Владимирская церковь в Быково
Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
Храм в Быково был построен по заказу владельца усадьбы — Михаила Измайлова. Архитектор Баженов на месте старой деревянной церкви возвел белокаменный готический храм с башенками, богато украшенный скульптурой. Его облик был нетипичным для российской архитектуры в целом и для церковной в частности. Необычной была и форма здания — овальная.
Можно сказать, что это был даже не один храм, а два. Церковь была двухэтажной: верхний этаж, освященный в честь иконы Владимирской Божьей Матери, использовался для богослужений летом, а нижний храм Рождества Христова — для служб зимой. В советское время в здании находилась швейная фабрика, а сегодня храм снова принадлежит Русской православной церкви.
Архитектура
Дом Пашкова в Москве вызывал восхищение во всех слоях общества. В дни праздников и народных гуляний толпы граждан стекались к ажурной решетке сада, чтобы поглазеть на заморских птиц, красивый сад, украшенный фонтанами. Сейчас перед домом проложен тротуар, сад был упразднен – за счет его территории существенно расширилась проезжая часть дороги и тротуар.
Архитектура дома Пашкова – это яркий образец русского классицизма. Здание выстроено по трехчастному принципу, характерному для классической школы – над центральным корпусом возвышается бельведер, по бокам размещены симметричные флигели. Композиция объединяется портиком с колоннами и боковыми галереями. Единство структуры подчеркивается общими сюжетами декора. Сейчас здание имеет белый цвет, но по некоторым сохранившимся данным, будучи во владении Пашкова, особняк был оранжевым.
Фасад дома со стороны парадного входа выполнен в стиле загородной усадьбы и выглядит не столь помпезно, но не менее впечатляет. Гостей встречают кованые ворота в виде триумфальной арки. Ее верх венчают вытесанные из камня пышные гирлянды лавровых листьев, этот лейтмотив стал основным декором, украшающим особняк. Фронтальная композиция дома Пашкова, со стороны улицы Моховой, напоминает в своем построении стену Кремля, к которой обращена задним фасадом. Эти два объекта городской застройки строго параллельны и некогда обрамляли долину реки Неглинной.
Владельцы здания
Дом Пашкова и окружающие усадьбы после пожара 1812 года Дом Пашкова на фоне старого Каменного моста, фотография 1855-1857 годов
- В 1839 году дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета. В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже институт был преобразован в 4-ю городскую гимназию (с 1852 года).
- В 1861 году здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.
- В 1921 году, в связи с поступлением в музей после революции более четырёхсот брошенных, бесхозяйных и национализированных книжных коллекций, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нём осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей. В настоящее время Пашков дом входит в комплекс зданий библиотеки, но много лет не использовался, так как там постоянно производился ремонт, который начался в 1988 году и закончился в 2007 году.
В данный момент в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом — нотно-музыкальный отдел и отдел картографических изданий, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.
Примечания
- «Знаменка и окрестности»
- «Взятие Пашкова дома»
- Брунов Н. И. История русской архитектуры. М., 1956. С. 200.
- Архитектурные ансамбли Москвы XV — начала XX веков /Под ред. Т. Ф. Саваренской/. — М., 1997. — С. 227.
- Цирес А. Г. Искусство архитектуры. — М., 1949. — С. 222.
- Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 181. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
- История Российской Государственной библиотеки Архивная копия от 30 сентября 2007 на Wayback Machine
- Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
- Leninka.ru. ПРОШЛОЕ/Дом Пашкова /
- Нина Молева. Труды праведные или хоромы каменные? Архивировано 8 апреля 2012 года.
- ↑ 12 Архитектура Москвы 1933—1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. — М.: Искусство—XXI век, 2020. — С. 203—204. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
- Поздняева Т. Воланд и Маргарита
- «Привычки милой старины» или Пушкин на масленице 1831 года
- Николай Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (материал из Викицитатника) Архивная копия от 24 декабря 2020 на Wayback Machine
Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно
Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»
Начиналось все как нельзя лучше: заказ на ансамбль в Царицыно поступил от самой Екатерины II. Архитектор Баженов спроектировал пейзажный парк и дворцовый комплекс в необычном для того времени «готическом» стиле. Он и материалы для строительства выбрал нетипичные. Архитектор отказался от использования штукатурки, предпочтя необработанный красный кирпич и белый камень. По плану Баженова в усадьбе должны были появиться дворцы для Екатерины II и великого князя Павла Петровича, окруженные постройками для придворной знати, декоративными павильонами и мостами.
Архитектор настолько «болел» этим проектом, что, когда в казне не стало хватать денег на грандиозное строительство, он вложил в здание свои средства и даже продал дом. Когда деньги закончились, архитектор залез в огромные долги и разорился.
Екатерина II не оценила его старания. Императрица сказала, что деньги были потрачены впустую: потолки дворца ей показались тяжелыми, лестницы узкими, комнаты тесными. Работу над своей резиденцией она передала Матвею Казакову. Но тот тоже не смог закончить строительство. Со временем парк и дворец стали приходить в запустение, и только в начале XXI века усадьба была реконструирована.
Перестройки здания
Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы
(илиМарса , служившая символом побед царствования его матери).
Царская эпоха
Во время наполеоновского нашествия здание сильно пострадало: были уничтожены завершающий здание деревянный бельведер с обходной колоннадой коринфского ордера, и вознесённые на антаблемент центрального портика здания огромная скульптурная группа и герб Пашковых.
Позже здание было восстановлено с чертами московского послепожарного классицизма: в 1815—1818 годах один из архитекторов «Комиссии для строения Москвы», видимо Осип Бове, восстановил бельведер, заменив прежние коринфские круглые колонны на трёхчетвертные ионические, тем самым утяжелив дом постановкой более тяжёлого ордера над более лёгким. Кроме того, были видоизменены боковые продольные галереи. Первоначально они были открытыми переходными балконами и их венчали только балюстрады, сквозившие на фоне неба, теперь же они перекрыты двускатной кровлей. Утраченная скульптурная декорация не была восстановлена. В 1841 году архитектор А. В. Никитин составил проект перестройки дома под размещение Дворянского института. Он же руководил работами по перестройке совместно с архитектором И. И. Свиязевым.
Здание, функционировавшее как Румянцевский музей, подвергалось перестройкам и в связи с функциональностью: когда Александром II музею была подарена картина Александра Иванова «Явление Христа народу», обладающая огромным размером, специально для неё в 1914 году архитектором Н. Л. Шевяковым был построен сохранившийся до сего дня двусветный Ивановский зал — особое здание рядом с Пашковым домом, спланированное таким образом, чтобы при сравнительно небольшом его размере открывался наиболее удачный её обзор — в конце анфилады зал второго этажа.
Советское время
Вид с Моховой на центральный корпус. Хорошо видна лестница Долганова ночной вид В соответствии с принятым в 1935 году Генеральным планом реконструкции Москвы рядом с Пашковым домом должна была пройти новая широкая парадная улица — аллея Ильича, соединяющая площадь Дзержинского и площадь с новой архитектурной доминантой Москвы — Дворцом Советов, строящимся на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Тот же Генплан предусматривал возведение нового Большого Каменного моста, съезд с которого должен был плавно влиться в аллею Ильича
Реализация этих идей в конце 1930-х годов стала возможной за счёт поглощения части сада Пашкова дома и сноса ограды, которая была немаловажной частью облика здания. Белые колонны ограды тосканского ордера подчёркивали стремление ввысь от подножия холма, наверху движение подхватывалось колоннами портика
Теперь же зрительское восприятие изменилось: движение начинается не с подножия холма, от колонн ограды, а от цоколя здания на вершине холма. Кроме того архитектором В. И. Долгановым в 1934 году на склоне была сооружена ныне существующая монументальная белокаменная лестница с террассой-трибуной, спускающаяся к Моховой, а на главном фасаде здания, на том месте, где ранее располагался герб Пашкова, был помещён серп и молот. Внутренняя планировка Пашкова дома изменялась более радикально, и от баженовских внутренних стен и лестниц почти совершенно ничего не осталось.
Последнее изменение облика дома Пашкова произошло во время одного из ремонтов 1980-х годах, когда герб СССР был снят с фасада.
В 1986 году при строительстве станции метро «Боровицкая» осел фундамент дома Пашкова, потрескались его перекрытия и здание оказалось на грани разрушения. До 2007 года дом находился на реконструкции.
Тайна создателя
С полной уверенностью нельзя сказать, кто же построил настоящий дворец для разбогатевшего сына денщика Петра I. Петр Пашков, как считает большинство искусствоведов, поручил строительство дома Василию Баженову, однако никаких документальных свидетельств этому нет. Судьба Баженова как архитектора была вообще довольно странной: Василий Иванович попал в немилость к императрице Екатерине Великой, которая каждый раз без объяснения причин отстраняла его от строительства. Вероятно, именно поэтому Пашков нанял Баженова тайно, несмотря на запрет императрицы. Так на Ваганьковском холме в непосредственной близости от Кремля вырос великолепный дворец, получивший название в честь своего первого хозяина. Кстати, существует даже и такая версия, что Баженов из-за обид на Екатерину повернул дом задом к Кремлю.
Пашков дом, картина XIX века. (wikipedia.org)
Пашков дом, кстати, стал первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было смотреть на постройки Кремля не снизу вверх. Немецкий путешественник Иоганн Рихтер в своих мемуарах со вкусом описывал владение: «Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа».
План дома Пашкова. (wikipedia.org)
Перед фасадом на Моховой Пашков разбил сад с террасными лестницами, скульптурой, фонтанами, спускавшимися к набережной. Также при Пашкове бельведер дворца был украшен статуей Марса, а на центральном портике был расположен герб семьи. У горожан дом вызывал неподдельное удивление: до сих пор дом Пашкова считается одним из самых красивых зданий Москвы.
Пашков дом. Ж. Делабарт. Литография, XVIII в. (wikipedia.org)
Стоимость
Экскурсии проводятся со вторника по воскресенье, с 10:00 до 19:00. Понедельник — выходной. Цены экскурсионного обслуживания:
- В составе группы на одного посетителя, для взрослого — 900 рублей, для школьников — 700 рублей, для студентов и пенсионеров — 400 рублей. Бесплатное посещение для детей из многодетных семей.
- На одного человека в составе сборной группы от сторонней организации — 900 рублей.
- Группы, менее 10 человек, оплачивают экскурсии по тарифу: взрослые — 9000 рублей, школьники — 7000 рублей, студенты и пенсионеры — 4000 рублей.
- Граждане иностранных государств оплачивают экскурсии по двойной стоимости.
Оплату следует вносить непосредственно в день экскурсии. Экскурсионная путевка выписывается только на группу целиком. Стоимость индивидуальных или корпоративных экскурсий зависит от предполагаемого сценария и условий заказчика.
Михайловский замок
Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
Проект Михайловского замка придумал лично Павел I, а детально разработал его любимый архитектор императора — Василий Баженов. Однако непосредственно строительством руководил уже Винченцо Бренна.
Замок был построен там, где когда-то родился Павел I — на месте снесенного Летнего дворца Елизаветы I. Напоминающий средневековую крепость дворец возвели на искусственном острове, со всех сторон окруженном водой, — попасть в замок можно было только по охраняемым мостам. Все фасады здания отличаются друг от друга. Особо торжественно выглядит главный фасад, украшенный барельефом «История заносит на свои скрижали славу России». Среди других петербургских построек того времени замок выделялся и цветом. Необычный розовато-оранжевый оттенок выбрал сам Павел I — по легенде, впечатлила его перчатка одной из фрейлин. В XIX веке во дворце находилось Инженерное училище. Сегодня Михайловский замок — филиал Государственного Русского музея.