«Культурная революция» на Пискунова
Зданий, нетронутых временем, в Нижнем Новгороде осталось на так уж и много. Одно из них располагается в самом начале улицы Пискунова. По словам Александра Гребенникова, жилой комплекс «Культурная революция» замышлялся как дом-коммуна. По плану, в нем должны были располагаться детский сад, бани, столовая, медпункт и другие общественные пространства. Наличие индивидуальных ванных комнат и кухонь первоначальная застройка не предполагала.
Благодаря коридорам, соединяющим жилые корпуса, перемещаться из одной части здания в другую можно было не выходя на улицу. Некоторые из этих переходов используются и по сей день.
Это удивительный пример архитектуры конструктивизма, сохранившийся практически в первозданном виде. Здание было сдано в эксплуатацию в начале 30-х годов прошлого века, но домом-коммуной так и не стало. Сегодня в «общественных пространствах» располагаются жилые и офисные помещения.
Основные идеи преображения
Столичные архитекторы задумали создать в центре Нижнего Новгорода единый прогулочный ансамбль, ведущий от площади Лядова к памятнику Минину и Пожарскому. В ближайшее время площадь Лядова развивать не планировалось, однако КБ «Стрелка» инициировала ее включение в границы проектирования.
Главной достопримечательностью обновленного пространства станет парк с террасами, торговым павильоном и зонами отдыха на деревянном настиле. Его уровень понизят от отметки минус 1,6 метра, соединив с существующим подземным переходом. Таким образом можно будет беспрепятственно спуститься по пандусам вниз. По периметру предполагается разместить зелень, а подсветку обеспечить с помощью светодиодной ленты с разными режимами работы.
На пересечении улиц Большой Покровской и Крупской предложили изменить геометрию проезда. Авторы концепции уверяют: количество полос и пропускная способность этого участка останутся прежними, зато улучшится качество движения для пешеходов.
Еще одно решение в пользу любителей пеших прогулок связано с доступностью площади Горького и улицы Большой Покровской. Все существующие пешеходные переходы предложили сделать регулируемыми плюс создать новый переход на участке от станции метро к площади Горького (тоже со светофором). Кроме того, предполагается уменьшить ширину полос движения и выделить полосу для автобусов от площади Горького до Малой Покровской.
Что касается сквера с памятником Горькому, то его осевую планировку с видом на статую планируется сохранить. Чтобы это место из транзитного превратилось в зону отдыха, в центре площади создадут сад, а по периметру уплотнят посадки. Освещение выполнят в виде мультифункциональных консольных светильников, добавив к ним прожекторы. Аналогичные светильники расположат и на центральной улице.
Пространство с боку от кинотеатра «Октябрь» на Большой Покровской станет молодежным парком. Здесь появятся стена для скалолазанья, граффити, элемент для скейт-трюков и другие активности. Таким образом, скейтеры и вся активная молодежь получит свою зону на пешеходной улице вместо Театральной площади, где сейчас доставляют беспокойство местным жителям и руководству театра. Чтобы уменьшить шум с этой площадки, ее отгородят от пешеходной части вертикальным озеленением.
Следующей активностью на Покровке станет амфитеатр. Он расположится в сквере ННГУ имени Лобачевского и будет служить в качестве зоны для мероприятий и лекций под открытым небом. Историческое ограждение университета сохранят, открыв в нем новые входы. Кстати, в этом сквере растет много деревьев, чего не скажешь о самой улице Большой Покровской.
Неоднократно местные жители жаловались на отсутствие зелени, но высадке новых деревьев мешают многочисленные коммуникации. В качестве альтернативы архитекторы предложили создать декоративные подиумы, или попросту деревья в кадках. Подиум представляет собой квадратную деревянную конструкцию с местом для сидения по периметру.
Помимо основной функции подиумы будут выполнять роль указателей. Кроме того, на них появятся орнаменты, подчеркивающие фасады исторических зданий. Их нанесут на поверхность путем лазерной гравировки.
Эхо старины на Грузинской
Грузинская уникальна своим расположением. Если смотреть вдоль улицы, находясь неподалеку от театра, можно заметить, как она упирается в дом.
Фото: Юлия Демина
Знаменитый дом с аркой № 29 по Большой Покровской носит название «Красное Сормово». Он был построен в 50-х годах прошлого века и является ярчайшим примером позднего сталинизма. Для данного стиля характерны использование элементов классической архитектуры, четкие пропорции и обильный декор.
Дом расположен поперек улицы, однако не нарушает ее. Входная арка дублирует арку банка и отлично вписывается в окружающее пространство.
На второй половине Грузинской располагается едва ли не главная достопримечательность улицы — Нижегородский театр «Комедія». Этот советский долгострой был закончен сравнительно недавно, в 2000-х годах. Над этим постмодернистским шедевром трудился целый коллектив авторов.
Здание «Лукойла» — еще один образец нижегородской архитектурной школы. Данное сооружение — прямая цитата на «дырчатый» Дом Мельникова в Москве: дублируются форма здания и расположение окон.
По соседству располагается представитель так называемого кирпичного стиля — эклектика без штукатурки с заменой всех декоративных элементов на камень.
Кремль
Нижегородский кремль был построен в начале XVI века по итальянскому проекту эпохи Возрождения. Его автором считается архитектор Василия III — Пьетро Франческо. Время строительства кремля совпало с началом развития артиллерии и, как следствие, переходным этапом в архитектуре, когда высокие крепости сменялись низкими. Наша же получилась «странного» среднего размера: ее высота колеблется от 12 до 22 м.
В 1714 году, при образовании Нижегородской губернии, кремлю был присвоен статус административного центра, в конце века в крепости прошел большой ремонт. Следующие сто лет надлежащего ухода кремль не получал, а в 1930-е годы и вовсе оказалось под угрозой уничтожения. Новый генплан подразумевал расширение Советской площади (нынешняя площадь Минина и Пожарского) путем сноса кремлевских стен. Согласно этому плану, например, был разобран Спасский собор, а на его месте построен Дом советов.
Фото: Юлия Демина
В те годы Нижегородский кремль не рассматривался в качестве объекта культурного наследия, а воспринимался, скорее, как памятник кровавому царскому прошлому и не вписывался в облик передового советского города. Снос крепости был выгоден и с практической, и с политической точки зрения. Но, к счастью, планам не суждено было сбыться.
В конце 1940-х годов вышло распоряжение о реставрации Нижегородского кремля, работы велись вплоть до 1981 года. Автором нового облика крепости стал нижегородский архитектор Святослав Агафонов.
Последние серьезные изменения в архитектуре кремля произошли уже в XXI веке. В 2012 году была отреставрирована Зачатская башня и построена Спасская часовня.
Фото: Юлия Демина
Пожелания нижегородцев
Несмотря на значительные улучшения концепции, вопросы по поводу будущего облика центральной улицы Нижнего Новгорода у горожан все же остались. В частности, жители дома № 32, присутствующие на обсуждении, по-прежнему опасаются шума от детской площадки. Кроме того, они просят не размещать скейт-парк у «Октября». В ответ архитекторы пояснили, что эта молодежная зона расположена в отдалении от дома — сбоку здания кинотеатра, а также огорожена деревьями, поэтому шум оттуда доноситься не будет. С другой стороны, молодежь тоже требует места: поскольку улица Большая Покровская является центральной, приходится считаться с интересами всех ее пользователей.
Также нижегородцы высказали опасения по поводу зелени в кадках: такой подход, по их мнению, приведет к гибели деревьев. Проектировщики рассказали, что в кадки можно высаживать декоративные виды, например, клен Гиннала: его корневая система не требует много места. Вдобавок архитекторы предложили сделать подиумы автономными, оборудовав системой капельного полива. Таким образом, деревья практически не потребуют ухода. Более детально проработать этот подход собираются на стадии разработки проектро-сметной документации.
Отдельную дискуссию вызвали туалеты. В центре города они особенно востребованы, но размещать кабинки на главной пешеходной улице разработчики не стали. Туалетный модуль предусмотрен только на площади Горького, между деревьями.
В процессе обсуждений были затронуты также проблемы ливневой канализации и обслуживания территории после благоустройства. Меры против подтопления архитекторы пообещали принять на стадии разработки проекта, а по поводу ухода за пространством после благоустройства высказалась директор Института развития городской среды Нижегородской области Дарья Шорина.
Что изменили и сохранили в концепции
По сравнению с предварительным вариантом итоговая концепция значительно изменилась. Многие идеи исчезли оттуда полностью, некоторые были переосмыслены. Например, архитекторы постарались найти компромисс по вопросу размещения детского городка на площади у здания народных промыслов. На проектном семинаре в 2019 году жители дома № 32 резко осудили затею сохранить игровую площадку. Главным образом нижегородцев беспокоят не ее маленькие обитатели, а пьяные компании, которые приходят туда ночью. В качестве решения авторы концепции предложили рассредоточить игровые компоненты по площади, а часть оборудования перенести в другое место. Плюс посадить зелень в этом курдонере, чтобы еще больше уменьшить шум.
Архитекторы полностью отказались от затеи кронировать ели у здания госбанка. Помнится, именно этот пункт вызвал больше всего критики. Теперь о кронировании речь не идет вообще. Наоборот, предполагается увеличение озеленения с помощью растений в кадках, а где это возможно — высадкой деревьев в грунт.
Также недовольство нижегородцев вызывала огромная красная инсталляция в зоне скейтпарка. Судя по визуальным материалам презентации, объект все же сохранили, но уменьшили наполовину. Теперь это уже не петля, а скошенная поверхность для трюков.
Большая Покровская и окрестности
По словам Александра Гребенникова, до середины XVI века городская архитектура Российский империи представляла собой беспорядочный самострой. В 1760-е годы с подачи Екатерины II все города, даже самые маленькие, получили свои генеральные планы.
Так центр Нижнего Новгорода обрел лучевую систему. Ядром стала центральная башня кремля. От нее, подобно лучам, растянулись несколько улиц: Ульянова, Варварская, Алексеевская, Ошарская и Большая Покровская, которая сегодня является главной пешеходной артерией города.
На протяжении трех столетий, вплоть до XIX века, на Покровке располагались исключительно усадьбы — металлические заборы у здания суда и университетского корпуса остались именно с тех времен. Затем усадебная застройка начала сменяться более серьезной архитектурой. Бо́льшая часть того, что мы видим на улице сейчас, было создано в XIX веке.
Например, здание Нижегородского театрального училища (Большая Покровская, 4а) относится к высокому классицизму. Здесь практически нет декора, а основной акцент сделан на пропорциях. Плавные линии, массивные колонны, сдержанные цвета — все это неотъемлемые элементы классического языка архитектуры.
Напротив расположен дом № 7 — яркий пример провинциальной эклектики, сочетающий в себе разнородные стилевые элементы. Здесь гораздо больше мелких деталей и декора в целом.
В той же манере построены усадьба Рукавишниковых (Верхне-Волжская Набережная, 7), Нижегородский драматический театр (Большая Покровская, 13), доходный дом Кудряшова и Чеснокова (Большая Покровская, 10 и Пискунова, 7). Эклектика в целом является самым распространенным стилем «старого Нижнего».
Помимо классической архитектуры, на Большой Покровской встречается и модерн. К этому направлению относится угловое здание под номером 11. Сейчас, как и 200 лет назад, здесь располагается ювелирный магазин. Подобное постоянство — большая редкость в архитектурной среде.
Соседствующее с ним здание гостиницы Sheraton (Театральная площадь, 1) — современная имитация классицизма с элементами эклектики. В отличие от оригинальных построек, здешние колоны полые и пластиковые.
Упирающаяся в Большую Покровскую Театральная площадь может похвастаться образцом нижегородской архитектурной школы 90-х годов прошлого века — это здание центра семейного образования, дом № 5/6. В свое время коллектив авторов во главе с Александром Харитоновым, главным архитектором города, стал настоящим феноменом не только в России, но и во всем мире.