Волковское кладбище, санкт-петербург. литераторские мостки

Еврейские кладбища

В настоящее время часть территории лютеранского кладбища занята могилами представителей иудейской религии ― это еврейское кладбище. Его история начинается с того, что в 1802 году евреям предоставили территорию между рекой Волковкой и западной границей лютеранского погоста. Со временем она было заполнена могилами, и власти были вынуждены добавить к ней значительную площадь, также примыкающую к захоронениям лютеран, но на этот раз с юго-восточной стороны.

Этот участок получил название Нового еврейского кладбища, а первоначальный, соответственно, Старого. Площади обоих некрополей сравнительно небольшие ― по 0, 2 гектара каждый. В 1916 году осуществлялась прокладка трамвайных путей по набережной реки Волковки, и часть памятников, мешавших строительству, пришлось перенести на новый участок. В настоящее время среди надгробий, сохранившихся на еврейском кладбище, самое старинное датируется 1867 годом, а принадлежит оно петербургскому врачу Генриху Курицкому.

После революции на территории некрополя была осуществлена значительная перепланировка, в связи с которой общая площадь уменьшилась, а часть надгробий безвозвратно пропала. Многие памятники на Волковском кладбище вместе с останками тех, кому они были посвящены, перенесли на новые места. К их числу относятся могилы И. С. Тургенева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. А. Блока и многих других деятелей искусства и науки. В этот же период были полностью уничтожены Всесвятская и Успенская церкви.

Кто похоронен на Литераторских мостках

Самым первым человеком, похороненным в этом месте, был А. Н. Радищев. Автор «Путешествия из Петербурга в Москву» впал в немилость, был подвергнут репрессиям и затем похоронен на Волковском кладбище, изначально построенном для нищих. Однако это не опустило его на позицию нищего, а подняло место до его уровня. Место его захоронения стало последним пристанищем и для других известных личностей науки и искусства. Позже там был похоронен еще один известный литератор — Виссарион Белинский. В 1861 г. на кладбище появилась могила Добролюбова. На его похоронах выступал Чернышевский.

Постепенно культовые могилы были обнесены металлической оградой. И когда спустя несколько лет умер Дмитрий Иванович Писарев, место для захоронения было выбрано тоже на Мостках, в «компании» его коллег литературного творчества. Невероятным событием оказались похороны там же Тургенева. Во время них стояла атмосфера угрюмости, так как писатель не одобрялся властью. Позже здесь были погребены другие известные люди: М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский. Постепенно место становилось все более литераторским, и все забывали, почему оно связывается с мостками.

Надгробие на могиле писателя А.И. Куприна,  Anastasia Galyamicheva

Дело в том, что в самом начале постройки кладбища почва представляла собой привычную для Петербурга болотную грязь. По ней было крайне сложно ходить, поэтому были проложены мостки, от которых и пошло название музейного комплекса-некрополя.

Здесь начали хоронить не только деятелей литературного творчества, но и ученых: Дмитрия Менделеева, Владимира Бехтерева и других. Также здесь были похоронены и деятели революции, например, Вера Засулич, а также мать и сестры Владимира Ульянова (Ленина). Нашли свое последнее пристанище некоторые артисты, танцоры, скульпторы.

В связи с получением местом музейного статуса, на нем были перезахоронены и другие писатели, такие как Александр Блок, Иван Гончаров. Их могилы могли быть уничтожены, и перемещение оказалось весьма кстати.

Списка похороненных на официальном сайте музея

Тулип

Экскурсии по Литераторским мосткам

Существует два варианта экскурсий по Литераторским мосткам. Первые проводятся непосредственно музеем-некрополем — на них необходима предварительная запись. Вторые проводят независимые экскурсоводы — найти их можно в интернете, либо просто встретить на улицах Санкт-Петербурга. Часто экскурсия по Литераторским мосткам входит в состав другой комплексной экскурсии. Вход в музей в любом случае будет бесплатным.

Как правило, на экскурсиях рассказывается об истории места и о похороненных там людях, об их жизненном пути и вкладе в культуру, науку или общественную жизнь России.

Андрей Смирнов

Православное кладбище

Волково кладбище было основано по указу Сената 11 мая 1756 года, в связи с закрытием по приказу императрицы Елизаветы Петровны кладбища при церкви Иоанна Предтечи. Своё название кладбище получило из-за находившейся рядом (на другом берегу Волковки, в то время называвшейся Чёрной речкой) Волковой деревни, которая, в свою очередь, получила своё название из-за большого числа волков, населявших окружающую местность. Согласно документам того времени, волки нередко нападали стаями на одиноко идущих людей в этой местности даже в XVIII веке.

На содержание кладбища выделялось немного средств, оно предназначалось для малоимущих людей, поэтому благоустройством кладбища никто не занимался. Кроме того, не велось надзора за тем, кто и где устраивает захоронение. По этой причине, на кладбище отсутствовали дорожки, во многих местах их невозможно было провести, не задев могил.

В 1759 году на территории кладбища была построена деревянная церковь, которую 3 декабря освятили во имя Спаса Нерукотворного Образа. К 1795 году она обветшала и была разобрана.

В октябре 1777 года построена деревянная церковь «в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме». Эта церковь сгорела 1 января 1782 года, и в том же году на её месте под руководством архитектора И. Е. Старова началось строительство каменной Воскресенской церкви, которое завершилось в 1785 году.

В 1808 году указом императора Александра I территория кладбища была существенно увеличена.

В 1812 году кладбище было обустроено: были выкопаны канавы, посажены деревья.

В 1832—1834 годах по проекту П. Ф. Воцкого сооружена колокольня и ворота.

С 1837 по 1842 год велось строительство главой каменной церкви Спаса Нерукотворного под руководством архитекторов Ф. И. Руска и В. И. Беретти.

С 1850 по 1852 год по проекту Ф. И. Руски строилась новая каменная церковь, которую освятил во имя Всех Святых митрополит Никанор 26 августа 1852 года. Строительство велось на средства купца П. И. Пономарёва, поэтому в народе её прозвали Пономарёвской.

В 1885 году началось строительство церкви Святого праведного Иова. Церковь строилась на средства П. М. Крюковой над могилой её мужа. Архитектор И. А. Аристархов, работавший над созданием этого храма, умер до окончания строительства, и был похоронен в подцерковье. Строительство закончилось в 1887 году. В советское время и в годы блокады храм не закрывался, и действует по сей день.

В 1910—1913 году на территории кладбища по проекту А. П. Аплаксина была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1920—1930 годы кладбище претерпело значительные изменения. Было разрушено много склепов и памятников, часть могил были перенесена, в 1932 году была разрушена Успенская церковь, в 1935 году — Всесвятская. Спасскую церковь в 1937 году перестроили под цеха завода «Монументскульптура». Храм Воскресения Словущего закрыли 28 января 1936 года, через полгода после организации музея-некрополя «Литераторские мостки», которому и передали здание. С 2008 года храм стал снова действующим.

В годы блокады на кладбище устраивались массовые захоронения, место которых отмечено памятником. В настоящее время кладбище имеет статус действующего, на нём продолжают хоронить людей.

История

Кладбище при Новодевичьем монастыре было основано в 1849 году. Первоначально монастырь назывался Воскресенским, но после прибытия сюда монахинь из московского и смоленского Новодевичьих монастырей за ним закрепилось современное название.

С момента создания кладбище считалось респектабельным и дорогим: за захоронение просили от 50 до 500 рублей. Бесплатных или дешёвых разрядов, в отличие от других мест, здесь не было. Разрядами называли категорию места, своеобразное ранжирование, где первый — самый дорогой, обычно у церкви, а седьмой — для самых бедных.

Кладбище было настолько дорогим, что в первые годы захоронений было не больше трёх десятков. Спустя несколько лет их количество в разы выросло, но почти все они принадлежали богатейшим людям Петербурга: государственным деятелям, военачальникам, писателям, художникам и купцам.

Новодевичий монастырь закрыли в 1925 году в рамках антицерковной кампании. При этом первые разграбления кладбища начались даже раньше. Надгробия утилизировались и перерабатывались, склепы расхищались и разбивались скульптуры. Оно официально закрылось для новых захоронений в 1934 году, после чего пришло в запустение.

В 1968 году с новой антицерковной кампанией по ликвидации кладбищ его ждала новая волна разрушения. Именно тогда количество надгробий сократилось в пять раз и сейчас насчитывает чуть больше четырёх тысяч. Массово ликвидировались памятники, якобы не представляющие художественной ценности, а на этом месте планировалось сделать своеобразный музей под открытым небом

С тех пор многие надгробия были восстановлены и отреставрированы, но большинство было утеряно. Сказалось и то, что многие потомки похороненных были высланы из страны либо эмигрировали — ведь место здесь было дорогим, а значит хоронили в основном дворян. До сих пор, чуть отойдя от центральных аллей, можно увидеть высоко растущую траву, осколки бывших памятников, заброшенные склепы и сломанные кресты.

Кладбище считается закрытым, но иногда происходят новые захоронения, преимущественно в левой части.

Суеверные страхи императрицы

В самом начале XVIII столетия был создан погост при церкви Иоанна Предтечи, находившейся в прилегавшей к городу Ямской слободе. Но просуществовал он недолго, так как императрица Елизавета Петровна любила порой наведаться к слобожанам на гулянья, а вид находившегося рядом кладбища вызывал у неё суеверный страх ― боялась самодержица покойников. Воля императрицы ― закон, и вскоре погост был перенесён южнее, к деревне Волковка, на берег одноименной реки.

Любопытно, что название произошло действительно от волков, в изобилии водившихся когда-то в тех местах. Подтверждение этому можно найти в документах XVIII века, свидетельствующих о многочисленных случаях, когда стаи хищников нападали на случайных прохожих. После того как было открыто кладбище, их добычей нередко становились тела покойников, привезённые на погост, но по разным причинам не погребённые. В наши времена это кажется немыслимым, но тогда это была обыденная реальность.

Храм

Практически на каждом кладбище присутствует небольшое культовое сооружение, Волковском не стало исключением. Для посещения открыта Воскресенская церковь. В ее ограде установлена мемориальная доска Радищеву, поскольку его могила не сохранилась и посетить ее невозможно.

Храм был освящен в сентябре 1785 г. Каменное здание с колокольней появилось на этом месте после того, как сгорел первый деревянный храм, что был построен за 8 лет до того, в 1777 г. В том же году он был освящен во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Сооружение, возведенное по проекту архитектора Старова, затем ремонтировалось в 1813 г. В советские годы храм был закрыт. Официально здание, являющееся памятником архитектуры федерального значения, до сих пор не возвращено Епархии — хотя этот вопрос обсуждается на протяжении многих лет.

При этом службы в храме идут. Литургии проводятся по средам, пятницам и выходным дням, а также в дни всех Великих Православных праздников. Начинаются они в 10:00, исповедаться можно с 9:30. Актуальное расписание богослужений можно уточнить на сайте храма или на его официальной странице «ВКонтакте». Службы ведутся на церковнославянском языке.

Церковь Воскресения Словущего,  Ксения Шестеренко

Литераторские мостки (Волковское кладбище, Санкт-Петербург)

«Литераторские мостки» являются частью Санкт-Петербургского Волковского кладбища. На территории данного участка захоронены многие писатели и деятели культуры. Свое название «Литераторские мостки» получили из-за деревянных досок, которые стелили посетители, чтобы добраться до могил в сырую погоду.

«Литераторские мостки» Волковского кладбища. (maglab.ru)

В 1802 году на данном участке Волковского кладбища был похоронен Александр Радищев. Его могила стала первой в истории «Литературных мостков». Массовые захоронения культурных деятелей начались после смерти публициста Виссариона Белинского в 1848 году. На данный момент на территории «Литературных мостков» находятся могилы Ивана Тургенева, Михаила Салтыкова-Щедрина, Николая Лескова и многих других. Ещё одним известным захоронением является мемориал Ульяновых, где похоронены мать и сестры Владимира Ленина.

В 1935 году «Литераторские мостки» стали частью Государственного музея городской скульптуры. Некоторые могилы писателей не сохранились, поэтому на территории участка присутствуют только их надгробные памятники.

Последующее благоустройство и расширение территории

Но как бы ни были ничтожны кладбищенские доходы, всё же удалось, хоть и с большим трудом, скопить определённую сумму и в 20-х годах XIX века построить по проекту архитектора П. Ф. Воцкого те самые Святые ворота, которые сохранились до наших дней, и часть прилегающей к ней ограды. Следующее десятилетие было отмечено последней прирезкой 20500 саженей земли и закладкой каменного храма, автором проекта которого и исполнителем работ был петербургский архитектор Ф. И. Руска. С тех пор Волковское кладбище вплоть до Октябрьского переворота оставалось в своих неизменных границах.

В середине века была выстроена ещё одна каменная церковь. Название своё ― Паномарская ― она получила по имени купца Паномарёва, на чьи пожертвования была построена и освящена в 1852 году. Место для неё выбрали на равном удалении от Вознесенской и Спасской церквей, а строил её всё тот же архитектор Ф. Руска. Здесь, в склепе, расположенном под церковными плитами, нашёл упокоение прах самого жертвователя, на чьи средства было осуществлено строительство. Это было сделано в традициях, освящённых веками: построить храм и в нём же быть погребённым.

Тремя десятилетиями позже появилась ещё одна церковь, называвшаяся в просторечии по имени благодетеля, финансировавшего постройку. Это заложенная в 1885 году и единственная действующая сегодня на территории погоста церковь Иова Многострадального. Она была построена на средства потомственного почётного гражданина Иова Михайловича Крюкова и долгое время в среде окрестных жителей именовалась Крюковской. Следует заметить, что её очень любил и неоднократно посещал император Николай II, считавший святого Иова своим небесным покровителем.

Известные захоронения

Удивительно, что нетронутыми оказались сохранившиеся могилы многих известных людей. Сохранился и участок, где похоронены монахини монастыря с известными новомученицами. При этом некоторые захоронения сразу были перенесены в Некрополь, например, Римского-Корсакова и художника Иванова.

Могила Николая Алексеевича Некрасова. Многие удивлялись, что известный писатель будет похоронен здесь, а не на Литераторских мостках Волковского кладбища. Однако тем самым была исполнена воля, указанная в завещании.

Среди других известных людей, похороненных здесь:

  • Фёдор Иванович Тютчев — известный поэт.
  • Сергей Петрович Боткин — учёный и создатель Боткинских бараков, ныне ставших инфекционной больницей имени Боткина;
  • Вячеслав Константинович Плеве — сенатор, убитый террористом-революционером. Могила была восстановлена после разрушения;
  • Дмитрий Оскарович Отт — акушер-гинеколог, в честь которого назван НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии;
  • Михаил Александрович Врубель — известный художник;
  • Николай Владимирович Щукин, спроектировавший один из первых русских паровозов .

На центральных аллеях встречаются необычные склепы. О некоторых из них есть информация. Например, о склепе, внутри которого стоит скульптура женщины без головы. Это семейный склеп Власовых. Власов был статским советником в XIX веке.

Склеп в готическом стиле принадлежал барону фон дер Палену.

Выразительный склеп в греческом стиле принадлежал генеральному консулу Греции Иван Егорович Кондоянаки. Кстати, он жил в известном особняке Кельха на улице Чайковского.

Гуляя по кладбищу, сложно не обратить внимание на статую Христа. С ней связано сразу несколько легенд

По непонятным причинам она избежала разрушений, которые коснулись других могил. По легенде, ей пытались отпилить ноги (ног у статуи действительно нет), но сразу после содеянного злоумышленник попал по трамвай и сам лишился ног.

Не до конца известна истории статуи. Она стоит на могиле жены генерала Алексея Вершинина — Анны Вершининой. По непонятным причинам, в советское время она стала местом паломничества — здесь оставляли записки и всегда горели свечи.

Волковское кладбище в столице

В завершение следует упомянуть о том, что в Москве, в Мытищах, есть кладбище, одноимённое старинному петербуржскому, о котором шёл разговор в данной статье. Открыто оно сравнительно недавно ― в тридцатых годах прошедшего века. Волковское кладбище (Мытищи) отличается современной планировкой и благоустройством. На его территории предусмотрены участки для захоронения мусульман, и имеется колумбарий.

Архитектурной доминантой некрополя является храм Воскресения Христова. Построен он на добровольное пожертвование мецената ― одного из крупных российских предпринимателей Ю. Х. Кертанова. Сам жертвователь похоронен на этом же кладбище, и памятник на его могиле, выполненный в виде храма, является одной из местных достопримечательностей.

Отрадно видеть возрождение традиции меценатства, столь широко распространённой в минувшие века. Например, Волковское кладбище (Санкт-Петербург), как и многие другие некрополи России, создавалось и украшалось Божьими храмами главным образом на средства благочестивых дарителей. С наступлением демократических перемен в стране, когда широкие массы народа вновь обратились к своим духовным истокам, получили новую жизнь и славные традиции прошлого, столь долго находившиеся в историческом забвении.

Захоронения выдающихся деятелей искусства и культуры

Как и многие кладбища Санкт-Петербурга, Волковский некрополь находился на заболоченном и сыром месте ― таковы особенности местной почвы. Чтобы как-то решить проблему передвижения по территории объекта, решено было мостить дорожки досками ― это и послужило причиной тому, что отдельные участки кладбища стали называться «мостками». К концу XIX века таких дорожек-мостков насчитывалось около ста двадцати, а их общая протяжённость превышала двенадцать вёрст.

С середины XIX века северо-восточная часть некрополя получила название Литераторские мостки. Это объясняется сложившейся к тому времени традицией хоронить здесь выдающихся деятелей литературы, науки и искусства. Одним из первых тут был погребён А. Н. Радищев. Его могила не сохранилась, но в память о крупнейшем писателе и публицисте екатерининской эпохи на стене Воскресенской церкви уже в наши дни была установлена памятная мемориальная доска.

На территории Литераторских мостков нашёл своё упокоение и один из ближайших друзей А. С. Пушкина ― поэт А. А. Дельвиг. Недалеко от его могилы можно увидеть двойное захоронение, обнесённое общей чугунной оградой. Здесь покоятся столпы российской словесности ― В. Г. Белинский и Н. А. Добролюбов, а чуть поодаль от них ― Д. Н. Писарев и И. С. Тургенев. Перечислить всех, кто похоронен на Волковском кладбище и на его Литераторских мостках, очень трудно, так как их имена относятся к обширнейшему периоду прогресса творческой мысли в России.

Могилы представителей иных конфессий

Восточную часть некрополя занимает обширный участок, именуемый Лютеранским кладбищем. Это общее название, так как в действительности там находятся лютеранское, старообрядческое, единоверческое и еврейские кладбища. В 1741 году конвент кирхи святых Петра и Павла, которая и поныне находится на Невском проспекте, подал прошение в Сенат о выделении участка для погребения лютеран, которых в то время проживало в Санкт-Петербурге огромное количество. Однако рассмотрение вопроса затянулось на долгое время, и лишь в 1773 им была отведена территория напротив православного кладбища, сразу за рекой Волковкой.

Любопытно, что на протяжении долгого времени лютеранское кладбище называлось Бертфельдовым ― по имени первого похороненного на нём немца, купца Иоганна Гебхарда Бертфельда. Все заботы об обустройстве погоста взяли на себя прихожане двух петербургских лютеранских кирх ― Петра и Павла, а также Святой Анны. Соответственно, и преимущество при выборе мест захоронения и назначении цены имели члены именно этих общин. Лютеране подошли к организации похорон с чисто немецкой педантичностью, и погребения совершались в строгом порядке, благодаря чему даже в наши дни можно без труда найти и идентифицировать могилы 40 000 людей.

Появление нового погоста

Волковское кладбище начинает свою историю с постановления Сената, датированного 11 мая 1756 года. Согласно этому документу, был отведён значительный участок земли для захоронения жителей близлежащих районов Санкт-Петербурга. Территорию для погоста выделили, но средств на его содержание и благоустройство почти не отпускали, так как хоронить предполагалось в основном городскую бедноту. Доходов в казну кладбище не приносило. Похоронить на Волковском кладбище было очень дёшево, и места на нём предоставлялись либо совершенно даром, либо за символическую плату. В результате государство устранилось от всякой опеки над ним.

Подобная дешевизна явилась причиной того, что Волковское кладбище стало быстро разрастаться. Известно, например, что за первые полгода его существования было произведено около девятисот захоронений. В дальнейшем темпы заполнения территории увеличивались, что послужило причиной ряда вынужденных прирезок площади. Вначале места для погребений выбирались без всякой системы и при полном отсутствии плана.

Особенный хаос вносили казённые учреждения и военные команды, хоронившие своих служащих, где им вздумается, и не считавших нужным согласовывать действия с администрацией. Относительный порядок начал устанавливаться только после передачи кладбища в епархиальное ведомство, которая последовала по высочайшему Указу от 13 сентября 1781 года. С этого дня всеми организационными и хозяйственными вопросами стал заниматься вновь назначенный настоятель Иван Григорьев ― человек исполнительный и энергичный. Благодаря его стараниям появились учётные документы, ставшие в наши дни бесценным историческим материалом, позволяющим воссоздать картину тех лет.

Лютеранское кладбище

В настоящее время лютеранским кладбищем называется участок восточнее православного кладбища, однако исторически он состоит из трех участков: лютеранского, старообрядческого и единоверческого.

Лютеранское кладбище

Лютеранское кладбище было основано во второй половине XVIII века напротив православного за речкой Волковкой. Кладбище предназначалось для захоронения лютеран, которые составляли в то время значительную часть населения Санкт-Петербурга. Прошение о выделении места под кладбище было подано от конвента Петрикирхе ещё в 1741 году, но место в сто двадцать сажен длиной и восемьдесят шириной под кладбище было выделено только в 1773 году после закрытия Сампсониевского кладбища. Первым, кто был похоронен на этом кладбище, оказался немецкий купец Иоганн Гебхард Бретфельд, умерший 30 мая 1773 года. По этой причине долгое время кладбище называлось Бретфельдовым.

В 1790 году на средства Петрикирхе была построен мост через речку и новая дорога к кладбищу.

В 1842 году построены каменные ворота с деревянной оградой.

В 1877 году по проекту архитектора И. Вольфа было начато строительство часовни, которую освятили 21 мая 1879 года.

В 1900 году были построены новые, более высокие, ворота, необходимость в которых была вызвана увеличившейся высотой катафалков. Архитектором являлся Е. Гельман, который ранее был автором проектов ряда деревянных сооружений на территории кладбища. Ансамбль кладбища приобрёл законченный вид.

В 1920-е годы все деревянные постройки, принадлежащие кладбищу, были разобраны на дрова, ворота и часовня — на кирпичи. Многие захоронения из-за отсутствия надлежащего ухода были разрушены. Позже некоторые памятники вместе с захоронениями были перенесены в некрополь Александро-Невской Лавры (например, захоронение Росси), некоторые были перенесены отдельно, как образцы художественных надгробий.

В 1990-е годы начались работы по обследованию кладбища по инициативе Санкт-Петербургского немецкого общества. В 1996 году работы закончились. В ходе этих исследований было описано более 2000 памятников, 3800 захороненных лиц, все данные занесены в компьютерную базу.

25 января 1998 года на Волковском лютеранском кладбище неизвестными было разрушено 82 могильных памятника.

Старообрядческое кладбище

Старообрядческое кладбище было основано купцами Воробьевым и Волковым в 1787 году. Оно располагалось севернее лютеранского. 31 августа 1834 года к лютеранскому кладбищу примкнули участки Волковой деревни, отделяющие старообрядческое и лютеранское кладбища. В настоящий момент оба кладбища составляют единое целое. В 1884 году на территории старообрядческого кладбища по проекту архитекторов Ф. И. Габерцетеля и А. О. Томишко были построены мужская и женская богадельни с молельными, закрытые в 1930-е годы, а позже перестроенные под диспансер. К началу 1990-х годов на кладбище не сохранилось старинных памятников

Единоверческое кладбище

Единоверческое кладбище было основано в конце XVIII века. В 1818 году по проекту архитектора Беретти на нём была построена Благовещенская церковь, которая была закрыта в 1931 году, а позже, как и другие, была уничтожена. Кладбище также слилось с лютеранским в XX веке.

Уничтоженные церкви

1. Церковь Святой Троицы и зал для духовных бесед Общества распространения религиозно-нравственного просвещения

Марата ул., 5

Построена в 1890-1893 годах. В 1939 храм закрыли, там был сделан спортзал, затем складские помещения. Храм был взорван в 1966 году.

2. Введения во Храм Пресвятой Богородицы собор . Часовня св. Александра Невского

Загородный пр., 45

Храм был построен в византийском стиле по проекту архитектора К.А. Тона в 1837-1842 годах. Был снесён в 1934 году.

3. Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери при подворье Ново-Афонского Симоно-Кананитского Пантелеймоновского монастыря

Московский пр., 25

Храм был построен в 1888 году, закрыт около 1930 года и затем был перестроен.

4. Церковь во имя Воскресения Христова (святого Михаила Архангела) в Малой Коломне

Кулибина пл., 1

Церковь была построена в 1859 году, закрыта в 1932 году и снесена.

5. Борисоглебская церковь

Синопская наб., 36

Церковь была построена в память о спасении императора Александра II при покушении. Её закрыли в 1934 году и с тех пор использовали как склад, а в 1975 году снесли.

6. Церковь Божьей Матери Казанской Вышневолоцкого Казанского женского монастыря

Малый проспект ПС, 69

Церковь была построена в 1920 году и закрыта в 1923. В 1930 была перестроена под жилой дом.

7. Церковь во имя св.мч. Мирония лейб-гвардии Егерского полка

Обводного наб. к., 99

Церковь была построена по проекту К.А. Тона в 1855 году в русско-византийском стиле. Она была закрыта в 1930 году и использовалась как картофелехранилище до 1934 года, когда церковь взорвали.

8. Николо-Мирликийская церковь — Церковь св. Николая Чудотворца и св. блг. кн. Александра Невского (Николо-Барградская)

Бакунина пр., 2

Церковь была открыта в 1915 году и принадлежала Императорскому Палестинскому обществу. В 1932 году храм был закрыт и взорван.

9. Церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости

Обуховской обороны пр., 22

Церковь построена в 1898 году и снесена в 1932.

10. Церковь святых Косьмы и Дамиана лейб-гвардии Саперного батальона

Кирочная ул., 28

Церковь была открыта в 1879 году и снесена в 1950-е года. Вместе с церковью исчезло и прицерковное кладбище.

11. Церковь преподобного Алексия, Человека Божия

Чкаловский пр., 50

Церковь была построена в 1906 году в неорусском стиле. Уже в 1930-х годах она была перестроена в завод.

12. Церковь Благовещения лейб-гвардии Конного полка

Труда пл., 5

Была построена К.А. Тоном в 1849 году и снесена в 1929.

13. Церковь св. Митрофания Воронежского на Митрофаниевском православном кладбище

Митрофаньевское шоссе, 12

Митрофаньевская церковь была построена К.А. Тоном в русско-византийском стиле в 1847 году, закрыта и снесена в 1929 г.

14. Церковь св. равноапостольной Марии Магдалины

Малоохтинский пр., 68

Неподалеку от шведской крепости Ниеншанц на Охте стояла деревянная лютеранская церковь св. Девы Марии. По приказу Петра I она была снесена и на её месте была построена православная церковь св. равноапостольной Марии Магдалины. Церковь была закрыта в 1938 году, затем были снесены купола. Церковь использовалась под склад и кинотеатр. В 1980-е годы её снесли для расширения Малоохтинского проспекта. За церковью располагалось Малоохтинское кладбище.

Чтобы проникнуться атмосферой ныне исчезнувших мест города, рекомендую экскурсии:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: