Основание монастыря
Точная дата основания обители неизвестна и существует несколько вариантов относительно этого события:
- Согласно самой распространенной версии, Ипатьевский монастырь был основан в 1330 году татарским мурзой Четом, сбежавшим из Золотой Орды в Москву, принявшим христианство и перешедшим на службу к князю Ивану Калите. Чет плыл по Волге и тяжело заболел. Согласно преданию, в том месте, где река Кострома впадала в Волгу, он остановился на стоянку и к нему пришло видение Божьей Матери, пообещавшей его вылечить. В благодарность за исцеление на этом месте им и была основана обитель, в которой он построил Троицкий храм с приделом во имя священномученика Ипатия и апостола Филиппа и храм во имя Рождества Богородицы. В дореволюционное время это была общепринятая версия и никем не ставилась под сомнение
- По другой версии, обитель была основана в 1275 году князем Василием Ярославичем, братом Александра Невского. Он очень любил Кострому и даже когда стал великим князем владимирским, предпочитал жить в этом городе
- По мнению костромского исследователя, историка и краеведа Николая Зонтикова, монастырь был основан в первой половине XIII века новгородцами, пришедшими на Верхнюю Волгу по реке Костроме. Обитель была освящена в честь покровителя новгородских посадников — священномученика Ипатия, епископа Гангрского. Мурза Чет был крупным жертвователем и покровителем монастыря. Позже обитель получила свое второе посвящение — во имя Святой Живоначальной Троицы, но в русской истории сохранилось её первое название — Ипатьевский монастырь.
В течение трех веков обитель не выделялась среди других, но во второй половине XVI века знатные боярские семьи Годуновых и Захарьиных, Вельяминовых и Сабуровых приближаются к царскому престолу. Все они считали Чета своим родоначальником и поэтому делают щедрые пожертвования обители.
Жизнь обители в XIX-XX веках
С 1814 года на протяжении 33 лет в обители жили и получали образование ученики Духовной семинарии, а настоятели монастыря считались ее ректорами. В эти годы стараниями архимандрита Макария (Глухарева) одну из башен монастырской ограды перестроили в красивый одноглавый храм, который посвятили Смоленской иконе Богоматери.
Осенью 1847 года насельников обители ждало непростое испытание – очередной большой пожар, который практически полностью уничтожил все монастырские постройки. Ущерб был огромен, обитель пришлось закрыть, а монахов – перевести в Богородицкий Игрицкий мужской монастырь, расположенный неподалеку от Костромы. И лишь в 1863 году, спустя 16 лет, монастырь решили восстановить, но уже как женский. Он получил название Богоявленско-Анастасиина, а его первой настоятельницей назначили игуменью Марию (Давыдову), под руководством которой и началось восстановление уничтоженной при пожаре обители.
Церковь Смоленской иконы Богоматери. На заднем плане: слева колокольня, справа Богоявленский собор
Это непростая работа заняла около полутора десятков лет, и монастырь отстроился только к 1880-м годам. На его территории были отреставрированы старые здания и возведены новые. А обитель прославилась среди местных жителей как центр христианского служения. В начале XX века в ней работали курсы для сестер милосердия и самая первая в России больница, помогающая сельским жителям.
В 1918 году новое советское государство закрыло монастырь, а его главный храм — Богоявленский собор еще шесть лет оставался приходской церковью. В эти непростые годы священником здесь был Василий Разумов. Позже его арестовали, осудили, а в 1937 году – расстреляли.
Монастырская колокольня
В 1925 году в бывшем соборе разместили костромские областные архивы. За последующие несколько десятков лет стены обители были уничтожены, а Никольскую церковь и часовню вообще разобрали. Собор без должного ухода и ремонтных работ ветшал и разрушался. Но самый сильный урон ему был нанесен пожаром, который случился в областном архиве в 1982 году. Тогда огонь уничтожил последние фрески XVII века.
Решение о возрождении обители было принято в 1990 году, и уже на следующий год сюда приехали первые монахини из Эстонии. Тогда же произошло освящение собора, и ему в епархии был придан статус кафедрального. Чуть позже в этот храм перенесли одну из главных православных святынь – иконописный образ Федоровской Божией Матери, считающийся родовой святыней царской династии Романовых. А в начале 2000-х годов на монастырской территории установили памятник покровителю города Кострома – Федору Стратилату.
Монастырские ворота
Феодоровская икона
Сейчас в Богоявленском кафедральном соборе хранится одна из самых почитаемых на Руси икон Богородицы — Феодоровская. Предание говорит о ней, что она написана апостолом Лукой, реально она датируется примерно XII веком и повторяет иконографию Владимирской. Неизвестно, почему она называется «Феодоровской» – скорее всего, это связано с тем, что икона связана с родом Мстиславичей, потомков Владимира Мономаха, а они почитали Федора Стратилата, как своего покровителя. Сейчас Федор Стратилат считается святым покровителем Костромы, и перед собором в 2002 году появился памятник ему. Скорее всего, эта икона долгое время хранилась в каком-то из храмов, посвященных св. Фёдору Стратилату.
Особое почитание иконы началось с XVII века. По преданию, именно в день празднования этой иконы Михаил Романов согласился принять русский престол, и именно этой иконой благословила сына инокиня Марфа. Впоследствии именно в честь именно этой иконы немецкие принцессы, выходящие замуж за представителей рода Романовых, принимая православие, получали отчество Фёдоровна. Мария Федоровна, жена Павла I, и Мария Федоровна, жена Александра II, Александра Федоровна, жена Николая I, и Александра Федоровна, жена Николая II — все они были названы именно в честь этой иконы.
Икона находилась в Успенском кафедральном соборе Костромы. После войны ее пытались реставрировать — к сожалению, реставрация показала, что от оригинальной живописи XII века остались только разрозненные фрагменты, а вот написанная на обратной стороне Феодоровской иконы икона св. Параскевы сохранилась — датировка иконы дается сейчас в первую очередь по ней. После уничтожения Успенского собора Феодоровская икона века меняла местопребывание неоднократно, потому что место архиерейской кафедры в советское время несколько раз переносилось.
С 1991 года кафедральным собором Костромы является Богоявленский собор Анастасиина монастыря, и святыня находится именно там.
НАСТОЯТЕЛЬСКИЙ (ВОСТОЧНЫЙ) КОРПУС БОГОЯВЛЕНСКО-АНАСТАСИИНА МОНАСТЫРЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Богоявленско-Анастасиин монастырь. Южное плечо Настоятельского корпуса
после реставрации. Фото В. Шелёмина. 2005 г.
Неотъемлемой частью архитектурного ансамбля
Богоявленско-Анастасиина монастыря является Настоятельский,
или Восточный, корпус – кирпичное
двухэтажное здание, имеющее в плане форму глаголя,
протянувшееся с севера на юг, позади апсид Богоявленского
собора. Главному фасаду соответствовало
его короткое плечо, обращённое на юг. Вырази тельное
по силуэту, оно имело с этой стороны размещённые
по углам две башенные восьмигранные
надстройки, увенчанные куполами. В левой, юго-западной
части корпуса размещались нарядно оформленный
зал – трапезная, и двусветная гостиная – место
приёма наиболее почётных гостей (императоров,
великих князей, церковных иерархов). Назначение
юго-восточной части здания, также отмеченного
купольной надстройкой, не вполне ясно. Скорее
всего, здесь мог размещаться домовый храм.
В центре южного крыла была парадная лестница,
отмеченная на фасаде кирпичным гранёным
тамбуром.
Со стороны западного фасада прежде существовал
воздушный переход в северную галерею Богоявленского
собора.
Настоятельский корпус построен в 1867–1871 гг.
Переданный после революции под жильё рабочих текстильщиков,
обезображенный снаружи и внутри,
он лишился угловых башенных надстроек и тамбура
на южном фасаде.
Богоявленско-Анастасиин
монастырь.
На переднем плане –
левая часть южного плеча
Настоятельского корпуса.
Фото Б. Акулова. 2000
Текст датирован 29 декабря 1999 г. // Архив автора. Публикуется впервые. (Прим. ред.)
Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края
Настоятельский (восточный) корпус Богоявленско-Анастасиина монастыря
Богоявленско-Анастасиин монастырь. Западное плечо Настоятельского корпуса
после реставрации. Фото 2010 г.
Праздники и чтимые даты
В монастыре хранится много святынь и чудотворных икон:
- чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы;
- чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;
- святые мощи преподобного Никиты Костромского;
- святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;
- крест-мощевик с частицами мощей 278 святых;
- складень-мощевик с частицами Ризы Господней, ризы и пояса Пресвятой Богородицы.
Престольными праздниками являются:
- Богоявление (Крещение Господне) — 19 января;
- 11 ноября — преподобномученицы Анастасии Римляныни;
- 12 января — преподобномучеников Богоявленских (местн.);
- 19 января Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;
- 3 февраля — преподобного Тимона, старца Надеевского (местн.);
- 5 февраля — Собор Костромских святых;
- 27 марта и 29 августа — Феодоровской иконы Божией Матери;
- 18 июля и 8 октября — преподобного Сергия, игумена Радонежского;
- 10 августа — Смоленской-Костромской иконы-фрески Божией Матери;
- 28 сентября — преподобного Никиты Костромского (местн.)
Богослужение в Богоявленском монастыре
Божественные службы проводятся регулярно. В будние дни утренняя молитва начинается в 7:30. По воскресеньям и в большие праздники — в 9:00. Вечерняя служба начинается в 18:00. В 7:30 проходит Божественная Литургия.
Смоленская церковь
Церковь построена в 1824 году на месте одной из угловых башен монастырских стен. Когда-то на стене этой башни была написана Смоленская икона Богородицы — теми же иконописцами, который расписывали Богоявленский собор в 1672 году: Гурием Никитиным и Силой Савиным. Икона вскоре стала почитаться в народе как чудотворная. В середине XVII века случился большой пожар, горели все здания монастыря, но чудесным образом эта фреска не была повреждена. В начале XIX века обветшавшую башню перестроили в церковь. Архитектором, скорее всего, был П. Фурсов. В середине XIX века чудо повторилось — во время большого пожара 1847 года икона уцелела.
Современный облик церковь получила после перестройки 1887 года. К этому моменту в монастыре располагалась духовая семинария, и Смоленский храм стал семинарским.
После революции в здании некоторое время был музей революционной печати. Оклад с чудесной иконы был снят, а она сама сильно повреждена, и восстановлена уже после передачи здания церкви.
Богоявленский собор
Храм был построен на месте предыдущего деревянного в 1559 году. В XVII веке появляется звонница, а позакомарное покрытие сменяется четырехскатной крышей. В те времена собор был обнесен галереей, но до настоящего времени она не дошла.
В середине XIX века монастырь горит и несколько лет лежит фактически в развалинах, а после 1863 года отстраивается заново. В 1867 году, к собору пристраивается новая часть: еще один пятиглавый кирпичный храм в псевдорусском стиле. Сейчас это здание выглядят необычно — как две церкви, стоящие рядом. На самом деле внутри они соединены — старая часть стала алтарем, а новая — самой церковью. В новой части был устроен предел св. Анастасии — ведь сюда переехал Анастасиин монастырь, и пределы св. Никиты и Сергея Радонежского — здесь находятся остатки монастырских захоронений. Считается, что икона св. Сергия Радонежского, находящаяся в этом храме иногда мироточит.
Росписи Гурия Никитина до нашего времен, к сожалению, не дошли: костромской архив, который располагался в храме, сгорел в 80-е годы XX века, и фрески разрушились. Храм был расписан заново уже в наше время.
Здесь находится надгробие основателя монастыря — св. Никиты Костромского. Также сейчас здесь лежат мощи еще одного костромского святого — Тимофея Надеевского. Это был старец, духовный сын преп. Серафима Саровского, который в первой трети XIX века жил в Николо-Надеевской пустыни. Его погребение и мощи были найдены в 2003 году при реставрации монастыря, он был канонизирован, а тело было перенесено в кафедральный собор. Среди святынь собора также находится мощевик с частицами мощей 278 святых. Он хранился раньше в Игрецком монастыре — одном из самых крупных и богатых костромских монастырей, а после закрытия монастыря был передан сюда.
История обители
Это один из монастырей, которые основывались по всей России многочисленными учениками Сергия Радонежского. Этот был основан преподобным Никитой Костромским. Никита был из знатного рода, и родственником самого Сергия. Он долгое время был игуменом Высоцкого монастыря в Серпухове, потом жил в Высоко-Петровском монастыре в Боровске (где наставлял юного Пафнутия Боровского), а потом удалился под Кострому для основания своей собственной обители по благословению св. Сергия.
Датой основания монастыря считается 1426 год. Поначалу он был деревянным, а в 1559 году деревянный Богоявленский собор меняют на каменный. Считается, что это вообще была самая первая каменная церковь Костромы. Монастырь находился под покровительством удельных князей Старицких и этот период его истории связан именно с ними. Каменный собор был построен на деньги последнего русского удельного князя — Владимира Старицкого. Он был двоюродным братом Ивана Грозного, служил ему, участвовал в военных походах. Но в итоге все-таки попал в опалу, а потом был казнен вместе со всей семьей — Грозный не мог терпеть и тени другого претендента на престол. Считается, что поводом для оговора послужила как раз торжественная встреча князя Владимира в Богоявленском монастыре. Сам монастырь после этого был разорен Иваном Грозным и большая часть братии во главе с игуменом была казнена.
Во время смутного времени деревянный монастырь был взят в 1608 году, и во время штурма погибло несколько монахов и окрестных крестьян — их имена помнят здесь и до сих пор служат по ним панихиды.
После этого в начале XVII века монастырь отстраивается. В 1618 году появляется Трехсвятительская церковь, в 1610 году — церковь Иоанна Богослова, новая трапезная, а чуть позже монастырь обносится каменными стенами с шестью башнями. К монастырю приписываются еще две женских обители, находящиеся неподалеку — Крестовоздвиженская и Анастасиина.
Перестраивается Богоявленский собор, расписывает его в конце XVII века знаменитая артель Гурия Никитина. На монастырь много жертвуют бояре Салтыковы — он является их родовой усыпальницей.
В1760 году появляется Никольская церковь — в ней захоронен генерал-майор Михаил Петрович Салтыков, начинавший службу при Меншикове и закончивший при Екатерине II. Мужской монастырь здесь хиреет, а тем временем два соседних женских — Анастасиин и Крестовоздвиженский сливаются в один.
В 1821 по 1824 год ректором Костромской семинарии и архимандритом этого монастыря был знаменитый Макарий Глухарев. Это было началом его пути. Потом он переедет в Киев, а дальше — организует Алтайскую духовную миссию и поедет проповедовать в Сибирь. Он был одним из образованнейших людей своего времени, первых переводчиков Писания на современный русский язык, общался в Сибири с декабристами и окормлял их. Макарий был канонизирован в 2000 году. В монастыре о нем напоминает построенная именно по его инициативе Смоленская церковь.
В 1847 году случается страшный пожар, и монастырь фактически оказывается уничтоженным. Братия уходит отсюда, и несколько лет все стоит в руинах, пока в 1863 году сюда не переводится женский Анастасиин монастырь. И тогда по инициативе новой игуменьи он фактически отстраивается заново.
После революции монастырь был упразднен, но собор действовал до 1924 года. Потом в нем был размещен костромской архив, потом предполагали сделать концертный зал. С 1990 года монастырь возрождается.
От всего большого комплекса монастырских построек до нашего времени дошло немногое. В значительно перестроенном виде сохранились три башни и часть стены. На месте старых стен сейчас находится сталинская застройка послевоенного времени. Была утрачена Никольская церковь XVIII века с колокольней — сейчас на этом месте стоит памятный крест.