История собора Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного – храм-памятник, возведенный во времена Ивана Грозного в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Его истинное название – Собор Покрова Богородицы, что на Рву. Сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.
До сих пор неизвестно, кто на самом деле построил храм Василия Блаженного: древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма или иностранный архитектор. Но кто бы его ни построил, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили — по той же причине.
При своих колоссальных внешних размерах, внутри собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор был закрыт, так как не отапливался.
Его несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм собирались взорвать.
В 1918 году его взяли под охрану государства, как исторический объект национального и мирового масштаба. Службы в некоторых церквях полностью прекратились. Начался процесс перехода собора в статус музея.
Сегодня собор полностью восстановлен и работает, совмещая в себе функции музея и места для совершения богослужений по воскресеньям и на Пасху.
В 2008 году Покровский собор получил статус одного из семи чудес России, а в 2017 году вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь уникальным архитектурным памятником и гордостью русского православия.
Краткое описание
Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи
Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.
Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры. Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя. Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.
На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.
Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны. Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики. У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.
В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.
Архитектор, соединение всех черт русской архитектуры
Автором проекта стал молодой и перспективный архитектор Альфред Парланд, заручившийся поддержкой архимандрита Игнатия. Но ему пришлось еще 5 лет дорабатывать проект.
Альфред (Эдвард Альфред) Александрович Парланд вошел в историю как видный мастер «русского стиля» в архитектуре.
«Русскому стилю» присущи декоративность, сложные силуэты, множество деталей. Характерными особенностями являются резные кокошники над окнами и дверями, узорные колонны, расписные пояски на стенах, яркие цвета и детальная прорисовка орнаментов.
Спас на Крови соединяет в себе все особенности русской архитектуры. Он получился ярким, своеобразным и неподражаемым, непохожим ни на один из своих прототипов. Архитектору удалось очень органично вписать его в окружающий ландшафт.
Яркие и многоцветные купола, декорированные ювелирным составом, нередко приводят к сравнению Спаса на Крови с Собором Василия Блаженного, который находится в Москве.
Главенствующее место в декоре фасадов Спаса на Крови заняла мозаика. На фасад собора было израсходовано более 650 квадратных метров мозаики.
Собор в память об убиенном царе-освободителе находился полностью на содержании государства.
Внутреннее убранство и святыни собора
Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы. Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие. Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.
Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.
Спас на Крови на панорамах Google: внешнее убранство
Суббота7:20 – Проводится литургия и часы;18:00 – Проходит всенощное бдение.Воскресение7:20 — Проводится литургия и часы;Также богослужения проводятся по особым случаях, например в день гибели Александра II, а также по великим и двунадесятым праздникам.
Все мозаичные картины были сделаны сотрудникам В.А Фролова в его мастерской по эскизам, выпоенным более чем 32 художниками, в том числе такими мастерами, как:
- В. В. Беляев.
- В. М. Васнецов.
- В. И. Отмар.
- Ф. С. Журавлев.
- Н. Н. Харламов.
- А. П. Рябушкин.
- М. В. Нестеров.
Внутреннюю отделку собора оформляли из итальянского мрамора, порфира, уникальной уральской и алтайской яшмы, орлеца. Внешний вид интерьера уникален по богатству и разнообразию фактур и пород различных минералов, используемых в работе. Это признанный шедевр камнерезного искусства мирового значения.
Собор Воскресения Христова (Спас на Крови) внутри
Внутреннюю композицию гармонично дополняет пол собора, сделанный из мраморных орнаментов, которые изыскано и красочно украшены. Резной иконостас также выполнен из итальянского мрамора.
Основной мемориал храма состоит из части мостовой, выполненной булыжными камнями, и решетки, которые были изъяты на месте гибели государя Александра II. Они выделены яшмой в виде шатра, вырезанного российскими мастерами. Это место окружено иконами с ликами святых, на месте покушения на императора стоит распятие, сделанное из мрамора и гранита.
Нельзя посещать храм Спаса на Крови гражданам, одетым в спортивную и пляжную одежду. Женщинам при входе в собор необходимо быть с покрытой головой. Не рекомендуется женщинам входить в храм, одетыми в мини юбки и брюки.
При нахождении в храме посетители должны соблюдать классические правила поведения в общественных местах:
- Не курить.
- Громко не разговаривать и не бегать.
- Не использовать ненормативную лексику.
- Быть трезвым.
Пол храма выложен итальянским мрамором более десяти сортов. Площадь его занимает свыше 600 кв. м.
Нижняя часть пилонов облицована черным лабрадоритом завезенным из Украины. Этот удивительный камень отличается уникальным радужным свечением, будто бы идущим из самой глубины камня. Невероятное по своей красоте сочетание мозаичного и каменного оформление храма великолепно подчеркивает и дополняет друг друга.
Освящение храма состоялось 19 августа 1907 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Церемония была проведена в присутствии императора Николая ІІ и императрицы Александры Федоровны.
Храм Спаса на Крови |
Храм Спаса на Крови |
Аэросъемка Храма |
Храм Спаса на Крови |
Стоимость посещения Спаса на Крови:
- 250 рублей — для взрослых с 10:00 до 18:00 (вход прекращается в 17:30), круглый год;
- 400 рублей — для взрослых с 18:00 до 22:30 (кассы закрываются в 22:00), вечернее время доступно с 1 мая по 30 сентября;
- 50 рублей — стоимость льготного посещения для детей с 7 до 18 лет, пенсионеров, курсантов, студентов и аспирантов РФ, в дневное время круглый год;
- бесплатно — дети до 7 лет.
Сотрудниками музея проводятся экскурсии на русском и иностранных языках, различные программы в дневное и вечернее время. Стоимость экскурсий и особенности бронирования для групп уточняйте на официальном сайте собора.
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Ищем Исаакиевский собор
Далее мы предлагаем посмотреть и познакомится с Исаакиевским собором. Этот величественный собор, запомнился нам больше всего из увиденного в Санкт-Петербурге. Сейчас он имеет статус музея, однако по особым дням проводятся богослужения.
К сожалению, когда мы добрались до Исаакиевского собора, смотровая площадка, которая располагается наверху храма, была уже закрыта. Но мы не расстроились, ведь будет, что посмотреть в следующий раз.
Общий вид собора внутри
Панорама Исаакиевского собора
Внутрь собора также, как в Спас на Крови, пускают по билетам и в его стоимость уже включена экскурсия. В Исаакиевском соборе людей было поменьше, чем в Спасе на Крови, возможно из-за того, что уже дело было к вечеру, но экскурсии проводились непрерывно.
Как мы узнали от нашего гида по храму, Исаакиевский Собор назван в честь малоизвестного Византийского святого Исаакия Далматского. Петр I родился в день этого святого, поэтому Исаакий всегда считался покровителем Петербурга.
Бюст архитектора Исаакиевского собора Огюста Монферрана
Внимательно слушаем экскурсовода
Макеты Исаакиевских соборов в разные годы
Кафедра в Исаакиевском соборе
Исаакиевский Собор в интерьере своем имеет витраж. В русской церковной архитектуре этот элемент нигде не встречается.
Площадь витража составляет около 30 квадратных метров, он расположен за царскими воротами, в алтаре, и во время богослужений, когда отворяются царские ворота, перед прихожанами появляется образ Христа, будто спускающегося с небес.
Витраж в Исаакиевском соборе
Исаакиевский собор изнутри
Немалый интерес представляет главный купол собора, диаметр которого около 25 метров, а на его позолоту пошло более 100 килограммов червонного золота.
Экскурсовод нам рассказал, что когда наносили золото на купол, использовали ртуть, и поэтому погибло много рабочих. В свою очередь, под куполом располагается 12 больших окон, под каждым из которых находится изображение одного из апостолов.
В куполе Исаакиевского собора изображена Богоматерь в окружении апостолов. Автор этой росписи — знаменитый русский художник Карл Брюллов. Эта работа стоила автору жизни, так как в процессе росписи купола он простудился и заболел, и после неудачного лечения в Италии, так и не вернулся на родину. На самой вершине купола помещен голубь — символ Святого Духа.
Купол храма и белый голубь
Росписи на потолке
Росписи и барельефы на потолке
Говорят, что малахитовые пластинки, которые украшают колонны главного алтаря храма, источают слабый запах благовоний. А все потому, что мастера скрепляли пластинки специальным веществом, в состав которого входили масло мирры, красное вино и благовония.
Малахитовые колонны в Исаакиевском соборе
Интересные факты
История храма действительно очень богата! Старая церквушка, после разрушения которой был возведен новый Казанский собор, являлась местом значимых для России событий:
- 1739 – венчание принца Антона Ульриха и принцессы Анны Леопольдовны.
- 1741 – свое сердце тут императору Петру III отдала великая Екатерина II.
- 1773 – венчание принцессы Гессен-Дармштадской и Павла I.
- 1811 – отдача присяги войска Екатерине II.
- 1813 – уже в новом соборе был погребен великий полководец М. И. Кутузов. Тут же хранятся полученные им трофеи и ключи от падших под ним городов.
- 1893 – в Казанском соборе был отпет великий композитор Петр Чайковский.
- 1917 год – тут состоялись первые и единственные выборы правящего архиерея. Тогда победу одержал епископ Вениамин Гдовский.
- В 1921 году был освящен зимний боковой алтарь священномученика Гермогена.
Собор стал настолько популярным, что в обращении даже имеется монета номиналом 25 рублей с его изображением. Она была выпущена в 2011 году банком России тиражом 1500 шт. Для ее изготовления использовалось золото высшей пробы, 925-е.
Наибольший интерес все же представляет главная святыня собора – икона Божией Матери. В 1579 году в Казани произошел сильнейший пожар, но огонь не тронул икону, и она осталась лежать целой под грудой пепла. Через две недели девочке Матроне Онучиной явилась Богородица и велела откопать свой образ. До сих пор неизвестно, копия это или оригинал.
Ходят слухи, что во время Октябрьской революции большевики конфисковали из Казанского собора подлинный образ Богородицы, а список был написан лишь в 19 веке. Несмотря на это, чудеса возле иконы продолжают время от времени происходить.
Казанский кафедральный собор – это очень ценное сооружение для СПБ, аналогов которому найти практически невозможно. Он в обязательном порядке включается в большинство экскурсионных маршрутов в Питере, которыми ежегодно проходят тысячи туристов с разных уголков мира. Это важный объект культурного, религиозного и архитектурного наследия России.
Всепобеждающая красота
Быть может, ангелом-хранителем стала душа убитого императора Александра ІІ. В память об этом русском царе и была построена церковь. Здание возвели на месте трагедии, которая произошла в 1881 году. Император Александр запомнился России как царь-реформатор, отменивший крепостное право. Брошенная под ноги бомба оборвала жизнь человека, который любил свою страну и заботился о благе народа.
Начатое в 1883 году возведение храма было окончено лишь в 1907 году. Церковь освятили и назвали собором Воскресения Христова. Возможно, поэтому от здания исходит такая жизнеутверждающая сила. В народе же собор получил другое имя – храм Спаса на Крови. Совсем несложно понять, почему так называется церковь. Аналогия между мученической смертью Спасителя и невинно убитым императором довольно прозрачная.
Судьба здания была непростой. В 1941 году советская власть хотела взорвать его, но помешала начавшаяся война. Попытки сноса церкви повторились в 1956 году, и снова храм миновала страшная доля. Двадцать лет в главном куполе собора пролежал артиллерийский снаряд, попавший туда во время обстрела. В любой момент мог прогреметь взрыв. В 1961 году, рискуя жизнью, смертельную «игрушку» обезвредил сапер.
Только в 1971 году церковь получила статус музея, началась долгая реставрация здания. Восстановление собора длилось 27 лет. В 2004 году храм Спаса на Крови заново освятили, началось его духовное возрождение.
Почему же они его убили?
Царские реформы носили характер позднего прозрения. Очень многое изменили они, но с опозданием: недовольство властью как бы укоренилось, стало неотъемлемой частью прогрессивной русской жизни. А в среде народовольцев вообще считалось, что средством борьбы за социальные преобразования может быть только убийство, террор.
Только, так называемый, террор индивидуальный: не массовые убийства с целью устрашения, подобно тому, как это делают современные экстремистские организации, а направленный против конкретных представителей власти. С сатрапами надо говорить на их языке, т.е. с позиций силы. Хорошо законспирированная организация фанатично шла к своей цели: устранения императора как символа авторитарной власти, именно посредством убийства.
Террористический акт 1 марта 1881 г.
Но кровавая акция народовольцев не нашла понимания и поддержки у народа: никакого восстания не произошло, наоборот, на место гибели Александра II люди понесли цветы, там появился временный памятник. Сразу же после трагедии Городская петербургская дума просила уже нового царя разрешить возвести на средства города часовню или памятник убитому царю. Александр III повелел построить такую церковь, которая напоминала бы «душе зрителя о мученической кончине покойного императора Александра II и вызывала верноподданические чувства преданности и глубокой скорби русского народа».
На создание храма ушло 26 лет. Храм во имя Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 уже при императоре Николае II, внуке убитого. В таком названии звучит идея торжества жизни, утверждается связь между мученической кончиной царя и искупительной жертвой Христа. Эту мысль отражают слова из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», которые присутствуют во внутреннем убранстве, как осмысление духовного подвига царя, который освободил крестьян и был казнен своим же народом.
Храм во имя Воскресения Христова
Красно-коричневый кирпич в наружной отделке как символ крови, пролитой Спасителем, наличники из белого мрамора, кокошники и цветочное украшение фасада показывают радость Воскресения Христова. У мраморного мозаичного распятия под золотым навесом проходили церковные службы. Здесь читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти царя-мученика. Однако не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника» не являлся приходским.
Мозаичное распятие
На специально построенном выступе, как бы выдвинутом в русло канала, стоит колокольня высотой 62,5 метра с крестом и с императорской короной на верху. Колокольня обозначает находящееся внутри храма скорбное место.
Следует знать.Чтобы вода не проникала под здание и чтобы укрепить грунт, впервые при строительстве зданий и сооружений Санкт-Петербурга было сделано бетонное основание под фундамент вместо традиционных свай.
Судьба у этого собора оказалась горькая, непростая. Его не приняли современники: «небывалое архитектурное уродство», «декоративное изуверство» говорил художественный критик Сергей Маковский и даже призывал уничтожить произведение архитектора Парланда. Того же мнения придерживались и его собратья по обществу «Мир искусства». Считалось, что это сооружение не вписывается в классицистические петербургские застройки, и его прозвали «бонбоньерка».
Следует знать. Храм невзлюбила и советская власть: собор неоднократно хотели снести.
Храм со стороны канала
Интересные факты
С храмом Спаса на Крови связано много удивительных загадок. Собор долго стоял в строительных лесах. Об этом даже песня появилась у одного известного барда. Люди полушутя говорили, что реставрационные конструкции такие же нерушимые, как и Советский Союз. Леса наконец-то разобрали в 1991 году. Эта же дата теперь означает и конец СССР.
Также в народе говорят о тайне некоторых дат, нанесенных на загадочную икону, которую никто не видел. Якобы на ней зашифрованы все важные для страны и Питера события: 1917 год, 1941 год, 1953 г. С числами связаны пропорции церкви: высота центрального шатрового купола – 81 метр, что совпадает с годом гибели императора. Высота колокольни – 63 метра, то есть возраст Александра в момент смерти.
Возведение собора
Цареубийство потрясло всю страну, люди молились за душу императора и поддерживали идею увековечить память о мученике.
Вступивший на престол сын и преемник убитого царя Александр III повелел в память об отце возвести на месте трагедии храм-памятник, храм-покаяние.
Собор построен по проекту потомка выходцев из Шотландии родившегося в Петербурге архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Проект выполнен в «русском стиле» и вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века.
6 октября 1883 года император Александр III лично заложил первый камень в основание храма, который строили как искупительную жертву для увековечивания памяти царя-освободителя.
Казна выделила на строительство 3 миллиона 600 тысяч серебром, шли пожертвования от учреждений и императорской фамилии, должностных лиц, средства поступали со всей России. Стоимость строительства 4 миллиона 600 тысяч рублей.
Специальную комиссию по строительству храма Спаса на Крови возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. Храм строили 24 года (1883-1907годы). Александр III лично контролировал ход строительства, высказывая пожелания и замечания.
При сооружении храма перед архитектором стояла особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, оставить нетронутым и включить в пространство храма. Поэтому здание построили прямо у кромки набережной. Великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, безвозмездно отдала под строительство храма часть Михайловского сада.
Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Михайловский сад отделяет от площади храма бронзовая кованая ограда с виртуозно выполненным растительным орнаментом в виде цветочных композиций. В саду под строительство храма вырубили деревья, посаженные при Петре I.
6 августа 1907 года, в день праздника Преображения Господня, храм освятили в честь Светлого Воскресения Христова при участии Николая II, внука убитого императора, и членов его семьи. В апреле 1908 года освятили часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором, – хранилище икон, поднесенных народом в память о трагической кончине Александра II. Содержание собора взяло на себя государство.
Так в Санкт-Петербурге появился необычный храм, построенный в неорусском стиле и вызывающий споры и пересуды. Храм получил много восторженных оценок, но были люди, считавшие собор художественным убожеством, архитектурным уродством, которое надо взорвать.
Интерьер собора
Церковь изначально строилась не для традиционных массовых богослужений
Внутри здания привлекает внимание красивая сень – роскошная шатровая конструкция, под которой хранится фрагмент мостовой из булыжника. Это и есть то самое место, где упал раненый Александр ІІ
Изумительное внутренне убранство помещения создавали самые известные русские и немецкие мастера. Они отошли от традиции оформления церквей живописными произведениями искусства. Это связано с сырым климатом Санкт-Петербурга.
Собор декорирован богатейшей коллекцией полудрагоценных камней и самоцветов, а мозаика покрывает все стены и своды храма Спаса на Крови. Ее площадь – более 7 тыс. кв. метров! Здесь даже иконы выполнены из мозаики.
Монументальные изображения набирали «венецианским» способом. Для этого в обратном отображении рисунок сначала копировали на бумагу. Готовую работу разрезали на части, на которые приклеивали смальту, подбирая соответствующие оттенки. Потом, как пазлы, мозаичные блоки собирали и крепили на стену. При таком методе живописный рисунок упрощался.
Иконы же набирали традиционным, «прямым» способом. При таком методе образ почти не отличался от оригинала. Как фон зодчие использовали много смальты золотого цвета. При солнечном освещении она наполняет внутреннее пространство мягким свечением.
История появления
Царь Александра II вошел в историю как «царь-освободитель». Он отменил крепостное право в России и провел ряд реформ, что стало огромным толчком для дальнейшего развития страны, но и спровоцировало усиление революционного движения. Вскоре возникла террористическая организация «Народная воля», которая вступила в борьбу с самодержавием и организовала несколько покушений на Александра II. 1 марта 1881 года Царь был убит.
Спустя несколько лет, на месте его гибели, сын и преемник, Александр III велел возвести собор. Но строительство надолго откладывалось, так как не могли создать подходящий проект. Александр III предъявлял очень серьезные требования: необходимо соответствовать русской традиционной архитектуре, напоминать соборы Ярославля и Москвы, а один из его приделов обязательно должен увековечить память об императоре, погибшего мученической смертью.
Иконы собора
Интерьер собора представляет собой удивительное сочетание мозаичного и каменного убранства. Стены и своды храма покрыты сплошным мозаичным ковром — это и священные изображения, и многочисленные орнаменты. Создание убранства Спаса на крови стало новым этапом в развитии русского монументального мозаичного искусства.
Размещение изображений строго продумано: оно отражает мемориальный характер собора и его посвящение Воскресению Христову. В центральной части храма на синих фонах стен представлен земной путь Спасителя: от иконы Рождества Христова в нижнем регистре южной стены до чудес и исцелений, изображенных на иконах северной стены. Восточная часть выделена золотыми фонами. Над алтарем размещен образ «Спас в силах», или «Христос во славе», удивительная мозаика по эскизу иконописца Н.Н.Харламова. Мозаика показывает Господа во всей полноте Его силы и славы. Окружают Господа Небесные силы: Серафимы с огненными крыльями, Херувимы – с зелеными; с четырех сторон от Христа крылатые символы Евангелистов. Выразительная и лаконичная икона прекрасно вписывается в алтарную апсиду и сразу приковывает взгляд. При парадном освещении и в солнечные дни образ излучает мощное золотое свечение. Фоны набраны золотой смальтой – канторелью, содержащей тонкие пластинки сусального золота внутри стекла.
Легенды собора
Спас на Крови очень многое пережил. Люди стали придумывать о нем различные легенды и искать закономерности его цифр.
1. Легенда о развале СССР
При реставрации храма в 1970 году были установлены строительные леса. Леса вокруг храма стояли так долго, что стали легендой Санкт-Петербурга, так как процесс очень надолго затянулся. В народе шли слухи, что как только уберут эти леса, рухнет весь Советский союз. Удивительно, что к лесам не прикасались десятилетиями, но в 1991 году их разобрали, а августе 1991 года рухнула советская власть.
2. Подводные кресты
По легенде, жители города сняли с собора кресты во времена революции и опустили их на дно канала, чтобы спасти от большевиков. А когда Спас начали реставрировать, то кресты никак не удавалось найти. И случайный прохожий подсказал, где они могут быть. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни на дне.
3. Блокадный морг и хранилище декораций
Советская власть уничтожала памятники церковной архитектуры. Спас на Крови «не представлял никакой художественно-архитектурной ценности» и должен был идти под снос. Говорят, что все уже было готово для взрыва, но грянула война.
Во время войны и блокады Ленинграда храм служил моргом, а потом и хранилищем овощей.
По окончании войны его начали использовать как хранилище декораций Малого оперного театра, так и не вернув религиозную функцию
4. Кровавая мостовая
По легенде, участок мостовой, где пролилась кровь погибшего Императора, находится внутри собора. Александр III приказал оставить его внутри.
5. Числовая символика
Удивительно, что даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота центрального сооружения — 81 метр, что и год гибели императора Александра II – 1881. Второй по выcоте купол — 63 мeтра, что и возрaст смерти императора.
На двадцати памятных табличках, установленных в цоколе храма, обозначены основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. На храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне — гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на крови венчает вызолоченная царская корона.
6. Крупнейшая коллекция мозаик
Собор является настоящим музеем мозаик, ведь под его крышей собрана самая богатая и крупная коллекция работ, над которыми трудились многие знаменитые русские мастера. Напомню, что мозаики — основной декор храма. Из-за обилия настенных узоров открытие храма затянули на долгие 24 года.
7. Таинственная икона
Говорят, что соборе хранится таинственная икона, на которой зашифрованы знаковые даты для истории России: 1917 — год Октябрьской революции, 1941- год начала Великой Отечественной войны, 1953 — год смерти Иосифа Сталина. Но еще более мистическими фактом называют, что есть среди них нечеткие даты, которые только начинают проявляться. Возможно, они относятся к будущему.
8. Легенда о бомбе
В шестидесятых годах, осматривая купола храма, обнаружили единственную бомбу, которая попала в храм. Попала, но не взорвалась. Говорят, что этот храм невозможно разрушить.
9. Защищающий храм
Мистические легенды стали появляться сразу после освящения храма. Люди искренне верили, что новый собор сможет уберечь от бед. Была даже своеобразная молитва-заговор.