Богоявленско-анастасиин женский монастырь епархиальные монастыри рпц

I. Введение

Кострома – уникальный город, олицетворявший у древних славян, живительные силы весны. Кострома связана с Годуновыми и Сабуровыми, с Иваном Грозным, чья жена любила бывать в Костроме. Здесь призвали на российский престол первого царя из династии Романовых, в наше время он стал резиденцией Снегурочки, внучки Деда Мороза – главного персонажа праздника Новый Год, являющегося старейшим на Земле.

В настоящее время единого мнения, почему город назван Костромой и что это значит. Выдвигаются следующие версии:

• Кострома – славянское языческое божество, олицетворяющее живительные силы весны. На костромской земле существовал обычай – встречать наступление лета.

• Кострома – это финское слово «кострум», обозначающее укрепленное место, крепость, поэтому и название возникло в связи с появлением города-укрепления, города – крепости. Это подтверждают псковские летописи, где значится слово «костр», «кострига» в смысле крепость, укрепление, место, город.

• Кострома, по мнению Татищева, – это замок Костр (или Кострум) близ Дерпта, находящегося в Ливонии.

Если посмотреть на археологические находки и письменные источники, то выстраивается следующая хронология:

• Стоянки первобытного человека, как показывают раскопки, находились при впадении реки Костромы в , или как в древние времена ее называли Ра, а в средние – Итиль.

• В VII – IV тысячелетии до н.э., в эпоху неолита, здесь жили предки угро-финских племен. Они селились по берегам , Костромы, Вексы, Чухломского и Галичского озер. Это были охотники и рыболовы.

• В I тысячелетии до н.э. земли заняли предки племени меря, которые занимались земледелием, скотоводством и рыбной ловлей. Так сложился племенной союз, и территория нынешней Костромы стало стойбищем большого рода. Свои небольшие поселения миряне укрепляли валами и рвами.

• В IX веке к ним присоединились марийские племена под названием черемисов. Начинают развиваться ремесло и торговля с соседними племенами. Через Кострому шли по Волге торговые пути в , страны Востока, верховья Оки, связывали ее с Киевской Русью и Великим Новгородом.

• С XII века князья все более укрепляются на территории Костромского края, строят новые города, такие как Кострома, Нерехта, Большие Соли и другие.

Глубже понять смысла названия города Кострома можно через .

Свято-Троицкий монастырь, Рязань

Одной из миссий Сергия была своего рода «дипломатия общего авторитета» – он ходил по Руси, примиряя враждующих князей и убеждая их в единстве русского дела. Самым непокорным был Олег Рязанский: с одной стороны, Рязань соперничала с Москвой за лидерство, с другой – была открыта ударам Орды, и потому Олег вёл двойную игру на грани предательства. В 1382 году он пособил Тохтамышу, отхватил у Дмитрия Коломну… Дело шло к новому распаду Руси, но в 1386-ом в Рязань пришёл Сергий и каким-то чудом предотвратил войну, а в знак мира основал малый Троицкий монастырь. Ныне это скромная городская обитель с декоративной оградой и церквями XVII(Троицкая), XVIII(Сергиевская) и XIX(иконы Божьей Матери «Знамения-Кочемная») веков.

II. Основание Костромы

Памятник Юрий Долгорукому в Костроме

Согласно исследованиям историка В.Н.Татищева (1686 – 1750), ученика Якова Брюса и фактического основателя Перми, первое упоминание о Костроме, как о городе, появляется в 1152 году. С тех пор закончилась костромская вольница, и Кострома стала частью Владимиро-Суздальского княжества, владения .

 Юрию Долгорукому, как основателю города, был поставлен в 2003 году Костроме памятник. Скульптура представляет собой восседающего на престоле Великого князя, который простирает перед собой правую руку, указывая, что здесь заложен будет новый город. В левой руке он, как крест, держит меч, показывая, что он пришёл на эти земли не как воин, но как завоеватель.

Кострома была основана Юрием Долгоруким, стремившимся очертить границы своего княжества и воздвигавшего для этого города-крепости, как в пограничных территориях, так и в центре. Его сын Андрей Боголюбский объединит под своим началом разобщенные русские княжества Северной или Владимирской , фактически дав мощное начало появлению нового народа.

В период правления Юрий Долгорукого и его старшего сына Андрея Боголюбского в Залесской Руси ими было основано множество городов: Дубна (1134), (1135), Москва (1147), Устюг (1147), Вологда (1147), Юрьев-Польский (1149), Переславль-Залесский (1152), Дмитров (1155), (1155) и др.

Именно Кострома стала первым городом России, получившим собственный (городской) герб.  Она получила его от  Екатерины Великой. На гербе была изображена галера с Императорским штандартом на мачте.  Она была схожа с той галерой «Тверь», на которой Екатерина прибыла в город.  Такое появление Твери на гербе Костромы не может быть простой случайностью, как и тот факт, что баркас (на котором дрался с контрабандистами Верещагин) в фильме «Белое Солнце пустыни», тоже назывался «Тверь». было одним из самых сильных.  В Твери воспитывался будущий правитель Московского княжества — младший сын Александра Невского — , давший начало династии, которая будет править Россией четыре веков.  Рюриковичей сменят Романовы, призвание которых на российский престол состоялось именно в Костроме, Феодоровской иконой Божией Матери.

VII. Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь возник на стрелке реки и Костромы (ныне река Кострома отдалена от монастырских стен Нижегородским водохранилищем). Он служил как бы ключом к городу.

В плане монастыря – неправильный пятиугольник с протяженностью стен 558 м. Высота стен до 11 м. Территория монастыря состоит из 2 участков: Старого и Нового города. Старый город создан в 1586-1590 гг. на средства Годуновых, а Новый город (1642-1645) пристроен по велению царя Михаила Романова. Возрожден монастырь в 1992 году.

Существуют две версии основания Ипатьевского монастыря:

1. Деревянный монастырь был основан в 1275 году костромским князем Василием Ярославовичем (ум. 1276) – младшим внуком Всеволода Большое Гнездо, братом Александра Невского.

2. Татарский мурза Чет, направлявшийся в 1330 году из Золотой Орды на службу к Московскому князю Ивану Калите (до 1296—1340). Под Костромой он, якобы, заболел. Во сне явилась ему Богородица с апостолом Филиппом и великомучеником Ипатием Гангрским, умершими в IX веке. Она обещала исцеление, если Чет примет христианство. Выздоровевший мурза благополучно добрался до Москвы, принял крещение под именем Захария и поставил Ипатьевский монастырь. Мурза Чет является родоначальником Годуновых и Сабуровых. Вотчины Годуновых граничили с монастырской территорией. История по татарского мурзу – это, скорее всего, лишь легенда, т.к. некоторые реальные факты опутаны густой сетью вымыслов, и возвышение монастыря связано с возвышением рода Годуновых. Скорее всего, мурза, т. е. Захария Чет пожертвовал деньги монастырю, уже построенному костромским князем Василием.

Есть мнение, что монастырь основал в 1275 г. князь Василий Квашня. После его смерти новый монастырь попал под покровительство Годуновых, и его возвышение следует за возвышением этого рода. Затем монастырь нашел себе покровителя в лице царской династии Романовых. Мать первого царя Михаила владела богатой Костромской вотчиной и в начале 1613 г. жила с сыном в Ипатьевском монастыре, куда явилось посольство Земского Собора, чтобы в марте 1613 года, чтобы объявить об избрании Михаила на царский престол.

По легенде, именно к Ипатьевскому монастырю пытались прорваться поляки, стремясь захватить молодого Романова. Иван Сусанин спас новую династию, заманив поляков в чащу и отдав жизнь за царя.

Симоновский монастырь, Москва

Другой «совместный проект» – Андроников монастырь на Яузе, ныне почти в центре Москвы. Его основал в 1356 году митрополит Алексий в честь чудесного спасения от шторма по пути в Константинополь. От Сергия он получил благословение да в помощь ученика Андроника, ставшего первым игуменом. Ныне Андроников монастырь известен своим белокаменным Спасским собором (1427) – старейшим сохранившимся зданием всей Москвы. В те же годы одним из иноков обители был Андрей Рублёв, а ныне здесь действует Музей древнерусского искусства. Вторая крупная церковь Михаила Архангела – образец барокко, 1690-ых годов, также в ансамбль входят стены, башни, корпуса и часовни XVI-XVII веков, и немного новостроек, точнее, восстановленных построек.

Как доехать до монастыря

Монастырь расположен на ул. Симановского (Богоявленской), 26.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги, повернуть на ул. Советская и по ней доехать до Сусанинской площади. От площади к монастырю ведет улица Симановского.

Настоятельский корпус

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве

до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. По городу до монастыря ходят автобус № 1 и троллейбусы № 2, 7 (остановка «Ул. Пятницкая»), а также автобус № 2 (остановка «Фабрика-кухня»).

Рейтинг достопримечательности:

Рейтинг 3.50

← КОСТРОМА КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →

Авраамиев Городецкий монастырь. Село Ножкино, Чухломской район, Костромская область

Одним из ярчайших продолжателей Сергиева дела был монах Авраамий, основатель четырех монастырей в глухой галицкой стороне (речь, конечно, не про Галицию, а про Галич Костромской области). Сохранился лишь Авраамиев Городецкий монастырь в селе Ножкино, где святой упокоился. Храмы видны из Чухломы и с солигаличской дороги за озерной гладью: Покровская и Никольская церкви XVIIвека и собор иконы Божьей Матери «Умиление» с колокольней, построенные Константином Тоном в стиле его московского «шедевра». Руины двух церквей еще одного Авраамиева Новоезерского монастыря сохранились напротив Галича, в селе с ласковым названием Умиление.

Спасо-Преображенский Нуромский монастырь

Ещё один монастырь на реке Нурма в 15 километрах от Павло-Обнорского основал в 1389 году Сергий Нуромский, ученик Сергия Радонежского. Упразднен в 1764, Спасо-Сергиевская церковь в стиле «северного барокко» построена в 1795 уже приходской. Сейчас монастырская жизнь в этом лесной заброшенной обители постепенно возрождается, постройки восстанавливаются.

В калужском Боровске наиболее знаменит, конечно, Пафнутьев монастырь, но его основатель вышел из другого, ныне исчезнувшего Покровского монастыря в предместье Высокое, основанного в 1414 году Сергиевым учеником Никитой, и упразднённого опять же в 1764 году. Осталась лишь деревянная Покровская церковь XVIIвека на монастырском кладбище.

Кирилло-Белозерский монастырь. Вологодская область, Кирилловский район

В 1397 году в Белозерское княжество пришли двое иноков Симонова монастыря – Кирилл и Ферапонт. Первый вырыл келью у Сиверского озера, второй – между озёрами Пасским и Бородавским, и с годами из этих келий выросли самые известные монастыри Северной Фиваиды. Кирилло-Белозерский монастырь ныне крупнейший в России, и на площади в 12 гектар размещается полсотни построек, в том числе 10 церквей, из которых лишь две моложе XVIвека. Монастырь так велик, что делится на «районы» – Большой Успенский и Ивановский монастыри слагают Старый город, к которому примыкает обширный и почти пустой Новый город. Все это – под защитой мощнейших стен и неприступных башен, а когда-то в обители была и своя цитадель Острог, служившая также «элитной» тюрьмой. Еще тут множество палат – жилых, учебных, больничных, хозяйственных, также почти сплошь XVI-XVIIстолетий, одну из которых занимает музей икон. В Новом городе – деревянные мельница и очень старая (1485) Ризоположенская церковь из села Бородавы. Добавьте сюда славную историю и красивейшее расположение – и получается одно из самых впечатляющих мест России. Кирилло-Белозерский монастырь дал больше всего «учеников третьего порядка»: его иноками были идеолог «нестяжательства» Нил Сорский, основатель Соловецкого монастыря Савватий и другие.

Архитектурные памятники на территории обители

Величественный пятиглавый Богоявленский собор – самое древнее каменное здание в Костроме, сохранившееся до наших дней (1565 г.).

Исследователи считают, что в его строительстве принимали участие московские мастера. Этот четырехстолпный храм отличает величие форм и пропорций, а его фасады завершают изящные килевидные закомары. Правда, в более позднее время подзакомарное покрытие было заменено на практичное четырехскатное. На протяжении долгой истории к собору сделали несколько пристроек, и самые крупные строительные работы проходили 1864-1869 гг.Сейчас собор имеет четыре престола, и именно в нем хранится знаменитый образ Федоровской Божией Матери. Кроме того, на монастырской территории расположена одноглавая церковь, посвященная Смоленской иконе Богоматери (1825 г.). Та самая, которую перестроили из башни на каменной стене. В свое время ее возвели на деньги, выделенные богатым костромским купцом Ф.М. Обрядчиковым, а руководил строительством городской архитектор П.И. Фурсов. Первоначально храм построили в стиле классицизма, но после пожара, произошедшего в 1887 году, его перестроили в русско-византийском стиле.

Купола Богоявленского собора (золотые куполами), Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор (тёмные купола)

Особо выделяется на монастырской территории высокая живописная колокольня (1864 г.). Она имеет шатровое завершение с изящной золоченой главкой и часы в одном из проемов для звонов.

Архитектурные памятники на территории обители

Величественный пятиглавый Богоявленский собор – самое древнее каменное здание в Костроме, сохранившееся до наших дней (1565 г.). Исследователи считают, что в его строительстве принимали участие московские мастера. Этот четырехстолпный храм отличает величие форм и пропорций, а его фасады завершают изящные килевидные закомары. Правда, в более позднее время подзакомарное покрытие было заменено на практичное четырехскатное. На протяжении долгой истории к собору сделали несколько пристроек, и самые крупные строительные работы проходили 1864-1869 гг. Сейчас собор имеет четыре престола, и именно в нем хранится знаменитый образ Федоровской Божией Матери.

Кроме того, на монастырской территории расположена одноглавая церковь, посвященная Смоленской иконе Богоматери (1825 г.). Та самая, которую перестроили из башни на каменной стене. В свое время ее возвели на деньги, выделенные богатым костромским купцом Ф.М. Обрядчиковым, а руководил строительством городской архитектор П.И. Фурсов. Первоначально храм построили в стиле классицизма, но после пожара, произошедшего в 1887 году, его перестроили в русско-византийском стиле.

Особо выделяется на монастырской территории высокая живописная колокольня (1864 г.). Она имеет шатровое завершение с изящной золоченой главкой и часы в одном из проемов для звонов.

Купола Богоявленского собора (золотые куполами), Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор (тёмные купола)

Это интересно: Богоявленский собор в Ногинске

IV. Иван Грозный – Не рыдай меня мати

Икона «Не рыдай меня мати»в Коломенском (загородная резиденция русский царей),вклад Ивана Грозного в Николо-Угрешский монастырь

Иван Грозный делал вклады и дарил молельные иконы Костромским монастырям, включая Ипатьевский и Богоявленский, являющиеся двумя основными монастырями Костромы. Среди подаренных Иваном Грозным икон, заслуживают внимания не яркие по краскам, но чрезвычайно интересные по сюжетам иконы «Не рыдай меня мати» и «Александр Невский». На первой из них изображено оплакивание Христа его матерью – Марией. Впервые композиция «Не рыдай меня мати» в России появилась в известной иконе Благовещенского собора Московского Кремля, и вызвала в 1554 году дело дьяка Висковатого, восставшего против введения в русскую иконопись «латинских ересей», то есть западных новшеств, которые в XVI веке русские иконописцы стали использовать для композиций икон.

Икона «Не рыдай меня мати» является одним из многих эстахологических знаков, оставленных потомкам Иваном Грозным: «Не рыдай меня, зрящи во гробе, восстану бо, воскресну тогда, когда все будет исполнено, всякая правда земли, когда всякое горе земное дойдет до предела и изольется на нас Господне милосердие, когда придет конец всему, когда и нам будет дано встать лицом к лицу с славой Господней…».

Фреска «Не рыдай меня мати»
над южными вратами Успенского собора
Свияжского Успенского монастыря,
основанного в 1551 году
по указу Ивана Грозного

В Свияжске в Успенском соборе, Иван Грозный повелел сделать даже фреску «Не рыдай меня мати», чтобы она дошла до потомков. У нас была большая работа, связанная с Иваном Грозным, взятием им Казани и, соответственно, со Свияжском, как плацдармом для завоевания Казани.

Возможно, именно эта фреска вдохновила Демьяна Бедного написать в 1918 году в Свияжске – месте решающей схватки красных и белых, стихи, ставшие знаменитой красногвардейской песнью «Проводы» («Как родная меня мать провожала»).

Как родная меня мать провожала,Так и все моя родня набежала,Ох, куда ты паренек, ох куда ты,Не ходил бы ты Ванек во солдаты.В Красной Армии штыки чай найдутся,Без тебя большевики обойдутся…

Поневоле ли идешь, аль с охотой,Ваня, Ваня, пропадешь не за что ты.Мать, страдая по тебе, поседела,И во поле и в семье столько дела.Путь изменит прежних дней и в помине,Лучше б ты женился свет на Арине.С молодой бы жил женой не ленился,Тут я матери родной поклонился,Поклонился всей родне у порога,Не судите обо мне очень строго.

Будь такие все как вы ротозеи,Чтоб осталось от Москвы, от Расеи…

Демьян Бедный не был простым человеком. Его настоящее имя – Ефим Придворов. По официальной версии, он был сыном крестьянина, однако учился в Германии, свободно владел несколькими языками. Существует мнение, что он был внебрачным сыном великого князя и известного поэта Константина Романова от связи с фрейлиной императорского двора (отсюда странная фамилия: Придворов), и его ребенком отдали на воспитание в крестьянскую семью. В 1917 году слухи об этом получили огласку, но Ленин защитил Демьяна Бедного.

В 1923 г. Демьян Бедный первым из советских писателей был награжден орденом Красного Знамени, а в 1938 г. – орденом Ленина. Однако уже в 1938 г. за либретто к комической опере «Богатыри» (1936) Демьяна Бедного обвинили в «клеветническом освещении истории» и исключили из партии.

История

История обители очень интересна, а временами и трагична — она связана с тремя древними монастырями.

Согласно преданию, в конце XIV — начале XV века княгиня Анастасия Димитриевна, дочь князя Дмитрия Донского основала женскую обитель, получившую имя Анастасиин монастырь. Обитель находилась недалеко от первого костромского Кремля, на берегу реки Сулы, притока Волги (в настоящее время реку Сулу Вы не увидите: она течет в трубе под Пятницкой улицей).

Первоначально монастырь был особножительным, или идиоритмическим, (по уставу такой обители, каждый монах сам ведет свое хозяйство и сам питается). Число монахинь и послушниц в монастыре было немногочисленным и в 1764 году его упразднили, а монахинь перевели в расположенный в Кремле Крестовоздвиженский монастырь.

Однако, через десять лет Крестовоздвиженская обитель была уничтожена пожаром и Анастасиин монастырь был восстановлен на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина.

Богоявленский мужской монастырь был основан старцем Никитой, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского в 1420-х годах. В 1559–1565 годах в обители был возведен Богоявленский собор, ставший кафедральным храмом Костромы. В 1847 году обитель была упразднена.

К тому времени в Ангастасиином монастыре было введено общежитие, и число монахинь значительно возросло. В 1863 году Анастасиин и Богоявленский монастыри объединяются под именем Богоявленско- Анастасииного женского монастыря.

В истории обители много трагических событий — Смутное время и пожар середины XIX века, полная разруха и опустение XX века. Но монастырь вновь отстраивается и возрождается.

В 1991 году впервые после 1925 года в соборе была проведена церковная служба, а через несколько месяцев в храм внесли выдающуюся костромскую святыню — Фёдоровскую икону Божией Матери. Вскоре возобновились службы в Смоленской церкви, а в 2006 году восстановлен храм в подклете собора (освященный во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Никиты Костромского).

Летом 2010 года началось восстановление колокольни Кафедрального собора. Интересно, что с началом работ на хмуром небе неожиданно появилась радуга, красовавшаяся в течение 10 минут, что свидетельствовало о том, что в обители начато благое дело.

Многие годы работы проходили на всей территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря. За время забвения монастырские постройки ушли в землю и их стены стали разрушаться. Строители сняли грунт и углубили коммуникации. Заново выполнена планировка территории, устроены дорожки и отмостки, построена пешеходно-транспортная сеть.

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь вновь стал одним из духовных центров не только Костромы, но и всей России! Это самая древняя женская обитель в Костромском крае.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: