Музей-квартира владимира маяковского на красной пресне

Государственный музей В. В. Маяковского

Музей является правопреемником Библиотеки-музея В. В. Маяковского, открытой на основании приказа Наркомпроса РСФСР от 23 декабря 1937 г. и находившейся в переулке Маяковского (бывший Гендриков пер.), дом 15/13. В 1967 году на основании приказа Министерства культуры СССР от 10 ноября Библиотека-музей В. В. Маяковского была переименована в Государственный музей В. В. Маяковского и переведена в здание в проезде Серова, дом 3/6, строение 4 (ныне Лубянский проезд), в котором в 1919–1930 гг. находился рабочий кабинет поэта.

В 1987–1989 годах музей пережил большую перестройку и полное обновление экспозиции, в 2013 году основное здание закрылось на капитальный ремонт. В 2020 году для посетителей открылась «Квартира на Большой Пресне» (ул. Красная Пресня, д. 36, корп. 1, кв. 24). В настоящее время там представлен культурно-образовательный проект «Дочка».

В основном фонде музея хранится 50 149 экспонатов. Всего музейное хранение включает в себя пять основных фондов: мемориальный, рукописно-документальный, фотонегативный, редкой книги и предметов изобразительного искусства.

В мемориальном фонде хранятся мемориальные вещи, предметы быта, мебель, а также семейные реликвии рода Маяковских. Фонд предметов изобразительного искусства дает представление о развитии искусства в 1910–1920-е годы, от футуризма до конструктивизма. Широко представлены лубки, плакаты, афиши, реклама, созданные В. В. Маяковским и его современниками. Музейное собрание включает работы Д. Д. Бурлюка, Н. С. Гончаровой, Е. Г. Гуро, А. А. Дейнеки, Н. Ф. Денисовского, Г. Г. Клуциса, Кукрыниксов, М. Ф. Ларионова, Л. М. Лисицкого, К. С. Малевича, В. В. Маяковского, П. В. Митурича, А. М. Родченко, О. В. Розановой, С. Я. Сенькина, В. М. Ходасевич и др.

В фотонегативном фонде собраны оригинальные фотографии и негативы с изображением поэта, членов его семьи, а также фотографии поэтов и писателей 1910–1920-х гг. В фонде хранятся уникальные фотоработы таких мастеров, как А. М. Родченко, А. А. Темерин, А. П. Штеренберг, Б. В. Игнатович, С. Тулес, Л. Мохой-Надь и др. В коллекции фонда редкой книги хранятся прижизненные издания произведений В. В. Маяковского, уникальные собрания поэзии, включающее литографированные издания футуристов, поэтические сборники и альманахи 1910–1930-х гг., журналы «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», книги с автографами поэта его друзьям и родным, а также с автографами современников В. В. Маяковского.

Значительную часть музейной коллекции составляют материалы личных коллекций современников В. В. Маяковского, видных представителей русского авангарда: С. П. Боброва, Д. Д. Бурлюка, В. В. Каменского, А. Е. Кручёных, Л. В. Маяковской, В. Э. Мейерхольда, П. В. Незнамова, В. В. Хлебникова, И. Г. Терентьева, В. Ф. Шехтель и др.

Персоналии[править | править код]

Руководителиправить | править код

  • 1937—1960 — Агния Семёновна Езерская
  • 1960—1971 — ?
  • 1971—1981 — Владимир Макаров
  • 1981—2012 — Светлана Ефимовна Стрижнёва
  • 2013—2014 — Надежда Морозова
  • 2014 — по настоящее время — Алексей Лобов

Известные сотрудникиправить | править код

  • Геннадий Айги (1934—2006) — чувашский и русский поэт и переводчик, в 1961—1971 годах был заведующим сектора изобразительного искусства.
  • Варвара Арутчева (1906—1991) — советский филолог, текстолог, специалист по рукописям Маяковского.
  • Савелий Гринберг (1914—2003) — российский и израильский поэт, в 1930-е был участником Бригады Маяковского, а в 1960 годы работал в музее в Гендриковом переулке.
  • Дмитрий Данилов (р. 1969) — российский писатель, сразу после реконструкции Музея Маяковского — в 1989—1990 годах — работал в музее сторожем.
  • Марина Лошак (р. 1955) — советский и российский куратор, галерист, искусствовед, музейный работник, работала в Музее Маяковского около года после переезда в Москву из Одессы в 1986-м; в 2012-м организовала выставку советского плаката 1920-х годов «Даёшь!».
  • Лариса Огинская (р. 1930) — советский, российский и американский искусствовед. Автор первой монографии о Густаве Клуцисе (1981). Была главным хранителем фондов Музея Маяковского.
  • Лев Шилов (1932—2004) — советский и российский искусствовед, писатель, архивист, работал в Библиотеке-музее Маяковского с середины 1950-х годов до 1964 (по другим данным — 1965) года.

Современность[править | править код]

Полковник Игорь Морозов во время выступления в Музее Маяковского, 2011 год

В честь 75-летия со дня основания музея в 2012 году совместно с галереей «ПРОУН» была организована выставка в Винзаводе, посвящённая советским агитационным работам Александра Родченко, Густава Клусица, Ивана Сенькина и Лазаря Лисицкого. Также экспонировались работы Маяковского на рекламу профсоюза: «Члену союза нэпач нипочем/профсоюз защитит и справится с нэпачем», коллаж «Ленин — это марксизм в действии» и другие.

В 2012 году стало известно о пропаже 52 музейных экспонатов. Факт кражи был выявлен при проверке Министерства культуры. В числе пропавших экспонатов были очки Маяковского, подсвечник и несколько плакатов, из них удалось найти только две вещи — обе у заграничных перекупщиков.

В 2013 году московские власти приняли решение закрыть музей на капитальный ремонт. Планировалось, что музей завершит ремонт к 125-летнему юбилею со дня рождения Маяковского в 2018 году, однако позже появилась информация о перенесении срока открытия на 2019-й. Решение чиновников вызвало общественный резонанс, многие музейные работники выступили против закрытия музея, аргументируя свою позицию возможным уничтожением уникальной экспозиции 1987 года.

Несогласная с решением чиновников, Светлана Стрижёнова покинула пост директора, на её место назначили Надежду Морозову. Через полгода пост руководителя занял Алексей Лобов, потому что между не имеющей музейного опыта Морозовой и сотрудниками случались конфликты.

На момент вступления в должность нового директора в 2014 году в музее уже шли работы согласно принятому проекту реконструкции. Вскоре они были приостановлены из-за возникших проблем с коммуникациями, крышей, водостоками и потребности в обновлении экспозиции 1989 года. Проект реконструкции здания, неоднократно возвращавшийся на доработку, летом 2020 года в очередной раз подан на государственную экспертизу. Музей после ремонта планируют открыть к 2023 году, когда будет отмечаться 130-летие со дня рождения поэта.

Экскурс в детские годы

Владимир Владимирович родился девятнадцатого июля тысяча восемьсот девяносто третьего года. И в этом музее находится даже импровизированный интерьер дома семьи Маяковских. Стол, стулья по количеству членов семейства. Все эти предметы имеют какое-то отношение к поэту. Даже камни были специально привезены из Багдади. Это то самое село, где появился на свет будущий гений.

Есть фотографии семьи, где все в сборе, послужные списки отца Владимира, который занимал высокую должность и был дворянином. Изображения матери Маяковского в строгом черном платье. Но на самом деле эта женщина была очень доброй и ласковой. У поэта было очень счастливое и безоблачное детство. Мама всегда окружала его заботой, прощала ему многие шалости.

Владимир Владимирович постоянно придумывал разнообразные игры. Одной из них была забава, во время которой он прятался в огромный глиняный кувшин, величиной с человеческий рост, и читал оттуда стихи. Делал он это потому, что оттуда голос звучал звонче и взрослее, а рядом ставил свою сестру Ольгу, которую и заставлял все это слушать. Именно такой сосуд из глины и находится в одной из композиций музея.

Еще один экспонат, наполненный метафорическим смыслом

Дом-музей Маяковского до сих пор хранит воспоминания о тех временах, когда к Владимиру Владимировичу приходили друзья, девушки, коллеги и, проходя через подъездную дверь, поднимались по лестнице на четвертый этаж, в квартиру номер двенадцать.

И именно эти ступеньки можно с уверенностью назвать одним из важнейших экспонатов метафорического музея. Символом бессмертия поэта, его дорогой в вечность. Рядом с лестницей находится пространство, заполненное необычными конструкциями, воссоздающими модель времени и мира Владимира Владимировича. Они задумывались как жизненный лабиринт, сердцем которого является мемориальная комната поэта.

Станция метро «Маяковская»


Фото: mos.ru

Станция «Маяковская» Замоскворецкой линии открылась 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Первоначальный проект, подготовленный архитектором Самуилом Кравецем еще в первой половине 1930-х годов, из-за сложных геологических условий пришлось существенно изменить. Над финальным проектом работал Алексей Душкин. В итоге «Маяковская» стала первой в мире станцией глубокого заложения, зал которой опирается на стальные колонны

Она сразу же привлекла внимание общественности: в 1939 году проект получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке

Архитектура станции очень узнаваема: изящные арки и овальные ниши, в которых размещены лампы и мозаичные панно по эскизам художника Александра Дейнеки. Все эти элементы создают ощущение основательности и одновременно легкости, тем самым перекликаясь с поэзией Маяковского – такой же мощной и в то же время воздушной. На станции установлен бюст поэта, созданный скульптором Александром Кибальниковым, автором памятника на Триумфальной площади.

Маршрут по следам глашатая революции: места Маяковского в Санкт-Петербурге

Гостиница «Пале-Рояль»

Где, как не здесь, в самой богемной гостинице города, мог остановиться молодой и амбициозный поэт? Владимир жил красиво, но бедствовал. Вот что он писал матери:

Адрес: Пушкинская, 20

Арт—кафе «Бродячая собака»

В подвале «Бродячая собака» Маяковский 17 ноября 1912 года впервые прочитал на публике свои стихи. Вот что писала об этом событии пресса:

Адрес: Итальянская, 4

Троицкий театр

Выступление Маяковского на сцене этого театра подарило ему славу скандального поэта. Маяковский перед сотнями петербуржцев обругал титанов — Байрона, Пушкина и Достоевского — и призвал «сбросить их с парохода современности». Разозлённые интеллигенты стащили со сцены московского грубияна. Однако, поэт выполнил свою цель — запомнился публике.

Адрес: Рубинштейна, 18

Дом Бриков

Летом 1915 года поэт пришёл сюда в гости к Лиле Брик и ее мужу Осипу. Эта встреча предрешила всю его жизнь. Вскоре Маяковский перебрался к чете Бриков, они жили втроём в мучительном любовном треугольнике.

Адрес: Жуковского, 7

Дом Маяковского

С 1915 года на протяжении трёх лет Маяковский жил в этом доме на Надеждинской улице, которая позже была переименована в его честь. Поэт снимал просторную комнату на пятом этаже. Здесь он написал поэмы «Флейта-позвоночник», «Человек» и «Война и мир». В этой же квартире он впервые попытался застрелиться.

Адрес: Маяковского, 52

Дом печати

В марте 1930 года Владимир Маяковский привёз сюда выставку, посвященную 20-летию своего творчества. Тогда поэт в последний раз выступил в Петербурге: через месяц после этого его не стало.

Адрес: Набережная реки Фонтанки, 7

Фото: yandex.ru, majakovsky.ru, tourister.ru Комментировать

Краткая история создания музея В. Маяковского

Музей открылся в столице в 1974 году и расположился в московской квартире поэта, в которой он прожил 11 лет вплоть до своего самоубийства 14 апреля 1930 года. В начале 90-х прошлого столетия музей подвергся кардинальной реконструкции – было принято решение сломать существующие шаблоны и создать экспозицию, которая бы наиболее полно воплощала собой дух поэта, любившего ломать каноны, рушить клише.

Фасад музея выполнен в постмодернистском стиле. На входе посетителей встречает огромная буква «Я», олицетворяющая самого поэта и тождественная названию его первого поэтического сборника.

Мемориальный музей В.И. Ленина в Смольном

Государственный музей «Смольный» (Мемориальный музей Владимира Ильича Ленина в Смольном) — рассказывает о революционных событиях 1917-1918 годов. В это время в здании Смольного института благородных девиц находился штаб вооруженного восстания, а позже — резиденция первого Советского правительства. Здесь есть комната, в которой жили Ленин и Крупская с осени 1917 года по весну 1918, а также рабочий кабинет Ленина. Другая часть экспозиции посвящена самому зданию, построенному в 1806-1808 годах Джакомо Кваренги. Посещение музея только для групп.

Время работы: 10:00-18:00, пятница до 17:00; выходной — воскресенье Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Пролетарской Диктатуры, д. 3 (станции метро «Чернышевская» и «Площадь Восстания») Тел.: +7, 276-13-21 Сайт: www.facebook.com/Smolnymuseum

Примечания[править | править код]

  1. . Музеи России. Дата обращения: 26 декабря 2018.
  2. Гейдор Т., Казусь И. Стили Московской архитектуры // . — М.: Искусство-XXI век, 2014. — С. 616—544. — ISBN 978-5-98051-113-5.
  3. Дмитрий Чёрный. . Литературная Россия (2017). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  4. . Москва24 (18 июля 2016). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  5. ↑  (недоступная ссылка). Государственный музей В. Маяковского. Дата обращения: 24 декабря 2018.
  6. . Kamchadaly (1998). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  7. .
  8. . Генеалогический форум ВГД. Дата обращения: 25 декабря 2018.
  9. Анна Сергеева-Клятис. . Узнай Москву. Дата обращения: 24 декабря 2018.
  10. .
  11. Марианна Шатерникова. . Чайка (8 июля 2002). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  12. ↑ . Литературная Россия (23 февраля 2015). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  13. .
  14. Ксения Ларина, Анна Трефилова. . Эхо Москвы (1 мая 2010). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  15. .
  16. . Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 24 декабря 2018.
  17. . Коммерсант (23 апреля 2010). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  18. . Коммерсант (6 апреля 2012). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  19. . Ведомости (11 апреля 2012). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  20. . Вести (16 декабря 2012). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  21. Роман Чернянский. . The Village (28-09-2018). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  22. . Москва Центр (29 сентября 2018). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  23. . Lenta.ru (16 сентября 2013). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  24. . Эхо Москвы (14 апреля 2012). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  25. Зинаида Курбатова. . Вести (17 декабря 2012). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  26. . Открытая Россия (13 ноября 2017). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  27. Александр Столярчук. . Colta (11 сентября 2013). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  28. Юлия Кундрюкова. . Телеканал «Россия. Культура» (5 июля 2019). Дата обращения: 17 октября 2020.
  29. . ТАСС (10 июля 2020). Дата обращения: 17 октября 2020.
  30. Рафаэль Валян. . Вечерняя Москва (29 сентября 2018). Дата обращения: 24 декабря 2018.
  31. ↑ . Государственный музей Владимира Маяковского. Дата обращения: 25 декабря 2018.
  32. ↑ . Культура. Дата обращения: 24 декабря 2018.
  33. .
  34. .
  35. . Россия Культура (9 апреля 2012). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  36. . Gazeta.ru (6 апреля 2012). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  37. Кира Долинина. . Коммерсантъ (6 апреля 2012). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  38. . Ведомости (11 апреля 2012). Дата обращения: 25 декабря 2018.

Экспозиция уникального музея

На сегодняшний день экспозиция музея Владимира Маяковского включает в себя около 50 тыс. экспонатов, представленных личными вещами поэта, его записными книжками и письмами, которые он писал друзьям и близким людям, прижизненные издания его произведений, книгами о его творчестве. Особая ценность – фонд семьи Маяковских – документы, рукописи родителей и сестер выдающегося поэта.

Однако в музее нельзя увидеть привычных стеклянных витрин, за которыми хранятся бесценные рукописи или раритетные вещи, нет залов, которые бы плавно перетекали один в другой. Музей Маяковского в Москве – это воплощение его жизненного лабиринта, причудливый памятник футуризму и авангарду.

Именно по этому лабиринту предлагает прокатиться лодочка – первая комната музея. Это некое преддверие, настраивающее посетителей на встречу с неординарным поэтом, все в своей жизни делавшим на пределе: любить, ненавидеть, страдать и сострадать, критиковать, отстаивать свои взгляды.

Вторая комната экспозиции – «Рождение», в которой под потолком висит перевернутый кувшин. Это воплощение идеи рождения поэта, появившегося на свет в Грузии, где, согласно традиции, при рождении ребенка в землю закапывается кувшин с вином на его будущую свадьбу.

Посетителей музей Маяковского потрясает своей самобытностью, оригинальностью, неоднозначностью. В нем нарушены привычные геометрические соотношения. Предметы, не раз становившиеся частью стихотворений поэта – штыки, стулья, бюст вождя пролетариата Владимира Ленина, подвешены на веревках и плавают в пространстве, проводя аллюзии и стихам-лесенкам.

Центральное место в музее отведено лестнице. В какой бы части экспозиции ни находился посетитель, он всегда оказывается на одной из ступеней, которые все вместе образуют веер.

Вместе с гостями музея, двигающимися по сложному лабиринту жизни Маяковского, двигаются и окружающие вещи – все крутится, колышется, ни секунды не находясь в статическом состоянии. На фоне всего этого необычайно аскетичной кажется 20-ти метровая комната поэта, своим минимализмом воплощающая его идею о борьбе с вещизмом. Главной целью создателей экспозиции в отношении этой комнаты было воссоздать атмосферу, в которой поэту пришла в голову мысль покончить с собой, передать ощущение безысходности, отсутствия чувств и желаний.

Музей Маяковского в Москве – место встреч поклонников творчества поэта. По четвергам здесь проходят литературные вечера с участием поэтов, писателей, артистов, художников. Звучат бардовские песни, необычное исполнение стихотворений поэта. Для школьников проводятся программы, посвященные детским стихотворениям Владимира Владимировича.

В музее имеется и кинозал, где показываются фильмы с Владимиром Маяковским, редкие кадры кинохроники с его участием.

Что посмотреть


Элли Джонс

Сегодня приобщиться к жизни и творчеству Владимира Маяковского можно на музейной площадке на Красной Пресне. В квартире, где когда-то поэт жил с матерью и сестрами, работает выставка «Дочка», на которой представлены материалы, собранные американской дочерью поэта.

Соединенные Штаты поэт впервые посетил в 1925 году. Здесь он и встретил русскую эмигрантку Элли Джонс. У молодых людей завязался роман, итогом которого стало появление на свет ребенка, девочки Элен-Патриции.

В России Маяковский никому не рассказывал об это связи. И биографы долго ломали головы, обнаружив в его блокноте запись: «Дочка». Лишь спустя 60 лет после смерти поэта Патриция решилась рассказать тайну своего рождения.

Литература

  • Воронцов В., Колосков А. Любовь поэта // Огонёк. — 1968. — № 16.
  • Макаров В. Музей В. Маяковского открыт // Огонёк. — 1974. — Вып. 7, № 2432. — С. 26.
  • Поляков Т. П. Двадцать лет работы и шесть уроков музея Маяковского // Музей. — 2009. — Вып. 12. — С. 16—21.
  • Стрижнёва С. Е., Поляков Т. П., Аксёнкин А. П. Путеводитель по Государственному музею В. В. Маяковского. Маяковский был и остается…. — Москва: Радис РРЛ, 2007. — 64 с.
  • Стрижнёва С. Е. Маяковского В. В. музей. Российская музейная энциклопедия. — Москва: Прогресс, РИПОЛ классик, 2005. — С. 350.
  • Шилов Л. А. Голоса, зазвучавшие вновь: Записки звукоархивиста-шестидесятника. — Булат. — Москва, 2004. — 368 с. — ISBN 5-93347-142-9.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: