Летний дворец Петра I
Рекомендовать место
16
2
Летний дворец в версальском стиле был мечтой для Петра I. Мечту воплотил в реальность в Летнем саду альянс архитекторов и садовых мастеров.
Здание в стиле барокко было построено не для торжественных встреч, а для жилища царя и его семьи. Дворец называется летним из-за того, что предназначался только для летнего жительства. Стены в здании тонкие, а рамы одинарные. В доме находится 14 комнат.
На первом этаже расположены покои Петра I, спальня, кухня со столовой, гардеробная и комната дежурного ямщика, на втором – комнаты его жены Екатерины и детей, на верхнем этаже находится Зеленый кабинет, отделанный в духе новой французской моды, которую привез в Россию Ж. Леблон. Панели, двери и лестницы дворца изготовлены из дуба (в петровское время дуб использовали в основном для нужд флота). Все интерьеры в аллегорической форме славят победу русских в Северной войне.
Летний дворец Петра I сохранился до наших дней почти без изменений. В 1925 году дворец был передан Русскому музею, а с 1934 года он стал Историко-бытовым музеем.
Итальянский дворец
Рекомендовать место
11
3
Итальянский дворец находится на Макаровской улице в центре Кронштадта, считается самым старым строением города. Проект этого крупного дворцового сооружения разработал архитектор И. Ф. Браунштейн, заказчиком выступил князь А. Д. Меншиков. Дворец был построен в 1720-1724 годах. Поскольку владелец этого сооружения князь Меньшиков, здание также было известно как Меншиковский дворец.
Первоначально убранство дворца было произведено в стиле петровского барокко, но, после многочисленных перестроек, уже к середине XIX века дворцовый облик был полностью изменен.
После того, как Меньшиков лишился царской благосклонности, его владения перешли в собственность императорской семьи. Некоторое время здание использовалось под училище, но пожар 1926 года разрушил большую часть здания.
После череды новых хозяев и собственников, в декабре 2011 года дворец был передан филиалу ЦВММ Кронштадтской крепости.
Зимний дворец
Рекомендовать место
29
2
Всего Зимних дворцов было пять. Тот, что располагается сейчас на Дворцовой площади возведен знаменитым русским архитектором Растрелли в 1762 году и является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
До Николая II Зимний дворец был резиденцией российских императоров в зимнее время. Созданный «для единой славы всероссийской», он поражает своей монументальностью, величием и пышностью фасадов, обращенных на Неву, Адмиралтейство и Дворцовую площадь.
Дворец пережил многое — он горел, принимал в своих стенах военный госпиталь, его взрывали народовольцы и оккупировали революционеры. В настоящее время он находится в составе Главного музейного комплекса Эрмитажа.
В Зимнем дворце есть очень необычные служащие — коты. Потомки того самого кота, которого Петр привез из Голландии, защищают Эрмитаж от мышей.
Эрмитаж
Рекомендовать место
28
1
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, федеральное государственное учреждение культуры.
Музей был основан в 1764 году, когда Екатерина Великая приобрела коллекцию из 255 картин из Берлина. Сегодня государственный Эрмитаж обладает более 2,7 млн. экспонатов и отображает разнообразные искусство и артефакты из разных стран мира и всей истории (от Древнего Египта до начала 20 века в Европе).
Коллекции Эрмитажа включают в себя произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, уникальные коллекции Рембрандта и Рубенса, многие работы французских импрессионистов Ренуара, Сезанна, Мане, многочисленные полотна Ван Гога, Матисса, Гогена и несколько скульптур Родена. Эрмитаж занимает семь зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Меншиковский дворец и бывшее здание Главного штаба.
Екатерининский дворец и Екатерининский парк
Рекомендовать место
57
8
Екатерининский дворец в стиле барокко с впечатляющими размерами и потрясающим декором гармонично сочетается с парком, разбитым вокруг.
До 1910 года Екатерининский дворец назывался Большим Царскосельским. 300-летняя история дворца богата именами и событиями. Из всех 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздали только 32.
Изначально дворец представлял собой небольшое двухэтажное здание, которое позже расширял и украшал Растрелли для Елизаветы Петровны. Для новой хозяйки — Екатерины II над дворцом трудился Камерон, который создал Арабесковую и Лионскую гостиные, Китайский зал, Купольную столовую, Серебряный и Синий кабинеты, Опочивальню. К сожалению, эти залы были разрушены во время войны и до сих пор не восстановлены.
Екатерининский парк состоит из Старого сада и Английского парка. Старый сад планировали голландские мастера садово-паркового искусства. В нем много прудов, скульптур, павильонов, аллей. Английский парк построен с небольшими бурными водопадами и большими прудами, на которых в свое время плавали мелкие суда. Также в нем много памятников, которые прославляют царствование императрицы.
Константиновский дворец
Рекомендовать место
21
3
Константиновский дворец – бывшая резиденция князей Романовых, которая сейчас представляет всем посетителям русское изобразительное и прикладное искусство XVIII—ХХ веков. Во дворце также находятся винные погреба, в которых хранятся элитные вина.
Первым владельцем дворца был Петр Великий, потом им владел его сын Константин Павлович. Петр Великий захотел создать императорскую резиденцию, которая превзошла бы Версаль. По проекту Микетти дворец начал строиться в 1720 году.
Во время Великой Отечественной войны дворец в Стрельне почти полностью разрушили, после чего восстановили. После реконструкции во дворце располагалась военно-морская кафедра, библиотека Ленинградского Арктического училища, а также геофизические и радиотехнические отделения.
Сейчас во дворце размещена коллекция произведений искусства, которую собрали Ростропович и Вишневская, а также другие известные исторические личности. Кроме того, он как «Дворец Конгрессов» предоставляет свои площади для разнообразных международных, государственных и общественных мероприятий.
Координаты: 59.85949300,30.05936600
Большой Гатчинский дворец
Рекомендовать место
16
3
Гадчинский дворец был спецзаказом для Екатерины II. Не конкретно для нее, а для ее фаворита — графа Орлова. Она хотела преподнести ему подарок в виде роскошного особняка и обратилась к известному архитектору Антонио Ринальди. Работая над проектом тот осуществил все свои смелые идеи. Получилось что-то среднее между замком и загородным имением. Как внешний, так и внутренний вид дворца выполнен в стиле классицизма, характерного для XVIII-XIX веков.
На сегодняшний день во дворце восстановлено более 50 помещений. В каждой комнате воссоздан интерьер царских времен. Помимо этого в зданиях очень много тематических экспозиций и выставок. За символическую плату можно попасть во дворец в любой день недели кроме понедельника.
Работники музея устроят занимательную экскурсию и сфотографируют вас в королевских апартаментах.
Практическая информация
Дворцово-парковый ансамбль «Петергоф» относится к Государственному музею-заповеднику «Петергоф».
Билеты в залы и музеи Большого дворца, Верхний сад, Нижний парк и музеи Нижнего парка можно приобрести в кассах, расположенных непосредственно возле входов в парки или заранее — онлайн на официальном сайте.
Посетить Петергоф можно с одной из экскурсий
Обо всех способах, как добраться в Петергоф из Санкт-Петербурга (аэропорта и центра города), можно узнать здесь →
Возле Дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» можно остановиться
Номера отеля оформлены в современном стиле и оснащены телевизором со спутниковыми каналами, бесплатным Wi-Fi, сейфом, халатами и тапочками, феном и бесплатными туалетно-косметическими принадлежностями. В некоторых номерах имеется гостиный уголок.
Фонтаны в Петергофе: история строительства
Идея создать в России роскошную водную феерию появилась у Петра ещё в конце XVII века. Задумку царь привёз из поездки по Европе, где его поразили сады с фонтанами в Англии, Голландии, Германии и Австрии. А вот французский Версаль Пётр Алексеевич ещё не видел, когда мысль о строительстве фонтанного комплекса уже прочно поселилась в его голове.
Пётр знал, что существует два способа создания фонтанов: с помощью специальных технических насосов или на основе естественного давления, обеспеченного перепадом высот. Его выбор пал на второй вариант, поскольку первый представлялся слишком затратным — хотя именно насосы обеспечивали работу фонтанов в знаменитом Версале.
Интересно, что по начальному плану большую резиденцию с фонтанными каскадами было решено строить в Стрельне. Там начали активные работы, но вскоре пришлось признать: рельеф местности не позволял осуществить задумку.
В 1717 году Пётр I наконец посетил Францию — Версаль, Трианон, Сен-Клу и Марли. Царь изучал техническую сторону вопроса, глубоко погружался сам и искал специалистов, которые смогли бы осуществить его мечты по созданию фонтанов в Петербурге.
Первыми такими специалистами стали:
- Жан Батист Леблон — французский зодчий, «генерал-архитект» Санкт-Петербурга, знаток садового и фонтанного искусства, который по заказу Петра Великого составил «Водяной план»;
- Василий Григорьевич Туволков — первый русский инженер-гидравлик, ставший строителем уникального водовода.
В 1720 году, когда уже активно строились пруды Верхнего Сада, Пётр I продолжал поиски новых источников водоснабжения. Они нашлись в совершенно случайной поездке Петра к Ропшинским высотам. Здесь, у деревень Забродье, Хабино и Глядино, были обнаружены подземные водяные ключи, а Петергофская мыза, находившаяся к западу от Стрельны, имела, как выяснилось, перепад воды от источников до парка почти в два раза больше Стрельнинской. Проведя расчёты и посоветовавшись со специалистами, царь приказал остановить работы в Стрельне и кинуть все силы на Петергоф.
В начале 1721 года начинается прокладка Ропшинского канала: ширина 6 метров, глубина — 2. Ежедневно над строительством работало больше 2000 человек. Устраивая главный канал, Туволков решил использовать нынешний Английский пруд в качестве водохранилища: он проложил Верхнесадский канал и наполнил водой Квадратные пруды. Общая протяжённость созданного к лету водовода составляла 40 километров.
Первый пуск воды по Ропшинскому каналу состоялся 8 августа 1721 года.
«Вода дошла до Петергофа к следующему утру, к 6-ти часам и тогда же пущены были все фонтаны и каскад», — писал голштинский дворянин Фридрих Берхгольц, присутствовавший на празднике пуска фонтанов.
Так осуществилась мечта Петра I — в России появилась огромная фонтанная природная система. Которой, впрочем, предстояло ещё развиваться и развиваться.
В следующем столетии от Ропшинских высот был проложен ещё один канал, устроено 9 прудов-водохранилищ. Больше 30 лет работами по строительству водовода руководил Мечеслав Пилсудский — инженер-капитан, с 1857 по 1874 годы — управляющий петергофскими фонтанами.
Водопроводящая фонтанная система Петергофа была окончательно сформирована во второй половине XIX века и с тех пор существенно не менялась.
Тяжелейшие повреждения она получила во время Великой Отечественной войны, на восстановление было потрачено больше двух лет, ещё несколько десятилетий реставрировали и воссоздавали утраченные скульптуры.
Ежедневно в высокий сезон через знаменитые фонтаны Петергофа проходит около 100000 кубометров воды.
Мариинский дворец
Рекомендовать место
20
6
Марии’нский дворе’ц — один из дворцов Санкт-Петербурга, важная часть ансамбля Исаакиевской площади.
Наряду с Зимним и Таврическим — один из трех «политических» дворцов Петербурга, центр событий 1917 и 1991 года.
Построен в 1839—1844 годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера.
Дворец расположен на южной стороне площади, вдоль Синего моста через Мойку. На этом участке земли, в XVIII веке принадлежавшем генерал-фельдмаршалу Захару Григорьевичу Чернышёву, стоял дворец, построенный в 1762—1768 Ж. Б. Валлен-Деламотом. В 1825-39 годы в нём размещалось Николаевское кавалерийское училище
Дворец Марли
Рекомендовать место
9
1
Элегантный Марлинский дворец является композиционным центром всего Марлинского ансамбля в западной части Нижнего парка Петергофа. Он расположен на перемычке двух прудов — Марлинского и Секторального. К строительству дворца приступили в 1720 году, его проектировал архитектор И.Ф.Браунштейн. Дворец получил название Марли,в честь посещения Петром I резиденции Марли-ле-Руа Людовика XIV.
Первоначально дворец планировался одноэтажным, но когда здание подвели под крышу, Петр I приказал его надстроить, и в 1723 году был построен второй этаж. Над оформлением дворца трудились многие талантливые мастера: скульпторы, камещики, лепщики, паркетчики и так далее.
На каждом этаже дворца находится всего по восемь помещений. Внутренне убранство дворца элегантно и строго. Более парадно украшены Дубовый и Чинаровый кабинеты, при их отделке использовались ценные виды дуба и чинары. Также здесь можно увидеть картины западноевропейских художников XVII-XVIII веков,мебель того же периода,личные вещи Петра I, во дворце также хранится небольшая библиотека.
В годы Великой Отечественной войны дворец был взорван вражеской миной. В послевоенные годы велось его восстановление. Как музей дворец был открыт в 1982 году.
Координаты: 59.88878100,29.89637600
Александровский дворец
Рекомендовать место
21
3
Александровский дворец в Царском Селе был построен в подарок внуку Екатерины II – будущему императору Александру I. Архитектурный проект принадлежит Д. Кваренги. Здание – вытянутое, двухэтажное, с флигелями по сторонам. Строительство было завершено в 1796 году. К дворцу прилегает парк с озером.
На первом этаже левого флигеля дворца временно жила императорская семья. Здесь останавливались герцог Эдинбургский и княгиня Мария Александровна. Позже здесь располагались личные апартаменты императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Сейчас только в немногих помещениях сохранилась внутренняя отделка и частично воссоздано убранство.
В начале ХХ века во дворце принимали послов, отмечали важные годовщины (300-летие дома Романовых и 200-летие Царского Села).
За все время своего существования во дворце размещались очень разные организации: Государственный музей, Дом отдыха сотрудников НКВД, Детский дом им. Юных коммунаров, немецкий штаб и гестапо, тюрьма. В 2009 году, после многочисленных реставраций, здание дворца передали Государственному музею-заповеднику «Царское Село».
О прошлом княжеской резиденции на Мойке
Архитектурный ансамбль, известный ныне как Юсуповский Дворец, формировался на протяжении двух столетий. В него вложены труд и творчество архитекторов мирового уровня. Несколько фактов о хронологии создания дворцового комплекса под их патронажем помогут понять масштабность архитектурного замысла, признанного сегодня культурным наследием федерального уровня:
- перестройка усадьбы с возведением Белоколонного зала, Парадной лестницы, Танцевального зала, Зеленой и Императорской гостиных – архитектор А.А Михайлов при участии итальянских мастеров Б. Медичи, А Виги /1830-1838 гг./;
- возведение Покровской церкви – 1881 г, А.Д. Шиллинг;
- реставрация и создание Большой и Мавританской гостиной – архитектор А.А. Степанов /1890-1916/.
Свое начало ансамбль получил в Петровскую эпоху, вехи его формирования во многом синхронны с историей становления Северной столицы. Изначально это место было поместьем, принадлежавшим племяннице Петра I. Позже, уже будучи собственностью графа Шувалова, особняк получил оформление в модном тогда стиле барокко. За период с 1830 года, когда особняк был куплен Николаем Юсуповым и до начала 20-го века, он постепенно обретал облик дворцовой резиденции.
Пять поколений княжеского рода Юсуповых на протяжении столетий превратили это место в образец роскоши и дворцового изобилия. Тайны, сокрытые великолепными чертогами сегодня, привлекают массы желающих погрузиться в дворцовые интриги и, кто знает, может раскрыть их?
Дворцовая резиденция Юсуповых за время владения ей княжеской знатью стало живым музеем – здесь хранились картины Рембрандта, Буше, авторские изделия ручной работы из драгоценных камней и металлов. Сама резиденция стала шедевром дворцового интерьерного искусства. Оранжереи, домашний театр, помпезные залы приема и организации фуршетов символизировали собой определенный уровень роскоши и элитарности общества.
Благодаря страсти к коллекционированию произведений искусства, декоративно-прикладного творчества фактически получили свое начало музейные экспозиции, которые после событий 1917 года переданы в национальные музеи. Часть из них так и не удалось найти. Перед отъездом в 1917 году в Крым семейство Юсуповых значительную часть своих богатств сохранило в тайниках.
История царского сада
В XVII-XVIII веках европейскую моду на придворные сады задавали французы и голландцы. Монаршие семьи и состоятельные вельможи вкладывали много денег, чтобы устраивать вокруг своих дворцов и поместий регулярные парки. Прямые дорожки, ровные террасы и геометрические формы газонов символизировали абсолютную власть над природой, демонстрировали гостям огромное богатство и высокий статус владельцев.
Идею роскошного регулярного парка Петр I привез из своей поездки во Францию. Российский царь побывал во владениях французского короля и был восхищен устройством парковых клумб и фонтанов. Чтобы новая резиденция под Санкт-Петербургом выглядела не хуже, царь нанял Иоганна Фридриха Браунштейна. В 1714-1716-х годах немецкий архитектор отвечал за все строительство и проектирование садов в Петергофе.
Вид на Большой каскад, фонтан «Самсон» и Воронихинские колоннады
Зелеными насаждениями занимался опытный мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Александр Леблон. По просьбе Петра I в 1716 году он приехал в Россию из Франции и занял должность генерал-архитектора при русском дворе. Леблон участвовал в проектировании Большого дворца в Петергофе и обустраивал прилегающий к нему Нижний парк.
Однажды сподвижник государя – Александр Данилович Меньшиков оболгал Леблона. Он донес Петру I, что царский зодчий самовольно вырубил деревья, которые с таким трудом были выращены в Петергофе. Разгневанный царь устроил французу разнос, оскорбил его и даже ударил палкой. Вскоре навет Меньшикова открылся, но выросший в другой культуре Леблон слег от унижения, сильно заболел и в марте 1719 года умер.
Вид на павильон Эрмитаж в Нижнем парке Петергофа
После кончины первого садовника Петергофа Браунштейн продолжил работы по его проектам. Он составил подробный план Нижнего парка, создал перед дворцом Большой грот с каскадами, спроектировал несколько фонтанов, построил дворец Марли, Большую оранжерею, павильон Эрмитаж, а также Сад Венеры и Бахуса в западной части парка.
В 1720-е годы немецкий архитектор отошел на второй план, уступив свое место итальянскому зодчему Николо Микетти. В годы правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны обустройством Нижнего парка руководил Бартоломео Франческо Растрелли. В начале XIX века русский зодчий Андрей Никифорович Воронихин построил в Нижнем парке каскад, обелиски и колоннады.
Дворец Монплезир в Нижнем парке Петергофа
Последние штрихи в оформление парковой зоны Петергофа внес талантливый архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. Благодаря ему, в Нижнем парке появился удивительный по красоте «Львиный каскад». Во второй половине XIX века дворцовые сады обросли новыми царскими имениями. В правление Николая I Штакеншнейдер разбил на заболоченных пустошах два пейзажных парка – Колонистский и Луговой.
Кроме знаменитых архитекторов, в Нижнем парке трудились известные мастера садового искусства. С 1715 по 1738 год в царской резиденции работал голландский садовник Леонард фон Гарнихфельт. Он руководил фигурной стрижкой деревьев и кустарников, разбивал партерные цветники со сложным декором и устраивал голландский сад перед дворцом Монплезир. Красота Нижнего парка приумножалась руками садовых дел мастеров А. Борисова, Б. Фока, В. Башиловского и Т. Тимофеева.
Памятная скамья в Нижнем парке Петергофа
За полтора века сложился огромный дворцово-парковый ансамбль Петергофа. В него входили 11 парков, роскошные имения членов монаршей семьи и великих князей. До 1917 года они были закрыты для посещения. Лишь изредка жителей Санкт-Петербурга пускали на публичные гуляния в парки, но вход на такие праздники стоил дорого – 10 копеек серебром.
После революции царские имения национализировали и превратили в музеи. Первая экскурсия трудящихся по залам Большого дворца и аллеям Нижнего парка прошла в мае 1918 года. Музейный комплекс рос и развивался. Перед началом Великой Отечественной войны в Петергоф приезжали до 1,5 млн человек в год.
Вид на фонтан Пирамида в Нижнем парке Петергофа
Фашисты вырубили много парковых деревьев. Тут и там виднелись противотанковые завалы, которые немцы устроили из старых спиленных стволов. Подземные водопроводы были сломаны, а ценные монументальные скульптуры и барельефы – пропали.
Вид на Большую оранжерею в Нижнем парке Петергофа
Первыми за работу по восстановлению Нижнего парка взялись саперы. Они очистили территорию от неразорвавшихся снарядов и мин. Ленинградцы выровняли траншеи и убрали мусор. В середине июня 1945 года старинный парк был открыт для прогулок, а к концу лета 1946 года реставраторы и строители сумели запустить 38 водометов.
Большой Екатерининский дворец
Рекомендовать место
28
4
История этого грандиозного комплекса начинается с 1717 года. Когда по указу императрицы начали строить ей летнюю резиденцию. Автором проекта выступил архитектор И.Ф. Браунштейн. Через 26 лет Елизавета Петровна, взошедшая на престол после Екатерины, закомандовала перестроить здание, слегка расширив его и облагородив. Для этой работы она позвала А. Квасова и М. Земцова. И дворец принял новый вид. Через еще 10 лет она снова ищет архитекторов, что убрали с дворца тень старины и еще больше расширили территорию. Ей помочь вызвался Б. Растрелли. На все про все у архитектора ушло почти четыре года. За этот период он передал дворец в стиле Русского барокко. Ради этого Елизавета Петровна устроила грандиозный праздник, презентуя на нем свой дворец местным и зарубежным гостям. Приезжие были ошарашены красотой и величественностью постройки Растрелли.
В период СССР во дворце открыли музей, сохранив старинный антураж и интерьер. Идиллию нарушила Вторая Мировая война. Дворец сильно пострадал во время обстрела. Его до сих пор восстановили не полностью. Многие корпуса еще ждет реконструкция, но большая часть все также, как в советские времена, открыта для туристов.
Михайловский дворец
Рекомендовать место
26
3
Михайловский дворец с садом окружен старинными петербургскими домами и напоминает пригородную усадьбу.
Проект здания разрабатывал знаменитый архитектор Росси. Он лично контролировал работу мастеров, которые занимались отделкой здания. Лучшие скульпторы того времени оформляли главный фасад здания. Также Росси рисовал эскизы будущей мебели и хрустальных люстр для дворца.
В этом дворце жил князь Михаил со своей женой Еленой Павловной. Здесь они устраивали музыкальные вечера, позже Елена Павловна организовывала музыкальные классы, вскоре ставшие Консерваторией. Дворец посещали Пушкин, Тютчев, Жуковский, Миклухо-Маклай и другие известные личности.
После смерти Елены Павловны в залах дворца проводились конгрессы, устраивались различные кружки и курсы. В западном флигеле находилась канцелярия Дворцового ведомства. Там же учредили Русский Музей императора Александра III. Сейчас во дворце кроме Русского музея находятся научно-исследовательские, реставрационные и культурно-просветительские центры.
Морская пристань. Петродворец
Рекомендовать место
5
1
В Нижнем парке Петергофа расположена пристань «Петродворец». Раньше Петровская гавань использовалась как для торжественных целей, так и в хозяйственных нуждах. Кроме приемов пароходов с гостями, на пристани также разгружались большие и малые суда, привозившие в Петергоф различные припасы или строительные материалы. Когда наступали дни иллюминации, в акваторию заходили военные корабли, украшенные разноцветными флагами и огнями.
В 1963 году была построена современная пристань с ее железобетонными причалами. По велению Петра I во время постройки канала, его стены укрепляли булыжным камнем на мху. Но со временем, вода разрушила булыжное покрытие, и стены стали валиться, замуливая канал. В 1728 году архитектор М. Земцов предложил выкладывать стены из плиточного камня и кирпича, а дно закладывать булыжником. Тогда же и была произведена реконструкция канала.
До пристани из центра Санкт-Петербурга было организовано множество пассажирских маршрутов, суда отправлялись от Эрмитажа, Кунсткамеры, Медного всадника. От Дворцовой площади, до пункта назначения вы доберетесь теплоходом за полчаса. Около пристани в Петродворец расположена вертолетная площадка.
Дворец Потемкина
Рекомендовать место
18
2
Усадьба Потемкина известна также как Таврический дворец, получивший свое название по титулу Потемкина – князь Таврический, который ему пожаловали после присоединения к Российской империи Крыма (Таврии).
Дворец построили по указанию Екатерины II в классическом стиле по проекту И. Старова, общая площадь 65 700 кв. метров, высота 12 м. Внутри дворца скрывались помпезные интерьеры: богато украшенная лепниной ротонда, фигурные печи, камины, расписные стены и плафоны.
После смерти Потемкина его усадьбу взяли в казну. Позже дворец передали Конногвардейскому полку. После 1900-х годов здание перестроили в связи с размещением в нем Государственной думы. В 1918 году дворец переименовали в Дворец Урицкого, но название не прижилось. После реставрации до 1990 года в усадьбе размещалась Ленинградская высшая партийная школа.
Сейчас дворец является штаб-квартирой Межпарламентской Ассамблеи стран-участников СНГ.
Советское прошлое
В 1918 году Юсуповский дворец национализировала власть Советов. Молодая республика высоко оценила его как уникальнейший памятник архитектуры и искусства, о чем писал видный советский государственный деятель Анатолий Васильевич Луначарский. Все ценности старинного особняка объявили народной собственностью.
Поэтому в нём открыли музей истории и быта. Роскошные гостиные, залы и покои, а также богатейшая картинная галерея стали доступными для строителей коммунизма. В 1919 году этот памятник истории официально передали под эгиду Комиссариата Просвещения по делам музеев.
В 1925 году здание передали педагогической интеллигенции Ленинграда. К сожалению, в этот период времени — при закрытии и передачи — некоторые из экспонатов затерялись. К счастью, многие объекты искусства из дворца достались Эрмитажу и Русскому музею.
Интересный факт, тогда же обнаружили потайную дверь, за которой находились исторические документы. Среди них большую ценность представляли письма Александра Сергеевича Пушкина к его лучшей подруге Елизавете Михайловне Хитрово, 3-ей дочери Михаила Илларионовича Кутузова. Также ее знали как хозяйку знаменитого петербургского литературного салона. В 1927 году письма вышли в свет отдельной книгой с комментариями.
Домовая церковь, где проходили самые значимые события знатного рода, работала до 1917 года. В продолжение последующих 7-ми лет в ней поддерживался духовный уклад. Но спустя 2 года церкви не стало. В 30-х прошлого столетия в ней был устроен лекционный зал.
В 1935-м здание взяло под охрану государство и объявило его историко-художественным памятником союзного значения.