Булгаковлэнд: нехорошая квартира и дом-музей булгакова в москве

Дом-музей Булгакова

Осмотрев все уголочки и закоулочки квартиры, не спешите покидать двор дома №10 по улице Большая Садовая. В этом же самом доме, но в подъезде №6, расположена квартира писателя. Попасть в подъезд можно позвонив по домофону в указанную квартиру №50. Попав в подъезд дома, вы сразу поймете, что оказались в нужном месте.

Стены испещрены разными надписями, преимущественно это выдержки из самого знаменитого романа писателя «Мастер и Маргарита». Квартира расположена на последнем этаже, поэтому вас ждет увлекательный экскурс в мир современной настенной живописи на булгаковскую тематику. В разное время подъезд выглядел по-разному. Иногда стены и потолок приводят в порядок и роспись начинается заново. Этот процесс похож на то, как городские службы спиливают замки с парапетов на набережной.

А вот вход в саму квартиру №50 платный. Музей Булгакова располагает сайтом, где можно узнать стоимость посещения. Попав в квартиру мы оказываемся в типичной коммунальной квартире Советского времени. Дом конечно же не советский, советским является только образ жизни, который поселился в национализированном после революции доме вместе с новыми жильцами, пришедшими на смену художникам, инженерам, врачам и адвокатам. Дело в том, что Булгаков с женой занимали только одну комнату в коммунальной квартире. Остальные же комнаты занимали рабочие находившейся неподалеку табачной фабрики «Дукат» и типографскими сотрудниками.

Все в этой квартире стилизовано и восстановлено согласно послереволюционному быту. Отдельное произведение искусства это кухня, коммунальной квартиры №50. Это настоящее сосредоточие булгаковского мистицизма и советского духа. При Булгакове в одной квартире жили как минимум 18 человек, некоторые из которых держали кур и поросят. Не мудрено, что кухня становилась не только местом всеобщего сбора, но и настоящих сражений.

Комната самого писателя располагалась сразу напротив кухни, ничуть не удивительно, что эти кухонные скандалы получили отражение во многих произведениях писателя.

Другие комнаты квартиры тоже стилизованы под раннесоветскую эпоху. Именно в эти интерьеры, где окна завешаны тяжелыми шторами, на стенах висят зеркала в тяжелых рамах, а по углам комнат стоят дубовые буфеты, и поселил писатель Воланда со свитой, которые сделали то, чего не мог сделать сам автор — очистил квартиру №50 от ее жильцов.

История создания

В конце XX ст. творческая интеллигенция и активные деятели искусств создали Фонд им. Булгакова. Позднее, в 1994 г., бывшая квартира писателя стала собственностью этой организации.

Михаил Афанасьевич жил в одной из комнат коммунальной квартиры №50 с супругой с 1921 по 1924 г., а 70 лет спустя возникла идея создать на этой территории выставочный зал, который даст возможность современному человеку погрузиться в жизнь и творчество автора «Мастера и Маргариты». Это удалось благодаря небезразличным поклонникам Булгакова.

Дом Пигита: архитектурные особенности

Свое прозвище здание получило благодаря названию товарищества, которое купило дом №10 на Большой Садовой в 1901 г. Главой товарищества являлся меценат, купец и фабрикант Илья Пигит. Доходный дом Пигита стал впоследствии называться «булгаковским». Квартиры здесь снимали представители богемы. Как говорили современников, там можно было увидеть «всю Москву»: профессоров, художников, поэтов, докторов и адвокатов, скульпторов, оперных артистов, балерин и пианистов…

Пятиэтажное здание построено в стиле модерн. Оно имело непривычно изгибающиеся формы, лепнину, растительный орнамент и округлые балконы. Внутри просторного дворика установили фонтан, перед домом организовали сад.


Дом Пигита, в котором жил Михаил Булгаков с 1921 по 1924 год.

Проживание Михаила Афанасьевича Булгакова

Для писателя комната в коммуналке под №50 стала первым жильем в столице. Это была самая густонаселенная квартира в доме №10 и одна из самых шумных. Вместе с ним и его женой там проживали еще 16 человек, т. к. в те времена практиковалось постоянное подселение вновь прибывших жильцов к уже имеющимся. Такое количество соседствующих друг с другом людей приводило к регулярным ссорам по бытовым вопросам.

Этот кошмарный быт нашел впоследствии отражение в творчестве автора. Он прочувствовал на себе все негативные стороны жизни в коммуналке: скандалы жильцов, драки, пьяные песни. Поэтому, когда возник вопрос о том, где остановится Воланд по прибытии в Москву, писатель раздумывал недолго и решил «поселить» мессира в этой квартире. Сам автор прожил там чуть больше 3 лет, и за это время создал немало литературных шедевров.

Открытие музея

Идея открыть Музей Булгакова в его бывшем коммунальном жилье возникла в 1983 г.

В 1990 г. основывают Фонд в честь писателя, его возглавляет Мариэтта Чудакова. Добровольцы начинают шефствовать над его бывшей квартирой.

Открытие музея состоялось 15 мая 2007 г. Директором назначили Петра Мансилью-Круз. Но прежде литературовед Чудакова совместно с итальянским бюро Габриеле Филиппини вложили немало сил в подготовку к этому событию.

Нехорошая квартира

Оказавшись во дворе дома, первое что мы увидели и уж точно убедились, что зашли правильно, это скульптурная композиция «Кот Бегемот и Коровьев». Скульптура стоит здесь с 2011 года, когда исполнилось 120 лет со дня рождения писателя.

Музей «Булгаковский дом» предлагает нам бесплатную экскурсию по его недрам. Квартирка небольшая, но антуражно обставленная.

Есть даже трамвай, на путях которого Аннушка разлила масло и буфет, где любой желающий может утолить не только жажду знаний, но и другую.

Булгаковский дом позиционируется как музей-театр, поэтому здесь проводятся экскурсии и театральные постановки. О творческой деятельности этого притягательного заведения можно узнать на сайте Музей «Булгаковский Дом» Театр имени М.А. Булгакова

Сбылась мечта идиота, или Так вот ты какой, дом Эльпит-Рабкоммуна!

Попасть в этот дом я мечтал многие годы. Пожалуй, с того самого момента, как узнал, что он и в самом деле существует на свете, а не только на страницах книг. За сто лет он сильно изменился. Исчезла девушка у фонтана. Исчез и фонтан в середине уютного дворика, окруженного со всех четырех сторон стенами дома. Да и сам дом перестраивался бессчетное число раз – сейчас и не скажешь, вправду ли когда-то были тут лифты или это плод воображения самого знаменитого жильца, рассказавшего об этом доме миру. Знаменитостей, к слову сказать, дом повидал на своем веку предостаточно. Именно тут родился знаменитый «Бубновый валет» – творческое объединение московских художников, ставшее салоном московской творческой интеллигенции. В этом доме бывали Федор Шаляпин, Алексей Толстой, Борис Пастернак, Самуил Маршак, Андрей Белый, Всеволод Мейерхольд… Именно здесь впервые увиделись, а затем и полюбили друг друга Сергей Есенин и Айседора Дункан. Здесь знакомые приютили Фани Каплан до ее покушения на Ленина. Здесь… всего и не упомнишь.

После революции из дома выселили классово чуждый элемент (читай – законных жильцов), и организовали рабочую коммуну, призванную воспитывать в пролетариате дух коллективизма: «все жили вровень, скромно так, система коридорная – на двадцать восемь комнаток всего одна уборная», как пел Высоцкий (тоже, кстати сказать, любивший бывать здесь). По сути, вся та тьма коммуналок, заполнивших Советский Союз, началась с этого дома. Мог ли я знать десять лет назад, приходя в коммунальную квартиру моей бабушки, что когда-нибудь познакомлюсь с родоначальницей таких рабкоммун…

Однако же меня тянуло туда по другой причине: именно в этом доме расположена знаменитая «нехорошая квартира» — квартира номер пятьдесят, ставшая первым московским приютом Михаила Афанасьевича Булгакова.

Частный музей М.А. Булгакова и экскурсия по булгаковским местам на трамвайчике 302-бис

Ну, а я на этом не заканчиваю и предлагаю сразу же отправиться в соседний подъезд с негосударственным музеем Булгакова.

Ведь не делать же мне отдельный пост про музеи Булгакова, если я люблю вставлять в пост слишком много картинок?

Чтобы не забыть, сразу же покажу расценки. Естественно, рекомендую узнавать о новых программах и ценах на сайте музея и театра М.А. Булгакова

Я взяла комплекс из «трамвая, нехорошей квартиры и тайной комнаты».

Экскурсия эта началась с «трамвая» под который стилизован маленький туристический автобус, который возит туристов по небольшому маршруту, притормаживая у отмеченных в книгах Булгакова или его биографии местах, а экскурсовод тем временем рассказывает об увиденном.

На фото не экскурсовод, а весьма колоритный распорядитель музея, ответственный за информационно-справочную часть экспозиции.

Экскурсия на «трамвае» длится минут 30-40, а после того как все знаменательные места булгаковской Москвы закончились нас опять вернули к музею и повели в «квартиру», где опять же воссоздана обстановка начала прошлого века и демонстрируются различные памятные предметы связанные с автором. Казалось бы, масло-масляное, но на самом деле этот второй музей органично дополняет официальный музей-квартиру.

Рассказ экскурсовода тоже совсем не лишний, особенно, если вы вдруг не помните биографию писателя «назубок».

Первое издание «Мастера и Маргариты»журнал «Москва», № 11, 1966:

Экспозиция

Постоянная экспозиция музея посвящена жизни и творчеству Булгакова. Однако здесь нередко устраивают и сменные выставки на различные темы. А поскольку площадь музея относительно небольшая (около 100 кв. м.), то некоторые из них размещаются на летней веранде во дворе или прямо на лестнице.

Кроме обычных музейных экспонатов, в «Булгаковском доме» используется так называемая электронная экспозиция. На специальных мониторах, стилизованных под картины, посетители увидят фотографии писателя, его письма и рукописи. А желающие смогут посмотреть фрагменты спектаклей и фильмов по произведениям Булгакова.

Электронная экспозиция регулярно обновляется и дополняется. Сотрудники музея ставят перед собой задачу собрать наиболее полный архив электронных документов, посвященный Михаилу Афанасьевичу.

Но самые ценные экспонаты музея – это личные вещи писателя. Здесь можно увидеть медицинские инструменты из больницы, в которой в свое время работал Булгаков, сумочку его жены Любови Белозерской, старинную мебель, книги и многое другое.

Экспозиция состоит из восьми разделов:

  1. Гардероб. Это первое помещение, в которое попадают посетители. Здесь отлично передана атмосфера начала XX века: стоят старинные саквояжи, зонты, зонтики и чемоданы. Также в гардеробе собрали вешалки различных эпох.
  2. Синий кабинет. Это самый последний кабинет писателя, воссозданный по воспоминаниям его друзей и близких. Здесь стоит мебель, которая когда-то принадлежала Булгакову и фортепьяно, на котором любила играть его жена. Но главный экспонат кабинета – это секретер с кучей полочек и отделений. Именно за этим секретером обычно и трудился писатель.
  3. Коммунальная кухня. Выставка переносит посетителей в коммунальные кухни 20-х годов, где постоянно работали примусы, и сушилось белье. Один из самых интересных экспонатов – фотография склочной соседки Булгакова, которая стала прототипом Аннушки-Чумы из «Мастера и Маргариты».
  4. Комната Булгакова. Это именно та комната, в которой когда-то жил и работал писатель. Здесь он написал «Белую гвардию», «Роковые яйца» и другие романы. На полках стоят любимые книги Булгакова – русская и зарубежная классика, различные энциклопедии и справочники. Самый ценный экспонат этой выставки – машинописный экземпляр пьесы «Мольер» с подписью автора.
  5. История дома Пигит. Выставка посвящена дому, в котором распложен музей. Здесь можно увидеть чертежи здания и старинные фотографии, дореволюционные обои с тесниной и уникальные чугунные батареи с витыми ножками. Представлены различные элементы лепнины: розетки и карнизы.
  6. Редакция. Первоначально эта экспозиция планировалась как временная, но стала постоянной. Тут собраны экспонаты из редакции газеты «Гудок», где когда-то работал Михаил Булгаков. Посетители увидят архивные документы, различные газеты, журналы и фотографии.
  7. Гостиная. Эта комната обставлена дореволюционной мебелью, а на стенах висят старинные фотографии и гравюры. Среди экспонатов можно увидеть журнальный столик, когда-то принадлежавший дяде Булгакова, а также необычную фаянсовую супницу 20-х годов из сервиза «Пионерия». В этой комнате в наше время проводятся спектакли и концерты.
  8. Белый зал. Это помещение предназначено для сменных выставок, лекций и семинаров.

Кроме перечисленных выставок, обязательно стоит обратить внимание на подъезд музея. Его стены расписаны интересными иллюстрациями к произведениям Булгакова

Комната Михаила

Основа нехорошей квартиры Булгакова в Москве — комната мастера. Экспозиция создана таким образом, дабы полностью погрузить гостей заведения во времена, когда жил Булгаков. Кабинет соединён с гостиной, спальней. Здесь появился «первенец» — «Белая гвардия». Впечатляющий масштабами стол — центровая вещь, отбирающая пространство, занимая значительную часть помещения.

Здесь Михаил прожил 3 года, они не получились лёгкими. Пришла новость относительно поражения белогвардейцев. Воевали братья мастера. Чувства, которые испытывал Михаил к собственному миру в пределах пространства помещения, за стенами которого проходили коммунальные бои, на бумаге представились выражением «нехорошая квартира».

Современное развитие

В июне 2012 г. Департамент культуры Москвы назначил конкурс по разработке плана развития музея Михаила Афанасьевича. Ответственным за его организацию объявили Московский институт социально-культурных программ. Победителем стала команда Москвиной-Филиппини, которая предложили дальнейшее развитие галереи в стиле Литературного парка.

Ее расширили за счет жилых помещений, находящихся рядом, создали все удобства для посещения культурного учреждения инвалидами, изменили график и формат работы. Выставка вышла за пределы дома №10 по Большой Садовой. Те пространства, которые не относятся к квартире-музею, являются виртуальной экспозицией. Они необходимы для проведения театрализованных экскурсий с пешими прогулками. Квартире вернули первоначальный облик.

Например, одна из комнат дает зрителю представление о киевской квартире писателя, в которой прошло его детство.

В «нехорошей квартире» есть мемориал писателю, а при входе расположился памятник Коровьеву и Бегемоту.


У входа в музей гостей встречают бронзовые скульптуры Коровьева и Бегемота.

Музей-квартира сочетает в себе обыденность и мистику. Она поможет читателю не только представить булгаковскую Москву, но и увидеть ее наяву. Зрителю город предстанет тоскливым и таинственным, разрушенным и фантастическим.

Торгсин

улица Арбат, 54/2, строение 1

Торгсин, где по сюжету романа устроили пожар Коровьев и Бегемот, — организация, которая реально существовала в СССР с 1930 года. Полностью она называлась Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами. В нем гости из-за рубежа могли обменять валюту, антиквариат или драгоценности на продукты и другие товары. Гражданам СССР сначала запрещалось даже входить в магазины Торгсина, но с 1931 года им разрешили покупать товары на тех же условиях, что и иностранцам.

В 1936 году Торгсин закрылся. Его здание на Арбате занял универмаг «Смоленский», на верхних этажах располагались в основном коммунальные квартиры. Сейчас часть этого здания находится в распоряжении Министерства иностранных дел.

Патриаршие пруды

Наша экскурсия в музей Булгакова не была бы полноценной, если бы мы не посетили другое знаменитое булгаковское место. Тем более, что находится оно, без преувеличения, в двух кварталах от квартиры писателя. Речь идет о Патриарших прудах. По улице Большая Садовая нужно пройти один квартал до улицы Малая Бронная и по ней один квартал до Ермолаевского переулка и вот мы на месте.

Почему это место считается булгаковским? События в самом знаменитом и последнем романе Михаила Афанасьевича «Мастер и Маргарита» начинаются именно на Патриарших прудах. И если кто забыл, вот вступление от мэтра: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».

Мы появились здесь не в час заката, видимо поэтому весь мистицизм, которым мы напитались в музее писателя быстро выветрился на Патриарших прудах.

Для меня, как не москвича, Патриаршие пруды представляются прежде всего именно местом действия романа «Мастер и Маргарита», поэтому некоторое недоумение вызвало отсутствие каких-либо признаков этого родства. Раньше здесь висел дорожный знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами», но и тот канул в лету.

Мистика романа

С момента написания «Мастера и Маргариты» произошло огромное количество мистических событий, которые случались в основном при попытке экранизации или постановки романа. С этим романом связывают смерть великого российского актера Александра Абдулова, который исполнял главную роль в одноименном сериале. Неприятности случались и с другими людьми. Александр Адабашьян, которому досталась роль Берлиоза, через некоторое время после окончания съемок попал в больницу с сердечным приступом. Олег Басилашвили потерял голос после чтения монолога Воланда, а Олег Янковский и вовсе отказался от этой роли.

Виктор Авилов тоже играл Воланда, но не в кино, а в театре. Коллеги рассказывают, как перед началом спектакля в 1995 году у него случилась клиническая смерть, после чего он продолжал играть, и вскоре была выявлена неоперабельная опухоль.

Сам Михаил Афанасьевич долгое время не мог дописать роман. Он то бросал его, то брался за него повторно. Первая рукопись даже была им уничтожена собственноручно. Но не все историки видят в этом какую-то мистику. Дело в том, что накануне был наложен запрет на пьесу Булгакова «Кабала святош».

Также существовала анонимная записка, предупреждающая правительство о резких выпадах в новом сочинении автора, которое он прочитал на съезде писателей, где ему сообщили, что в таком виде цензура произведение не пропустит. Сохранилось письмо правительству, датированное 28 марта 1930 года, в котором Михаил Афанасьевич писал, что своими руками уничтожил роман про дьявола.

Театр «Варьете» — Московский мюзик-холл

Большая Садовая улица, 18

Еще одним важным местом действия в романе стал театр «Варьете», где Воланд и его помощники устроили «сеанс черной магии», который завершился «полнейшим разоблачением» некоторых зрителей. Как Варьете Михаил Булгаков описал в своем произведении Московский мюзик-холл, он располагался на Большой Садовой улице, недалеко от дома писателя. Это здание до наших дней не сохранилось: на его месте сейчас находится Театр сатиры.

К мюзик-холлу примыкал сад «Аквариум». Он тоже фигурирует на страницах «Мастера и Маргариты», но под названием Летнего сада: именно там театральный администратор Варенуха встретился со свитой Воланда. Булгаков упоминал «Аквариум» и в других своих произведениях — например, в повести «Роковые яйца»: «…в Аквариуме, переливаясь рекламными огнями и блестя полуобнаженным женским телом, в зелени эстрады, под гром аплодисментов, шло обозрение писателя Ленивцева «Курицыны дети».

Подвал Мастера

Мансуровский переулок, 9

Существует несколько версий, где мог располагаться подвал, в котором Булгаков поселил героя своего романа. Но наиболее вероятным вариантом булгаковеды считают дом в Мансуровском переулке: там жили друзья писателя, братья Владимир и Сергей Топлениновы. Булгаков часто бывал у них в гостях: для него даже отвели специальную комнату, чтобы он мог оставаться там ночевать. Старший из братьев, актер Владимир Топленинов, занимал верхний этаж дома, а младший, Сергей, поселился в полуподвальном помещении. Здесь Булгаков написал несколько глав из «Мастера и Маргариты». В 1980-х годах дом отреставрировали, при этом комнату, где работал писатель, сохранили в почти неизменном виде.

Комната Михаила Булгакова

Главной же достопримечательностью этой «нехорошей квартиры» является комната Михаила Афанасьевича Булгакова. Экспозиция представлена так, чтобы максимально погрузить посетителя в булгаковский быт. В этой комнате, где кабинет сочетался с гостиной и спальней был написан первый роман Булгакова «Белая гвардия». Массивный стол вытесняет из пространства все остальное, занимая большую часть комнаты.

В этой комнате Булгаков прожил три тяжелых и трудных года. В этой комнате застала его весть о разгроме Белой армии на Кавказе, в рядах которой воевали его братья. Все чувства, которые питал писатель к этому клочку пространства, за которым шли коммунальные баталии в конечном итоге на бумаге вылились в одно нехитрое словосочетание — нехорошая квартира.

Булгаков, Мастер и Маргарита или с чего начинается любовь к чтению

В школе и я любила «Мастер и Маргариту», мне нравилось как органично там вплелась фантастическая и мистическая часть романа в обыденную жизнь. А я так люблю чудеса! А эти персонажи как на подбор — вызывающие симпатию Воланд со всею своею свитой и унылые как само уныние Мастер со своей Маргаритой (никогда не понимала зачем им вообще в этом романе дали слово и тем более назвали роман их именами). Для меня этот роман даже не «Мастер и Маргарита», а скорее «Воланд и Понтий Пилат», ведь главное действо романа крутится именно вокруг этих двух персонажей, разве нет?

Нравится мне и безусловная легкость языка Булгакова, делающим его литературу доступной для прочтения даже школьниками (хотя, стоит признать, жизненного опыта тогда явно недостаточно для полноценного знакомства с классикой, а тем более ее осмысления). Но, что поделать? Взрослым людям некому давать задания по прочтению книг. И сочинений по анализу прочтенных произведений взрослые не пишут. А надо было бы. Может быть тогда перечень любимых книг и авторов у наших людей был бы несколько разнообразнее.

Интересно, догадывался ли Булгаков, что его «Мастер и Маргарита» станет после долгой советской опалы и запрета, не только выдающимся объектом культуры нашей страны, но и культа? Настоящим книжным тотемом и находкой для маркетологов индустрии развлечений? Книгой, которую разберут на цитаты, персонажи которого будут узнаваемы даже вне контекста самой книги? Знал ли он, что ему удалось написать книгу, которую будут читать и сто лет спустя и даже те, кто не слишком часто читает книги вообще?

Ну и главное, о чем Булгаков вряд ли догадывался, что его «Мастер и Маргарита» станет своеобразным Диснейлендом, книгой, по которой снимут множество фильмов, напишут немало картин, создадут в честь нее настоящий музей и даже целый, пусть и маленький, парк развлечений в виде театра и своеобразных тематических аттракционов? Я разве что только «Гарри Поттера» могу вспомнить из произведений удостоившихся такой чести.

Но в парке Гарри Поттера я пока не была, поэтому сегодня покажу, что можно увидеть в «Булгаковлэнде», который расположен по самому известному адресу в Москве (после Петровки,38 и Академика Королева 12 ))) на Большой Садовой, 10.

Музей-театр находится на первом этаже дома № 10 по Большой Садовой. Здесь с 1921 по 1924 год жил М.А. Булгаков, и именно в этом доме разыгрываются главные сцены романа «Мастер и Маргарита».

Булгаков сделал здание одним из наиболее значимых мест в своем знаменитом романе Мастер и Маргарита, именно там находится «Нехорошая квартира», в которой остановились Воланд со свитой по прибытию в Москву. В романе «Мастер и Маргарита»

Булгаков не присвоил зданию номер 10 – его реальный номер, а использовал номер 302-бис, чтобы внести интригу и добавить ощущения реальности-нереальности происходящего. То ли было, то ли не было, то ли здесь, то ли нет…

На текущий момент тут расположено целых два музея — государственный музей М.А.Булгакова в квартире №50 и частный «Музей-театр Булгакова» в соседнем подъезде.

Начну, пожалуй, свой фоторассказ с государственного музея, где можно узнать не только историю жизни здесь самого Булгакова, но и историю всего этого дома. А дом на Большой Садовой, 10 весьма и весьма замечателен и не только из-за того, что ему нашлось место в популярном романе.

В этом доме Булгаков жил по двум адресам, в квартире №50 и в квартире №34. Но не только этим примечателен сам доходный дом Пигита. С ним связаны многие известные имена среди которых и художник Василий Суриков и даже Сергей Есенин тут отметился своим знакомством с Айседорой Дункан в находящиемся тут, в подвале этого дома ресторане «Стойло Пегаса».

Различные экскурсии

Музей М. А. Булгакова в Москве предоставляет множество экскурсий на любой вкус:

  1. «Квартирный вопрос». Повествует во всех подробностях о жизни писателя в квартире №50.
  2. «Вечерние экскурсии». Проводятся в «нехорошей квартире» по вечерам. Длятся около 2 часов и кратко рассказывают о коммунальном быте прозаика.
  3. «Экскурсии по выходным» проходят по субботам и воскресеньям. Они расскажут посетителям о жизни Булгакова в «сумасшедшей» квартире и его гениальной способности создавать литературные шедевры в столь тяжелых условиях.
  4. «Индивидуальные» — предназначены для 1 или 2 человек, проходят в «проклятой квартире», на лестнице 6-го подъезда, где стены исписаны отзывами благодарных читателей.
  5. «Обзорные» — для группы, по квартире №50.
  6. «Однажды на Патриарших». Эта прогулка на трамвае No302-БИС длится 5 часов. Приключения начнутся в саду, где на администратора Варьете было совершено покушение, и продолжатся в «нехорошей квартире», где проживал Воланд.
  7. «По следам героев «Мастера и Маргариты». Путь тот же, но с остановкой в доме, где Маргарита устроила погром в квартире Латунского. Произойдет встреча с преступниками, одним из которых окажется кот Бегемот. Посещение знаменитой квартиры обязательно.
  8. «Булгаковская Пречистенка». Пешеходный вояж по Пречистенке и Остоженке, по следам романов «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита». Посетители смогут отыскать подвал Мастера, особняк Маргариты и пошагово проследуют за профессором Преображенским и псом Шариком.
  9. «50 — квартира со странной репутацией». Экскурсия, проходящая ночью с элементами театрализованного представления, где декорации — уникальные экспонаты музея. Действие будет разворачиваться во всех частях квартиры.


В музее регулярно организуются экскурсии и выставки по произведениям М. А. Булгакова.

Лестницы и коридор

Стены лестничных пролетов булгаковского подъезда практически сплошь покрыты надписями, рисунками и графити, в основном оставленными почитателями таланта бывшего обитателя квартиры №50. По свидетельствам очевидцев, надписи здесь появлялись всегда, задолго до открытия музея Булгакова. Коммунальные службы регулярно их закрашивали, однако, «народное искусство» непобедимо!

Справедливости ради следует признать, что некоторые рисунки выполнены довольно искусно. Впрочем, не мастерство художника демонстрировали авторы, а свою любовь и поклонение перед писательским талантом.

В подъезде остались неизменными каменные ступени и кафельная плитка, металлические ограждения перил с деревянными поручнями. Прежними сохранены даже оконные переплеты необычной для наших современников конструкции.

Государственный дом-музей М.А.Булгакова адрес и время работы

Государственный музей Булгакова расположен в углу двора дома по адресу ул.Большая Садовая, дом 10, в подъезде №6

Время работы музея Булгакова —

  • вт, ср.пт,вс с 12-19.00
  • четверг — с 14-21.00
  • понедельник — выходной

Часы работы и стоимость билетов в музее Булгакова на момент моего посещения.

Актуальную информацию рекомендую узнавать на официальном сайте государственного музея М.А. Булгакова

Не знаю, для чего тут домофон, ведь зайти в подъезд проще простого, достаточно набрать цифры «50» и вас тут же запустят. Квартира №50 и музей расположен на 4-ом, соответственно, этаже.

Подъезд в доме Михаила Булгакова на Садовой

Весь этот подъезд настолько «живописен» и уже сам по себе -артобъект, куда можно ходить на экскурсии. Ибо подъезд давным-давно отдан на «растерзание» булгаковским фанатам и испещрен цитатами из книг Булгакова и надписями типа «здесь был Вася». Традиция эта возникла задолго до решения правительства Москвы создать по данному адресу мемориальную квартиру и существует уже больше 50 лет.

Говорят, периодически это все «художество» закрашивают, но упорные фанаты Булгакова вновь возвращают всю «наскальную живопись» на место и добавляют что-то новое. Думаю, любой Филипп Киркоров бы позавидовал таким верным фанатам.

Музей истории дома на Садовой

В самой квартире все уже чинно-благородно, словом, как и положено в нормальной коммунальной квартире.

Главное здесь избегать туристических групп, но об этом сотрудники музея побеспокоились, если в какой-то из комнат экскурсовод читает лекцию посетителям за дополнительную плату, вас туда по обычному билету и не пустят.

И хоть Булгаков прожил тут совсем немного, о нем тут говорит буквально всё! Даже вот, стол…

И стул…

Первая комната, куда мы попадаем — стилизована под хирургическую комнату, ведь медицинское образование Булгакова сыграло немалую роль в его произведениях.

Еще одна важная комната тут, для нас «булгаковолюбов» — «Синий кабинет», где собраны предметы булгаковского быта, служившими ему верой и правдой в начале прошлого века.

Как Елена Сергеевна не могла отказать себе в удовольствии сделать селфи в зеркале Елены Сергеевны Булгаковой.

и непосредственно сама комната Булгакова в этой квартире:

В других комнатах располагаются экспозиции посвященные другим именитым жильцам этой квартиры и этого дома.

Особенно мне почему-то понравилась коммунальная кухня или «Инсталляция «Трудные годы».

Уж не знаю почему, у меня возникло ощущение, что я нахожусь в бельском музее. И вообще тут столько знакомых по моему детству предметов. Все эти советские тазы, чайники, шкапики, причудливые бутыли, керосинки…

Похожие предметы удивительным образом были игрушками в моем сибирском детстве. Наверное с тех самых пор я вообще люблю старые вещи, в которых чувствуется их история.

В общем, даже если вы не большой фанат именно Булгакова, а вам просто интересно взглянуть как жили люди в начале прошлого века в Москве, этот музей точно стоит посетить. Ну, а если фанат Булгакова, то тем более, сам бог велел, узнать как жил любимый автор.

Открытие музея

Фонд для создания музея был основан еще в 1990 году. Однако государство интереса к нему не проявило и за долгие годы дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

И лишь в 2004 году предприниматель Николай Голубев вместе с группой единомышленников смог организовать музей. В создании экспозиции активно участвовало общество «Феникс», которое почти 20 лет собирало материалы, связанные с жизнью Булгакова. А некоторые экспонаты были подарены музею частными коллекционерами.

Торжественное открытие состоялось 15 мая 2004 года – в день рождения Михаила Булгакова. В мероприятии приняли участи более 500 человек – деятели культуры, журналисты, актеры московских театров и просто поклонники творчества писателя.

А спустя еще три года правительство Москвы открыло в здании еще один музей – «Нехорошая квартира».

Комната Булгакова

Примечательное круглое окно из комнаты Булгакова в коридор, которое предназначалось для освещения коридора и экономии электричества, в свое время доставило немало неприятностей писателю — частенько бдительные соседи жаловались на Булгакова, за то что он по ночам «электричество жжет, а счетчик-то один! — платить-то всем!»

Дверь в комнату с бронзовой ручкой, как и все двери в «гнусной квартире» сохранились с булгаковских времен неизменными и являются свидетельством коммунального быта.

Своеобразно исполнение рамок для экспонатов, развешенных на стенах помещения – они представлены ящиками письменного стола. Символизирует ли это рабочее место писателя – не факт. Может быть, так задумано отметить судьбу многих произведений Булгакова, ведь запрету подвергались многие его произведения. Часть прозы опубликована только в 60-х годах, когда писателя уже давно не было в живых. Драматические произведения также не все разрешали к постановке, иногда давали право лишь некоторым театрам. Может быть, работу в стол эти рамки и символизируют?

Булгаковская комната отражает быт супружеской пары, хотя многая мебель при их жизни находилась в других места. Достоверно одно – она принадлежала тому времени, когда здесь проживал Михаил Афанасьевич со своей первой женой. Их портреты в общей рамке помещены на одну из стен, возле нее размещен семейный уголок отдыха – небольшой диванчик, журнальный столик и два миниатюрных пуфа. Рядом зеркало от пола до потолка в изящном деревянном обрамлении, с оригинальной полочкой на удобной высоте. На этой же стене подвесная полка для сувениров.

Окна комнаты писателя снабжены деревянными рамами старого устройства, с массивными подоконниками. Столик между окнами, как и подоконники, используются для размещения книг, специальной мебели для которых в квартире нет. Впрочем, книги в комнате размещены везде, где возможно и даже там, где их обычно не располагают, в том числе на полу.

Письменный стол символизирует рабочее место литератора, это массивная столешница на двух тумбах. В реальности он принадлежал видному медику, родственнику писателя и был Булгакову хорошо знаком. Именно он описан, как стол профессора Преображенского из Собачьего сердца, а хозяина стола считают прообразом описанного Булгаковым медицинского гения.

Достоверно установлена подлинность оригинальной книжной полки, размещенной над столом. Известны даже обстоятельства ее приобретения супружеской парой, привлеченной необычным декором изделия в виде двух сфинксов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: