10 главных монастырей псковской области

Святой Нил Столобенский

Монастырь на Селигере Нилова пустынь (фото представлено выше) связан со святым Русской православной церкви Нилом Столобенским, который и стал основателем этого святого места. Он появился на свет в конце XV столетия в одной из деревень неподалеку от Великого Новгорода.

До нас не дошла информация о том, как в действительности звали его в миру, известно только имя, полученное им при крещении. Также неизвестно, кем были его родители, как прошло его детство. Первая информация о Ниле относится ко времени, когда его мать и отец умерли, а сам он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, расположенный возле Пскова. Там он уже принял монашеский постриг, получив имя, под которым нам известен.

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Рекомендовать место

22

4

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь, действующий и по ныне, расположился в устье реки Черной в Крыму (Севастополь). Временем возникновения монастыря считается 8-9 век.

Согласно легенде, в создании монастыря сыграл большую роль римский епископ Климент, который принял христианство от самого апостола Петра. Он был сослан в Херсонские каменоломни за неповиновение императору Трояну, где продолжил проповеди каторжникам и высек первую церковь. Позднее он был казнен через утопление в море. Долгое время к месту казни приходили христиане и поклонялись святым мощам Климента.

На месте бывших каторжных каменоломен был построен мужской монастырь, который стоял под защитой крепости Каламита. Целью крепости была защита морского порта Авлита бухты Северной.

В состав монастыря входят церкви, как высеченные внутри скал, так и находящиеся на поверхности, всего их насчитывается восемь. Все церкви соединяются друг с другом с помощью ходов. Одна из церквей считается возведенной самим Климентом.

В монастыре можно побродить по пещерным церквям и кельям, посмотреть на древние алтари, престолы, скамьи, которые полностью высечены из камня.

Успенский Пещерный монастырь

Рекомендовать место

23

3

Одной из главных достопримечательностей Бахчисарая является Успенский пещерный монастырь, расположенный в урочище Мариам-Дере. ОНа прилегающей к монастырскому комплексу территории расположено кладбище воинов, павших во времена Крымской войны 1854—1857 годов. Успенский пещерный монастырь был возведен в VIII веке византийскими монахами.

В XIII веке он временно прекратил свою деятельность, а затем в начале XIV века вновь возродился. В 1475 году Успенский монастырь чудом избежал разгрома во время турецкого набега и стал резиденцией митрополита. Не смотря на это, материальное положение храма было бедственным, его настоятели были вынуждены просить помощи у московских великих царей и князей. С XV по XVIII века Успенский монастырь выполнял главенствующую роль в религиозной жизни православного населения Крыма.

Главной святыней обители является икона Богородицы, в монастыре ее также называют Панагия (Всесвятая). К другим ценным образцам можно отнести икону Успения Богородицы, а также копии икон Богородица Киево-Печерская и Богородица Троеручица.

Координаты: 44.74466100,33.90988600

Настоятель Савва Крыпецкий

Об основателе монастыря Савве Крыпецком был рождён не в России, о его жизни до приезда во Псков о нём мало что известно. Нет информации о том, каким образом пришёл к православию.

По приезду в страну он поселился в Снетогорском монастыре Рождества Богородицы. Совсем скоро он выселился от туда, потому что ему не понравилась непосредственная близость монастыря к городу. Савве хотелось тишины, спокойствия и уединения.

Сержант Пеппер

Монах принял решение прийти в Елеазаровский монастырь и просить игумена Ефросина взять его в ученики. Тот согласился, после чего Савва Крыпецкий прослужил церкви несколько лет. Через какое-то время та жизнь стала ему чужда. Он попросил у Ефросина благословения на пустынножительство и отправился в Крыпцы. Там он построил небольшую хижину и стал жить в постоянном посте и молитве.

Рядом со своим домиком он собственноручно начал возводить деревянный храм. Монах назвал его в честь апостола Иоанна Богослова. Об этом начали говорить в окрестностях, после чего к Савве стали приходить и просить о совете, исцелении или наставничестве.

В 1487 г. монастырь Саввы Крипецкого получил официальный статус. Ему вручили крепостную грамоту на землю с уставом монастырского строения. Монах не хотел быть начальником, поэтому отдал эту должность игумену Кассиану.

helicopter1915

Как добраться (доехать) от Судака?

Доехать до района расположения описанной достопримечательности вы сможете на маршрутке, соединяющей автовокзал Судака и Новый Свет. Вам потребуется мыс Монастырский, остановка – «Смотровая площадка» (у Памятного камня героям-десантникам).

На машине добраться до пещерного монастыря самостоятельно можно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: Монастырский мыс, Судак, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.831745, 34.926746.

Посещение пещерного монастыря под городом Судак станет незабываемым событием, даже если после него не сохранится материальных свидетельств, таких как видео или фото. Впечатления, что остаются после подобного мини-путешествия, не в состоянии передать фотографии или видеофайлы, впрочем, как и словами их невозможно выразить – это нечто особенное.

Что рядом?

Ближайшие объекты

Каталог объектов (Россия — Псковская область)

Возможно вас заинтересуют объекты в ближайшей удаленности от Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря.

  • Железнодорожная станция Торошино ~ 8,52 км
  • Железнодорожная станция Черняковицы ~ 13,61 км
  • Железнодорожная станция Молоди ~ 14,87 км
  • Спасо-Елизаровский монастырь ~ 19,01 км
  • Железнодорожная станция Любятово ~ 19,89 км

Населенные пункты

Населенные пункты, расположенные в ближайшей удаленности от Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря.

  • Скоморохова Гора ~ 4,41 км
  • Шушпаново ~ 4,67 км
  • Подборовье-2 ~ 4,69 км
  • Троицкая Гора ~ 4,73 км
  • Поддубье ~ 5,30 км

Георгиевский монастырь

Рекомендовать место

13

6

С возникновением в Крыму неподалеку от Севастополя Свято-Георгиевского монастыря связана красивая легенда. Согласно преданию греческий корабль терпел бедствие у берегов мыса Фиолент. Потеряв надежду справиться со стихией, моряки стали молиться святому Георгию. Святой внял их молитвам и, явившись на скале у берега, успокоил море.

Моряки, потрясенные чудесным спасением, основали в пещере на берегу церковь. Позже на этом месте был создан монастырь.

Современный комплекс Георгиевского монастыря был создан в XIX веке. Были построены церковь святого Георгия (до наших дней не сохранился) и храм Воздвижения Честного Креста, сооружена лестница к морю, длиной почти 800 ступеней. На месте древней пещерной церкви был устроен храм Рождества Христова.

В 1820 году в Георгиевском монастыре останавливался Александр Пушкин, сегодня об этом событии напоминает стела у стен монастыря.

В годы советской власти монастырь был закрыт, разрушен храм святого Георгия, утрачены многие другие постройки. Возрождение Георгиевского монастыря началось только в конце XX века. Сегодня в монастыре ведутся реставрационные работы.

История Крыпецкого монастыря

Всё началось с того, что русский православный монах Савва Крыпецкий поселился в хижине, стоявшей на месте нынешнего монастыря. Там он много молился и вёл праведный образ жизни. Со временем у него начали появляться ученики, которые желали жить ближе к мудрецу. Таким образом, постепенно начал возводиться и монастырь.

Савва и его последователи стали принимать прихожан, исповедовать и излечивать людей. Они помогли многим, в том числе и умирающей супруге князя Ярослава Мудрого. Правитель был очень благодарен жителям монастыря и подарил им землю под Псковом. 28 августа 1495 г. монах Савва скончался, оставив после себя Крыпецкую обитель. До сих пор он почитается среди жителей Пскова и его гостей. Считается, что основатель монастыря до сих пор творит чудеса, но уже с небес.

Mardary

С момента смерти Саввы Крыпецкий монастырь активно развивался, но в начале XX века всё изменилось. В 1923 г. он был закрыт и превратился сначала приют для сирот, затем переквалифицировался в один из филиалов совхоза «Торошино». Во время Великой Отечественной войны бывший монастырь был подвержен многочисленным бомбёжкам. После власти хотели окончательно ликвидировать его, но историки и археологи смогли отстоять его право на жизнь.

В 1990 г. Крыпецкий монастырь начали восстанавливать. Здесь проводились многочисленные ремонтные работы, и сегодня его двери уже открыты для православных людей и туристов.

Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский монастырь

Рекомендовать место

10

4

В небольшой долине, среди расступившихся скал, прямо у подножия хребта Кизил-Таш был основан мужской монастырь. Событие это произошло XIX веке, и нарекли обитель в честь святителя Стефана Сурожского.

Места здешние издавна привлекали людей верующих. Согласно легенде, у подножия красных скал любил уединяться и молиться Стефан Сурожский. Здесь же найдены остатки фундамента постройки из необработанного камня на известковом растворе. Судя по внешним признакам, они принадлежат христианскому средневековому храму.

Первыми поселенцами мужского монастыря стали странствующие богомольцы Андронник и Пантелеймон. Они построили небольшой молитвенный дом и скромное жилище. Монахи жили и трудились здесь вплоть до 1923 года. После закрытия монастыря на его подворье были и трудовая колония, и санаторий, и даже секретная военная часть, где хранились ядерные боеголовки – воистину, неисповедимы пути Господни!

Новая история монастыря началась в 1998 году. Был построен новый храм в честь Киево-Печерских святых, родоначальников монашества на Руси. Полностью восстановлена пещера со святым источником, приводится в порядок старое кладбище, У бывшего въезда в обитель гостей встречает фигура белого ангела с распахнутыми крылами, крестом и свитком в руках. Единственное, о чем настоятельно просят гостей братья-монахи – соблюдать уважение к святым местам.

Литература

  • Сойкин П. П. Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь в Псковском уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 170-172. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Верхнеостровский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Книга-альбом «Крыпецкая обитель», Составитель-редактор Борис Лукин, Псков: Издательство Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря. 2010. — 496 с., 301 ил. — ISBN 978-5-904280-10-9.
  • Книга-альбом «Крыпецкая обитель» / Составитель-редактор Борис Лукин. — Псков: Издательство Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря, 2010. — 496 с., 301 ил. с. — ISBN 978-5-904280-10-9.

Посещение руин пещерного монастыря

Монастырские руины располагаются в труднодоступном, пересеченном районе – дорогу к ним довольно трудно назвать увеселительной прогулкой

Но если принять во внимание восторженные отзывы побывавших в нем, то можно сделать вывод, что именно этот трудный, а иногда и изнурительный путь и является яркой особенностью его посещения. Для энтузиастов он представляется маленьким, но зрелищным приключением, ведь на протяжении всего маршрута сопровождают потрясающие пейзажи, сменяющиеся по пути

При увлекательном путешествии предстоит пройти узкими тропами над пропастью, где далеко внизу бьются морские волны, по горным склонам, то карабкаясь вверх, то фактически скатываясь по спуску. А недалеко от монастыря взор путников чарует источник Анастасии, бьющий из недр земли, прорываясь сквозь расселину в скале.

Сам монастырь под Судаком представлен для зрителя тремя сохранившимися пещерами-кельями, врезающимися в склон горы Сокол. Внутри рассмотрите невысокие сводчатые потолки, бывшие расписанными в древности, о чем можно судить по остаткам краски и небольшим фрагментам штукатурки. Тут же вы увидите сохранившиеся лавки, полки, предназначавшиеся для хранения книг, вырубленные в скале, остатки окон и ступеней. В одной из пещер видны остатки полуразрушенной передней стены, сложенной из блоков песчаника.

История монастыря[править | править код]

Монастырь основан в 1455 году афонским монахом, преподобным Саввой Крыпецким, выходцем из Сербии, среди болот. Местоположение монастыря в древних грамотах определяют как «в Псковской земле, в Псковском уезде, в Бельской засаде, в Торошинской губе».

Это был один из последних монастырей независимой Псковской республики (в 1510 году Псков был присоединён к Москве). В 1487 году права нового монастыря были официально подтверждены на псковском вече. Псковский наместник князь Ярослав Оболенский принял активное участие в строительстве монастыря (известно, что при его участии был сооружён мост на дороге к Святым воротам монастыря.

Крыпецкий монастырь зимой

В 1505 году в Крыпецком монастыре принял монашеский постриг преподобный Нил Столобенский, основатель Ниловой Столобенской пустыни.

В 1547 или 1557 году в монастыре была построена каменная соборная церковь.

В середине XVI века в Крыпецком монастыре принял постриг преподобный Никандр-пустынножитель, основатель Свято-Благовещенской Никандровой пустыни и известный агиограф, пресвитер Василий-Варлаам.

В 1581 году монастырь подвергся нападению одного из польских отрядов Стефана Батория. Благодаря ложным сведениям, полученным от одного русского крестьянина (он обманул поляков, уверив их, что в монастыре никого нет), осада не удалась: поляки были разгромлены скрывшимся в стенах обители русским отрядом.

До нашего времени сохранилось описание монастыря, которое относится к 1586—1587 годам:

В XVII веке в монастыре был пострижен государственный деятель Афанасий Ордин-Нащокин (монашеское имя — Антоний).

К концу XVII века монастырь обеднел. В начале XVIII века, после нескольких десятилетий запустения обитель была восстановлена. К 1764 году за монастырём числилось 366 душ крестьян.

В 1764 году Крыпецкий монастырь объявлен заштатным. В 1805 году обитель положена в 3-й класс.

В начале XIX века в монастырь часть приезжал митрополит Евгений Болховитинов. Он оставил описание обители. Специально для митрополита бывшая монастырская трапезная была переделана в настоятельные покои. При владыке на колокольне был достроен пятый ярус и появился в подклете Иоанно-Богословского собора придел пяточисленных мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста.

Во второй половине XIX века в Крыпецком монастыря жил блаженный монах Корнилий (Поляков), который стал известен впоследствии своими пророчествами и святой жизнью. Он предсказал разрушение монастыря и просил погребсти его тело по православному обычаю на восток. Об этом ходатайствовали его ученик Василий Графов в 1913 году у обер-прокурора Владимира Саблера. Повторно этот же вопрос о правильном погребении монаха Корнилия Полякова ходатайствовала великая княгиня Елизавета Фёдоровна у патриарха Тихона. Тогда эти ходатайства не были доведены до конца.

Магницкий в Ниловой пустыни

С судьбой этой обители связана биография известного российского ученого Леонтия Магницкого, который был самым первым автором российского учебника по арифметике и алгебре.

Сам он родился в Осташкове в крестьянской семье. Был внучатым племянником святителя Нектария. Леонтий свои первые знания получил в библиотеке при монастыре. После он отправился получать образование в Иосифо-Волоколамский монастырь, а после — в Симонов, расположенный в Москве. Он изучал философию, богословие, психологию, логику, риторику, физику, греческий и латинский языки. Его познания в области математики многих удивляли и даже поражали.

В 1932 году при строительстве первой линии московского метрополитена была обнаружена его могила. Останки были перенесены в Нилову пустынь. Сейчас монахи надеются собрать деньги на памятник воспитаннику обители.

Монастырь в XX—XXI веках[править | править код]

Святой источник преподобного Саввы Крыпецкого Чудотворца: купальня

К началу XX века Крыпецкий монастырь был одним из богатейших в России — в нём состояло 40 монахов, 21 послушник, а монастырские земельные угодья включали 3602 десятины земли.

В 1918 году монастырь закрыт, в 1922 из обители вывезены все ценности (многие из них бесследно исчезли), в 1923 г. прекращены богослужения в соборе.

Вплоть до 1950-х гг. в нижнем храме святого преподобного Саввы Крыпецкого располагались скотный двор и конюшня. В мае 1958 году над могилой св. Корнилия был сооружён деревянный храм с иконостасом, куполом и крестом (в сентябре того же года разобран и сожжён). В конце 1950-х монастырю угрожало полное уничтожение (его решено взорвать), однако усилиями учёных-энтузиастов решение было отменено).

Крыпецкий монастырь в 1963 году.

30 августа 1960 года постановлением Совета Министров РСФСР ансамбль Крыпецкого монастыря объявлен памятником республиканского значения и с тех пор находится под охраной государства.

В 1990 году монастырь передан Русской православной церкви. На территории Крыпецкого монастыря проведены реставрационные работы, некоторые полуразрушенные постройки разобраны и затем реконструированы. В монастыре возрождена монашеская жизнь. При обители есть гостиница на 50 человек для приема паломников.

В феврале 2007 года открылось подворье обители в Ивановском соборе Пскова.

В мае 2012 года открылся новый каменный храм святителя Николая в деревне Торошино в качестве подворья Крыпецкого монастыря[источник не указан 1532 дня].

Крыпецкий монастырь 10 июня 2017 года

На апрель 2016 года в обители проживает более 40 монахов и послушников и более 50 трудников, паломников. При монастыре живут более 20 сестер, которые трудятся во славу Божию. Восемь сестер приняли монашество.

Фото и описание

Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь является мужским монастырем и находится в Псковской области, а именно в 22 км от города Пскова и в 7 км от поселка под названием Крипецкое. Основание монастыря произошло в 1485 году, а основал его святой преподобный Савва Крыпецкий прямо посреди заболоченной территории. Местоположение Крыпецкого монастыря, согласно записям в древних грамотах, определяют на Псковской земле, в Псковском уезде, в так называемой Бельской засаде и в Торошинской губе.

Именно Иоанно-Богословский монастырь стал одним из последних монастырей на независимой Псковской земле, ведь в 1510 году город Псков стал напрямую относиться к Москве. Все существующие права мужского монастыря были официально подтверждены в 1478 году в процессе проведения псковского вече. В то время псковским наместником был знаменитый князь Оболенский Ярослав Васильевич – человек, который принял особенно активное участие в деле и процессе строительства Крыпецкого монастыря. До наших дней дошла информация в летописном виде, что при активной деятельности Ярослава Васильевича состоялось воздвижение моста на дороге, ведущего прямо к Святым монастырским воротам. Точно неизвестно, но примерно в 1547 или в 1557 году в Иоанно-Богословском монастыре была выстроена каменная соборная церковь.

На протяжении 1581 года монастырь подвергался нападению одного из многих польских отрядов знаменитого Стефана Батория. В то время один русский крестьянин сообщил Стефану Баторию ложную информацию, при этом, он обманул поляков, отчаянно доказывая, что монастырь пустой и в нем никого нет, поэтому планируемая осада так и не удалась. Отряд русских воинов скрылся в стенах обители, и поляки были разгромлены.

Описание Иоанно-Богословского монастыря, относящееся к периоду 1586-1587 годов, сохранилось до нашего времени. В нем упоминается, что сам монастырь был каменный, а также церковь Ивана Богослова при монастыре также была выстроена из камня, при этом, крест на церкви был деревянный, на котором виднелся позолоченный голубь. Здесь же располагалась каменная церковь и трапезная в честь Успения Богородицы, а в верхней части над Успенской церковью находился придел, освященный во имя Иоанна Спасителя Листвицы. Между трапезной комнатой и самим зданием церкви существовал переход, поддерживаемый на столбах. Монастырские ворота назывались Святыми и были выложены из камня. Также при монастыре имелась гробница Саввы Серпского Чудотворца, а на ней располагалась плащаница. На воротах имелось три таблички, на которых были написаны святые покровители монастыря. Колокольня, находящаяся при церкви Иоанна Богослова, была выстроена из дерева. В 17 веке в Крыпецком монастыре был пострижен знаменитый государственный деятель Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич.

Под конец 17 столетия монастырь очень обеднел, но в начале 18 века, спустя несколько десятилетий полного запустения, он снова был восстановлен. К 1764 году за обителью числилось примерно 366 крестьянских душ. В 1764 году монастырь сделали заштатным, а в 1805 году ему был присвоен третий класс. В начале 19 столетия в Крыпецкий монастырь заезжал митрополит Болховитинов Евгений, который оставил подробное описание обители. Для приезжего гостя ранее существующая трапезная комната была переделана в покои.

В начале 20 века Иоанно-Богословский монастырь был одним из самых богатых на всей территории России, ведь при нем находилось 40 монахов и 21 послушник, а земельные наделы обители составляли 3602 десятин земли. Известно, что в 1918 году монастырь закрыли, а уже в 1922 году из него вывезли все ценные вещи, которые в немалом количестве просто исчезли; в 1923 году богослужения полностью прекратились.

В 1990 году обитель была передана Русской церкви, после чего в нем были проведены реставрационные работы. В декабре 2010 года в монастыре проживало 30 человек, а также более 50 паломников. Также при монастыре проживают 20 сестер, пять из которых приняли монашество.

Свято-Успенский монастырь

Рекомендовать место

20

3

Свято-Успенский монастырь вместе с кладбищем воинов, павших во время Крымской войны 1853-1856 годов, располагается в Ущелье Марии вблизи Бахчисарая.

Монастырь собирает в своих стенах тысячи паломников, которые приезжают сюда почтить икону Богородицы, которая относится к изображениям типа Одигитрия (Путеводительница). В монастыре икона также называется Панагия (Всесвятая). Сейчас икона хранится в Мариуполе, в а монастыре остался ее список. Также в монастыре хранится икона Успения Богородицы и копии икон Богородицы — Троеручница и Киево-Печерская.

Монастырский комплекс состоит из Успенского пещерного храма, пещерного храма святого евангелиста Марка, храма святых Константина и Елены, кладбищенского храма святого Георгия Победоносца, церкви святого Иннокентия Иркутского. Также в состав монастыря входят братские корпуса, дом настоятеля, дома для паломников, фонтаны, фруктовый сад, Гефсиманская часовня.

Армянский монастырь Сурб Хач

Рекомендовать место

14

5

Сурб-Хач – древний армянский монастырь. Построили его в Крыму, среди древних лесов, на самом склоне горы Грыця сравнительно недалеко от города Старый Крым. Гору Грыця также называют Святой Крест, Святая, Монастырская, эти названия появились, видимо, уже со строительством монастыря. А название монастыря Сурб-Хач можно перевести, как «Святой Крест». На территории Крыма – это единственный монастырь, который сохранился из армянских церквей и монастырей Средневековья. С 1963 года ему присвоили статус памятника национального значения Украины.

1358 год – строительство церкви монастыря. В это период Крым был под армянской колонизацией, и это отразилось на появление в Крыму нескольких армянских церквей и монастырей. В более позднее время к храму был пристроен притвор и колокольня. И только в 1719 братский корпус с кельями для монахов появился в стенах монастыря. Замечен интересный факт, что монастырь больше похож на крепость, чем на смиренную обитель. Окна-бойницы, функция колокольни,как сторожевой башни. Видимо,бывали времена, когда монахам приходилось защищать свою обитель, отбиваясь от врагов, как настоящие воины.

В настоящее время в трапезной находится музейная экспозиция, посвящённая истории монастыря. Монастырь с 2009 года является действующим.

Легенды

Существует еще одна легенда о святом. Она гласит, что дьявол насылал на Нила всевозможные напасти. Это были нападения разбойников, пожары, сам Сатана даже пытался сбросить его келью в озеро. Но Нил оставался непреклонным, преодолевая все эти нападения с верой и молитвами.

На острове он жил на протяжении 27 лет. Перед смертью оставил завещание, в котором просил построить монастырь на этом месте, что в будущем и было сделано. Существует еще одно поверье, согласно которому Нил дал обет нележания, из-за чего никогда не находился в горизонтальном положении. Например, спал он, подвесив себя веревками за плечи или на крюках, которые были вбиты в стену.

Примечания

  1. Крыпецкий-Богородицкий монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Савва (преподобный Крыпецкий) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  3. Селиванов А. Ф. Верхнеостровский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Седов В. В. Псковская архитектура XVI века. — М., 1996. — С. 131—132.
  5. авт.-сост. Л. Ильюнина. Житие преподобного Корнилия Крыпецкого / Роман Гуцу, протоиерей. — Псков: Изд-во Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря, 2011. — 128 с.
  6. РГИА. ф. 797, оп. 83, II отд., 3 стол, д. 170. — По ходатайству Василия Графова об исполнении завещания скончавшегося старца монаха Корнилия, касательно его погребения. — 1913. — 12 л.
  7. РГАДА, ф. 4652, оп. 1, д. 3. — Письмо княгини Елизаветы Патриарху Тихону. 1918. — 4 л.
  8. Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г.

История монастыря

Монастырь основан в 1455 году афонским монахом, преподобным Саввой Крыпецким, выходцем из Сербии, среди болот. Местоположение монастыря в древних грамотах определяют как «в Псковской земле, в Псковском уезде, в Бельской засаде, в Торошинской губе».

Это был один из последних монастырей независимой Псковской республики (в 1510 году Псков был присоединён к Москве). В 1487 году права нового монастыря были официально подтверждены на псковском вече. Псковский наместник князь Ярослав Оболенский принял активное участие в строительстве монастыря (известно, что при его участии был сооружён мост на дороге к Святым воротам монастыря.

Крыпецкий монастырь зимой

В 1505 году в Крыпецком монастыре принял монашеский постриг преподобный Нил Столобенский, основатель Ниловой Столобенской пустыни.

В 1547 или 1557 году в монастыре была построена каменная соборная церковь.

В середине XVI века в Крыпецком монастыре принял постриг преподобный Никандр-пустынножитель, основатель Свято-Благовещенской Никандровой пустыни и известный агиограф, пресвитер Василий-Варлаам.

В 1581 году монастырь подвергся нападению одного из польских отрядов Стефана Батория. Благодаря ложным сведениям, полученным от одного русского крестьянина (он обманул поляков, уверив их, что в монастыре никого нет), осада не удалась: поляки были разгромлены скрывшимся в стенах обители русским отрядом.

До нашего времени сохранилось описание монастыря, которое относится к 1586—1587 годам:

В XVII веке в монастыре был пострижен государственный деятель Афанасий Ордин-Нащокин (монашеское имя — Антоний).

К концу XVII века монастырь обеднел. В начале XVIII века, после нескольких десятилетий запустения обитель была восстановлена. К 1764 году за монастырём числилось 366 душ крестьян.

В 1764 году Крыпецкий монастырь объявлен заштатным. В 1805 году обитель положена в 3-й класс.

В начале XIX века в монастырь часть приезжал митрополит Евгений Болховитинов. Он оставил описание обители. Специально для митрополита бывшая монастырская трапезная была переделана в настоятельные покои. При владыке на колокольне был достроен пятый ярус и появился в подклете Иоанно-Богословского собора придел пяточисленных мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста.

Во второй половине XIX века в Крыпецком монастыря жил блаженный монах Корнилий (Поляков), который стал известен впоследствии своими пророчествами и святой жизнью. Он предсказал разрушение монастыря и просил погребсти его тело по православному обычаю на восток. Об этом ходатайствовали его ученик Василий Графов в 1913 году у обер-прокурора Владимира Саблера. Повторно этот же вопрос о правильном погребении монаха Корнилия Полякова ходатайствовала великая княгиня Елизавета Фёдоровна у патриарха Тихона. Тогда эти ходатайства не были доведены до конца.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: