Монастырь оптина пустынь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Как добраться до Оптиной Пустыни

Помимо организованных экскурсий, до Оптиной пустыни можно добраться и другими путями.

На электричке

Вариант не самый удачный, но с пересадкой в деревне Сухиничи до Козельска из Калуги можно доехать на электричке. Пересаживаться придется на другую электричку, которая ходит всего дважды в сутки (утром и вечером), а автобусы между пунктами не курсируют.

Маргарита Кушниренко

На автобусе

Из Калуги в Козельск часто ездят местные автобусы, дорога занимает 1,5–2 часа. Узнать точное время и цену поездки можно на ресурсе Яндекс. Расписания. Когда окажетесь в Козельске — трудности не кончатся, общественный транспорт до Оптиной пустыни не идет. Можно воспользоваться услугами такси. Такси-сервис Rush единственный в Козельске.

На машине из Калуги

Путь из Калуги до Оптиной пустыни на машине составляет чуть больше часа — около 75 км. Ехать следует по Центральной улице, всегда прямо. В середине пути будет село Перемышль, далее, минув еще 4 деревни, вы окажетесь около Козельска. Не заезжая в него, нужно проехать по кольцу и через реку Жиздра, свернув затем на Оптинское шоссе.

Маршрут из Калуги в деревню Оптина Пустынь — Яндекс. Карты

Из Москвы

Общественный транспорт из Москвы до Оптиной Пустыни в Калужской области — рейсовые автобусы, курсирующие по маршруту Москва — Козельск. Отправление — от автостанции Теплый Стан. В течение дня рейсов несколько, время в пути — чуть больше 5 часов. Расстояние до Оптиной Пустыни от Москвы — около 260 км по автомобильным дорогам.

Видеообзор над монастырем Оптина пустынь

Современное состояние монастыря

Введенский собор

Сразу после передачи обители церкви, началось ее восстановление. Возглавил работы старец Илий. Речь шла не только о возвращении храмам их первоначального вида, но и о духовном возрождении обители, о возвращении Оптиной ее значения как важнейшего центра православия.

Сегодня на территории располагается 8 действующих церквей в прекрасном состоянии. Восстановлены, помимо храмов, и другие постройки:

  • Введенский собор является главным храмом монастыря. Рака со святыми мощами преподобного Амвросия расположена в северном пределе, рака со святыми мощами о. Нектария — в трапезной;
  • Владимирский храм был построен заново на месте не сохранившегося больничного храма. Этот храм-усыпальница семи великих старцев обители: Льва, Макария, Илариона, Анатолия, Иосифа, Варсонофия, Анатолия;
  • Восстановлен и скит, где жили оптинские старцы. Но доступ в него закрыт для всех, кроме иноков, служащих богослужения день и ночь;
  • Лазаретная башня соседствует с больничным корпусом. Здесь на сегодняшний день открыта гостиница для паломников.

А как же старцы? Есть ли они сегодня в обители?

Это интересно: старец Илия, проживший в обители 20 лет, сегодня является духовником святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, духовником Троице-Сергиевой лавры и Оптиной Пустыни. Учитывая почтенный возраст старца – ему 85 лет – и обремененность делами духовника, он практически неуловим и недоступен для простых людей.

Но слава обители по-прежнему велика. Сюда стремятся паломники, верующие, желающие стать трудниками монастыря, в поисках покоя и смысла жизни. С 14 июля 2018 года наместником монастыря является епископ Можайский Леонид.

Подворья

Оптина пустынь имеет несколько подворий, находящихся в разных городах страны:

  1. В Москве находится Храм апостолов Петра и Павла. Подворье устраивает паломнические экскурсии в монастырь, служит местом проведения богослужений и церковно-образовательным центром.
  2. В Санкт-Петербурге находится Успенское подворье — Храм Успения Богородицы. Славится выступлениями мужских хоров и просветительской деятельностью в Институте религиоведения и церковных наук.

У монастыря Оптина пустынь есть свое толкование Священного Писания, которое можно посмотреть на официальном сайте.

Маргарита Кушниренко

Что обязательно нужно посетить и увидеть

Мощи о. Амвросия и о. Нектария

К сожалению, из-за трагической истории монастыря старых построек на его территории почти не осталось. Все пришлось восстанавливать заново, практически из руин. И все же здесь есть очень много важных святынь, посмотреть на которые будет полезно и интересно даже неверующему человеку.

Монахи обители сделали очень много для возвращения духовности этому святому месту. Это чувствует любой человек, независимо от веры, оказавшийся здесь.

Итак, что же стоит посетить:

Приехав в обитель, надо обязательно побывать на службе в главном Введенском соборе. Особенно торжественны службы во время церковных праздников, а также в Дни памяти великих оптинских старцев. В храме можно поклониться мощам о. Амвросия и о. Нектария, помолиться, просто постоять или поставить свечку у чудотворной иконы Казанской Божьей матери, которая находится справа от алтаря;

Имейте в виду: территория скита закрыта для посетителей, но пройти дорогой, по которой старцы ходили на молитву, значит какой-то степени проникнуть в их мир.

Владимирская церковь

  • За Введенским собором расположена Владимирская церковь с маленьким синего цвета со звездами куполом. Здесь находятся мощи шести великих старцев Оптиной;
  • Святые монастырские источники славятся многочисленными исцелениями и чудесами. Три источника Оптиной не исключение:
  • Один из них, самый знаменитый, расположен на территории обители, в честь Пафнутия Боровского Чудотворца;
  • Источник в честь о. Амвросия находится недалеко от скита;
  • Третий источник в честь Сергия Радонежского — сероводородный. Он был недавно вновь открыт монахами. Здесь есть купальня, погружение в воды которой дает необыкновенный прилив сил.

Из любого источника стоит не только попить святой воды, но и взять её домой. Святая вода будет стоять долго. Её нужно пить по утрам, прочитав особую молитву перед принятием святой воды, или в случае болезни членов семьи. Но всё нужно делать с верой. А сколько людей обрело веру, благодаря посещению Оптиной пустыни, наверное, и не сосчитать…

Создание Оптиной

Дата основания Свято-Введенского монастыря неизвестна до сих пор. На эту тему существует только несколько догадок. Наиболее раннее по времени предположение относит возникновение монастыря к временам князя Серпуховского Владимира Храброго, бывшего очень религиозным человеком. Возможно, что он, будучи монахолюбивым князем, разрешил построить на берегу Жиздры первоначальный скит.

Другая версия относится к немного более поздним временам – началу XV века, утверждая, что основателем монастыря выступил раскаявшийся разбойник Опта (Оптия в церковной транскрипции). Придя в монашество, он принял имя Макарий, почему Оптину пустынь часто называли Макарьевской. Предполагается, что от имени Опты и пошло наименование монастыря.

Правда, подобному утверждению противостоит другая версия возникновения названия, которая исходит от способа жизни здешних монахов. До начала XVI века на его территории, управляемой единым духовным руководителем, подвизались вместе старцы и старицы. В те времена такие совместные для монахов и монахинь обители, носили название общих или оптиных.

Вероятнее всего, объединенная группа неизвестных отшельников, искавшая для совершения подвигов безлюдный район, выбрала для этого в вековом лесу глухое место, находившееся тогда у пограничной с Польшей территории, далеко от действующего жилья. Неудобное для хлебопашества и поэтому никому не нужное место тогда никому не принадлежало, что позволяло отшельникам сосредоточиться исключительно на религии.

Подобное совместное сосуществование продолжалось целый век или даже более. Однако Собор 1504 года запретил подобное сожительство. С этого момента Оптина пустынь стала исключительно мужским монастырем.

Первыми документами, неопровержимо свидетельствующими о монастыре, стали списки времен первого Романова – царя Михаила Федоровича. В документах 1628 — 1631 годов монастырь назван «государевым богомольем».

Расцвет

Настоящий расцвет начался в этих местах в конце XVIII столетия, когда здесь закончилось строительство Введенского собора. Согласно разработанному плану вокруг него впоследствии были возведены Казанская церковь (1811), Владимирская колокольня (1804 ), деревянный Иоанно-Предтеченский скит (1822), церковь Марии Египетской (1858).

Все постройки были особым образом расположены на почти квадратной в плане территории монастыря. В центре площади – место центрального храма Введенского собора. Остальные строения были крестообразно размещены вокруг него: на севере – церковь Марии Египетской, на востоке – Владимирская церковь, на юге – Казанская церковь, на западе – Владимирская колокольня. В 2007-2009 годах на территории Оптиной пустыни была возведена еще одна церковь – Спаса Преображения.

За монастырской рощей располагается скит, в который для простых мирян вход закрыт. Здесь происходят круглосуточные богослужения. Когда скит обустраивался, лес вокруг него было запрещено рубить. Деревянная Иоанно-Предтеченская церковь была сделана только из деревьев, стоявших на месте нынешнего религиозного сооружения.

В монастырь приезжали писатели Гоголь и Достоевский. Домики, в которых они останавливались, сохранились до настоящего времени.

В наши дни

Территория по периметру обнесена высокой каменной оградой, украшенной 7 башнями. В большинстве храмов находятся святые мощи Оптинских старцев. Выстроенная в готическом стиле колокольня возвышается более чем на 40 метров. В настоящее время на землях Оптиной пустыни действуют 8 храмов. Четыре из них, считающиеся главными, всегда открыты для посетителей .

Монастырь Оптина пустынь, возродившая свою деятельность в 1987 году, стала для миллионов православных россиян одним из наиболее почитаемых культовых заведений.

Что это за место?

Оптина пустынь – мужской монастырь, построенный в XVIII веке вблизи города Козельск в Калужской области. Здесь сформировался особый вид монашества – старчество. В писании говорится, что они были рассудительными и прозорливыми. Служители обладали даром исцеления – сотни селян приезжали к ним на протяжении столетия – просили о помощи, исцелении и духовном очищении.

Сегодня монастырь представляет собой комплекс храмовых построек, образующих в плане квадрат. Главная церковь – собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. Остальные храмы построены крестообразно по отношению к главной постройке. В монастыре сооружен скит для круглосуточных молитв. На территории монастыря сохранились дома, где жили великие писатели Достоевский и Гоголь.

Пустынь интересна своей необычной архитектурой, внутренним устройством и тишиной, позволяющей сблизиться с Богом, задать ему вопросы и найти интересующие ответы.

Церковь Марии Египетской

Храм в честь прп. Илариона Великого был построен в 1874 году, он расположен вне стен монастыря, в одном здании с гостиницей и паломнической трапезной, в нем совершаются крещение и отпевание усопших.

Также в Оптиной пустыни находятся следующие храмы:

  • Храм в честь св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском скиту. Паломники допускаются на богослужения только в престольные праздники скита
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» расположен территории подсобного хозяйства монастыря
  • Храм в честь св. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского с храмом в честь Архангела Михаила находится в нижнем полуподвальном помещении на территории Иоанно-Предтеченского скита
  • Храм в честь Всех Святых расположен на бывшем монастырском кладбище за оградой монастыря
  • Храм в честь Преображения Господня заложен в 2005 году Святейшим Патриархом Алексием II.

Краткая история монастыря

На современной территории Калужской области люди жили очень давно. Археологи во время раскопок нашли стоянки людей каменного века. Козельск упоминается в летописях уже в 1146 году.

Небольшой город прославился беспрецедентным отпором татаро-монголам в 1238 году. Семь недель огромное войско не могло взять Козельск. После его взятия городок был сожжен дотла и превращен в пустошь, славные воины и жители убиты.

История монастыря начинается гораздо позже. Точная дата основания монастыря неизвестна, но в 1625 году он уже существовал. Уединенное, безлюдное место среди леса выбрали для монастыря отшельники. В 17 веке здесь были только кельи монахов, да деревянная церковь. В это же время был построен Введенский собор.

Во время правления Петра I монахов почти лишили средств к существованию, отобрав мельницу, переправу через реку, запретили осуществлять ловлю рыбы. А потом монастырь решено было закрыть, правда, не действовал он только 2 года, недолго была пуста обитель.

Митрополит московский Платон

Митрополит московский Платон и Калужский епископ Филарет сыграли огромную роль в возрождении монастыря.

Важно знать: велика роль отца Авраамия, назначенного настоятелем Оптиной пустыни. Именно он ввел в обители тот уклад, который просуществовал до 20 века — времени закрытия обители.. Его забота о материальном благополучии монастыря, ремонте обветшавших церковных сооружений, привлечении верующих из окрестностей за долгие годы его деятельности сделали монастырь известным не только в Калужской губернии, но и за ее пределами

Его забота о материальном благополучии монастыря, ремонте обветшавших церковных сооружений, привлечении верующих из окрестностей за долгие годы его деятельности сделали монастырь известным не только в Калужской губернии, но и за ее пределами.

Московский митрополит Филарет

Важнейшим периодом в жизни Оптиной Пустыни стало время, когда московским митрополитом стал Филарет. Несмотря на высокий духовный сан, Филарет любил тихую, безмолвную жизнь, и поэтому покровительствовал монастырю, часто его посещал.

Обратите внимание: при Филарете в километре от монастыря был построен скит Иоанна Предтечи, который стал местом жизни всех старцев Оптиной Пустыни.

О старчестве на Руси написано множество книг. Это уникальное, чисто русское явление, восходит ко временам Сергия Радонежского. Старец, как правило, священник – монах, который осуществляет духовное руководство и наставничество над людьми, приходящими в обитель. Это руководство происходит в форме бесед или советов, а также в переписке с духовными чадами.

Старцы-отшельники

Филарет пригласил в Оптину пустынь первых старцев-отшельников. Здесь это удивительное явление получило наибольший расцвет, сделав монастырь духовным центром России.

Интересный факт: не архитектурными чудесами, не древними иконами, а великими оптинскими старцами прославился монастырь.

Почти век огромное количество паломников стремилось в Оптинский монастырь для получения советов, наставлений, духовной помощи. Среди посетителей Оптиной было много знаменитостей: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, философ В.С. Соловьев, В.А. Жуковский, С.Т. Аксаков, Ф.И. Тютчев, П.И. Чайковский, А.Л. Чижевский и многие другие.

Прототип старца из «Братьев Карамазовых»

Федор Михайлович Достоевский тоже неоднократно посещал монастырскую обитель. По его собственным словам, он в течение долгих лет шел к православной вере. На этом пути его неоднократно постигали различные сомнения. Вероятно, что в такие моменты он и обращался к мудрым старцам Оптиной пустыни. Примечательно, что последний роман великого писателя «Братья Карамазовы» содержит эпизод, посвященный старцу, к которому приезжают за советом члены семьи, раздираемой многими ссорами. Известно, что прототипом этого героя был один из оптинских монахов.

Литературоведы говорят о том, что граф Лев Николаевич Толстой в течение своей жизни совершил несколько визитов в этот монастырь. Хотя отношения данного писателя с православной религией были порою крайне натянутыми, он все же приезжал в обитель и неоднократно беседовал со здешними старцами.

Святые врата

Рекомендовать место

40

3

Святые ворота находятся на южной части ограды Введенского ставропигиального мужского монастыря. Это одно из самых прекрасных сооружений Оптиной Пустыни. Они представляют собой два небольших пролета с металлическими дверными полотнами, ведущими внутрь обители. Столбы, разделяющие полотна, украшены прекрасной лепниной, выполненной в виде изящных цветов. Верх Святых ворот украшает великолепный карниз из разноцветных изразцов. Архитектурный шедевр завершают два шатра, которые установлены на низеньких бронзовых восьмигранниках.

Святые ворота были основаны в 1688 суздальскими зодчими Грезновым, Маминым и Шмаковым. Одновременно с ними была возведена монастырская сторожка — восьмигранная башенка, окрашенная в ярко красный цвет с белой отделкой внешнего декора. С изменением направления старой улицы и расширением монастыря утратилось градостроительное значение ворот, которые некогда являлись центральным входом в Оптину Пустынь. Ежегодно это место посещают тысячи туристов и прихожан, чтобы насладиться прекрасным памятником архитектуры и ощутить его таинственную энергетику.

Как добраться

Удобнее всего посетить монастырь во время экскурсии, организованной паломнической службой Московского или Санкт-Петербургского подворья, также до обители можно добраться самостоятельно:

  • На автобусе ехать от станции метро Юго-Западная по маршруту Москва — Козельск, время в пути составит 4–5 часов. Расстояние от автостанции в Козельске до монастыря — около трёх километров. Далее, можно ехать на маршрутном такси или дойти пешком. Для этого необходимо выйти на шоссе, ведущее в Сосенский, пройти мост через реку Жиздру, затем идти вдоль рощи до первого поворота налево, эта дорога и приведет в Оптину пустынь (от поворота необходимо пройти 1,5 км)
  • На автомобиле ехать по трассе М3 до Калуги, затем следовать на Козельск. Не доезжая до Козельска, повернуть налево по указателю на Оптину пустынь.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Оптина__Пустынь

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Оптина пустынь. Фотоэкскурсия Вчера был день памяти преподобных старцев Оптинских, а 2 недели тому назад мы посетили Оптину пустынь.


Оптина пустынь стала известна в XIX веке, когда в ней стал развиваться особой вид духовного наставничества – старчество. Старцы – это опытные монахи, которые после многих духовных и телесных даров достигли большого духовного опыта сподобляются у Господа получить большие дары – наставничества, прозорливости, но главные отличительные черты старцев – любовь к людям, утешение и сострадание, смирение. Древние традиции старчества были возрождены в Оптиной пустыни преподобным Львом в начале XIX века, а самым известным Оптинским старцем был преп. Амвросий (1812—1891). Последним оптинским старцем был преподобный Никон (1888—1931), скончавшийся в ссылке. В Оптиной пустыни бывали многочисленные паломники, и простые люди, и многие деятели русской культуры – Киреевский, Гоголь, Жуковский, Хомяков, братья Аксаковы, Тютчев, Тургенев, Погодин, Вяземский, А.К. Толстой, Достоевский, композиторы Чайковский, Рубинштейн, члены императорской фамилии. А уже после революции закрытую Оптину пустынь посещали поэты Есенин и Бальмонт, ученые Циолковский и Чижевский, будущий маршал Жуков и будущий председатель Совета Министров Маленков, скульптор Коненков. Что же привлекает самых разных людей в Оптиной пустыни?

Икона – собор преподобных старцев Оптинских. А теперь прогуляемся по обители. Когда-то в Оптину пустынь дорога лежала через деревню Нижние Прыски и Козельск, а теперь построена новая хорошая объездная дорога, с которой открывается вид на монастырь

Подъездная территория к монастырю тоже расширилась, есть большая автостоянка.


Местные жители продают мёд и другие продукты

Первым гости монастыря видят храм Всех Святых, расположенный за оградой монастыря – был на монастырском кладбище, разрушен после революции и сейчас полностью восстановлен.

Напротив – ряд жилых домиков, которые сейчас используются как монастырская гостиница с индивидуальными комнатами.


Ещё гостевой дом для паломников – тут условия общежитийные.


Подходим к Святым вратам монастыря


Главный храм обители – Введенский собор, построен в 1750–1771 гг., главный придел – в честь Введения Богородицы во храм, северный — преп. Амвросия старца Оптинского; южный — Святителя Николая Чудотворца. В храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, был разрушен полностью, восстановлен и освящен в 1998 г. В храме находятся св. мощи преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа.


Храм в честь Казанской иконы Божией Матери — построен в 1811 г., восстановлен и освящен в 1996 г.


Храм в честь преподобной Марии Египетской – только реставрируется


Храм в честь Преображения Господня, построен в 2007 году. В храме находятся мощи преп. Рафаила (Шейченко), исповедника


Старое монастырское кладбище


Жилые помещения

Колокольня


Башни ограды

После осмотра монастыря надо подкрепиться. Обед в столовой при гостевом доме для паломников – пельмени с рыбой.


А теперь – прогулка до скита

Идём по осеннему лесу

Показались скитские ворота

Колодец свт. Амвросия Медиоланского, небесного покровителя старца Амвросия Оптинского


Сейчас вход в скит открывается для паломников только несколько раз в году – во время службы в храме св. Иоанна Предтечи на праздники — Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы.


Домик святого преподобного старца Амвросия.

Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского – до революции был больничный храм, сейчас скитская гостиница для трудников.

Ограда скита

Прогулка по Оптиной пустыни заканчивается, но вас ещё ждут прогулки по Шамордино, Спасскому монастырь на реке Угра и некоторым калужским заброшенным усадьбам. Информация взята на сайте Оптиной пустыни https://www.optina.ru/

История

?о преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником
по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. До XVIII века
материальное состояние монастыря было тяжелым. В 1773 году в
монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики. В
конце XVIII века обстановка изменилась. В 1821 году в монастыре был
устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся
«пустынники» — люди, которые многие годы провели в совершенном
уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать «старец»
(настоятель оставался администратором). Со всех сторон к монастырю
потянулись страждущие. Оптина стала одним из духовных центров

России. Стали поступать пожертвования; монастырь приобрел
угодья, мельницу, обустроил каменные здания.


Vkontakte User @ Vkontakte

С Оптиной пустынью связаны эпизоды в жизни некоторых писателей и
мыслителей России. В.С. Соловьев привёз
Ф. М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы —
смерти сына в 1877 году; он прожил в скиту некоторое время;
некоторые детали в «Братьях Карамазовых» возникли под впечатлением
этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий (прп.
Амвросий Оптинский, канонизирован в 1988 году), живший в то время в
скиту Оптиной пустыни. Сестра анафематствованного в 1901 году графа
Л.Н. Толстого Мария Николаевна Толстая († 6 апреля 1912 года)
была насельницей основанного рядом старцем Амвросием женского

Шамординского монастыря, где она и скончалась, за три дня до
смерти приняв монашеский постриг.


Vkontakte User @ Vkontakte

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но
монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели».
Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение
Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина
пустынь». В 1939—1940 годах в Оптиной пустыни содержались польские
военнопленные (около 2,5 тыс. человек), многие из которых позже
были расстреляны. В 1987 году монастырь был возвращён Русской
православной церкви.

Оптинские старцы

Старцы представляют нам живую летопись монастыря. В 1996 году преподобные старцы пустыни причислены к лику местных святых. Самым известным для современников считается святой Амвросий, руководивший пустынью более 30 лет.

Сохранилось сотни писаний о чудесах проповедничества и исцеления Иеросхимонахом. Несший в мир любовь к Богу, почитание, уважение и необходимость неуклонной молитвы, он расширил и облагородил монастырь. Дар старчества он унаследовал у Леонида и Макария. В его правление в обители появился Шамординский женский приход. А его писания и письма распространяли христианскую мудрость по земле русской.

Смирение в людях воспитывал старец Макарий. Он начал издание книг местных старцев и перепечатку русских монахов.

Моисей записал свое имя как главный благотворитель обители. В его время пустынь стала домом не только для паломников, но и всех странников. Он активно восстанавливал старые храмы и строил новые соборы. Его брат игумен Антоний руководил работой скита на протяжении 14 лет. Он обучал юных монахов и старцев благочестию, сподвижничеству и милосердию.

Отец Макарий запомнился современникам своим стремлением обратить к вере заблудших душ. Он читал проповеди, разговаривал с каждым прихожанином и старался найти для них путь к Богу.

Отец Евфимий подарил пустыне замечательных учеников и проповедовал путь к Богу через послушание и круглосуточную молитву в уединении.

Даром утешения Бог наделил отца Анатолия. В писании говорится, что так как молился он не мог никто, сила его обращений к Богу в разы превышала все нынешние.

Святые Иссакий, Иосиф и Варсонофий руководили обителью в тяжелое время раскола и отказа от религии (1810-1913 годы).

Анатолий утешал прихожан и тех, кто стал жителями лесопилки в Советское время. В эти годы к монастырю не переставали приходить паломники и старцы

Нектарий говорил о важности смирения, даровавшего исцеление и чудотворение всем просящим. Больше всего гонений от безбожников пришлось на участь Никона и Исаакия II

Символом Оптиной пустыни сегодня является старец Илий – один из самых загадочных представителей российского духовенства. Отец Илий славится своим Божьим даром возведения храмов. Под его руководством соборы возводятся без отрыва от текущих работ. Сподвижник прошел тяжелые годы отказа от веры, десять лет провел в Афоне и никогда не терял уверенности в Божьем промысле.

Монастырь в духовной жизни России

  • Н.В. Гоголь трижды посещал монастырь. Время первого визита совпало с глубоким духовным кризисом, усугубленным болезнью. Писателя, уже написавшего свои лучшие произведения, мучают сомнения в правильности выбранного поприща. Гоголь чувствовал в себе призвание монаха, мечтал жить в Оптиной Пустыне, молиться за грехи людей. Гениальный дар писателя противоречил его религиозным убеждениям. В этом заключалась его трагедия. Но старцы, многие из которых были людьми очень образованными, и, конечно, читали его произведения, сделали все возможное, чтобы литературный мир не потерял писателя. Долгие беседы с о. Макарием, о. Порфирием и монахами монастыря благотворно повлияли на Николая Васильевича. Отец Порфирий впоследствии вёл продолжительную переписку с писателем, был его другом и наставником;
  • Лев Толстой посещал обитель несколько раз. Однажды он со спутниками пришел сюда пешком. Взаимоотношения великого писателя с церковью были сложными. Даже неоднократные беседы со старцем Амвросием не вернули его в лоно православия. Но вот странность: не соглашаясь со старцами в религиозных вопросах, писатель считал посещение обители очень важным событием своей жизни;
  • В 1878 году здесь проживал некоторое время великий Фёдор Михайлович Достоевский. У писателя от эпилепсии умер младший, горячо любимый отцом, сын Алёша. В монастыре писатель познакомился и пообщался с о. Амвросием, ставший прототипом старца Зосимы в последнем романе писателя «Братья Карамазовы».

Географическое положение

В какой области находится Оптина пустынь, в которой уже более 500 лет расположен один из самых известных монастырей нашей страны?

Этот центр монашеской жизни стоит на берегу реки Жиздра, в окружении плотного кольца хвойных лесов. От обители до ближайшего небольшого городка Козельска всего около двух километров. Данный населенный пункт входит в состав Калужской области.

До главного города этой губернии менее 100 км. Столицу России с Калугой разделяет расстояние в 200 км. Природа этих мест довольно живописна. В некоторых местах по пути в Оптину пустынь можно в полной мере насладиться красотой и величием русской природы, нетронутой цивилизацией. Из-за обилия лесных массивов воздух в здешних краях чистый и свежий. Поэтому паломничество в святое место будет полезным, как для духовного развития человека, так и для его физического здоровья.

Иоанно-Предтеченский скит

Иоанно-Предтеченский скит в Оптине пустыни находится за монастырской рощей. При его устройстве запрещалось рубить лес, чтобы скит был закрыт от взоров людей. Здесь сохранились домики, в которых останавливались писатели Николай Гоголь и Федор Достоевский.

Одна из старейших построек монастыря — деревянная церковь Иоанна Предтечи 1822 года, сооруженная из леса, который рос на месте скита.

В нем происходят круглосуточные богослужения по особому скитскому уставу, паломники допускаются на эти богослужения только в престольные праздники скита.

Также на территории скита находится храм в честь св. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского с храмом в честь Архангела Михаила в нижнем полуподвальном помещении, где проводятся водосвятные молебны для паломников, проживающих на территории скита. В здании храма расположена гостиница для паломников.

Оптина пустынь открыта для всех желающих посетить ее главные храмы — Введенский, Казанский и Владимирский, где благословляется свободный вход и доступ к святыням обители.

Город-герой

В данной статье уже были рассмотрены вопросы о том, где находится монастырь Оптина пустынь и сколько километров от Москвы и от Козельска до этого места массового паломничества. Теперь пришло время обратиться к истории обители.

Лавра расположена вблизи небольшого городка Калужской области Козельска. Этот населенный пункт является местом, прославившимся своим военным подвигом в годы татаро-монгольского нашествия. Известно, что иноземные захватчики в течение продолжительного времени не могли взять город, оказавший им серьезный отпор. После того, как крепость все же была занята, все жители поселения подверглись истреблению, а сам Козельск — сожжен дотла.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: