История
Оглавление
Масса Царь-Колокола – 203 тонны. Сегодня считается, что кремлёвский великан, по своему весу и размерам, уступает только Великому колоколу Дхаммазеди в Бирме, который весит на 94 тонны больше. Однако самый большой и знаменитый русский колокол расположился на постаменте в самом центре столицы – Московском Кремле, а вот рекордсмена из Бирмы уже давно никто не видел. С течением времени, история о Шведагоне всё больше становится похожей на легенду.
Дело в том, что в начале 17-го века, во времена междоусобных войн в Бирме, некий португальский авантюрист по имени Фелиппе де Брито-Никоте захватил местность, где располагался Шведагон. Никоте решил переплавить этот памятник культуры на пушки и даже успел погрузить его на плоты, для перевозки. Однако плавучие сооружения не выдержали груза и перевернулись. Он далее находится на том месте, на котором затонул. Попытки подъема на поверхность закончились неудачно.
История нашего Царь-колокола более продолжительна и не менее драматична. Своим солидным размером он обязан императрице Анне Иоанновне, которая приказала отлить нового исполина из кусков старого, разбившегося колокола. Так уж вышло, что наш рекордсмен из московского Кремля имеет внушительную историю с тяжелой судьбой.
Родословная нашего самого известного колокола берет свое начало с XVII века, когда Борис Годунов приказал отлить самый большой колокол, который и получил название «Царь-колокол». Он весил 35 тонн, но однажды колокол настиг пожар во время которого он сорвался и был разрушен при падении. Из его осколков, уже по приказу государя Алексея Михайловича был отлит новый колокол, который, однако, успел прозвонить всего несколько раз и тоже разбился.
В 1654 году, из остатков былого колокола родился очередной, весивший уже 128 тонн, Большой Успенский царь-колокол. Но, данное произведение искусства, повторив судьбу своих предшественников, упал и разбился, это случилось после пожара в Кремле. Таким образом, мы подошли к тому времени, которое считается датой рождения современного Царь-колокола. Его, уже по грустной традиции, отлили в 1730 году из того, что осталось от прежнего колокола.
Что касается точных размеров, то высота Царь-колокола составляет 6 метров 24 сантиметра, а в диаметре – 6 метров 60 сантиметров. Во время Троицкого пожара в Москве 20 мая 1737 года огонь проник в деревянное сооружение над ямой, в которой находился колокол. Местные жители, чтобы колокол не расплавился от огня, стали поливать водой раскаленный колокольный сплав. Такой резкий перепад температур не мог не сказаться на целостности данного громоздкого, но в то же время хрупкого музыкального инструмента. В результате образовалось десять сквозных трещин, вследствие чего колокол лишился внушительного фрагмента – откололся фрагмент весом 11,5 тонны.
Колокол был поврежден настолько, что его решили оставить в литейной яме, где он и оставался на протяжении почти сотни лет. Все работы по отделки были прекращены. Лишь в 1836 году колокол был поднят, его установили у подножия колокольни «Иван Великий».
Популярные темы сообщений
- Фонд социального страхования Фонд социального страхования представляет собой структуру, являющуюся внебюджетной и государственной. Данный фонд создан для того, чтобы обеспечить обязательное социальное страхование граждан страны.
- Опричнина Концепция страшных мер, основанная государем против предателей получила название опричнин. После того как была расформирована Избранная рада — Царь Иван Грозный правил государством с содействием кровопролитной
- Финикийские мореплаватели Около 4000 лет назад восточный берег Средиземного моря стал отличным домом для племен, которых потом греки назвали финикийцы. С самого начала страна Финикия занимала небольшую часть территории между Ливанскими горами и морем.
Соборы
Архитектурный ансамбль формируют три храма, в центре находится Успенский собор. История собора началась в 1475 году. Он является старейшей полностью сохранившейся постройкой среди всех кремлевских зданий.
Изначально строительство проходило в 1326-1327 годах под руководством Ивана I. После завершения строительства собор служил домашней церковью митрополита Московского, который поселился в предшественнике нынешнего Патриаршего дворца.
К 1472 г. ныне разваленный собор был разрушен, а затем на его месте было построено новое здание. Однако оно рухнуло в мае 1474 года, возможно, из-за землетрясения или из-за ошибок в строительстве. Новую попытку возрождения совершил великий князь Иван III. Именно в этом соборе служили молебны перед важными походами, короновали царей и возводили в сан патриархов.
Архангельский собор посвящен Архангелу Михаилу, покровителю русских правителей, был построен в 1505 г. на месте одноименной церкви 1333 года. Он построен итальянским архитектором Алоизио Ламберти да Монтиньяна. Архитектурный стиль сочетает традиционную древнерусскую религиозную архитектуру и элементы итальянского Возрождения.
Благовещенский собор расположен на юго-западном углу площади. В 1291 г. здесь была построена деревянная церковь, однако спустя столетие сгорела и была заменена каменной церковью. Собор из белого камня на фасадах имеет девять луковых куполов и предназначается для семейных церемоний.
Время работы соборов: 10:00 до 17:00 (выходной – четверг). Единый билет для посещений обойдется в 500 рублей для взрослых и 250 рублей для детей.
Как происходила работа
Предварительные работы заняли несколько лет. Сперва четыре года потратили на подготовку форм. Для этого на Ивановской площади вырыли яму глубиной 10 метров, в которой разместили форму для литья.
Расстояние между стенками ямы и формы заполнили утрамбованной землей, саму форму укрепили при помощи битого кирпича и дубовых вставок. На дно положили железную решетку, на которой стояла форма.
Чеканка на литейном памятнике-богатыре принадлежит рукам скульптора Федора Медведева: он вырезал из дерева узоры и изображения, а после делал оттиск на внутренней стороне кожуха. Также в работе принимали участие несколько мастеров, которые по приказу Петра I прошли курсы формовочного и пьедестального дела за границей.
Чеканка, сделанная руками скульптора Федора Медведева
Знаете ли Вы что: сперва работу по литью предложили французскому королевскому механику по фамилии Жерменю, однако тот решил, что это шутка – сложно было даже представить себе изделие требуемых параметров и веса.
Отливка была начата в 1733 г. и заняла больше двенадцати месяцев. В 1734 г. перед самым началом работ в плавильнях произошла авария: разлившаяся медь не только испортила образец, но и привела к крупному пожару в городе. Его последствия удалось устранить только через год. За этот период сменился руководитель проекта: Иван Моторин умер, и дело перешло его сыну.
Все было готово только через два лета. В четырех плавильных печах за 36 часов было расплавлено необходимое количество металла, после чего его залили в формы.
Процесс занял чуть больше часа, и все это время рядом дежурило около 400 человек пожарных. Яму с огромной конструкцией закрыли деревянными перекрытиями и оставили остывать. Затем, не вытаскивая, начали делать чеканку, так как изображение на стенках вышло неровным и смазанным.
Примите к сведению: поскольку изготовление, по всей видимости, происходило по старым формам, то на данном экземпляре стоит неверная дата отливки – «1733 г.».
Как попасть на Соборную площадь Кремля
В целях обеспечения безопасности вход на Соборную площадь только один. Расположен он в Кутафьей башне, построенной в XVI веке. Это единственная из сохранившихся предмостных башен Кремля. Такие башни служили для защиты мостов ведущих в Кремль.
Билеты можно купить в информационно-туристическом центре Московского Кремля, который находится в Александровском саду, неподалеку от Кутафьей башни. Вид на информационный центр из бойницы Троицкого моста.
До Александровского сада можно добраться на метро. Благо это самый центр Москвы и станций метрополитена в округе не меньше десятка. Самая удобная и близкая станция ко входу к музейным кассам это станция метро Александровский сад и Библиотека имени Ленина. Здесь улица Воздвиженка пересекается с улицей Моховой. Вам останется только пройти Сапожковую площадь и вы окажетесь возле Кутафьей башни. Кроме того, в Александровский сад можно зайти с Манежной площади, здесь расположена станции метро Охотный ряд. А еще можно пройти со стороны Замоскворечья через Большой Каменный мост. Это целесообразно скажем если вы были в Третьяковке в Лаврушинском переулке, потом перешли по Лужкову мосту на Болотный остров, а потом по Большому Каменному мосту дошли до Александровского сада.
Как откололся кусок
Но приключения не закончились: в 1737 г. произошло крупное возгорание. Вспыхнули деревянные перекрытия наверху, а затем раскалился колокол. Было принято решение вытащить его из ямы.
Предварительно металл остудили холодной водой, но из-за огромной разницы температур появились несколько сквозных трещин. Это стало основной причиной, почему при поднятии он раскололся, совершив падение. Отвалившийся кусок весил более 11 тонн.
Впрочем, некоторые исследователи полагают, что пожар послужил всего лишь предлогом, а вину стоит возложить на халтурно выполненную работу, например, на нарушения, произошедшие при отливке.
Подтверждением часто называют цену, выплаченную литейщику Моторину: за свою работу он получил тысячу рублей и цехмейстерский чин литейщика. Однако уже следующие его заказы были оценены почти в восемь раз дороже: по 8 тысяч за работу.
Так происходило поднятие в Москве в 1836 г. картинки
Первые проекты по извлечению «царя» из форм окончились провалом. Удалось сделать это только через сто лет: проект вытаскивания сделал архитектор Мироновский.
Обратите внимание: когда огромную махину вытаскивали, несколько канатов лопнуло, и та опасно накренилась. Дело спас неизвестный рабочий: пробравшись под непрочно висящим предметом, он установил подпорки, которые держали конструкцию, пока меняли канаты.. В середине августа 1836 г
«царя» все-таки удалось вытащить из ямы и поставить на специально построенный бронзовый постамент. Всем процессом руководил архитектор Исаакиевского собора Огюст (Август) Монферран: он уже имел опыт в подъеме тяжестей на значительные высоты. Им же был создан медный крест, затем покрыл позолотой саму конструкцию
В середине августа 1836 г. «царя» все-таки удалось вытащить из ямы и поставить на специально построенный бронзовый постамент. Всем процессом руководил архитектор Исаакиевского собора Огюст (Август) Монферран: он уже имел опыт в подъеме тяжестей на значительные высоты. Им же был создан медный крест, затем покрыл позолотой саму конструкцию.
Сегодня на постаменте красуется памятная табличка. В ней указаны краткая история, период создания и время вытаскивания из формы.
Башни Московского Кремля
Кутафья башня Московского Кремля / фото автора
Перед вами Кутафья башня — самая широкая и низкая из всех кремлевских. Слово означает: маленькая, полноватая, неуклюжая. В старину так говорили про неповоротливых женщин. Сегодня это единственная сохранившаяся в цитадели башня-стрельница.
От Кутафьей башни дорога идет по Троицкому мосту — старейшему каменному в столице. Здесь в 1598 г. народ и войско встречали избранного на царство Бориса Годунова. Мост оформлен зубцами «ласточкин хвост». До начала XIX века под ним текла река Неглинная.
Впереди Троицкая башня. В XVI-XVII веках через ее ворота из Кремля выезжали царица, царевны и патриарх. Здесь же в Кремль проходили на работу дьяки Кремлевских приказов и служащие царских дворцов.
Всего в столичной цитадели 20 башен. О Спасской, Царской и других читайте в статье «Москва за один день: маршрут для тех, кто в столице проездом».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: АДРЕC. ТЕЛЕФОН. КАК ДОБРАТЬСЯ
Адрес: Москва Кремль
Царь-колокол в Кремле – лучший образец русского литейного искусства 18 века. Его размеры поражают: высота – более 6 метров, диаметр у основания – почти 7 метров, вес – 202 тонны. Этот могущественный исполин символизирует мощь и силу российского государства. Среди достопримечательностей Москвы царь-колокол занимает ведущее место: ни один из туристов не пройдет мимо и не устоит перед желанием сделать памятное фото на его фоне.
Нынешний Царь-колокол в Москве имеет много предшественников. Начиная со времен царя Ивана III Васильевича, каждый правитель считал своим долгом отдать приказ о создании гигантского колокола. Самый первый, отлитый в 1462 году, теперь кажется очень скромным по размеру и весу – всего лишь 8 тонн.
Соборная площадь
Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.
Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.
Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.
Архангельский собор
- Даты постройки: 1505–1508
- Архитектор: итальянец Алевиз Новый
Врата Архангельского собора / фото автора
Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.
Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.
В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.
Благовещенский собор
- Даты постройки: 1484–1489
- Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин
Благовещенский собор / фото автора
Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.
Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.
Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.
Грановитая палата
- Даты постройки: 1487–1491
- Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари
Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора
У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.
Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.
Церковь Ризоположения
- Даты постройки: 1484–1485
- Архитектор: неизвестен
Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.
В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.
Успенский собор
- Даты постройки: 1475–1479
- Архитектор: Аристотель Фиораванти
Успенский собор Кремля / фото автора
С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.
Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.
В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.
Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов
- Даты постройки: 1635–1656
- Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов
Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора
Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.
Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.
В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.
Колокольня Ивана Великого
- Даты постройки: 1505–1508
- Архитектор: итальянец Бон Фрязин
Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.
Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.
Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.
О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.
«Предки»
Первый русский «Царь-колокол», который был отлит в начале XVII в.
Сегодняшний это далеко не единственный «государь», существовавший на Руси. Такой титул появился задолго до нынешнего – каждый обладал запредельной на определенный момент массой и размерами:
- Впервые такое прозвище получил отлитый в начале семнадцатого века экземпляр, который весил 40 тонн, однако его судьба оказалась незавидной: в середине века он разбился.
- Сразу же был выплавлен следующий — весом уже в 130 тонн. Но он прожил еще меньше: уже в 1654 г. упал и разбился во время рождественского звона.
- Следующим стал колокол весом в 160 тонн, изготовленный литейщиком Григорьевым. Для того, чтобы раскачать его, требовалось около сотни звонарей. Он прожил до начала XVIII в. и упал, когда начался сильный пожар.
Важно знать: материал Григорьевского колокола пошел на отлив нынешнего.
- После этого колокола на 30 лет оставили в покое, но императрица Анна Иоанновна решила вновь попытаться побить рекорд и заказала самый большой вариант – тот, что сегодня стоит в Кремле. Впрочем, его судьба оказалась ненамного лучше, чем у «предков».
Дворцы и площади
- Большой Кремлевский дворец – это несколько представительных светских построек, созданных в разных веках и служивших в качестве дома для русских великих князей и царей, а в наше время для президентов.
- Теремной дворец – пятиэтажное здание, украшенное богатыми резными декоративными рамами, а также черепичной крышей.
- Патриарший дворец – здание 17 века, сохранило редкие архитектурные особенности гражданского зодчества того времени. В музее представлены ювелирные работы, изысканная посуда, живопись, предметы царской охоты. Сохранился великолепный иконостас разрушенного в 1929 г. Вознесенского монастыря.
- Сенатский дворец – трехэтажное сооружение, выполненное в раннем неоклассическом стиле. Изначально дворец должен был служить резиденцией сенату, однако в наше время существует в качестве центрального рабочего представительства президента России.
Среди популярных мест в Московском Кремле следует отметить следующие площади:
Красную. Собор Василия Блаженного и Мавзолей Ленина находятся на Красной площади, которая в 16 веке называлась Троицкой. Здесь проводятся военные парады и самые важные мероприятия страны, а каждый турист не упустит шанса сделать на площади фото.
Ивановскую. Названа в честь некогда стоявшей церкви Св
Иоанна, с 14 по 17 век это было самое большое и важное место в Москве для собраний и народных праздников; здесь, между прочим, провозглашались народу царские указы.
Соборную. Площадь известна своим самодостаточным архитектурным ансамблем: здесь находятся три великих собора, а также Колокольня Ивана Великого.
Оружейная палата и алмазный фонд
Палата построена по указу Петра I, чтобы в ней хранилось добытое в войнах оружие. Строительство затянулось, начавшись в 1702 году и закончившись лишь в 1736 году по причине финансовых трудностей. В 1812 палата была взорвана в войне против Наполеона, реконструировалась только в 1828 году. Сейчас Оружейная палата является музеем, посетить который можно в любой день недели с 10:00 до 18:00, за исключением четверга. Цена билета для взрослых – 700 рублей, для детей – бесплатно.
Здесь находятся не только экспонаты оружейного промысла, но и Алмазный фонд. Постоянная выставка Государственного алмазного фонда впервые открылась в Московском Кремле в 1967 году. Здесь особенно ценны уникальные ювелирные изделия и драгоценные камни, большинство из них были конфискованы после Октябрьской революции. Время работы – с 10:00 до 17:20 в любой день, кроме четверга. За билет для взрослых придется отдать 500 рублей, детский стоит 100 руб.
Два выставляемых алмаза заслуживают отдельного внимания, так как принадлежат к самым известным в мире образцам этого драгоценного камня:
- Алмаз «Орлов» в скипетре Екатерины II.
-
Алмаз «Шах», который царь Николай I получил в 1829 году из Персии.
Легенда о Царь-колоколе
Существует невероятная легенда о Царь-колоколе. Согласно ей, колокол отлили во времена Петра I (конец XVII – начало XVIII вв.). С возвращением царя в Москву после Полтавской битвы, в честь победы звонили все колокола. Лишь один колокол не звонил, не смотря на старания звонарей раскачать колокольный язык. В гневе Петр I послал на помощь роту военных, однако они лишь оторвали язык, а Царь-колокол так и не зазвонил.
В народе сказали, что колокол упрямей царя. В руках Петр держал отобранную у шведского короля дубинку. В ярости за то, что колокол не захотел оповещать о победе, царь ударил по нему дубинкой. От удара откололся кусок, а сам Царь-колокол с гулом ушел в землю. Старообрядцы и сектанты веруют, что в день Страшного суда Царь-колокол сам поднимется и начнет звонить.
Из истории
Предыдущие колокола
Как стало известно, знаменитый на весь мир Царь-колокол, не был самым первым. Как выяснилось, ранее уже были изготовлены несколько огромных колоколов. Один из первых колоколов был изготовлен в последние годы XVI века, по приказу царя Бориса Годунова. Установили первого гиганта на одной из площадей Кремлёвского комплекса. На огромную диковину приходили посмотреть и москвичи, и заезжие иностранцы.
Весом он был 33,5 тонны, и исправно служил 50 лет, но также пострадал в пожаре Москвы.
Но и этот колокол оказался не прочным — он разбился от удара, и через год его стали переплавлять. Новый колокол изготавливали в течении 10-ти месяцев.
Спустя 6 лет колокол упал с колокольни, но не разбился. Назад его вернули только через 13 лет, но и он оказался не долговечным — также, как и первый колокол, он пострадал в пожаре.
Работы над Царь-колоколом
Пожелав оставить потомкам память о своём правлении, царица Анна издала указ — изготовить колокол, равных которому ещё не было на свете.
Весить он должен был 200 тонн. Не найдя мастеров за границей, стали искать на Руси. И нашли, два мастера колокольных дел, отец и сын. На их счету уже было больше 10 колоколов, и некоторые и сейчас висят в Кремле.
Работы по проекту заняли не один год. Для начала мастер выполнил макет, и послал её со всей документацией царице. Проект был одобрен, и мастер приступил к работе. Начало изготовления было положено в Кремлёвском дворе, так как колокол должен был быть колоссальных размеров, и позже его было бы невозможно сдвинуть, производись работы где-то в другом месте.
Была зима 1733 года, на одной из площадей Кремлевского комплекса вырыли яму, на 10 метров в глубину, она находилась в окружении печей для литья. Кожух для изготовления колокола должен был подниматься специальным подъемником. Даже сами печи для литья были огромны — в каждую вмещалось по 50 тонн сплава.
Для подстраховки мастер заказал ещё 5 тонн олова и 16 тонн медного материала. Через десять месяцев, к осени следующего года, мастер получил все дозволения, были проведены торжественные службы, и церковь благословила новое дело.
Сразу за этим начались работы, в составе 200 исполнителей.
Но работа сразу не заладилась — печи уже были полны сплавов, и добавлялись всё новые и новые объемы металлов. А почти через 2 суток, во время работы выяснилось, что печь была с дефектом, и медь пролилась мимо кожуха. Чтобы не останавливать работу, печь стали ремонтировать во время процесса изготовления, из-за чего едва не сгорело всё вокруг.
Мастерами было принято решение — оставшиеся металлы плавить в двух рабочих печах, и добыть ещё 106 тонн сплавов. Источником металлов послужили колокола и пушки из пушечно-литейного производства.
Ещё через сутки стало ясно, что придётся остановить работы и ремонтировать печи. Пока проводились ремонтные работы с печами, мастер-отец скончался, и все работы остались на сыне. Печи были отремонтированы, работы закипели в ускоренном темпе — теперь здесь уже было 600 исполнителей, все защитные средства от пожара были приготовлены, и изготовление полностью завершили в течении 2-ух дней.
Все габариты колокола соответствовали заказам царицы.
Поломки
В 30 годы XVIII века, в Москве случился большой пожар, колокол хотели спасти, и в это время он соскользнул с помоста, треснул в 10 местах, и образовался скол куска, весящего 12 тонн.
Существующие версии
Первая версия гласит, что колокол ещё не был готов к началу пожара, и быстро его охладив, мастера испортили металл.
Вторая версия нам рассказывает, что колокол упал, когда его поднимали.
Третья версия — состав сплава и нарушение технологии повлияли на качество металла.
И наконец, четвёртая утверждает, что колокол уже висел и упал из-за пожара.
Учёные нашего времени уверены, что причиной скола послужило именно неправильная технология. Так как материал для сплава был достаточно пластичен, к тому же у колокола была решетчатая подставка, и упасть именно туда, где его изготовили он просто не мог.
Большая часть учёных уверены, что колокол всегда находился в яме — его просто, так не разу и не смогли поднять. Более ста лет гигант хранился в земле — вытащить его было просто невозможно.
В один из периодов XIX века проводились даже экскурсии, прямо в яме — были установлены леса и перила, а поверхность ямы очищена от мусора. И только в 1836 год стал годом извлечения колокола из ямы.
Кто отлил памятник
Изначально литье колокола хотели доверить мастеру из Парижа, но он отказался, приняв это предложение за шутку. На эту должность взяли соотечественника Ивана Моторина, который в 1730 г. приступил к делу. Ему дали в помощь еще одного мастера, 10 учеников и 2 офицеров.
Также работу помогали выполнять люди разных строительных специальностей: плотники, каменщики, столяры, слесари, кузнецы. Подсобные рабочие носили воду, кирпичи, известь и смешивали глину. Всего насчитывалось около 190 человек, втянутых в создание монумента. Скульптуры и резчики занимались отливкой деталей и памятника.
Для возобновления плавильных печей, разрушенных во время первой плавки, Моторин заказал к уже имеющимся расходникам новые материалы. К ним относилось огромное количество красного кирпича. Его использовали при отделке печи, на облицовку, укрепление и основание. В этот раз приняли меры предостережения от возникновения пожара.
Троицкая площадь Кремля
Оказываемся мы на Троицкой площади Кремля. Если смотреть от Троицкой башни, то по левую руку от нас здание желтого цвета — Арсенал. Строительство Арсенала началось по указу Петра I в 1702 году и продолжалось без малого 34 года. Правда прослужил он, по меркам истории, не очень долго. При отступлении в 1812 году, Арсенал был взорван войсками Наполеона, таким образом уцелел только фундамент. В восстановленном здании Арсенала планировали устроить музей Отечественной войны, поэтому сюда было свезено множество артиллерийского оружия того времени. Сейчас эти пушки, установленные на лафетах красуются по всему периметру Арсенала.
Напротив Арсенала, на правой стороне Троицкой площади находится Государственный Кремлевский дворец. Исторический облик Кремля был разбавлен в 1959-1961 году. Именно в эти годы на территории Московского Кремля появилось здание Дворца съездов.
Дальше дорога уводит нас в сквер Троицкой площади, где можно отдохнуть от полуденного зноя и полюбоваться артиллерийскими экспонатами XVII века.
Не вся территория Московского Кремля открыта для посещения. Запрещенными к осмотру остаются Сенатская площадь и здание Сената. Но справедливости ради стоит отметить, вряд ли там находится что-то более интересное, чем Соборная площадь Кремля. По брусчатке, кстати, ходить запрещено, за этим неустанно следит кремлевский патруль.
Соборная площадь Кремля, Успенский собор
Теперь настало время посетить и Соборную площадь Кремля. Здесь нас ждет настоящая кладезь истории Государства Российского. Соборная площадь занимает самую высокую часть Боровицкого холма, а называется так именно из-за того, что на ней расположено несколько соборов и церквей. Существующий вид Соборная площадь имеет с XV века. Это историческое место является, без преувеличения, колыбелью государственности. Ведь именно в Успенском соборе (на фото в центре) проводились коронации царей, а другой собор Архангельский служил царям последней усыпальницей.
Южный вход в Успенский собор (на фото слева) был предназначен для царских процессий. Над вратами образ Владимирской Богоматери и фрески с изображениями Святителей.
На входе не забудьте взять информационные материалы, они здесь представлены на нескольких языках. Оказавшись внутри Успенского собора можно почувствовать дуновение истории. Успенский собор был заложен в XIV веке московским князем Иваном Калитой, как собор Успения Пресвятой Богородицы. А уже в XV веке по велению князя Ивана III итальянским зодчим Аристотелем Фиорованти возводится новый собор. Именно в Успенском соборе в 1613 году был венчан на царство первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович, а в 1896 году коронован последний российский император Николай II.
Легенда о Царь-колоколе
Царь-колокол (история кратко основывается на фактах) воспроизвели во время правления Петра I. Существует предание, что, когда царь возвратился домой, победив в Полтавском сражении, звонили все колокола, кроме одного. Никто из звонарей не смог с ним справиться. Петр I разозлился и направил к колоколу военных, но им лишь удалось оторвать колокольный язык.
После этого народ сказал, что колокол упрямей самого царя. Охваченный яростью, Петр I ударил дубинкой по колоколу. В результате, сам колокол опустился в землю, и часть изделия отломилась. Некоторые верят, что в День Суда Царь-колокол не только зазвенит, но и поднимется с земли.
История кратко описывает уникальнейшее произведение искусства того времени. Приезжие и жители города могут застать данное изделие архитектуры в том же виде, каким его доставали из литейной ямы. Планировались реставрационные работы, но они были отложены из-за высокой стоимости материала и отсутствия гарантии, что колокол когда-либо зазвенит.
Автор статьи: Alliya
Оформление статьи: Светлана Овсяникова
История создания
Царь – колокол какой мы знаем сейчас, был не первым колоколом. С шестнадцатого века в России пытались создать огромный колокол, который и стал бы царем всем колоколам. Первая попытка отлить гиганта была в 16 веке и его вес составлял 40 тонн. Прослужил этот колокол не долго, около 40 лет. После чего он разбился. Но Россияне не отчаялись и приняли решение отлить новый колокол, гораздо большего размера, новый колокол получился весом 130 тонн. Установили его неподалеку от колокольни Великого Ивана.
вид Ивановская площадь
Но к сожалению, и этому колоколу не пришлось долго звонить. И в 1654 году на рождественском перезвоне он упал и раскололся. Но на этом не закончилась история создания царя – колокола. Решили заказать создание нового гиганта профессиональному мастеру литейщику по фамилии Григорьев. Григорьев подошёл со всей ответственностью к заказу и отлил прекрасный колокол весом 160 тонн. Но к сожалению, и этот колокол звонил не долго и при пожаре в 1701 году сорвался с колокольни и раскололся. И лишь спустя 30 лет после этого происшествия всеми известная императрица Анна Иоановна решила поставить точку в создании Царя – колокола и своим указа приказала создать по-настоящему великолепный колокол.
чеканка на колоколе
фото чеканка на колоколе
чеканка на колоколе образа
Любопытная легенда
Несмотря на то, что судьба памятника литейного искусства интересна сама по себе, многим этого показалось недостаточно.
Пётр-I последний царь всея Руси (с 1682 г.) и первый Император Всероссийский (с 1721 г.)
Среди людей ходили невероятные слухи о нем. Многие считали, что колокол был отлит намного раньше, еще до прихода к престолу Петра I и даже успешно поднят на колокольню.
Когда после победы над шведами под Полтавой все колокола страны начали звон, «Царя» даже не смогли сдвинуть с места.
Рассердившись, царь прислал роту солдат, но они лишь вырвали ему язык, не добившись ни единого звука. Собравшийся на площади народ начал посмеиваться, послышались крики, что царю Петру придется уступить упрямцу.
Стоявший на колокольне Перт I был в ярости и изо всех сил ударил дубинкой по данной достопримечательности. Из-за удара отскочил кусок и упал на землю, даже ушел глубоко в нее, откуда его достали только через несколько десятков лет.
Полезно знать: среди старообрядцев бытовало мнение, что когда наступит Страшный Суд, памятник литейному искусству взлетит в воздух сам по себе, и раздастся его звон, хоть он и будет без языка.
О данной достопримечательности знают не только москвичи, но и многие туристы. Огромный и совершенно бесполезный, он прожил интересную жизнь, хоть ни разу и не зазвонил, и даже смог помочь своей стране в период войны, хоть и не самым обычным способом.
Смотрите видео, в котором историк кратко рассказывает историю создания и о дальнейшей судьбе Царь-колокола:
https://youtube.com/watch?v=eflWNVqW3Wo