Даниловский монастырь: о гарварде, интернете и жизни час за часом (+ фото + видео)

Антониев монастырь в Новгороде

Заложенный в начале 12 века сегодня этот монастырь не действует. Биография основателя обители преподобного Антония Римлянина описана в его житии, составленном через несколько столетий после его смерти. По легенде, святой родился в Риме, а в Новгород приплыл на намоленном камне.


Антониев монастырь на гравюре 1860 года. (wikimedia.org)

При Антонии был построен каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Согласно первой Новгородской летописи, работы велись всего два года — с 1117-го по 1119-й. Изначально собор был трехнефным, одноглавым, с круглой лестничной башней. Со временем он оброс пристройками, число глав было увеличено до трех. В 1125 году храм был расписан фресками. Их фрагменты сохранились до наших дней.


Фрагмент фрески. (wikimedia.org)

В 16 веке при архимандрите Геронтии были построены Сретенская церковь с трапезной палатой и церковь «иже под колоколы» в честь Антония Великого. При Анне Иоановне в монастыре учредили семинарию, где постепенно сформировалась фундаментальная библиотека. Учебное заведение было ликвидировано после революции. В его помещениях разместился Новгородский институт народного образования, а позднее педагогический техникум и институты.

В 1920 году был упразднен и сам монастырь, а собор Рождества Богородицы, как и церковь Сретения, оставались действующими до 1932 года. Сегодня монастырские постройки входят в состав новгородского музея-заповедника, на территории располагается несколько факультетов НовГУ.


Современный вид Антониева монастыря. (wikimedia.org)

Монастырь Кандида Касса

В 397 году Санкт Ниниан построил небольшой храм из камня, именуемый Кандида Касса («Белый дом»), считающийся первым христианским сооружением на территории Шотландии. После его возведения образовалось первое поселение христиан в сторону по направлению к северу от стены Адриана.

Монастырь стал быстро разрастаться и со временем занимал видимое место непосредственно в период раннего средневековья, как и другие старейшие монастыри Европы.

Для строительства в более поздние времена использовались керамические изделия и стекло в следствии применения новейших технологических процессов и ремесел, которые были позаимствованы из Средиземноморья и Западной Франции.

Монастырь несколько раз восстанавливался после разрушений:

  1. В 1128 году был возведен новый собор и непосредственно монастырь на прежнем месте.
  2. А вот в 1822 году храм восстановил свое предназначение и стал местом сосредоточения религиозных поклонений паломников со всего земного шара.
  3. По сей день Кандида Каса в Галлоузе, (Шотландия) относится к старинным христианским монастырям в Европе.

Монастырь святого Гавриила (Мор-Габриэль)

В месте, ныне расположенном на территории турецкой провинции Мардин, в 397 г. обосновалась монашеская община. Обитель принадлежит сиро-яковитской церкви, является резиденцией митрополита.

Монастырь Мор-Габриэль

Место расположения древних сооружений – плато Тур Абдан (плато Отшельников). Сохранились:

  • храм 6 века;
  • часть более древних построек (подземное святилище);
  • византийские мозаики.

История Мор-Габриэль связана с именем святого Гавриила, упокоенного здесь в 7 в. Настоятель и епископ Габриэль обладал даром исцеления и до сих пор почитаем христианами.

Для паломников, приезжающих со всего мира, в монастыре построена гостиница.

В советское время братия Киево-Печерской Лавры подверглась гонениям

В советское время братия Киево-Печерской Лавры подверглась гонениям. 25 января по старому стилю большевики увезли и убили настоятеля Лавры — митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Боягоявленского).

С 1919 года монастырь существовал как артель. С начала 1924 году Лаврой стал управлять непосредственно патриарх Тихон. 15 декабря 1924 года Киевско-Печерская Лавра перешла в ведение обновленческого Всеукраинского Священного Синода.

Руины Успенского собора, 1942 год. Во время Второй мировой войны фашистские войска взорвали главный храм Киево-Печерской Лавры Успенский собор. Фото: upload.wikimedia.org

29 сентября 1926 года Лавру признали музеем. Процесс вытеснения монашеской общины им завершился к началу 1930 года полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы.

Лавра подверглась разорению. В одном из корпусов была размещена Государственная историческая библиотека Украины (находится там до настоящего времени). На территории лавры был образован музейный комплекс, в его составе — Музей книги, Музей исторических драгоценностей.

В советское время Киево-Печерскую Лавру ликвидировали, сделав из неё музей.

В период Второй мировой войны Печерский монастырь сильно пострадал. В ней организовали полицейский участок, 3 ноября 1941 года оккупантами был взорван Успенский собор. Об этом говориться в материалах Нюрнбергского процесса.

27 сентября 1941 года немецкие власти разрешили возобновить в обители монашескую жизнь. Во главе братии стал лаврский схиархиепископ (бывший Херсонский и Таврический) Антоний (князь Давид Абашидзе). После освобождения Киева в 1943 г. советские власти не решались вновь закрыть Лавру. Монастырь повторно был закрыт в ходе «хрущёвских» антирелигиозных кампаний в 1961 году.

Почитаемые святые и святыни

Житие святого Спиридона Тримифунтского

Многочисленные святыни с большим почётом и уважением хранятся в стенах Данилова монастыря. В 2007 году там появилась ещё одна уникальная реликвия: в застеклённом киоте Покровского храма Даниловского монастыря вверху находится икона Спиридона Тримифунтского, а ниже — его башмачок.

С первого взгляда туфелька выглядит как новая, но если хорошенько приглядеться, то можно заметить на ней потёртости.

Жил Спиридон более полуторы тысячи лет назад, но, несмотря на это, известно много фактов из его жизни. Семья его была далеко не бедной, и после смерти родителей Спиридон получил в наследство много денег и земли. Со временем он стал епископом кипрского города Тримифунты.

Земляки не боялись обращаться к богатому, но доброму Спиридону, часто брали у него деньги в долг. «Когда сможешь, тогда и отдашь», — так всегда говорил Спиридон. Но вот случилось горе в его семье: умерла жена, которую он очень любил. Раздав всё бедным и оставив себе лишь посох и одежду, Спиридон начал жизнь скитальца.

Чудеса кипрского святого

Много чудес совершил он в тех местах, где бывал. Говорят, что однажды к нему мать принесла тело недавно утонувшей дочери. Видя горе и слёзы женщины, Спиридон смог оживить девушку. От нахлынувших чувств и такого потрясения мать тут же скончалась. Пришлось Спиридону воскресить и её.

Это только одна из тысячи историй помощи святого людям. Об этом свидетельствуют и рассказы прихожан Покровского храма и в наше время. Так, две женщины задолжали большую сумму. Возвращаясь домой после молитвы святому Спиридону, они неожиданно нашли на земле конверт с большой суммой денег.

При жизни святой совершил множество чудес, но невероятным является и то, что чудеса продолжаются и после земной жизни. Его тело, хранящееся на острове Корфу, до сих пор нетленно и, мало того, поддерживает постоянную нормальную для человека температуру!

По существующей легенде он до сих пор «ходит» по земле и помогает нуждающимся. Этот удивительный факт подтверждают его башмачки, которые чудесным образом изнашиваются до такой степени, что их приходится менять. А изношенную обувь дарят во все церкви и монастыри всего мира! Вот такие чудеса!

Спиридон Тримифунтский помогает в вопросах финансов

Спиридон Тримифунтский помогает, в основном, в денежных делах, во всём, что связано с деньгами. Поэтому здесь часто можно встретить и различных знаменитостей, окружённых людьми в чёрном (охраной), и крутых бизнесменов, даже здесь не расстающихся с мобильными телефонами (хоть здесь это и запрещено). Да даже просто по правилам приличия телефоны в храме рекомендуется отключать.

Но, тем не менее, все стоят у застеклённого ящичка со святым бархатным башмачком и тихонько молятся каждый о своём. Может быть, он и поможет богатому человеку открыть ещё один долларовый счёт со многими нулями. Но если кому-то действительно нужна помощь, то обратившись к Спиридону Тримифунтскому, он её обязательно получит.

А ещё святой Спиридон помогает людям, находящимся в дальней дороге и путешественникам. Так что, теперь и мы будем обращаться и к нему!

Архитектурные особенности ансамбля

Главная отличительная черта архитектуры Даниловского монастыря – ее эклектичность: в комплексе сочетаются постройки различных стилей. Посетители попадают в монастырь через нарядные Святые Врата 1681 года с барочной колокольней Симеона Столпника – самую яркую часть комплекса. Строгая кирпичная стена с семью башнями, окружающая Данилов монастырь, появилась раньше, чем входная группа, – в начале XVII века.

Здание храма Семи Соборов уникально по количеству церквей, объединенных в нем. Нижний этаж, Покровская церковь, отличается скромностью низких сводов без росписей. Верхняя часть, собственно храм Святых Отцов, выдержана в стиле московского барокко. Троицкий собор 1833-1838 гг. – яркий представитель московского ампира с порталом, украшенным шестью колоннами, и 8-оконным барабаном, увенчанным куполом. Предположительно, его архитектором стал Осип Бове, автор Манежа, Александровского сада, Большого театра и еще множества знаковых московских сооружений. По другим сведениям, в разработке проекта принимал участие Евграф Тюрин, также весьма знаменитый архитектор, создавший Крутицкие казармы и Елоховский собор. С XIX века сохранилась только внешняя оболочка, после попадания в руки НКВД здание было полностью перестроено внутри. По возвращении монастыря церкви интерьер восстановили по сохранившимся записям и иллюстрациям.

Эклектичность монастырского ансамбляСтрогие монастырские стены Данилов монастырь

Монастырь святой Екатерины у горы Синай

Возникшие на этом легендарном месте первые поселения отшельников относятся к 3 веку. Святыня, вокруг которой в последствии возник монастырь, – библейский несгорающий терновый куст, в котором Господь явился Моисею у горы Синай (Неопалимая Купина).В 6 в. построена часовня, давшая начало обители. Благодаря неприступным стенам монастырь выглядит как древняя крепость .

Монастырь святой Екатерины у горы Синай

На горе Синай были обретены останки одной из самых почитаемых христианских святых – Екатерины Александрийской . Ее десница хранится в монастыре. Екатерина в юном возрасте вынесла суровые испытания за веру, которым ее подвергли по приказу римского императора Максимина.

Мученичество святой Екатерины (худ. Гверчино)

Мужская обитель относится к Иерусалимской православной церкви. Это один из самых посещаемых христианских монастырей мира.

Способы проезда до Даниловского монастыря

Добраться до Даниловского монастыря можно несколькими способами. Перечислим все доступные.

На автомобиле

Если у вас есть личный автомобиль, то для вас это не составит особого труда. Удобнее всего, воспользовавшись современными технологиями, использовать навигатор, указав в нем место назначения – Даниловский монастырь.

Если навигатора нет, то перед поездкой изучите карту – ознакомившись с его месторасположением, добраться до монастыря не будет проблемой. В любом случае, при необходимости, вы сможете спросить у прохожих дорогу. Если же вам предстоит добираться на общественном транспорте, то ниже описано, как добраться до обители на метро и на трамвае.

На трамвае

Добраться до Даниловского монастыря, как уже упоминалось, можно на трамвае. Следующие маршруты: А, 3, 35, 38, привезут вас на остановку «Свято-Данилов монастырь». Название остановки говорит само за себя – выходим.

Если вы добираетесь от железной дороги, со станции ЗИЛ, то вам подойдут следующие номера трамвайных маршрутов: 35 и 3. Проехать нужно немного – всего три остановки.

Если будете ехать со станции Нижние Котлы, то вам нужны все те же номера маршрутов, однако проехать придется чуточку больше – семь остановок. Выходить на остановке «Свято-Данилов» монастырь.

Если же вы добираетесь со станции Павелецкий вокзал, то ехать на трамвае нужно до остановки, которая называется Улица Даниловский Вал. Проехать нужно семь остановок. Подходящие номера маршрутов – 3, А и 39.

На метро

Легче и быстрее всего добраться до монастыря на метро. Если вы выбрали именно этот путь, то ваша ветка – Серпуховско-Тимирязевская, садитесь и доезжаете до станции метро «Тульская». Если вы будете ехать из центра, то более удобно сесть в последний вагон.

До станции «Тульская»

Когда выйдете из метро, поверните назад, и, когда дойдете до трамвайных путей, поверните направо – это будет улица Даниловский Вал. Дальше идите, не сворачивая, вдоль трамвайных путей, и вы придете прямо к воротам Даниловского монастыря. Дорога займет около 10 минут, если идти средним шагом.

До станции «Павелецкая»

Помимо этого, выйдя на станции метро «Павелецкая», тоже можно добраться до Данилового монастыря.

Однако тогда нужно будет проехать еще и на трамвае, потому как идти пешком немного дальше, чем от станции «Тульская». Садитесь на любой маршрут, и доезжаете до все той же трамвайной остановки «Свято-Данилов» монастырь.

Свято-Даниловский монастырь открыт для посещений. Он имеет непростую и в то же время богатую историю и большую архитектурную ценность. Все постройки, находящиеся на его территории, отреставрированы, сама территория ухожена и красива.

Поэтому даже простая прогулка по Даниловскому монастырю может быть увлекательна и интересна.

Святой Варлаам Печерский — первый настоятель Киево-Печерской лавры

Первым игуменом первого русского монастыря стал святой Варлаам Печерский. Он был сыном одного из бояр Изяслава Ярославича. Варам имел склонность к монашеской жизни и поэтому подвизался в киевских пещерах вместе преподобными Антонием и Феодосием.

После того как монашеская община разрослась, Варлаам был преподобным Антонием поставлен игуменом монастыря. Позднее князь Изяслав (в крещении Димитрий) поставил Варлаама игуменом монастыря в честь своего покровителя — святого Димитрия.

Святой Варлаам Печерский, первый игумен Киево-Печерской лавры. Исследователи говорят о том, что он приходился дальним родственником святому князю Владимиру. Фото: upload.wikimedia.org

Историки связывают родословную преподобного Вараама с Малковичами. Они были наследниками Марка Любчанина — деда Святого Владимира по матери Малуше. Он том, как преподобный управлял монастырем известно мало. Летописи говорят о том, что перед своей смертью он посетил Константинополь. Похоронен первый настоятель Киево-Печерской лавры в её Ближних пещерах.

Иконостасы Свято-Даниловского монастыря

В связи с возрождением Свято-Даниловского монастыря, люди со всей страны стали жертвовать древние иконы и передавать в дар уникальные православные святыни.

Например:

  1. Древняя особо чтимая Владимирская икона с клеймами акафиста на полях считается вкладом самого Ивана Грозного. Была написана во второй половине XVI века для первого, возведенного из камня храма обители.
  2. Древнейший образ Богоматери «Троеручница» принадлежит стилю конца XVII столетия, имеет драгоценный серебряный оклад с камнями и жемчугом.
  3. Еще одной известной почитаемой святыней и одновременно церковным историческим памятником является чудотворная икона святого преподобного Кассиана Римлянина.
  4. Древнейшая образ Троицы Живоначальной второй половины XVI века, хранится в красивом резном киоте.
  5. Казанская икона с клеймами середины XVIII столетия.
  6. Тонко выписанный образ святого Александра Невского 1900 года поступил в дар из частной коллекции богоугодного поэта Е.М. Ряпова.
  7. Из Греции со Святой Горы привезена икона XIX века святого великомученика целителя Пантелеймона.

Большой интерес представляет древнейший иконостас церкви Святых отцов. Верхний ряд полностью состоит из 67 образов святых ликов одного письма костромских мастеров XVII века. Главный храмовый образ представлен сложной составной композицией: средник с изображением Спасителя и клейма цикла Вселенских Соборов вокруг.

На каждом запечатлен созывающий его император на фоне храма, где он проходил. Иконостас в пределе Даниила Столпника состоит из 4 ярусов, а высокохудожественное исполнение Царских врат XVII столетия представляет собой уникальный объект древнерусского искусства из музейного запасника московского Кремля.

Оформление иконостаса Троицкого храма определено архитектурой собора в стиле классицизм, а Покровский предел написан современными мастерами в 1984 году по лучшим образцам древнерусского искусства новгородской и московской школы 15 века. Реставраторам удалось сохранить и воссоздать древнейшие традиции русской и византийской иконописи.

Монастырь святого Анании в Мардине (Мор-Хананьо)

Чаще можно встретить название Дейрюльзафаран из-за шафранового цвета стен обители. Комплекс зданий расположился на горе, в 6 км от турецкого городаМардин, недалеко от границы с Сирией.

Монастырь Дейрюльзафаран

Цитата. «Монастырь расположен у подножия горы, которая, как швейцарский сыр Эмменталь, полна ниш и пещер, выкопанных отшельниками. Особо строгие аскеты на долгие годы, а то и на всю жизнь запирали свои пещеры стенами; Послушники из ближайшего монастыря пропускали воду и немного еды через небольшой люк. Если отшельник оставлял свою чашу нетронутой в течение 40 дней, предполагалась его смерть и каменная стена разрушалась.» (ru.qaz.wiki).

Принадлежит монастырь сирийской миафизитской церкви (одна из шести древневосточных церквей). Был основан в 495 г. как сиро-яковитская обитель. На территории сохранилось подземное святилище и две церкви: Святой Марии и Святого Анании.

Монастырь Дейрюльзафаран, главный вход со стороны двора

С 1126 по 1923 гг. (с перерывами) монастырь был резиденцией сирийского православного патриарха Антиохии. В семи подземных погребальных помещениях Дейрюльзафаран покоятся 4 епископа и 3 сирийских патриарха, восседая на тронах в полных регалиях.

Немного истории

13 век! Как это было…

Разрешив миром, без военных действий, спор между двумя своими братьями, благодарный московский князь в 1282 году заложил храм в честь Даниила Столпника, которого почитал как своего небесного и всемогущего покровителя.

По древней легенде, князь Даниил позже принял постриг в монахи и завещал похоронить себя, обязательно, в основанном им самим монастыре. Что и было, конечно же, сделано.

А в 1652 году его мощи были обретены нетленными. С достойными почестями, при огромном стечении народа, по указу царя Алексея Михайловича, они были перемещены в храм Семи Вселенских Соборов, находящийся здесь же.

В наши дни недалеко от монастыря, почти у выхода из метро Тульская в небольшом сквере установлен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому. Его координаты: 55.7129, 37.62305.

Но вернемся к монастырской истории.

Забвение и возрождение обители

В 1330 году сын Даниила перевёл насельников монастыря в Кремль, на княжеский двор. Современные учёные предполагают, что сделал он это потому, что всерьёз задумывался о том, чтобы Москву сделать столицей государства. На целых 300 лет небольшая деревянная церковь и маленькое село при ней остались без должного внимания и ухода. Всё постепенно ветшало и приходило в упадок.

Только в 1650 году заброшенный храм был возрождён по решению царя Ивана Грозного. Времена были неспокойные, и монастырь всё время находился в центре разрушительных военных событий. А в 1812 году, перед вступлением в Москву войск Наполеона, был, можно сказать, эвакуирован. Его святые реликвии и казну просто вывезли из города.

Когда ситуация стала более-менее спокойной, всё вернулось на круги своя. Монастырь зажил обычной жизнью. Постепенно он принимал вид существующий и поныне.

Известно, что с начала 19 века в нём размещался приют для пожилых священнослужителей и престарелых женщин, их вдов.

Страницы истории. Это тоже было

В 1918 году монастырь прекратил своё существование, но только формально. На самом же деле, жизнь там продолжалась. Но это не продлилось долго, и в 1929 году начались глобальные изменения. Новая власть приказала колокольню Даниловского монастыря разобрать, а колокола отправить на переплавку.

По документам всё так и было сделано. Но в жизни этого не случилось. Американский дипломат Чарльз Крейн чудом сумел их увезти в Гарвардский университет, где они и находились до 2007 года. Первым был возвращён на родину колокол под названием «Будничный».

Даже покойникам было неспокойно в то время. Монастырское кладбище, существовавшее там, было разорено, а после и совсем уничтожено. Особо знаменитых людей: Гоголя, Языкова и некоторых других перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

В 1930 году на святой земле монастыря находился изолятор для детей, так называемых, врагов народа. В основном это были дети людей, расстрелянных на Бутовском полигоне НКВД. «Русской Голгофой» назвал этот страшный полигон Алексий-2 — Патриарх Московский и Всея Руси. Более 20000 человек были расстреляны там.

А их детей собирали в детприёмник на территории Свято-Троицкого Данилова монастыря. Естественно, ни о каких нормальных условиях не могло быть и речи. Дети там болели и умирали. У одной из монастырских стен обнаружено место с многочисленными детскими останками.

В память о всех, похороненных на землях Свято-Даниловского монастыря за всю его историю, здесь установлена поминальная часовня.

С 1983 года монастырский комплекс на Тульской стал возрождаться. Сейчас он носит гордое название «ставропигиальный», то есть, Настоятелем Даниловского монастыря является только сам правящий епископ Москвы (Патриарх всея Руси). Кроме того, на его территории размещается Отдел внешних церковных связей и здание, где проводятся заседания Священного Синода.

В 2007 году под одной из галерей храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов случайно был обнаружен склеп из белого камня. Предполагают, что там был когда-то захоронен архиепископ Никифор Феотокис — греческий просветитель. Недалеко от этого места сейчас установлен памятный крест из белого мрамора.

В подклете больничного корпуса, в настоящий момент, размещается храм Серафима Саровского, В здании резиденции Патриарха — церковь во имя Всех святых, о земле Российской просивших.

Это интересно: Русско-японская война: разбираемся внимательно

XVII век: от расцвета — к закату

Разумеется, представители царской фамилии не могли забыть свою «колыбель», место, откуда пошла их династия. На протяжении трех веков Романовы холили и лелеяли Ипатьевский монастырь. В XVII веке он был восстановлен, надстроен, украшен, расширен… Лучшие зодчие, каменщики, иконописцы — и приглашенные, и местные, — трудились над его преображением. Выросла ввысь стена, появилась новая территория — Новый город, была выстроена церковь Иоанна Златоуста, наконец, на месте старого Троицкого собора, который был разрушен взрывом, отстроили и расписали новый — тот, что дошел до нашего времени.

Продолжала пополняться монастырская библиотека. Только теперь книги писали уже в стенах монастыря: создавались и рукописные Евангелия, и собрания житий святых, и синодики, помянники — небольшие книжки или тетради с записанными в них для молитвенного поминовения именами живых и усопших. Туда записывались родословные Годуновых, Романовых и других исторических лиц.

Именно в Ипатьевском монастыре, в ризнице Свято-Троицкого собора сохранилось великое сокровище русской культуры — Ипатьевский летописный свод, частью которого является знаменитая «Повесть временных лет» — русская летопись, составленная в Руси Киевской на заре XII века и переписанная для Ипатьевского свода в начале XV века. Документ, рассказывающий самую древнюю историю Руси и вообще историю от сотворения мира. В какое время и каким образом эта драгоценная рукопись попала в обитель, неизвестно. Здесь она хранилась до XIX века. Историк Н. М. Карамзин при написании первых томов своей «Истории Государства Российского» работал с двумя списками (копиями) Ипатьевской летописи.

Росло число жертвователей и покровителей монастыря, росли вклады, увеличивалась братия — монастырь процветал, богател, и авторитет его рос год от года. Однако в конце XVII века на престол взошел великий реформатр Петр I, который монахов не жаловал и подход к обителям имел сугубо практический. Над Ипатьевским монастырем сгустились тучи…

5

Посещение обители, режим работы

Посетители могут попасть на территорию монастыря в строго ограниченное время: утром он открывается в 6.00, вечером закрывается в 21.00. Экскурсии для посетителей проводят ежедневно, с 9.00 до 18.00. Если вы решили посетить эту обитель, помните, что она является действующей, поэтому следует соблюдать такую форму одежды:

  • для женщин – платья или юбки, закрывающие колени; закрытые плечи, покрытая голова (платок, косынка, шапка);
  • для мужчин – закрытые ноги и плечи (в шортах в обитель не пустят), снятый головной убор.

У монастыря есть два подворья: в Измайлово, где располагается высочайший деревянный храм столицы (действующий), а также в Рязанской области, где находится скит во имя Сергия Радонежского. Отправиться туда можно самостоятельно, без экскурсовода.

Святыни и иконы монастыря

Среди всех икон и святыни обители особенно выделяются:

  • Мощи святого князя Даниила в раке, ковчеге и 2 иконах на иконостасах: после закрытия монастыря в 1930 году попали в руки протоиерея Иоанна Мейендорфа, который увез их в США. Только в 80-х годах мощи вернулись в монастырь.
  • Икона с мощами Сергия Радонежского: можно найти под иконой святого в Троицком соборе.
  • Икона с мощами преподобного Серафима Саровского: это копия с иконы, которая в 1988- 2000 годах хранилась в Серафимовской церкви у стены. Вместе со иконным списком изображения там хранятся кусочек камня, на котором молился святой в пустыни, его четки и частица мантии.
  • Ковчег с мощами князя Александра Невского: хранится в Троицком соборе.
  • Башмачок святителя Спиридона Тримифутского: находится в Покровском храме. Верующие оставляют записки с просьбами в щели между образом святого и его башмачком.
  • Иконы с мощами святой Матроны Московской и великомученика Пантелеймона: обе расположены в Покровском храме Данилова монастыря в Москве, адрес которого указан ниже.

К особо чтимым иконами относятся:

  • Икона Святой Троицы: была написана во второй половине XVI века. Икону пожертвовал один из прихожан, брат которого незадолго до этого погиб в автокатастрофе по дороге на собственное крещение.
  • Владимирская Богоматерь с акафистом: самая древняя икона обители. Была написана для первого каменного храма монастыря во второй половине XVI века.
  • Богоматерь «Троеручица»: время написания конец XVII — начало XVIII столетий.
  • Казанская Богоматерь: время написания — середине XVIII столетия.
  • Богоматерь «Достойно есть»: она принадлежала митрополиту Нестору, который в первой половине XX века являлся просветителем Камчатки.
  • Георгия Победоносца: она была написана на средства вернувшихся солдат с Русско-Японской войны.
  • Святого старца Луки.

Свято-Даниловский монастырь: фото

Даниловский монастырь в Москве. Святыни

Самой главной святыней монастыря считаются чудотворные мощи князя Даниила, его основателя. Именно благодаря им началось восстановление обители во времена правления Ивана Грозного. После перевода монахов в Спасский монастырь в Даниловском остались лишь небольшая церковь и кладбище. Однако на могиле князя Даниила начали происходить разного рода чудеса и исцеления больных. Скорее всего, именно это и послужило толчком к восстановлению обители. К лику святых князь был причислен в XVII в. Тогда же были обретены его мощи. После 1930 года они хранились в церкви Воскресения Словущего, расположенной неподалеку от Даниловского монастыря. Затем они бесследно исчезли. В 1986 г. митрополит Вашингтонский передал обители первую частицу мощей. На сегодняшний день здесь хранится несколько частей, помещенных в иконы, раку и ковчег. Икона Матроны Московской – еще одна святыня, которой располагает Даниловский монастырь в Москве. Матрона при жизни была глубоко верующим человеком. Родилась она совершенно слепой. На ее теле имелась костная выпуклость в виде креста. Уже с семилетнего возраста у нее открылся дар исцеления больных. Умерла она второго мая 1952 г. Долгое время ее могилка на Даниловском кладбище находилась в запустении. Позднее здесь начали происходить чудесные исцеления. Обретены мощи святой были в 1998 г. Ныне они хранятся в Покровском женском монастыре.

Даниловский монастырь в Москве является обладателем и других святынь. Самыми интересными можно назвать:

  • Ковчег с мощами Николая Чудотворца.
  • Ковчег с мощами Александра Невского.
  • Башмачок Спиридона Тримифунтского.
  • Икону Сергея Радонежского.
  • Икону Серафима Саровского.

Первый «собственный» монастырь основал киевский князь Ярослав Мудрый

Первый «собственный» монастырь, имевший правильную регламентацию внутренней жизни, появился в 1037 году. Он был создан стараниями великого князя Ярослава Мудрого. Он посвятил его святому Георгию Победоносцу, своему небесному покровителю. Эта обитель и женский монастырь во имя святой Ирины, небесной покровительницы княгини Ирины, супруги князя Ярослава он стали образцом «ктиторского монастыря».

Правильнее их назвать княжескими монастырями, так как руководитель монастыря или ктитор здесь князь. Женской же обителью руководила не настоятельница православного монастыря, а княгиня.

1037
в этом году на Руси появился первый «собственный монастырь»

В ктиторских монастырях жили своекоштные и особноживущие монахи. Первые монастыри на Руси, таким образом, повторяли историю создания монастырей в Византии, где ктитор имел особые права на основанный им монастырь.

Так настоятель монастыря на Руси, созданного по подобному образу, поставлялся ктитором, то есть князем. Эти обители, впоследствии становились родовыми монастырями, где хоронили представителей того или иного княжеского рода. От ктиторов они же получали деньги и иные дары. До середины XIII века, то есть в домонгольскую эпоху, практически все монастыри были ктиторскими или же княжескими.

Георгиевская церковь в Киеве. Вид храма до реконструкции конца XIX века. Георгиевский храм — это первый на Руси ктиторский храм. Основан киевским князем Ярославом Мудрым. Фото: upload.wikimedia.org

Исследователи насчитывают в домонгольский период около 70 православных храмов на Руси. В них царили весьма свободные нравы. Так в монашеской слободке монах проживал свободно, не подчиняясь правилам строго устава.

Приём и выход из слободки был свободен. При этом, несмотря на то, что Русской православной церкви тогда ещё не было, а была лишь Русская митрополия — часть Константинопольской Церкви, каноны православия здесь выполнялись своеобразно. Так существовали двойные монастыри, имелись странствующие безмонастырские монахи и монахини при отсутствии строгого монастырского уклада.

Чем живет обитель сегодня

Современная насыщенная монастырская жизнь

Много лет славится монастырский Патриарший мужской хор. В его состав входит 16 талантливых певцов. Принимая участие в воскресных и всех праздничных богослужениях, часто бывая на гастролях в разных городах, хор Данилова монастыря приобрёл известность далеко за пределами своей обители.

Братия Данилова монастыря совершает благотворительные, милосердные дела в лечебных и детских учреждениях, проводят уроки в школах и других образовательных учреждениях.

Социальное служение

Для людей, страдающих алкогольной и другими зависимостями, в монастыре специально создан Центр помощи под названием «Метанойя». Уникальная программа «Православный интернет-курс» (ПИК) для дистанционного обучения людей, желающих подробнее узнать о православии, укрепить свою веру в Бога, ответить себе на волнующие вопросы создан сотрудниками Патриаршего Центра духовного развития детей и молодёжи Свято-Даниловского монастыря.

Существует здесь и волонтёрское служение

Так как волонтёры часто бывают в детских школах, больницах, интернатах, то им очень важно знать и уметь применять основные правила общения с детьми. А когда общение проходит вперемежку с играми, то знакомство и совместное времяпрепровождение становится более интересным и полезным для всех

Всему этому, да и не только этому, учат в «Мастерской игрового моделирования» при Даниловом монастыре.

Здесь рады гостям!

В магазине, расположенном тут же, можно купить и попробовать произведённую на здешней пекарне собственную продукцию: очень свежую и вкусную выпечку! Также можно купить молочную продукцию, привезенную из более дальних монастырей.

В общем, перед входом можно найти много всего интересного и полезного.

У входа на территорию монастыря есть специальный шкафчик с женскими платками и юбками. Отсутствие у женщины головного платка или очень короткое платье здесь не приветствуются. Впрочем, как и во всех церковных учреждениях.

Московский Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь хранит много чудесного и прекрасного, такого величественного, что эмоции просто переполняют! Приходите, вы сможете убедиться в этом сами!

Резиденция патриарха

В западной части монастырского комплекса расположен особо охраняемый объект – Синодальная резиденция патриарха. Двухэтажное здание построено по проекту Юрия Рабаева, одного из авторов Могилы Неизвестного солдата у стен Кремля. В результате его усилий получился классический обком партии с элементами церковной архитектуры – башнями-шатрами и мозаикой с изображением Спасителя. На втором этаже резиденции находится домовая церковь Всех Святых. Здесь проводят наречение в епископы перед тем, как новый православный иерарх пройдет хиротонию в храме Христа Спасителя. В 2011 году Синодальную резиденцию полностью обновили, объяснив эту необходимость несовершенными строительными технологиями 25-летней давности.

Резиденция патриарха

Это интересно: Сообщение о Куликовской битве

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: