Пожарная каланча (кострома): старинный символ современного города

О чем можно узнать, отправившись на экскурсию?

Экскурсоводы знакомят посетителей с историческими фактами о городских пожарах, которых в истории Костромы было 14, историей возведения каланчи, рассказывают о том, как появилась и развивалась благородная профессия пожарных в России, о том, как вести себя при пожаре, чтобы сохранить свою жизнь и помочь тем, кто попал в подобную ситуацию.

Сюда непременно стоит заглянуть, чтобы узнать, чем славится старинный город Кострома. Пожарная каланча (на фото ниже можно увидеть, как она выглядит сейчас) станет, бесспорно, интересным местом и для детей, и для взрослых. Пожарная вышка уже много лет является символом Костромы. Ее изображение печатают на сувенирной продукции наряду с другими достопримечательностями города. Итак, когда же можно посетить это удивительное место?

Как добраться?

Важными ориентирами для поиска музея являются Сусанинская площадь и проспект Текстильщиков. Большая часть общественного транспорта держит путь через весь город до перечисленных станций.

Чтобы добраться до музея от автовокзала Костромы, стоит отслеживать автобусы под номерами: 1, 2, 9, 14, 101. Маршруток больше: 38, 42, 51, 81, 99, 101. Все они везут на площадь без пересадок.

От железнодорожной станции Кострома-Новая к музею везет транспорт под номерами: 1, 2, 14, 101 (автобусы) и 38, 51, 56, 81, 99, 101 (маршрутки). Еще один вариант — 2-ой троллейбус также доставит туриста на Сусанинскую площадь.

От Аллеи Славы удобнее ехать на 42-ой маршрутке, которая проезжает через остановку «Скворцова». Еще один вариант — сесть на 93-ю маршрутку от «Мясницкой». Этот транспорт везет также прямиком к Сусанинской площади.

Если турист желает проехать к Каланче от Площади архитектора Рыбниковой, то стоит садиться на 7-ой троллейбус или маршрутки под номерами: 21, 51, 56, 81.

От Сквера Борьбы добраться до Сусанинской площади и музея помогут 2-ой автобус и 57-я маршрутка, которые проходят через остановку «Фабрика Знамя труда».

Пожарная каланча на карте:

Уникальное строение

Здание пожарной каланчи выполнено в стиле позднего классицизма. Его украшает фронтон с шестью белыми колоннами. В его центр помещен двуглавый орел. Над четырехугольным зданием надстроена восьмигранная башня, в которой находится наблюдательная площадка, где должен был нести службу зоркий пожарный и наблюдать, не появилась ли где-нибудь струйка дыма. Чтобы у служащего был полный обзор, вокруг «караульни» был сооружен балкон.

Только отстроенное здание сразу стало местной достопримечательностью. Когда в 1834 году император Николай Первый прибыл в Кострому с деловым визитом, он восхитился зданием пожарной вышки. Монарх произнес: «Такой у меня в Петербурге нет!». Тогда пожарная вышка в Костроме получила статус лучшей провинциальной каланчи.

Архитектура

Стиль постройки — поздний классицизм. П. Фурсов брал за образец античный храм с портиком из фронтонов и высоких колонн, которых в здании 6. В строении два этажа. Фасад каланчи декорирован круглыми окнами, фронтон украшен изображением двуглавого орла.

Внутри каланчи много свободного пространства: там помещались пожарные атрибуты (бочки с водой, ведра, огнетушители и насосы), комнаты для работников службы, помещения для коней, позже — машин.

Венцом сооружения можно назвать величественную наблюдательную вышку. В беседке-фонарике, находящейся в сооружении, на данный момент расположены телефонные антенны. Каланча — самая высокая вершина в Костроме, смотровая площадка достигает 35 м. На ней же находился колокол, с помощью которого караульный давал команде сигнал об обнаруженном в городе очаге возгорания.

Несмотря на множество перестроек здания на протяжении всего XIX века, в 1950-е годы реставраторам удалось
вернуть каланчу к первоначальному внешнему виду.

1906 год

История Пожарной каланчи — одного из символов Костромы

Одно из наиболее известных зданий Костромы, которое считают ее символом, — это Пожарная каланча. Впервые увидев это изящно украшенное строение, мало кто подумает о его истинном функциональном назначении – служить местом размещения пожарной команды. Но именно этого хотел губернатор города К.И. Баумгартен, принимая решение возвести на центральной площади каланчу, чтобы она одновременно была бы и украшением города, и защищала бы жителей от опасности.
Проектные разработки к ноябрю 1823 г. выполнил известный архитектор П.И. Фурсов, а весной следующего года проект утвердили в Петербурге. В течение 1824 – 1825 гг. сооружение строилось под началом подрядчика А. Степанова. Внутренняя и внешняя отделка, осуществленная также по наброскам Фурсова, производилась рабочими под руководством А.П. Темнова (штукатурные работы) и ярославскими лепщиками во главе С.С. Повырзневым и С.Ф. Бабакиным.1827 год стал годом окончания всех работ, и строение действительно получилось превосходным. Являясь образцом позднего классицизма, двухэтажная постройка напоминает храм эпохи античности. Фронтон, поддерживаемый шестеркой белоснежных колонн, украшен изображением двуглавого орла. На первом этаже расположены высокие полукруглые окна, на втором – округлые окна-розетки. 
На крыше квадратного по форме здания установлена наблюдательная вышка, с высоты которой можно было обозревать город, оберегая его от пожаров. Делалось это с обходного балкона, окружавшего беседку-фонарь, завершающую башню. Стены восьмигранной вышки декорированы мелким рустом, придающим особую легкость сооружению. 
Известно, что посетивший в 1834 году город на Волге Николай I, восхитился местной пожарной каланчой, отметив, что даже в Петербурге подобной не имеется. Поэтому ее стали считать лучшей провинциальной каланчой в России.
За время своего существования, строение претерпевало некоторые изменения. В 60-х гг. XIX века его дополнили по бокам корпусами под пожарное депо. В здании были устроены комнаты под жилье для рабочих и пожарных, помещения для содержания лошадей и хранения емкостей с водой. В 80-х гг. XIX столетия переделали фонарь, заметно упростив его облик. Позже, в 50-х гг. ХХ столетия, прежний вид ему вернули.

Музей пожарного дела

Свое функциональное назначение, ставшая ныне достопримечательностью, пожарная каланча выполняла практически на протяжении всей своей истории. В 1990-х гг. при располагавшейся здесь службе пожарной охраны было открыто собрание экспонатов, освещающих историю российской пожарной службы. 
В 2005 году архитектурный памятник отдали объединенному музею-заповеднику Костромы. Здесь расположились экскурсионный отдел вместе с фондами хранения. Тут же находится музей пожарного дела, где на выставках можно увидеть пожарные машины разных эпох, костюмы борцов с огнем, старинные насосы, огнетушители и т.д. С помощью специальных диорам довольно реалистично воссозданы картины пожаров в домах и квартирах. Отдельной экспозицией представлены детские поделки на тему пожарного дела. Работники музея увлеченно рассказывают об исторических фактах, связанных с пожарами в Костроме, об истории каланчи, о становлении пожарного дела в России, о храбрости и доблести огнеборцев и т.д., и эти экскурсии с интересом посещают и дети, и взрослые.

Татьяна Матыцына специально для lions-guides.ru

История

Будучи  много веков деревянной, Кострома часто подвергалась сильным пожарам. Губернатор К. И. Баумгартен, стоявший у власти в XVIII–XIX вв., решил ликвидировать риск сильных увечий организацией пожарной охраны и постройкой каланчи. В 20-е годы XIX века архитектор П. И. Фурсов представил проект  здания и смету властям.

В возведении каланчи участвовали подрядчик А. Степанов, отделочник
А. Темнов, лепщики С. Повырзнев и С. Бабкин. Строительство закончилось в 1827
году.

Вплоть до 2005 года костромская каланча использовалась по своему назначению: внутри находилось центр пожарной охраны. Однако позже строение передали Костромскому музею-заповеднику в качестве ценного памятника архитектуры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: