Борьба с мордвой
Против строительства христианского города и обители выступили местные племена во главе с князем Пургасом. Мордовский инязор в начале XIII века объединил всех эрзян. Русские именовали его государство Пургасовой волостью. Пургас считал Приволжье своей территорией и не хотел допускать туда русичей. Также он выступал против расширения христианства и перехода в эту веру покорённых им народов.
Зимой 1229 года Юрий Всеволодович организовал поход против мордовского инязора. Эрзяне было разгромлены, их поселения разграблены. К лету Пургас собрал основные силы и напал на строящийся город. Нижний Новгород сильно пострадал, Благовещенский монастырь и посад были сожжены. Окрестные сёла были разорены.
Архитектурный облик
Монастырь хорошо виден как с берега реки, так и с откоса. Ровесник самого города, он всегда был своеобразным постом, с которого можно было издалека заметить неприятеля. Обитель имеет неповторимый по красоте и стилю внешний вид. Внутри посетителей ждет также невероятно красивое зрелище. Множество зодчих и мастеров трудились над созданием этого исторического шедевра.
Гости города непременно первым делом стремятся посетить этот архитектурный ансамбль. Даже тот, кто считает себя невоцерковленным человеком, застывает в умилении перед величием и красотой Благовещенского монастыря. Во всем чувствуется дух смирения и глубокой веры. Это место по праву можно считать «намоленным», внушающим благоговение своим посетителям.
Внешний вид
Снаружи, еще подъезжая к монастырю по Канавинскому мосту через реку Оку, можно наблюдать несколько великолепных куполов храмов, колоколен и крестов. Затем становится заметно, что некоторые из верхушек наклонились набок. Видимо, причиной тому явились частые оползни, да и расчеты древних мастеров оказались неверными. Но, несмотря на это, древнейший архитектурный ансамбль выглядит замечательно.
Издалека видны белые стены и голубые купола Успенской церкви, золоченные — храма святого Алексия и темные — Благовещенского собора. Протяженность ансамбля довольно большая, он занимает немалую площадь набережной. Радует глаз старинный строгий стиль постройки. По праву монастырь является украшением Нижнего Новгорода, своеобразной визитной карточкой. Трудно себе представить город без этой обители.
Внутреннее оформление
Внутреннее убранство храмов обители является не менее поразительным по красоте и строгости стиля. Захватывают дух росписи куполов и стен. Над ними трудились лучшие мастера России.
Святыни
До разорения монастыря в Советские годы обитель имела намного больше святынь, чем в настоящее время. Одной из самых важных была чудотворная икона Божией Матери «Корсунская». После закрытия монастыря икона бесследно исчезла. Возможно, ее перепродали или просто пустили на хозяйственные нужды.
До революции сотни людей стекались сюда за исцелением к этой чудотворной святыне. Монахи берегли и чтили эту икону. Сейчас же в монастыре имеется только современный список с нее.
Другие современные святыни монастыря:
- ковчег с частицами мощей разных святых;
- икона св. митрополита Алексия с частицей мощей;
- чудотворный образ Смоленской Божией Матери;
- икона пр. Сергия Радонежского с частицей мощей.
Чудотворная икона Божией Матери «Корсунская»
Древний список с этой иконы хранился в монастыре вплоть до Октябрьского переворота. На нем была надпись, сделанная на двух языках (греческом и славянском): «Образ написан в лето 6501 Симеоном монахом».
Надо отметить, что год указан от сотворения мира, это значит, что икона была написана в 903 году от Рождества Христова. Тип изображения ее — Елеуса, что значит «умиление». Богомладенец изображен прижавшимся щекой к щеке Своей Пречистой Матери. Подлинник иконы написан по преданию святым евангелистом Лукой.
Список с иконы хранился в монастыре очень трепетно почти с самого открытия обители. Образ пережил три пожара и смог уцелеть. От иконы были засвидетельствованы многие случаи чудесного исцеления больных, даже самых тяжелых.
После открытия монастыря был написан современный список с этой иконы и поставлен в иконостас Благовещенского собора. Образ очень умилительный и красивый.
Ковчег с мощами
Эта святыня содержит в себе также частицы Животворящего Креста Господня и покрова Пресвятой Богородицы.
В ковчеге хранятся святые мощи:
- апостола Андрея Первозванного;
- Иоанна Крестителя;
- праведного Лазаря;
- апостола Иакова, брата Господня;
- Марии Магдалины;
- апостола Фортуната.
Ковчег находится в Благовещенском соборе.
Икона святого Алексия
Хранится эта святыня в Алексеевском храме. На иконе изображен восстановитель обители — святой митрополит Алексий. Также образ содержит частичку его мощей. Время написания его — примерно начало 16-го века. Икона считается чудотворной.
Икона преподобного Сергия
Этот образ находится в храме святого Сергия Радонежского. Он был освящен в 2011 году. В икону встроена частица мощей преподобного. Многие паломники, прикладываясь к этому образу, получают исцеление и исполнение просимого. Написана икона в стиле древнего строгого письма. Святой изображен во весь рост с перстами, сложенными для благословения.
Икона Смоленской Божией Матери
В монастыре с давних пор находится чудотворный образ Смоленской Божией Матери. Эта древняя икона написана в стиле Одигитрии, что означает «Путеводительница». В правой руке Богомладенец держит свиток со словами из Писания. День празднования этого чудотворного образа — 10 августа. Многие получают от этой иконы исцеления от болезней.
Основание монастыря и первые подвижники
Святитель Дионисий
Основателем монастыря считается святитель Дионисий, Митрополит Киевский и всея России в 1383-1385 годах, епископ Суздальский и Нижегородский с 1374 года. Родился он около 1300 года на киевской земле, подвизался в Киево-Печерерском монастыре, где принял постиг и священнический сан. Около 1328-1330 гг. он с несколькими иноками прибыл в окрестности Нижнего Новгорода, в холме в трех верстах от кремля выкопал пещеру, где и поселился. В Степенной книге (составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем, будущим митрополитом Афанасием между 1560 и 1563 годами) об этом событии сказано:
С собой святитель Дионисий привез список с Печерской Нерукотворенной иконы Божией Матери, которая, по преданию, появилась на стене Успенской церкви Киево-Печерского монастыря в 1085 или 1105 году. Чудотворный образ Богородицы с предстоящими преподобными Феодосием и Антонием (Киево-Печерских подвижников) стал святыней не только монастыря, но и всего Нижнего Новгорода.
Вскоре вокруг подвижника стали селиться другие монахи, росло число пещер, которые вскоре уже не могли вместить всех желающих. И выше по склону началось строительство деревянной обители и заложена церковь во имя Вознесения Господня. Дионисий перенес сюда из Киева принцип строгого общежительства: все имущество было общим, монахи, включая и настоятеля, работали для своего пропитания и не имели права без благословения игумена выходить за монастырские ворота.
Лаврентьевская летопись
Вскоре монастырь стал духовным и культурным центром Суздальско-Нижегородского княжества, образованного в 1341 году и просуществовавшего с перерывами до 1425 года. В стенах Вознесенского печерского монастыря была создана Лаврентьевская летопись — древнейшая датированная русская летопись, которая дошла до наших дней. Она была написана с 14 января по 20 марта 6885 (1377) года монахом Лаврентием (отсюда ее название) для великого князя суздальского и нижегородского Дмитрия Константиновича, по благословению епископа суздальского Дионисия. В составе Лаврентьевской летописи до нас дошел самый древний из сохранившихся список «Повести временных лет».
Преподобные Макарий Унженский и Желтоводский и Евфимий Суздальский, Павел Высокий
В обители также подвизались двое уроженцев Нижнего Новгорода, впоследствии причисленные к лику святых и основатели различных обителей: преподобный Макарий Унженский и Желтоводский (1349-1444) и преподобный Евфимий Суздальский (1316-1404). В Нижнем Новгороде, у стен церкви Знамения Божией Матери и святых Жен-Мироносиц можно увидеть памятник, установленный в их честь — по преданию, они родились поблизости от этого храма (об этой церкви я писала в посте «Прогулка по району Започаинье и Ильинской слободе»).
Среди известных иноков монастыря того времени также нужно отметить Павла Высокого (умер в 1383/1382 по старому стилю), философа, духовного писателя, прославившегося иноческой жизнью, учителя Евдокии (св. Евфросинии Московской, 1353-1407), супруги великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389).
Монастырь быстро рос и развивался. В 1360-1425 годах монастырь на пожалования и вклады смог приобрести земельные угодья, князья даровали монастырю многочисленные привилегии: грамоту на беспошлинную торговлю и провоз рыбы по Волге (рубеж 1450-1460-х), бессудную грамоту о монастырском иммунитете (1512) и др
Архитектурный облик
Монастырь хорошо виден как с берега реки, так и с откоса. Ровесник самого города, он всегда был своеобразным постом, с которого можно было издалека заметить неприятеля. Обитель имеет неповторимый по красоте и стилю внешний вид. Внутри посетителей ждет также невероятно красивое зрелище. Множество зодчих и мастеров трудились над созданием этого исторического шедевра.
Гости города непременно первым делом стремятся посетить этот архитектурный ансамбль. Даже тот, кто считает себя невоцерковленным человеком, застывает в умилении перед величием и красотой Благовещенского монастыря. Во всем чувствуется дух смирения и глубокой веры. Это место по праву можно считать «намоленным», внушающим благоговение своим посетителям.
Внешний вид
Снаружи, еще подъезжая к монастырю по Канавинскому мосту через реку Оку, можно наблюдать несколько великолепных куполов храмов, колоколен и крестов. Затем становится заметно, что некоторые из верхушек наклонились набок. Видимо, причиной тому явились частые оползни, да и расчеты древних мастеров оказались неверными. Но, несмотря на это, древнейший архитектурный ансамбль выглядит замечательно.
Издалека видны белые стены и голубые купола Успенской церкви, золоченные — храма святого Алексия и темные — Благовещенского собора. Протяженность ансамбля довольно большая, он занимает немалую площадь набережной. Радует глаз старинный строгий стиль постройки. По праву монастырь является украшением Нижнего Новгорода, своеобразной визитной карточкой. Трудно себе представить город без этой обители.
Внутреннее оформление
Внутреннее убранство храмов обители является не менее поразительным по красоте и строгости стиля. Захватывают дух росписи куполов и стен. Над ними трудились лучшие мастера России.
Благовещенский монастырь в XX веке
Октябрьская революция, стремясь уничтожить православную церковь, привела к закрытию древнего монастыря в 1919 году. Жилые здания заняли гражданские организации и различные учреждения. В разделённых на коммунальные квартиры помещениях жили рабочие и служащие. В большом здании разместили школу имени Михаила Лермонтова. Складские и хозяйственные постройки, вся окрестная территория передавалась в распоряжение 1-й стрелковой дивизии. Здесь находился обозный транспорт, ремонтировали экипажи, в кузницах подковывали лошадей. Для верующих выделили только одну маленькую церковь – храм Андрея Первозванного.
В 1922 году из Благовещенского монастыря вывезли самые ценные церковные вещи: сняли золотые ризы с икон и напрестольные кресты, забрали кадила, лампады и другие драгоценные сосуды. Архивные записи подтверждают экспроприацию 135 предметов, общий вес которых равнялся 136 килограммам (8,5 пудам). Вещи были реализованы для оказания помощи голодающим.
В последующие годы разорение монастыря продолжалось: в 1923 году разрушили надкладезную часовню, в 1924 году здания обители преобразовали в музей атеистической направленности. В 1928 году был закрыт последний действующий храм, Андреевский. Всё имущество подверглось национализации. Монастырская братия были изгнана и подвергнута гонениям. Жизнь в монастыре замерла.
В 1948 году в Алексеевском храме открыли планетарий. Для этого здание церкви перестроили: центральный световой барабан был опущен ниже, малые главы уничтожены, снесена восточная стена с въездными воротами и башнями.
Сокровищница монастыря
Изучение истории монастыря раскрыло множество сокровенных тайн. В XVIII веке монахи обнаружили рукописный кондакарь. Так в древности называли сборник песнопений (кондаков). Его написание относится к XIII веку, некоторые исследователи считают его ещё древнее и доказывают, что он создан в XII веке. По месту нахождения рукописи кондакарь стали называть Благовещенским или Нижегородским. Учёные считают, что он был написан специально для использования в обители Благовещенский монастырь. Нижний Новгород, таким образом, стал хранилищем древнейшего памятника домонгольской русской гимнографии и православной музыки.
Это интересно!
Нижегородская область занимает третье место в России по количеству действующих храмов. В Нижнем Новгороде всего 48 приходов и 3 действующих монастыря — Крестовоздвиженский женский монастырь, Вознесенский Печерски мужской монастырь и Благовещенский мужской монастырь.
1 августа в Нижегородскую область приедет патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. В программе визита Патриарха запланировано празднование памяти преподобного Серафима Саровского в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Кроме того, Патриарх Кирилл посетит и Нижний Новгород. В Александро-Невском кафедральном соборе он освятит «Соборный» колокол.
Периодика
В Нижегородском Благовещенском монастыре издаётся интернет-журнал «Здравница». На страницах периодического издания печатаются слова пастырей, статьи о памятных датах, паломничествах по святым местам, духовном развитии личности, воспитании детей.
Материалы распределены по разделам в соответствии с составляющими личности христианина: дух, душа, тело.
Цель проекта – способствовать сохранению нравственного здоровья семьи, освоению прихожанами традиций православной культуры. Редколлегию возглавляет архимандрит Александр (Лукин), а небесным покровителем журнала выбран архиепископ Крымский и Симферопольский Лука.
Храмы и постройки монастыря
Центральную часть монастырской территории занимает величественный Вознесенский собор. Изначально здесь стоял шатровый деревянный храм. К 1640 году на его месте построили каменный собор с трапезной и приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пятиглавый храм возведен на высоком подклете, а в стенах трапезной для лучшей акустики устроены глиняные голосники. Кровлю собора первоначально сделали под закомары из осинового теса. Но во второй половине XVIII века деревянную кровлю заменили на железную и придали ей более практичную четырехскатную форму.
К собору пристроена высокая трехярусная колокольня – редкий образец сохранившихся русских звонниц допетровского зодчества. В 1701 году по распоряжению царя Петра I отсюда были сняты 11 колоколов, которые отправили на переплавку, чтобы изготовить пушки.
Собор Вознесения Господня с колокольней
В XVII веке на месте, где стоит эта колокольня, насыпной грунт частично сполз вниз по склону, и высокое строение накренилось в северную сторону. Но смекалистые нижегородские каменщики нашли необычное решение — в 1751 году они переложили верхнюю часть колокольни строго по вертикали, оставив нижние ярусы без изменений. То, что колокольня остается устойчивой уже более чем два с половиной века, говорит о правильности проведенных расчетов и мастерстве строителей.
Рядом с Вознесенским собор стоит трапезная Успенская церковь, которую возвели в конце 40-х годов XVII века. Этот одноглавый храм, как и собор, имеет высокий подклет, где в прежние времена располагались кухни и хлебня. Для обогрева церкви использовалось тепло, которое получалось при приготовлении пищи, а также от трех изразцовых печей. Поэтому помещения были приспособлены для проведения церковных служб в холодное время года.
Собор Вознесения Господня с тыла
Одно из архитектурных украшений монастырского ансамбля — надвратная церковь, посвященная преподобному Евфимию Суздальскому, ученику святого Дионисия. Она была возведена в 1645 году, а в качестве образца для этого красивого храма нижегородские зодчие использовали Архангельский собор в городском кремле. Несмотря на явное сходство, монастырский храм имеет характерные особенности. Его алтарь не полукруглый, а прямоугольный, и, кроме того, у этой церкви нет колокольни и притворов.
Вся монастырская территория обнесена белокаменной стеной, в которой существуют живописные Святые ворота и несколько башен. Кроме того, в обители расположены двухэтажные братский и игуменский корпуса, Архиерейские палаты с домовым храмом, посвященным Сергию Радонежскому, а также небольшой Петропавловский храм. Красивейший монастырский ансамбль сегодня признан архитектурным памятником федерального значения.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Храмы и постройки на монастырской территории
Благовещенский собор является самой старой постройкой этого места, которая дошла до наших дней. Он имеет необычную архитектуру — центральный купол выполнен в форме луковицы, а четыре остальных главки — шлемовидные.
Успенская церковь стоит на высоком подклете. Раньше в ней размещалась кухня. Андреевский храм примыкает к трапезной и колокольне. Он доступен только для наружного осмотра, поскольку внутреннее убранство еще не восстановлено. Монахами постройка используется, как склад.
Алексеевская церковь в стиле классицизма представляет собой красивое просторное здание с портиками и белыми колоннами по бокам. Реставраторам удалось вернуть ей первоначальный вид. Здесь установили фарфоровый иконостас, что является редкостью для храмов страны.
Интерьер Алексеевского собора Благовещенского монастыря
Рядом с Благовещенским храмом расположена небольшая церковь Сергия Радонежского, которую восстановили совсем недавно. В целом двор обители очень ухожен. Здесь установлен поклонный крест на месте разрушенной часовни. Также на территории есть больничный корпус, духовная семинария, некрополь и памятник императору Александру III.
На месте святого источника вновь отстроили небольшую деревянную часовню с вызолоченным крестом, которая очень гармонично вписалась в общую картину.
Святыни
До разорения монастыря в Советские годы обитель имела намного больше святынь, чем в настоящее время. Одной из самых важных была чудотворная икона Божией Матери «Корсунская». После закрытия монастыря икона бесследно исчезла. Возможно, ее перепродали или просто пустили на хозяйственные нужды.
До революции сотни людей стекались сюда за исцелением к этой чудотворной святыне. Монахи берегли и чтили эту икону. Сейчас же в монастыре имеется только современный список с нее.
Другие современные святыни монастыря:
- ковчег с частицами мощей разных святых;
- икона св. митрополита Алексия с частицей мощей;
- чудотворный образ Смоленской Божией Матери;
- икона пр. Сергия Радонежского с частицей мощей.
Чудотворная икона Божией Матери «Корсунская»
Древний список с этой иконы хранился в монастыре вплоть до Октябрьского переворота. На нем была надпись, сделанная на двух языках (греческом и славянском): «Образ написан в лето 6501 Симеоном монахом».
Надо отметить, что год указан от сотворения мира, это значит, что икона была написана в 903 году от Рождества Христова. Тип изображения ее — Елеуса, что значит «умиление». Богомладенец изображен прижавшимся щекой к щеке Своей Пречистой Матери. Подлинник иконы написан по преданию святым евангелистом Лукой.
Список с иконы хранился в монастыре очень трепетно почти с самого открытия обители. Образ пережил три пожара и смог уцелеть. От иконы были засвидетельствованы многие случаи чудесного исцеления больных, даже самых тяжелых.
После открытия монастыря был написан современный список с этой иконы и поставлен в иконостас Благовещенского собора. Образ очень умилительный и красивый.
Ковчег с мощами
Эта святыня содержит в себе также частицы Животворящего Креста Господня и покрова Пресвятой Богородицы.
В ковчеге хранятся святые мощи:
- апостола Андрея Первозванного;
- Иоанна Крестителя;
- праведного Лазаря;
- апостола Иакова, брата Господня;
- Марии Магдалины;
- апостола Фортуната.
Ковчег находится в Благовещенском соборе.
Икона святого Алексия
Хранится эта святыня в Алексеевском храме. На иконе изображен восстановитель обители — святой митрополит Алексий. Также образ содержит частичку его мощей. Время написания его — примерно начало 16-го века. Икона считается чудотворной.
Икона преподобного Сергия
Этот образ находится в храме святого Сергия Радонежского. Он был освящен в 2011 году. В икону встроена частица мощей преподобного. Многие паломники, прикладываясь к этому образу, получают исцеление и исполнение просимого. Написана икона в стиле древнего строгого письма. Святой изображен во весь рост с перстами, сложенными для благословения.
Икона Смоленской Божией Матери
В монастыре с давних пор находится чудотворный образ Смоленской Божией Матери. Эта древняя икона написана в стиле Одигитрии, что означает «Путеводительница». В правой руке Богомладенец держит свиток со словами из Писания. День празднования этого чудотворного образа — 10 августа. Многие получают от этой иконы исцеления от болезней.
Архитектурный облик
Монастырь хорошо виден как с берега реки, так и с откоса. Ровесник самого города, он всегда был своеобразным постом, с которого можно было издалека заметить неприятеля. Обитель имеет неповторимый по красоте и стилю внешний вид. Внутри посетителей ждет также невероятно красивое зрелище. Множество зодчих и мастеров трудились над созданием этого исторического шедевра.
Гости города непременно первым делом стремятся посетить этот архитектурный ансамбль. Даже тот, кто считает себя невоцерковленным человеком, застывает в умилении перед величием и красотой Благовещенского монастыря. Во всем чувствуется дух смирения и глубокой веры. Это место по праву можно считать «намоленным», внушающим благоговение своим посетителям.
Внешний вид
Снаружи, еще подъезжая к монастырю по Канавинскому мосту через реку Оку, можно наблюдать несколько великолепных куполов храмов, колоколен и крестов. Затем становится заметно, что некоторые из верхушек наклонились набок. Видимо, причиной тому явились частые оползни, да и расчеты древних мастеров оказались неверными. Но, несмотря на это, древнейший архитектурный ансамбль выглядит замечательно.
Издалека видны белые стены и голубые купола Успенской церкви, золоченные — храма святого Алексия и темные — Благовещенского собора. Протяженность ансамбля довольно большая, он занимает немалую площадь набережной. Радует глаз старинный строгий стиль постройки. По праву монастырь является украшением Нижнего Новгорода, своеобразной визитной карточкой. Трудно себе представить город без этой обители.
Внутреннее оформление
Внутреннее убранство храмов обители является не менее поразительным по красоте и строгости стиля. Захватывают дух росписи куполов и стен. Над ними трудились лучшие мастера России.
Крестовоздвиженский женский монастырь
Статья: Крестовоздвиженский монастырь – история женского монашеского подвига
Общий вид Крестовоздвиженского монастыря
Первый женский монастырь появился возле устья Почайны в XIV веке. Его основала вдова нижегородского князя Анастасия. Несмотря на высокий титул и богатства, этой женщине не суждено было познать радости материнства. Когда ее мужа не стало, княгиня прожила миру четыре года, а потом приняла монашеский постриг под именем Феодора и стала жить в новом Зачатьевском монастыре.
Обитель была небольшой и деревянной и часто горела на пожарах. Кроме того, возле устья Почайны било много ключей, и подземные воды разрушали основания монастырских построек. Наконец, в середине XVIII века монахиням разрешено было переехать ближе к Нижегородскому кремлю. Монастырь стали называть Георгиевским, так как он стоял близко от Георгиевской башни.
В 1764 году, после масштабной церковной реформы, затронувшей практически все российские храмы и монастыри, в одну обитель объединили сразу несколько малочисленных нижегородских женских монастырей. Новую монашескую общину стали называть Крестовоздвиженской.
Крестовоздвиженский собор Крестовоздвиженского монастыря
В начале XIX века монастырь переехал от кремля на новое, более удобное место, располагавшееся неподалеку от Казанского кладбища. Городские власти позаботились и о том, чтобы старую монастырскую церковь разобрали, перевезли к новому месту и возвели заново. В течение двух лет здесь построили еще несколько каменных зданий, где стали жить насельницы и их игуменья. После того, как основное обустройство было завершено, в монастыре возвели красивый собор, напоминающий знаменитый Казанский собор в Санкт-Петербурге.
Возрождение женской обители началось в начале 2000-х годов. Сегодня здесь проходят ежедневные богослужения, работает воскресная школа и пункт медицинской помощи для монахинь, священнослужителей и местных жителей.
Расположен монастырь в доме 2 по Окскому съезду.
Недействующие монастыри
Памятники церковной архитектуры – заброшенные и восстанавливаемые монастыри.
Зверин-Покровский монастырь
Впервые монастырскую деревянную церковь Покрова упомянули в летописи в 1148 года, когда ее уже уничтожила молния. Появившиеся впоследствии строения Зверина монастыря в 1721 году закрыли, но спустя 6 лет восстановили. В XVIII веке этот и Николо-Бельский монастыри объединились. В 1899 году обитель пополнилась Покровским собором. С приходом большевиков монастырь закрыли. Возвратили верующим собор в 1989 году.
Адрес: г. Великий Новгород, ул. Бредова-Звериная, 18
Сайт: www.soborpokrova.ru
Деревяницкий монастырь
Название исходит от реки Деревянки, где стоит монастырь. Первое его упоминание в летописях – в 1335 год, когда построили в камне храм Воскресения Христова в камне по распоряжению св. Моисея. Под конец XVII века перестроенное церковное строение разрушилось, вместо него появился Воскресенский собор. Позднее территория монастыря украсилась выложенной камнем церковью Успения Богородицы.
Адрес: г. Великий Новгород, ул. Восточная, 3
Старорусский Спасо-Преображенский монастырь
Лавру создал в 1192 году игумен Мартирий. Спустя 6 лет построенный деревянный собор Спаса Преображения сгорел, новый в камне отстроили в 1442 году. Его иконостас, в 5 ярусов, – в византийском стиле. Украсила храмовый интерьера чудотворная икона Божией Матери. В монастыре хранятся части святых мощей 50-ти угодников. На монастырской территории до 1630 году возвели церкви – Рождества Христова и Сретения Господня.
Адрес: г. Старая Русса, Монастырская площадь, 1
Десятинный монастырь
Монастырь входит в когорту старейших в Новгороде. Основание пустыни относят к началу XIV века, когда поставили церковь св. Богородицы. В 1397 году возвели храм Рождества Богородицы, а в 1413 году – церковь Иоанна Предтечи (она в камне). Поступательно в обители появлялись кельи-стены из камня, крипта, трапезница. В 1809 году возвели звонницу в камне, перестроили в 1903 году. И сегодня она увенчивает монастырский ансамбль.
Адрес: г. Великий Новгород, Десятинный монастырь, 3
Рдейский Успенский монастырь
Поначалу на полуострове Рдейского озера существовал Преображенский мужской монастырь. В него входили и обители –Троицкая и Николо-Хвоинская. Монастырь упразднили в 1764 году, в 1886 году учредили женскую общину, превращенную в пустынь в 1893 году. В советский период ее закрыли. Сегодня в монастырском Успенском соборе частично сохранился уникальный иконостас из белого мрамора с витиеватой резьбой.
Адрес: заповедник Рдейское озеро
Достопримечательности монастыря
Ныне существующий комплекс Вознесенского монастыря построен в 1640-1650-х годах нижегородским зодчим Антипой Константиновым (Возоулиным), который также построил шатровый Архангельский собор в Нижегородском кремле.
Пятиглавый Вознесенский собор с галереей был возведен в 1631-1632 годах. В 1640-е годы рядом были возведены две шатровые церкви — надвратная Евфимия Суздальского (1645) и Успенская с трапезной (1648). В 1630-х годах была возведена шатровая колокольня, местная «Пизанская башня».
Также были возведены настоятельские покои и братский корпус с храмом преподобного Макария. В 1765 году появились монастырская ограда и надвратный храм Покрова Богородицы.