Рогожская община и кладбище
Старообрядческая община – это место, где ещё остались последователи древнеправославного христианства (до реформы 1666 года). Их московская община была основана в 1770-х годах, после того как Екатерина Великая предоставила им ограниченные права и многих вернула из ссылки в Сибирь. Хотя Николай I повторно принял дискриминационные законы, община стала уже достаточно сильной, чтобы выдерживать официальное осуждение до начала либерализации в 1905 году. После Октябрьской революции 1917 года, однако, она была вдвойне подозрительна за своё благочестие и богатство и претерпела ещё более серьёзные репрессии, которые вынудили старообрядцев уйти «в подполье» на многие десятилетия.
Рогожские храмы
Сегодня община возвращается к жизни, но её строгие моральные правила эффективно защищают её от беспощадного мира новой России. Чтобы добраться туда, воспользуйтесь троллейбусами № 16 или 63, идущими от Таганского торгового центра по Таганской улице. Выйдите на шестой остановке и ищите колокольню на противоположной стороне Нижнегородской улицы. Идя по тротуару мимо автостоянки и пересекая трамвайные пути, вы доберётесь до общины меньше чем за 10 минут. Колокольня – взмывающее вверх строение в неовизантийском стиле с замысловатыми крытыми галереями и мавританскими арками, построенными по поводу повторного открытия церквей общины в 1905 году.
Вскоре после революции большевики закрыли их снова и превратили Покровский собор в обувную фабрику. Данный церковный храм (Покровский собор) был построен в 1792 году Казаковым; его неоклассический фасад скрывает от вас необъятность и великолепие интерьера, арки и колонны которого покрыты золотом и украшены фресками, изображающими святых и сцены из Библии. Справочник Мюррея (1875 год) предупреждал посетителей, что их может удивить песнопение в соборе – пели и вели службы женщины. Поднявшись утром в 5 часов, вы сможете услышать литургию и судить об этом сами.
Усыпальница Морозовых
Дальше на север стоит привлекательного вида церковь Святого Николая в неорусском стиле, белые стены которой украшают красные, белые и синие кокошники, серовато-зелёные паруса свода и бирюзовые оттенки куполов. Через сводчатую церковную арку с шатровой крышей, изначально служившую входом в общину, вы войдёте на Рогожское кладбище, где находятся захоронения многих старообрядцев по соседству с могилами советских чиновников. Главная аллея идёт вверх мимо надгробного камня на могиле адмирала Горшкова (который возглавлял советский флот в брежневские времена) к участку семьи Морозовых, укрытому железным навесом.
Бережливая семейная пара крепостных крестьян, которая продавала домотканые полотна на улицах Москвы после большого пожара, Морозовы выкупили свою свободу и в течение 30 лет владели хлопкопрядильной фабрикой, которую их сын Тимофей превратил в текстильную империю (как утверждают, именно на морозовских фабриках в Орехово-Зуеве возник в России футбол). Рядом похоронена вдова Тимофея Мария, истая староверка, которая позднее взяла всё управление фабриками на себя; их сыновья – Савва, который спонсировал искусства и движение большевиков до самой смерти, и Арсений, погибший от глупой шутки.
Таганская площадь на карте Москвы
За пределами Таганки
Расходящиеся от Таганки лучами несколько улиц застроены как 2-этажными коричнево-жёлтыми домами XIX века, так и высотными зданиями из жёлтого кирпича 1970-х годов постройки. Блуждание по тоннелям и выход на поверхность в определённом месте может быть затруднительным, и единственный реальный ориентир – это торговый центр в начале Таганской улицы, который укажет вам правильный путь до музея мебели (в 2014 году музей переехал в Московскую область), расположенного в доме № 13, в 300 метрах от начала улицы. Размещённый в восстановленном особняке Николая Аршеневского, он воспроизводит русский аристократический дом, в котором есть гостиная, кабинет и детская, старинные часы на стене и другие предметы того времени.
Дом на площади
История Таганки началась в середине прошлого века, но здание, в котором находится театр, намного старше. В 1912 году на месте Мучных рядов архитектор Г.А. Гельрих построил для купчихи Платовой двухэтажный дом. Здание располагалось на углу Таганской площади и Садовой — Земляного вала (до 1938 года этот участок Земляного Вала назывался так). Здесь открыли один из первых в городе кинотеатров — электротеатр «Вулкан». Вход был стороны Садового через крошечный вестибюль, а фойе теснилось в перестроенных бывших лавках купца Кочергина. Двор между ними стал пространством для кинозала. Очень разные посетители с удовольствием ходили в электротеатр, где показывали немые фильмы под аккомпанемент тапера.
После революции здание «Вулкана» передали Рогожско-Симоновскому театру и Студии Вахтангова. С 1922 года здесь располагался филиал Малого театра, а в 1930-е годы здание перешло к секретарю ВРК Рогожского района Москвы и стало по его фамилии называться Театром Сафонова. Здесь играл известный актер Михаил Жаров.
В 1946 году Театр Сафонова реорганизовали в Театр драмы и комедии. В его труппу вошли воспитанники московских театральных студий и актеры из периферийных театров. Первым спектаклем нового коллектива стал «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана. В 1960-е театр стал одним из наименее посещаемых в Москве, необходимо было менять стратегию развития. Главному режиссеру Александру Плотникову пришлось уйти. Сменил его актер и режиссер Театра Вахтангова Юрий Любимов. С этого момента началась новая эпоха в истории Таганки.
Новая страница
В 2015 году директором театра на Таганке стала Ирина Апексимова, актриса и режиссер театра и кино. Под ее руководством Таганка продолжает служить своему зрителю. По выражению Апексимовой, «театр — это многослойный пирог, где каждый зритель сможет найти себе что-то по вкусу».
Связь Таганки с Юрием Любимовым, которого не стало в октябре 2014 года, прослеживается и сейчас. Театр отремонтировали к столетию со дня рождения режиссера. Кроме того, в этом сезоне Таганка поставит и спектакль к 80-летию со дня рождения Высоцкого.
Также в память о Юрии Любимове Театр на Таганке открыл интерактивный музей. Благодаря проекциям фойе на втором этаже превратился в кабинет режиссера, от пола до потолка украшенный автографами знаменитостей. Гости смогут совершить виртуальный тур по Таганке, в этом помогут сенсорные панели в рекреационных зонах. Они расскажут об истории театра, его спектаклях и артистах.
Фотографии предоставлены Главархивом Москвы
Симонов монастырь
Из трёх монастырей, расположенных в этой части города, наиболее укреплённым был Симонов монастырь (открыт ежедневно с 8 часов до наступления сумерек; вход свободный). Основанный в 1371 году монахом Фёдором, племянником Сергия Радонежского, он выстоял многие осады, прежде чем был захвачен поляками в Смутное время, но был восстановлен и стал ещё более мощным «стражем» Москвы. В советские времена, однако, его окрестности сочли идеальным местом для строительства автомобильного завода, и большая часть монастыря была разрушена, чтобы дать место стадиону и Дворцу культуры.
Солевая башня
То, что сохранилось от монастыря, свидетельствует как о его прежней мощи, так и о масштабах разрушений, причинённых ему иностранными захватчиками; из монастырей всего города ни один не представляет собой более грустного зрелища. Тем не менее, местные жители многое сделали ради восстановления монастыря, и его положение ныне не столь плачевно. Чтобы попасть туда, надо проехать на метро по Замоскворецкой линии до станции «Автозаводская» и выйти в город из первого вагона поезда. Как только вы окажетесь наверху, вы увидите одну из башен монастыря в 400 метрах по дороге налево.
Развалины
Самым впечатляющим историческим объектом является 250-метровой длины секция крепостной стены (которая когда-то насчитывала в длину 655 метров), охраняемая тремя массивными каменными башнями. Фёдор Конь, который проектировал стены Белого города, как полагают, создал башню «Дуло» на углу, выходящем к реке, с её рядами окон, расположенных в шахматном порядке. Сводчатая галерея и шпиль с шатровой крышей были достроены в XVII веке, когда и башни Кремля получили подобные укрепления. Расположенные ближе к дороге, Солевая и Кузнечная башни напоминают грибы, их белые ножки увенчаны коричневыми шпилями.
Трапезная Симонова монастыря
Войдя на территорию монастыря, впереди вы увидите огромную трапезную Симонова монастыря, где службы были восстановлены в её верхней части, куда можно попасть по лестнице, расположенной на дальней стороне церкви. Здесь всегда было шесть церквей (самая старая была построена в 1405 году), но в 1934 году пять из них было решено взорвать. С тех пор как церковь в 1994 году восстановила свои права на этот храм, добровольные помощники очистили территорию от тонн мусора, заставили завод переработать металлолом, посеяли подсолнухи в саду и организовали сообщество глухих людей, уникальное тем, что оно официально закреплено за православной церковью.
Другие достопримечательности поблизости
В период средневекового расцвета Симонов монастырь имел 12 тысяч душ и два десятка деревень, а его стены огораживали область, в три раза превышающую ныне существующую – в связи с этим понятно, как много было разрушено, для того чтобы создать футбольный стадион «Торпедо» и Дом культуры завода ЗИЛ. Самый большой и наиболее хорошо оснащённый из всех рабочих клубов, построенных в 1930-х годах, был спроектирован братьями Весниными, главными конструктивистскими архитекторами своего времени.
Стадион «Торпедо»
Дворец культуры ЗИЛа лучше всего рассматривать с выходящей на реку стороны, откуда видна огромная, залитая светом изогнутая галерея. К сожалению, это здание не выдерживает напора времени; подобно другим конструктивистским зданиям его проект требовал использования лучших материалов, чем те, которые были доступны в то время. Что касается стадиона, то он редко использовался с тех пор, как команда «Торпедо» перебралась на стадион «Лужники» после перемены хозяина вследствие краха ЗИЛа в середине 1990-х годов.
Раньше и команда, и Дворец культуры принадлежали Автозаводу имени Лихачёва, самому старому автомобильному заводу России (основанному в 1916 году), наиболее известному благодаря производству автомобилей ЗИЛ, используемых советскими лидерами. В 1990-х году ЗИЛ сумел избежать банкротства, только уволив тысячи рабочих и не платя зарплату другим в течение многих месяцев, пока не получил заказ на изготовление нового автомобиля.
Церковь Пресвятой Богородицы
Полу умирающий завод – роковая декорация для возрождённой церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, построенной в 1509 году. Ранее используемая в качестве сарая, теперь она имеет новый иконостас и прелестный сад (службы проводятся в 8 и 17 часов). Для того чтобы взглянуть на неё, войдите на завод через парковые ворота, соседствующие с монастырскими валами, и следуйте по дорожке – вы не пройдёте мимо.