История открытия комплекса «Гнёздово»
Впервые название поселения «Гнёздово» относится к XV веку. В 1867 году был найден клад из серебряных украшений во время строительства железной дороги между Витебском и Орлом. Затем в 1870 году были обнаружены ещё 2 клада. В 1874 году учёным М.Ф. Кусцинским было проведено фундаментальное исследование и раскопки 14-ти курганов. С этого начались массовые научно-исследовательские экспедиции в Гнёздово под руководством В.И. Сизова в 1881 году, А.С. Уварова и В.Д. Соколова в 1882 году. Так были исследованы более 500 курганов.
Находки в разное время становились экспонатами в Государственном историческом и Тенишевском музеях в Смоленске.
В 1898-1901 гг. С.И. Сергеевым были исследованы ещё 96 курганов. Затем раскопками занимались Н. Бируков, Г.К. Богуславский, С.П. Писарев, И.С. Абрамов, Н.К. Рерих, В. А. Городцов, Е.Н. Клетнова. В период гражданской войны раскопки были приостановлены и возобновились в 1920-е гг. археологом А.Н. Лявданским, который обнаружил два Центральное и Ольшанское селища. В 1940 г. раскопками в районе Центрального городища занимался Н.В. Андреев.
Затем раскопки возобновлялись с 1949 г. археологической экспедицией из МГУ им. М.В. Ломоносова Д.А. Авдусина. В результате были исследованы 700 погребений. С 1973 г. обследования курганов осуществляла Т.А. Пушкина.
В 1995 г. охранными раскопками занималась В.В. Мурашева, с 2010 г. отряд экспедиции С.С. Зозули. В настоящее время раскопками занимается В.В. Новикова и С.Ю. Каинов.
Гнёздовские курганы как памятник археологии государственной важности были взяты под особую охрану ещё в 1961 году правительством СССР. В 2007 году администрацией Смоленской области были установлены границы памятника и его охранные территории
В 2011 г. были созданы музеи. В 2015 году начат сбор необходимой документации для получения археологическим комплексом статуса всемирного наследия ЮНЕСКО. Археологические раскопки в Гнёздово продолжаются и сегодня.
В научном ведутся споры относительно происхождения поселения. Одни придерживаются норманской теории, другие – чисто славянской, третьи – что население было полиэтничным. В одном все учёные сходятся – в том, что скандинавы точно проживали в Гнёздове и составляли не менее четверти от всего населения. Т.Н. Джаксон даже предположил, что Гнёздово имеет древнее скандинавское название – Syrnes.
Гнёздовские курганы дают возможность насладиться тишиной и покоем на лоне природы, проникнуться любовью к истории Древней Руси.
Более тысячи курганов
Добрый день, Сергей. Расскажите, когда впервые начались исследования в Гнездово?
Здравствуйте. Обратить внимание ученых на этот памятник «заставила» находка при строительстве Орловско-Витебской железной дороги в 1867 году так называемого Большого Гнёздовского клада. Он насчитывал несколько десятков серебряных вещей, ныне хранящихся в Государственном Эрмитаже
А уже в 1874 году, по поручению Московского археологического общества, М.Ф.Кусцинским были раскопаны 14 первых насыпей. С того времени было исследовано более 1000 курганов, которые датируются первой четвертью X — началом XI века.
Наибольшее количество (более 750) — раскопано в ходе работ экспедиции МГУ, проводящихся на памятнике с 1949 года по настоящее время, сначала под руководством Д.А.Авдусина, затем Т.А.Пушкиной.
Можно ли сказать, сколько именно славян и сколько викингов похоронено в Гнездово?
Вопрос этнического состава населения Гнёздова сложный и имеет давнюю историю, особенно в плане определения количества «норманнских» погребений. Сейчас принято считать, что скандинавы составляли значительную часть населения Гнездова.
В процентном отношении, по мнению Ю.Э. Жарнова, скандинавам принадлежало от четверти до трети гнездовских погребений. Характер скандинавских находок говорит в пользу того, что североевропейские народы были, по большей части, представлены шведами.
Остальные погребения «этнически нейтральны», большая часть из них, учитывая материалы раскопок поселения, несомненно, принадлежала славянам. Это как «местные» славяне – кривичи, так и «пришлые» — северяне, и, возможно, славяне из Великой Моравии.
Я слышал, что в Гнездовских курганах были несколько захоронений, совершенных в ладьях. Можно об этом поподробнее? Что это были за корабли?
Действительно, наличие значительного количества ладейных заклепок, служивших для соединения бортовых досок, позволяет предполагать, что в ряде курганов погребенные были сожжены вместе с «ладьями». Несомненно, это были люди, входившие в элиту гнездовского общества. Но были ли это ладьи, аналогичные ладьям из курганов Усеберг или Гокстад в Скандинавии?
Наибольшее количество заклепок, найденных в одном гнездовском захоронении, составляет 276 штук в радиусе 10 метров. Расстояние между заклепками на 23 метровой ладье из Гокстада — около 18,5 см. Самые грубые подсчеты показывают, что 276 заклепок хватит разве что на две доски обшивки (которая на гокстадском судне состояла из 16 поясов с каждого бока). Таким образом, можно предположить, что суда, помещенные в гнездовские погребения, представляли собой небольшие лодки.
Хотя нельзя исключать, что гнездовские суда конструктивно отличались от ладей типа Гокстадской, и тогда количество заклепок – не показатель размеров судна. В сочинении византийского императора Константина Багрянородного есть упоминание о моноксилах (однодеревках), которые славяне поставляют росам. Росы, переставив со старых моноксил «весла, уключины и прочее убранство… снаряжают» новые моноксилы для плаванья вниз по Днепру.
Возможно, выдолбленные из одного ствола дерева славянские моноксилы использовались русами как основа для сборки более грузоподъёмных судов посредством набойки бортовых досок.
Гнездово сейчас
Что мы узнали мы о войне и мире тысячу лет назад благодаря Гнездово?
Безусловно, это процесс сложения древнерусского комплекса вооружения. В его состав вошли как предметы, связанные с носителями традиции пешего боя (скандинавские, славянские), так и предметы, более характерные для кочевнических народов, практиковавших конный бой. В результате взаимодействия этих традиций и складывается оригинальный древнерусский комплекс вооружения.
Если отвлечься от военной тематики, то недавно в Гнездово были обнаружены так называемые портовые зоны, расположенные около воды. Именно там осуществлялась вы грузка/погрузка, хранение товаров, а также ремонт судов.
Кроме того, археологи обнаружили в слоях конца Х — начала XI вв. два инструмента для письма по воску — «писала». Эти находки подтверждают раннее распространение письменности на территории Древней Руси.
Уточню, что в последние 10 лет, раскопки в Гнездово больше сосредоточены на поселении. Это объясняется, как научными задачами, так и с задачами по сохранению памятника.
А что происходит?
На рубеже 1990-2000 годов памятник подвергся нашествию «кладоискателей». В результате их деятельности были разрушены десятки курганов, из культурного слоя поселения были браконьерски извлечены сотни древних предметов.
Есть информация о находке «кладоискателями», по крайней мере, двух кладов. Все это нанесло непоправимый урон изучению, как самого памятника, так и в целом древнерусской археологии.
Сейчас деятельность «черных археологов» в Гнёздове пошла на спад, но возникла новая проблема. Дело в том, что значительная часть памятника находится на территории поселков, жители которых ведут активную строительную деятельность, разрушая и курганы и культурный слой поселения.
К сожалению, этот процесс набирает обороты. Ни деятельность учреждений охраны памятников, ни действия правоохранительных органов не могут остановить или хотя бы приостановить этот процесс.
Если не принять срочные меры, то Центральная курганная группа, западные части Лесной и Глущенковской курганных групп, а также северная часть поселения будут потеряны для науки и Русской Истории. Скоро, целиком и безвозвратно
Сергей Каинов приглашает всех желающих на сайт Смоленской археологической экспедиции. Там выложены полевые дневники раскопок, начиная с 2011 года а также пополняемая библиотека с очень большим набором литературы по Гнёздову. http://www.gnezdovo.com/
Краеведческие исследования
Обилие памятников древности в Смоленской земле удивляло иностранных путешественников уже в XVI в. В 1576 г. посол австрийского императора Максимилиана принц Даниил фон Бухау первый описал смоленские курганы. В 1593 г. эти курганы описал другой австрийский посол Николай Варкочи, также следовавший в Москву.
Интерес к истории страны оживился в 70–80-х годах XVIII в. при посещении Смоленской губернии Екатериной II. По указанию местного епископа Парфения неким Иосафатом Шупинским была составлена история Смоленска, которая и разошлась в городе во множестве списков. Но первый труд на эту тему был опубликован лишь в 1804 г. и принадлежал неутомимому собирателю древних сведений местному ученому дьякону А. Н. Мурзакевичу. Большая часть тиража этого неразошедшегося издания сгорела в 1812 г. По сохранившимся экземплярам видно, что этот добросовестный труд широких задач еще не ставил, но обстоятельно передавал содержание источников.
Дальнейшее изучение смоленской истории связывается с именем А. П. Елаховского — одного из старейших преподавателей смоленской гимназии 20–30-х годов XIX в., длительно составлявшего «Статистическое и историческое описание Смоленской губернии». П. Свиньину удалось напечатать часть этой монографии, но автор вскоре умер (1830-е годы). Его труд, «стоивший больших занятий», попал в руки компиляторов.
Трудом А. П. Елаховского, по свидетельству П. Д. Шестакова, воспользовался П. Никитин, издавший две книги по истории Смоленска. Если в первой было много ошибок, то вторая носила более серьезный характер. История города была разбита на три периода (долитовский, литовский и послелитовский). Автор пользовался первоисточниками, по-видимому, мало, но более трудами Н. М. Карамзина, А. Н. Мурзакевича, Н. Полевого и энциклопедией Плюшара. В целом автор разбирался во многих вопросах слабо и даже путал некоторые смоленские монастыри. К его второй книге было приложено несколько важных документов по истории Смоленска.
С 50-х годов XIX в. появляются новые имена любителей местной старины. Выделяются статьи бельского предводителя дворянства Н. М. Ельчанинова, печатавшегося в молодости в журнале (А. Е. Измайлова «Благонамеренный») и занявшегося позже стариной города Белого и Бельского уезда.
С 70–80-х годов в Смоленщине было уже несколько неутомимых энтузиастов древности. Это учителя: С. С. Ракочевский (Рославль), С. П. Писарев (Смоленск), И. И. Орловский (Смоленск) и др. С. С. Ракочевский (р. 1828) опубликовал в местной прессе прекрасное по тому времени исследование истории города Рославля, которое было переиздано в Известиях Русского археологического общества, а позднее и отдельной книгой. К сожалению, необдуманно резкий отзыв А. И. Савельева отпугнул исследователя от дальнейших разысканий. Вместе с тем «Опыт» С. С. Ракочевского содержал много подробных сведений, верных наблюдений, справедливость которых подтвердилась лишь в наши дни.
Бессменный заведующий смоленским историко-краеведческим музеем С. П. Писарев (1846—1904) вел систематические наблюдения над всем, что раскапывалось в городе. Его исторические труды подводили итог по истории Смоленска того времени .
Деятельности И. И. Орловского в истории смоленского краеведения принадлежит особо почетное место. Среди 28 печатных его работ, большая часть которых относится к истории Смоленщины, нам особенно интересны те, которые посвящены древнейшей эпохе — остаткам древних церквей Смоленска домонгольского времени. Исключительную ценность имеет посмертный труд историка, он «отличается среди других исследовательских начинаний смоленских краеведов более солидной исторической эрудицией автора и достаточно критическим отношением к источникам», — писал М. К. Каргер. Он отмечал, что И. И. Орловский в отличие от многих других смоленских исследователей, подробно описал древние развалины смоленских архитектурных памятников, например большого храма на Смядыни, раскопанного в 1907—1908 (отчетность этих работ утрачена). Эта работа И. И. Орловского действительно поражает эрудицией автора, которому были известны почти все источники по истории Смоленской земли. Ими мы теперь пользуемся, а выводы в большинстве случаев не потеряли значения и теперь. Необычайно высоко оценили труды И. И. Орловского П. А. Раппопорт, Н. Н. Воронин.
О фестивалях исторической реконструкции и фольклора
Ежегодно в августе на территории музея-заповедника среди остатков городища и многочисленных курганов организуется исторический фестиваль. Суть фестиваля в том, что он реконструирует быт и атмосферу крупного поселения – Гнёздова, которое когда-то было торгово-ремесленным центром всего региона. Это единственный фестиваль реконструкции во всей Смоленской области, который посвящён периоду раннего средневековья (9-10 века). Фестиваль организуется с 2012 года. И он очень популярен у смолян и тысяч гостей. Все мероприятия основываются на достоверных нарративных источниках и археологических находках. Вот лишь некоторые особенности фестиваля, которые обеспечивают ему достоверность, уникальность и масштабность:
- его участники – представители клубов из Беларуси, Украины, разных регионов России, которые прошли отбор и которые специализируются на реконструкциях военного мастерства, ремёслах и быте раннего средневековья;
- они строят аутентичные деревянные укрепления, разбивают палаточные славянские и варяжские лагеря, исполняют роли купцов, ремесленников и воинов;
- основные события происходят вокруг инсценированной средневековой ярмарки, массовых сражений, турниров и показательных битвах воинов (русских витязей, скандинавских викингов, балтских воинов, степняков и др.);
- проходят конкурсы исторических костюмов и фестиваль даёт возможность зрителям попробовать себя в любой роли, примерив на себя исторический наряд;
- организуются ремесленные раннесредневековые мастер-классы;
- каждый может сразиться на мечах или научиться стрельбе из лука;
- проходят продолжительные концерты с участием фолк музыкантов и групп;
- всем предлагается cредневековая кухня.
Кроме этого фестиваля, есть ещё майский менее масштабный фольклорный фестиваль «Славянское братство». Акцент в нём сделан на ремесле и фольклоре. На этом фестивале выступают фолк-коллективы, предлагают свои товары ремесленники, присутствует имитация военно-полевого лагеря, но нет никаких постановочных битв.
Военное дело в Гнездово
С мирным бытом и торговлей мы определились. А как обстоят дела с войной? Какое оружие было найдено в Гнездово?
Гнездово – один из немногих древнерусских памятников Х века, где представлены практически все категории и виды вооружения, распространенные в это время. Если просто перечислить, то это мечи, сабли, боевые ножи, топоры, копья, кистени, лук и стрелы, шлемы, кольчуги, пластинчатые доспехи, щиты.
Кроме того, Гнездово – самый северный пункт на территории Древней Руси, где найдены детали сабель.
Среди образцов кочевнического оружия также стоит упомянуть уникальные находки кистеня, украшенного сложной инкрустацией, а также наконечника копья-пики, долы на котором проложены латунной фольгой.
Навершие меча из Гнездово
Среди мечей особого внимания заслуживает экземпляр, найденный при раскопках одного из курганов в 1950 году. Детали рукояти, орнаментально оформленные в готландской ювелирной традиции, отлиты из латуни и затем вызолочены. Это один из наиболее роскошно украшенных древнерусских мечей.
А доспехи?
В двух погребениях были обнаружены кольчуги. Отдельные кольца и обрывки кольчужного плетения — довольно частая находка в составе культурного слоя гнездовского поселения, что свидетельствует о довольно широком распространении этого вида доспеха. Редкой находкой являются две целые и одна фрагментированная пластины от доспехов.
Дело в том, что помимо Гнездова, на древнерусской территории известна еще только одна доспешная пластина, уверенно относящаяся к Х веку. Она была найдена в Ярославской области на селище, расположенном рядом с Сарским городищем.
Расскажите поподробнее о шлемах из Гнездово.
Всего при раскопках в Гнездово найдено два шлема. Оба — в так называемых Больших курганах, то есть насыпях огромных размеров, где, возможно, захоронены представители княжеской династии. Очень интересно, что один из шлемов находит аналогии среди материалов Великой Моравии.
Это, наряду с другими великоморавскими артефактами, найденными в Гнездово, позволяет предполагать не просто торговлю, но и передвижение в Гнездово беженцев из Великой Моравии после ее разгрома венграми.
Второй шлем демонстрирует еще один «источник» сложения как гнездовского комплекса вооружения в частности, так и всего древнерусского комплекса. С середины — второй половины Х века все более многочисленными среди древнерусского оружия становятся предметы, аналогии которым можно найти среди степных, кочевнических древностей. Именно к таким находкам относится и упомянутый гнездовский шлем.
Чем интересен музей заповедник Гнёздово?
Во-первых, своими курганами, которые объединены в несколько групп. Они находятся на двух побережьях Днепра. Большая часть из них располагаются на правом берегу и частично охватывают густым полукольцом область Центрального поселения. Их длинна почти 3 км. На левом побережье напротив городища также имеются несколько курганов.
Во-вторых, обнаруженными за 140 лет раскопок археологическими находками. Они представляют собой золотой фонд значимой исторической информации. Вот лишь самые важные исторические артефакты, найденные археологами в области курганных могильников Гнёздово и внутри самих курганов:
- комплекты гирек для взвешивания монет, раскладные весы и другой торговый инвентарь;
- арабские и другие восточные монеты, в основном – дирхемы, оказавшиеся тут благодаря Волго-Балтийскому пути с арабского Востока;
- оковки от церемониальных питьевых рогов, которые доказывают существование особых храмовых ритуалов, характерных для Скандинавии;
- богатые женские украшения (часть из которых хранится в Эрмитаже): застёжки-фибулы в виде подков, роскошные подвески к ожерельям, височные кольца славянского и балтийского происхождения, великоморавские драгоценности гомбики, перстни с арабскими надписями;
- языческие амулеты;
- домашняя утварь, бытовые вещи (бритвы, ножницы, серпы, бронзовые котлы и др.);
- различное вооружение периода IX-XI вв. западнославянского, скандинавского и восточного типа: шлемы, стрелы, топоры, мечи;
- особые мечи и копья, которые сначала намеренно ломали, а затем вонзали в погребальный костёр в ходе особого обряда «умерщвления»;
- детали костюмов, ременные восточные наборы;
- височные кольца (луннические, лучевые, кольца «нитранского типа», с гроздевидной подвеской, относящиеся к IX-X вв.), гончарная керамика X века, «блучинская» секира, топоры, наконечники стрел, шпоры, созданные в Великой Моравии, что свидетельствуют о тесных торговых связях региона с ней;
- корчага из Керчи, на которой сохранилась старейшая кириллическая надпись, что говорит о том, что глаголица на Русь попала из районов Среднего Подунавья;
- фрагменты парного сожжения в ладье, в которой были сломанный меч из Гнёздово, железная гривна из Скандинавии, византийские кувшинчик и амфора с нацарапанной на ней славянской надписью: «Гор(о)у(ш)на»;
- кольчуги и отдельные кольца для кольчужного плетения, фрагментированные пластины для доспехов, два шлема (один шлем из Гнёздово имеет великоморавское происхождение, второй – степное кочевническое).
Некий город
Рядом с курганами в древности наверняка был какой-то город?
Сейчас большинство исследователей сходится на мнении, что Гнездовский археологический комплекс представляет собой древний Смоленск, упомянутый в русских летописях и в сочинении Константина Багрянородного «Об управлении империей». Современный Смоленск отстоит от Гнездова на 15 км, и культурного слоя с находками древнее второй половины ХI века, там пока не обнаружено.
Хотя есть находки лепной керамики и куфических дирхемов, позволяющие предполагать существование поселения на этом месте и в Х веке, а может быть и в более ранее время. Тем не менее, возможные размеры поселения на месте нынешнего Смоленска не идут ни в какое сравнение с поселением в Гнездово. Отсюда делается вывод, что в ранних письменных источниках о Смоленске упоминается именно поселение в районе Гнездова. То есть Гнездово — это раннегородской центр Руси, предшественник исторического Смоленска.
И вокруг этого центра исследована тысяча курганов. Но это же очень много!
Это только исследованных. Всего же в Гнездово по подсчетам, сделанным в 1920-х годах, было примерно 4.500 курганов — что рекордно для всей территории Восточной Европы.
Подобный массив свидетельствует о большой концентрации населения, а значит, важной роли Гнездово как административного, военного и торгового центра Древней Руси. Кроме того, большое количество курганов объясняется и особой «исторической судьбой» памятника
Например, в Киеве или Чернигове город непрерывно существовал на одном месте. Он развивался, расширялся и со временем разрушал окружающие поселение курганные могильники. В Гнездово же, в результате «переноса города» в ХI веке, поселение и могильники Х века относительно хорошо сохранились и позволяют представить структуру раннего древнерусского города.
Чем жило Гнездово – ремеслом или торговлей?
Гнёздовский археологический комплекс, благодаря расположению на Днепре, является одним из ключевых памятников на пути «из Варяг к Греки» — основной торговой магистрали Х века на территории Древней Руси.
Именно это определило его бурное развитие. Торговая деятельность (в том числе и международная) напрямую вела и к развитию ремесленного производства.
Найденные при раскопках инструменты и производственные комплексы свидетельствуют об изготовлении в Гнездове различных ювелирных украшения из золота, серебра и бронзы, обработке железе, кости, глины.
А какие самые неожиданные предметы были найдены в Гнездово?
Мне сложно оценить «неожиданность» находок. Часть находок, действительно, не характерна для территории Древней Руси. Так в Гнездово наблюдается концентрация предметов центральноевропейского происхождения – керамика, ювелирные украшения, предметы вооружения и снаряжения всадника. Среди последних – обломок уникальной для Руси шпоры, примечательной тем, что она была полностью отлита из серебра, украшена позолотой и чернью.
Также стоит упомянуть находку светильника в виде женского лица. По всей видимости, в Гнездово он попал с территории Ирана. Иранское происхождение имеет и гемма с вырезанным изображением головы быка.
Презентация на тему: » Гнёздовский Археологический комплекс. На берегах Днепра, не далеко от Смоленска расположился Гнёздовский комплекс археологических памятников — Курганный.» — Транскрипт:
1
Гнёздовский Археологический комплекс
2
На берегах Днепра, не далеко от Смоленска расположился Гнёздовский комплекс археологических памятников — Курганный могильник ( курганов) и несколько поселений. Сегодня сохранилось только одно поселение и около 1500 курганов.
3
Первоначально поселение располагалось по обоим берегам реки Свинец (она впадала в Днепр). Здесь в небольших срубах и неглубоких землянках, отапливаемых печами из глины, жили и ремесленники, и воины- дружинники, и торговцы, и землепашцы. Примерно уже во второй половине X в. в Гнёздово проживало от 800 до 1000 человек.
4
В середине X в. поселение стало превращаться в укрепленное городище. Были подрезаны склоны террас, возведены вал, частокол и выкопан ров. Появился детинец торгово-ремесленного поселения Центральное городище.
5
В X начале XI вв. на территории Гнёздово располагался по тем временам древнерусский ранней городской центр, тесно связанный своей историей с путем из «варяг в греки». А жители Гнёздово в основном занимались самого разного рода ремеслом.
6
В Гнёздово найдены скандинавские застежки-фибулы. От латинского слова fibula (застежка, зажим, скрепка) металлическая застежка для одежды, обычно богато украшенная. Подвески ювелирное украшение, подвешивающееся к чему-либо, их носили мужчины и женщины.
7
Височные кольца женское украшение, подвешивающееся обычно у висков. Их подвешивали на лентах, ремешках к головному убору, иногда втыкали в ленту или ремешок, иногда укрепляли в волосах или продевали в мочку уха. Языческие амулеты Копии предметов быта, орудий труда и оружия, фигурки людей и животных. Они скреплялись в связку на одном кольце. Амулеты изображали атрибуты богов или предметы, наделенные магической силой.
8
Пуговицы Бочкообразной формы с геометрическим орнаментом в технике скани и зерни. Накладки из поясного набора в виде звериных масок. Богато украшенный пояс один из важнейших элементов дружинной культуры X XI вв.
9
Также изготавливались изделия из рога и кости: Гребни Рукояти ножей Предметы вооружения североевропейского, западнославянского и восточного происхождения.
10
В мастерские гнёздовских ювелиров металл поступал в виде слитков, проволоки, монет, лома, а также они могли добывать металл самостоятельно. Для изготовления изделий из металла ювелиры использовали небольшие весы и наборы гирек разной формы и веса. Литье и ковка основные способы изготовления изделий из цветных металлов. Находки тиглей для плавки металла и их фрагментов известны на всей площади поселка.
11
Изготавливали различного рода горшки, глиняные сковороды и мисочки. Украшались изделия узором в виде параллельных или волнистых линий, изредка оттисками поставленных наискосок гребенки или штампа в виде решетки. В Гнёздово было хорошо развито гончарное ремесло.
12
Местные жители занимались починкой и постройкой судов, а также изготовлением погребальных ладей.
13
Основную роль в жизни поселения играло не только ремесло, но и торговля. Она носила меновой характер: продукция ремесла обменивалась в первую очередь на сельскохозяйственную.
14
Наиболее знаменитая часть Гнёздовского комплекса — Курганы. Это самый крупный из сохранившихся в Европе языческих могильников IX начала XI вв.
15
В курганах были погребены представители местного населения, славяне и скандинавы. Погребальный обряд этих народов имел много общего.
16
Умершего сжигали вместе с его личными вещами (иногда сожжение покойного происходило в ладье). Остатки сожжений собирались в глиняную урну. Над остатками погребального костра насыпали округлый в плане курган.
17
Иногда в курганах практиковали обряд трупоположения. Такое погребение совершалось в узких обычных ямах, а иногда и в обширных земляных камерах. Эти камеры могли иметь вид деревянного сруба с дощатым настилом-полом и потолочным покрытием.
18
Самым знаменитым, исследованным курганом Гнёздовского комплекса является Курган Л-13 Он был исследован в 1949 г. в ходе археологической экспедиции МГУ под руководством профессора Д.А. Авдусина.
19
На остатках разбитой во время совершения погребальной церемонии амфоры была найдена процарапанная надпись по-славянски «Гороуна» Это мужское славянское имя (в родительном падеже).
20
«Гороуна» является самой древней русской надписью, известной к настоящему времени. Оно однозначно дает основание считать, что на Руси грамотность была еще до принятия христианской религии.
21
Гнёздово Один из наиболее масштабных ранние городских центров Древней Руси. Он стал предшественником исторического Смоленска — Столицы древнерусского княжества XII XIII вв.