Большой театр

«Галина Степаненко и Сергей Филин. “Жизель”», 1993 год

«Первый дуэтный балет в современном понимании дуэта как хореографической формы и в романтическом понимании балета как союза человеческих сердец», — так о балете «Жизель» пишет балетный критик Вадим Гаевский. Премьера балета Адольфа Адана с Карлоттой Гризи, исполнившей заглавную партию, состоялась в Париже в 1841 году. Вскоре «Жизель» появилась и на российской сцене. В Большом «Жизель» можно увидеть сегодня в редакции Юрия Григоровича.

В разные годы партию Жизели — простой крестьянки, погубленной любовью к знатному юноше, — исполняли выдающиеся балерины Марина Семенова, Галина Уланова, Марина Кондратьева, Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова, Людмила Семеняка.

На этой фотографии Саши Гусова 1993 года мы видим Жизель — Галину Степаненко и Сергея Филина — графа Альберта. Саша поймал очень эффектный и чувственный момент: изящное «скрещенье рук», выразительные взгляды передают невероятную эмоциональность танцевальной сцены. Фотографии балетной труппы Большого театра 1993 года попали на страницы одного из самых значительных фотографических журналов — The British Journal of Photography, что стало поворотной точкой в фотографической карьере Гусова.

Фотосъемка спектаклей

На спектакле и на концерте есть свои плюсы и минусы. На спектакле нет (как правило) того бешеного ритма, как в танго. Там все гораздо спокойнее и поймать момент проще. Накал страстей, нарастающий, часто тоже виден и можно понять, к чему готовиться и легче предугадать, когда нажимать кнопку. Наличие реквизита на сцене помогает строить гармоничный кадр, но, тем не менее, главные не сцене все же не реквизит, а люди. Их эмоции, взаимодействия.

Чтобы кадр заиграл, чтобы он жил и его хотелось рассматривать — надо вкладывать в каждую съемку частичку себя. Если руками снимать, а в голове в это время будут какие-то отвлеченные мысли про покупку молока или о том, сколько снимаемый в данный момент спектакль соберет в последствии лайков или подписчков — врят ли получится что-то стоящее.

Спектакль «Семейный ужин в половине второго» в театре «Содружество актеров Таганки»

Спектакль «Флайтер» в Театре Луны. По мотивам книги Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон»

Фолк-мюзикл «Ночь перед Рождеством» в театре «Русская песня»

Спектакль «Мы — цыгане!»

Privacy settings

Decide which cookies you want to allow.

You can change these settings at any time. However, this can result in some functions no longer being available. For information on deleting the cookies, please consult your browser’s help function.

Learn more about the cookies we use.

This website will:

  • Essential: Remember your cookie permission setting
  • Essential: Allow session cookies
  • Essential: Gather information you input into a contact forms, newsletter and other forms across all pages
  • Essential: Keep track of what you input in shopping cart
  • Essential: Authenticate that you are logged into your user account
  • Essential: Remember language version you selected
  • Remember your login details
  • Functionality: Remember social media settings
  • Functionality: Remember selected region and country
  • Analytics: Keep track of your visited pages and interaction taken
  • Analytics: Keep track about your location and region based on your IP number
  • Analytics: Keep track on the time spent on each page
  • Analytics: Increase the data quality of the statistics functions
  • Advertising: Tailor information and advertising to your interests based on e.g. the content you have visited before. (Currently we do not use targeting or targeting cookies.
  • Advertising: Gather personally identifiable information such as name and location

This website will:

  • Essential: Remember your cookie permission setting
  • Essential: Allow session cookies
  • Essential: Gather information you input into a contact forms, newsletter and other forms across all pages
  • Essential: Keep track of what you input in shopping cart
  • Essential: Authenticate that you are logged into your user account
  • Essential: Remember language version you selected
  • Functionality: Remember social media settings
  • Functionality: Remember selected region and country
  • Remember your login details
  • Analytics: Keep track of your visited pages and interaction taken
  • Analytics: Keep track about your location and region based on your IP number
  • Analytics: Keep track on the time spent on each page
  • Analytics: Increase the data quality of the statistics functions
  • Advertising: Tailor information and advertising to your interests based on e.g. the content you have visited before. (Currently we do not use targeting or targeting cookies.
  • Advertising: Gather personally identifiable information such as name and location

This website will:

  • Essential: Remember your cookie permission setting
  • Essential: Allow session cookies
  • Essential: Gather information you input into a contact forms, newsletter and other forms across all pages
  • Essential: Keep track of what you input in shopping cart
  • Essential: Authenticate that you are logged into your user account
  • Essential: Remember language version you selected
  • Functionality: Remember social media settingsl Functionality: Remember selected region and country
  • Analytics: Keep track of your visited pages and interaction taken
  • Analytics: Keep track about your location and region based on your IP number
  • Analytics: Keep track on the time spent on each page
  • Analytics: Increase the data quality of the statistics functions
  • Remember your login details
  • Advertising: Use information for tailored advertising with third parties
  • Advertising: Allow you to connect to social sites
  • Advertising: Identify device you are using
  • Advertising: Gather personally identifiable information such as name and location

This website will:

  • Essential: Remember your cookie permission setting
  • Essential: Allow session cookies
  • Essential: Gather information you input into a contact forms, newsletter and other forms across all pages
  • Essential: Keep track of what you input in shopping cart
  • Essential: Authenticate that you are logged into your user account
  • Essential: Remember language version you selected
  • Functionality: Remember social media settingsl Functionality: Remember selected region and country
  • Analytics: Keep track of your visited pages and interaction taken
  • Analytics: Keep track about your location and region based on your IP number
  • Analytics: Keep track on the time spent on each page
  • Analytics: Increase the data quality of the statistics functions
  • Advertising: Use information for tailored advertising with third parties
  • Advertising: Allow you to connect to social sitesl Advertising: Identify device you are using
  • Advertising: Gather personally identifiable information such as name and location

Уличная съемка

Спектакли в театре снимать интересно, эти съемки много дали мне в плане профессионального роста как фотографа и в личностном плане, но уличная, жанровая съемка не менее интересна. Все слышали фразу, авторство которой приписывают Шекспиру «вся жизнь — театр, а люди в нем — актеры». Жанровая, уличная съемка не менее интересна. Для нее дороговизна вашего фотоаппарата и класс объектива не принципиальны. Даже если из-за слабого освещения картинка будет не идеально-звенящая — это не критично.

«Левитация»

«Незнакомка»

«Зима в Кенозерье»

«Прекрасное далёко»

«Эволюция»

«Красовенько!»

Жанровая, стрит-съемка и репортаж настолько тесно переплетаются, что иногда сложно дать определение, что же мы сейчас записываем на нашу матрицу или пленку. А может быть и не всегда нужно давать всему определения и раскладывать по полочкам. На мой взгляд, главное — добавлять в каждую съемку немного себя, чтобы получились не просто фотки, а фотографии, которые затронут зрителя, передадут атмосферу отснятого мероприятия, позволят зрителю почувствовать себя в том месте и в то время.

Об авторе

Ольга Бобкова: «Как я попала в фотографию? Мечтала. Все девочки хотят быть принцессами и волшебницами. Я же девочка и мечтала быть волшебницей, которая умеет останавливать время. Период любопытного подсматривания за тем, как папа в ванной пленки проявлял меня тоже стороной не обошел.

Потому что нравится ловить момент, эмоции, останавливать время. Когда герои в кадре живут без моего вмешательства, когда кадр не постановочный (или с минимальным вмешательством). Фотографии, в общепринятом смысле, не училась. Прошла курс по обработке в лайтруме в Академии Фотографии. На этом, по большому счету, мое фотообразование в плане получения «корочек» закончилось.

Училась по книгам (Лапин, Дыко, альбомы Брессона и Лагранжа и многих других) и снимала все подряд: фестивали, концерты, уличных музыкантов, ярмарки… все общедоступное, для чего не требовалось получение аккредитации, а потом показывала отснятое людям, мнению которых я доверяю. Получала «разбор полетов», вздыхала и шла снимать дальше, учиться чувствовать кадр, учиться погружаться в происходящее и в то же время оставаться наблюдателем по эту сторону объектива. Из всех жанров в фотографии изначально была и остаюсь влюбленной в жанровую съемку и репортаж.»

Особенности театральной и концертной съемки

В первую очередь театральную и танго-съемку отличает большая степень ответственности.

Когда снимаешь жанр — то снимаешь, как правило, для себя, в свободное время и даже если «кадр не пошел» и вдохновение не пришло — ничего трагического не случится. Ну не поймали удачу за хвост, не сложилось — зато погуляли и воздухом подышали. Хорошо время провели.

В театральной съемке так не получится. Тут на вас ложится груз ответственности перед организаторами, которые дали вам возможность провести съемку и перед актерами или танцорами, которых вы, собственно снимаете. Значит, вам нужно в ограниченное время снять максимально качественно с технической точки зрения (ибо свет на разных спектаклях или в течение одного концерта, может очень сильно отличаться) и умудриться поймать при этом максимальный эмоциональный пик эпизода.

С опытом, конечно, все становится проще. Один глазом в видоискатель, а вторым — приглядываем, что творится в остальных частях сцены, что бы в случае чего — среагировать и успеть запечатлеть момент.

«За кулисами», 2013 год

Эта фотография прекрасно передает ироничный взгляд Саши Гусова на окружающую действительность. Он с невероятной энергией и бесконечным любопытством исследует мир и человека со всеми его слабостями в самых красивых и самых нелепых ситуациях. «Он видит нас», — пишет так о Гусове кинорежиссер Филлип Нойс.

Показывая нам несовершенство других, фотограф напоминает: какими бы мы ни были разными, мы все в чем-то похожи, и каждый из нас может оказаться на месте другого. Даже за кулисами легендарных балетных постановок он подмечает самые забавные ситуации, демонстрируя, что идеальные на сцене, завораживающие зрителя совершенством движений танцоры такие же люди, как все мы.

Краткая история строительства Большого театра, а также самой Театральной площади

Известная всем сегодня Театральная площадь появилась в Москве в 1821-1825 годах. Она была спроектирована Осипом Бове. План площади сохранился до сих пор. В центре стоял Большой театр, а по сторонам от него – четыре здания с симметричными фасадами. Метрополь и бывшая гостиница «Москва» построены на месте двух из четырёх одинаковых зданий. То же касается здания РАМТ (бывшее здание Торговых рядов Полторацкого). Фасад Малого театра, да и само здание сохранилось со времен Бове! Именно так выглядели все четыре здания на площади, а мы, глядя на фасад Малого театра, легко можем представить, какова была Театральная площадь в середине 19 века.

Театральная площадь по проекту О.Бове

Здание Большого театра, спроектированного и построенного Осипом Бове в 1825 году, не сохранилось. В то время театр назывался Петровским, так как самое первое его здание своим фасадом смотрело на улицу Петровка. Здание Малого театра было перестроено из дома купца Варгина в 1824 году, в нем выступала труппа Петровского театра. После завершения строительства центрального и самого большого здания площади стали различать большой Петровский и малый Петровский театры. Труппа была одна, имелся подземный ход между зданиями, даже декорации к представлениям были одни и хранились на общем складе. Эпитеты «большой» и «малый» писали с маленькой буквы.

Так выглядел театр, построенный Осипом Бове, в 1825 году

В 1856 году по проекту Альберта Кавоса взамен сгоревшего тремя годами ранее было выстроено здание Большого театра, дошедшее до наших дней. Кавос даже частично сохранил фасад Бове: зрителей встречает монументальный 8-колонный портик. Кавос считался одним из лучших театральных архитекторов своего времени. Построенные им театры имели самую лучшую акустику. К слову, знаменитый Мариинский театр в Петербурге также был построен Кавосом.

По замыслу архитектора, «зал – это своего рода скрипка, в которой полы, стены, потолок работают как деревянные деки инструмента для проведения звука». Для отделки Большого использовалась только особая резонансная ель, из которой делаются музыкальные инструменты. В советское время пол был залит бетоном, акустика испортилась. Сложно поверить, но даже ткани обивки мебели и стен имели специальный состав и пропитку, не нарушающую акустические свойства зала.

К счастью, во время реставрации специалисты смогли восстановить не только исторические интерьеры, но и уникальную акустику Большого театра.

Фойе и залы

  Главное фойе или «Белое» – самое большое и роскошное фойе театра. До наших дней сохранился подлинный декор 19 века (лиры, растительные орнаменты и узоры). Роспись фойе выполнена в технике гризайль – так, что зрителю узор кажется объемным. Кавос установил в фойе зеркала, таким образом создав ощущение дополнительного пространства и света. Две из трёх хрустальных люстр были утрачены за полтора века жизни театра, во время реставрации по образцу уцелевшей они были воссозданы.

  В главное фойе ведет шикарная Парадная лестница, украшенная великолепными алебастровыми вазами. К сожалению, вазы были утрачены, а те, что мы видим сегодня, – копии. Однако сама лестница, ее формы и оформление сохранились со времен Кавоса.

  С двух сторон Главного фойе находятся Императорские фойе, Экспозиционный и Хоровые залы. Удивительно, что Большой театр – это не только сцена и зрительный зал, а еще роскошные залы!

  Круглый зал, или Малое императорское фойе, в 19 веке использовался для балов и приемов. Зал имеет форму квадрата, однако его потолок – это ротонда, отсюда и название зала. В круглом зале очень интересная акустика. Если встать в центре, то вы легко услышите шепот находящихся в зале людей.

  За Круглым залом идет Большое Императорское фойе. Стены фойе в конце 19 века к коронации Николая II были обтянуты атласной тканью цвета «раскаленного чугуна». До наших дней дошло 60% ткани, остальное было утрачено во время чистки либо в советское время. Во время реставрации был также восстановлен позолоченный лепной декор зала.

Экспозиционный и Хоровой залы находятся с другой стороны Белого фойе. Здесь была восстановлена первоначальная роспись в технике гризайль времен Кавоса, однако сделать это было довольно сложно, так как оригинальная надпись была закрашена в 50-е годы 20 века.

Технические параметры съемки в зале

Как же поймать тот самый «решающий момент»? Какие параметры выбрать в настройках? Выдержка, диафрагма, чувствительность. У многих эти слова вызывают священный трепет. Бояться их не стоит, лучше практиковаться и помнить несколько правил.

Техника для концертной, театральной и прочей репортажной съемки (о жанровой, творческой мы сейчас не говорим) все же имеет значение. Возможности финансовые у всех разные, но чем светосильнее ваш объектив и чем совершеннее камера, тем проще Вам будет справиться со съемкой в условиях слабой освещенности.

Театральный (и концертный) свет может быть очень красив с эстетической точки зрения, для восприятия зрителем, но с точки зрения съемки могут возникнуть трудности. Если сцена освещается недостаточно, потребуется увеличивать значение чувствительности, которое, в свою очередь, может повлечь за собой появление так называемого «цифрового шума». Количество «шума» на фото портит качество фотографии в той или иной степени. Да, частично, этот дефект нейтрализуется в графических редакторах. При публикации на сайтах и в соцсетях, ухудшение качества картинки не столь заметно. Исправления будут видны при просмотре фотографии в максимальном увеличении и при печати (афиш, постеров, каталогов и т.д.)

Какие параметры выдержки и диафрагмы выставить перед началом съемки? Ответ зависит от многих параметров, о них уже я не раз говорила: освещенность, степень активности актеров или танцоров на сцене. Значение имеет даже цвет одежды героев Вашей съемки. Темная одежда может быть не видна на фоне темных кулис, а светлая (в лучах софитов) может потерять детализацию и оказаться пересвеченой. Поэтому необходима быстрая реакция на малейшие изменения на сцене и, по возможности, короткая выдержка.

Выступление Дмитрия Васина и Сагдианы Хамзиной в Московском Мюзик-Холле

Выступление Giggio Giovanni и Янины Радзишевской в Московском Мюзик-Холле

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: