Гаремный корпус ханской резиденции
Первоначально ханский Гарем располагался в четырех зданиях, но три были снесены к приезду Александра I. Визит императора состоялся в 1818 году, снос зданий выполнили ввиду ветхого состояния. Ханский дворец при этом потерял около 70 помещений, но Гарем уже свои функции не выполнял. Проведено восстановление ряда помещений, наиболее характерных для прежнего Гаремного корпуса – Гостиной, Буфетной и Жилой комнаты. Начнем ознакомление с наиболее просторного и обставленного помещения.
Гаремная гостиная
Гарем в переводе означает запретный, это относилось ко всем посторонним и родственникам правителя. Кроме хана, входить в корпус могли только кастрированные слуги – евнухи и малолетние сыновья правителя. Однако помещения были показательно декорированы, особенно выделяется гостиная Гаремного корпуса. Комната устлана коврами, стены украшены расписными узорами. Зарешеченные нижние окна едва пропускают свет, рассмотреть что-либо за стеклом или снаружи невозможно. Свет попадает через верхние проемы, тоже разрисованные.
Ниша ранее действовавшего камина занята сейчас красочным сосудом, предположительно жаровней, много экспонатов расставлено в комнате. Старинные бронзовые сосуды украшены филигранным рисунком по металлу, выполненным по древним технологиям
Особое внимание посетителей, для которых Ханский дворец открыл свой Гарем, привлекает металлическая птица. Самец павлина показан с частично распушенным хвостом, оперение выполнено искусной чеканкой
Неизвестно, имела ли птица какое-либо предназначение, кроме чисто декоративного.
Буфетная ханского Гарема
Обстановка помещения подчеркивает его первозданное назначение только громадными круглыми подносами, выставленными на подставки. Такие же вместе с металлическими кубками украшают полку над развешенными коврами. Почетное место для высокопоставленной жены размещено в углу, на резном сундуке с большой подушкой. Такие же разложены на большом диване, устланном ковром, гармонирующим с постеленным на пол. Живописной деталью выступает резная раздвижная ширма искусной работы.
Окна в буфетной выполнены аналогично гостиной комнате, в два ряда, нижний затемнен, верхний с витражами. Предполагается, что за ширмой готовили десертные дамские напитки – щербеты. Из непонятных соображений здесь же выставлена детская кроватка, прикрытая тканью. Ханский дворец демонстрирует обстановку помещений Гарема достаточно условно и приблизительно. По сути это типичные комнаты жилища богатого крымского татарина времен самостоятельности. Остается осмотреть собственно жилые помещения, представленные далее.
Жилые помещения Гарема
Женский наряд на манекене в жилой комнате дает представление о принятой в старину манере одеваться. Надо отметить более достойное положение женщин коренной нации у крымских татар по сравнению с турецкими. Они даже в Диване могли присутствовать, правда, только близкие родственницы заседавших вельмож. Для них на северной стене, напротив трона, предусмотрен закрытый балкон. Однако полностью закрывать тело свободными одеждами крымские татарки были обязаны, кроме головы и кистей рук. Это и демонстрирует манекен.
Здесь же представлена домашняя утварь, не совсем понятные приспособления женского обихода и ремесел. Кроме показанных помещений, в Гаремном корпусе воссоздана закрытая беседка для летнего досуга обитательниц. Оконные переплеты вместе с остеклением оснащены частыми решетками из деревянных реек, ничего разглядеть невозможно. Низкое сиденье укрыто ковром со свисающей до пола бахромой, ковер и на полу. Сколько их вообще содержит Ханский дворец, не поддается пересчету.
Музыкальные инструменты абсолютно узнаваемы по принадлежности к семействам, однако кроме барабана остальные не назвать. Да и для барабана свой термин – давул, подобие наших щипковых гуслей – саз. Духовой инструмент из вывернутой овечьей шкуры, наподобие волынки, называется тулуп-зурна. Еще целая витрина струнных, духовых и ударных инструментов остается читателям обзора для самостоятельного опознания. Девушки здесь не только музыкой занимались, популярны были национальные шашки.
Ханское кладбище на территории Большой мечети
Вовсе не парадное состояние демонстрирует Ханский дворец на собственном кладбище, не тревожат современники покой умерших. Надгробия потихоньку ветшают, но некоторые можно отличить, мужское или женское. Мужчинам ставили обелиск с каменной чалмой, женщинам с плоской шапочкой (фес), виденной на невесте. На фото – южное дюрбе Исляма III Герая и ротонда Менгли II Герая, северного не видно, там покоился Девлет Герай. Хоронили крымских властителей здесь на протяжении почти двух веков, но более половины могил утрачено.
В старые времена все захоронения в Крыму считались священными, ханские надгробия охраняли и убирали дюрбедары. Они же читали молитвы, обеспечивая покой душам усопших, но почитание со временем угасло. Тем более, что судьба раскидала захоронения крымских владык по всей планете, а народ был часто гоним. Ханский дворец приютил только девятерых правителей, и лишь пять захоронений сохранены до сегодняшних дней.
История и значение гарема крымских ханов
Дворец в Бахчисарае был построен для могущественной династии Гиреев, долгое время управляющей Крымским ханством. Здание, которое 250 лет (с 1532 по 1783 год) служило центром политической и духовной жизни татарского народа, возводилось со всей мыслимой роскошью. Это относилось и к территории гарема, которая представляла собой комплекс из четырех построек.
Всего в корпусах насчитывалось 73 комнаты. Этого оказалось вполне достаточно. По сравнению с османскими султанами крымские правители были более скромны в выборе девушек, и коллекционирование красавиц со всего света здесь не практиковалось. Для услад хана в основном отбирали наложниц из благородных крымских семей, а также родовитых черкешенок.
Решение о приеме девушек во дворец принимала валиде – мать правителя. Кроме них, в гареме жили женщины из ханской семьи – сестры, дочери, племянницы. За порядком следили главные смотрители – кизляр-ага. Им помогали евнухи – чернокожие мужчины из Эфиопии. Обычно они поступали во дворец в качестве подарков от османских султанов. Хороший евнух, обученный тонкостям дворцового и гаремного этикета, стоил очень дорого.
Былое великолепие гарема было уничтожено в 1818 году. В это время в Бахчисарае ждали приезда Александра I, и власти решили снести три корпуса по причине их ветхости. Сейчас от прежней роскоши остался только небольшой трехкомнатный корпус и беседка. Три комнаты здания условно называются Жилая, Гостиная и Буфетная.
С годами флигель отреставрировали, пристроили к нему красивые балконы, которыми любуются туристы. Внутри помещений воссозданы интерьеры богатых жилищ XVII-XVIII веков. По обстановке можно примерно судить о том, что раньше представляла собой женская половина дворца. Здесь же посетители увидят типичные для тех времен предметы быта.
Вопреки распространенному мнению, гарем не был для девушек тюрьмой строгого режима. Конечно, женщины крымского правителя жили взаперти, но от скуки они не страдали. Как и в османских сералях, о наложницах заботились, давали хорошее образование. Девушка, выбранная ханом, должна быть не только привлекательной внешне, но и грамотной, воспитанной, способной поддержать приятную беседу с государем.
Сестры, дочери и приближенные к падишаху женщины могли выходить в свет, присутствовать при некоторых мероприятиях. Родовитым крымчанкам предоставлялось право наблюдать за важными событиями из соседней комнаты через специальное окно. Иногда такими событиями были и казни.
Женщинам хана позволялось покидать дворец и ездить в свои загородные дома. Они занимались благотворительностью, жертвовали на строительство мечетей и участвовали в других богоугодных мероприятиях.
Конечно, у наложниц таких прав не было. Их жизнь подчинялась расписанию, а прогулки разрешались только в гаремном саду. Но если девушка была умна и принадлежала к знатному роду, она могла возвыситься и приобрести огромное влияние. Живой тому пример – знаменитая Роксолана. В истории крымских татар тоже были подобные случаи, просто они не так широко известны.
Интересные факты о крымском гареме
Гаремы, принадлежащие крымским ханам, имеют немало особенностей, отличающих их от «садов наслаждений» в других странах. Вот несколько интересных фактов:
- В отличие от арабских халифов татары не покупали наложниц на невольничьих рынках. Девушек или привозили из благородных семей (причем с согласия родителей), или захватывали во время набегов. Во время одного из таких нападений и была захвачена Роксолана, подаренная Сулейману Великолепному и больше известная как Хюррем.
- Женщины из Крымского ханства в целом были более раскрепощенными, чем, к примеру, турчанки. Это стало одной из причин, по которой традиция ношения чадры в Крыму не прижилась. В то же время рядовым обитательницам гарема было тяжелее повысить свой статус, ведь им приходилось конкурировать с более именитыми красавицами.
- В гарем девушек обычно привозили очень юными. Их нужно было обучить всем тонкостям обольщения, а для этого требовалось время.
- До семи лет в покоях гарема воспитывались мальчики – сыновья ханов. По достижении этого возраста будущих ханов отправляли на учебу в сопровождении наставников.
Благодаря врожденным данным и полученным навыкам многие жительницы гарема были умными, образованными и дипломатичными. В истории даже известны случаи, когда приближенным к ханам женщинам доверяли переписку с европейскими дворами. Таким образом, они тоже способствовали укреплению политического влияния своих повелителей.
Фонтан слёз – дополнение к дюрбе Диляры-бикеч
Проект «Фонтана слёз», установленного у мавзолея-усыпальницы Диляры-бикеч – любимой жены хана, был разработан и воплощен иранским архитектором Омером в 1764 году. Питался фонтан из природного источника, но по мере его усыхания подача воды в фонтан прекратилась. До посещения Бахчисарайского ханского дворца царицей Екатериной II фонтан слёз находился у дюрбе, но при подготовке к ее приезду его перенесли в Фонтанный дворик. Здесь он стоит и поныне. Аналогичный по конструкции фонтан есть и в Бассейном дворике. Фонтан, возведенный в память о ханской жене, является символом скорби грозного правителя.
Фонтан слёз
Наиболее привлекательной частью фонтана является его центр, украшенный мраморным цветком. Под ним располагаются три чаши – одна большая, остальные – поменьше. Вода, капающая из цветка, сначала попадает в большую чашу, затем – поочередно в меньшие, и вновь вода оказывается в цветке и капает в большую чашу. Такой «круговорот» происходит непрерывно. Процесс наполнения чаш водой можно сравнить с горем, наполняющим сердце хана. Изменение размеров чаш показывает попеременное усиление и стихание боли. А символом вечности является спираль, вырезанная у подножия фонтана.
Гаремный корпус
Краткое описание
Строительные работы велись в период правления Адиль-Сахиба-Гирея – сына Менгли-Гирея, и в то же время Бахчисарай впервые упоминается как место пребывания потомка хана. К 1551 году строительство дворца подошло к концу, но это было не единичное масштабное сооружение, а целый миниатюрный город, ставший центром политической, культурной и духовной жизни крымско-татарской державы.
Аэрофотосъемка Ханского дворца в Бахчисарае
Главной задачей мастеров, трудившихся над созданием дворцовых построек, была передача мусульманского представления о рае на земле. Так на крымской земле появился дворец-сад (в переводе на крымско-татарский язык – бахчисарай). Дворцовая территория богата двориками, фонтанами, зеленью.
Все сооружения легкие и расписные, с ажурными решетками на окнах. Однако первоначальный облик Бахчисарайского ханского дворца за 2,5 столетия его существования неоднократно менялся. Каждый последующий правитель считал нужным дополнять дворцовый комплекс новыми постройками или переделывать по-своему усмотрению.
Северные ворота и надвратная башня
В 1736 году при вторжении в Крым русских войск дворец был подожжен, и после пожара все его здания многократно ремонтировались. Однако реставрационные работы велись настолько неумело, что многие ценные архитектурные и художественные элементы оформления комплекса были утрачены. В конце XVIII века после окончания русско-турецкой войны для дворцовых построек настали не лучшие времена.
Во время ремонтных работ абсолютно не учитывались традиции местного зодчества, и бахчисарайскому ансамблю навязывались европейские нотки, не вписывающиеся в общий фон крымско-татарского шедевра. По указу правительства Российской империи обветшавшие здания просто сносились, а уникальные росписи лучших придворных художников заменялись примитивными изображениями.
Жилые покои
В 60-х годах XX столетия мастерам всё-таки удалось вернуть дворцу былой вид. Благодаря проведению сложных и трудоёмких реставрационных работ был восстановлен архитектурный облик ранее измененных помещений, а первоначальные росписи вновь заняли свои места. Сегодня туристы могут осмотреть жилые покои ханской семьи, здания официального назначения и отстоять службу в мечети, если они являются мусульманами.
Немного из истории ханского дворца
Бахчисарай переводится, как «бахча» — сад, «сарай» — дворец, значит «дворец-сад». И именно отсюда начал расти современный город.
«До начала XVI века крымские ханы жили в крепости Кырк-Ор или Чуфут-Кале. Сохранились древние донесения московских послов, датируемые 1492-м годом, в которых упоминаются ханская резиденция на Чуфут-Кале и дворец в долине Ашлама-Дере. Со временем разросшемуся ханскому двору, включавшему в себя войска, конюшни, постройки для челяди, понадобилось более просторное место для жизни. В связи с этим резиденция правителя переносится из ущелья в более просторную долину на открытый берег речки Чурук-Су.
Первого хана, при котором Бахчисарай упоминается как место резиденции, звали Адиль-Сахиб-Гирей, правивший в 1532-1551 годах. К строительству нового дворца подошли с размахом. Во времена Адиль-Сахиб-Гирея площадь, ныне занимаемая дворцом – более 4 гектаров, была значительно больше. Дворцовый комплекс окружали великолепные сады, давшие впоследствии имя всему городу. Сады плавно переходили в луг, на котором паслись ханские кони. Чуть дальше, у подножия холма, находилось городское кладбище».
Интересный факт – оказывается, женщины получили бОльшие права с приходом ислама. У них появилась возможность подавать на развод, но при соблюдении 3 условий. У мужчин же все осталось намного проще – им нужно было сказать «развод» три раза, после чего жена должна была немедленно, в чем есть, покинуть дом. Вот поэтому женщины всегда носили на себе все свои драгоценности, а их у богатых особ было немало, ведь только на свадьбу дарили несколько килограмм золота.
Восстановленные интерьеры дворца
Еще одна комната
Шкаф выглядит очень добротно!
Сам гарем располагается за высоким забором, чтобы никто не смог увидеть ханских жен. У хана их было три, в гареме они проживали со своими родственниками и детьми.
Те женщины, которые хорошо себя вели, заслуживали почести взойти на Соколиную башню и через ее решетки посмотреть за пределы стен. Иного контакта с внешним миром у них не было (со слов экскурсовода).
Это туфельки для хождения по снегу
Во дворце множество фонтанов. В те далекие времена к ним была организована сложная водопроводная система, разгадать которую так и не смогли по сей день. Трубы проходили глубоко под землей и питали весь дворец и фонтаны. В настоящее время старинная система не работает, и многие фонтаны высохли навсегда. Вода подведена лишь к 4.
Портал Алевиза считается древнейшей частью дворца. Надпись над ним гласит: «Этот великолепный вход и эти величественные двери сооружены по велению Менгли-Гирей-хана, султана двух материков и хана двух морей…»
Портал Алевиза
Зал Совета или Диван – место, где решались государственные дела. Без согласия совета старейшин, хан не мог принять окончательное решение по тому или иному вопросу.
Зал Совета или Диван
Диван Хана в Зале советов
Это золотой фонтан Магзуб сооружен в 1733-м году во время правления хана Каплан-Гирея.
Золотой фонтан Магзуб
А это знаменитый фонтан слез Сельсебиль.
Поэма Пушкина «Бахчисарайских фонтан» написана как раз под впечатлением от находящегося здесь фонтана слез. Легенда гласит, что когда у хана умерла любимая наложница, он попросил архитектора спроектировать такой фонтан, который отражал бы царское горе. Долго думал мастер, и, наконец, создал свое уникальное творение. Из верхнего изображения 5-листного лотоса, в центре которого расположен глаз, медленно вытекает капелька воды, олицетворяя скупую мужскую ханскую слезу…
Фонтан слез Сельсебиль или Бахчисарайский фонтан
«Скупая мужская слеза»
Современность
Если раньше даже приближение к ханскому гарему каралось смертью, то сейчас посетить это историческое место может любой желающий. Любуясь дворцовыми залами и красивым садом, можно забыть о времени. Во время прогулки туристов сопровождает гид. Из рассказа экскурсовода гости узнают об особенностях жизни ханов и женщин, которых они любили. Так что заглянуть сюда определенно стоит, тем более что взрослый билет стоит всего 300 руб.
Конечно, в XXI веке трудно понять и принять гаремные правила и обычаи, существовавшие много лет назад. Но для крымских правителей и их прекрасных наложниц многоженство считалось общепринятой нормой. Люди старались обустроить семейный уют в соответствии с представлениями того времени. И, конечно, за прочными стенами гарема скрывается немало тайн, которые Бахчисарайский дворец бережно хранит.
Что можно увидеть в Бахчисарайском дворце?
Постройки, сохранившиеся до наших дней, не позволяют в полной мере оценить величие Бахчисарайского дворца. Достаточно сказать, что в XVII веке площадь дворцового комплекса составляла около 20 Га, а сегодня — лишь 4 Га. Однако и в нынешнем состоянии, даже на фото Ханский дворец вызывает трепет. Он кардинально отличается от южнобережных дворцов — резиденций императора и аристократов.
Ансамбль Ханского дворца в Бахчисарае представлен несколькими дворцовыми корпусами, гаремом, баней, Соколиной башней (здесь, по легенде, держали соколов для охоты), мечетью Биюк-хан-джами, фамильным кладбищем Гераев и двумя фонтанами — Золотым и Фонтаном слез.
Главная «древность» Бахчисарайского дворца — портал Алевиза. Его создал известный итальянский зодчий, приехавший в Россию по просьбе Ивана III. Он использовал орнаменты, характерные для эпохи Возрождения, а также геометрические узоры. Надпись на арке гласит, что владельцем этого жилья является султан величайший благороднейший Менгли-Гирей-хан, и указана дата, соответствующая 1503 году. До сих пор ведутся споры, можно ли отсчитывать возраст Ханского дворца в Бахчисарае от даты создания арки, однако большинство ученых склоняются к мысли, что ее перевезли сюда из прежнего дворца хана.
А самое поэтичное место, которое чаще всего можно увидеть на фото Ханского дворца, — это фонтанный дворик. Людям, бывавшим в Петергофе, местные фонтаны покажутся в лучшем случае скромным
Однако нужно принимать во внимание специфику восточной архитектуры. В большинстве стран Востока добыть воду трудно, поэтому фонтаны отличаются не бурными струями, а декоративной отделкой и сакральной символикой
Вообще фонтаны, дошедшие до нас, лишь малая часть от установленных когда-то в Ханском дворце: в XVIII веке их было не менее 20, а во всем Бахчисарае — около 150.
Напротив друг друга стоят Золотой фонтан с позолоченным орнаментом (он предназначался для омовения перед молитвой) и Фонтан слез — знаменитый Сельсебиль. По легенде, он был установлен у усыпальницы любимой жены хана Крым-Герая Диляры Бикеч. Кстати, ее мавзолей, представляющий собой богато декорированный лепкой восьмигранник, также хорошо сохранился, а его посещение входит в программу экскурсии.
Очень интересно пройтись по покоям ханов. Богатство отделки, необычные архитектурные решения, приборы и украшения, которые так разительно отличаются от тех, что можно увидеть в южнобережных дворцах, заставляют по-новому посмотреть на традиции и устои крымских татар. Даже по фото Ханского дворца можно понять, насколько интересна будет поездка сюда!
История Ханского дворца
По легенде, Бахчисарай и Ханский дворец основаны Сахибом I Гераем. Во время охоты он стал свидетелем схватки двух змей на берегу реки Чурук-Су. Они ожесточенно сражались друг с другом, пока побежденная не упала бездыханной. Но спустя какое-то время она из последних сил поползла к реке, нырнула в ее холодные воды и исцелилась. Сахиб Герай счел это добрым знаком и решил основать на месте схватки новую столицу Крымского ханства, чтобы оно также набралось сил и повергло врагов.
Более прозаичная причина основания новой столицы заключается в том, что старая, находившаяся в долине Ашлама-Дере, стала тесной для Крымского ханства. Кроме того Сахиб Герай, долгое время живший в Стамбуле, захотел усилить влияние своего престола и возвести дворец, который бы по красоте не уступал стамбульской султанской резиденции. Кстати, именно Гераи причастны и к строительству мечети Кебир-Джами в Симферополе.
Дворец возводился с 1532 по 1551 года, однако каждый следующий хан добавлял свои постройки и перестраивал старые. Например, при Девлете I Герае было построено ханское дюрбе, при Каплане I Герае — Золотой фонтан, при Крыме Герае — Фонтан слез. В 1736 году во время войны с Россией Бахчисарай и Ханский дворец были сожжены и в течение нескольких десятилетий кропотливо восстанавливались сначала Селямет Гераем, потом Крым Гераем. После присоединения Крыма к России в Ханском дворце разместилось Министерство внутренних дел. В 1908 году здесь открыли музей, который, к счастью, сохранил свой статус и после революции 1917 года.
Время и архитекторы-дилетанты были неумолимы к Бахчисарайскому дворцу. В XIII-XIX веке предпринимались многочисленные попытки реставрации, которые приносили больше вреда, чем пользы. В XX веке историки по крупицам восстанавливали первоначальный облик дворца, реставрационные работы ведутся и сегодня.
Ханский дворец Бахчисарая, зимний вариант
Единственное из сохранившихся зданий Гаремного корпуса тщательно реставрировано и сейчас украшает Ханский дворец. Все ранее показанные помещения расположены именно в этом живописном флигеле. Обитательницам Гарема был предоставлен собственный садик, граничащий с севера с Посольским двором. На юге территория ограждена высокой (восьмиметровой) стеной Персидского сада с Соколиной башней, где действительно держали ловчих птиц. Был у затворниц доступ на смотровую площадку, но жизнь дворца с нее наблюдали не все.
Нижний ярус Соколиной башни каменный, сложен из глыб и оштукатурен, верх деревянный. Внутри винтовая лестница, ведущая на смотровую площадку, которая загорожена решетчатыми окнами. Оттуда евнухи надзирали за происходящим в Гареме, избранным обитательницам предоставляли возможность обозревать Ханский дворец сверху. Зимняя Большая мечеть с белыми стенами, когда черепица покрыта снегом, опознается только по минаретам. Снежный покров в Крыму устанавливается ненадолго, зима там напоминает скорее позднюю осень. Виды в этот сезон здесь своеобразные, не особенно живописные.
Южная окраина ханской резиденции
В южной части территории Ханский дворец украшен памятным фонтаном в честь очередного визита российского императора. Речь о приезде Александра I в 1818 году, были здесь еще и Александр II в 1837-м, и Николай II в 1912-м. установили его вблизи каменной ограждающей стены, сложенной из бесформенных глыб. Оштукатурен только участок, прилегающий к ограде воинского мемориала освободителям от фашистской оккупации. Бахчисарай был очищен от гитлеровцев в апреле 1944 года, Ханский дворец занимал передвижной госпиталь.
Госпитальное кладбище хранит прах умерших от ран, погибших на полях сражений и казненных фашистами. Его описание – отдельная тема, и не сегодняшнего обзора. Покажем еще один вид на Ханский дворец, с террасы перед мавзолеем Диляры, в начале весны. Живописность фотографии придают яблоневые цветки, попавшие в кадр крупным планом. Здесь видны Южные ворота резиденции с арочным проходом, дворцовые строения едва виднеются. Просматривается весь бахчисарайский ландшафт, вплоть до известковых скал на горизонте.
Описание памятника культуры
Комплекс занимает огромную территорию. Когда-то на ней организовывались парады, собирались солдаты, чтобы отправиться на войну. Напротив дворца стоит мечеть с минаретами. Расписана она Омаром – известным художником из Ирана.
На кладбище похоронены крымские правители шести поколений, начиная с основателя комплекса Сахиба Герая. Памятники из камня, на которых нанесены надписи, разрисованы османскими орнаментами. На кладбищенской территории можно увидеть 2 мавзолея, сооруженных еще в XVII столетии.В первоначальном варианте сохранились турецкие бани. Они привлекают к себе крышами в форме купола.
Внутреннее убранство ханского дворца
Древнейшей частью комплекса считают Портал под названием Демир-Капы. Дверь, обитая железом, украшенная пилястрами, служила входом в Фонтанный дворик. Портал строили венецианские мастера, которых для этого задержал сам хан. Демир-Капы выполнен в стиле ренессанса, украшен арабскими буквами, рисунками цветов, дубовыми листьями и желудями.
Особый интерес представляет Малая мечеть с парусным куполом, расположенным на восьмиграннике из обожженного кирпича. На одном из витражей сохранилась гексаграмма Сулеймана.
Возле входа в эту мечеть располагается мраморный фонтан, в котором омывали руки. Маг-зубр расписан позолотой. Высеченная из камня розетка служила символом вечности.
Больше всего посетителям комплекса запоминается «Сельсебиль», возможно, благодаря легенде о девушке Диляре, которая попала во дворец после набегов. Жестокий правитель влюбился в красивую пленницу, преподносил подарки, сделал своей женой. Но она его ненавидела, тосковала по родным и однажды измученное сердце девушки перестало биться. «Фонтан слез» создан по приказу хана знаменитым Омаром. Глядя на фонтан, Крым-Гирей вспоминал любимую, его черствая душа рыдала по Диляре. Из мраморного цветка в чашу капает вода. Таким способом великий зодчий изобразил слезы хана.
Заседания во дворце происходили в Диване, здесь решались все важные дела, на специальном троне восседал правитель. Туристы могут увидеть даже витражи, которые украшают окна одной из стен.
Здание гарема, в котором томились невольницы, было снесено еще по велению Александра I. В первые годы XX столетия на территории комплекса начал работать музей. Его экспозиции рассказывают о жизни и культуре татар, населявших полуостров.
Помещение Дивана и Малая мечеть
Зал Совета и Суда, или Диван, что означает Собрание, расположен к северо-западу от Летней беседки. Они практически соприкасаются по диагонали, рядом с помещением Дивана с запада – Фонтан слез. Государственный Совет Крымского ханства состоял из местной знати – беев, представляющих старейшие заслуженные семейства. Для них вдоль стены выстроился ряд сидений, ханский трон располагается у южной стены. Еще недавно на его месте стоял желтый макет трона османского султана, сейчас оформление поменялось.
Туристические сиденья посреди помещения предназначены для краткого отдыха осматривающих Ханский дворец. При этом их расположение указывает на место бывшего бассейна с фонтаном, услаждавшего участников заседаний. Наибольшая сохранность характерна для восточной стены с витражными окнами и нишами с вооружением. Остальной интерьер серьезно пострадал от варварства Миниха, погибла изразцовая облицовка, росписи стен и потолка. Нынешнее декорирование выполнено уже в XIX веке.
Фрагмент оформления Малой ханской мечети
Личная молельня крымских властителей расположена напротив Дивана, к югу от него, через Фонтанный дворик. Здесь, в южной стене, расположена ритуальная ниша – михраб, которая традиционно ориентирована на Мекку. Резные пояса верхнего конуса обозначают семь небесных уровней согласно догматам ислама. Выставлен сохранившийся экземпляр подставки под Коран, использовавшийся в молитвенной церемонии. Молитвенный коврик крымских правителей Ханский дворец представляет вертикально, чтобы никто его не осквернил.
Следует заметить, что деление помещений представлено в пределах одного Главного дворцового здания. Он объединяет сразу несколько строений, обыкновенно описываемых по отдельности, от Дивана и Малой мечети до Фонтана слез, Золотого фонтана и портала Демир-Капы. Возвращаясь к мечети, следует отметить ее парусный купол внутри восьмигранного барабана. Постройка здания датируется XVI веком, как и все основные корпуса, составляющие Ханский дворец. Малая ханская мечеть в основном сохранилась хорошо, не в пример Гарему.
Зал Дивана – место заседаний ханского совета
Зал Дивана – это специальное помещение, в центре которого стоял шикарный трон, предназначенный для хана. По обе стороны от трона располагались низкие диваны, на которых сидели приближенные хана. А для размещения беев – лиц, входивших в государственный совет (Диван), были предусмотрены длинные скамьи. Потолок зала деревянный, окна помещения идут в два ряда и оформлены витражами. Над входом в зал, на его северной стене был пристроен узкий решетчатый балкон (по-татарски – хор). По легенде, на этом хоре иногда прятался хан и подслушивал то, что говорилось на заседаниях в его отсутствие. Похожий балкон располагался и на южной стене.
Зал Дивана
Сегодня от Зала Дивана сохранились лишь окна на восточной стене. До пожара 1736 года пол помещения был мраморным, в центре зала располагался бассейн квадратной формы, стены украшались фарфоровыми изразцами. Те росписи, которые можно увидеть на стенах в данное время, были нанесены в XIX веке. В 1917 г
в Зале Дивана произошло важное историческое событие – курултай крымских татар обнародовал здесь весть о создании независимого крымско-татарского правительства
Золотой фонтан
Экспонаты художественного музея
Экспозиция художественного музея развернута в доме бывшего смотрителя, которому был доверен Ханский дворец. Открыта она летом 1996 года, основа коллекции сформирована в середине прошлого века. Собрание живописных полотен содержит, среди прочих, работы известнейших художников Рокотова, Щукина и Левицкого. Наиболее габаритные экспонаты, не боящиеся нахождения на открытом воздухе, выставлены в углу стыка двух корпусов. Массивные керамические сосуды с узким горлышком почти равны росту человека.
Древние греки использовали подобные емкости еще в период минойской цивилизации, называли их пифосами. Незаменимая тара для жидких и сыпучих продуктов, здешние экскурсоводы используют термин бакла. Образован то ли от русского баклага, то ли от древнего пещерного города Бакла поблизости. Только баклага однозначно трактуется как плоская фляжка небольшого объема. В рассказе о Бакле приводится интересная версия, что поселение назвали за сходство вырубленных в камне цистерн с пифосами и флягами одновременно.
Некоторые экспонаты внутри
Загромождать обзор про Ханский дворец подробным описанием музея не будем, приведем только некоторые характерные экспонаты. Верхняя полка старинного серванта или посудного шкафа оформлена интересно, с подражанием дворцовой архитектуре. Словно изящная аркада на тонких колоннах, характерная для мавританского зодчества. Она не менее впечатляет, чем стоящие за стеклом экспонаты – фарфоровые сосуды, тарелки и подсвечники. Через прозрачные стенки видна рама с портретом, который узнаете при личном визите.
Другое помещение музея оборудовано уже настоящими выставочными витринами, довольно ярко оформленными. Там тарелки развешены на задней плоскости, часть вместе с другими экспонатами – на полках. Представлены расписные статуэтки, чаши и блюда, замысловатые подсвечники из бронзы с фарфоровыми вставками. Сбоку на витринах находятся описания изделий, с предположительной датой выпуска и производителем. Украшением комнаты является бюст императрицы, дополняющий несколько ее портретов.
Живописный фрагмент над дверью, судя по нижнему вырезу, украшал когда-то арочный вход. Где он находился, неизвестно, как и имя автора то ли пейзажа, то ли натюрморта. Когда посетите, где-то наверняка обнаружится музейное описание. Нам же пора двигаться дальше, чтобы посетить доступные помещения и достойно представить Ханский дворец. Ближайшими объектами нашего посещения будут Летняя беседка и Фонтан слез. Тот самый, знаменитый Бахчисарайский фонтан из поэмы великого Пушкина, чей бюст – рядом.
Посольский зал
Посольский зал предназначался для приема и переговоров с представителями других держав. Помещение знаменито своим центральным входом Портал Алевиза, о котором мы упоминали ранее. Зал расположен на втором этаже корпуса дворца. В него посетители попадали, минуя другие помещения.
В зале сохранились лишь следы росписей, которые относят к 18 веку. Ранее зал имел мраморные полы и два ряда окон, но после двух ремонтов первоначальный его вид утрачен. О том, какой вид изначально имело помещение, теперь судить очень сложно. В настоящее время в зале можно увидеть две ниши. В одной из них находилась ханская ложа, а другая предназначалась для дворцовых музыкантов. Сюда имели доступ только те, кого удостаивали чести приглашением на торжественные приемы или на аудиенцию у хана. Сейчас в помещении лишь воссоздана имитация ханского ложа. В глубине зала виднеется дверь, ведущая в Золотой кабинет.