Богоявленско-анастасиин монастырь

Как добраться, где находится

Расписание богослужений:

  • 7:30 — Полунощница, Часы, Божественная Литургия;
  • 17:00 — Вечерня и Утреня

Адрес монастыря: город Кострома, Богоявленская улица (или ул. Симановского), дом 26. По городу можно проехать на автобусе 2 до остановки «Кафедральный собор», а можно и на троллейбусе 2 или 7 до остановки с названием «Улица Пятницкая».

Координаты: 57.77295, 40.92429.

Вы можете найти все достопримечательности Костромы на карте города (ее можно увеличить, нажав на «+», чтобы лучше рассмотреть территорию).

Для спокойного путешествия мы решили остановиться на 3 дня в Костроме в квартире, которую забронировали на сайте посуточного жилья и остались очень довольны как хозяйкой, так и квартирой! Можно присмотреть гостиницу или апартаменты, используя, например, сервис Booking. Вариантов проживания в Костроме — множество!

Наша поездка в Богоявленский монастырь Костромы состоялась 17 июля 2021 года. Мы заехали сюда после прогулки в музее деревянного зодчества под открытым небом, который именуется Костромская Слобода.

Завтра утром мы планируем заехать в усадьбу Следово, которая находится недалеко от Костромы. А вы готовы продолжить прогулку вместе с нами? Тогда Вперед!

Другие достопримечательности Костромской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

Как доехать до Ипатьевского монастыря

Монастырь расположен в Ипатьевской слободе, на ул. Просвещения, 1.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги и повернуть на ул. Советская. По ней, проспекту Текстильщиков и ул. Островского следует подъехать к автомобильному мосту через приток Волги — реку Кострому. Ипатьевская слобода расположена на правом берегу реки Кострома, и к ней ведет Береговая улица.

Вид на Новый город Ипатьевского монастыря

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. От городского автовокзала до монастыря ходят автобус и маршрутное такси № 14. Также до Ипатьевской слободы доходят маршрутные автобусы № 4, 8, 11 и 38.

Рейтинг достопримечательности:

← КОСТРОМА КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →

Современное состояние

В Богоявленско-Анастасиином соборе власть предполагала устроить органный зал. Но после упорной борьбы в 1990 г. она передала Церкви развалины собора, годом спустя – Смоленскую церковь и трапезный корпус. 18 августа 1991 г. в Богоявленско-Анастасиин собор, ещё не восстановленный, но уже ставший кафедральным, перенесли из церкви Воскресения на Дебре главную святыню Костромы чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери.

Первой настоятельницей монастыря стала игумения Иннокентия. Когда в 1972 г. она с матерью была в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, старец Иоанн (Крестьянкин) неожиданно сказал ей на прощанье: «Приедете домой – сделайте игуменский посох». Восемнадцатилетняя девушка послушалась старца. Для кого этот посох, она узнала лишь в 1991 г.

Надгробие преподобного Никиты

Только мусора пришлось вывезти более 200 грузовиков. Но даже когда ещё на восстановление монастыря не хватало денег, игумения Иннокентия открыла богадельню для старушек имени св. Марии Магдалины (в 1992) и приют для бездомных девочек имени святого праведного Иоанна Кронштадтского (в 1993). Материальные и духовные плоды такой веры налицо. Пусть иконостас покрыт не золотом, а белой краской, но Богоявленско-Анастасиин и Смоленский храмы восстановлены и действуют. Чудотворную настенную икону-фреску Смоленско-Костромскую икону Божией Матери (1672), уцелевшую в двух пожарах, удалось очистить и от наслоений советского времени. Больше сорока старушек и инвалидов спасены от голодной смерти, и десятки сирот согреты любовью монахинь. Семь сестёр из Богоявленско-Анастасииного монастыря стали настоятельницами других возрождаемых женских обителей.

С лета 2000 г. мироточит икона Сергия Радонежского и 7 других икон. В алтаре Богоявленско-Анастасииного собора находится небольшой складень-мощевик (точная копия подлинника, хранящегося ныне в Церковном музее в Ипатьевском монастыре), в котором кроме мощей святых, имеются частицы Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы. Ещё одной святыней, находящейся в соборе, является величественный крест с частицами мощей 278 святых из Богородицкого Игрицко-Песоченского монастыря. В раке, установленной рядом с киотом чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, почивают ныне святые мощи старца Тимона Надеевского – ученика и духовного другавеликого святого Русской земли прп Серафима Соровского. Мощи старца Тимона были обретены на месте его блаженного упокоения в бывшей Николо-Надеевской пустыни Костромской епархии.

В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При обители действуют богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вместе со старушками и девочками в монастыре насчитывается более 100 насельниц. Возрождается прежняя традиция совершать крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой через весь город, на который 16/29 авг. собираются более 10 тыс. людей из разных областей и весей.

НАСТОЯТЕЛЬСКИЙ (ВОСТОЧНЫЙ) КОРПУС БОГОЯВЛЕНСКО-АНАСТАСИИНА МОНАСТЫРЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Богоявленско-Анастасиин монастырь. Южное плечо Настоятельского корпуса
после реставрации. Фото В. Шелёмина. 2005 г.

Неотъемлемой частью архитектурного ансамбля
Богоявленско-Анастасиина монастыря является Настоятельский,
или Восточный, корпус – кирпичное
двухэтажное здание, имеющее в плане форму глаголя,
протянувшееся с севера на юг, позади апсид Богоявленского
собора. Главному фасаду соответствовало
его короткое плечо, обращённое на юг. Вырази тельное
по силуэту, оно имело с этой стороны размещённые
по углам две башенные восьмигранные
надстройки, увенчанные куполами. В левой, юго-западной
части корпуса размещались нарядно оформленный
зал – трапезная, и двусветная гостиная – место
приёма наиболее почётных гостей (императоров,
великих князей, церковных иерархов). Назначение

юго-восточной части здания, также отмеченного
купольной надстройкой, не вполне ясно. Скорее
всего, здесь мог размещаться домовый храм.
В центре южного крыла была парадная лестница,
отмеченная на фасаде кирпичным гранёным
тамбуром.

Со стороны западного фасада прежде существовал
воздушный переход в северную галерею Богоявленского
собора.

Настоятельский корпус построен в 1867–1871 гг.
Переданный после революции под жильё рабочих текстильщиков,
обезображенный снаружи и внутри,
он лишился угловых башенных надстроек и тамбура
на южном фасаде.

Богоявленско-Анастасиин
монастырь.
На переднем плане –
левая часть южного плеча
Настоятельского корпуса.
Фото Б. Акулова. 2000

Текст датирован 29 декабря 1999 г. // Архив автора. Публикуется впервые. (Прим. ред.)

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края

Настоятельский (восточный) корпус Богоявленско-Анастасиина монастыря

Богоявленско-Анастасиин монастырь. Западное плечо Настоятельского корпуса
после реставрации. Фото 2010 г.

Деятельность прихода

Богоявленско-Анастасиин монастырь сегодня действует. В нем проживают около ста монахинь. В обители разместилась Духовная семинария и управление Костромской епархией.

Для пожилых одиноких людей открыли богадельню. Также учрежден приют для девочек-сирот, которые там проживают и получают образование.


Смоленская церковь монастыря

Паломники и туристы не имеют права посещать внутреннюю территорию обители. Допускается вход только в наружные двери собора и часовен. Желающие могут остановиться в двух гостиницах, которые специально построили для паломнических групп и священнослужителей, приехавших посетить монастырь.

Окрестности

Пригород Костромы также богат достопримечательностями и красивыми пейзажами. Если у туристов имеется свободное время, необходимо обязательно выехать за пределы города и посетить некоторые окрестные объекты и села Костромы.

Лосиная ферма

Лосиная ферма располагается в Сумароково. Это российской
хозяйство, где регулярно производят лосиное молоко. Сегодня питомник имеет
статус научного учреждения. Помимо этого лосиную ферму считают одной из главных
достопримечательностей города. Сегодня на ее территории проживает более 40
животных.

Лосиная ферма

Дендропарк

Дендропарк Костромы находится в самом конце ул. Ленина на севере Фабричного района у СНТ Северный, Весна, Лесовод.

Идея создания принадлежит академику ВАСХНИЛ А. С. Яблокову. Работы начались в 1974 году. С тех пор на територии в 30 гектаров был высажен лес из 11 видов хвойных деревьев, в центре которого находится 2 небольших озера.

Инфраструктура в дендропарке отсутствует. Однако, каждый приезжий может насладиться неспешными прогулками по лесным тропинкам и чистым воздухом.

Заповедник «Кологривинский лес»

Лес находится в Кологривском районе, отсюда он и получил
свое название. На его территории сохранился еловый массив, который никогда не
подвергался природным пожарам. В лесу растут деревья высотой до 45 метров,
которым на сегодня насчитывается порядка 400 лет.

Заказник «Кологривинская пойма»

Ежегодно на Кологривинской пойме, находящейся на реке Унжи,
останавливаются стаи диких гусей, которые отправляются в тундру, чтобы выводить
потомство. Согласно статистике, каждый год здесь останавливается порядка 50
тыс. птиц. Подобные явления достаточно редки для РФ. Поэтому этот природный объект
получил статус государственного заказника.

Развитие и процветание

Всего в результате пожертвований богатых боярских семей земельные владения обители к концу XVI века увеличились более, чем в четыре раза. Особенно значительные вклады делают представители рода Годуновых. С 1586 по 1591 год Дмитрий Иванович Годунов, дядя будущего царя Бориса Годунова, пожертвовал на строительство обители около 1000 рублей деньгами и несколько сел и деревень. На эти средства были возведены многие строения, в том числе:

  • Троицкий собор. Троицкая церковь была сооружена в 1590 году, ставшая главным храмом обители
  • Крепостная стена. Первая каменная крепостная стена была построена в 1586 году по приказу царя Феодора Ивановича, их протяженность составила 518 метров. Крепостная стена имела четыре башни и пять въездных ворот, особое место среди которых занимали Святые парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Эта церковь была возведена в честь святых царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины
  • Звонница. В 1586–1590 годах построена каменная звонница с круглым верхом, которая простояла почти два столетия и была разобрана в 1812 году.  Сохранившаяся до нашего времени звонница была возведена в 1603 году. Она расположена рядом с Троицким собором, ее высота составляет около 30 метров.

Возводились также кельи и хозяйственные постройки.

Кроме денежных средств, представители рода Годуновых делали многочисленные пожертвования в виде церковных книг и утвари, организовали мастерскую живописи и библиотеку для книг и рукописей.

Вместе с тем, укрываться в этой мощной крепости пришлось не семейству Годуновых, а их политическим противникам.

История

Храмы монастыря Костромы стали одними из первых каменных храмов Костромы: новый Богоявленский собор был освящён в 1565 г. В 1569 г. Иоанн Грозный перебил братию монастыря во главе с игуменом за то, что они радушно встретили проезжего князя Старицкого Владимира Андреевича, не ведая, что тому суждено попасть в царскую немилость.

В 1608 г. за стенами монастыря мужественно отбивались монахи вместе с горожанами и монастырскими крестьянами. Осада длилась больше полумесяца. Поляки убили 38 крестьян. 11 монахов заперлись в монастыре, желая скорее умереть, чем сдаться врагу. Память преподобных Трифиллия, Макария, Савватия, Финогена, Варлаама, Дионисия, Иова, Кирилла, Максима, Иоасафа, Гурия, убитых поляками, празднуется 15 (29) сентября, в один день с памятью прп. Никиты.

В 1612 г. в Богоявленском монастыре молились князь Димитрий Пожарский и воины русского ополчения, шедшие из Нижнего Новгорода освобождать Москву.

Богоявленский Анастасиев монастырь в Костроме, после 1865 г

С XVII в. обители помогал боярский род Салтыковых, которые устроили в монастыре фамильный некрополь. Во многом благодаря им в 1610 г. освятили новую каменную церковь Иоанна Богослова, около 1618 г. – Трёхсвятительскую церковь, к Богоявленскому собору пристроили Никольский храм, в 1620-е гг. возвели звонницу. В 1642-1648 гг. деревянная стена была заменена каменной.

В результате петровских и екатерининских реформ монастырь пришёл в упадок. В 1814 г., когда в стенах обители была открыта духовная семинария, в монастыре осталось лишь около десятка монахов. Тогда как в семинарии училось 500-600 человек. Одним из ректоров семинарии был прп. Макарий (Глухарёв), будущий просветитель Алтая. Благодаря ему в 1824-1825 гг. юго-западная башня монастыря с написанной на ней в 1672 г. надвратной чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в Смоленскую церковь.

Во время пожара 1847 г. народ со слезами молился в монастыре перед Смоленской иконой Божией Матери о спасении города. Но город сгорел. Смоленский храм остался едва ли не единственной постройкой монастыря, которая почти не пострадала.

Монастырь Костромы закрыли. Были разрушены временем и разобраны людьми несколько башен и храмов (из башен сохранилась лишь одна, перестроенная в колокольню), намеревались разобрать и Богоявленский собор. Слава Богу, в 1863 г. было принято решение присоединить остатки обители к соседнему Анастасииному Крестовоздвиженскому женскому монастырю, основанному около 1400 г., возможно, дочерью Димитрия Донского Анастасией. (Имя Анастасия в названии монастыря принадлежит преподобномученице Анастасии Римляныне.)

Звонница в обители, переделанная из башни (1860)

Так образовался новый, Богоявленско-Анастасиин монастырь. Его игумении Марии (Давыдовой) и сёстрам обители предстоял тяжёлый труд по восстановлению. Средства собирали не только в Костромской губернии, но и далеко за её пределами. К 1869 г. к Богоявленскому собору был пристроен «новый собор» из красного кирпича. Старый собор теперь находится в алтарной части, а весь собор носит имя Богоявленско-Анастасииного. Отремонтировали и Никольскую церковь.

Игумения Мария открыла в монастыре благотворительные заведения: училище для бедных девиц, первую в России лечебницу для селян и фельдшерские курсы. Во время русско-турецкой войны действовал лазарет для раненых воинов. Возобновили лазарет в Первую мировую (1914).

Посещая Кострому, Романовы не обходили своим вниманием и Богоявленско-Анастасиин монастырь. В 1619 г

здесь побывал Михаил Романов. Были Александр III и Николай II. Дважды посетил обитель святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1902 г., отслужив литургию в соборе, он сказал: «Много я ездил по святой Руси, но такого прекрасного, такого благолепного храма не видел».

В 1919 г. большевики закрыли обитель и устроили в ней рабочий посёлок «Безбожник». Закрыть тогда же Богоявленский собор они не смогли из-за протестов народа. С 1918 по 1922 г. здесь служил протодиаконом священномученик Василий Разумов, расстрелянный в 1937 г.

Собор был закрыт в 1925 г. и отдан под архив. К 1928 г. разобрали на кирпич большинство стен и башен монастыря. Газета писала о благодарности людей за разрушение монастыря: «Пожилая женщина развешивает бельё по протянутой верёвке:

– Ишь, без стены-то и сохнет скорее. Просторно стало и светло».

В 1936 г. разрушили Никольскую церковь, кладбище, засыпали пруд. В 1982 г. государственный архив, расположенный здесь, сгорел вместе с собором.

Троицкий собор

В 1685 году под руководством выдающихся мастеров древнерусской живописи Гурия Никитина и Силы Савина Троицкий собор был расписан. Фрески собора — это одно из замечательных произведений фресковой живописи второй половины XVII века, известные своим уникальным исполнением и разнообразием сюжетов.

Фрески покрывают почти всю поверхность сводов и стен, а также столбы и барабан храма. Здесь можно увидеть более 80-ти композиций, каждая из которых имеет свой сюжет.

  • На самом верхнем ярусе изображены сюжеты, славящие Пресвятую Троицу
  • На втором и третьем ярусах рассказывается об истории Христа
  • Нижний ярус посвящен деяниям святых апостолов

В церкви Вы увидите уникальные картины с изображением событий, происходящих во дворцах и сказочных палатах, роскошных рощах и благоухающих лугах. Росписи изображают людей, которые заняты самыми обычными мирскими делами: они читают книги и строят жилища, крестят детей и пекут домашний хлеб, бегут от врагов и пожаров, веселятся и грустят. Внутри на столбах изображены русские князья.

В середине XVIII века резчиками под руководством мастеров Быкова Макара и Золотарева Петра был создан великолепный пятиярусный иконостас, выполненный из липы и покрытый позолотой.

Самой большой популярностью в Троицком соборе пользуется Тихвинская икона, занимающая центральное место в иконостасе. Это точная копия знаменитой иконы Тихвинской Богоматери, в чудотворную силу которой верят многие прихожане. Чтобы подойти к Тихвинской иконе в праздничные дни, верующим приходится выстоять в длинной очереди.

Смутное время и подвиг Ивана Сусанина

В смутное время (1598–1614 годы) наступили трудные дни для Ипатьевского монастыря. Архимандрит Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года принесли присягу Лжедмитрию II и с этого времени обитель оккупировали их сторонники.

В феврале 1609 года костромичи приступили к осаде крепости, но взять ее сразу не удалось. Отряд самозванца был выбит из монастыря лишь летом того же года, после того, как к крепости подошло войско Василия Шуйского.

Во время штурма была взорвана крепостная стена, в результате чего пострадали надвратные церкви и Троицкий собор.

Но преодолеть смуту в то время не удалось и перемены наступили позже. Лишь после того, как было создано второе земское ополчение, возглавляемое Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, Москва была освобождена от иностранных интервентов. В феврале 1613 года на Земском соборе в Москве был избран новый царь — Михаил Романов.

В это время Михаила в столице не было, он находился вместе с матерью, старицей Марфой, в своем имении, в селе Домнине в Костромском крае. Из Москвы в Кострому направилось посольство. Поляки, узнавшие об избрании царем Михаила, решили захватить его. Чтобы найти дорогу в село Домнино, они взяли проводника.

Ценой своей жизни костромской крестьянин Иван Сусанин завел врагов в противоположную сторону и тем самым спас щестнадцатилетнего царя. Узнав об опасности, Михаил с матерью скрылись в Ипатьевском монастыре, куда прибыли послы и сообщили ему об избрании его на царство.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: