Кто такая царица Сююмбике?
Надо сказать, что название «Башня Сююмбике» далеко на сразу закрепилось за башней, впервые в литературных источниках оно появилось в 1832 году. А до этого имела множество названий: и «Татарская», и «Дозорная», и «Древняя», и даже «башня с высоким спицом с подъездом, в которой церковь». Кто же такая Сююмбике? И почему в ее честь назвали башню в Казанском кремле, проспект в Набережных челнах и огромное количество улиц в разных городах и селах Татарстана?
Царица Сююмбике
Сююмбике — одна из самых узнаваемых и известных личностей в истории Казанского ханства. Во-первых, она прапраправнучка Едигея, основателя династии, которая впоследствии возглавила знаменитую Ногайскую орду и дочь бия Юсуфа. В принципе, одного этого факта ее биографии хватило бы для того, чтобы войти в историю, но это еще не все. Сююмбике была женой трех казанских ханов. Первым мужем стал Джан-Али, за которого ее выдали в возрасте 12 лет, но семейная жизнь не сложилась и, во многом благодаря связям отца, был найден второй муж.
Тут надо сказать, что Джан-Али не устраивал не только юную царевну, но и власти, поэтому ему на смену был поставлен Сафа-Гирей. Вместе с Казанским ханством он получил и Сююмбике, которая стала его пятой супругой. После его смерти царевна фактически правила ханством, так как их сын и наследник был несовершеннолетним. Третий брак случился против ее воли — в 1553 году она стала супругой касимского правителя Шах-Али.
Башня Сююмбике в Казани
Но полюбил народ Сююмбике не за удачные замужества и знатное происхождение. Во времена своего недолгого правления царица отменила ряд довольно жестких налогов для крестьян, мелких ремесленников и торговцев, за что они прозвали ее «любимой госпожой» и «крестьянской царицей».
Редкий турист уходит от башни без фото
Нельзя не сказать и о том, что знаменитая дворянская фамилия Юсупов, берет свои корни из рода Сююмбике. Ее сын Утямыш-Гирей был отправлен в Москву и крещен под именем Александр Гиреевич Юсупов. Именно его могилу можно увидеть в Архангельском соборе Московского кремля.
Архитектура Сююмбике
Практически сразу же после окончания строительства, Сююмбике стала «падать» на восток, но это не было задумкой архитекторов, а простая ошибка при строительстве. Что удивительно, обнаружили это только к началу XX века. В результате к 1930 году наклон составлял уже 1 метр 28 сантиметров. Было решено остановить падение, поэтому башню охватили железным кольцом и укрепили, чтобы предотвратить трагедию. Сейчас отклонение Сююмбике от вертикальной оси составляет 1 метр и 98 сантиметров. Археологи и ученые считают, что укрепление башни произошло очень своевременно, ведь еще каких-то 50 сантиметров и остановить процесс было бы уже невозможно.
Особенно хорошо отклонение от вертикали видно ночью
Архитектура башни Сююмбике сочетает в себе как традиции татарского, так и русского зодчества. Ее часто считают копией Боровицкой башни Московского кремля. Очертания Сююмбике можно увидеть и в башне Казанского вокзала. Архитектор Щусев при проектировании вокзала взял силуэт башни Сююмбике в качестве прототипа, и чтобы сделать сходство максимальным, он даже посылал своих помощников в Казань, чтобы те сделали обмеры и зарисовали ее во всех подробностях.
Башня представляет собой 7-ярусное сооружение из красного кирпича с широкой аркой-воротами в основании. На вершине мы можем увидеть золотой полумесяц, но он появился там относительно недавно, в 1993 году. До 1918 года шпиль украшал двуглавый орел, который позднее заменили на полумесяц. Но он долго не задержался на макушке Сююмбике, и уже в 1930-е годы его сняли и вернули на место только в конце XX века.
Шпиль башни Сююмбике
Когда появилась башня?
Многих интересует, когда возникло это сооружение — башня Сююмбике. В письменных источниках пока информации об этом не обнаружено. Но если внимательно взглянуть на другие документы: планы и изображения Кремля 17-18 веков, то туман быстро рассеивается.
Таблица 1 |
Удивительным образом художники разных эпох облюбовали одно и то же место для того, чтобы оставить потомкам эффектный вид Казани и Кремля во всей ее красе. Оно примерно соответствует сегодня южной оконечности Кировской дамбы. Наверное, на этом месте находилось тогда что-то возвышавшееся: может быть, холм или какое-то строение. Так или иначе, нам эти люди предоставили уникальную возможность наглядно проследить с одной точки эволюцию силуэта крепости на протяжении последних 400-500 лет ее существования. Сведя воедино в сопоставительной таблице виды Кремля, запечатленные художниками разных эпох, удалось воочию увидеть, как появляются и исчезают целые комплексы и отдельные сооружения (табл.1)
При сопоставлении панорам в едином масштабе хорошо видно, как в 17 веке (рис.Н.Витзена) возникают комплексы Благовещенского собора, Троицкого и Спасо-Преображенского монастырей и пропадает комплекс Ханского двора. В 18 веке (рис.Леспинаса) появляется комплекс башни Сююмбике и Введенской церкви, монументальная Сергиевская церковь. В 19 веке (рис.Е.Корнеева) Троицкий монастырь исчезает.
Этот вывод подтверждают и археологические исследования: севернее башни, у самого ее подножия в 2000 году были обнаружены фундаменты знаменитой Хан-джами. Как выяснилось, здание было возведено в 15 и разрушено только в конце 17 — начале 18 вв., что соответствует и данным Писцовых книг 16-17 вв., где упоминается «мечеть у Царева двора». Судя по всему, мечеть использовалась в хозяйственных целях и была разобрана при строительстве комплекса Оберкомендантского дома, причем минарет ее оказался под башней Сююмбике (если не был вмурован в толщу ее северного пилона).
Интригующим моментом этих преобразований является то, что комплекс оберкомендантского дома (а на наиболее ранних планах города ХYIII века башня Сююмбике показана как въезд во двор именно оберкомендантского дома!), несмотря на замену всех зданий на новые, сохранил предшествовавшую ему функциональную структуру, градостроительную композицию, традиционный силуэт. На месте Ханского дворца встал дом оберкоменданта, на месте Ханской мечети — церковь Введения, между ее минаретом и главными воротами дворца — высокая надвратная башня. Таким образом, в северной части крепости, спустя 150 лет наблюдалось, можно сказать, буквальное воспроизведение градостроительной идеи времен ханской Казани!
Фото №18522. Башня Сююмбике
Архитектура башни Сююмбике
После того как было закончено строительство башни, она начала падать на восток, однако это не было так задумано архитекторами, а просто были ошибки при её строительстве. И увидели это не сразу, а только в начале XX века. И в 1930 году наклон башни равнялся уже один метр 28 сантиметров.
В архитектуре башни Сююмбике совмещены традиции татарского, и русского зодчества. Некоторые называют ее копией Боровицкой башни Московского Кремля, кто-то и видит в ней очертания башни Казанского вокзала. Архитектор Щусев, когда проектировал вокзал, позаимствовал силуэт башни Сююмбике как прототип, и в Казани башню замерили и зарисовали во всех подробностях.
Башня Сююмбике это семиярусное сооружение, которые сделано из красного кирпича и имеет широкие арки и ворота у основания. На вершине находится золотой полумесяц, наверх его водрузили туда только в 1993 году. До 1918 года на шпиле был двуглавый орёл, и только потом его заменили на полумесяц.
А кто же такая эта Сююмбике, и почему башню стали так называть. Сююмбике узнаваемая и известная личность в истории Казанского ханства. Она является праправнучкой Едыгея, который был основателем династии, которая возглавляла знаменитую орду, и она приходится дочерью бию Юсуфу. Это уже делает ее знаменитой принцессой, однако Сююмбике также была женой трех казанских Ханов. Сначала мужем был Джан Али, за которого её отдали, когда ей было 12 лет.
В дальнейшем отец нашёл ей второго мужа Софа-Гирея. Он возглавил Казанское ханство и женился на Сююмбике, она была его пятой супругой. После того, как он умер, именно царевна стала править ханством, потому что в это время их сын и наследник был еще маленьким. В третий раз ее выдали замуж против её воли в 1553 году за Касимского правителя Шах Али.
Как видим, башня Сююмбике находится на территории Казани, ее невозможно не заметить, она очень красивая высокая и выделяется на фоне сооружений. Разные легенды и тайны, которые окружают её строительство, выделяют башню Сююмбике и делают одной из самых популярных достопримечательностей Казани и своеобразным символом города.
Легенды башни
Со зданием связано множество легенд и историй:
- История первая. Царь Иван IV Грозный прослышал о красоте казанской регентши и решил жениться на ней. Царица была против и тогда царь пригрозил сровнять ханство с землей, а всех жителей убить. Сююмбике согласилась ради своего народа, но в свадебную ночь сбросилась вниз с нового строения и погибла.
- История вторая. Башня была возведена после взятия Казани в 1552 году по указу Ивана Грозного, но по просьбе татарской царицы. На её строительство ушло семь дней, по ярусу на каждый, и после окончания строительства царица захваченного ханства сбросилась с нее вниз.
- История третья. Сооружение было построено по приказу Сююк в память о её втором погибшем муже Сафа-Гирее.
Правда, однако, оказалась намного печальнее. После взятия Казани Иваном IV Грозным, мурзы откупились казной, царевной и её сыном, которых перевезли в Российскую Империю и крестили. Женой русского царя Сююк не стала. Впрочем, оттого совсем не уменьшается красота и загадочность падающего строения. Не меньший интерес у архитекторов и учёных вызывает причина наклона строения. На основе проведенных исследований предполагают, что наклоняться в восточную сторону строение стало из-за элементарной ошибки в ходе строительства почти сразу же после его окончания.
Обнаружили наклон и предприняли меры только в 1930 году. Жёсткий каркас, элементы которого можно заметить на первом ярусе, остановил падение и помог сохранить объект культурного наследия РФ в первозданном виде, чтобы Вы смогли лично полюбоваться его великолепием.
Экскурсия к башне
Посмотреть на падающую башню, а также сфотографироваться на её фоне, можно на обзорной экскурсии по территории Казанского Кремля. Красивое архитектурное сооружение восхищает туристов не только днём, но и ночью, когда загорается ярким светом при помощи мощных прожекторов. На территории Кремля можно купить сувениры с изображением одной из главных достопримечательностей столицы Татарстана.
Особенности строения
Наклонная башня-загадка представляет собой восхитительный симбиоз из русской и татарской архитектуры XIV века. Внешний вид постройки сохранился до сих пор в отличном состоянии. По внешнему виду конструкция больше всего напоминает Спасскую башню, находящуюся в Москве. А также путешественники, которые отправляются в Казань для того, чтобы увидеть эту достопримечательность, отмечают следующие особенности сооружения:
- Фундамент. Представляет собой дубовые сваи, находящиеся здесь уже несколько столетий. Они опускаются в землю на глубину свыше 2-х метров и крепко бетонируются в раствор, благодаря чему дерево не гниет в течение долгих лет. Такой крепкий фундамент позволил возвести строение, которое насчитывает 7 ярусов. Первые три этажа являются прямоугольными и имеют большую площадь. Оставшиеся четыре — восьмиугольники чуть поменьше.
- Этажи. Первые две конструкции представляют собой гульбища, которые использовались в русской архитектуре в Средние века. В стенах располагаются так называемые «глазницы», которые используются для осмотра прилегающих территорий. Раньше эти отверстия создавались в оборонительных целях, однако на сегодняшний день они предназначены лишь для того, чтобы туристы взглянули на местность вокруг сооружения и сделали несколько первоклассных фотографий.
- «Восьмерки». Так называются этажи в виде многоугольников. И они имеют такую форму неспроста. Во-первых, большое количество углов создает аэродинамику, благодаря чему получается строить более высокое сооружение (примерно на 20% выше, чем в случае использования обычных «квадратов»). Во-вторых, количество материалов при такой постройке сводится к минимуму, благодаря чему стоимость конструкции сокращается в несколько раз.
- Последний этаж. На самой вершине «небоскреба» архитекторы решили построить дозорную вышку, вход на которую закрыт для посещения. Однако большинство работников отмечают, что такое сооружение возводилось также для оборонительных целей и осмотра окрестностей. Сейчас там можно найти немалое количество птичьих гнезд, а также открывающуюся на весь город панораму.
Архитектурные особенности
Конструкция величественно красуется в центральной части столицы и состоит из семи этажей. Самым вместительным и широким является первый. Он выполняет праздную функцию и в средней части обладает аркой. Второй этаж характеризуется наличием четырёхугольной формы, как и начальный. Но его высота меньше и параметры тоже. На третей ступени можно наблюдать негромоздкие окна, он возведен подобию двух предыдущих. Четвертые и пятые части состоят из восьми углы, а шестые и седьмые использовались в качестве точки дозора.
В стенах предусмотрен проезд достаточной ширины. Через него ранее в крепость попадали разнообразные телеги и повозки. Сооружение стоит на фундаменте в два метра. Его укрепление выполнено на дубовых сваях. Сама вышка отличается внешней привлекательностью. Интересно, что по периметру каждого этажа установлены специальные галереи (гульбища).
Архитектурный нюанс, привлекающий множество восторженных взглядов, коринфские колонны. Оно монтированы на самом низком уровне. Их иначе называют валиками, которые изысканно обрамляют грани.
Невероятно красив шар, установленный на самой верхней точке. На нем зафиксирован полумесяц. Это символика исламской религии. Напомним, что позднее на месте его находился орел с двумя главами. В 1918 г. мусульманское население попросило произвести небольшую замену. Власти пошли на встречу.
Общая высота достопримечательности составляет 58 метров. Она имеет элегантный наклон. «Падение» началось еще в двадцатом веке. Даже кладка в определенных участках стала распадаться. Возникла угроза обрушения проезда. Специалисты приложили усилия, чтобы сберечь достояние. Был изобретен специальный обруч из метала. Конечно, данное кольцо из железа несколько извозило изначальную задумку, но зато остановился процесс разрушения. Потом, спустя несколько десятилетий обруч лопнул. По этой причине сделан его демонтаж.
На всех этапах строительных работ применялся качественный кирпич красного цвета. Граненный шатер, расположенный на последней точке, имеет вид усеченной пирамиды. Очень красиво сморятся два пилона у основания, они эффектно соединяются сводом цилиндрической формы. Фасады характеризуется наличием декоративной отделки различного вида. Дизайнеры использовали такие приемы, как ширинки, пояса с напуском. Все проемы для окон и дверей украшены трехцентровыми арками.
К верхним участкам идет винтовая лестница. Общий стиль сооружения является достаточно строгим и презентабельным. В нем органично разнообразные переплетаются элементы татарской культуры. Интересно завершение по подобию минарета, сталактитовые капители и колонны из четырех граней.