Достопримечательности елабуги

«…связано в связи с…»

Казалось бы, после книг 1980 и 1989 годов легенда о посещении Елабуги А.Н.Радищевым полностью сложилась и устоялась. Однако в XXI веке она неожиданным образом оказалась востребованной, расцвела, начала развиваться и усложняться.

Причиной этому стали создание в самом конце ХХ века в Елабуге музея-заповедника и его бурный расцвет в нулевые годы нового века, сделавший глухую провинцию известным и привлекательным туристическим городом, масштабное по провинциальным меркам празднование 1000-летия со дня основания города и — достаточно быстрое распространение интернета в стране.

На одном из елабужских сайтов74) есть страничка, целиком посвящённая Радищеву. Вот её содержание почти в полном объёме:

«В своем главном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.) он правдиво и сочувственно изобразил жизнь народа, резко обличил самодержавие и крепостничество. В 1790 же году сослан в Сибирь. По возвращению он с новой силой выступает за уничтожение крепостного права. В знак протеста против новых репрессий покончил жизнь самоубийством. С Елабугой имя Радищева А.Н. связано в связи с возвращением его из сибирской ссылки. В это время он посетил г. Елабугу. Посетил «Чертово городище», описал его в своем дневнике».

Тут легенда о Радищеве, посетившем Елабугу, зазвучала уже патетически: «обличил самодержавие», «с новой силой выступает за уничтожение крепостного права». Появились и новые смысловые оттенки: «По возвращению он с новой силой выступает за уничтожение крепостного права», «В знак протеста против новых репрессий покончил жизнь самоубийством».

Правда, само ядро легенды в данном варианте не претерпело существенных изменений: «В это время он посетил г. Елабугу. Посетил «Чертово городище», описал его в своем дневнике». А вот оформление, надо отдать должное, достаточно самобытное, — перед нами самостоятельный извод радищевской легенды, а не рядовой повтор версии 1980 года. При этом извод, отличающийся от канона не только пафосом, но и стилистическими оборотами во вкусе самого XVIII века: «в 1790 же году» или «связано в связи с». Читателя с развитым чувством стиля подобные обороты просто не могут не восхищать.

Незамеченная легенда

Итак, легенда о том, что А.Н.Радищев побывал в Елабуге, была написана и опубликована. Особого ажиотажа она не породила, да и не могла породить, хотя бы в силу того, что личность её героя никогда не вызывала большого интереса у обычных людей. Собственно говоря, имя А.Н.Радищева для массового сознания ХХ века было пустым звуком. У тех, кто внимательно слушал уроки истории в школе, или у тех, кто получил высшее гуманитарное образование, образ А.Н.Радищева связывался с названием его книги и эпиграфом из неё — «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». А за пределами этих двух ассоциаций начинались интересы специалистов. Специалистов же мелкий эпизод из биографии А.Н.Радищева, связанный с его посещением Чёртова городища возле Елабуги, не интересовал — до такой степени, что в третьем томе академического издания, где были опубликованы «Записки путешествия из Сибири», относительно «елабужского» фрагмента вообще нет никаких комментариев и примечаний.

Добавим к этому, что в 1980-е годы название «Елабуга» мало что говорило основной массе населения огромной страны. Если имя А.Н.Радищев не вызывало особого интереса, то про Елабугу просто не знали. Вот несколько характерных слов о нашем городе 60-70-х годов ХХ века, — фактически кануна 200-летнего юбилея, — дающих представление о том, какая это была глухомань: «…Елабуга была отрезана от Казани и от всего мира бездорожьем: не было ни Нижнекамской плотины у Набережных Челнов (да и самих Набережных Челнов, только крохотный райцентр сельского типа), ни моста через Вятку у Мамадыша, единственным путем был речной, пароходом до Казани, зимой же только санный путь к ближайшей железнодорожной станции Кизнер: два дня на санях-розвальнях в обязательном тулупе, с ночёвкой на полу в крестьянской избе. Полное бездорожье».70)

И в этой глухомани, и за её пределами никто не обратил внимания на появление новой елабужской легенды.

«…бывали и жили в Елабуге…»

В 1989 году вышла ещё одна книга о Елабуге, — «Над шишкинским бором рассвет. Сборник очерков» (Казань, Татарское книжное издательство, 1989. — 240 с. — Тираж: 10 500 экз.), на этот раз посвящённая строительству в нашем городе автомобильного завода, одной «из крупнейших в стране строек двенадцатой пятилетки», — грандиозному мыльному пузырю, лопнувшему вскоре после развала СССР в 1991 году.

Почти треть этой книги занимает раздел «Память седой старины», состоящий из пяти очерков, написанных М.Д.Абзяновым для издания 1980 года. В очерке «Истоки» автор полностью повторил то, что было сказано им о Радищеве в книге «Здравствуй, Елабуга», изменив лишь одно или два слова.

Но, кроме М.Д.Абзянова, факт посещения Елабуги А.Н.Радищевым в этой книге утверждал ещё один автор. В очерке Сергея Маркова «Я хотел бы вернуться в Елабугу» мимоходом сказано: «Многие писатели бывали и жили в Елабуге: Радищев, Короленко, Пришвин, А.Н.Толстой…»71)

Вот так, не больше и не меньше: уже не просто «был», а оказался в числе тех, кто «бывали и жили в Елабуге». Вроде бы незначительный нюанс, но с далеко идущими последствиями. Фраза «А.Н.Радищев был в Елабуге» подразумевает однократное посещение, а фраза «бывали и жили в Елабуге: Радищев, Короленко, Пришвин, А.Н.Толстой» намекает на то, что он, вполне возможно, посещал наш город не один раз. И это остаётся, оседает в памяти. А затем воспроизводится в последующих текстах уже как речевой штамп.

Иными словами, елабужская легенда о Радищеве в этом издании была не просто повторена — здесь она с «лёгкостью в мыслях необыкновенной» закрепилась и стала уже чем-то само собой разумеющимся, превратилась как бы в общеизвестный факт.

Вообще книга эта наполнена какой-то совсем уж несусветной хлестаковщиной, на фоне которой радищевская легенда выглядит очень скромно. В очерке того же Сергея Маркова читаем: «На большом острове мы сделаем гидропарк с лодочной станцией, с Чертова городища пустим туда канатную дорогу… В оврагах, поросших соснами, березами, ракитником, будет парк, будут летать на дельтопланах72) и кататься на американских горках. Построим велотрек, летний театр наподобие греческого, каскад фонтанов…»73)

Право слово, рядом с подобными фантазиями утверждение о том, что А.Н.Радищев «бывал и живал» в Елабуге воспринимается уже настолько банально, что, если бы он, не дай Бог, не был в Елабуге, это выглядело бы просто возмутительно.

«мартобря 86 числа»

«Писатель А.Н.Радищев 27 мая 1797 г., возвращаясь из Илимской ссылки, куда по воле императрицы Екатерины II был отправлен за свою книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», посетил Елабугу. Когда баржа, на которой ехал Радищев, стояла у пристани, писатель заинтересовался башней, возвышающейся над Камой. Проводник помог Радищеву подняться на гору и поведал историю городища и легенду, дошедшую до наших дней в его книге».

Очередной парафраз радищевской легенды издания 1980 года на ещё одном из елабужских сайтов. Здесь также добавились новые нюансы и появились небольшие отклонения от канона. Так «барка» путём незамысловатых орфографических метаморфоз превратилась в «баржу». Видимо авторы решили, что «баржа», в отличие от «барки», будет понятнее современному человеку.

Изменилась и дата посещения Елабуги. Если в академическом издании 1954 года, да и в изложении М.Д.Абзянова, запись А.Н.Радищева о Елабуге и Чёртовом городище помечена 21 мая, то у авторов этого сайта она переместилась на 27 мая.

Далее цитируется небольшой отрывок из радищевского текста о строительстве башни самим «диаволом». У А.Н.Радищева это место выглядит так: «сие здание построено точно диаволом, о чем в духовном правлении имеются записки». А у авторов сайта уже несколько иначе: «сие здание построено точно Диаволом, о чем в духовном правлении имеются записки».

Жажда писать всё, что только можно, или всё, что захочется и взбредёт в голову, с прописной буквы — явление сегодня очень распространённое. У нас все президенты — Президенты, все директора — Директора, так что было бы просто удивительно, если бы «диавол» не стал «Диаволом», — и смотрится лучше, и звучит гордо. Опять же получается, что Чёртово городище построил не какой-то там мелкий бес «из золотушных», а Сам.

Вообще страничка этого сайта, где речь идёт о Радищеве, выглядит весьма продуманной. Получилось это у авторов намеренно или невольно, я не знаю. Но, например, сама статья, где рассказывается про Радищева, называется «Чертово городище» — кладезь мифов». Она входит в цикл «Елабужские легенды» раздела «Мифы города». А предваряет страницу эпиграф: «Елабужане духовно богаче, и с ними нужно разговаривать на «Вы» (Минтимер Шаймиев)».75) На фоне подобного афоризма превращение «диавола» строчного в «Диавола» прописного, да ещё и выделенного жирным шрифтом, выглядит не просто уместным, оно становится неизбежным, — это уже не случайность, а внутренняя и органичная логика существования и развития легенды.

Словом, мартобря 86 числа А.Н.Радищев прибыл в Елабугу на барже…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: