Жизнь отшельников и подвиг старчества
За всё время сущестования обители известно 14 старцев – особенных людей, которым по молитве и духовному подвигу их была дана благодать Божия помогать людям. Они обладали необыкновенным даром прозорливости.
Старцам сам Бог открывает человека, который приходит к нему. Со всей страны едут в Оптину, чтобы получить совет, исцеление физическое или душевное. Каждый может попасть к старцу, но необходимо отстоять длинную очередь. Нужно быть готовым, что такая помощь идет от Бога и поэтому может изменить жизнь человека навсегда.
В обители покоятся мощи старцев прошлых лет. К их помощи прибегают многие паломники. Считается, что прежде чем просить о чем-то, нужно покаяться в своих грехах.
Любой светский человек может попасть в монастырь. В Оптину приходят насельниками в разном возрасте и социальном положении.
Часто здесь поселяются те, кто достиг больших успехов в бизнесе и заработал много денег. Оставляя всё нажитое, они трудятся на благо монастыря.
Территория монастыря
Свято-Введенской мужской монастырь незримо разделен на две части:
- Первая, в которую попадает человек по приезде в Оптину, открыта для всех. Сюда можно заходить паломникам (храмы, трапезные, гостевые домики).
- Вторая – это скит. Он закрыт для посещения и сюда вход разрешен только монахам. Его ещё называют сердцем Оптины. Скит расположен за монастырской рощей, которую веками не рубили, чтобы ничем не нарушать уединения. Это место уединенное и отграниченное от суетного мира. Такие условия помогают достигать высоких духовных результатов. Если в храмах молятся как обычно, то в скиту существуют вечерняя и ночная молитвы. Здесь спят мало, проводя время в труде и молитве. Лишения и аскезы претерпевают монахи, пытаясь достичь основной цели жизни в скиту – уподобиться Господу.
Чем является пустынь?
Фото: Оптина пустынь Монастырь
В целом пустынью именуется небольшое поселение, где располагаются монахи. Как правило, там только один храм, либо храмы вообще отсутствуют и монахи выполняют делание на алтарях и другими доступными способами, территория является частично изолированной или как минимум располагается вдали от людей. Эти характеристики позволяют понять чем являются пустыни – пространством, куда подвижники уходят для того чтобы проживать в отшельничестве, максимум взаимодействия с небольшой общиной таких же подвижников.
Этимологически слово, вероятно, относится к пустыне, в частности к пустыне за Иорданом, куда в начала расцвета христианства отправлялось немалое количество подвижников. Именно эти пустынники во многом создали традицию христианских святых.
Конечно, на данный период Оптина пустынь не совсем соответствует собственному названию, так как пространство активно развивалось и теперь включает в себя масштабную инфраструктуру, как сугубо материального толка (хозяйство, туристическая инфраструктура и подобное) так, скажем, и духовного. Теперь пустынь является одним из наиболее популярных паломнических центров на Руси, но монахи по сей день берегут собственное уединение. Территория включает в себя два уровня: во внешний допускаются посетители и паломники, во внутреннем (так называемый скит) могут пребывать только монахи.
Нектарий Оптинский
Николай Тихонов родился в Ельце в 1853 году. Семья была бедной, отец работал на мельнице, рано умер. Скоро ушла из жизни и мать. Мальчик остался сиротой. В одиннадцать лет он поступил на службу в купечестве лавку, спустя шесть лет получил должность младшего приказчика.
В возрасте двадцати лет Николай отправился пешком в Оптину пустынь. Здесь его принял старец Амвросий. Они долго беседовали, но о чем, Нектарий позже никому так не рассказал. В марте 1887 года он был пострижен в мантию. Спустя семь лет посвящен в иеродиаконы.
За два года до начала Первой мировой войны братья избрали Нектария старцем. После прихода советской власти монастырь закрыли. Преподобного Нектария арестовали. В тюрьме он провел три года. Известно, что после возвращения он жил в селе Ульяново Калужской области. Скончался в 1928 году.
Доклады:
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Духовно-нравственный облик и служение старцев в России в XX веке
/Международная конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Я желаю всем, чтобы тропа в монастыри никогда не зарастала
/ XXVI Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Преемство святогорских традиций в развитии монастырей и монашества на Руси
/Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Общее монастырское богослужение – залог духовного преуспеяния братии
/Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Духовно-нравственный облик и служение старцев в России в XX веке
/Международная конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Я желаю всем, чтобы тропа в монастыри никогда не зарастала
/ XXVI Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Преемство святогорских традиций в развитии монастырей и монашества на Руси
/Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Общее монастырское богослужение – залог духовного преуспеяния братии
/Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви
Интересные факты
В завершение предлагаем ряд фактов об Оптиной пустыни:
- скит, где обитают монахи, поддерживает непрестанные богослужения, при этом службы там идут и по ночам, простые люди сюда допускаются только на престольные праздники;
- после начала Второй мировой на территории пустыни были в заключении около пяти тысяч польских офицеров;
- всего на территории сейчас 11 храмов из которых 8 действующих.
Пустынь нередко упоминается и в современной культуре, к примеру, в романе писателя Пелевина t главный герой является своеобразным образом идеализированного графа Толстого, который стремится именно в Оптину пустынь, которая в свою очередь становится чем-то наподобие образа Шамбалы или Внутренней Монголии. Как известно из указанных ранее фактов, частично этот роман действительно основан на биографии самого Толстого, но также является и метафорой духовного поиска.
Пустынь современная
Фото: Оптина пустынь Монастырь. Отец Венедикт
До относительно недавнего времени настоятелем обители был отец Венедикт. Оптина пустынь утратила этого настоятеля в самом начале 2018 года. Сам он просил отставку в 2016 году, но его не отпустили, вероятно, в связи с высокой ценностью данной личности для всей общины и современного православия.
Из других видных подвижников современной Оптины следует также отметить старца Илию, который теперь там не обитает, но обладает высокой популярностью. Во многом Илия стал даже медийной персоной. Он является духовником патриарха Кирилла.
На территории монастыря действует весьма развитое хозяйство, размеры которого превосходят территории отведенные под храмы и другие здания религиозного толка. Начиналось производство в далеком 1630 году, когда царь пожаловал пустыни мельницу и немного земли под огороды. Теперь территория полностью обеспечивает себя сама и даже производит немало добротных товаров для продажи, к примеру, российский аналог сыра камамбер.
Чем является пустынь?
Фото: Оптина пустынь Монастырь
В целом пустынью именуется небольшое поселение, где располагаются монахи. Как правило, там только один храм, либо храмы вообще отсутствуют и монахи выполняют делание на алтарях и другими доступными способами, территория является частично изолированной или как минимум располагается вдали от людей. Эти характеристики позволяют понять чем являются пустыни – пространством, куда подвижники уходят для того чтобы проживать в отшельничестве, максимум взаимодействия с небольшой общиной таких же подвижников.
Этимологически слово, вероятно, относится к пустыне, в частности к пустыне за Иорданом, куда в начала расцвета христианства отправлялось немалое количество подвижников. Именно эти пустынники во многом создали традицию христианских святых.
Конечно, на данный период Оптина пустынь не совсем соответствует собственному названию, так как пространство активно развивалось и теперь включает в себя масштабную инфраструктуру, как сугубо материального толка (хозяйство, туристическая инфраструктура и подобное) так, скажем, и духовного. Теперь пустынь является одним из наиболее популярных паломнических центров на Руси, но монахи по сей день берегут собственное уединение. Территория включает в себя два уровня: во внешний допускаются посетители и паломники, во внутреннем (так называемый скит) могут пребывать только монахи.
Пустынь мистическая
Фото: Оптина пустынь Монастырь.
Возможно, эпитет мистическая тут не совсем адекватен тематике, но, тем не менее, хорошо характеризует суть данного параграфа. Поэтому предварительно скажем: безусловно, не следует ассоциировать старцев и подвижников пустыни с какими-то факирами, а саму пустынь с чем-то наподобие волшебного Дисней-ленда с духовным уклоном.
Однако, волшебство действительно присутствует здесь, но, как принято говорить, только по благодати Господней, а не при помощи какой-то магии или чего –то подобного. Практически каждый, кто приезжает сюда, начинает ощущать невысказанную благодать. Многие получают ответы на различные темы, приобретают совершенно иное видение собственного существования.
Рассказы о различных чудесах, безусловно, могут действовать вдохновляющим образом, но также могут и смущать
Поэтому не станем акцентировать внимание на данной теме, просто подчеркнем – чудеса там есть и есть задокументированные. От простых обывателей, к примеру, есть немалое количество свидетельств об исцелении благодаря целебным источникам на территории
Как живут люди в Оптиной пустыни?
В 5 часов утра у трудников начинается день. Обязательное условие: посещать все богослужения, выполнять поручения и работать. Живут насельники в специальных гостиницах по 4-5 человек. Удобства самые минимальные, никаких развлечений и увеселений. Запрещено курение и распитие спиртного.
Монахи содержат подсобное хозяйство – одно из самых больших в Калужской области. Труд в монастыре обязателен. Монахи должны трудиться постоянно и нести все послушания, которые определяют им духовники.
Трудники живут годами, некоторые готовятся стать монахами. Послушание приносит радость в сердце. Главное в монастыре – работать не за деньги и награды, а во славу Божию.
Молитвами держится русская земля. На большие праздники в храмах на службах очень много людей. Оптину пустынь окружают деревня, лес и источники с целебной водой. Один из них – родник святого Пафнутия Боровского. В нем оборудована купальня, куда нужно окунуться три раза, предварительно помолившись.
Многие говорят, что после поездки в Свято-Введенской мужской монастырь начинаются в жизни чудеса. Каждый православный христианин должен знать, где находится монастырь Оптина пустынь, чтобы посетить его по возможности или необходимости. «В Оптину за опытом,» – так говорят паломники, посещающие обитель.
https://youtube.com/watch?v=8ByQPWNnfrg
Пустынь и старчество
Фото: Оптина пустынь. Монастырь. Икона старцев
Если многие другие святые пространства в стране нередко связаны с духовными подвигами какой-то отдельной личности, то пустынь связана с целой традицией и традицией весьма ценной. Речь идет о старчестве.
Особенность оптинского старчества заключается в помощи большому количеству простых людей и эта традиция начинается с самого первого старца Льва, к которому стекались толпы народу. Сначала с этим пытались бороться, но потом оставили как есть. С тех пор оптинские старцы помогали всем людям.
Хотя в действительности подобное положение дел является весьма странным и не свойственным для религиозной традиции. Ведь старец в православии – нечто наподобие гуру в индуизме и буддизме. Конечно, сейчас вы можете видеть различных «гуру» и гуру, которые проповедуют для масс, но и такой вариант, по сути дела, нетипичен для религиозной традиции. Изначально отношения учитель – ученик являются сугубо личными и закрытыми.
В нашем варианте есть старец, и есть монах подвижник, который за этим старцем закрепляется. Старец на основе своего опыта и знаний ведет его по духовному пути до достижения полной самостоятельности. При этом ученик полностью отвергает себя и как бы растворяется в нем, отдавая также и собственную волю, подобный вариант религиозной практики есть и в тантрических вариантах почитания гуру, да и вообще является, так сказать, общемировой практикой и проверенной технологией.
В Оптине ситуация сложилась немного другим образом и старцы общались с простыми людьми. Поэтому и свидетельств о различных чудесах, которые они творили, намного больше, ведь одно дело, когда старец представляет какие-то свои мистические способности ученику в рамках закрытого общение, а совсем другое, когда «работает» с простыми страждущими, которые нуждаются в его помощи.
Новости:
30 декабря 2018
Пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрита Мелхиседека (Артюхина) поздравили с днем тезоименитства
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
11 декабря 2018
Синодальный отдел по монастырям и монашеству провел в Троице-Сергиевой лавре собрание ответственных за работу с монастырями в епархиях
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
02 ноября 2018
Завершилась работа международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
02 ноября 2018
В монастыре Киккской иконы Богоматери на Кипре проходит конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
10 сентября 2018
Архиепископ Феогност совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе
/Церковные новости
24 января 2018
В Оптиной пустыни совершены отпевание и погребение новопреставленного наместника обители архимандрита Венедикта (Пенькова)
/Новости ставропигиальных монастырей
30 декабря 2018
Пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрита Мелхиседека (Артюхина) поздравили с днем тезоименитства
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
11 декабря 2018
Синодальный отдел по монастырям и монашеству провел в Троице-Сергиевой лавре собрание ответственных за работу с монастырями в епархиях
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
02 ноября 2018
Завершилась работа международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
02 ноября 2018
В монастыре Киккской иконы Богоматери на Кипре проходит конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству
10 сентября 2018
Архиепископ Феогност совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе
/Церковные новости
24 января 2018
В Оптиной пустыни совершены отпевание и погребение новопреставленного наместника обители архимандрита Венедикта (Пенькова)
/Новости ставропигиальных монастырей
Шамординский монастырь
Рекомендовать место
62
9
Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь или Шамординский монастырь — женский православный монастырь. Изначально на месте, где теперь находится монастырь, было имение надворного советника Ключарева. Женскую общину основала его вдова, а официально ее учредили после смерти Ключаревой в 1884 году, в октябре того же года там появилась и первая церковь благодаря усилиям старца Амвросия.
Первой настоятельницей храма стала духовная дочь Амвросия монахиня София Астафьева-Болотова. После ее смерти это место заняла Евфросиния Розова, которая управляла обителью до 14 апреля 1904. При ней, в 1901 году, женская община получила статус монастыря и новое название — Казанская Амвросиевская пустынь. На следующий год епископ Калужский Вениамин освятил строительство Казанского собора монастыря, который возводился на деньги Сергея Перлова.
К 1918 году году в монастыре служили более 800 сестер, здесь была богадельня, больница, приют для девочек-сирот, а также несколько скитов. Монастырь пережил нелегкие времена, когда в 1923 году его закрыли. Тогда же часть сестер подверглись репрессиям: расстрелу или ссылке.
Монашеская жизнь возобновилась здесь только весной 1990 года. С этого момента и до мая этого года нас настоятельницей монастыря была игуменья Никона.
Святой источник Пафнутия Боровского
Один из известнейших источников Оптиной Пустыни связан с именем преподобного Пафнутия Боровского, прославленного чудотворца и почитаемого святого. Источник освящен во имя православного духовного старца, и ежегодно в день памяти Пафнутия 14 мая к источнику организуется крестный ход из монастырской обители. Крестный ход проходит с восславляющими песнопениями и завершается водосвятным молебном возле колодца со святой водой.
Благоустроенный ключ находится в лесу на берегу реки Жиздра в окружении вековых сосен. Над источником целительной воды возвышается старый деревянный крест, а неподалеку стоит часовня. Целебные свойства воды из источника прославлены в миру. Тяжелые больные, изможденные глазными заболеваниями, недугами тела, после окунания в святую воду, вступали на путь исцеления. Источник является сернокислым, а вода в нем известна как чудодейственная и обладающая великим целительным потенциалом. Рядом с ключом построена деревянная купальня, разделенная на мужскую и женскую зоны. В дни крестного хода народу в купальне достаточно много, но в иные периоды можно без спешки посетить купель и исцелить душу и тело. Перед окунанием с благодарностью и смирением читается молитва, а после троекратного погружения в воду тело мгновенно насыщается благодатью, а дух приобретает невероятную бодрость. В купальне вода сероводородная и не предназначена для питья. Температура воды около +6 градусов. Питьевую воду из колодца со святой водой набирают с помощью специально оборудованной для этих целей колонки. Приложив немного усилий, можно набрать достаточное количество чудодейственной воды.
Архитектурный ансамбль
Главный храм обители – Введенский собор. Он основан в 1750 году. Самый большой храм на территории монастыря – храм Казанской иконы Божьей Матери, построенный в 1811 году. В двухтысячных возвели храм Преображения Господня.
На территории обители также находятся: храм в честь Преподобной Марии Египетской, колокольня, часовня, надвратная церковь, деревянная звонница, братская трапезная, а также хлебопекарный, игуменский, библиотечный, келейный корпуса. Некоторые постройки появились еще в XIX веке. Например, келья старца Амвросия располагается в деревянной избе, которой уже более 150 лет. Однако самая старая постройка в Оптиной пустыни – Введенский собор.
В Москве и Санкт-Петербурге находятся церкви, относящиеся к обители. Это подворье Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни в Ясенево (Храм Петра и Павла) и Храм Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове.
Пустынь туристическая
Фото: Оптина пустынь Монастырь.
Равно как многие другие пространства паломничества на Руси, Оптина пустынь где находится поблизости город Козельск и некоторые деревушки, дает и хлеб, и возможность экономического процветания для близлежащих территорий. К примеру, земля в соседней деревне стоит не дешевле чем земля в самых элитных поселках Подмосковья, хотя ничем помимо пустыни эта территория не примечательна. Жители имеют возможность практически на протяжении всего года размещать паломников.
Поток людей сюда движется на протяжении всего года и практически не прекращается, на территории обители всегда много людей. Причем приезжают сюда люди самые разные от простых хиппи, которые хотят увидеть некое подобие йогов только российского пошиба, до простых людей, которые хотят прикоснуться поближе к глубине православной веры.
Расположение и внешний вид
Обитель находится в 2-х километрах на северо-восток от г. Козельска. Дорога к монастырю пересекает реку Жиздру и продолжается вдоль монастырской рощи. В 1832—1839 годах вокруг монастыря была выстроена небольшая ограда и четыре наугольные башни. В 2-х км. от монастыря расположена станция Тупик.
В соответствии с планом монастырь почти квадратный. По центру расположен главный храм монастыря — Введенский собор. Вокруг собора крестообразно располагаются церкви. На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 года из старой трапезной, на юге — Казанская церковь, построена в 1811 году, на востоке — Владимирская.
За рощей расположен скит, в котором совершаются круглосуточные богослужения. По информации на 2009 год в нём 10 монахов. Когда он устраивался, вокруг него запрещалось рубить лес, чтобы он навсегда был закрытым. Ещё сохранились домики, в которых останавливались Гоголь и Достоевский. Также сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), построенная из того самого леса, который рос на месте нынешнего скита. Нахождение мирян в скиту не благословляется.
Амвросиевский колодец
У врат Иоанно-Предтеченского Скита святой Оптиной Пустыни находится часто посещаемый колодец имени Амвросия Оптинского. Оптинский старец Амвросий благословил создание колодца и указал для него место. Колодец был освящен и признан святыней в честь святого Амвросия Медиоланского, который являлся небесным защитником старца Амвросия.
Вода в колодце отличается кристальной чистотой, и обитатели скида используют ее для приготовления пищи. Обряды водоосвящения проводятся около колодца по всем праздничным великим датам. Многие монахи и паломники свидетельствуют о целебном потенциале воды из колодца. Даже в период закрытия Скита благословенной водой пользовались миряне и подкрепляли через нее свое тело и дух. Сегодня колодец облагорожен и прошел реставрацию, в ходе которой он приобрел практически свой первозданный вид, к счастью, сохранившийся на дореволюционных фото, на которые ориентировались мастера.
Пустынь и старчество
Фото: Оптина пустынь. Монастырь. Икона старцев
Если многие другие святые пространства в стране нередко связаны с духовными подвигами какой-то отдельной личности, то пустынь связана с целой традицией и традицией весьма ценной. Речь идет о старчестве.
Особенность оптинского старчества заключается в помощи большому количеству простых людей и эта традиция начинается с самого первого старца Льва, к которому стекались толпы народу. Сначала с этим пытались бороться, но потом оставили как есть. С тех пор оптинские старцы помогали всем людям.
Хотя в действительности подобное положение дел является весьма странным и не свойственным для религиозной традиции. Ведь старец в православии – нечто наподобие гуру в индуизме и буддизме. Конечно, сейчас вы можете видеть различных «гуру» и гуру, которые проповедуют для масс, но и такой вариант, по сути дела, нетипичен для религиозной традиции. Изначально отношения учитель – ученик являются сугубо личными и закрытыми.
В нашем варианте есть старец, и есть монах подвижник, который за этим старцем закрепляется. Старец на основе своего опыта и знаний ведет его по духовному пути до достижения полной самостоятельности. При этом ученик полностью отвергает себя и как бы растворяется в нем, отдавая также и собственную волю, подобный вариант религиозной практики есть и в тантрических вариантах почитания гуру, да и вообще является, так сказать, общемировой практикой и проверенной технологией.
В Оптине ситуация сложилась немного другим образом и старцы общались с простыми людьми. Поэтому и свидетельств о различных чудесах, которые они творили, намного больше, ведь одно дело, когда старец представляет какие-то свои мистические способности ученику в рамках закрытого общение, а совсем другое, когда «работает» с простыми страждущими, которые нуждаются в его помощи.
Оптина пустынь Монастырь и история
Фото: Оптина пустынь Монастырь
Касательно того когда появились первые поселения существуют разные версии. Точнее, трудно точно сказать, когда именно тут появились первые подвижники, ведь согласно преданию под завершение 14 века сюда пришел разбойник по имени Опт, который раскаялся и постригся в монахи, став Макарием. При этом письменные свидетельства об общине относятся к 15 веку и также есть версия об основании общины князем Владимиром Храбрым.
Под завершение 17 века начинается строительство первой каменной церкви, а спустя небольшое количество времени Петр Первый сначала облагает пустынь тяжелым налогом и далее община упраздняется для того чтобы стать частью Белевского монастыря. Тем не менее, Екатерина Первая практически сразу восстановила статус пустыни. Потребовалось около ста лет для того чтобы из небольшого поселения территория превратилась в процветающий духовный центр, которым стала в двадцатых годах 19 века.
Хотя практически всегда на территории было относительно малое количество монашествующих (часто буквально от двух до десяти человек) был настоятель Оптиной пустыни – старец, обладающий святыми дарами и наставляющий других. По сути, именно с развития института старчества и настоятельства в пустыни и возможно вести отсчет современной истории этой обители.
Первым старцем считается Иеросхимонах Лев, который родился в 1768 году, а самым крайним на данный период – Архимандрит Исаакий II, который почил в 1938 году. Всего на данный период старцев 14, но сама традиция старчества не угасла, существуют также так называемые оптинские новомученики, но эти старцы до сих пор не канонизированы (процесс весьма длительный и требующий соблюдения множества формальностей) хотя и имеется множество зафиксированных свидетельств чудотворения. Вообще отличительной особенностью всех оптинских старцев и является какое-либо чудодейственное умение (так называемые дары святого духа) кто-то обладал прозорливостью, другие умели исцелять.
Конечно, все эти чудеса имеют большое воздействие на верующих и являются внешним проявлением подвижнического подвига, но не всегда следует акцентировать внимание именно на этой стороне. Ведь ценность также заключается и в самой строгой вере и сохранению чистоты помыслов
На протяжении веков монахи Оптиной пустыни молятся за всю страну и весь род людской, поэтому приезжающие туда паломники сразу ощущают присутствие благодати, об этом говорили и многие известные люди.
«Ничего так не ищет русский человек, как святыни»
Почему же с такой злобой ополчились на святых подвижников в XX веке? Да уже и в XIX-м Церковь и ее святые у многих образованных людей были, мягко говоря, не в чести… Выискивали недостатки, подкарауливали ошибки и падения…
Всю суть негативного отношения к Церкви объясняет Достоевский. Он сказал однажды: «Русский человек ничему так не радуется, как падению праведника, и говорит: “А-а-а! Если такие столпы, если такие светильники пали, то что же спрашивать с нас, простых людишек? Если такие не смогли удержаться, то что мы, простые люди?” И грехопадением праведника оправдывают свой грех и свою нечестивую жизнь».
Но тот же Достоевский пишет: ничего так не ищет русский человек, как святыни и святого, чтобы найти ее и его и поклониться; и говорит: «У меня неправда, у меня грех, у меня беззаконие, но должна же быть где-то эта правда, эта святыня, эта чистота, эта святость?» – взыщет ее и поклонится ей.
И, кстати, Петр I однажды сказал: «Оправдывать свои грехи, ссылаясь на чужие, – это все равно что умываться грязью».
Поэтому тянулись люди в Оптину: потому что тут действительно были подвижники, и не один-два, а целое братство.
Про старца Амвросия Лев Толстой сказал потрясающую вещь: «Этот почти парализованный человек, вечно болящий и на одре лежащий, который еле мог перекреститься, принимал в день десятки и сотни посетителей, еле говоря им что-то на пользу души, и к нему тянулись люди со всех концов России, и мне кажется, что этот человек сделал для духовной жизни России больше, чем все ее бытоулучшители». Лев Толстой несколько раз был в Оптиной. Под конец жизни он был у своей родной сестры – насельницы Шамординского монастыря монахини Марии, и сказал ей: «Знаешь, Машка, я бы согласился пойти в Оптину пустынь и стать там простым послушником – (граф, всемирно известный писатель!) – и выполнять там любую черную работу, но только при одном условии: чтобы эти монахи не заставляли меня молиться!»
То есть самый тяжелый труд – духовный труд. Все что угодно легче: вагоны разгружать… – только не молиться.
Сюда ведь приезжали почти все столпы нашей словесности…
Даже если мы просто перечислим тех, кто вращался вокруг Оптиной, мы поймем ее значение. Одних только писателей сколько сюда приезжало! Гоголь дважды был в Оптиной – в 1850 и в 1851 году; Достоевский в 1876 году – самый продаваемый писатель, самый читаемый писатель, переведенный на многие языки мира. А какое у него потрясающее внутреннее видение человека! В его книге «Братья Карамазовы» узнается Оптина пустынь: то, что он увидел тут, он изобразил в этом романе. Но, конечно, старец Зосима – это не старец Амвросий, но впервые мир позитивно познакомился с монастырской жизнью и старчеством изнутри благодаря Достоевскому. Посещение им Оптиной пустыни сыграло значимую роль в его жизни, в его отношении к вере, Православию и монашеству в целом.
Петр и Иван Киреевские, Аксаковы, Тургенев, философ Соловьев, писатель Поселянин, Сергей Нилус, Алексей Толстой, Царская семья, Елисавета Феодоровна, Константин Романов – все они были в Оптиной пустыни. Из наших современников – Распутин, Солоухин, Белов, Солженицын…
Приезжал, будучи Президентом Российской Федерации, Дмитрий Анатольевич Медведев…
Это было в 2010 году?
Да. В 2010 году Дмитрий Анатольевич Медведев в его бытность Президентом был в Козельске и присвоил Козельску звание Города воинской славы, тогда он посетил и Оптину пустынь, и Предтеченский скит.
Когда в скиту не знали, что ему подарить, привели Дмитрия Анатольевича Медведева в келью старца Амвросия и сказали: «Вот в этой келье, в этом месте жил этот великий человек». И скитоначальник, отец Тихон, подарил ему молитву Оптинских старцев, красиво оформленную, и говорит: «А хотите, я Вам ее прочитаю?» И он прочитал молитву, на что Дмитрий Анатольевич Медведев заметил: «Какая всеобъемлющая молитва!»
В этой молитве есть какая-то простота, мудрость, которая понятна всем, а где просто, там ангелов со сто. Сколько раз мы ее дарили разным директорам кирпичных заводов, руководителям типографий, медикам, военным, и все были очень благодарны! И у многих руководителей, у которых я бывал, видел ее на стене или на столе под стеклом. Она написана в Духе и Духом.
Почему эта удивительная молитва родилась именно в Оптиной?
Потому что Оптина пустынь – это золотая чаша, в которую сливалось все лучшее, духовное вино России. Святые бывали во многих монастырях, а святое братство – только здесь. Старцы жили Богом, дышали Богом, и у старцев Бог был на первом месте, а когда Бог на первом месте, тогда все остальное на своем. Тогда просвещаются ум и сердце, и от избытка сердца уста глаголют такие богодухновенные молитвы.
Иеросхимонах Амвросий
Его канонизировали в 1988 году. Преподобный Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков, обладал феноменальной памятью, свободно писал и говорил на пяти иностранных языках. Он с детства отличался необыкновенными способностями, но в юношестве сильно заболел и тогда дал обет Богу: если выживу, постригусь в монахи. Александр Гренков выздоровел. Для своего служения он выбрал Оптину пустынь.
Преподобный Амвросий умел с каждым поговорить на его языке: помочь неграмотной крестьянке, дать совет состоятельному помещику. Этот человек общался со Львом Толстым и Федором Достоевский. Беседы со старцем происходили в особом помещении. Обстановка этой комнаты сегодня полностью сохранена. В ней царит аскетичность, хотя старец здесь принимал не только известных писателей, но и представители царской семьи Романовых.
Лев Толстой приезжал в Оптину пустынь шесть раз. Впервые — в 1878 году. Между Амвросием и Толстым тогда состоялся долгий, тяжелый разговор. После отъезда писателя, старец произнес: «Уж очень горд». Есть сведения, что Толстой приезжал сюда непосредственно перед смертью, хотел посетить Амвросия, но не решился войти в скит.
Федор Достоевский приезжал в Оптину пустынь после тяжелой потери – смерти маленького сына. Писатель не мог понять, для чего Богу нужна была смерть ангелоподобного мальчика. Он очень страдал. Приехав в обитель, Федор Михайлович долго разговаривал со старцем Амвросием. Как утверждали очевидцы, вышел он из его кельи совершенно другим человеком. Старец Амвросий – прототип Зосимы из романа «Братья Карамазовы».
Оптина Пустынь — чем известна?
До революции, — в XIX и начале XX веков, — Оптинский монастырь был оазисом старчества. Преподобный Амвросий Оптинский — самый известный святой из этой обители: к нему стекались со всей страны — от млада до велика, от бедна до богата. Но не только к нему. На сегодняшний день кроме него канонизированы еще тринадцать Оптинских святых — к ним тоже собирались паломники, да и не к ним одним, а и ко многим другим иеромонахам на исповедь — чтобы получить хотя бы каплю иноческой радости и мудрости.
Потом был СССР, монастырь закрыли. Вернули его Церкви в конце 80-х годов прошлого века. В обители возобновилась монашеская жизнь, которая ведется здесь по самым строгим правилам.
Поэтому, в сущности, с XIX века ничего не изменилось. Люди также приезжают в Оптину к великому старцу Амвросию (его мощам), мощам других старцев и с целью поближе соприкоснуться с монашеской жизнью — хотя бы просто немного побыв на долгих монастырских службах.