Возвращение в столицу
В конце 50-х Захаров вернулся в столицу. На протяжении непродолжительного времени он проработал в театре им. Н. В. Гоголя. А в 1960-м он стал трудиться в Театре миниатюр.
Честно говоря, он и сам сочинял миниатюры. Он писал юмористические рассказы, диалоги к пьесам и даже сценарии («Белое солнце пустыни», «Земля Санникова», «Звезда пленительного счастья» и пр.)
В 1964-м он стал режиссером Студенческого театра при Московском университете. На этой сцене он поставил спектакли «Дракон» и «Карьера Артура Уи, которой могло и не быть». А на следующий год его пригласили в Театр сатиры. Его постановки «Доходное место», в котором блистали А. Папанов, А. Миронов, Т. Пельтцер, Г. Менглет, и «Банкет» получили лестные отклики. Но, несмотря на это, эти спектакли были запрещены. По словам Захарова, его профессия буквально «повисла на волоске». Но благодаря учителям и наставникам режиссер остался на сцене. Именно тогда ему предложили поставить в театре Маяковского фадеевский «Разгром». Главную роль исполнил Армен Джигарханян. Этот спектакль пользовался заслуженным успехом.
Московский театр «Ленком»
В 1938-1990 годах театр назывался Московский театр имени Ленинского комсомола.
В 1938 году театр возглавил Иван Берсенев, который привел за собой команду актеров мхатовской школы — Софью Гиацинтову, Серафиму Бирман, Ростислава Плятта. При Берсеневе театр занял место в ряду лучших сценических коллективов страны. Знаковым спектаклем театра стала пьеса Константина Симонова «Парень из нашего города», поставленная за два месяца до начала Великой Отечественной войны (1941-1945). В следующей постановке Симонова «Так и будет» (1944) играла жена драматурга — актриса театра Валентина Серова.
После ухода из жизни Берсенева в 1951 году Театр имени Ленинского комсомола на долгие годы остался без памятных этапных спектаклей.
Новый взлет его популярности начался в 1963 году с приходом главного режиссера Анатолия Эфроса, который привел команду актеров — Ольгу Яковлеву, Анну Дмитриеву, Александра Збруева, Валентина Гафта, Льва Круглого, Всеволода Ларионова, Льва Дурова, Александра Ширвиндта, Михаила Державина. В этот период были поставлены спектакли «В день свадьбы» Виктора Розова, «104 страницы про любовь» и «Снимается кино» Эдварда Радзинского, «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова, «Мольер» Михаила Булгакова. В 1967 году приказом управления культуры Исполкома Моссовета Эфрос был отстранен от должности «как не обеспечивший правильного направления в формировании репертуара». Уход Эфроса, вслед за которым ушли и многие из его актеров, тяжело отразился на театре, потерявшем большую часть своей аудитории.
С приходом в 1973 году Марка Захарова в качестве главного режиссера театр стал одним из самых популярных в стране.
Событиями в театральной жизни стали постановки Захарова «Тиль» (1974) Григория Горина по Шарлю де Костеру, «Жестокие игры» (1979) Алексея Арбузова, «Юнона и Авось» (1981) Андрея Вознесенского и Алексея Рыбникова, «Мудрец» по Александру Островскому и «Поминальная молитва» по Шолом-Алейхему (оба 1989), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1993) Пьера Бомарше и др.
Позже были поставлены спектакли «Чайка» Антона Чехова, «Королевские игры» Горина и Шандора Каллоша, «Аквитанская львица» по мотивам пьесы Джеймса Голдмена, «Пер Гюнт» Генрика Ибсена, «Испанские безумства» Лопе де Вега, «Ложь во спасение» Глеба Панфилова по мотивам Алехандро Касоны и др.
В театре играли прославленные мастера сцены и кинематографа Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов, Александр Абдулов, Олег Янковский.
В настоящее время в театре «Ленком» играют известные актеры Инна Чурикова, Леонид Броневой, Александр Збруев, Елена Шанина, Дмитрий Певцов, Александра Захарова, Татьяна Кравченко, Александр Лазарев, Виктор Раков, Александр Балуев, Виктор Вержбицкий, Мария Миронова, Наталья Щукина, Алла Юганова и др. С 1967 года с этим театром связана творческая жизнь народного артиста России Николая Караченцова.
Среди премьер «Ленкома» последних лет — «Попрыгунья» по Чехову и Аристофану,»Борис Годунов» по Александру Пушкину, «Тайна заколдованного принца» по Эрнсту Теодору Гофману.
В сентябре 2020 года юбилейный 90-й сезон «Ленком» открыл спектаклем «Вальпургиева ночь» по мотивам произведений Венедикта Ерофеева.
В октябре 2020 года состоялась премьера спектакля «Странный народ эти взрослые» по Антуану де Сент-Экзюпери.
В ноябре 2020 года прошла премьера постановки Марка Захарова «День опричника» по мотивам произведений Владимира Сорокина «День опричника» и «Теллурия».
В спектакле заняты звезды «Ленкома» Леонид Броневой, Виктор Раков, Александра Захарова, Дмитрий Певцов, Александр Степанченко, Антон Шагин, Татьяна Кравченко, Иван Агапов, Александр Сирин.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Примечание
- ↑ 12 Николаев, 2020, с. 172.
- ↑ 12 Николаев, 2020, с. 54.
- ↑ 12 Николаев, 2020, с. 27.
- ↑ 12 Для комсомолок и просто красавиц: театр Ленкома. Дилетант (22 декабря 2015). Проверено 20 февраля 2020.
- ↑ 12 Московский государственный театр Ленком. Moscow.org. Проверено 20 февраля 2020.
- ↑ 12 Театр «Ленком». Узнай Москву. Проверено 20 февраля 2020.
- ↑ 12Захаров М. Призраки Ленкома // Ленком. — М.: Центрополиграф, 2000. — С. 4—16. — ISBN 5-22700880-9.
- Купеческий клуб имени Ленинского Комсомола. Livejournal (15 мая 2011). Проверено 20 февраля 2020.
- Москва театральная: 5 маршрутов для культурных велосипедистов. The Village (14 июля 2016). Проверено 20 февраля 2020.
- Николаев, 2020, с. 4, 21.
- ↑ 12 От Ленина до Чуриковой. Как «Дом анархии» стал легендарным «Ленкомом». Аргументы и факты (27 октября 2017). Проверено 20 февраля 2020.
- Николаев, 2020, с. 6, 12.
- Николаев, 2020, с. 12.
- Рудницкий К. Иван Берсенев // Ленком. — М.: Центрополиграф, 2000. — С. 17—64. — ISBN 5-22700880-9.
- Николаев, 2020, с. 27, 46.
- Радзинский Э. Моя театральная жизнь. — М.: АСТ, 2007. — 368 с.
- Ленком. Кино-театр.ру. Проверено 20 февраля 2020.
- Московский государственный театр «Ленком». Культура.рф. Проверено 20 февраля 2020.
- Николаев, 2020, с. 6.
- Николаев, 2020, с. 206.
- Путин наградил орденами актеров «Ленкома». Газета.ru (13 августа 2007). Проверено 20 февраля 2020.
- Тысячи людей пришли в «Ленком» проститься с Янковским. Lenta.ru (22 мая 2009). Проверено 20 февраля 2020.
- Московский театр «Ленком». РИАНовости (31 января 2017). Проверено 20 февраля 2020.
- Нестареющая история любви и визитная карточка театра «Ленком» — юбилей легендарного спектакля «Юнона и Авось». Первый канал (22 января 2017). Проверено 20 февраля 2020.
- С Леонидом Броневым простились в театре «Ленком» под музыку из «17 мгновений весны». Комсомольская правда (11 декабря 2017). Проверено 20 февраля 2020.
- Николаев, 2020, с. 15, 27, 55, 92, 126, 173, 249.
Театр сегодня
А расцвет театра, конечно, связан с именем Марка Захарова, который в 1973 году стал главным режиссером коллектива. Самые смелые постановки, обходившие все препоны цензуры, были поставлены именно им. А еще именно при Марке Захарове появились спектакли с приставкой «рок», которую предприимчивые театралы все больше заменяли на слово «современный». И в итоге на афишах появлялось словосочетание «рок-опера».
Самая знаменитая постановка Ленкома — это, безусловно, спектакль «Юнона и Авось», появившийся на свет 9 июля 1981 года. Он до сих пор собирает зрительские аншлаги. В основу спектакля легла пьеса Андрея Вознесенского «Авось». Постановка, ставшая гимном любви, завоевала мировое признание. Благодаря французскому кутюрье Пьеру Кардену, ее увидели во Франции, США, Германии, Голландии. Возможно, и в этом сезоне спектакль отправится в турне по Франции. Долгие годы главные роли играли Николай Караченцов и Елена Шанина. Сейчас эти роли отданы Дмитрию Певцову и Семену Шкаликову, а женские — Александре Волкове и Анне Зайковой.
Сегодня репертуар театра Ленком довольно разнообразен. В нем можно найти пьесы любых авторов: как классиков, например, Островского, так и современников, например, Владимира Сорокина. Если говорить об актерских именах, то это, безусловно, Инна Чурикова, Александр Збруев, Елена Шанина, Александра Захарова, Дмитрий Певцов, Виктор Раков, Игорь Миркурбанов, Евгений Герасимов и многие другие.
Лично мне довелось посмотреть спектакль «Сны господина де Мольера» Павла Сафонова. Поделюсь собственным мнением об этой постановке. Сценография спектакля решена преимущественно в черно-белых тонах. Здесь нет никаких интерьеров, отсылающих нас к эпохе Людовика. А сам король появляется в стильном белом костюме. Центральным элементом сцены является большой круглый стол, на котором восседает правитель и приглашает с ним отобедать Мольера, что символизирует его благосклонность. Но впоследствии главный герой эту благосклонность потеряет.
Как уже говорилось, спектакль полностью лишен примет времени. Кажется, что все действие происходит в кошмарном сне, в котором разворачивается жуткий карнавал с обилием страшных театральных масок, конусообразных колпаков и людей, скорее напоминающих тени. И среди всего этого сюрреалистического хаоса по сути, человеком остается только один персонаж — Мольер в исполнении Игоря Миркурбанова.
Во время дискуссии по поводу пьесы Константин Станиславский писал Михаилу Булгакову: «Важно, чтобы я почувствовал в Мольере гения, не понятого людьми, растоптанного и умирающего». Такой образ передает Игорь Миркурбанов
Он играет инфернального, странного, но при этом выдающегося творца с тяжелым характером. Игорь показывает человека, который хоть и загнан в угол обстоятельствами, но все же не предает себя. А монолог Мольера о короле: «Я червь… Я лизал ему сапоги. И думал только об одном: не раздави» — это, на мой взгляд, высший пилотаж актерского мастерства.
Но у каждого, конечно, должен быть свой выбор. У вас всегда есть возможность самому оценить этот и другие спектакли легендарного театра Ленком.
Репертуар
Выдающиеся постановки прошлых лет
- «Юнона и Авось» (действующий спектакль)
- «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (действующий спектакль)
- «Жестокие игры» (спектакль снят с репертуара. Последний спектакль состоялся 01.03.2003)
Текущий репертуар
В настоящее время в репертуаре театра 12 действующих спектаклей
- Tout payé, или Всё оплачено (Постановка — Эльмо Нюганен (Эстония); премьера — 27.01.2004)
- Женитьба (Постановка — Марк Захаров; премьера — 17.06.2007 (Самара), 22.09.2007 (Москва))
- Безумный день, или Женитьба Фигаро (Постановка — Марк Захаров, Юрий Махаев; премьера — 19.01.1993)
- Город миллионеров (Постановка — Роман Самгин, Художественный руководитель спектакля — Марк Захаров; премьера — 14.03.2000)
- Шут Балакирев (Постановка — Марк Захаров; премьера — 14.05.2001)
- Юнона и Авось (Постановка — Марк Захаров; премьера — 20.10.1981)
- Пролетая над гнездом кукушки (Затмение) (Постановка — Александр Морфов (Болгария); премьера — 27.12.2005)
- Тартюф (Постановка — Владимир Мирзоев; премьера — 19.12.2006)
- Ва-банк (Постановка — Марк Захаров; премьера — 10.11.2004)
- Королевские игры (Постановка — Марк Захаров; премьера — 12.10.1995)
- Чайка (Постановка — Марк Захаров; премьера — 01.10.1994)
- Визит дамы (Постановка — Александр Морфов (Болгария); премьера — 01.10.2008)
https://www.lenkom.ru/sheduling.php
Кто руководил театром в разные годы
И только лишь в 1927 году здание начинает свою работу как полноценный театр рабочей молодежи. Играют в нем преимущественно артисты заводских театров, которые поначалу совмещают репетиции и выходы на сцену с работой на заводе. Приходят в театр они, как правило, после тяжелой рабочей смены. Постепенно руководитель коллектива понимает, что подобный график крайне тяжел для артистов. И они переходят на обычный артистический режим, что постепенно приносит свои плоды. У театра появляется свой репертуар и преданный зритель. С ним сотрудничают самые известные драматурги того времени, например, Михаил Булгаков.
Иван Берсенев
В 1937 году театр был переименован в Московский государственный театр им. Ленинского комсомола. Главным режиссером театра стал Иван Берсенев. Именно тогда в репертуаре коллектива появляются такие спектакли как «Живой труп», «Мой сын», «Моль».
Годы войны театр Ленком пережил благодаря тому, что был эвакуирован в Ташкент, где за 4 года перед местными зрителями было сыграно около 400 спектаклей. Столь благополучный период в жизни театра связывают с деятельностью Ивана Берсенева, который руководил коллективом вплоть до 1951 года.
Анатолий Эфрос
С 1951 по 1963 годы, на протяжении 12 лет, в театре не было постоянного руководителя. На какой-то период этот пост занял Анатолий Эфрос, благодаря которому в театр пришли Лев Дуров, Александр Ширвиндт, Ольга Яковлева, Валентин Гафт. Эфрос, чьи спектакли характеризовались как камерные постановки с элементами психологизма, поставил спектакли «Чайка», «Мольер» и еще ряд театральных работ, ставших громкими событиями тех лет. Впрочем, «наверху» почему-то не оценили старания Анатолия Эфроса. И он был уволен с формулировкой «как не обеспечивший правильного направления в формировании репертуара».
Интересные факты
- На протяжении многих лет Марк Захаров занимается преподавательской деятельностью. Ведь еще в 1983-м глава театра Маяковского предложил ему преподавать режиссуру в ГИТИСе.
- Художественный руководитель «Ленкома» периодически пишет статьи для некоторых изданий. Как правило, он рассказывает о проблемах театра и даже о политике. Кроме того, Захаров является автором двух книг. Эти произведения посвящены вопросам современной режиссуры.
- В свое время режиссер был и главным ведущим популярной телевизионной программы. Она называлась «Киносерпантин».
- Марк Захаров очень любит читать. Его любимые книги – произведения Пола Джонсона и Николая Бердяева.
- В 1989-м он стал народным избранником Советского Союза. Также он был членом КПСС, но однажды публично сжег свой партбилет.
- Много споров есть о национальности Захарова Марка Анатольевича. Его бабушка – еврейка-караимка. Также в его роду были и татары, и, конечно же, русские, к которым он себя причисляет, прежде всего. Настоящая фамилия Захарова Марка Анатольевича – Ширинкин.
- Своим назначением в «Ленком» режиссер обязан, в первую очередь, главе столицы В. Гришину. Министр культуры Е. Фурцева категорически была настроена против кандидатуры Захарова. Однако Гришин настоял на своем и единолично смог все-таки назначить его худруком.
Жизнь здания до эпохи театра
Вообще здание было построено в 1909 году архитекторами Илларионом Ивановым-Шицом и его помощником Вячеславом Олтаржевским специально для купеческого клуба. Оно представляло собой помещение с двумя башнями и расположенной между ними ионической колоннадой. Фасад здания украшали лепнина в стиле модерн и ранней неоклассики. В 1913-1914 годах помещение было дополнено специальной пристройкой по эскизам архитекторов Владимира Адамовича и Владимира Маята. До 1917 года здесь проходили музыкальные и литературные вечера, на которых бывали представители таких громких фамилий как Волконские, Оболенские, Трубецкие, Апраксины, Долгорукие.
Во время Первой мировой войны в этом здании располагался госпиталь на 300 мест. А затем политический клуб «Дом анархии», который впоследствии разграбили. Потом бразды правления в свои руки берет Центральная школа партийной советской работы, впоследствии переименованная в Коммунистический университет им. Свердлова. В этом же помещении прошел исторический Всероссийский съезд коммунистического союза молодежи, на котором выступал сам Владимир Ленин. В 1923-м здесь открывается кинотеатр.
Корни
Марк Захаров появился на свет в середине осени 1933-го в столице Советского Союза. Один из его дедов был журналистом и приятельствовал с великим Гиляровским. Также он поддерживал революционеров и, в результате, оказался в Петропавловском бастионе. Когда началась Первая мировая, он отправился на фронт. Он погиб смертью храбрых.
Другой дед Марка Захарова был колчаковским офицером. Когда белые неминуемо отступали, он вместе с семьей пытался эмигрировать в Австралию. Но его жена решила остаться в молодом советском государстве.
Отец будущего режиссера учился в Воронежском кадетском корпусе. Но после событий 1917-го перешел на сторону Советской власти и вступил в ряды Красной Армии. Когда гражданская война закончилась, он трудился в военно-физкультурной сфере.
Мама Марка Захарова всегда грезила о сцене. Она даже посещала занятия у самого Завадского.
Когда маленькому Марку было всего лишь один год, папу будущего режиссера арестовали. По 58 статье Уголовного кодекса он получил три года. Его жена отправилась за ним. Поэтому за воспитание будущего режиссера взялась бабушка. В те времена она руководила одним из детских столичных домов.
Когда ее не стало, семейство Захаровых воссоединилось. Но отца в очередной раз выслали, и мать режиссера воспитывала сына только одна. Она устроилась педагогом в детском драмкружке. К этим занятиям она смогла приобщить и своего отпрыска.
Дебют режиссера
Став дипломированным актером, Захаров начал работать в драматическом театре Перми.
В этом городе он проработал 3 года. Как актер, он талантливо воплощал комические образы. Кроме того, он взялся за художественное творчество. Он рисовал для молодежных изданий, создавал карикатуры, организовывал театральные вечера и пытался работать на радио.
Именно тогда его пригласили руководить студенческим актерским коллективом. Ему удалось поставить спектакль под названием «Аристократы». Эта постановка стала настоящим режиссерским дебютом. Ведь теперь он уже понял, что сможет руководить всем постановочным процессом.
Единственная
Пришло время поговорить о семье Захарова Марка Анатольевича. С единственной супругой Ниной Лапшиновой худрук познакомился очень давно. Они вместе выпускали студенческую стенгазету. Молодой Захаров, в основном, создавал там карикатуры, которые имели большой успех. Впрочем, об этом уже говорилось выше.
Их личные отношения еще не выходили за рамками работы. Но как-то будущий режиссер увидел Нину с другим молодым человеком. После этого он моментально предложил ей стать его супругой. Лапшинова ответила согласием, и вскоре влюбленные сыграли свадьбу.
Жена Захарова Марка Анатольевич всегда поддерживала все его начинания. Вместе они отправились в Пермь и через три года вернулись в столицу.
Молодожены жили в квартире жены. К этому времени супруга работала в одном из театров, а Захаров – в другом, где играл второстепенных персонажей.
Теща будущего мэтра была удивлена, откуда он брал денежные средства на содержание. Как стало известно, он продолжал подрабатывать карикатуристом в «Огоньке» и в «Советском цирке». Причем, деньги за эти смешные картинки платили очень хорошие.
…Любимой супруги не стало в 2014-м…
Школьные годы
В те времена юный Марк был увлечен Кукольным театром Образцова, и продолжал заниматься в кружке. Немногим позднее он начал учиться в Москворецком доме пионеров. Именно там он познакомился с Андреем Тарковским.
В школе же ему было неинтересно и, соответственно, учился очень неважно. Лишь в старших классах он смог исправить ситуацию и получил неплохой аттестат
После выпускных экзаменов, несмотря на желание стать актером, Марк подал документы в инженерно-строительный вуз. Однако он не набрал баллов. Именно поэтому будущий режиссер решил все-таки поступать в театральный институт.
Новейшая история
Одной из последних успешных постановок художественного руководителя «Ленкома» считается «День опричника». Она создана по мотивам произведений известного прозаика В. Сорокина. Премьера спектакля состоялась в 2016-м.
В этом же году постановка «Князь» по мотивам романа Ф. Достоевского «Идиот» вызвала серьезный скандал среди театралов. Дело в том, что режиссер решил снять ее с репертуара. Комментируя это, он сообщил, что причина снятия заключается, в первую очередь, в недостаточной посещаемости. Художественный руководитель также добавил, что постановка, быть может, еще вернется в репертуар.
И последнее. В 2017-м Захаров снялся в документальном фильме. Картина называется «Его Величество Актер».
Руководители
Директора
- 1937—1938 — Александр Яковлевич Шумилин
- 1939—1941 — Варвара Сергеевна Шашкова
- 1941—1949 — Изя Абрамович Сосин
- 1949—1954 — Яков Филиппович Рыжакин
- 1954—1956 — Виктор Григорьевич Ильченко
- 1956—1958 — Евгений Михайлович Егоров
- 1958—1966 — Анатолий Андреевич Колеватов
- 1966—1968 — Михаил Михайлович Мирингоф
- 1968—1972 — Виталий Евгеньевич Голов
- 1972—1987 — Рафик Гарегинович Экимян
- 1987 — настоящее время — Марк Борисович Варшавер
Главные режиссёры
- 1933—1937 — Илья Яковлевич Судаков
- 1938—1951 — Иван Николаевич Берсенев
- 1951—1957 — Софья Владимировна Гиацинтова
- 1957—1960 — Сергей Арсеньевич Майоров
- 1960—1962 — Борис Никитич Толмазов
- 1963—1967 — Анатолий Васильевич Эфрос
- 1967—1972 — Владимир Багратович Монахов
- 1973 — настоящее время — Марк Анатольевич Захаров