году город на Волге Николай I, восхитился местной пожарной каланчой, отметив, что даже в Петербурге подобной не имеется. Поэтому ее стали считать лучшей провинциальной каланчой в России.
За время своего существования, строение претерпевало некоторые изменения. В 60-х гг. XIX века его дополнили по бокам корпусами под пожарное депо. В здании были устроены комнаты под жилье для рабочих и пожарных, помещения для содержания лошадей и хранения емкостей с водой. В 80-х гг. XIX столетия переделали фонарь, заметно упростив его облик. Позже, в 50-х гг. ХХ столетия, прежний вид ему вернули.

О чем можно узнать, отправившись на экскурсию?

Экскурсоводы знакомят посетителей с историческими фактами о городских пожарах, которых в истории Костромы было 14, историей возведения каланчи, рассказывают о том, как появилась и развивалась благородная профессия пожарных в России, о том, как вести себя при пожаре, чтобы сохранить свою жизнь и помочь тем, кто попал в подобную ситуацию.

Сюда непременно стоит заглянуть, чтобы узнать, чем славится старинный город Кострома. Пожарная каланча (на фото ниже можно увидеть, как она выглядит сейчас) станет, бесспорно, интересным местом и для детей, и для взрослых. Пожарная вышка уже много лет является символом Костромы. Ее изображение печатают на сувенирной продукции наряду с другими достопримечательностями города. Итак, когда же можно посетить это удивительное место?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: