Крепость нарын-кала и другие достопримечательности города дербента

Цитадель Нарын-Кала

Из всех достопримечательностей Дербента цитадель Нарын-Кала – самая яркая. Она расположена на холме. Гигантское сооружение видно практически из любой части города. Построена Нарын-Кала была в VI в. при правлении Сасанидского царя Хосрова I Ануширвана. На долгие века она стала царской резиденцией, военно-политическим и культурным центром. Цитадель настолько богата достопримечательностями, что вполне заслуживает отдельного поста. К сожалению, большинство из них представляют живописные руины.

Цитадель Нарын-Кала — самая яркая достопримечательность Дербента

На территории комплекса можно увидеть руины ханского дворца, канцелярии и царских бань, узнать, как в крепость доставляли и где хранили воду, как содержали преступников, посетить гауптвахту, где в XIX в. размещался русский гарнизон, а сейчас размещается огромный макет города Дербента, побродить по стенам и насладиться фантастической панорамой.

Последний из ханских дворцов

Есть на территории цитадели и весьма древние сооружения. Например, крестово-купольное водохранилище, которое, возможно, было первым христианским храмом на территории современной России (V в.).

Кладбище Кырхляр

За чертой городских стен сохранилось древнее мусульманское кладбище. Есть здесь несколько захоронений, поклониться которым едут мусульмане со всей России и ближнего зарубежья. Принадлежит захоронение сорока воинам, которые в VII в. пали за веру в кровопролитной битве с иноверцами города Дербента. Сорок воинов-мучеников считаются шахидами (святыми, павшими за веру).

От остальных могил, могилы мучеников отделены высоким забором. За святым местом постоянно присматривают. Считается, что земля с кладбища Кырхляр обладает чудодейственными свойствами, она лечит от сглаза.

Есть на территории и еще один весьма интересный объект – каменная люлька. Если бездетной паре прийти на могилу сорока мучеников и покачать люльку, скоро в семье будет пополнение.

Мавзолей Туту-Бике и кладбище Кырхляр (вид с цитадели Нарын-Кала)

Рядом с могилами 40 шахидов можно увидеть и мавзолей Туту-Бике. Вообще для Дербента строительство мавзолеев более исключение, нежели правило. Но эта отважная женщина заслужила особого почитания.

Туту-Бике была женой Фатали-Хана – правителя Кубы и Дербента. В отсутствие мужа она брала правление в городе в свои руки. В 1774 г. когда ее родной брат Эмир-Гамза попытался захватить Дербент и отряд вражеских неприятелей ворвался в город, Туту-Бике завершила молитву в Джума-Мечети, вышла во двор и одним ударом кинжала убила вражеского предводителя. Остальные воины, изумленные смелостью этой женщины, в страхе разбежались. Вместе с Туту-Бике в мавзолее захоронены ее сыновья и невестка.

7 Легенда о глазах во дворике Джума-мечети

Джума-мечеть в Дербенте

Напротив входа в мечеть установлен белый камень. В 18 веке Дербент был Иранским городом. Жители, не довольные тяжелым положением, не редко поднимали восстания изгоняя или убивая наместников. Легенда гласит, что Надир-шах в походе для усмирения города встретил тут ожесточенное сопротивление. Жители города сопротивлялись, но город был захвачен. И тогда Надир-шах, в качестве устрашения, отдал свирепый приказ – вырвать у каждого жителя один глаз.

Вот под этим камнем эти глаза и были захоронены.

Надир-шах (дата рождения не известна, дата смерти 1747 год), вел жесткую политику в этом регионе. Эта часть Дагестана досталась ему в результате мирного договора с Россией в 1735 году. Люди Дагестана не были лояльными к нему, и шах отвечал взаимностью. Много жителей было отправлено в Иран. Шах планировал выселить всех местных и заселить город и окрестности жителями иранских земель, таким образом, полностью закрепиться тут.

Правда или вымысел легенда о камне и глазах – загадка. Но все предпосылки верить легенде есть.

Что посмотреть

Частью этой достопримечательности Дербента является прямоугольное водохранилище – этот тип сооружения был распространен на жарких и засушливых территориях страны. У северной стены можно видеть сооружение – «Зиндан» или подземную тюрьму. Легенды рассказывают об ужасах мрачного сооружения. В народе его прозвали «Гедян гяльмяз» – в переводе «вошедший не вернется». Специалисты полагают, что это одно из подземных водохранилищ, которое позже использовалось в качестве тюрьмы.

Во дворе крепости свалено несколько каменных якорей, имеющих отверстия для веревок или цепей. Их нашли в море около Дербента. Ученые утверждают, что история каменных якорей началась в первом тысячелетии до нашей эры.

6 Легенда о сорока шахидах

За северной крепостной стеной, на кладбище, на которое выходишь через ворота Кырхляр, находится одна из важных религиозных и древних достопримечательностей города — захоронение Кырхляр. Ворота, кстати, так названы в честь этого захоронения.

могилы 40 шахидов

Это одна из мусульманских святынь, находящихся в черте города. По преданиям тут похоронены 40 мучеников, которые прибыли на Кавказ проповедовать ислам. Доподлинно не известно сколько, как и когда они прибыли в Дагестан. Основным источником сведений является поэма «Дербенд-наме». В ней даже перечисляются имена этих воинов. Но произведение это скорей литературное, чем историческое.

Арабские воины-шахиды первыми стали проповедовать в Дагестане новую религию, но были встречены враждебно и погибли. Их тела не были преданы земле, оставались лежать в поле. Но по прошествию нескольких дней оставались нетленными. А в городе, наоборот, начались эпидемии. Тогда жители поняли, что совершили ошибку. Похоронили воинов и приняли ислам.

Исторические хроники Дербенд-наме датируются 12 веком, в ислам на Кавказе появился в 7 веке. Сами захоронения точно датировать не удалось. Путешественники, которые видели захоронение в 17-18 веках, отмечали, что на надгробных камнях есть надписи прочесть которые, однако, никто не может. Сегодня этих надписей уже нет.

В разные времена отношения к захоронению Кырхляр (что означает 40, знаковое во всех мировых религиях число) было разным. Но во все времена это был почитаемый исламский памятник.

Строительство

История крепости Нарын-Кала насчитывает более пяти тысяч лет. В VI веке необычное сооружение возвел шах Кавад. Чуть позже его сын Хосров закрыл проход между Каспием и Кавказом крепостной стеной, длина которой достигала сорока километров, укрепил цитадель Нарын-Кала и построил порт. Во владение России крепость Нарын-Кала перешла в XIX веке.

Основная часть крепости сделана из разных камней, благодаря чему Нарын-Кала хорошо сохранилась. В нескольких частях крепости располагались ворота, украшенные интересными декоративными элементами. По южной стороне находится лестница. На стенах были обзорные площадки, которые сегодня открыты для посещения туристами. Отсюда можно увидеть старый и новый Дербент, красивые купола-гамбизы многочисленных мечетей.

Религиозные достопримечательности Дербента

Дербент – многонациональный и толерантный город. Здесь в мире и согласии на протяжении веков сосуществуют не только различные народности и культуры, но и религии.

Конечно, как и в других городах и селах республики Дагестан, в Дербенте большинство населения исповедуют ислам. Город богат на мечети, многим из которых не одна сотня лет. В магальной части Старого города помимо Джума-Мечети в разное время были построены и другие. В каждом магале была своя мечеть. Памятниками архитектуры федерального значения с давних пор стали Килиса-мечеть и Бала-мечеть. А мечеть с минаретом (Минаря-месджиди) и Кырхляр-мечеть с 2003 г. находятся в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Килиса-мечеть какое-то время служила православным храмом для русского гарнизона

Есть в Дербенте и православный храм. Как и в Махачкале, он единственный на территории города, потому как русских здесь проживает не более 4%. Посвящен этот храм празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Находится на улице Ленина, практически в самом центре.

Единственный православный храм города Дербента посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы

В XIX в. на месте современной площади Свободы, где сейчас можно лицезреть памятник Ленину, красовался еще один христианский храм – собор Георгия Победоносца. Он был возведен в середине XIX в. и считался первым православным сооружением на территории республики Дагестан. Как и многие религиозные святыни России, собор взорвали в 30-е годы XX в.

Армянская церковь Святого Всеспасителя

Памятником архитектуры мирового значения считается и сохранившаяся на территории города Дербента армянская церковь Святого Всеспасителя. Построена она была в XIX в. К сожалению, в настоящее время церковь не действует. Внутри размещается экспозиция Музея ковра и декоративного искусства.

Синагога Келе-Нумаз

В начале XX в. довольно большой процент населения составляли евреи. В Дербенте было открыто 11 синагог, в наши дни из них функционирует лишь одна – «Келе-Нумаз», что в переводе с горско-еврейского означает «Большая синагога». Двери синагога всегда открыты для прихожан и гостей.

Особенности

Интересное решение крепости – два резервуара для воды, которые позволяли сделать запас живительной влаги на долгое время. Благодаря им цитадель была прочной в обороне. К резервуарам с помощью труб из родника подводилась вода. Несколько раз крепость удавалось завоевать из-за того, что нападающие добавляли в воду яд.

Еще одно сооружение, обеспечивающее высокую жизнеспособность крепости – бани, где была горячая и холодная вода. Жизнь здесь была относительно безопасной и комфортной.

В разные времена на территории крепости создавались дворцовые комплексы, руины которых можно видеть и сейчас.

Джума-Мечеть

Еще одной яркой достопримечательностью Дербента считается шиитская Джума-Мечеть. Она была возведена в VIII в., что делает ее старейшей мечетью в России и странах СНГ, к тому же она входит в десятку древнейших мечетей мира.

Строительство мечети приписывают арабам, которые под предводительством Масламы ибн Аба-ал-Малики, обратили все местное население в ислам.

Джума-мечеть — старейшая мечеть России

Джума-Мечеть не похожа на традиционные восточные мечети. Она вытянута с востока на запад. Возможно до арабского нашествия, здание использовалось как христианский храм или другое культовое сооружение.

Во дворе мечети растут 5 гигантских платанов. По преданию, они были посажены в IX в. для сохранения постройки от природных катаклизмов. Мощная корневая система деревьев способствует выведению лишней влаги из почвы и служит «скрепляющей арматурой» во время землетрясений. Возможно, именно благодаря природным великанам, мы можем видеть этот памятник старины практически в неизменном виде.

Платанам во дворе мечети порядка 1000 лет

10 Дербент и Пётр I

Пётр I побывал в Дербенте в 1722 году, и народная молва хранит несколько интересных историй об этом визите.

По преданию, в момент, когда Пётр I въезжал в крепость, в городе случилось землетрясение. Кроме страха перед стихией у окружающей свиты в души закрался и страх разгневать великого государя. Но ситуацию выправил сам Пётр. Он не растерялся, а наоборот, ударил ногайкой по стене и землетрясение прекратилось. Народ в удивлении упал на колени. Кто-то решил, что царь вызвал дрожание стен, кто-то, что он его прекратил, но все были впечатлены.

Жить в цитадели Нарын-кала Петру не очень нравилось, и он в каком-то из помещений вырубил дополнительные окна, для лучшего вида на море. Ну уж потом местные стали говорить что знаменитое «прорубить окно» было сказано здесь. Хотя в высказывании имелось в виду «окно в Европу», а тут на море, на восток. Но это мелочи, которые можно упустить.

Видимо Петру на самом деле не нравилось жить в крепости, и он перебрался на берег, поближе к морю. Здесь в землянке он и жил. Позже вокруг землянки поставили забот, а в 1848 году возвели павильон. Потом это было заброшено и забыто, но уже в 2015 году на этом месте возвели «Домик Петра». Где исторический артефакт – останки землянки — можно наблюдать за стеклянной витриной.

Посещение города Петром исторический факт, землянка тоже реальное географическое место, а остальные истории это фольклор.

На этом легенды, предания, сказки, сказания, фольклор и мифы тоже не заканчиваются. Есть еще легенда о якобы тайном подземном ходе из цитадели на берег моря. Для бегства если отстоять крепость не удастся. Эту легенду я слышал всё детство. Видимо в детском кругу она только и ходила. Хотя, у многих крепостей есть такие ходы. Почему бы не быть и у Дербентской крепости. Однако вопрос, зачем на берег моря, на открытое место? Куда более было бы удобнее в ущелье, за западной стеной.

Другая легенда, которую я впервые услышал совсем недавно о том, что Дербент упоминается в Коране. Озвучил такую версию бывший президент Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов. Отсылка идет к тексту в Коране, в котором говорится о стене, которую построили чтобы защититься от свирепых народов Гога и Магога, или как о них написано в Коране — Яджуджа и Маджуджа. Но нет прямого упоминания топонима Дербент. Отсюда выбор, если вам нравится эта версия то вы в нее верите, если нет то опровергаете.

4 Легенда о «Позорных воротах»

В западной стене цитадели Нарын-кала находятся «Горные ворота», хотя чаше всего их называют «Воротами позора». Это название более понятно жителям города, когда начинаешь перечислять все восемь существующих ворот. Хотя правильное название — Даг-Капы.

С виду обычные ворота, в чем-то даже красивые. Выйдя через них, попадаешь на красивую полянку с видом на гору через крутое ущелье, и, если повезет, понаблюдаете закат солнца. Но ворота носят это самое не доблестное имя. Молва гласит, что через них город покидали правители со своими родными, когда не могли отстоять город.

Строились ворота, наверно, сугубо из практичных, хозяйственных соображений. Но народ их запомнил так. В длинной истории Дербента, конечно, были события, в которых правители вели себя неподобающе, но за ворота обидно.

Магалы

Как и в других городах Средневековья, в Дербенте существовали специализированные кварталы ремесленников. Называли такие кварталы магалами. Магалы в свою очередь делились на кварталы, а кварталы на дома. Каждый магал имел прямоугольную форму, при этом улочки внутри причудливо запутывались и зачастую заканчивались тупиками. Это также было сделано в оборонительных целях – чтобы противник, который проник внутрь города, быстро потерял ориентацию. При этом каждый дом, наподобие стен построенный из камня ракушечника, играл роль своеобразной крепости.

Старый город сохранил свой неповторимый средневековый колорит

С VIII в. в магалах селилась арабская знать и зажиточные горожане. В каждом из кварталов было свое собственное магальное управление.

Сейчас Старый город и его магалы, наравне с крепостью находятся под охраной ЮНЕСКО. Здесь также как и прежде, просто и легко заблудиться.

5 Женщина правительница Дербента

Не только грозные мужчины становились правителями Дербента, было, что и представительницы как сейчас принято говорить «слабого пола» оказывались во главе города.

Во второй половины 18 века Фатали-хан, правитель Кубы и Дербента, устроил состязание, в котором самые ловкие, смелые и сильные джигиты состязались в стрельбе из лука. Джигит, верхом, на полном скаку должен был попасть в мишень — яблоко. Никому это не удавалось, и тогда вперед вышел человек в маске, которого против правил, все же допустили к участию, так как победителя определить не удавалось.

Человек в маске ловко попал в яблоко! И когда он снял маску, оказалось что это девушка. Звали ее Уму-Кусюм, а прозвище её было Тути-Бике. По тогдашним законам это было совершенным нонсенсом, но судьи посчитали, что это знак и объявили ее победительницей.

Фатали-хану понравилась Тути-Бике, и, он женился на ней и сделал её правительницей города.

Это легенда. А в реальности события в истории правления дербентских ханов были чуть-чуть другими.

Тути-Бике – это сестра кайтагского уцмия Эмир-Гамзы. Правители решили сродниться и решили заключить обоюдные браки. Женившись на Тути-Бике Фатали-хан должен был выдать свою сестру за Эмир-Гамзу, но он передумал. И началась вражда.

Эмир-Гамза несколько раз осаждал стены Дербента, когда в городе не было Фатали-хана. И тогда город, под предводительством Тути-Бике отражал атаки войска под предводительством ее брата, Эмир-Гамзы. Тути-Бике в мужском костюме участвовала в обороне. Город выстоял.

Даже сейчас в город продолжает помнить о Тути-Бике. На одном из старых кладбищ до сохранился мавзолей, построенный над ее могилой

История крепости Нарын-Кала

Нарын-Кала — это часть огромной фортификационной системы, куда кроме цитадели входили городские стены, морские укрепления и 40-километровая Горная стена (Даг-бары), направленная в сторону Кавказского хребта. Оборонительные сооружения были возведены в самом уязвимом месте — узком трехкилометровом участке равнины между горами и морем, откуда начиналось любое нападение кочевых племен с севера.

Крепость Нарын-Кала(Дербентская крепость)

Само слово «Нарын-кала» с персидского переводится как «Солнечная крепость». Действительно, горная цитадель, освещаемая лучами утреннего солнца, производит на всех неизгладимое впечатление. По второй версии, название было дано в честь шахской дочери Нарын, в переводе означающее «нежная» или «красивая».

Известно, что крепость Нарын-Кала возвели в VI веке, в 562—571 гг. по распоряжению шахиншаха из династии Сасанидов — Хосрова I Ануширвана, однако первые персидские укрепления появились еще в период правления Йездигерда II в. 440-х гг. Последние исследования археологов уточняют, что древнее поселение на территории будущей каменной цитадели Нарын-Кала было сооружено из сырцовых кирпичей на каменном цоколе в 440-х гг. в правление Йездигерда II (438–457) 3. Таким образом, древнее поселение занимало территорию будущей каменной цитадели Нарын-кала, повторившей очертания цитадели V в., и его датировка укладывается в рамки I–VI (VII) вв. н.э. (поздний албано- сарматский и сасанидский периоды).

Военная летопись Дербента

Для персидских шахов оборонительное сооружение имела особенное значение — она закрывала собой «Прикаспийский проход», через который можно было попасть в богатую Персию. А также здесь находилась резиденция наместников Сасанидов, осуществляющих военное и административное управление окружающими землями.

Крепость Нарын-Кала(Дербентская крепость)

С VII в. Дербент играл активную роль в торгово-экономической и политической жизни Арабского Халифата и Нарын-Кала в этот период являлась военно-административным центром исламского государства и важным районом морской и сухопутной торговли во всем Средневековом Востоке. Через город проходил один из маршрутов Великого шелкового пути.

В период Каспийского похода (1722 — 1723 гг.) цитадель перешла во владение Российской Империи. В это время с целью осмотра фортификационных сооружений в Дербенте побывал император Пётр I. В 1735 г. город был возвращён Персии, но в 1796 г. был повторно отвоеван русскими войсками.

С этого момента на территории Нарын-Кала размещались генеральный штаб и русский гарнизон. В 1860 г. крепость была упразднена, а в 1870 г. была снесена большая, почти полукилометровая часть оборонительной стены, открыв сообщение между цитаделью и городом.

Западные ворота цитадели

Функции

Крепость Нарын-Кала в Дербенте имела административное назначение. Здесь были суд, канцелярия, подземная тюрьма, а также церковь, которая являлась практически точной копией итальянских церквей. Храм был возведен примерно в пятом веке до нашей эры. Сегодня от него мало что осталось.

В крепости сохранилось множество оригинальных предметов быта разных эпох – орудия труда, керамика, украшения, драгоценности. Все они хранятся в музее, который работает в Нарын-Кала. Активная жизнь здесь началась еще в бронзовом веке, в средневековье в Дербенте велось производство ценного красителя и опиума.

Дом А.А. Бестужева-Марлинского

В 147 квартале 7 магала, в доме №23 4 года с 1830 по 1834 отбывал ссылку писатель-декабрист А.А. Бестужев-Марлинский. За 4 года писатель стал «своим» среди местных. Под влиянием Кавказа были написаны многие его произведения, которыми зачитывались другие видные люди своей эпохи. По сути, именно Бестужев ввел «моду» на все кавказское, которая владела умами многих в первой половине XIX в.

Дом-музей А.А. Бестужева-Марлинского (за фото спасибо Shturman 5578)

С 1988 г. дом ссыльного писателя превращен в музей. Здесь сохранились как подлинные предметы быта Бестужева-Марлинского, так и элементы хозяйственной утвари, характерные для дома дербентца XIX в.

8 Джума-мечеть — легенда о кувшине с золотом

Джума мечеть

Джума-мечеть слишком велика и значима чтобы ограничиться одной легендой. Вот еще одна.

По преданиям под одной из колонн, на которых держится крыша, зарыт кувшин с золотом. Сделано это было на тот случай если мечеть разрушится и нужно будет ее построить заново. Молва гласит что надписи об этом были на самих колоннах. Причем на 39 из них написали «не у меня, у другого», а на одной «не у меня, не знаю, у кого».

Сейчас надписей таких не наблюдается. Колон тоже вроде больше сорока, но это смотря как считать. Сама мечеть одна из древнейших в мире и России, была построена на фундаменте другого религиозного культового сооружения. Возможно христианского храма.

Мечеть реставрировалась и перестраивалась после повреждений от землетрясений. Фундамент, конечно, никто не перекапывал, но вряд ли под ним есть золото. Интересен сам факт живучести этого мифа. Дербент золото всегда ценил. Правда, когда он возник миф и что мог бы означать не знаю.

Описание

Дербентская крепость Нарын-Кала возведена на высоком холме. С его северо-восточной стороны наблюдаются скалы. Именно они сделали крепость более надежной. Цитадель занимает значительную площадь – более четырех гектаров. Высота стен достигает двадцати метров, к ним пристроены выступы и две большие башни, сечение которых образует квадрат. Всего крепость имеет 73 башни, которые размещены по всей территории крепости.

На центральной площадке можно видеть гауптвахту, которая была возведена в 1828 году. Сегодня в этом здании хранятся картины с изображением Дербента. Снаружи гаупвахту украшают пушки и якори царских времен. Над воротами красуется скульптура льва и две колонны, фигура, между ног которой лежит лисица, и два камня, на которых нарисованы львицы.

Сегодня ворота выглядят так же, как и двенадцать веков назад, так как сохранились львы и часть одной из колонн. У северной стены можно увидеть загадочный проход «Ворота судного дня». Он был заложен в X веке со стороны города, в результате чего образовалось небольшое помещение, огороженное с внешней стороны. В 2004 году археологи выяснили, что более тысячи лет назад это место считалось порталом, открывающим проход в потусторонний мир.

Городские стены и ворота

От цитадели Нарын-Кала к Каспийскому морю тянутся внушительные городские стены. Стены, как и цитадель, были построены в VI в. для защиты от набегов кочевников. Северная стена была гораздо прочнее укреплена, чем южная. В высоту стены достигали 12 метров, в ширину от 2 до 4 м. Общая протяженность — порядка 42 км. Они тянулись с востока на запад, уходили на 500 м прямо в воды Каспия и поднимались высоко в горы. Обойти Даг-Бары, а именно так называли это сооружение, было невозможно.

Если бы до наших дней стена Даг-Бары дошла в былом величии, ее по праву можно было бы называть «Великой Кавказской стеной». К сожалению, она сохранилась лишь фрагментарно, более 2/3 первоначальной конструкции было утеряно.

Фрагмент южной городской стены VI в.

Город Дербент ранее располагался внутри городских стен, был вытянут с востока на запад на 3600 м, а с севера на юг всего на 700 м. Стены были укреплены дозорными башнями, которые находились на расстоянии 70 м друг от друга.

Внутрь города вели 14 ворот, из них сохранились только 9. Наибольший интерес представляют:

ворота Орта-капы (с тюрк. – средние ворота). Они были главным парадным въездом в город с юга. На фасаде с внешней стороны ворот можно увидеть водомет с фигуркой льва. Такие приспособления использовались, чтобы вывести со стен лишнюю воду, а в случае осады служили прекрасным оборонительным орудием, достаточно было налить в водомет горячую нефть.

Ворота Орта-капы служили парадным въездом в город с юга

  • Баят-капы до строительства ворот Кала-капы, ведущих прямо в цитадель, они были первыми от крепости. На воротах сохранилась русская надпись «Время меня разрушило, послушание меня построило. 1811 год». Она была выбита на месте ранее существовавшей древне-арабской надписи.
  • Даг-капы – вели из цитадели прямо в горы. Через эти тайные ворота на помощь к защитникам крепости могло прийти подкрепление. В то же время власти, понимая, что город уже не спасти, уходили через эти ворота в горы, оставляя свою армию погибать от атак противника. Из-за этого Даг-капы часто называют «воротами позора».
  • Кырхляр-капы (с тюрк. – ворота сорока) – главный парадный въезд в город с севера. Это наиболее древние ворота города-крепости, по ним можно судить обо всех достройках в течение веков. Изначально ворота вели к городскому некрополю.

Дербентский маяк

Порт в Дербенте известен с незапамятных времен. Однако о существовании в городе маяка никакие исторические хроники не упоминают. То сооружение, которое мы можем видеть между парками Кирова и Низами в центральной части города, датировано серединой XIX в. Его построили после русско-персидской войны 1826-1828 гг. Согласно мирному договору, Россия получила право иметь военный флот на Каспии, а торговые суда как России, так и Персии могли беспрепятственно перемещаться по морю в любом направлении. Впервые маяк зажгли 1 мая 1853 г.

Маяк в Дербенте продолжает действовать и в наши дни. Он считается самым южным маяком России и находится в списке охраняемых памятников.

Дербентский маяк

***

На сегодня все. Обязательно посетите город Дербент и его древние достопримечательности во время поездки в республику Дагестан. Не оставит равнодушным и волшебная природа этой славной горной республики.

Если считаете, что статья оказалась полезной, поделитесь ею с друзьями в соцсетях. Ярких впечатлений от новых путешествий!

9 Легенда об Ануширване и обманутой невесте

Легенда возвращает нас в те времена, когда были построены стены Дербентской крепости. Сколько Дербенту? Кто, когда и зачем их построил?

Доподлинно известно, что каменные стены построил Хосров I Ануширван в 6 веке. Воздвиг он их вместо сырцовых стен, которые были построены Йездигерд II.

По преданиям стены были усилены для отражения набегов с севера полчищ хазарского каганата. Перед этим, что бы спокойно выполнить задуманное он пошел на хитрость. Хосров предложил хазарскому кагану породниться и объявил, что возьмет в жены его дочь

Каган обрадовался, так как это открывало ему путь в Персию, и он согласился. Хосров встретил дочь кагана как царевну, окружил заботой и вниманием

За время пока длилось перемирие Хосров I Ануширван закончил строительство, а потом отправил дочь кагана обратно, отказавшись жениться на ней. Разгневанный каган явился с войском к Дербенту, но поделать уже ничего не смог.

Мотив строительства высоких оборонительных сооружений был видимо именно таким, но вот любовная линия, наверное, народный домысел.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: