Парк
Гатчинский дворцовый парк начал создаваться вместе с дворцом. Он стал первым пейзажным парком в России. Для его создания был приглашен знаменитый мастер из Италии Иоганн Буш.
Гатчинский парк выполнен в английском стиле. Здесь нет строгой упорядоченности, создатели только подчеркнули естественную природную красоту. Садовники добивались поразительного эффекта, высаживая растения с различной по цвету листвой и хвоей.
Гатчинский парк, фото которого вы видите в нашей статье, имеет композиционный центр, которым является Белое озеро. Здесь появляются многочисленные архитектурные сооружения — мостики, беседки, павильоны и т.д. Чесменский обелиск, созданный по проекту Ринальди, стал одним из первых. Он посвящен победе русского флота над турками в бухте Чесма (1770 г).
Гатчинский парк вызывает огромный интерес у специалистов. Некоторые его постройки (портал Маска и Березовый домик) являются бесценными памятниками архитектуры. Портал Маска изготовлен из камня, а Бревенчатый домик оформлен березовыми поленьями. Он выглядит довольно просто, но в то же время очень живописно. С виду он напоминает поленницу дров. Но за кажущейся простотой кроется дорогая внутренняя отделка. Подобные постройки были распространены в конце XVIII века. Их выполняли в виде хижины или шалаша, но внутри отделывали с дворцовой роскошью. Они предназначались для отдыха компаний, гуляющих в саду. Другие парковые постройки не менее интересны. К примеру грот Эхо, амфитеатр, Адмиралтейские ворота, павильон Орла и другие.
Приоратский дворец
Во времена царствования Павла I территория парка была значительно расширена. К ней присоединили Приоратский парк, площадь которого 154 гектара. Его главная достопримечательность — великолепный Приоратский дворец, который построил знаменитый архитектор Н. А. Львов в виде маленького рыцарского замка.
Дворец находится на берегу Черного озера. Довольно интересна техника постройки этого сооружения. Стены дворца построены из обработанной земли, которую смачивали специальным раствором. Николай Львов активно применял такую технику. С французского языка «приорат» переводится, как «небольшой монастырь». Сейчас в этом здании находится краеведческий музей города.
Что посмотреть в Версале: залы и интерьеры дворца
Каждый зал, салон и спальня — это шедевр, который показывает, сколько таланта и труда было сюда вложено.
Зеркальная галерея
Зеркальная галерея считается сердцем Версальского дворца. Ее площадь составляет 803 кв. м. В галерее 357 зеркал, установленных параллельно 17 окон. Украшают зал хрустальные люстры, серебряные канделябры, торшеры, вазы, а также пилястры Rouge de Rance, увенчанные капителями позолоченной бронзы на основе нового дизайна, который был назван «французским стилем» и был создан Ле Бруном.
На сводчатом потолке изображено 30 иллюстраций, которые изображают славную историю Людовика XIV в течение первых 18 лет его царствования. Свадьбы в Версале проходили именно в Зеркальной галерее.
Королевская капелла
Капелла располагается недалеко от входа в правой части здания. Королевский алтарь окружен фигурами древнегреческих богов. Королевский герб на полу выложен цветным мрамором. Спиральная лестница ведет на второй ярус капеллы.
Тронный зал, или зал Аполлона
Этот зал был предназначен для проведения аудиенций иностранных делегаций или престольных праздников. По вечерам здесь устраивались танцы, театральные или музыкальные представления.
Салон Дианы
Интерьер салона Дианы в Версальском дворце украшен античными бюстами и скульптурами, расписными стенами, а также золотыми сводами.
Салон Войны
Салон Войны создан для прославления легендарных военных заслуг французов. на стенах красуются монументальные полотна, повествующие о победах.
Салон «Бычий глаз»
Окно салона выходит на внутренний овальный двор. Здесь могли находиться приближенные к монарху особы или титулованная знать, чтобы понаблюдать за королевскими апартаментами через отверстие, которое по форме напоминает бычий глаз.
Главная достопримечательность зала — статуя «короля-солнце» Людовика XIV.
Спальня короля
Людовик XIV был экстравагантным человеком, он любил помпезность абсолютно во всем. Именно поэтому его спальня выглядит, как театральные декорации. Когда король просыпался и ложился спать в спальне находились избранные особы, которые имели удовольствие наслаждаться этим действием. Как только «король-солнце» просыпался, четверо слуг преподносили бокал вина, а двое — кружевную рубашку.
Спальня королевы
Спальня королевы отличается огромной кроватью. Стены украшены лепниной, портретами и различными живописными панно.
Это лишь малая часть интерьеров, которые можно здесь увидеть. Описать все залы и салоны просто невозможно.
Чудеса архитектура и памятники Гатчина
Среди всего интересно, на что посмотреть в Гатчине нужно непременно, выделяются несколько исторических и архитектурных памятников. На фоне этих колоритных достопримечательностей стоит сделать памятные фото.
Памятник Павлу I
Адрес: парк Большого дворца. Остановка транспорта «Гатчинский дворец».
Памятник императору, благодаря которому Гатчина обрела несколько главных достопримечательностей, появился в городе летом 1851 г. На торжественном открытии присутствовал наследник самодержца Николай I и все августейшее семейство. Интересно, что даже в советскую эпоху памятник царю не снесли. Горожане всегда относились к бронзовой статуе с любовью. Допускалась лишь одна вольность. В середине прошлого века выпускники Высшего военно-морского училища на выпускной наряжали памятник надменному властителю в форменную тельняшку.
Павильоны дворцового парка
Адрес: Дворцовый парк. Остановка транспорта «Гатчинский дворец».
Подлинным украшением Дворцового парка Гатчины считаются невероятно изящные павильоны. Каждый из них привлекателен по-своему. Сооружение на острове Любви, к примеру, носит имя восхитительной Венеры. Серо-зеленое деревянное здание с античным портиком возведено в 1791 г.
Изящная беседка с полукруглым куполом и колоннадой, называемая павильоном Орла, была построена на два года позже. Стены и внутренняя поверхность купола сооружения отделаны теплым светло-желтым туфом. Десять стройных колонн тосканского ордера поддерживают полукруглую балку со стороны парадного входа. На ней некогда восседал беломраморный орел в короне. В когтях гордая птица держала геральдический щит с вензелем Павла I.
Чесменский обелиск
Адрес: Дворцовый парк. Остановка транспорта «Улица Нестерова».
Старейшей монументальной достопримечательностью Гатчины считается обелиск, установленный на мысе Белого озера Дворцового парка. Памятник был возведен в 1770 г. по распоряжению командующего русской Средиземноморской эскадры – графа Алексея Орлова в ознаменование Чесменской виктории над турецким флотом. С тех пор столп украшает бывшее поместье вельмож, а его изображение – родовой герб Орловых. Обелиск, отражающийся в озерной глади, выглядит очень эффектно. Элементы памятника высечены из мрамора разных тонов – от светло-розового до темно-серого оттенка.
Субмарина С. Джевецкого
Адрес: Кирасирский бульвар. Остановка транспорта «Балтийский вокзал».
Сегодня мало кто знает, что презентация первой серийной русской субмарины перед царственными особами состоялась в Гатчине. Летом 1881 г. император Александр III наблюдал на озере Серебряное за испытанием подводной лодки, построенной по проекту Степана Джевецкого. Тестовыми погружениями тогда руководил создатель глубинного корабля. Субмарина всплыла недалеко от лодки с царем и царицей. Джевецкий, поднявшийся из люка, преподнес императрице Марии Федоровне букет. Вскоре после этого события, глубоководный корабль быль принят на вооружение русской армии. Спустя 125 лет в городе торжественно открыли монумент. С 2006 г. точная копия субмарины Джевецкого входит в число знаковых достопримечательностей Гатчины.
Дворцово-парковый комплекс Воловичей в Святске
Гродненский район, Гродненская область
Дворец по проекту итальянского архитектора Джузеппе де Сакко художественно вписан в холмистую местность в окрестностях Святска.
Возведенный в стилях барокко и классицизма, он стал центром дворцово-парковой композиции. Пейзажный парк, заложенный на двух холмах, называли самым живописным в окрестностях. В низине — система водоемов и каналов на разных уровнях, за ними — густой лес. В парке преобладают местные породы деревьев — ясень, клен, липа, соснс. В южной части парка сохранилось возвышение для осмотра окрестностей — бельведер.
Парк площадью почти 12 гектаров постепенно приводят в порядок. Сохранилась водная система парка. Часть озер имеет исторический вид, остальные приспособлены для отдыха. Во дворце планируется открыть оздоровительный комплекс. Он удобно расположен — стоит на границе Литвы, Польши и Беларуси.
История Гатчинского дворца
История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.
Дворец графа Орлова
В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца. К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.
Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.
Гатчина при Павле
После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.
В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.
Гатчинский дворец при Николае I и Александре III
Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.
Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.
Гатчина после революции
После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.
Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.
После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.
Дворцово-парковый комплекс Огинских в Залесье
Сморгонский район, Гродненская область
Над дворцом для Михаила Клеофаса Огинского в Залесье работали виленские зодчие Михаил Шульц и Юзеф Пусе. Возведенный в стиле классицизма, он снаружи прост и рационален. С часовой башенкой, галереями и двумя оранжереями.
Дворец расположен в начале парка у перекрестка двух подъездных аллей. Изначально пейзажный парк с пересеченным живописным рельефом заложен в пойме реки.
Садовник Пелзнер реконструировал парк в английских традициях — разбил его на точные геометрические участки и высадил новые деревья. Ко дворцу вела обсаженная стриженными и ухоженными пихтами дорога. На берегу искусственного озера была возведена двухэтажная водяная мельница, а рядом — ботанический сад с европейскими и американскими экзотами. Для отдыха и размышлений были построены две беседки. Беседка Амелии была каменной, полукруглой с четырехколонным портиком, а из круглой “китайской” беседки с деревянной галереей можно было наблюдать за дикими животными в зверинце.
Места, которые вдохновили композитора на известный полонез, впервые прозвучавший именно здесь, открыты для посещения.
История Дворцового парка
Романтичный, несущий отпечаток английской сдержанности и французского изящества Дворцовый гатчинский парк создавали во второй половине восемнадцатого века. Ансамбль был задуман Антонио Ринальди, работавшем при графе Орлове. Продолжил и завершил строительство парка при императоре Павле Первом Винченцо Бренна, затем подключились выдающиеся зодчие А. Д. Захаров и Н. А. Львов. Главные садовые мастера прибыли из Англии: Дж. Буш, братья Сперроу, Дж. Гекет и Ф. Гельмгольц.
«Орловский период»
Дворцовый парк на протяжении восемнадцатого века неспроста именовался Английским садом. Григорий Орлов пригласил опытных английских садовников, братьев Чарльза и Джона Сперроу и Джеймса Геккета. Большой интерес к парку проявляла Екатерина Вторая – как раз в это время — в 1770-е годы, она была увлечена созданием садов в английском вкусе в своем любимом Царском селе. Некоторое время императрица лично руководила всеми садовыми работами при Гатчинском дворце. Построено было всего несколько парковых сооружений: Восьмигранный колодец, грот «Эхо», колонна Орла, Чесменский обелиск.
Восьмигранный колодец, предположительно оформленный Антонио Ринальди, представляет собою гранитное обрамление родника, бьющего из-под земли. Из этого колодца брали питьевую воду.
Грот «Эхо» имеет вид дикой, природной пещеры, и выложен огромными глыбами известняка. В глубине Грота «Эхо» спрятан выход наружу из подземного хода, идущего из подземелий дворца к Серебряному озеру. Тоннель длиной более сотни метров был проложен через подвалы парка. Местная легенда гласит, что граф Орлов, зная, сколь переменчива Фортуна при русском императорском дворе, велел построить подземный ход, чтобы иметь возможность быстро покинуть свой замок в случае опасности.
На берегу Белого озера возвышается Чесменский обелиск. Он напоминает Чесменскую колонну в Царском селе и другие монументы, связанные с победами русского оружия. Памятник построен в честь несравненной морской победы в Чесменскм заливе, где флотом руководил младший брат графа Алексей Орлов – человек, который возвел Екатерину на русский трон. Интересно, что Колонна Орла сначала была спроектирована изначально для Царского села. Но государыня передумала. Ее установили здесь в Гатчине по желанию Екатерины в знак благодарности и своему любимцу Григорию и всему роду Орловых, верно служивших императрице.
«Павловский период»
Гатчина была подарена Павлу матерью после смерти Г. Г. Орлова в 1783 году. Именно при Павле композиция гатчинского парка сложилась окончательно. Ведущим архитектором Гатчины при Павле стал его любимый мастер Винченцо Бренна. В парке он спроектировал павильон Венеры, Адмиралтейские ворота , Березовые ворота, павильон Орла, Террасу-пристань, Карпин мост, Сильвийские ворота. Также по распоряжению Павла он разбил регулярные сады в непосредственной близости к дворцу и спланировал парк Сильвия, тоже во французском регулярном стиле. Н. А. Львов построил Амфитеатр для театрализованных рыцарских турниров-каруселей в парке. А. Д. Захаров проектировал Кирпичный и Горбатый мосты, Холодную ванну и сооружения Птичника и Фермы в Сильвии. Так как Павел носил звание генерал-адмирала, для флотских занятий было спроектировано здание Адмиралтейства. Это деревянное сооружение предназначалось для хранения судов гатчинской флотилии, маневрировавшей по Белому озеру. После революции Адмиралтейство разрушили.
«Дореволюционнй период»
Начиная с правления императора Александра, и до последних Романовых, в парке новых построек не возводилось. Менялись в соответствии с новой модой и вкусами владельцев некоторые части парка, например, Голландские сады засадили сиренью; и проводилась реставрация старых сооружений.
Парк после 1917 года
Дворец и парк были национализированы после революции, бывшее частное владение Романовых стало общедоступным музеем. В сентябре 1941 года Гатчину захватили нацисты, разрушили и разграбили дворец. Более двадцати лет после войны в Гатчине не было музея, поэтому реставрация началась лишь в 1970-е годы и продолжается по мере пополнения бюджета.
Территория
Дворец окружен раскидистым парком. В нем находятся два малых интерьерных музея — Павильон Венеры (построен в стиле островного павильона в Шантильи) и Березовый домик (образует единый архитектурный ансамбль с порталом «Маска»). Уникальное здание похоже на средневековый замок, а в его интерьере преобладает стиль русского классицизма XVIII–XIX столетий.
Парковая территория граничит со Зверинцем, лесным Приоратским парком и Сильвией, которые тоже входят в комплекс исторических гатчинских парков. С юго-запада территория ограничена Красноармейским проспектом, с юго-востока — проспектом 25-го Октября. Совсем неподалеку находится железнодорожная станция Гатчины, от которой рукой подать до достопримечательности.
Главный усадебный парк изначально создавался с выверенной планировкой: аллеями и просеками, видовыми сооружениями. Водоемы — два небольших озера, пруды, речки и каналы — занимают примерно четвертую часть парка.
В сквер ведет 5 входов:
- у бывшей типографии по улице Соборной;
- возле Березовых ворот;
- около Большого дворца;
- с улицы Нестерова;
- возле Егерской слободы.
В озерах водятся зеркальные карпы, которых подкармливают посетители, водоплавающие птицы утки, чернети, чайки, лысухи, чомги. В парке можно послушать пение птиц соек, щеглов, синиц, зябликов, свистерелей, снегирей, покормить голубей и белок.
На территории обустроили только два туалета: во дворце и возле Адмиралтейских ворот. Перекусить можно в кафе во дворце или в быстропите у лодочной станции, которая располагается возле пруда с карпами и Березовых ворот.
bigunetsnic
Мероприятия
Ежегодно в парке Гатчины проводятся массовые гуляния, культурные, музыкальные, развлекательные мероприятия, выставки, презентации, акции, фестивали: выставки «Русская охота», «Романовы. Семейные хроники», выставки фотографий, парад уличных театров «Золотые выходные», музыкальные концерты «Выходные в стиле рок-н-ролл», «Джазовые выходные», фестивали «Ночь света», «Оперетта-парк», «Ночь музыки в Гатчине», презентации уникальных коллекций.
К мероприятиям Гатчинский парк украшают фонариками, устанавливают освещение, сцену, приглашают артистов.
О грядущих событиях можно узнать на официальном сайте Гатчинского парка.
Официальное сообщество государственного музея-заповедника «Гатчина» ВКонтакте
Первый этаж Гатчинского дворца
Вход в музей расположен не там, где у дворца располагается парадный вход. Вход в музей находится в галереи, ведущей в Кухонный корпус, это слева от Центрального корпуса, если смотреть на дворец. Купив билеты, стоимость которых можно узнать на официальном сайте музея-заповедника Гатчина, мы отправились изучать дворец. Во дворце работает несколько постоянных и временных экспозиций
Временные экспозиции снимать запрещено, поэтому сосредоточим наше пристальное внимание на интерьерах дворца и его постоянных экспонатах
Поскольку корпусов во дворце несколько и все они сходятся в одной точке, то особой разницы нет откуда начинать осмотр дворца, но есть некоторые рекомендации музея по последовательности осмотра музея. Само собой все начинается со знакомства с историей Гатчинского дворца, эти помещения расположены на первом этаже. Вам покажут небольшой фильм об истории дворца, с использованием материалов военной хроники. Во втором зале вы увидите всю трехвековую историю дворца с момента его постройки в картинах на стенах, а по центру зала стоит макет дворца.
Здесь же демонстрируется фрагмент штукатурки дворца, на которой по-немецки написано следующее: «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто». История Гатчинского дворца весьма печальна. Первая авиабомба разорвалась на территории дворца уже в августе 1941 году, и до 1944 года дворец находился в немецкой оккупации. При отступлении фашистские войска сожгли дворец, предварительно вывезя все ценное. Таким образом дворец был восстановлен после войны, а местами несет в себе свидетельства тех страшных дней, таким свидетельством служит и эта надпись сделанная обычным карандашом.