Мечеть кул шариф на территории казанского кремля

Интерьер мечети Кул Шариф

Умелыми руками мастеров достопримечательность стала не только символом веры, но и памятником тысячелетних традиций народа. Внутри можно увидеть арки с аятами, орнаментальные косички.

Не забыли архитекторы о славном цветке, который обозначает «возрождение» – тюльпане. Его можно увидеть в прорезах окон. Восемь символов мусульманской веры – полумесяцев отождествляют восемь минаретов прошлого.

В интерьере просматриваются уникальные виды работ и отделки. Их выполнили в соответствии с технологиями шестнадцатого века. В строительстве использовали алебастр (ганч), дерево и камень. Все обрабатывалось вручную. Также удивляют позолоченные элементы, обогащающие главную достопримечательность казанского Кремля изнутри.

Красоту интерьеру придают лепнина, витражи, мозаика .

Ковры на полу мечети — подарок правительства Ирана, а цветная хрустальная люстра весом около двух тонн была сделана в Чехии.

Особенности архитектуры

Невероятно удачно было подобрано место будущего строения. Оно расположилось в самой роскошной точке населенного пункта. Это был когда-то двор юнкерского училища. Сегодня впереди находятся только кремлевские стены и выполнен небольшой спуск с холма. Мечеть высоко возносится своими минаретами, словно доминируя над возвышенностью. Пропорции святыни гармонично вписываются в общую картину белокаменной цитадели, оригинально дополняя ее. Огромная площадь перед церковью в праздник собирает многочисленную толпу молящихся людей. Процесс возведения преимущественно осуществлялся на добровольные пожертвования. В одном из залов хранится летопись, где описаны лица, внесшие свою лепту в зарождение обители.

Корпус самого здания направлен на Мекку. Он исполнен с помощью двух квадратов, которые установлены параллельно друг другу. Такое расположение является повторением символики – «благословение Аллаха». Купольная мечеть с восьмью лучами со всех сторон обрамлена эффектными минаретами в количестве 55 штук. Согласно задумке архитекторов основной свод должен выходить на первый план и представлять собой легенду казанских ханов – шапку.

Наружная облицовка выполнена уральскими плитами белоснежного цвета. Внешний вид конструкции отдаленно напоминает булгарский собор Аль-Кабир. Напомним, что он выступает символом поволжского ислама. Оконные и дверные проемы обрамлены по булгарским мотивам. Строение выполнено в виде изысканного тюльпана и олицетворяет возрождение и прогресс. Оконные арки отдаленно похожи на татарские юрты и смотрятся невероятно оригинально. Разноцветные витражи, арабская вязь удачно вписываются в данную картину, выступая завершающе нотой.

Постройка из пяти этажей включает в себя три наземных, технических и цокольных этажа. Сегодня для посещения туристов открыты наземные этажи. Здесь находится достаточно вместительная гардеробная и молельный зал. Также предусмотрены — музей, библиотека и ряд административных помещений.

Особенности экстерьеров реконструированного комплекса

По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).

На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.

У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.

Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.

Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.

Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!

Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.

Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.

Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).

Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.

В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!

Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.

Посещение мечети Кул Шариф

Главная мечеть в Казани — это не только молельное сооружение, но и культурно-просветительский центр Татарстана. В Музее ислама можно познакомиться с историей религии, а также ее распространения на территории Поволжья, посмотреть на традиционную мусульманскую атрибутику — четки, различные предметы для проведения намаза. В сувенирной лавке можно приобрести что-либо из товаров на память о посещении мечети.

Вход в здание свободный и бесплатный. Заплатить символическую сумму придется лишь на входе в Музей ислама. Двери мечети открыты для посетителей любых вероисповеданий круглогодично.

Однако во время знаменательных мусульманских праздников туристу бывает сложно попасть внутрь из-за огромного количества паломников со всего Татарстана и соседних регионов.

Мечеть Кул Шариф в Казани поражает своей архитектурой, интерьерами, величием и красотой. Не стоит огорчаться, если по каким-то причинам не удалось попасть в молельные залы или на балконы для туристов.

Архитектурный комплекс оставляет неизгладимое впечатление даже при любовании им лишь снаружи. Тем более, в темное время суток мечеть подсвечивается, что выгодно подчеркивает ее архитектурные особенности.

Внутренняя планировка и интерьеры

Внутреннее пространство мечети Кул Шариф в Казани разделено на 5 этажей — технический, цокольный и три наземных. На цокольном этаже находятся: помещение для омовений, Музей ислама, распределительный вестибюль, гардеробы. Оттуда можно попасть в мужской и женский молельные залы. Еще выше находятся балконы для туристов, также есть специальная комната для проведения мусульманской свадебной церемонии.

Все интерьеры выдержаны в светлых тонах и создают праздничную, торжественную атмосферу. В них отражены тысячелетние традиции татар, их образ жизни.

В отделке мечети Кул Шариф можно увидеть:

  • ручную роспись;
  • уникальные витражи;
  • резьбу по камню и дереву;
  • римскую мозаику;
  • лепнину;
  • панно из керамики;
  • позолоту.

Самое главное помещение — мужской молельный зал. Его полы устланы дорогими коврами из Ирана, а с потолка свисает огромная чешская люстра из хрусталя, вес которой достигает двух тонн! При включении на ней загорается 300 ламп. Стены украшены традиционными растительными орнаментами и выдержками из Корана. На них же упомянуты 99 имен Аллаха.

Интересные факты

  • В конце 90-х годов строящаяся Кул-Шариф была признана высочайшей мечетью в Европе. Но сейчас она проигрывает по росту уже нескольким европейским религиозным постройкам.
  • В библиотеке, устроенной на одном из уровней, есть книга, где вписаны имена каждого, кто пожертвовал средства на строительство указанной джумы. И это тысячи человек.
  • На втором этаже главного строения в 2006 г. был открыт Музей распространения ислама в Поволжье. Как раз его сотрудники проводят туры, описанные выше. Здесь вам расскажут намного подробнее по той теме, которая затронута в самом начале обзора.
  • Потолок (внутренняя часть купола) был оформлен сначала на холстах. Их крепили наверх. Диаметр люстры – 5 метров. Она выполнена в виде распустившегося цветка. Ее вес составляет почти две тонны. Разумеется, конструкцию доставляли по мелким частям.

  • В одном из помещений проводится никах – скромное бракосочетание по законам шариата. Свадьба выдает себя лишь нарядами. Ритуал набирает в татарской среде все большую популярность. В настоящий момент молодожены бронируют комнаты уже за три месяца!
  • Осветительные приборы расположены на пяти разных уровнях сооружения. В итоге ночью оно как бы выплывает из темноты, воспринимаясь намного ярче, чем на солнце.
  • Всего в Кремле (до взятия города войсками Ивана Грозного) было целых пять мечетей.

История строительства мечети Кул Шариф

В 1552 году войска Ивана Грозного напали на столицу Казанского ханства. На захваченной территории методично уничтожали ключевые городские сооружения и мечети, возводя на их месте православные храмы. Не стало исключением и главное молитвенное сооружение в ханстве.

Больше четырех столетий понадобилось, чтобы восстановить историческую справедливость и воссоздать многоминаретную мечеть на территории Казанского кремля. Она носит имя последнего имама и одного из предводителей обороны Казанского ханства — Кул Шарифа.

Работа над проектом архитектурного комплекса началась зимой 1995-1996 годов и была осложнена тем, что достоверная информация о том, как выглядело сооружение XVI века, отсутствовала. Предположение о наличии 8 минаретов строилось на исторических данных о восьми провинциях Волжской Булгарии, которые они олицетворяли. Перепад рельефа обыграли двумя платформами: верхней — ритуальной, нижней — для проведения музейных мероприятий, экскурсий.

В 1997 году был заложен фундамент строения, в 1998 году — возведен цокольный этаж и отлит монолитный каркас. Уже в следующем году изготовили купола и металлические верхушки минаретов, а вот установили их только в 2001 году.

В общей сложности строительство длилось около 10 лет, велось преимущественно на пожертвования жителей и организаций Татарстана. Записи о них внесены в специальные книги, которые хранятся в главном зале джума-мечети. Сметная стоимость строительных работ превышает 500 миллионов рублей.

В 2005 году открытие мечети приурочили к 1000-летнему юбилею столицы Татарстана.

Особенности экстерьеров реконструированного комплекса

По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).

На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.

У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.

Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.

Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.

Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!

Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.

Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.

Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).

Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.

В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!

Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.

История первоначальной мечети и амира Кул Шарифа

«Руководитель Долины» или «Предводитель Колена (Рода)» – именно так переводится арабско-татарское понятие «Кул-Шариф». И так на самом деле звали религиозного деятеля Казанского ханства, проживавшего во времена покорения этого государства Москвой и возглавлявшего его оборону (как мы знаем, тщетную).

3D-панорама Голубой мечети

В описываемый период времени Кул-Шариф являлся верховным имамом казанских татар. Он относился к роду сейидов (потомков пророка Мухаммеда). Исследователи считают: именно к крымской династии.

Стоит уделить внимание минаретному храму, место которого с 1996 г. начал занимать строящийся комплекс соборной (джума) мечети

Дело в том, что исконное помещение для отправления культа было возведено еще в годы жизни Кул-Шарифа.

Оно носило иное название и считалось в те времена архитектурной доминантой всего Казанского Кремля. А располагалось в западной части. Судя по старинным изображениям, тогдашний «Дом Бога» имел много башен.

В основном, нынешнее сооружение копирует свою предтечу. Но рисунки путешественников очень смутные. И проектировщики многое додумывали сами. В частности, непонятно – 6 или 8 минаретов было у старой мечети. Дело в том, что в тогдашнем ханстве имелось 8 провинций. Элементы декора тоже так и остались тайной.

Последней страницей биографии храма-оригинала явился пожар, случившийся во время прорыва московских войск внутрь города. В неравной схватке погибли и мечеть, и амир, в честь которого и был назван сегодняшний архитектурный ансамбль.

Наименование нынешней джумы – дань памяти этому самоотверженному человеку, мудро разрешавшему многие споры, политические и религиозные разногласия. Кул Шариф считается «великим героем», а один востоковед считает его автором эпического произведения «Зафернаме и вилайет-и Казан», посвященного истории развития ханства. Сейида Кул Шарифа убили, когда он находился на крыше собора, а тело столкнули вниз.

Читайте в тему — мечеть Ирек в Казани

Указ о возведении новой мечети был подписан еще в 1995 г. – лично президентом Шаймиевым. Проект был отобран в результате конкурса среди архитекторов. Победила совместная работа группы из четырех специалистов – Латыпова, Саттарова, Сайфуллина и Сафронова.


Фото: https://nat-geo.ru/

Строительство стартовало через несколько месяцев подготовительного цикла. А спустя 10 лет комплекс был полностью завершен. Открытие мечети Кул-Шариф в Казани прошло в рамках празднования тысячелетия города. Оно традиционно проходит 24 июня. 400 млн. рублей – как раз столько было потрачено на возведение комплекса строений. Ему присвоен статус действующего музея Распространения Ислама в Поволжье.

Что посмотреть внутри

В центре большого зала висит 5-метровая хрустальная люстра весом в 2 тонны. Была изготовлена в Чехии. На полу расстелены ковры ручной работы, которые подарило правительство Ирана. Стены отделаны мрамором и гранитом из Урала. Таким образом, архитекторы хотели соединить в интерьере разные культуры, повлиявшие на Казань. Все комнаты и помещения украшены резьбой по дереву, плиточной мозаикой, цветными витражами, позолоченными деталями, лепнинами и золотым шитьём. В отделке также использован оникс, алебастр и змеевик. Окна имеют характерную удлинённую заострённую форму с символикой «возрождения» – тюльпанами.

Важные символы культуры


На фото скамейки и панно — важнейшие символы, связанные с культурой Татаро-Ислама. Скамейки являются наследием древнего кожевенного ремесла — татарская кожаная мозаика. Использовалась при изготовлении сапог — ичиг. Каждый кусочек вырезан по отдельному лекалу и сшит с другими особым двойным швом. Мы видим то, что было актуально вплоть до XX века. Виден мотив тюльпана. Также символ, связанный с древним источником жизни — рог барана.

Второй очень важный символ — это вечное древо жизни. Кувшин, как символ сотворения мира. Все цветы разные, есть только похожие, но не одинаковые. Каждый листочек немного отличается от других. Это все благодаря мудрости божьей, создал мир таким многообразным, что никогда в нем ничего не повторится. Ни один человек не будет копией другого, ни один день не будет повторением предыдущего. Кроме того, это мир радости: дерево цветущее, красочное

Важно уметь видеть радость и благодарить каждый день за то, что ты имеешь счастье жить в этом мире, наслаждаться его прелестями. В зале 4 панно и все разные

Архитектура

Высота каждого из четырёх основных минаретов 58 метров. Также имеется два малых минарета. Купол высотой 39 метров и диаметром 17 метров декорирован внутри формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки».

Архитектурное многоминаретное решение внешнего облика мечети достигнуто благодаря разработке смысловых элементов[каких?

], сближающих архитектуру мечети с местными традициями. Гранит и мрамор привезены с Урала, внутреннее убранство — ковры — дар правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии, витражи, лепнина, мозаика и позолота.

Внутри мечети (справа и слева по отношению к главному залу) имеются два смотровых балкона для экскурсий.

В главном здании мечети размещены Музей исламской культуры и истории распространения ислама на территории Поволжья, комната для проведения торжественного свадебного обряда — никаха, кабинет имама.

Здания мечети облицованы белым мрамором (на закате отливающим розоватыми тонами), купол и шпили минаретов имеют окраску бирюзового цвета. Фасад главного здания украшен бронзовыми металлическими надписями исламской тематики и гранями порталов. На площади-дворе уложена декоративная тротуарная плитка с зелеными и красными орнаментами (в цветах флага Татарстана). Мечеть имеет эффектную ночную архитектурную подсветку.

Архитектурный замысел

В мечети 8 минаретов: 4 больших, 2 средних и 2 малых псевдоминарета при входе. 8 – это максимально большое число, которое допустимо.

В плане мечеть представляет собой 2 квадрата, повернутые относительно друг друга на 45 градусов. Этот знак часто встречается в мусульманской символике и означает благословение Аллаха. Фасады облицованы уральским мрамором.

Главная мечеть мусульман Аль-Масджид аль-Харам в Мекке имеет 9 минаретов. Никто и никогда не может превышать это число. Площадь около мечети выложена разноцветной плиткой в виде молельных ковриков – намазлыков. По большим праздникам, когда места в мечети всем не хватает, мусульмане молятся снаружи, на этих ковриках.

Внутри священного места

Для тех, кто не сильно представляет, что и в каком порядке можно делать внутри мечети, я как раз написала этот раздел.

Музей ислама

Если сначала вам нужна история, знакомство с достопримечательностью и исламом на страницах рукописей, то нужно отправиться в музей ислама. Идти следует с нижней, южной платформы мечети.

Вход в музей платный. Изучить исламскую историю мне вышло не дороже 30 рублей, для детей скидки – 10. А в интересные даты – такие как международный день музеев 18 мая или 18 апреля – день охраны памятников и достопримечательностей, — вход свободный.

Идем в мечеть

В саму Кул Шариф отправляться нужно с северной стороны здания. Простыми словами – с той молельной площади, которая и привлекает туристов, заходящих в Казанский Кремль. Заходите и попадаете, традиционно, в вестибюль. Рядом с ним помещения для имама, куда девушкам, насколько знаю, нельзя. В том же месте – молельный зал для мужчин и балкон для женщин. На всякий случай напомню, что в исламе во время намаза мужчины и женщины молятся раздельно.

Неважно, сколько молящихся – 5, 10 или 50 – в мечети сохраняются спокойствие и благоговейная тишина. Кстати, шум от топота успешно скрывают персидские ковры, ими устланы полы в этих двух залах

Как выглядеть и что делать

Как и в случае с другими религиозными святынями, мужчины не должны надевать шорты – только брюки, а женщинам нужно избегать коротких юбок. Как только заходите в мечеть, женщинам сразу же в вестибюле выдают платок, ну а мужчинам – тюбетейки. Для туристов есть балкончики, чтобы не мешали молящимся.

История строительства мечети Кул Шариф

В 1552 году войска Ивана Грозного напали на столицу Казанского ханства. На захваченной территории методично уничтожали ключевые городские сооружения и мечети, возводя на их месте православные храмы. Не стало исключением и главное молитвенное сооружение в ханстве.

Больше четырех столетий понадобилось, чтобы восстановить историческую справедливость и воссоздать многоминаретную мечеть на территории Казанского кремля. Она носит имя последнего имама и одного из предводителей обороны Казанского ханства — Кул Шарифа.

Работа над проектом архитектурного комплекса началась зимой 1995-1996 годов и была осложнена тем, что достоверная информация о том, как выглядело сооружение XVI века, отсутствовала. Предположение о наличии 8 минаретов строилось на исторических данных о восьми провинциях Волжской Булгарии, которые они олицетворяли. Перепад рельефа обыграли двумя платформами: верхней — ритуальной, нижней — для проведения музейных мероприятий, экскурсий.

В 1997 году был заложен фундамент строения, в 1998 году — возведен цокольный этаж и отлит монолитный каркас. Уже в следующем году изготовили купола и металлические верхушки минаретов, а вот установили их только в 2001 году.

В общей сложности строительство длилось около 10 лет, велось преимущественно на пожертвования жителей и организаций Татарстана. Записи о них внесены в специальные книги, которые хранятся в главном зале джума-мечети. Сметная стоимость строительных работ превышает 500 миллионов рублей.

В 2005 году открытие мечети приурочили к 1000-летнему юбилею столицы Татарстана.

Архитектура

Высота каждого из четырёх основных минаретов 58 метров. Также имеется два малых минарета. Купол высотой 39 метров и диаметром 17 метров декорирован внутри формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки».

Архитектурное многоминаретное решение внешнего облика мечети достигнуто благодаря разработке смысловых элементов[каких?

], сближающих архитектуру мечети с местными традициями. Гранит и мрамор привезены с Урала, внутреннее убранство — ковры — дар правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии, витражи, лепнина, мозаика и позолота.

Внутри мечети (справа и слева по отношению к главному залу) имеются два смотровых балкона для экскурсий.

В главном здании мечети размещены Музей исламской культуры и истории распространения ислама на территории Поволжья, комната для проведения торжественного свадебного обряда — никаха, кабинет имама.

Здания мечети облицованы белым мрамором (на закате отливающим розоватыми тонами), купол и шпили минаретов имеют окраску бирюзового цвета. Фасад главного здания украшен бронзовыми металлическими надписями исламской тематики и гранями порталов. На площади-дворе уложена декоративная тротуарная плитка с зелеными и красными орнаментами (в цветах флага Татарстана). Мечеть имеет эффектную ночную архитектурную подсветку.

Кул-Шариф — новодел с древней историей

В 1551 году, во время осады столицы Казанского царства, в крепостных стенах возник пожар, в результате которого сгорела кафедральная мечеть. Это было величественное монументальное здание, имевшее восемь минаретов — больше, чем у каких-либо других мусульманских храмов, за исключением мечети в Мекке. В самом почитаемом мусульманами храме девять минаретов, и превышать это число при строительстве новых культовых сооружений запрещено.

Последним служителем храма был Шерифкол. Этот человек пользовался уважением в городе, он прославился религиозностью и благими деяниями, занимался просветительской деятельностью, а во время осады вдохновлял защитников города, которые долгое время героически отражали натиск русского войска.

Соборная мечеть была не просто религиозным заведением, в ней была собрана богатейшая библиотека, это был один из центров культурной жизни Среднего Поволжья.

Несколько веков жители Татарстана мечтали о возрождении соборного храма. Но строительство началось лишь в 1996 году, после подписания президентом Татарстана соответствующего указа. Новую мечеть в Казани назвали Кул-Шариф, почтив память последнего настоятеля соборного храма.

Невзирая на «юный возраст», мечеть стала одним из самых известных храмов Татарстана. Она символизирует возрождение веры и является уникальным памятником татарской культуры и истории.

Выводы

Это самое высокое здание комплекса Кремля. Оно названо в честь национального героя и пользуется невероятно популярностью. Ранее, достопримечательность выглядела иначе. Сейчас она имеет другое обличие, так как была заново восстановлена после атак царя. Воссоздание святого места началось в 1996 году. Этот процесс шел до 2005г. Открытие было приурочено к юбилею города. Был организован большой праздник. Ансамбль имеет глубокий художественный и духовный смысл, который помогает совместить два вероисповедания – ислам и православие. Композиция является симметричной и смотрится величаво. Мечеть находится в самой центральной точке комплекса. Она умело дополняет несколько сдержанный мемориальный комплекс. Над интерьерами работал А.Г. Саттаров. Отделка произведена с применением гранита и мрамора. Люстра из роскошного цветного стекла подчеркивает презентабельность декора. Богатое оформление пространства поддерживает значимость и величие обители. В оформлении использовались уникальные материалы и технологии. Даже пожарная часть полностью гармонирует с общей стилистической задумкой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: