Где находится усадьба вяземских

Жилой дом XVIII–XIX веков (Государственная публичная историческая библиотека России)

Адрес: Старосадский переулок, дом 9, строение 1

Дата постройки: конец XVIII — начало XX века

Лауреат конкурса в 2017 году.

В 1672–1739 годах участком земли, где расположено здание современной библиотеки, владела семья подьячего Якова Андреевича Байбакова. На плане 1756 года зафиксированы одноэтажные (на подклете) каменные жилые палаты, а на плане 1802 года — надстроенные до трех этажей.

В XIX веке участок приобретает торговец чаем Александр Куманин, женатый на тете Федора Достоевского. В XX веке дом перестает быть жилым. В 1901 году после покупки особняка Московским вспомогательным обществом купеческих приказчиков часть построек XVIII–XIX веков встраивается в новое здание с фасадом в стиле эклектика. В 1912 году на участке происходит еще ряд перестроек.

В 1938-м сюда переезжает Историческая библиотека (включающая архивы Чертковской библиотеки). В 2013 году техническое состояние здания библиотеки оценивалось как неудовлетворительное.

В результате ремонтно-реставрационных работ был воссоздан исторический облик особняка, в том числе отреставрированы фрагменты фасадов более ранних периодов, усилены несущие конструкции, восстановлены кирпичная кладка, портал главного входа и парапеты крыши. В своем первозданном виде предстала парадная лестница. Во время ее реставрации были обнаружены замечательные металлические грифоны, спрятанные под старыми деревянными панелями. Также в здании восстановлена историческая планировка и отделка помещений.

Несколько фактов об усадьбе Остафьево

  • В течение более 100 лет усадьба Остафьево принадлежала старинному и богатому роду Вяземских — с 1792 по 1898 годы.
  • Музей-усадьба Остафьево является так же памятным местом для русского воздухоплавания. В октябре 1803 года на ее землю приземлилась Прасковья Гагарина — первая женщина в России, которая отправилась в полет на воздушном шаре и французский воздухоплаватель Андре Жак Гарнерен. Остатки летательного аппарата на протяжение долгих лет хранились в усадьбе.
  • Дочь Прасковьи Гагариной — Вера Федорвна вышла замуж за владельца усадьбы Петра Вяземского.
  • Усадьба Остафьево расположена рядом с городом Подольском, раньше она относилась к Подольскому району, с 1 июля 2012 года это территория Москвы.
  • Рядом с усадьбой находится бизнес-аэропорт Остафьево.
  • Усадьба является популярным местом у молодоженов, здесь постоянно проходят свадебные прогулки и фотосессии.

Петр Вяземский

Памятник Петру Вяземскому

В 1807 году умирает князь Андрей Вяземский и Карамзин становится опекуном его сына Петра — будущего поэта и литературного критика, участника Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения.

Беседка «Храм Аполлона»

В 1816 году семья Карамзиных навсегда переезжает в Санкт-Петербург. Петр Вяземский становится единовластным хозяином усадьбы. При нем строятся беседка Храм Аполлона на берегу пруда и Горбатый мостик, а в честь 10-летия Отечественной войны 1812 года Марсова поляна — овальная поляна.

Горбатый мостик

Усадьба становится средоточием культурной жизни Российской Империи. В этот период сюда приезжают А. И. Тур­ге­нев, В. Л. Пуш­кин, В. А. Жу­ков­ский, И. И. Дмит­ри­ев, К. Н. Ба­тюш­ков, В. К. Кю­хель­бе­кер, А. С. Гри­бое­дов, Д. В. Да­вы­дов, Е. А. Бо­ра­тын­ский, А. Миц­ке­вич, М. П. По­го­дин и другие, проходят встречи поэтического сообщества «Арзамас».

Памятник Пушкину

В Остафьево трижды приезжал Александр Сергеевич Пушкин, с которым Петр Вяземский дружил еще с юности, а 1849 году здесь бывал Н.В. Го­голь. Пушкин часто цитировал в своих произведениях стихи Вяземского, эпиграфы к I главе «Евгения Онегина» и к «Станционному смотрителю» взяты из произведений Вяземского, в VII главу «Евгения Онегина» вводит его, как действующее лицо. Пушкин посвящает Вяземскому стихи и часто переписывается.

После смерти Пушкина А.С. его вдова Наталья Николаевна передала Вяземскому вещи мужа, в память о нем: жилет, камышовую трость, рабочий стол, письменный прибор, портрет Жуковского, подаренный им Пушкину. Эти вещи впоследствии перевез в Остафьево сын Вяземского — Павел Петрович и разместил их в кабинете Карамзина.

Усадьба Муравьевых-Апостолов: дом настоящих декабристов

Адрес: Старая Басманная улица, дом 23/9

Дата постройки: 1803–1806 годы

Лауреат конкурса в 2013 году.

Главный дом усадьбы появился на этом места в середине XVIII века. В начале XIX века здание перестроили в стиле московского классицизма. В 1815–1822 годах домом владел сенатор Иван Матвеевич Муравьев-Апостол, отец трех декабристов. С 1844 года здесь размещался детский приют, а после 1917-го — коммунальные квартиры, школа и общежитие. В 1986 году в усадьбе открыли Музей декабристов, который в 1991 году пришлось закрыть из-за аварийного состояния. В 2000-м в здании началась масштабная научная реставрация, инициированная потомком Муравьевых-Апостолов — Кристофером.

«Самой сложной стала реставрация деревянного сруба. Усадьба в цокольном этаже каменная, а второй этаж и чердак имеют деревянные перекрытия. Мы сумели заменить отдельные фрагменты — только сгнившие участки», — рассказывает автор проекта реставрации Лариса Лазарева.

Была восстановлена планировка середины XIX века, все построенные позже перегородки убраны. В 2013-м особняк обрел статус Дома-музея Матвея Муравьева-Апостола. Основу экспозиции составили дары потомков семьи.

«Нашей целью было оставить как можно больше аутентичных материалов и предметов планировки и как можно меньше заниматься воссозданием. Лепной декор на потолках имеет характерные признаки середины XIX века. Самое интересное место в здании — это, пожалуй, танцевальная зала с хорами. Там сохранились оригинальные барельефы, выполненные крепостными владельца дома», — добавляет Лариса Лазарева.

Музей-усадьба Остафьево

В 2002 году реконструировали западный флигель и фондовое хранилище имения. Еще через три года восстановили второй флигель и террасу, а к 2016 году в усадебном доме были воссозданы исторические интерьеры, соответствующие XIX веку.

В честь 250-летия Николая Карамзина в музее-усадьбе открылась экспозиция, посвященная писателю. Был восстановлен кабинет историка, однако лишь одна вещь в нем является подлинной — это конторка, датированная XIX веком.

Сейчас музей-усадьба Остафьево проводит культурные мероприятия, пушкинские дни, театральные спектакли и концерты, летний фестиваль «Музыка во дворцах и усадьбах», образовательные экскурсии, интерактивные программы, а также всевозможные квесты. Музей выпустил несколько книжных изданий «Остафьевский сборник».

Павильон № 58 «Земледелие», ВДНХ

Адрес: проспект Мира, владение 119, строение 58 (территория ВДНХ)

Дата постройки: 1950–1954 годы

Лауреат конкурса в 2018 году.

Павильон № 58 «Земледелие» до 1964 года назывался «Украинская ССР». Возведенная на этом месте в 1937 году деревянная постройка была разобрана спустя 10 лет, а в январе 1949 года на Украине прошел закрытый конкурс на создание проекта нового здания. В нем победила работа архитектора Алексея Тация.

Повторив прямоугольную форму плана прежнего павильона, авторы увеличили количество залов. В центре появился круглый зал с куполом, над которым возвышалась башня, увенчанная шпилем со звездой. В декоре фасадов использовали керамику, майолику, смальту, витражи и барельефы. По четырем углам карниза установлены фигуры девушек с лавровыми венками, у главного входа — скульптурные группы «Стахановцы промышленности» и «Стахановцы сельского хозяйства», созданные еще для старого здания, а также памятные стелы-флагштоки.

К началу реставрационно-ремонтных работ в 2017 году павильон находился в неудовлетворительном состоянии.

«В зоне кровли был разрушен внутренний водосток. В процессе эксплуатации здания происходили подтапливания, фасады постоянно намокали, и конструкции прогнили в некоторых местах. Также в павильоне было проведено отопление, хотя изначальный проект этого не предполагал. В результате отваливалась лепнина, были промочены угловые пилястры», — рассказывает автор проекта реставрации Владимир Покачалов.

Павильон восстановили в первоначальном виде — отреставрировали фасады, цоколь, площадки, лестницы, кровлю, башню со шпилем, аттик портала главного входа, стелы. Также был отреставрирован скульптурный комплекс — укреплены внутренние конструкции, удалены загрязнения, наслоения краски, осыпи и биопоражения, восстановлены утраты форм и смальты, выполнены окраска и тонировка.

Во время реставрации в здании провели новые коммуникации. В павильоне располагается центр славянской письменности «Слово», открытый более года назад.

Павильону № 5 на ВДНХ вернут исторический облик Павильону ВДНХ «Микробиологическая промышленность» вернут облик 1954 года

Государственный музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас»

Адрес: поселение Рязановское, село Остафьево

Дата постройки: 1801–1807 годы

Лауреат конкурса в 2017 году.

Усадьба Остафьево принадлежала знаменитым семьям Вяземских и Шереметевых и связана с именами многих выдающихся деятелей культуры. Здесь бывали Николай Гоголь и Александр Грибоедов, Денис Давыдов и Евгений Баратынский. С 1804 по 1815 год в Остафьеве жил историк Николай Карамзин. Он был женат на дочери владельца поместья князя Андрея Вяземского — Екатерине и именно здесь писал «Историю государства Российского». В Остафьеве Пушкин читал Петру Вяземскому стихотворения, созданные болдинской осенью.

В начале XIX века в усадьбе был возведен дворец в стиле зрелого классицизма, в тот же период создавался и парковый ансамбль. В конце XIX века владельцем Остафьева стал граф Сергей Шереметев. В 1899 году — к столетию со дня рождения Пушкина — он превратил усадьбу в общедоступный пушкинский музей. После революции Остафьево национализировали, но музей сохранили. Однако спустя несколько лет здесь организовали санаторий.

При современной реставрации было решено ориентироваться на первоначальный проект.

«Многое пришлось воссоздавать с нуля. Все было переделано, галереи застроены. Обычно на памятниках мы находим следы отделки. Здесь она была утрачена полностью. Вся штукатурка, весь декор были сбиты, и следов почти не осталось. В одном из залов — в большой гостиной — мы нашли один фрагмент штукатурки со следами живописного орнамента. Это была отправная точка», — рассказывает руководитель проекта реставрации Евгений Журин.

В работе специалисты использовали старые фотографии, аналоги и чудом сохранившийся проект рубежа XVIII–XIX веков, автор которого неизвестен. Можно только предполагать, был ли это Иван Старов, Матвей Казаков, Николай Львов или кто-то еще. По проекту были воссозданы планировка, лепной декор фасадов, а также бельведер, разобранный еще в середине XIX века. Восстановлены интерьеры эпохи князей Вяземских: парадная анфилада залов, личные комнаты владельцев, овальный зал («розовая ротонда»).

От флигеля до усадьбы в стиле классицизма: истории московских реставраторов Как 200 лет назад: в усадьбе Остафьево восстановят историческую березовую рощу

Фонтан «Дружба народов», ВДНХ

Адрес: проспект Мира, владение 119 (территория ВДНХ)

Дата постройки: 1954 год

Лауреат конкурса в 2019 году.

Фонтан «Дружба народов» — один из символов не только ВДНХ, но и Москвы. Это сложная система из 784 струй, высота которых достигает 20 метров. В основе композиции — овальная чаша фонтана, увенчанная колосьями пшеницы, технической конопли и подсолнухов, сплетенными в большой сноп. Вокруг стоят позолоченные статуи девушек — символов советских республик. У каждой в руках сельскохозяйственное растение, которое чаще всего выращивалось на полях республики, — хлопок, виноград, пшеница. Вес каждой золотой скульптуры — 2,5 тонны, а высота — четыре метра.

Во время реставрации статуи демонтировали и перевезли в мастерскую, где над ними четыре месяца работали 25 специалистов. Мастерам потребовалось около пяти килограммов сусального золота для покрытия скульптур.

Специалисты отреставрировали 16 чугунных раковин на каскаде фонтана, воссоздали утраченные медные скульптуры (15 рыб и сем дельфинов), а также отреставрировали две сохранившиеся. Кроме того, была восстановлена гранитная облицовка фонтана из полированного и колотого красного гранита.

Карамзин

Памятник Жуковскому, 1913 год

В Остафьево к Андрею Вяземскому приезжали поэты Василий Жуковский, Иван Дмитриев и Василий Пушкин (дядя Александра Сергеевича Пушкина). С 1804 по 1816 годы в имении жил историк и литератор Николай Михайлович Карамзин, друг и зять князя Андрея Вяземского. Женившись на его старшей внебрачной дочери Екатерине, молодая семья стала проводить здесь каждое лето и однажды всю зиму.

Кабинет Карамзина

Именно здесь в Остафьево Карамзин написал свои первые восемь томов «Истории государства Российского». Специально для работы на втором этаже усадебного доме был выделен кабинет, названный впоследствии Карамзинский. Получив от императора Александра I должность историографа Российской империи, ежегодный пенсион в две тысячи рублей и доступ в архивы Карамзин с энтузиазмом принялся за работу. Друзья называли его Остафьевским затворником, за то что свой рабочий кабинет он препочел балам.

Под окном его рабочего кабинета в 1911 году был установлен памятник историку, на котором находится барельеф историка. На пьедестале лежат бронзовые тома «Истории государства российского» и свиток, символизирующий, что Карамзин в своей «Истории» руководствовался древнерусскими летописями. Перед усадебным домом по сей день растут «карамзинские дубы», которые были посажены еще в XIX веке.

Памятник Н.М. Карамзину

«История государства Российского» была написана Карамзиным в 12 томах, последний том он не успел завершить, его дописали по черновикам литераторы К.С. Сербинович и Д. Н. Блудов. В первое издание вошли 8 томов, которые были изданы единым тиражом в 1818 году. История страны с самых древнейших времен до 1612 года, впервые написанная доступным языком, имела оглушительный эффект не только в России, но и в Европе. «Историю» переводили на иностранные языки и издавали за рубежом.

Карамзин проделал титаническую работу, как историк, изучая древнерусские источники, именно он открыл Ипатьевскую летопись. В своих примечаниях он указывал источники, записывал цитаты, пересказывал документы — и создал по своей сути еще одну книгу, представляющую большую ценность. Примечания превышают текст Истории в два раза. Некоторые исторические документы были утрачены, но благодаря их описанию в карамзинских Примечаниях их содержание известно.

Н.М. Карамзин первый дал нравственную оценку историческим событиям и поступкам государственных деятелей. Впервые в истории была показана роль царя-тирана Ивана Грозного, до Карамзина никто не критиковал самодержца. Выпуск 9 тома, где описываются злодеяния Грозного вызвал шквал интереса у публики.

Пушкин высоко оценивал труд Карамзина, он посвятил ему поэму «Борис Годунов». Вот как он описывает реакцию российского общества после выхода в свет первых 8 томов «Истории»:

Остафьево — усадьба князей Вяземских

В течение почти ста лет эта усадьба принадлежала роду Вяземских. С этой знатной фамилией связан расцвет имения. В те времена оно приняло свой исторический вид, который мы можем видеть сегодня.

Андрей Иванович Вяземский, в сорок четыре года ставший тайным советником, был одним из самых молодых сановников государства. Человек, обладавший острым умом, прекрасно воспитанный и образованный, он имел независимый характер. Всегда поступал так, как считал нужным, невзирая ни на чьи советы и традиции. К примеру, его женитьба, о которой еще долго шептались в высшем обществе.

А. И. Вяземский много времени проводил за границей. В одной из поездок он познакомился с красавицей, замужней женщиной, ирландкой Дженни Квин. Он страстно влюбился в нее, увез от мужа и в 1786 году женился. Его супруга получила имя Евгении Ивановны Вяземской.

По тем временам ситуация скандальная – потомок великих князей, Рюрикович женат на католичке, иностранке, к тому же уже бывшей замужем. Родители Андрея не пережили этого и в год женитьбы князя оба скончались.

Князь продал имение Удино, с которым было связано слишком много воспоминаний и печальных событий, виновником которых, пусть и невольным, он стал. В 1792 году князь покупает Остафьево. Усадьба довольно скромная и не ясно, чем она привлекла Вяземских. В то время на ее территории стоял лишь небольшой дом, построенный из камня, два деревянных флигеля и несколько хозяйственных построек, которые находились в глубине двора. К дому примыкал парк с липовой аллеей. Князь избавился от всех старых строений, кроме амбара. Летом 1798 года начались работы по ремонту и восстановлению плотины, установке фонарей и кованых решеток на мосту.

Параллельно с ремонтными работами создавался и парк. В 1800 году князь вышел в отставку и целиком посвятил себя строительству и благоустройству родового гнезда. Однако осуществить свои планы, ему было не суждено. В 1807 году он скончался. Сына Петра он оставил на попечении ближайшего друга, историка Карамзина, который незадолго до этого печального события женился на дочери Вяземского Екатерине. Он поселился в Остафьево, где на протяжении 12 лет писал «Историю государства Российского».

Любимец московской молодежи, острослов и весельчак, Петр Вяземский за свои обличительные стихи фактически был выслан из столицы в Остафьево. Усадьба превратилась для него в место заключения, где он жил под строгим надзором полиции.

В это время здесь побывали лучшие представители творческой интеллигенции того времени: В. А. Жуковский, К. Н. Бвтюшков, В. П. Пушкин (дядя поэта), А. И. Мусин-Пушкин, И. И. Дмитриев. Здесь бывали будущие декабристы М. С. Лунин, В. К. Кюхельбекер. Заезжали в поместье Н. В. Гоголь, А. С. Грибоедов, Адам Мицкевич и сам А. С. Пушкин.

Впоследствии обремененный долгами, Петр Андреевич вернулся в Петербург и сделал блестящую придворную карьеру. С этого момента Вяземские практически не приезжали в Остафьево. Усадьба пришла в запустение. Возможно, она могла еще в те времена разрушиться, если бы у нее не появился новый хозяин — князь П. П. Вяземский – страстный коллекционер, автор многих известных работ по истории российской культуры. Он собирал иконы, скульптуру, живопись, бронзу, фарфор, книги, оружие. Все это богатство отправлялось в Остафьево. Усадьба и парк были восстановлены.

Затем хозяином поместья стал сын князя Петр, который жил в Петербурге и приезжал в Остафьево крайне редко. Усадьба не приносила дохода, и было решено продать ее историку графу С. Д. Шереметьеву. Почетный член Академии наук, владелец Кусково и Останкино, Сергей Дмитриевич понимал ценность и историческое значение Остафьево.

Он полностью привел в порядок усадьбу, отреставрировал главное здание и поставил памятники Вяземским, Карамзину и Пушкину – людям, чья жизнь была связана с Остафьево. Усадьба фактически стала первым в России музеем, связанным с именем Пушкина. С 1903 года Остафьево и расположенное рядом Никольское указом правительства получили статус заповедника.

Храм «Большое Вознесение»

Адрес: Большая Никитская улица, дом 36, строение 1

Дата постройки: 1848 год

Лауреат конкурса в 2018 году.

Приход храма Вознесения Господня у Никитских ворот известен с 1619 года. В конце XVIII века князь Григорий Потемкин решил возвести новую большую церковь. Строительство велось в 1798–1848 годах. Проект в разное время создавали и перерабатывали архитекторы Василий Баженов, Матвей Казаков, Осип Бове, Федор Шестаков. Завершил строительство Афанасий Григорьев. В целом здание храма выдержано в стилях московский ампир и классицизм.

В 1831 году в одном из приделов недостроенной церкви венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. В 1917 году храм стал свидетелем страшных боев между юнкерами и революционными отрядами, здесь же отпевали погибших. В 1922-м церковь разграбили, но службы продолжались. В 1930-е годы храм закрыли, затем снесли колокольню. Богослужения возобновились только в 1990-м, а в 2002–2004 годах была заново построена колокольня.

В 2017–2018 годах были проведены консервация и реставрация живописи в интерьерах храма, в том числе на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части, укреплен штукатурный слой и удалена засмолившаяся копоть на стенах и сводах, отреставрированы поверхности из искусственного мрамора и лепной декор.

Судьба усадьбы Остафьево

В 1865 году Остафьево переходит сыну Петра Вяземского — Павлу. Историк и коллекционер предметов искусства он соз­дал в усадь­бе бо­га­тые кол­лек­ции пред­ме­тов ста­ри­ны, книг, картин, оружия, а также мемориальные комнаты Пушкина, Карамзина и своего отца.

После его смерти сын Петр Павлович продает усадьбу мужу своей сестры историку графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву — владельцу знаменитой усадьбы Кусково. Он является последним владельцем усадьбы Остафьево.

Памятник Павлу Вяземскому, 1914 год

Шереметев приложил много сил для сохранения исторической значимости усадьбы. Здесь вновь стали собираться талантливые литераторы и художники. В 1899 году, в честь столетия со дня рождения А.С. Пушкина, он превращает усадебный дом, в общедоступный для всех и один из первых в России, пушкинский музей.

Овальный зал Остафьево, конец XIX века

А в 1911 и 1913 годах Шереметев торжественно открывает на территории приусадебного парка памятные монументы Карамзину, Пушкину, Жуковскому и Петру Вяземскому, а в 1914 году — его сыну Павлу Петровичу.

В 1918 году имение было национализировано, в нем был открыт музей-усадьба Остафьево, директором которого был назначен граф Павел Сергеевич Шереметев — сын последнего владельца усадьбы. Спустя десятилетие его сняли с должности за дворянское происхождение и в 1929 году выселили с семьей из Остафьево. В 1930 году ликвидировали и музей, из-за чего большая часть содержащихся в нем предметов искусства была распродана, расхищена либо распределена между другими музейными хранилищами страны.

В 1931 году в усадьбе открыли дом от­ды­ха Нар­ко­ма­та обо­ро­ны. Во время Великой Отечественной войны здесь работал военный госпиталь. 

В 1950-х годах внешний вид усадьбы претерпел крупные изменения: планировку дома обновили, пристроили ограждения из камня, застеклили колоннады. Однако при этом многие уникальные детали имения были утрачены.

Лишь в 1988 году Остафьеву вернули музейный статус, он стал фи­лиа­лом Му­зея А. С. Пуш­ки­на. В 1994 году стал са­мо­сто­ятельным государственным му­зеем-усадь­бой «Ос­тафь­е­во» – «Рус­ский Пар­нас».

Каланча Хамовнической пожарно-полицейской части

Адрес: Комсомольский проспект, дом 16/2, строение 1

Дата постройки: начало XIX века

Лауреат конкурса в 2014 году.

В 1807–1809 годах на этом месте был построен комплекс Хамовнических казарм с действующей домовой церковью. В 1830-е годы здесь разместилась пожарно-полицейская часть с каланчой. Пока люди жили в малоэтажных домах, пожар можно было увидеть издалека по поднимающемуся вверх столбу дыма. В начале XIX века с развитием строительства в крупных городах стали появляться специальные вышки — каланчи, которые позволяли увидеть дым как можно раньше. Выдержанную в стиле ампир каланчу завершал медный купол с восьмиметровым шпилем. В 1878 году была увеличена высота арочного проезда в центре главного фасада здания.

В 1920–1930-е годы в зданиях Хамовнических казарм размещались коммунальные квартиры, что значительно изменило внутреннюю планировку.

В 1941 году верхнюю часть каланчи снесли, поскольку она могла служить ориентиром для немецких летчиков. После войны здания передали Военно-политической академии имени В.И. Ленина (ныне — Военный университет Министерства обороны Российской Федерации). В 2011–2013 годах реставраторы воссоздали утраченную часть каланчи, вернув сооружению первоначальный облик. Сейчас в зданиях снова размещается пожарная часть.

Конные обозы и паровые автомобили: с чего начиналась пожарная охрана Москвы От наказа царя Алексея Михайловича до моторасчетов: 370 лет пожарной службы

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: