Музей булгакова, нехорошая квартира, патриаршие пруды, москва

Государственный дом-музей М.А.Булгакова адрес и время работы

Государственный музей Булгакова расположен в углу двора дома по адресу ул.Большая Садовая, дом 10, в подъезде №6

Время работы музея Булгакова —

  • вт, ср.пт,вс с 12-19.00
  • четверг — с 14-21.00
  • понедельник — выходной

Часы работы и стоимость билетов в музее Булгакова на момент моего посещения.

Актуальную информацию рекомендую узнавать на официальном сайте государственного музея М.А. Булгакова

Не знаю, для чего тут домофон, ведь зайти в подъезд проще простого, достаточно набрать цифры «50» и вас тут же запустят. Квартира №50 и музей расположен на 4-ом, соответственно, этаже.

Подъезд в доме Михаила Булгакова на Садовой

Весь этот подъезд настолько «живописен» и уже сам по себе -артобъект, куда можно ходить на экскурсии. Ибо подъезд давным-давно отдан на «растерзание» булгаковским фанатам и испещрен цитатами из книг Булгакова и надписями типа «здесь был Вася». Традиция эта возникла задолго до решения правительства Москвы создать по данному адресу мемориальную квартиру и существует уже больше 50 лет.

Говорят, периодически это все «художество» закрашивают, но упорные фанаты Булгакова вновь возвращают всю «наскальную живопись» на место и добавляют что-то новое. Думаю, любой Филипп Киркоров бы позавидовал таким верным фанатам.

Музей истории дома на Садовой

В самой квартире все уже чинно-благородно, словом, как и положено в нормальной коммунальной квартире.

Главное здесь избегать туристических групп, но об этом сотрудники музея побеспокоились, если в какой-то из комнат экскурсовод читает лекцию посетителям за дополнительную плату, вас туда по обычному билету и не пустят.

И хоть Булгаков прожил тут совсем немного, о нем тут говорит буквально всё! Даже вот, стол…

И стул…

Первая комната, куда мы попадаем — стилизована под хирургическую комнату, ведь медицинское образование Булгакова сыграло немалую роль в его произведениях.

Еще одна важная комната тут, для нас «булгаковолюбов» — «Синий кабинет», где собраны предметы булгаковского быта, служившими ему верой и правдой в начале прошлого века.

Как Елена Сергеевна не могла отказать себе в удовольствии сделать селфи в зеркале Елены Сергеевны Булгаковой.

и непосредственно сама комната Булгакова в этой квартире:

В других комнатах располагаются экспозиции посвященные другим именитым жильцам этой квартиры и этого дома.

Особенно мне почему-то понравилась коммунальная кухня или «Инсталляция «Трудные годы».

Уж не знаю почему, у меня возникло ощущение, что я нахожусь в бельском музее. И вообще тут столько знакомых по моему детству предметов. Все эти советские тазы, чайники, шкапики, причудливые бутыли, керосинки…

Похожие предметы удивительным образом были игрушками в моем сибирском детстве. Наверное с тех самых пор я вообще люблю старые вещи, в которых чувствуется их история.

В общем, даже если вы не большой фанат именно Булгакова, а вам просто интересно взглянуть как жили люди в начале прошлого века в Москве, этот музей точно стоит посетить. Ну, а если фанат Булгакова, то тем более, сам бог велел, узнать как жил любимый автор.

Музей в МосквеБулгаковский дом

Увидели «Ромео и Джульетту» в театре им. Булгакова. Сразу скажу, что с произведением был ранее не знаком, спойлеров не имел и был наслышан лишь о (неполном) 14-летнем возрасте Джульетты. Таким образом хотя бы смог оценить юмор устроителей зрелища — указанный на билетах возрастной ценз 14+. Кстати, тогдашние 14 для девушки — это по нынешнем временам как бы 16 и даже больше. В любом случае тут — совсем непедофильская история и совсем не пьеса про детей, потому что Ромео (20+) сильно старше возлюбленной. Но при всех этих «анкетных» вводных, что там далее по тексту, мне было неизвестно. Моя спутница подсказала, что (из десятка существующих переводов на русский) использован перевод Пастернака, в котором сглажены скабрезности и цинизм оригинала, а также многочисленные тайны этой странной пьесы, которые мы сегодня можем открыть лишь благодаря новым переводчикам. Однако нам дают пьесу о любви, и публика пришла смотреть историю любви: в этом смысле гармония наличествует. И мы проходим с героями путь от плотской любви до плотской смерти, не забывая, что «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».

Шекспира можно назвать основателем психологического театра (то есть спектаклей, где герои говорят одно, а делают совсем-совсем другое). Но мне никогда не доводилось видеть хоть какую-нибудь его пьесу, которую играют по системе Станиславского. Да и ладно, не понять, зачем нам Станиславский в 2020? Впрочем, если бы он тут использовался, то прежде, чем Ромео оказался под окном Джульетты, он бы отработал так называемое исходное событие, через которого мы могли бы узнать, что это вообще за парень. А так, до самого конца оставалось загадкой, любил ли он, и если да, когда почувствовал свою любовь. Ведь поначалу больше похоже на то, что он просто убалтывает Джульетту, как опытный развешиватель спагетти на девичьих ушах. Да еще и требует девственность отдать: дескать, вот эти твои одежды, которые носят девственницы, они тебе не к лицу.

Пьеса начинается с попытки ссоры между челядью Монтекки и Капулетти. Тут не требуется использовать дословный шекспировский текст, содержащий скабрезности и пошлые выражения, не понятные уже и самим англичанам. Но сделать интересно первый акт нужно обязательно. А актеры просто орут, как первокурсники театральных ВУЗов, которые, впервые выходя на сцену, не знают, как играть и кричат, педалируя эмоцию. Еще когда я находился в зале, то сказал себе, что актеры орут, как ринг-анонсер. Однако громкость работы артистов не была наполнено смыслом и не была оправдана характером их переживаний.

Сразу стало понятно, что мы пришли не в настоящий театр. В настоящем театре на шекспировской трагедии тебя с первых минут просто вжало бы в кресло, будь то Макбет, Гамлет или что-то еще.

Хорошо, что в описываемом спектакле в целом опираются на методы мейерхольдовского театра: много пластики, пантомимы, музыки, гротеска, показа эмоций вместо их проживания. Плохо то, что в итоге получается мешанина. Ее в целом символизирует театральный буфет, где имеется множество разнородных предметов, в том числе относящихся и к трагедии на итальянском материале.

Главное достоинство спектакля в том, что в нем Джульетта хорошо смотрится — с самого первого долгого появления на сцене, когда она разговаривает с Ромео, стоя перед окном в ночной рубашке. Роль ей идет. А играет Джульетту звезда российского кино Катерина Шпица, которую я впервые видел именно в кинотеатре. 34 года ей, а не 14. Но при весе в 45 кг можно играть юных особ, почему нет?

Остальные достоинства представления весьма относительны. В театре им. Булгакова на первые ряды сравнительно дорогие билеты: в пределе, несколько самих центральных мест в первом ряду — 3500. И актеры очень стараются оправдать ожидания зрителей, прямо видно, как они вкладываются, развлекая пришедших. И может быть современному зрителю этого и надо. Но принцип, что целое должно быть больше своих частей, не срабатывает!

Еще одно странное впечатление. Пьеса заканчивается в японском стиле. Джульетта закалывается кинжалом в живот, почти что делает себе сеппуку. И музыкальное оформление спектакля как будто делается в стиле концерта японских барабанщиков. Да что там, еще во время драки первого акта челядь становится в стойки…

Кстати, помещение театра практически «выгрызано» по остаточному принципу у жилого дома. В этих условиях по идее ему должно было не хватать пропускной способности гардероба, буфета и туалета, но никаких подобных проблем не возникало: столиков хватало, а скорость одевания / раздевания была почти что предельной.

Комната Михаила Булгакова

Главной же достопримечательностью этой «нехорошей квартиры» является комната Михаила Афанасьевича Булгакова. Экспозиция представлена так, чтобы максимально погрузить посетителя в булгаковский быт. В этой комнате, где кабинет сочетался с гостиной и спальней был написан первый роман Булгакова «Белая гвардия». Массивный стол вытесняет из пространства все остальное, занимая большую часть комнаты.

В этой комнате Булгаков прожил три тяжелых и трудных года. В этой комнате застала его весть о разгроме Белой армии на Кавказе, в рядах которой воевали его братья. Все чувства, которые питал писатель к этому клочку пространства, за которым шли коммунальные баталии в конечном итоге на бумаге вылились в одно нехитрое словосочетание — нехорошая квартира.

Триумфальная площадь, Москва

Где же находится музей Булгакова в Москве? Адрес его дома почти такой же, как у знаменитой «нехорошей квартиры» из не менее знаменитого романа писателя. Жил Михаил Афанасьевич по адресу улица Большая Садовая дом 10, квартира 50. Нехорошая же квартира располагалась по адресу Москва, Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. № 50. Все сходится, кроме номера дома.

Чтобы попасть в эту уникальную квартиру первым делом нужно доехать на московском метро до станции Маяковская. Выйдя из метро мы оказываемся на Триумфальной площади, новой, отреставрированной и облагороженной.

Нас встречает памятник Владимиру Маяковскому.

Здесь же возле площади очень любят парковаться частные экскурсии, которые на стилизованном под трамвайчик автомобиле провезут всех желающих по «булгаковским местам».

Мы же направляемся по улице Большая Садовая в сторону уменьшения нумерации домов, по четной стороне улицы. Путь наш лежит мимо Московского академического театра сатиры, сразу за которым расположен сад «Аквариум». В поисках музея Михаила Булгакова мы заглянули и в этот сад. Сад оказался тупиком, но был украшен фонтаном Апполона с лирой, поэтому мы расстроились не сильно.

Вернувшись к маршруту, мы продолжили свои поиски и буквально в соседнем от сада доме со стороны улицы Большая Садовая мы нашли арку, украшенную табличками с обозначением мифического дома. Пройти мимо таких опознавательных знаков очень не просто.

Комната Михаила

Основа нехорошей квартиры Булгакова в Москве — комната мастера. Экспозиция создана таким образом, дабы полностью погрузить гостей заведения во времена, когда жил Булгаков. Кабинет соединён с гостиной, спальней. Здесь появился «первенец» — «Белая гвардия». Впечатляющий масштабами стол — центровая вещь, отбирающая пространство, занимая значительную часть помещения.

Здесь Михаил прожил 3 года, они не получились лёгкими. Пришла новость относительно поражения белогвардейцев. Воевали братья мастера. Чувства, которые испытывал Михаил к собственному миру в пределах пространства помещения, за стенами которого проходили коммунальные бои, на бумаге представились выражением «нехорошая квартира».

Экспозиция музея

Оказавшись во дворе дома на Большой Садовой, посетители встретятся с бронзовыми скульптурами Бегемота и Коровьева. Они словно приветствуют гостей, приглашая с головой окунуться в мистическую атмосферу квартиры. Не меньше впечатляют стены коридора, ведущего в музей. Они представляют собой своеобразный почтовый ящик с признаниями любви к писателю, а также украшены рисунками по мотивам произведений Булгакова.

Уже оказавшись в гардеробной, посетители попадают в мистическое прошлое квартиры. Именно отсюда начинается экспозиция музея, состоящая из большого числа уникальных коллекций.

  • Машинописные экземпляры произведений Михаила Афанасьевича.
  • Предметы мемориальной мебели, личных вещей из последней квартиры Булгакова, расположенной в переулке Нащокинском.
  • Книги, принадлежащие писателю и его родственникам.
  • Подлинные фотографии семейства Булгаковых и старые копии.
  • Денежные знаки времен гражданской войны.
  • Огромная коллекция предметов городского быта, среди которых старинные предметы интерьера, посуда, осветительные приборы, кухонная утварь.

Благодаря мемориальному музею теперь о мире Булгакова можно узнать не только из автобиографии, но и с головой погрузившись в атмосферу «Нехорошей квартиры». Постепенно она обрастает собственными героями, традициями мифами и легендами, связанными с мистическими образами легендарных произведений Михаила Афанасьевича.

Булгаков, Мастер и Маргарита или с чего начинается любовь к чтению

В школе и я любила «Мастер и Маргариту», мне нравилось как органично там вплелась фантастическая и мистическая часть романа в обыденную жизнь. А я так люблю чудеса! А эти персонажи как на подбор — вызывающие симпатию Воланд со всею своею свитой и унылые как само уныние Мастер со своей Маргаритой (никогда не понимала зачем им вообще в этом романе дали слово и тем более назвали роман их именами). Для меня этот роман даже не «Мастер и Маргарита», а скорее «Воланд и Понтий Пилат», ведь главное действо романа крутится именно вокруг этих двух персонажей, разве нет?

Нравится мне и безусловная легкость языка Булгакова, делающим его литературу доступной для прочтения даже школьниками (хотя, стоит признать, жизненного опыта тогда явно недостаточно для полноценного знакомства с классикой, а тем более ее осмысления). Но, что поделать? Взрослым людям некому давать задания по прочтению книг. И сочинений по анализу прочтенных произведений взрослые не пишут. А надо было бы. Может быть тогда перечень любимых книг и авторов у наших людей был бы несколько разнообразнее.

Интересно, догадывался ли Булгаков, что его «Мастер и Маргарита» станет после долгой советской опалы и запрета, не только выдающимся объектом культуры нашей страны, но и культа? Настоящим книжным тотемом и находкой для маркетологов индустрии развлечений? Книгой, которую разберут на цитаты, персонажи которого будут узнаваемы даже вне контекста самой книги? Знал ли он, что ему удалось написать книгу, которую будут читать и сто лет спустя и даже те, кто не слишком часто читает книги вообще?

Ну и главное, о чем Булгаков вряд ли догадывался, что его «Мастер и Маргарита» станет своеобразным Диснейлендом, книгой, по которой снимут множество фильмов, напишут немало картин, создадут в честь нее настоящий музей и даже целый, пусть и маленький, парк развлечений в виде театра и своеобразных тематических аттракционов? Я разве что только «Гарри Поттера» могу вспомнить из произведений удостоившихся такой чести.

Но в парке Гарри Поттера я пока не была, поэтому сегодня покажу, что можно увидеть в «Булгаковлэнде», который расположен по самому известному адресу в Москве (после Петровки,38 и Академика Королева 12 ))) на Большой Садовой, 10.

Музей-театр находится на первом этаже дома № 10 по Большой Садовой. Здесь с 1921 по 1924 год жил М.А. Булгаков, и именно в этом доме разыгрываются главные сцены романа «Мастер и Маргарита».

Булгаков сделал здание одним из наиболее значимых мест в своем знаменитом романе Мастер и Маргарита, именно там находится «Нехорошая квартира», в которой остановились Воланд со свитой по прибытию в Москву. В романе «Мастер и Маргарита»

Булгаков не присвоил зданию номер 10 – его реальный номер, а использовал номер 302-бис, чтобы внести интригу и добавить ощущения реальности-нереальности происходящего. То ли было, то ли не было, то ли здесь, то ли нет…

На текущий момент тут расположено целых два музея — государственный музей М.А.Булгакова в квартире №50 и частный «Музей-театр Булгакова» в соседнем подъезде.

Начну, пожалуй, свой фоторассказ с государственного музея, где можно узнать не только историю жизни здесь самого Булгакова, но и историю всего этого дома. А дом на Большой Садовой, 10 весьма и весьма замечателен и не только из-за того, что ему нашлось место в популярном романе.

В этом доме Булгаков жил по двум адресам, в квартире №50 и в квартире №34. Но не только этим примечателен сам доходный дом Пигита. С ним связаны многие известные имена среди которых и художник Василий Суриков и даже Сергей Есенин тут отметился своим знакомством с Айседорой Дункан в находящиемся тут, в подвале этого дома ресторане «Стойло Пегаса».

Традиции и приметы музея Булгакова

Есть в музее Булгакова и свои традиции. Например, тут стоит почтовый ящик «Почты любви», куда посетители могут отправить свои мечты и желания. Ящик регулярно переполняется, поэтому, когда приходит время, все эти бумажки с пожеланиями собираются и на воздушных шарах отправляются в небо.

Еще «на счастье» тут принято тереть ногу макета памятнику Булгакову, который тоже здесь в музее расположен.

Уж не знаю, насколько это все помогает. Но практически любой город и достопримечательность имеет такого рода развлечения — тереть пятачки кабанам во Флоренции, железный яйца быка на Уолл-Стрит или нос псу на станции метро Площадь Революции в Москве. Наверное тот, кому удастся потереть все эти «натирательные» достопримечательности гарантированно может стать самым счастливым человеком на свете )))

Таинственная атмосфера

Вряд ли в Москве можно найти место более мистическое, чем квартира Михаила Булгакова на Большой Садовой. Здесь писатель проживал с 1921 по 1924 год. Даже сами сотрудники музея рассказывают, что в «Нехорошей квартире» постоянно слышатся звуки шагов и приглушенные голоса. Всевозможные таинственные, мистические вещи с домом стали происходить после выхода в свет знаменитого романа. Здание словно наполнилось ожившими литературными образами.

Мастера, занимавшиеся окраской стен, рассказывали странную историю о силуэте кота, который каждое утро проступал через слой свежей побелки. Маляры тщетно пытались вывести странное пятно. Они закрашивали таинственный силуэт сразу несколькими слоями. Однако утром кот снова оказывался на месте, что привело мастеров в ужас и заставило вовсе отказаться от продолжения работы.

Несмотря на все ремонты, реконструкции «булгаковский дух» и сегодня живет в «Нехорошей квартире». Особый благоговейный трепет у посетителей, которые с огромной любовью относятся к творчеству Михаила Афанасьевича, вызывает сама комната, где жил автор. Ведь именно здесь из-под пера Булгакова вышли его лучшие произведения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: