Информация посетителям
Сегодня Спасо-Преображенский мужской монастырь открыт для посетителей и проводит немало экскурсий.
Совет автора
Фрагмент мощей Ильи Муромца в Спасо-Преображенском мужском монастыре
Праздники и чтимые даты
В муромской пустыни отмечают несколько значимых дат:
- 22 ноября – Икона Божьей Матери «Скоропослушница»;
- 14 октября – Покрова Богородицы;
- 22 июня – почитание прп. Кирилла Белозерского;
- 23 июня, 16 июля – почитание свтт. Василия Муромского и Рязанского;
- 20 марта – день памяти Семи страстотерпцев Херсонесских;
- 18 июля – обретение святых мощей прп. Сергия Радонежского.
Расписание богослужений
Двери монастыря открыты для посетителей ежедневно с 7:30 до 20:00. Расписание богослужений по будним и выходным дням несколько отличается.
Понедельник–вторник:
- 7:40 – литургия;
- 17:30 – вечерня.
Суббота–воскресенье, а также праздничные дни:
- 8:00 и 10:00 – литургия;
- 17:30 – вечерняя служба.
Двери монастыря открыты для посетителей ежедневно
Где находится и как добраться
Спасо-Преображенский монастырь находится по адресу: Владимирская обл., г. Муром, ул. Лакина, 1. Доехать туда из Москвы можно со Щелковского автовокзала или Курского ж/д вокзала. На автомобиле необходимо ехать по трассе М7 и следовать указателям.
Несмотря на тяжелую судьбу, муромский монастырь не только выстоял, но также сохранил свою уникальность. Более того, он продолжает расширяться и пополняться редкими церковными реликвиями, которые притягивают к обители множество паломников.
Углубимся в историю
Религиозный комплекс имеет богатую историю, которая характеризуется как светлыми, так и темными эпизодами. Согласно преданиям и летописям, мужской монастырь был основан в 1096 году. Поэтому можно утверждать о том, что эта обитель является одной из самых древних на территории Руси. Глеб Муромский, который получил в свой личный удел этот город, не смог проживать в центре поселения вместе с язычниками, поэтому организовал первый православный храм на левом берегу Оки, после чего издал указ о создании монашеской обители.
Колоссальную роль в учреждении религиозного комплекса сыграл Иван Грозный. Перед походом на Казань царь русский пообещал построить в Муроме каменный собор, в случае благополучного исхода битвы. И поэтому в 1555 году согласно указа Ивана IV в Муроме был воздвигнут Спасский собор, куда были дарованы церковные книги, утварь, облачения для священнослужителей и иконы.
Период Советской власти стал одним из самых черных в истории мурманского монастыря. Именно здесь начала базироваться одна из воинских частей, которая числилась на территории религиозного комплекса вплоть до 1996 года. Конец XX столетия стал переломным в истории обители, так как православный историк обратился к патриарху Алексею II с общественным ходатайством, которое позволило бы восстановить Святыню из рун.
Информация посетителям
Сегодня Спасо-Преображенский мужской монастырь открыт для посетителей и проводит немало экскурсий.
Ознакомиться с деятельностью обители, а также узнать более подробную информацию о посещениях можно на официальном сайте: www.svyto.ru.
Совет автора
Фрагмент мощей Ильи Муромца в Спасо-Преображенском мужском монастыре
Праздники и чтимые даты
В муромской пустыни отмечают несколько значимых дат:
- 22 ноября – Икона Божьей Матери «Скоропослушница»;
- 14 октября – Покрова Богородицы;
- 22 июня – почитание прп. Кирилла Белозерского;
- 23 июня, 16 июля – почитание свтт. Василия Муромского и Рязанского;
- 20 марта – день памяти Семи страстотерпцев Херсонесских;
- 18 июля – обретение святых мощей прп. Сергия Радонежского.
Территория монастыря
До 10 часов утра все многие часовни и храмы на территории монастыря еще закрыты. Просто гуляем по пустынной территории.
Восхищаемся возле пруда шикарными бутонами лотосов.
Прогуливаемся мимо местного огорода с красивыми кочанами капусты, удивляемся воздушным мокрым паутинкам.
Монастырская колокольня
После окончания службы открывается часовня св.Сергия Радонежского с колокольней. Здесь (как написано на табличке) всякий желающий может позвонить в колокола-била. Аккуратно начинаем пробовать бить молоточками по металлическим пластинам.
Затем смелеем, переходим на более тяжелые ноты.
Из колокольни часовни преп. Сергия Радонежского открывается очень красивый вид на Оку и пристань, а также на храмы монастыря.
Монастырская пекарня
Ознакомившись с территорией монастыря, побывав во всех его храмах, решаем что-нибудь перекусить. Эту задачу в Спасо-Преображенском монастыре решить легко. Конечно же, калачи и прочая сдобная выпечка! Ведь запахи из местной пекарни сопровождали нас все утро.
Покупаем возле часовни Божьей Матери «Спорительница хлебов» ароматный калач (60 руб.) и булочки с разными начинками (по 10 руб.). Как же хорошо выпить с утра чая вприкуску с монастырским хлебом!
Живоносный источник и купальня
С новыми силами отправляемся в часовню «Живоносный Источник», чтобы окунуться в купели. Но по дороге снова задерживаемся у монастырского пруда. Какое чудо! Бутоны лотосов, которые мы наблюдали утром раскрылись! И вот перед нами цветы самой разнообразной окраски.
Ну а теперь можно и продолжить путь в купальню. На двери висит расписание работы: каждый день (кроме вторника) с 10 до 17 часов. Женщинам благословляется окунаться в рубашках. Заходим внутрь.
Купальня сделана в виде небольшого бассейна. Удобные ступеньки, поручень. Если опуститься на самое дно, то достаточно глубоко. Водичка артезианская, холодная и очень бодрящая.
В этой купальне в стене вмонтирован камень, привезенный из реки Иордан (Израиль). Но мы так увлеклись окунанием в ледяную воду, что все вчетвером совершенно забыли об этом и не прикоснулись к нему.
В самой часовне можно набрать освященной воды. Есть много краников, откуда очень удобно заполнять бутылки.
Что ж, солнышко уже высоко, планов на сегодня очень много, поэтому решаем пообедать и отправляться в путь.
Трапезная
На территории Спасо-Преображенского монастыря есть паломническая трапезная, где можно пообедать и поужинать. Заказываем себе обед: первое (постные щи), второе (рыба с рисом или гречкой), салат (капустный) и компот. Стоит этот комплекс 95 руб. Все съесть не получается, поэтому остатки забираем с собой в номер, чтобы доесть их вечером.
Паломническая гостиница
Ну и еще хочется немного рассказать про наши номера, где мы жили. Паломническая гостиница предоставляет номера разного уровня:
1. В общей комнате. Номер на 12-14 человек, удобства на этаже. Стоимость 300 руб. с человека.
2. Отдельные номера 2-х, 3-х и 4-х местные с удобствами, евроремонтом. Стоимость 1000 руб. с человека.
3. VIP-размещение (правительственный уровень). Мы не «пробовали», даже не видели, что это такое. Пока это был не наш уровень.
Мы же себе позволили 2-й вариант: отдельные номера с удобствами. В целом, номер неплохой (по российским меркам): пластиковые окна с сеткой от комаров, шторы, ковер на полу, деревянные кровати, ванна с туалетом. Но… Матрасы на кроватях и подушки очень неудобные. В номере нет ни полочки, ни шкафчика. Сантехника «отечественная»: расшатанная, облупленная.
На унитаз в нашем номере можно было сесть только бочком, иначе коленки упирались в стену. Но это еще ничего, т.к. в другом номере сесть вообще было нельзя, т.к. при вставании унитаз поднимался вместе с тобой, а потом с грохотом возвращался на свое первоначальное место, т.к. просто не был прикручен к полу. Но мы старались не обращать внимания на эти мелочи. Ведь мы в России… а значит у себя дома.
Опять же, если сравнивать с ценами по городу Муром, то самые дешевые номера в гостиницах города были от 2500 руб. (на двоих), да и то на ночь с субботы на воскресенье их не было в наличии. Были только от 3000 руб. Но эти номера (судя по описанию проживавших там) были тоже «отечественные». Мы выбирали недорогой номер, чтобы можно было принять душ и переночевать. Минусы же есть всегда, но плюсов в нашей ситуации было гораздо больше. Пожить хоть пару дней на территории такого удивительного монастыря — это просто счастье!
Краткая история
Впервые Спасский монастырь упоминается в летописи 1096 года в связи с гибелью в княжеской междоусобице Изяслава Владимировича — сына Владимира Мономаха.
Спасо-Преображенский монастырь с высоты птичьего полёта
Горожане похоронили убитого Изяслава в монастыре Святого Спаса. По легенде, монашеская обитель возникла на том месте, где в 1013 — 1015 годах стоял княжий двор одного из первых русских святых — князя Глеба.
Вначале здесь появилась деревянная Спасская церковь, а впоследствии вокруг неё вырос монастырь, получивший название «Спасский что на Бору». Ещё одна версия гласит, что на высоком берегу Оки, где сейчас возвышается Спасо-Преображенский монастырь, произошло крещение муромских язычников.
Церковь Кирилла Белозерского
В годы татаро-монгольского нашествия Муром и его монастыри были разорены. В 1351 году князь Юрий Ярославович начал восстановление обители. Согласно летописи, князь «обновил град свой, вотчину свою Муром, запустевший со времён первых князей, также и бояре его, и вельможи, и купцы ставили дворы свои и святые церкви обновили иконами и книгами».
Собор Спаса Преображения
Возрождение обители
В конце XIX века в восточной части монастыря существовал некрополь, где хоронили городскую знать, богатых купцов и священнослужителей. В советское время монастырское кладбище было уничтожено. Сегодня на его месте стоит часовня-костница. Заглядывать в неё страшновато: в подземных нишах покоятся черепа и кости, найденные при раскопках некрополя. В 2008 — 2009 году монастырь капитально отреставрировали на средства, выделенные Счётной палатой Российской Федерации. Благодаря труду иноков и благодетелей ныне обитель возрождена из руин. Восстановлены храмы, разбиты сады.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
В клетках содержатся куропатки и павлины. На территории монастыря открыто хлебопекарное производство. В монастырском магазине можно купить вкусный, дешёвый хлеб, а в трапезной — недорого и сытно покушать.
Рейтинг достопримечательности
← МУРОМ | РОССИЯ → |
Что привезти
Муромский калач (он же тёртый) здесь готовят аж с XIV века. Помимо того что он безумно вкусный, калач украшает герб города, и ему даже установлен памятник.
Калачами баловались ещё царские особы, поэтому эта традиционная выпечка станет отличным презентом для себя любимого или для близких. Самые топовые калачи — в монастырских трапезных, там же можно попробовать или купить местные солёные огурчики. Секретный ингредиент знаменитых огурчиков — рассол, который монахи делают по особенному рецепту с использованием соли, мёда и специальных специй. Брать и не думать!
Поделки местных мастеров. Как и в любом старорусском городе, в Муроме очень развито ремесленничество: можно найти интересные вещицы из глины и керамики, которые украсят интерьер. Особым почётом пользуются куклы «столбушки» — их делают из бересты и разноцветных кусочков ткани.
Святая вода. Если веришь в силу богатырских мест, можешь привезти воды из святых источников, которых тут предостаточно (самый известный — источник Ильи Муромца). Говорят, многие туристы любят прихватить с собой богатырской земли, но это уже на любителя.
Муром относится к таким городам, где есть только миг от «да что там делать» до «вау, а это круто». Приезжай насладиться богатырскими землями, духовностью и русской природой. Отличного тебе путешествия!
Спасо-Преображенский мужской монастырь
Статья: Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме — монашеская обитель с почти вековой историей
Общий вид на Спасо-Преображенский монастырь
Спасский монастырь в России считают одним из самых древних. Раньше его появилась лишь Киевско-Печерская Лавра. Монастырь возвышается на высоком левобережье Оки, будто большой корабль. И от стен обители муромские просторы открываются во всей красе.
Монастырь обустроили на месте, где жил муромский князь Глеб – вокруг укрепленного княжеского двора, который был окружен дремучими лесами. Первый монастырский храм освятили в честь Всемилостивейшего Спаса, и в летописях, начиная с 1096 года, об этой обители пишут, как о «монастыре Спаса на бору». Здесь неоднократно бывали князья Петр и Февронья — русские святые, которых верующие почитают, как покровителей семейных ценностей.
На территории Спасо-Преображенского монастыря
В честь взятия Казани русский государь Иоанн IV Грозный построил в обители новый каменный Спасский храм и даровал монастырю дорогое облачение для священнослужителей, богослужебную утварь, иконы и книги (1554 г.). Позже, когда монастырь подвергался осаде врагов, в этом пятиглавом храме жили монахи и хранили монастырские ценности.
Второй сделанный из камня храм появился на монастырской территории в 1691 году. Покровскую церковь построили теплой и разместили на ее нижнем этаже кладовые пекарню и кухню, где готовили трапезу для братии. А на втором этаже обустроили помещения для проведения церковных служб.
Вид на постройки Спасо-Преображенского монастыря от монастырского озера
Еще одна постройка, которая сохранилась на монастырской территории с XVII века – это кирпичные палаты настоятеля. Конечно, в таком большом здании он не жил в одиночку. Часть помещений внутри палат была отдана под монашеские кельи, а часть – под кладовые.
В начале XVIII века в Спасо-преображенском монастыре открылось первое духовное училище. Примечательно, что в нем готовят священнослужителей и по сей день.
Собор Спаса Преображения (слева) и церковь Покрова Пресвятой Богородицы (справа) Спасо-Преображенского монастыря
За несколько веков своей истории обители удалось собрать большую коллекцию памятников древнерусской письменности – старых рукописных и печатных книг, а также документов. Но в 1918 году новые власти обвинили монахов в помощи белогвардейскому мятежу, закрыли старый монастырь, и большинство его ценностей было расхищено. Спасти удалось только те предметы, которые успел взять на хранение Муромский краеведческий музей. С 1926 года в течение 4 лет в монастырских стенах находились цеха местной фабрики, а позже здесь расквартировали военных.
Паломники приезжают в эту обитель, чтобы поклониться иконе Богоматери «Скоропослушница», которая попала в монастырь из Афона в конце XIX века. Кроме того, здесь хранится частичка мощей русского святого Ильи Муромца, привезенная сюда из Киево-Печорской Лавры. Любители древнерусской архитектуры могут полюбоваться в монастыре двумя храмами (XVI-XVII вв.), пятью церквями и часовнями.
Вид на часовню Георгия Победоносца на фоне церкви Кирилла Белозерского Спасо-Преображенского монастыря
Находиться на ухоженной монастырской территории очень приятно. Здесь много зелени, цветущих клуб, и создан даже собственный мини-зоопарк, в котором живут фазаны, утки и павлины. А в монастырской пекарне можно приобрести вкусный хлеб, который делают сами монахи.
Мужской монастырь расположен по адресу: ул. Лакина, 1. Территория открыта для посетителей ежедневно с 9.00 до 20.00.
История Спасо-Преображенского монастыря
Монастырь был основан в XI столетии на базе деревянной церкви Спаса Всемилостивого, возведенной князем Муромским, Глебом Владимировичем. На тот момент это была первая православная постройка среди языческих храмов. Само слово «Спас» указывает на то, что церковь освятили во имя Господа нашего Бога, Иисуса Христа.
Спасо-Преображенский монастырь в Муроме
Начало основания
Когда великий князь Глеб стал править Муромским уделом, он начал активно проповедовать учение Христа. Однако люди не спешили изменять языческой вере, а потому ему пришлось переселиться за черту города, на окраину густого леса. Там он воздвиг церковь Спаса Всемилостивого, которая стала началом основания знаменитой ныне пустыни.
Древняя история мужской обители покрыта тайной. Известно только, что она сильно пострадала от нашествия татаро-монгольского ига 1238 года и была восстановлена только в 1351 г. князем Туровским, Юрием Ярославовичем. Именно он возродил лавру из пепла, отстроив заново все монастырские здания, а также даровав монахам церковную утварь.
Период расцвета Мурома пришелся на середину XVI столетия, когда Русью правил царь Иван Грозный. При его поддержке был построен Спасо-Преображенский храм, а монастырь пополнился новыми реликвиями, настенными росписями и праздничными облачениями для богослужений. Также пустыни были выделены дополнительные земли.
В 1616 г. мужская лавра пострадала от литовских набегов, однако очень быстро была восстановлена, а ее территория пополнилась собором Покрова Богородицы. Тогда же к архитектурному ансамблю присоединилась новая церковь Кирилла Белозерского.
В конце XIX века Спасо-Преображенская лавра обрела чудотворный богородичный образ «Скоропослушница». Икона была создана иконописцами Свято-Пантелеймоновского монастыря на горе Афон и очень быстро привлекла к Мурому тысячи паломников. В 1891 г. на территории пустыни появилось еще одно здание – жилой корпус для монашеской братии.
Реставрация святой обители
Революция и советский период
Первый год после революции монастырь еще функционировал и проводил богослужения, однако в 1918 г. большевистские власти все же закрыли обитель. Причиной этому послужило обвинение епископа Митрофана, управляющего Муромской епархией, в сговоре с Н. П. Сахаровым, организовавшим летнее восстание.
До 20-х годов ХХ столетия действовала только Спасо-Преображенская церковь, выполняя роль приходской, а в монастырском некрополе хоронили обычных городских жителей. Вскоре церковные помещения занял местный краеведческий музей, однако уже к 30-м годам сюда вселились военные и сотрудники НКВД. Тогда же было полностью уничтожено кладбище для монахов.
В конце XIX века Спасо-Преображенская лавра обрела образ «Скоропослушница»
Современный статус
В конце 1990 г. монастырь был передан под управление Русской православной церкви, а спустя пять лет территорию пустыни покинула единственно оставшаяся там воинская часть. Настоятелем назначили иеромонаха Кирилла, и уже через несколько лет лавра начала постепенно возрождаться.
Сюда вернули чудотворную богородичную икону «Скорополушница», монашеская братия стала активно расширяться, появились богатые спонсоры. Значительный вклад в восстановление обители внесла государственная Счетная палата. Именно благодаря ей к 2009 г. удалось полностью отреставрировать Спасо-Преображенский монастырь.
Где перекусить
Вновь начну с самого-самого: первым делом нужно идти в ресторан «Чайка», потому что тут классный вид на Оку, авторская кухня и специальное меню из свежего улова муромских рыбаков!
Трапезная «У Ильи, у Муромца» порадует аутентичным интерьером. Стилизованное кафе-музей с русской кухней расположено в самом центре. Накормят здесь вкусно по приятным ценам, ещё и классных фотографий наделаешь.
Любителей котеек ждут в котокафе «Мурчелло»чай, кофе, печеньки, настольные игры, мастер-классы, творческие вечера и котики, конечно!
Паб «Эль и Стаут» предлагает лучшее пиво в городе на Оке. Бар с неплохим выбором напитков и обстановкой.
Ну и самое интересное напоследок: вкусно, бюджетно и неординарно (в плане локации) тебя накормят в монастырской трапезной! Средний чек — 200 руб., впечатления — бесценны.
Надвратный храм Кирилла Белозерского
Церковь преподобного Кирилла Белозерского существовала в Спасо-Преображенском монастыре с 17 столетия. До 19 века она находилась в другом месте: на северном участке ограды (тогда — деревянной), где располагались в то время ворота.
На рубеже 18-19 столетий церковь была упразднена за ветхостью — ее престол перенесли в нижний этаж теплого Покровского храма, а на месте ее алтаря поставили памятную часовню.
В 1807 году в монастыре начали строить каменную ограду. При этом Святые врата было решено устроить на западном ее участке (на нынешнем месте). Они появились в 1810 году, но дело с возведением новой надвратной церкви преподобного Кирилла Белозерского затянулось на десятилетия.
Средств не хватало (равно как, судя по всему, и достойных мотивировок этих трудов), и его так и не окончили до 1917 года, когда грянула революция и всякое монастырское строительство вообще надолго прекратилось. Памятную часовню, стоящую на месте алтаря первого храма, разрушили в 1930-е годы.
В новейшие времена храм преподобного Кирилла Белозерского восстановили. 22 июня 2005 года, в день памяти преподобного Кирилла, он был освящен.
Тихий вечер?
Неожиданным было ощущение вечером, когда мы улеглись в кровать и выключили свет. А вокруг нас — полная тишина! После городской жизни с ее шумами, которые стараешься не замечать, этот звуковой вакуум был так непривычен и сильно давил на уши.
Но, видимо, чтобы не привыкать к такой идеальной тишине и сберечь нашу психику, нам довелось провести так только одну ночь. Следующая же была полной противоположностью первой. Оказалось, что мы неожиданно стали участниками празднования Дня города Муром, поэтому 2-ю ночь засыпали под выстрелы фейерверков и выступления российских певцов со сцены, которая располагалась на берегу Оки. Т.е. как обычно у себя дома.
Ну а в этот субботний день нашего пребывания в Муроме мы отправились исследовать его окрестности. И для начала решили неглубоко заехать в соседнюю Нижегородскую область, чтобы посетить Святое озеро в деревне Дедово.
Наша поездка состоялась 2-4 августа 2013 года. Она была очень насыщенной и запоминающейся. И сейчас, спустя какое-то время, когда я пишу эти строки, многие впечатления переживаются снова, как в те дни нашего самостоятельного путешествия.
Чтобы наиболее полноценно посмотреть город и его окрестности рекомендую забронировать квартиру, комнату или гостиницу на одну или несколько ночей. Посуточное жилье с лёгкостью можно снять в Муроме на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.
Достопримечательности города Мурома и его окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой на карте. Подробное описание каждой из них смотрите здесь.
История[править]
Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года). Появление монастыря на рубеже X—XI веков прочно утвердилось в российской историографии, хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители.
В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря.
С именем цара Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нём также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636—1637 годов монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участи в жизни обители представителей царствующего дома.
В 1616 году Муром подвергся нашествию вооружённого литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь.
В период церковных реформ Патриарха Никона Муром значительное время отказывал нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658—1662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют». В 1662 году архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона был отстранён от управления монастырем, а в феврале 1666 года вызван на собор в Москву. Несмотря на принесённое покаяние, архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.
В 1720-х годах монастырь был приписан к рязанскому Архиерейскому дому, и на его территории было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей.
В 1891 году на территории обители был возведён каменный трёхэтажный братский корпус, в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов), а позднее — Митрофан (Загорский). В 1907 году в здании келейного корпуса была освящена домовая церковь в честь мучеников Херсонесских.
После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.
В 1918—1919 годах монастырский Преображенский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.
В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектировали представители муромского музея, но уже с января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращён.
В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное Управление, а также к Председателю муромского горисполкома В. И. Жукову с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.
Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. Позже он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…» Но чуть позже в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», и дело сдвинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.
В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации.
Последующие десятилетия в жизни обители
Весьма благодатным в хозяйственной жизни монастыря оказалось последнее десятилетие XVII века. Это произошло благодаря щедрым пожертвованиям, неоднократно вносимым в его казну митрополитом Варсонофием – выходцем из старинного рода богатых муромских купцов Чертковых. Его щедротами был возведён каменный настоятельский корпус и произведена реконструкция требовавшего ремонта Покровского храма.
Времена правления Петра I не были наполнены значительными событиями, вошедшими в историю монастыря. Единственным существенным нововведением за этот период было открытие на его территории единственного в городе учебного заведения – школы, где обучались дети священников. Даже несмотря на то что число учащихся в ней было невелико, её заслуга очевидна, так как именно она стала первым очагом грамотности в этом обширном крае.
Храмы Спасо-Преображенского монастыря
В 1552 году накануне Казанского похода Муром посетил Иван Грозный. Одержав победу, царь прислал в Муром артель зодчих, и один за другим в городе начали строиться каменные храмы. В это же время на высоком берегу Оки вырос великолепный Спасский собор. Иван Грозный установил в монастыре «общежительство» и пожаловал обители обширные земельные владения. Несмотря на многочисленные перестройки, собор Святого Спаса сохранил строгий облик красоты. Это монолитное, пятиглавое, зелёно-бело-чёрное здание, словно огромный ковчег, плывёт в синеве неба. Его купола видны уже издалека туристам, прибывающим в Муром со стороны Оки.
Церковь Херсонесских Священномучеников в братском корпусе
С севера к собору примыкает двухэтажный трапезный Покровский храм, построенный в 1691 году на средства митрополита Варсонофия. Первый этаж отведен под хозяйственные нужды, здесь располагаются пекарня, поварня и кладовые. Второй этаж занимает просторная, светлая церковь.
Утро в монастыре
3 августа, суббота, 2 день. С утра просыпаемся довольно рано. Хочется побывать на утренней службе, да и других планов на сегодняшний день у нас немало.
Так как остановились мы в паломническом центре Спасо-Преображенского монастыря, который расположен на его территории, то утренняя дорога до храма у нас заняла ровно 1 минуту (это вместе со спуском со 2-го этажа нашего корпуса).
Утро выдалось очень туманным. Кресты и купола на дальних храмов скрывались в облаках. Воздух был удивительно тихим и свежим, особенно, после вчерашнего ливня.
Очень тихо было и в храме. Инок спокойным размеренным голосом читал молитвы, несколько прихожан или паломников незаметно стояли вдоль стен. Можно было спокойно помолиться, подойти к иконам.
Расписание богослужений
Масштаб значимости церковного учреждения ясен по количеству прихожан, ежедневно посещающих Муром. Люди с дальних уголков страны едут во Владимирскую область, чтобы помолиться муромским святым, принять благословление у местных священнослужителей. Для большего удобства посетителей рядом с монастырем работает церковная гостиница и столовая.
В целях ознакомления, туристы могут посещать православную обитель пять дней в неделю — с понедельника по пятницу, с 10:00 по 17:00.
Женские имена по святцам для девочек на 2021 год
Как назвать ребенка? Подобрать подходящее имя и угодить всем родственникам? Об именинах святых и о том, как помочь малышу стать решительным или мягким.
Важно! Если целью не является туристическая поездка, то вы сможете обговорить паломнический поход с представителями монастыря. После богослужения можно подняться на колокольню часовни Сергия Радонежского
Оттуда открывается поразительный вид на природу и город. Звонарь позволит желающим позвонить в колокол. Стоит упомянуть пекарню монастыря, где продается церковный хлеб
После богослужения можно подняться на колокольню часовни Сергия Радонежского. Оттуда открывается поразительный вид на природу и город. Звонарь позволит желающим позвонить в колокол. Стоит упомянуть пекарню монастыря, где продается церковный хлеб.