Описание
Церковь Воскресения на Дебре в Костроме — это пятиглавый храм с двумя приделами. Северный придел освящен в честь трёх Святителей — Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого, а южный посвящен великомученице Екатерине.
Высокий подклет (цокольный этаж) создает впечатление устремленности храма ввысь. С западной стороны устроены святые ворота, увенчанные тремя куполами. Три крыльца (с северной, южной и западной стороны) оформлены декоративными кокошниками и шатрами с небольшими главками.
Особенно привлекательно выглядят апсиды (полукруглые пристройки), украшенные бриллиантовым рустом (бриллиантовый руст — это отделка камнем в виде многогранников, напоминающих ограненный бриллиант).
Все окна храма обрамлены наличниками и полуколоннами, а стены отделаны полихромными изразцами и каменной резьбой.
Святые ворота имеют арочные проходы, в качестве украшений использованы белокаменные вставки с изображением зверей и птиц. Лев является бдительным стражем святыни, единорог — символ чистоты и девственности, птица с головой человека подразумевает душу праведника, а пеликан — это символ бессмертия.
Внутри храм был полностью расписан, причем, трудились здесь известные мастера из Костромы и Великого Устюга. Росписи выполнила артель под руководством Василия Ильича Запокровского, а фрески северного Трехсвятительского придела — артель Гурия Никитина и Силы Савина. Лишь немногие старинные росписи, потемневшие, поблекшие и с трудом разбираемые, сохранились в храме.
Памятник интересен тем, что здесь очень много старинных икон с самой разной техникой выполнения
Обратите внимание на иконостас в северном приделе — выдающееся произведение резного искусства
Древние Фрески церкви Воскресения на Дебре
Наконец, следует особо остановиться на росписях Воскресенского собора.
Крупнейшим произведением древнерусского искусства являются фрески Трехсвятительского придела, выполненные артелью Гурия Никитина и Силы Савина. Они иллюстрируют жития святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого, во имя которых этот придел был освящен, а также деяния и мученическую смерть апостолов.
Росписи галерей выполнены сразу после постройки и освящения Воскресенского храма. Они распадаются на два больших цикла: «История мироздания» от первых дней творения до спасения Ноя во время всемирного потопа (двадцать две композиции) — в южной галерее; и «Апокалипсис» (пять композиций) — в западной галерее. В северной галерее первоначальная роспись (скорее всего, это было «Видение Страшного суда», продолжающее тему Апокалипсиса) не сохранилась. При этом оригинальные фрески мы находим лишь на внешних, «глядящих» на галереи, стенах четверика и в распалубках сводов южной и западной галерей.
По бокам западного и южного порталов в киотах размещены пять икон-фресок того же времени: икона Божией Матери «Знамение», «Спас Недреманное Око», «Господь Вседержитель», «София Премудрость Божия» и «Ангел силы и Иоанн Богослов».
Масляная живопись сводов и простенков окон к творчеству изографов XVII столетия никакого отношения не имеет — она появилась в начале 1870-х годов, и ее художественная ценность гораздо ниже.
По мнению А. В. Кильдышева, автора единственного серьезного исследования, посвященного фрескам галерей, в работе над ними участвовали три-четыре мастера под руководством одного из лучших русских иконников XVII столетия Василия Ильина Запокровского, который и разработал грандиозную программу росписей, а также «знаменил» (то есть наносил контуры композиций) и полностью выполнял самые важные фрагменты.
«В церкви Воскресения на Дебре, — пишет ученый, — первый мастер (то есть Василий Запокровский. — Ред.), вероятно, полностью выполнил композиции, размещенные в западной галерее храма слева от портала („Видение Сидящего на престоле», „Видение жены, облеченной в солнце», „Заточение сатаны»), а также принимал непосредственное, активное участие в создании сцен, расположенных справа от западного портала. Он же написал фигуры „Ангела со свитком» и „Господа Вседержителя»».
«Господь Вседержитель» является самой крупной, то есть в некотором роде «смыслообразующей», иконой среди пяти икон-фресок в киотах и находится справа от западного, центрального, портала храма. Это произведение демонстрирует лучшие черты творческой манеры талантливого мастера фресковой живописи: точность линии и чувство линейного ритма, сдержанность колорита, особое пристрастие к охре, умение говорить языком возвышенным, но доступным
Последнее, заметим, было очень важно, ведь церковная живопись в те времена оставалась чуть ли не единственной возможностью для прихожан близко познакомиться со Священным Писанием
Церковь Воскресения на Дебре в наше время
За долгую историю своего существования Воскресенская церковь пережила не одну переделку. Так, в XVIII в. растесали проемы окон в четверике, заложили арочные просветы галереи, а вместо закомарного покрытия устроили четырехскатную кровлю. В 70-х гг. XIX в. с юго-восточной стороны пристроена ризница, а древние фрески переписаны маслом. Святыню в 1913 г. посетил последний российский самодержец Николай II с семьей, который прибыл в Кострому на торжества по случаю 300-летия династии Романовых.В годы советской власти судьба храма складывалась непросто, но он все же оставался действующим до 1930-х гг. Когда службы здесь запретили, то в святых стенах устроили зернохранилище. В 1946 г. верующих снова пустили в Воскресенскую церковь. Немало усилий пришлось приложить им, чтобы привести храм в достойный вид, так как ему был нанесен значительный урон: выломаны полы и окна, в иконостасе не хватало многих икон, а его красивейшая резьба была сломана. В 1950-х гг. начались новые гонения, но верующим вместе с епископом Костромским и Галичским Сергием удалось защитить святыню.Ближе к середине 1960-х гг. церковь Воскресения на Дебре получила статус кафедрального собора. Здесь до 1991 г. пребывала величайшая святыня Костромской земли — Феодоровский образ Богоматери, который почитается как чудотворный. В 1960-1980-е гг. проводилась реставрация икон, иконостаса, настенных изображений. В наши дни восстановительные работы в храме продолжаются. При этом он является действующим и влечет к себе многочисленных паломников. Под его сводами сохраняются старинные иконы, среди которых иконописные лики Иоанна Предтечи, Богоматери Феодоровской, святителя Николая и др. Около иконостаса в особом ящичке покоятся частицы мощей святых из Киево-Печерской лавры, таких как Илия Муромец, Прохор Лебедник, Дамиан Целебник и др. При храме создана Знаменская женская обитель, рядом восстанавливается разрушенная в прошлом столетии Знаменская церковь, а с воссозданной пятиярусной звонницы разливается по округе мелодичный колокольный звон.
Татьяна Матыцына специально для lions-guides.ru