Ипатьевский монастырь

История

Согласно одной версии монастырь основан около 1330 года
татарским мурзою Чётом, родоначальником рода Годуновых, бежавшим из
Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в
Москве христианство под именем Захария. В этом месте ему было
видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и
священномучеником Ипатием, результатом которого стало его исцеление
от болезни. В благодарность за исцеление, им на этом месте был
основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы,
затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая
стена.


Vkontakte User @ Vkontakte

Согласно другой версии, монастырь основал в 1275 году князь
Василий Ярославич по прозвищу Квашня, брат Александра Невского,
ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в
Костроме. После смерти князя Василия и упраздения Костромского
княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых.

В XVI веке Годуновы заняли первостепенное место при дворе. В
этот период происходит бурное развитие монастыря. Вместо деревянных
церквей были воздвигнуты величественные сооружения, в том числе
Троицкий собор, вместо деревянных стен построены каменные. В
монастыре была создана мастерская живописи, была создана большая
библиотека книг и рукописей. В библиотеке находится знаменитая
Ипатьевская летопись.


Vkontakte User @ Vkontakte

В кельях монастыря, построенных в 1583 году, более шести лет
жили изгнанные Годуновым Михаил Фёдорович Романов со своей матерью
монахиней Марфой. С приходом к власти династии Романовых
Ипатьевский монастырь приобретает новых могущественных
покровителей. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского
монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство
Михаила Романова. По указу царя Михаила Романова строится Новый
город. Он был обнесён высокими стенами с тремя башнями. Западная
Надвратная башня с восьмигранным каменным шатром, была заложена в
месте, где остановился крестный ход, провожавший Михаила Фёдоровича
в
Москву после его избрания на царство.


Vkontakte User @ Vkontakte

Монастырь занял особое положение как «Колыбель Дома Романовых».
Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою
фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал
своим долгом посетить обитель.

В 1910—1913 годах, по случаю празднования трёхсотлетия дома
Романовых, в Ипатьевском монастыре были произведены значительные по
объёму реставрационные работы. Во время празднования юбилея в 1913
году в монастырь приезжал Николай II и жил в специально построенном
для него деревянном доме, возведённом за стенами монастыря.


Rodrigo.Argenton @ WikiCommons

В монастыре похоронены отец и мать Бориса Годунова, а также Иван
Сусанин. Ипатьевский монастырь знаменит по Ипатьевской летописи и
как место ссылки братьев Лихудов Иоанникия и Софрония.


Alexxx1979 @ WikiCommons

После Октябрьской революции, в 1918 году, монастырь был
упразднён и его материальные ценности национализировали. В 1958
году в Ипатьевском монастыре создан Костромской
историко-архитектурный музей-заповедник. На реставрацию выделены
значительные средства. Работы, произведённые костромской
реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки
от позднейших искажений, вернуть им первоначальный вид.

Выставки и коллекции экспонатов

Музей готовит для выставок несколько коллекций. Постоянно работает экспозиция созданных в разное время икон. Здесь проходят выставки, которые касаются правления и жизни Романовых и значимых событий в истории государства.

Искусство костромских ювелиров

Собрание состоит из вещей XVI-XVIII веков, которые принадлежат Государственному историческому музею и московской оружейной палате. Среди экспонатов выделяются Галичское Евангелие с красочными иллюстрациями, восьмиконечный алтарный крест. Посетители могли осмотреть часть специального шкафчика от чудотворной иконы Богоматери.

Россия. От царя до императора

Экспозицию представили в Брюсселе в 2005 году на фестивале культуры. Она включала 15 предметов, которые православные общины лучили в дар от меценатов. В зале выставили иконы Богоматери Умиление, Святителя Николая Великорецкого и преподобного Сергея Радонежского и плащаницу. Она показывает сцену перенесения тела Христа в гроб.

Православная Русь

Мероприятие ежегодно проводится в Москве 4 ноября. Оно приурочено ко Дню народного единства и иконы Казанской Богоматери. ЦИАМ показывает вещи, которые касались коронации Михаила и его посещений костромских монастырей. Ценными экспонатами считаются иконы в киоте и выносной фонарь.

История российского государства в памятниках Костромы

Экспозиция с такой тематикой появилась в 2007 году. Она отображает эпизоды, которые касаются основания и реставрации памятников Михаила Романова и Ивана Сусанина. Здесь выставлены фотографии Сусанинской площади, портреты царя, наброски и образцы памятника, которые создали в честь 300-летия дома Романовых.

От милосердия к святости

Выставку организовали фонд Святого Андрея Первозванного и Марфо-Мариинская обитель милосердия. Посетители могут узнать о жизни и деятельности Елизаветы Федоровны, которая основала женский монастырь. Мероприятие включает фотографии, письма и открытки Великой Матушки, современные фото Марфо-Мариинской обители.

Иконография образа Богоматери

В 2008 году ЦИАМ представил в музее зарубежного искусства Латвии выставочный проект об образе Марии в иконописи. Экспозиция состояла из 28 предметов, которые считаются шедеврами XVI-XVII веков. Среди них выделяются иконы Богоматерь Одигитрия, Собор Пресвятой Богородицы и Рождество Христово.

Наш Афон

Такое название получила фотовыставка грека Костоса Асимиса. На фото изображены православные святыни горы Афон, большая часть касается Свято-Пантелеймонового монастыря. Для просмотра доступны 60 цветных и 20 черно-белых фото.

Русская иконопись

Музей участвовал в 2010 году в выставках на территории Словакии и Хорватии. Посетители могли оценить шедевры иконописи XV-XIX веков. Экспозиция включала произведения, которыми раньше владели разные монастыри Костромы.

Покров Державы Небесной

Выставка закрылась в январе 2014 года. Ее посвятили окончанию смутного времени и 400-летию царствования Романовых. Посетителям показали предметы церковного искусства и копии документов XVI-XVII веков из Ярославского, Нижегородского и Костромского архивов.

Царь приехал

Открытие состоялось в 2013 году. Выставочный проект связан со 100-летием поездки семьи царя в Поволжье и посещением Костромы последним императором. Экспонатами являлись архивные фото, документы и картины, которые отображали эти события.

Художник Божьей милостью

Выставка в костромском монастыре приурочена к 330-летию росписи Троицкого собора. Она работает с 2015 года. Экспозиция состоит из произведений Гурия Никитина Кинешемцева. Он является автором икон Спас Великий Архиерей, Богоматерь Феодоровская со сказанием, Успение Пресвятой Богородицы и Рождество Христово.

Расцвет Ипатьевского монастыря при Романовых

С приходом к власти династии Романовых Ипатьевскому монастырю уделяется большое внимание. В память о событиях 1613 года русские цари постоянно посещают обитель и делают щедрые пожертвования, считая обитель своей фамильной святыней

Для них в Троицком соборе, по примеру московских храмов в Кремле, было сооружено специальное место.

В 1661 году выполняются работы по восстановлению крепостной стены, поврежденной во время военных действий в 1609 году. Кроме того, стены были надстроены и в некоторых местах они достигли высоты в 11 метров.

Сооружаются и новые строения. Так, в 1642–1643 годах на участке с западной стороны возводится каменная стена с тремя боевыми башнями и двумя воротами. Одна из башен с шатровым куполом была названа «зеленой» по цвету черепичной крыши. Так создается «Новый город».

В 1649 году Троицкая церковь была разрушена в результате взрыва хранившегося здесь пороха. В 1652 году был возведен новый каменный пятикупольный собор, сохранившийся до наших дней.

Информация паломнику

Богослужение в монастыре

Двери костромской святыни открыты для посетителей ежедневно. Режим работы: с 7:00 до 17:00. Расписание богослужений практически не меняется:

  • 7:00 – утренняя Литургия;
  • 17:00 – вечерня.

Помимо служб, паломники могут посетить монастырский музей. Часы его работы такие же, как у обители, но вход платный – 100 р. с человека.
Интересно!
Двери костромской святыни открыты для посетителей ежедневно

Как добраться

Свято-Троицкая пустынь находится по адресу: г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1. Доехать до нее можно маршруткой №8 или автобусом №14 до а/о «Ипатьевская слобода».

Русская земля славится своими православными святынями, многие из которых смогли пережить трудные времена и сохранились до сегодняшних дней. Ипатьевский Свято-Троицкий монастырь – одно из таких чудес, которое по праву называют жемчужиной Костромы.

Современная жизнь монастыря

Банка России, 2003 г.]] 23 ноября 1989 года состоялась первое
после закрытия обители богослужение.


Nino Verde @ WikiCommons

В 1991 была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская
монашеская община.


Olga1969 @ WikiCommons

В сентябре 2002 года полностью сгорела деревянная церковь 1628
года постройки, привезённая из села Спас-Вежи специально для
организации музея .

Настоятель (священноархимандрит) — архиепископ Костромской и
Галичский Александр (Могилёв).


Alexxx1979 @ WikiCommons

Наместник — архимандрит Иоанн (Павлихин) — был назначен Указом
Патриарха Алексия II № 2732 от 13 мая 2004 года.


Alexxx1979 @ WikiCommons

15 мая 2008 года монастырь посетил Президент России Дмитрий
Медведев.

Информация паломнику

Всю необходимую информацию о работе и деятельности костромской мужской обители можно узнать на официальном сайте: www.ipatievsky-monastery.ru.

Богослужение в монастыре

Двери костромской святыни открыты для посетителей ежедневно. Режим работы: с 7:00 до 17:00. Расписание богослужений практически не меняется:

  • 7:00 – утренняя Литургия;
  • 17:00 – вечерня.

Помимо служб, паломники могут посетить монастырский музей. Часы его работы такие же, как у обители, но вход платный – 100 р. с человека.

Интересно!


Двери костромской святыни открыты для посетителей ежедневно

Как добраться

Свято-Троицкая пустынь находится по адресу: г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1. Доехать до нее можно маршруткой №8 или автобусом №14 до а/о «Ипатьевская слобода».

Русская земля славится своими православными святынями, многие из которых смогли пережить трудные времена и сохранились до сегодняшних дней. Ипатьевский Свято-Троицкий монастырь – одно из таких чудес, которое по праву называют жемчужиной Костромы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ипатьевский монастырь в Костроме. Режим работы Ипатьевского монастыря (Кострома)

В монастырь можно попасть с понедельника по воскресенье, с 7 часов утра до 6 часов вечера. Но если конкретной целью является музей, он открыт с 9:00 до 18:00 (1 мая – 30 сентября) и с 10:00 до 17:00 (1 октября – 30 апреля). У монастырского музея один выходной – 1 января. Кстати, за вход в музей платят по 100 руб., а в монастырь можно зайти бесплатно.Кроме режима работы, стоит учесть правила посещения этого религиозного заведения. Итак, запрещено :

  • заходить в монастырь женщинам без головных уборов, с незакрытыми плечами, руками, в короткой и вызывающей одежде;
  • заходить в монастырь мужчинам в майках и шортах, в вызывающей и грязной одежде;
  • заходить, будучи нетрезвым;
  • снимать на фотоаппарат и видеокамеру служителей церкви и вообще в храмах без разрешения наместника монастыря (в музее и на территории разрешат за деньги);
  • шуметь, мусорить, курить и выпивать.

Как добраться

Доехать до обители можно на общественном транспорте, рядом находится остановка «Ипатьевская слобода», до нее довезут:

  • автобусы № 14, 105, 109
  • маршрутные такси № 4, 8, 11, 38.

От остановки до места нужно будет пройти около 800 метров.

Удобно добираться до монастыря на машине, он находится недалеко от центра города, к примеру, расстояние от центральной площади Костромы, Сусанинской, до него составляет примерно 4 км.

Как доехать до монастыря от Сусанинской площади

Еще один вариант — поездка на такси, можно вызвать машину, воспользовавшись такими приложениями, как Яндекс. Такси, Везет, Максим, Taxsee.

Неподалеку от монастыря расположилась еще одна достойная внимания достопримечательность — архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода».

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, видео:

Дальнейшая история монастыря

В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северной стене были сооружены Екатерининские ворота. Построенные в стиле барокко, оформленные триумфальными арками они стали главным въездом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.

В 1837–1863 годах под руководством архитектора Константина Тона проводится реконструкция монастыря. Строятся защитные сооружения от паводков и оформляется фасад обители, возводится пятиглавый храм Рождества Пресвятой Богородицы. Симметрично Зеленой башне в 1841–1863 годах была построена надвратная шатровая церковь Хрисанфа и Дарьи в русско-византийском стиле.

В 1919 году обитель была упразднена, а все главные ценности перевезены в Москву. В 1934 году была уничтожена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. На территории Ипатьевского монастыря размещались детский приют и военные казармы, стадион и танцплощадка.

Первое богослужение после закрытия обители состоялось в 1989 году, а в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община.

Современное состояние и режим посещения

Ипатьевская обитель – действующий епархиальный мужской монастырь, поэтому в нем следует вести себя в соответствие с церковными правилами и традициями. Войти на территорию и посетить Троицкий собор можно бесплатно. Богослужения в монастырских храмах проходят ежедневно в 8.00 и 17.00.

Для посещения музея нужно покупать билеты. В летний период (с 1 мая до 30 сентября) он открыт с 9.00 до 18.00. Зимой (с 1 октября по 20 апреля) – с 10.00 до 17.00. Фото- и видеосъемка на монастырской территории и в музее возможна только на платной основе. А внутри храмов – вообще запрещена. Также не разрешена фото- и видеосъемка монахов и священнослужителей.

Памятная колонна

Ипатьевский монастырь в Костроме режим работы. Ипатьевский монастырь

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. 

В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова. 

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название — «колыбель» Дома Романовых. 

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой», а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс».

В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.

Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.

Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Высокопреосвященнейший Ферапонт, митрополит Костромской и Нерехтский, а его Наместником — игумен Петр (Ерышалов).

Праздники:

День Святой Троицы; 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери; 19 марта / 1 апреля – мучеников Хрисанфа и Дарии; 31 марта / 13 апреля – священномученика Ипатия, епископа Гангрского; Лазарева суббота и 17/30 октября – праведного Лазаря Четверодневного; 26 июня / 9 июля – Тихвинской иконы Божией Матери; 4/17 июля – страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии; 12/25 июля – преподобного Михаила Малеина; 14/27 ноября – апостола Филиппа.

Святыни монастыря

  • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
  • Частица Ризы Господней.
  • Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе).
  • Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
  • Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Тихвинская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.

История обители

Историки считают основателем монастыря татарского мурзу Чету. Именно он в начале XIV столетия заложил первый камень костромской святыни. История о том, как мусульманин принял православие, очень интересна. Дело было, когда принц шел на Москву и остановился переночевать вблизи Костромы. Во сне ему явилась Богородица вместе со святыми Ипатием и Филиппом, а наутро Чет проснулся полностью здоровым, исцелившись от болезни, мучавшей его всю дорогу до столицы. В знак благодарности он пообещал сменить веру, а также основать на месте своего ночлега мужскую обитель.


Ипатьевский монастырь в Костроме

Оставшись на русской земле, татарский мурза выполнил обет. От рода Захария (как теперь звали Чета) впоследствии взяли корни дворянские династии Годуновых и Сабуровых. Потомки основателя Ипатьевского монастыря становились монахами, а по окончании жизни стремились упокоиться за стенами родной обители.

Первый век своего существования лавра жила бедно. Процветание ее началось с приходом к власти династии Годуновых. Царская семья жертвовала большие деньги на расширение пустыни, даровала ей ценные иконы, поставляла самых лучших мастеров и зодчих. Однако в 1608 г. монастырь пострадал от армии Лжедмитрия II, которую удалось выгнать из Костромы только год спустя.

Становление

В феврале 1613 г. на трон взошел Михаил Романов, который принял присягу в Ипатьевской обители перед чудотворным богородичным ликом «Феодоровский». С его приходом к власти лавра вновь начала процветать, а вскоре было принято решение реставрировать поврежденные войском Лжедмитрия II здания.

Над восстановлением костромской пустыни работали лучшие столичные и местные мастера. Территорию монастырского комплекса увеличили практически вдвое, а обитель пополнилась такими постройками, как Новый Град, собор Иоанна Златоуста, храм Животворящей Троицы. Последний удалось сохранить в первоначальном виде по сей день.

Активно расширялась и библиотека Ипатьевского монастыря. К концу XVII столетия она насчитывала уже не одну тысячу церковных рукописей, биографий святых и другой православной литературы. Таким образом, на начало XVIII века костромская мужская обитель являлась самой богатой на Руси не только в материальном, но и духовном плане.


Архивное фото святой обители

Относительный упадок

Во время царствования Петра I экономическое развитие Ипатьевской пустыни пошло на спад. Деньги, которые ранее шли на пожертвование лавре, теперь забирала государственная казна, а большинство монастырских построек переоборудовали под служебные помещения. Несмотря на это, новые здания все же возводились. Также не забывали и о ремонте обветшалых. С легкой царской руки костромская святыня стала архиерейской резиденцией, а главный Троицкий собор приобрел статус кафедрального.

В середине XVIII столетия при мужской обители открыли духовную семинарию, чуть позже возвели храм Рождества Богородицы

Тогда же пустынь посетила Екатерина II, которая обозначила важность лавры для рода Романовых

В 1834 г. по указу Николая II весь монастырский комплекс был обновлен. Восстановительными работами занимался известный зодчий того времени Дмитрий Васильевич Милеев. Реставрации подверглась внутренняя и внешняя отделка всех зданий, а вокруг лавры появилась высокая стена с несколькими башнями.

Период СССР

С приходом к власти большевиков костромскую святыню закрыли, монахов разогнали, а все церковные реликвии передали на хранение краеведческому музею. Монастырские здания перепрофилировали в жилье для рабочего класса. К концу 30-х годов на территории пустыни насчитывалось около 150 квартир, где размещалось порядка 300 семей.

Ближе к середине ХХ столетия мужская лавра стала историческим памятником, а живших здесь людей начали выселять. В 1956 г. обитель открылась для посетителей как музей-заповедник.


Внутренний двор Костромского монастыря

Современное состояние

Первое богослужение после длительного периода застоя состоялось осенью 1989 г., а спустя три года была отслужена Божественная литургия. В 2002 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II наказал ускорить возрождение монашества, а также окончательно вернуть все постройки под контроль лавры.

Последнее событие осуществилось в 2004 г., а уже через год костромская пустынь торжественно принимала гостей по случаю Дня единства народностей Российской Федерации. Тогда же монастырь обрел чудотворные частички Ризы Христовой, после чего начались активные восстановительные работы на всей территории обители.

Основание монастыря: от легенды — к истории

Легенда первая. XIV век. До Куликовской битвы — пятьдесят лет. Влиятельный вельможа, татарский мурза Чет направляется из Золотой Орды в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. Держит путь по Волге, по дороге тяжело заболевает. Кораблям приходится причалить к берегу. Место удобное и красивое: дубовая роща, место впадения реки Костромы в Волгу. Мурза — при смерти. Но тут ему в чудесном явлении предстают Пресвятая Богородица, святой апостол Филипп и священномученик Ипатий Гангрский. Чет усердно молится Божией Матери и святым, получает исцеление от недуга и принимает крещение с именем Захарии. На месте видения он основывает монастырь, строит в нем каменную церковь во имя Живоначальной Троицы, а в память своего чудесного исцеления повелевает написать икону, изображающую удивительное явление. До революции это была широко распространенная версия (см. Описание Костромского Ипатьевского монастыря. М., 1832).

Явление Богоматери с предстоящими апостолом Филиппом и Ипатием Гангрским боярину Захарию Чету. Икона XVI века

Легенда вторая представляет основание обители немного иначе. Тот же Чет, знатный мурза, принял крещение еще в Орде от рук митрополита Петра (впоследствии причисленного к лику святых) и уже потом, прознав, что великий князь Московский собирает в свое княжество на службу именитых людей, отправился по рекам в Москву к Ивану Калите. Не доезжая до Костромы, очарованный пейзажами, причалил к берегу передохнуть. Место его остановки — Мерский стан (от названия местных племён — «меря»). Здесь случилось Чету-Захарии видение Богородицы и святых Филиппа и Ипатия, и, желая просветить светом Христовой веры местных язычников, он основал здесь обитель.

Существуют и другие версии, например, что мурза получил крещение и благословение на основание монастыря уже в Москве. И даже такое: не был Чет никаким мурзой, а был или одним из местных — костромским мерянином, или русским боярским сыном, прибывшим на Кострому из галицких земель.

В 40-х годах прошлого века известный историк, академик С. Б. Веселовский подверг сомнению эти легенды. Он утверждал, что Чет — фигура мифическая, а основан монастырь был в конце XIII века — скорее всего, костромским князем Василием Ярославичем, братом князя Александра Невского (см. Веселовский С. Б. Из истории древнерусского землевладения. Род Дмитрия Александровича Зернова (Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы) // Исторические записки. Т.18. М., 1946).

Ипатьевский монастырь, вид около 1613 г. Реконструкция XIX века

Некоторые современные историки полагают, что монастырь основали новгородцы и еще раньше — в первой половине XIII века. Обосновывают это, в частности, тем, что на тот момент нигде на Руси, кроме Великого Новгорода, не было храмов в честь святого Ипатия Гангрского, значит, считают они, монастырь, скорее всего, основал какой-то богомольный новгородский боярин.

Как бы то ни было, в первой половине XIV века у впадения Костромы в Волгу уже стояли бревенчатые строения, в том числе первая деревянная церковь Живоначальной Троицы, их обнесли дубовыми стенами, а от основателя Ипатьевского монастыря пошли несколько значимых для истории Российского государства боярских и даже царских родов. В пятом поколении рода Чета-Захарии (один Бог знает, существовавшего в действительности или нет) родились два брата, принявшие разные фамилии — по прозвищам: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун. От них пошли знаменитые роды — Сабуровы и Годуновы. Многие их представители погребены в стенах Ипатьевского монастыря, некоторые приняли здесь монашеский постриг. Кроме того, от того же костромского корня пошли знатные русские фамилии Зерновы, Шеины, Вельяминовы… Потомки Захарии-Чета дали России двух царей — Бориса и Федора Годуновых, царицу Ирину Годунову, великую княгиню Соломонию Сабурову и царевну Евдокию Сабурову.

2

Какая историческая версия вам ближе?

Существует несколько версий возникновения этого истинного украшения города. По одной, Ипатьевский монастырь основал брат великого князя Александра Невского, князь Владимир Ярославич в 1275 году, живший тогда в Костроме.

По другой же, более распространённой легенде, обитель основал в 1330 году татарский мурза Чет. Вопреки бытующему мнению, с татарами нас связывали не всегда только негативные отношения, были среди них и те, кто любил и уважал Русь.

А дело было так. Знатный вельможа Золотой Орды мурза Чет направлялся в Москву, к месту своей службы у Ивана Калиты. Приболев и устав с дороги, остановился он в понравившейся ему костромской дубовой рощице отдохнуть.

Во сне увидел Чет Божью Матерь с апостолом Филиппом и святым Ипатием Гангрским, которые и вылечили его от болезни. В память об этом чуде и в благодарность за исцеление он на свои деньги поставил храм в этом месте.

Чуть позже вельможа Чет принял православие и, крестившись, взял себе имя Захарий. Это был родоначальник позже ставших очень знаменитыми двух родов Годуновых и Сабуровых. Все потомки Чета потом очень часто приезжали в монастырь, жертвовали здесь много денег и земель. А некоторые даже стали монахами обители.

Почти все завещали похоронить себя на монастырской земле, на кладбище монастыря. И со временем образовалось здесь 3 усыпальницы с 52 захоронениями его знаменитых потомков. До наших дней неразрушенной сохранилась всего лишь одна.

Некрополь бояр Годуновых формировался на протяжении четырех столетий, начиная с конца 13 века. Первыми в усыпальнице были погребены основатель рода Захарий, который до принятия православия был известен как татарин мурза Чет, и его сын Александр.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: