Красные ворота в Москве
Красные ворота. Фото: Commons.wikimedia.org Красные ворота существовали в Москве с начала XVIII века до 3 июня 1927 года. Первая арка, которая появилась на этом месте в России, была создана в 1709 году, в честь победы Петра I над шведами, и позже многократно перестраивались. Так, Екатерина I перестроила их в 1724 голу в честь своей коронации, но спустя 8 лет это деревянное строение сгорело.
В 1742 году уже Елизавета Петровна построила на этом месте новые ворота, но через 6 лет они были вновь уничтожены огнём. Первая каменная арка была построена взамен сгоревших ворот в 1753 году архитектором Д. Ухтомским. Она была выполнена в стиле барокко, с красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями. 50 ярких рисунков олицетворяли «Величество Российской Империи», а венчала арку золотая фигура ангела. Арка была снесена вместе со стоящей неподалёку церковью Трёх Святителей в связи с расширением Садового кольца. Сегодня о ней напоминает только одноимённая площадь и открывшаяся в 1935 году станция метро.
История
Триумфальная арка была построена в середине 1814 и первоначально была деревянной. Сооружение у Тверской заставы оказалось недолговечным, поэтому в 1826 году встал вопрос о возведении каменной арки. Проект разработал архитектор О.И. Бове, известный по реконструкции Москвы после пожара в 1812 году.
Торжественная закладка арки состоялась в августе 1829 года. В памятник была вмонтирована бронзовая доска с надписью о возвеличивании русского народа в его борьбе против французов.
Строительство велось в течение пяти лет и было завершено в 1834 году. А еще через два года при реконструкции площади у Белорусского вокзала московские Триумфальные ворота разобрали, убранство передали в Музей архитектуры. Через тридцать лет сооружение решили восстановить.
Новым адресом Триумфальной арки в Москве стал Кутузовский проспект. Перед реставраторами была поставлена задача воссоздать первоначальный облик арки. Они создали более 150 моделей – точных копий всех декоративных элементов.
По фрагментам единственной оставшейся колонны были отлиты 12 чугунных двенадцатиметровых колонн. Согласно плану реконструкции Кутузовского проспекта арка была торжественно открыта в 6 ноября 1968 года. Сегодня арка находится на площади Победы недалеко от станции метро “Парк Победы”. Рядом также находится Поклонная гора.
Внешний вид
Триумфальные ворота выполнены в простом и строгом стиле по образцу древнеримских дворцов. Представляют собой грандиозное сооружение высотой более 30 м, шириной 28 м, размер арки с внутренней стороны составляет 8 м х15 м. Со всех сторон строение окружено двенадцатью колоннами, украшенными коринфскими капителями (капитель – венчающая часть колонны) диаметром 1 м. Декор по древним античным образцам выполнен в виде канелюр (вертикальный желоб колонны).
На стенах создатели поместили благодарственную надпись от всего народа России, текст на аттике гласит: «Победоносной Российской императорской Гвардии Признательное отечество». Также были увековечены названия гвардейских полков, участвующих в военных действиях 1812 года, среди которых Уланский, Казачий, Гусарский, Драгунский. С западной стороны золотыми буквами написаны названия кавалерийских соединений, с восточной – перечислены пехотные части. Другая надпись напоминает о сражениях, в которых принимали участие наши войска, в том числе в населенных пунктах: Бородино, Лейпциг, Париж и других.
Перенос Триумфальной арки
Группа специалистов во главе с реставратором В.Я. Либсоном воссоздали в соответствии с сохраненными документами копию Триумфальной арки. Работы велись до 1968 года.
Новое сооружение возводилось с применением современных тому времени материалов и возможностей:
- пилоны, бывшие ранее кирпичными, были сделаны из железобетона;
- облицовка из «татаровского мрамора» заменена на крымский, светло-серый известняк;
- ограда и постройки для караула не возводились;
- 150 скульптур были отлиты вновь на Мытищинском заводе, а чугунные колонны по образцу единственной уцелевшей – на «Станколите»;
- оставлена одна плита с благодарственным текстом к Александру I (на внешней стороне арки), с другой стороны поместили выдержку из приказа главнокомандующего М.И. Кутузова 1812 года, где он именует русских солдат «Спасителями Отечества». Слова великого полководца о мужестве народа, защищающего свою землю, сделали сооружение монументом Победы в войнах 1812 и 1945 годов.
Триумфальная Арка в Москве была вновь открыта в ноябре 1968 года, но уже не на ул. Белорусской.
Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте[ | ]
10 декабря 1965 года Совет Министров СССР, учитывая «…большую художественную ценность и общественно-историческое значение…», принял Постановление № 1059 «О восстановлении Триумфальной Арки Отечественной Войны 1812 года в г. Москве».
В 1966—1968 годах по проекту коллектива архитекторов (И. П. Рубен, Г. Ф. Васильева, Д. Н. Кульчинский) под руководством архитектора-реставратора В. Я. Либсона копия Триумфальной арки была сооружена на новом месте — на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва».
При сооружении ворот были использованы обмерные чертежи и зарисовки ворот 1936 года, а также авторская модель сооружения, хранившаяся в Музее архитектуры. Однако копия ворот отличается от оригинального сооружения. Так, в конструкциях стен, сводов и цоколя новых ворот вместо кирпича использовали железобетон, облицовку белым камнем заменили на крымский известняк сероватого оттенка и гранит, кордегардии и решётки не восстановили. Сохранявшиеся на территории бывшего Донского монастыря подлинные детали, статуи и чугунные рельефы использованы не были — более 150 скульптур отлили заново на Мытищинском заводе. По деталям единственной уцелевшей чугунной колонны на отлили 12 новых.
Тексты на памятных досках при восстановлении ворот также изменили: со стороны Можайского шоссе поместили часть надписи с закладной доски 1829 года, а со стороны города — строки из приказа М. И. Кутузова от 21 декабря 1812 года, обращенного к русским воинам: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нём громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».
Торжественное открытие ворот состоялось 6 ноября 1968 года.
Реставрация (2012)
В феврале 2012 года в ходе подготовки к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года на Триумфальной арке начались масштабные ремонтно-реставрационные работы. До начала работ мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии.
Ремонтно-реставрационные работы выполняло ГКУ «Мосреставрация». В результате была заменена большая часть пришедшей в негодность облицовки, проведена расчистка каменных стен и скульптурных групп, а также выполнены реставрационные работы по металлическим скульптурным элементам, не подлежавшим демонтажу. В ходе работ пришлось снимать венчающую врата колесницу и скульптуру богини Ники. 31 мая 2012 года статуя была установлена на прежнее место. Общая стоимость работ составила 231,5 миллиона рублей.
Открытие Триумфальной арки после реставрации состоялось 4 сентября 2012 года. На церемонии открытия присутствовал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о планах соорудить на воротах смотровую площадку.
Реставрация
Триумфальная арка прошла большую реставрацию в 2012 году, в преддверии празднования в Москве 200-летия победы над Наполеоном.
В ходе работ ГКУ «Мосреставрация» произвело следующие действия:
- была заменена часть облицовки;
- произведена чистка оставленного облицовочного камня;
- восстановлен внешний вид металлических скульптурных элементов;
- отреставрирована конная скульптура с богиней Никой с демонтажем и последующим возвращением на место;
- железобетонные постаменты под скульптурами воинов заменены на гранитные;
- черные чугунные колонны стали графитового цвета, как того и хотел автор проекта.
В планах правительства Москвы – открытие смотровой площадки на Триумфальной арке.
Музей-памятник
Внутри Нарвских ворот (в аттике — верхней части сооружения) работает Музей «Нарвские Триумфальные ворота». К экспозиции ведет узкая винтовая лестница, рассчитанная на одного человека. В музее представлены тематические выставки и историческая экспозиция, проводятся экскурсии.
Экспозиция музея, Нарвские Триумфальные ворота
Режим работы и стоимость билетов
Музей Нарвских ворот работает по следующему графику: в среду с 14:00 до 20:00, касса до 19:00; четверг-воскресенье с 11:00 до 17:00, касса до 16:30. Понедельник и вторник — выходные дни.
Билеты стоят 150 рублей, для льготных категорий граждан — 50 рублей. Подробности по телефону: +7 (812) 786-97-82.
Бранденбургские ворота в Калининграде
Первые деревянные врата в Калининграде (тогда — Кёнигсберге) на этом месте были построены в 1657 году, а через 100 лет по указанию Фридриха II были заменены каменными. Первоначально эти врата не были триумфальными, а несли практическую функцию: защищали город от вражеских набегов. За стенами всегда дежурил гарнизон караульных, были здесь и подсобные помещения. В середине века врата перестали носить фортификационную функцию. В 1843 году они были перестроены и украшены декоративными фронтонами, крестообразными цветами, листьями на навершиях, гербами и медальонами. Также на них были установлены портреты знаменитых прусских военных. Ворота были сохранены советской властью и дошли до наших дней. Сегодня они продолжают выполнять транспортную функцию, оставаясь проездными.
Бранденбургские ворота в Калининграде входили в систему обороны города и служили укрытием при въезде в него. Это единственные городские ворота Калининграда, до сих пор использующиеся по прямому назначению. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко
Самые красивые триумфальные арки в мире
Триумфальные арки или торжественные ворота, есть во многих городах мира. Не везде они отличаются оригинальностью, размером или интересной историй. Самые красивые арки находятся в Париже, в Нью-Дели, в Барселоне, в Берлине, в Бухаресте, в Римини. Одна из наиболее красивых арок установлена в Москве. О ней написано выше.
Арка Брандербургские ворота (Берлин)
Брандербургские ворота – так называется триумфальная арка, которая была возведена в центре Берлина в 1791-ом году. Эта арка – символ разделения и воссоединения Германии.
Брандербургские ворота — красивейшая достопримечательность Берлина
Берлинскую стену в годы холодной войны начали строить именно от этой знаменитой арки. В 1989-ом году там же после разрушения стены немцы переходили из одной части разделённой Германии в другую.
Брандербургские ворота есть не только в Берлине, но и в Калининграде
Триумфальная арка в Париже
Знаменитая парижская арка, давно ставшая символом города, была установлена в центре французской столицы в 1836-ом году. Её строительство началось по приказу Наполеона, однако результата строительства он не увидел. Арку строили тридцать лет.
Вид сверху на легендарную триумфальную арку в Париже
Высота триумфальной арки – пятьдесят метров. На ней изображены значимые для французской армии сражения и походы.
Арка Ворота Индии (Нью-Дели)
В городе Нью-Дели возведена триумфальная арка, которая похожа на арку в Париже. Она имеет большое значение для горожан. Её построили в 1931-ом году на улице под названием Путь царей.
Триумфальную арку в Мумбаи сравнивают с французской достопримечательностью
Сорока восьми метровый монумент возвели после окончания Первой Мировой войны. На нём есть все имена воинов, погибших в эти страшные для Индии годы.
Скульптуры арки
Осип Иванович Бове, работая над проектом, видел все сооружение в целом, включая элементы декорирования. Он сделал множество рисунков, набросков, эскизов фигур и других элементов, которыми пользовались скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев.
Скульптуры из чугуна были отлиты на Мышечском заводе (г. Алексин Тульской губернии). Черный цвет декора выгодно контрастировал с белой облицовкой арки. После демонтажа в 1936 году все сохраненные части были переданы в Музей Архитектуры.
На воссозданной Триумфальной арке часть скульптур – копии, они были изготовлены по гипсовым слепкам. Подлинные композиции и рельефы – колесница с Победой, фигуры воинов, образы Твердости и Храбрости, а также летящие Славы вернулись на памятник после реставрации.
Неиспользованные элементы декора арки Бове выставлены в экспозиции в Скульптурном дворике Музея архитектуры по адресу: ул. Воздвиженка, 5/25.
Композиция «Изгнание французов»
На горельефе изображен жестокий рукопашный бой на фоне кремлевской стены. Под натиском русских воинов французы бегут, бросая оружие и оглядываясь в ужасе. На первом плане – могучий воин с мечом в руке, на его щите – герб России, у ног – поверженный враг с обнаженным торсом.
Фигуры на переднем плане композиции и в ее глубине отличаются по размерам, что обеспечивает объемность сцены. Крупные части горельефа выполнены тщательно, почти ювелирно, создавая ощущение живых тел и напряженность обстановки.
Композиция «Освобожденная Москва»
Красивая женщина-Москва, одетая в сарафан, с короной на голове полулежит в свободной позе. Фоном служат кремлевские зубчатые стены. Она опирается на щит с изображением Георгия-Победоносца, поражающего копьем змея.
Москва окружена мифологическими богами и простыми людьми: старцами, отроками, женщинами. Ее рука с благодарностью протянута к Александру I, освободившему город и народ от захватчика-Наполеона.
Деревянная арка (1814)[ | ]
13 мая 1814 года главнокомандующий в Петербурге на время отсутствия императора и управляющий Министерством полиции Вязмитинов разослал по всем губерниям постановление о торжественной встрече войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Также в мае 1814 года император Александр I написал московскому главнокомандующему графу Ростопчину письмо, в котором сообщил о заключённом мире.
В июне 1814 года Ростопчин устроил пышные празднества в честь вступления в Париж союзных войск и заключения мира. У Тверской заставы началось сооружение деревянных триумфальных ворот. Выбор места был обусловлен тем, что обычно именно у Тверской заставы императора встречала вся администрация Москвы вместе с почетными представителями дворянства и купечества. Это была одна из многих арок, которые были установлены по маршруту следования возвращающихся русских войск. Так в Петербурге дворянство начало строительство триумфальных ворот у Нарвы и у въезда в Петербург. Завершали эту идею триумфальные арки в Новочеркасске.
7 июля 1814 года Александр I, опасаясь народных бунтов, прислал генералу Вязмитинову рескрипт, запрещающий устройства всяких торжественных встреч и приёмов. Сенат вынужден был разослать повсюду новое постановление — об отмене начатых приготовлений, приложив копию царского распоряжения. Но триумфальные Нарвские ворота были почти готовы, и их декорировку довели до конца к концу июля.
Амурские ворота в Иркутске
Эти врата были выстроены для встречи генерал-губернатора Николая Муравьёва-Амурского, который подписал на Амуре договор с Китайской империей и возвращался в Иркутск. По этому договору Россия получала левый берег Амура и обширные территории. Кроме того, именно этим документом определялась граница между государствами. В 1891 году ворота реконструировали, но уже через 29 лет они вновь обветшали и были снесены. Во время празднования в 2009 году 350-летия Иркутска врата предлагалось восстановить, но работы так и не были начаты.
Амурские ворота на открытке XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org
Интересные факты
В 1899 году сквозь Триумфальную арку были проложены трамвайные пути, и электрические вагоны, следуя по маршруту Страстная (Пушкинская) площадь – Петровский парк тормозили на остановке с тройным названием: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».
В XIX веке во время открытия каменной арки Бове, приглашенный на торжество митрополит Московский, отказался освятить сооружение из-за присутствия в декоре мифологических богов. Местные жители называли богиню Нику, держащую лавровый венок «бабой с калачом». Русскому мужику, незнакомому с греческой мифологией, были понятнее душевность и гостеприимство русской красавицы с хлебом-солью.
Некоторые источники утверждают, что инициатором послевоенного восстановления Триумфальной арки был первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Выступая в 1965 году на VIII съезде ВЛКСМ, он с сожалением заметил, что мы не бережем памятники, «несущие в себе патриотическое начало». В ответном слове генеральный секретарь Н.С. Хрущев обещал комсомольцам, что предпримет шаги по восстановлению арки. Свое слово он сдержал.
Во время реставрационных работ 2012 года в сооружении бала найдена записка-послание, в которой сообщалось, что Федор Давыдов последний рабочий, покидающий объект в 1968 году. По аналогии была заложена новая капсула, адресованная потомкам 2062 года со списком всех принимавших участие в реставрации (232 имени).
Монумент до революции и в период СССР
В 1899 году под московской аркой прошёл первый электрический трамвай. Это событие стало важным в истории страны. Трамвайная линия проходила от Страстной площади (сегодня она называется Пушкинской) до Петровского парка.
В 1912 году в Москве отмечали столетний юбилей Бородинской битвы. В честь этого события Триумфальную арку отреставрировали и почистили, а к её подножию московские власти возложили венок. Очередное обновление памятника произошло после Октябрьской революции. Руководил реставрацией памятника русский архитектор Николай Виноградов.
Триумфальные ворота простояли недолго. Поскольку планировалось реконструировать площадь на Кутузовском проспекте, летом 1936 года арку разобрали. Но перед этим архитекторы сделали замеры, чертежи и рисунки сооружения, а также сфотографировали его, чтобы восстановить памятник на площади Белорусского вокзала. Однако этого не случилось, и на месте, где стояли ворота, остались части скульптур и элементы арки, которые затем отправили на хранение в Музей архитектуры. Колонны находились на Миусской площади до Великой Отечественной войны, а затем их забрали оттуда на переплавку, оставив лишь одну.
В 1965 году советская власть всё-таки решила восстановить арку, которая считалась художественной и общественно-исторической ценностью. Для её воссоздания привлекли группу архитекторов:
- В.Я. Либсона;
- И.П. Рубина;
- Д.Н. Кульчинского;
- Г. Ф. Васильева.
Получившиеся ворота выглядели немного по-другому. Для стен, сводов и цоколя арки использовали железобетон. Облицовку сделали из белого камня. Кордегардии и решётки не стали восстанавливать. Также отказались от подлинных элементов в бывшем монастыре. Заново отлили 150 скульптур и 12 чугунных колонн на основе той, которую оставили во время войны. Высота каждого столба составляет почти 12 м.
На досках изменили надписи, которые заменили строками из приказа главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова. В тексте он восхвалял воинов-победителей и утверждал, что потомки будут о них помнить.
Примечания[ | ]
- ↑ 12 Триумфальная арка(неопр.) . Департамент культурного наследия Москвы. Дата обращения 9 ноября 2014.
- Триумфальная площад // Имена московских улиц. Топонимический словарь / Р. А. Агеева, Г. П. Бондарук, Е. М. Поспелов и др.; авт. предисл. Е. М. Поспелов. — М.: ОГИ, 2007. — 608 с. — (Московская библиотека). — ISBN 5-94282-432-0.
- Император Александр — графу Ростопчину. Париж, 18 мая 1814 года
- ↑ 12 Соболев, 1912, с. 48.
- Соболев, 1912, с. 50.
- Соболев, 1912, с. 49.
- Елена Ржевская — «За тверской заставой».
- Михайлов, 2010, с. 419.
- ↑ 1234Харитонова Е. В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5.
- ↑ 1234 Михайлов, 2010, с. 420.
- Константин Савкин. У Тверской заставы и Белорусского вокзала. История и перспективы развития столичной площади. Архивная копия от 14 октября 2013 на Wayback Machine (беседа с Е. Г. Никулиной) // Архитектурный вестник № 3 (90) 2006
- ↑ 12 Михайлов, 2010, с. 420—421.
- Михайлов, 2010, с. 421.
- Триумфальную арку открыли после реставрации
- Дмитрий Медведев посетил музей Отечественной войны 1812 года. «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5876 (203) 5.09.2012
Смотровая площадка на Триумфальной арке
На Триумфальную арку можно подняться, чтобы полюбоваться проспектами. Они расходятся лучами от площади Этуаль (в переводе с французского — звезда). Роскошный вид открывается и на «небоскребы» современного квартала Ла Дефанс.
Стоимость билета 12 €, по студенческому билету (от 18 до 25 лет) — 9 €, групповой билет (от 20 человек в группе) — 9 €. Купить билеты онлайн можно на сайте Getyourguide. Цена билетов там совпадает со стоимостью в кассе — те же 12 €. Зато пройти можно будет без очереди, по электронному ваучеру без распечатки.
Часы работы парижской Триумфальной арки:
- зимой (с 1 октября по 31 марта) — с 10-00 до 22-30;
- летом (с 1 апреля по 30 сентября) — 10-00 до 23-00.
Последних посетителей пускают за 45-60 минут до закрытия смотровой площадки, в зависимости от загруженности. При большом наплыве туристов, кассы могут закрыться даже раньше, и тогда возможности подняться наверх не будет. Выходные дни: 1 января, 1 мая, 8 мая (утро), 14 июля, 11 ноября (утро) и 25 декабря.
Торговые ряды, Театральная площадь, Большой театр
В центре Москвы Осип Бове также перестроил Торговые ряды: он сохранил в своем проекте характер старой постройки, однако придал ей величественность. Углы здания, которые выходили на Ильинку, Бове украсил портиками и колоннами, фризами и лепниной. На углах со стороны Варварки появились полукруглые возвышения с колоннадами. Работу над Верхними и Средними торговыми рядами архитектор завершил в 1816 году. После реконструкции Красная площадь стала самой большой площадью Москвы.
Бове задумал построить также и Нижние торговые ряды, чтобы связать в единый ансамбль площадь с Китай-городом. Эту идею реализовали уже после смерти архитектора, во второй половине XIX века.
Большой театр. Архитектор Осип Бове. 1821-1824. Фотография: Геннадий Соловьев / Фотобанк Лори
Манеж. Архитектор Осип Бове. 1824-1825. Фотография: Наталия Попова / Фотобанк Лори
В феврале 1816 года Академия художеств присудила Осипу Бове звание архитектора. Вскоре утвердили его новый проект — Театральную площадь. Для ее создания снесли старые кварталы, окружавшие бывший Петровский театр, который пострадал еще в 1805 году от пожара. Одной из главных задач стало строительство нового театра. Осип Бове доработал слишком громоздкий и дорогой проект архитектора Андрея Михайлова. Он уменьшил здание, хотя и сохранил саму композицию строения. Строительство театра завершили в 1824 году, а 6 января 1825 года там прошел первый спектакль. Современники писали о богатом убранстве театра, изящном вкусе архитектора и «легкости архитектуры», благодаря которой казалось, что ложи и галереи «держалися в воздухе без всяких поддержек».
Демонтаж арки
В 1935 году советским правительством был утвержден масштабный Генплан развития Москвы. В нем предусматривались мероприятия по снесению некоторых зданий, расширению и обновлению проспектов и улиц, возведение новых сооружений, необходимых городу.
Именно в свете выполнения этого плана было осуществлено невиданное ранее для столицы действо: некоторые московские дома были сдвинуты в сторону, освобождая место транспортным магистралям.
Над проектом реконструкции Тверской заставы, ставшей к этому времени крупным транспортным узлом, работала группа архитекторов под руководством А.В. Щусева. Триумфальную арку решили разобрать на время производства земляных работ, и восстановить по их завершении.
С этой целью к демонтажу сооружения подошли со всей ответственностью. Каждый снимаемый элемент подлежал зарисовке, описи, замеру и складированию. Но началась война, которая нарушила многие планы. Все колонны из чугуна (кроме одной) были отправлены на переплавку – воюющей стране нужен был металл.
В декабре 1965 года на заседании Моссовета было принято решение о восстановлении Триумфальной арки, как значимого исторического и художественного объекта.
Аналоги Триумфальной арки в мире
Триумфальная арка в Москве имеет множество аналогов в мире. Одно- и многопролетные сооружения возводятся в честь победителей или памятных событий. Обычно их устанавливают на въездных магистралях, крупных дорогах, в конце улиц, на мостах. Сохранилось несколько древнеримских арок 200-300-х годов, есть множество сооружений нового времени.
Страна | Город | Год | Событие (назначение) |
Франция | Париж | 1836 | В честь Аустерлицкого сражения |
Индия | Нью-Дели | 1931 | Памяти воинов, участвовавших в сражениях Первой мировой войны |
Испания | Барселона | 1988 | К проведению Всемирной выставки |
Германия | Берлин | 1791 | Первоначальное название Бранденбургских ворот – ворота Мира |
Англия | Лондон | 1828 | Вход в Букингемский дворец |
Италия | Рамини | 27г. до н.э. | Арка Августа – ворота в город |
Румыния | Бухарест | 1922 | В честь защитников независимости |
Триумфальная арка столицы уже давно воспринимается как монумент мужества и победы русских людей во всех войнах и сражениях, произошедших на нашей земле. В Москве бережно относятся к памяти о великих событиях, стремясь сохранить и передать ее потомкам.
Оформление статьи: Мила Фридан
Триумфальная арка Осипа Бове[ | ]
Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1848 году. Рисунок Ф. Бенуа Триумфальные ворота, 1883 год Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1920-е. На заднем плане — Белорусский вокзал Триумфальные ворота, 1931 год Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот как памятника Победы принадлежит императору Николаю I. В апреле 1826 года во время коронационных торжеств в Москве он высказал желание выстроить в первопрестольной столице Триумфальные ворота, подобные тем, какие возводились в то время в Петербурге: архитектор Василий Стасов возобновлял на новом месте у Нарвской заставы в долговечных материалах деревянную Триумфальную арку Джакомо Кваренги, сооруженную в 1814 году на Петергофской дороге.
Составление проекта поручили крупнейшему на тот момент российскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. Он разработал проект в том же году, однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта.
Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был утверждён императором 26 апреля 1829 года. 17 августа того же года состоялась торжественная закладка арки в присутствии московского генерал-губернатора Дмитрия Голицына и митрополита Филарета. К моменту торжественной закладки в основание уже было забито 3000 свай, а фундамент ворот доведён до уровня земли. В фундамент ворот легла бронзовая закладная плита и горсть серебряных рублей чеканки 1829 года — «на счастье».
Для сооружения ворот был использован камень из разбираемого Самотечного канала и белый камень из села Татарово Московского уезда («татаровский „мрамор“») — им были облицованы стены арки. Колонны и скульптура — отливались из чугуна. Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевичем Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове.
Надпись на аттике утвердил в 1833 году лично Николай I. Надпись со стороны города гласила:
Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный. 1826 |
С противоположной стороны была размещена та же надпись на латинском языке.
Из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей строительство растянулось на пять лет. Открытие памятника состоялось лишь 20 сентября (2 октября) 1834 года.
В 1899 году под аркой Триумфальных ворот прошёл первый в Москве электрический трамвай. Его линия протянулась от Страстной площади (ныне Пушкинская площадь) до Петровского парка. Кондуктор трамвая объявлял: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».
В 1912 году, к столетию Бородинской битвы, Триумфальные ворота обновили и почистили; в день юбилея делегация города возложила к подножию памятника венок. Следующая реставрация ворот была проведена под руководством архитектора Н. Д. Виноградова в середине 1920-х годов.
Демонтаж (1936)
В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года, под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади. В июле-августе 1936 года арка была разобрана, причём бригада архитекторов провела тщательные обмеры, чертежи, зарисовки и фотографирование памятника. Детали ворот и часть скульптур была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. После окончания реконструкции площади планировалось восстановить арку на площади Белорусского вокзала, но сделано это не было. Чугунные колонны ворот несколько лет лежали на Миусской площади; во время Великой Отечественной войны все они, кроме одной, были переплавлены.