Театр имени Пушкина
Когда художественным руководителем был назначен Василий Ванин, он подумал, что театр нужно переименовать, и назвал его Театром имени Пушкина, считая, что с таким названием его точно не закроют. При этом Александр Сергеевич в этом доме никогда не был.
При худруке театр перестроили, в зале появилась отделка позолотой, красный бархат и герб СССР над сценой. Но фасад здания остался без изменения. При нем в репертуаре появился спектакль « Аленький цветочек», который пользуется популярностью до сих пор. Идет он в том виде, в котором его поставили в 1949 году, и никакие современные технологии его не коснулись – Баба-яга как летала, так и сейчас летает на веревке. Все артисты, которые приходят в театр, первые свои роли, как правило, получают именно в «Аленьком цветочке».
В 1960 году в театр пришел народный артист Борис Иванович Равенских. С его именем связан золотой период в истории театра. Именно в это время в театр пришла Вера Алентова и Владимир Высоцкий.
Еще одним этапом в жизни театра стал приход Романа Козака на должность худрука в 2001 году, благодаря ему Театр имени Пушкина становится одним из самых популярных театров столицы. А основой труппы становится его курс из Школы-студии МХАТ.
Сегодня художественным руководителем театра является Евгений Писарев, который продолжает традицию своего предшественника. Благодаря ему в театре имеют возможность ставить свои спектакли Юрий Бутусов, Деклан Доннеллан, Роман Самгин и Владимир Мирзоев.
Куда пойти в Москве участникам «Пушкинской карты»
Среди ближайших событий, доступных участникам «Пушкинской карты» в столице, — спектакль в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина, тематическая экскурсия в Музее М.А. Булгакова и балет в концертном зале «Москонцерт Холл».
В Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина (Тверской бульвар, дом 23) можно посмотреть спектакль «Влюбленный Шекспир». Это остроумная фантазия на тему биографии английского драматурга, в которой он обретает потерянное вдохновение благодаря внезапной любви и создает один из главных своих шедевров — трагедию «Ромео и Джульетта». Спектакль получил премии «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссерская работа» (Евгений Писарев) и «Звезда театрала» в номинации «Лучший режиссер» (Евгений Писарев). Увидеть его можно 19 сентября и 15 октября в 19:00.
Зрителей ждут и в Московском театре Олега Табакова (Малая Сухаревская площадь, дом 5) на спектакль «И никого не стало». Он поставлен по пьесе Агаты Кристи, написанной ей по мотивам собственного романа «Десять негритят». Показы пройдут 22 и 23 сентября в 19:00.
А в концертном зале «Москонцерт Холл» (Каланчевская улица, дом 33) покажут балет «Лебединое озеро». Его представит Государственный московский театр балета классической хореографии (Moscow Ballet La Classique) 24 сентября и 29 октября в 19:00.
Помимо спектаклей, в список мероприятий, которые могут посетить участники «Пушкинской карты», вошли более 130 выставок, 340 концертов и 60 экскурсий. Кроме того, молодых людей приглашают на мастер-классы, творческие встречи, праздники.
Музей М.А. Булгакова (Большая Садовая улица, дом 10) предлагает посетить тематическую экскурсию «Театральный роман Михаила Булгакова» по основной экспозиции. Гостям расскажут о роли Московского художественного академического театра (МХАТ) в жизни писателя. Именно в МХАТе состоялась премьера самой успешной булгаковской пьесы «Дни Турбиных», ему был посвящен и роман «Записки покойника (Театральный роман)». Экскурсии проходят с 1 сентября по 29 декабря.
В библиотеке-читальне имени И.С. Тургенева (Бобров переулок, дом 6, строение 1) 12 ноября в 18:00 можно послушать лекцию «Импрессионизм. Великий Моне. Путеводитель по искусству». Посетители узнают, почему слово «импрессионизм» когда-то считалось ругательством, а Моне часто писал стога сена, Руанский собор и кувшинки в воде. Лекцию проведет Олег Грознов, искусствовед, научный сотрудник библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева.
Музей-усадьба «Люблино» (Летняя улица, дом 1) приглашает на выставку «История московского шоколада». Гости увидят коллекцию шоколадных яиц начала XX века. В нее входят уникальные сладости, сделанные на столичных кондитерских фабриках еще до революции. Также посетители могут принять участие в мастер-классе и приготовить шоколад сами.
Анонсы московских спектаклей, выставок, концертов и фестивалей, доступных для посещения по программе «Пушкинская карта», можно найти в афише портала mos.ru. Здесь регулярно публикуют описания ближайших мероприятий, которые проходят в музеях, театрах, парках, концертных залах и библиотеках, подведомственных столичному Департаменту культуры. Чтобы ознакомиться с программой, необходимо набрать «Пушкинская карта» в строке поискового запроса.
Камерный театр
25 (12 по старому календарю) декабря Камерный театр открыли спектаклем по драме древнеиндийского автора Калидасы «Сакунтала». В это время в стране была разруха и война, а Таиров ставит спектакль об индийской девушке, влюбленной в царя. Ничего общего с тем, что происходило в стране, эта история не имела. Нужно отметить, что Камерным он стал вовсе не потому, что шел в маленьком зале. Таирову казалось, что зрителей, которых интересовал бы репертуар театра, будет немного.
В то время уже существовал МХАТ с их правдой жизни, был Театр им Вс. Мейерхольда, где, наоборот, было не все, как в жизни. А Таиров хотел сделать яркий эмоциональный театр и работать с универсальными артистами.
Но время менялось, и от Камерного театра требовали ему соответствовать. В 1936 году режиссер поставил пародийную оперу «Богатыри» на либретто Демьяна Бедного, за что был обвинён в «фальсификации народного прошлого». В воспитательных целях на год Камерный был объединен с Реалистическим театром под руководством Н. Охлопкова. Но два разноплановых театра ужиться под одной крышей не смогли, и через год Охлопкову выделили другое здание. Единственной настоящей удачей режиссера в тот период стал спектакль «Мадам Бовари». Костюмы Алисы Коонен, в которых она играла в этом спектакле, сохранились и стоят в фойе на втором этаже.
После войны в 1946 году появился запрет на использование западной драматургии. Таиров пытается ставить Чехова, Горького, но в 1949 году в ходе кампании по борьбе с космополитизмом театр был расформирован. В мае был дан последний спектакль, и по окончании представления зрители устроили такую овацию, что режиссер попросил опустить пожарный занавес, который упал с оглушительным грохотом. Алиса Коонен последний раз поцеловала сцену и больше никогда на нее не выходила. При этом их квартира находилась в одном здании с театром, но имела отдельный вход со стороны Большой Бронной. Они жили театром и фактически в театре.