Нилова пустынь

Монастырь Нилова Пустынь – достояние России

На месте аскетической кельи преподобного в конце XVI века возник монастырь, названный Ниловой Пустынью. Это время – период становления, а затем и укрепления на Руси централизованного государства. В поддержке московских царей огромная роль принадлежит церкви. Поэтому новые монастыри создаются в местах далеко не случайных.

Так и этот: по Селигеру проходит один из значимых торговых путей того времени, новая обитель Нилова Пустынь на острове Столобный занимает исключительно выгодное в экономическом отношении место. Это идет на благо церкви и опосредованно укрепляет позиции Москвы на северо-западе.

Если в начале своего существования монастырь был деревянной крепостью с единственной скромной церквушкой, то к концу XIX века он стал целым островным городом. В нем все из камня — пять церквей и 25 прочих построек. Нилова Пустынь, наряду с исторической ценностью, теперь обретает значение культурного достояния.

Ее великолепные здания — творения русского архитектора петербуржца Иосифа Шарлеманя, уроженца Лозанны Анжело Ботани и зодчих из Твери. Архитектура Тверской области связана с именами двух талантливых однофамильцев Львовых — Ивана Федоровича и Николая Александровича. В строительство монастыря внес свой вклад Иван Львов и другие тверичане — «архитекторские ученики» Егор Свинкин и братья Ананьины.

Нило-Столобенская пустынь всегда почиталась как одна из величайших православных святынь России. До революции ежегодно стекалось сюда к чудотворным мощам преподобного Нила Столобенского десятки тысяч паломников.

Гостиный двор Нило-Столобенская пустынь

Во второй двор ведет арочный проход через высокую ярусную башню церкви Петра и Павла.

В нем, среди прочего, располагается монастырская гостиница на триста человек. За пожертвование в ней находят приют паломники, которые могут при желании бесплатно пообедать в обители. Но с меню тут такое дело: иноки мясо не едят и другим не предлагают, да еще три дня в неделю все монастырские жители соблюдают пост.

Однако у одного блогера, который воспользовался гостеприимством Ниловой пустыни, прочитала, что ни в одном из монастырей обедать вкуснее ему не приходилось. Хозяева предлагают богомольцам наваристый рыбный борщ, каши, пюре из картошки, жареную рыбу, соленья, салаты, аджики, душистый хлеб, медовое печенье…

В гостинице тоже хорошо: чистота, порядок, горячая вода. Правда, кельи в основном рассчитаны группы из десятка человек и удобства, естественно, общие, зато их хватает на всех.

Пустынное барокко

Фото Наталии Фаустовой

Щедро одарить Нилову пустынь и благословить масштабное строительство Александра I побудила в том числе удивительная красота храма Воздвижения Креста Господня.

Эта церковь была построена на юго-западной стороне острова Столобный в 80-х годах XVIII века. Внутренняя отделка, выполненная в стиле екатерининского барокко, отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи.

Царя, растроганного убранством храма, интересовало буквально все — когда был сделан иконостас и отделаны стены, кто те мастера, которым удалось создать прихотливые, и вместе с тем воздушные лепные украшения. Эти мастера заслуживают внимания, отметил он.

Мастерами, украшавшими церковь, были жители Осташкова — живописец Илья Верхин и резчик Кондратий Конягин. Первого вдохновило исцеление от тяжелой болезни по молитвам преподобному Нилу, а второй готовился к принятию монашеского пострига.

В XX веке монастырь был разграблен, над братией устроен судебный процесс. В то время, когда на острове размещалась колония, малолетних преступников в качестве наказания заставляли сбивать фрески с храмов. Некоторые из зданий были срыты до основания, однако Крестовоздвиженская церковь, стоящая на отшибе, уцелела.

С самого возрождения обители на территории велись масштабные реставрационные и строительные работы, которыми руководит художник-монументалист, керамист и реставратор Владимир Федотов. Несколько лет назад очередь дошла и до Крестовоздвиженского храма.

Стиль, в котором выполнена лепнина, оказался чрезвычайно сложен для реставрации. К тому же половина украшений была сбита или пришла в негодность. Некоторые элементы приходится создавать заново — поскольку чертежей, описаний или фотографий церкви практически не осталось.

По проекту художника для этой церкви должен быть создан многоярусный иконостас в стиле екатерининского барокко, сообразный с первоначальным замыслом строителей. 

Это круто!

Дорога идет в горку. Первым нас встречает скульптурное изображение святого Нила — основателя Нило-Столобенского монастыря.

В окрестных деревнях сноровистые крестьяне возвели в промысел производство деревянных скульптур преподобного. Резали фигуры большие, в рост человека, и маленькие, с ладонь. Крупные изображения святого шли на украшение церквей, а миниатюрные фигурки Нила богомольцы с благоговением увозили домой на память.

Посмотрите на фотографию — с высоты монастырь выглядит огромным замком, что появился из синих вод Селигера. Отсюда отчетливо можно различить, что постройки на его территории образуют три двора:

  1. Парадный, служащий центром композиции монастыря.
  2. Широкий Гостиный двор.
  3. Двор со служебными постройками, который называется Конюшенным.

Видите, какая большая колокольня у Богоявленского Собора? Квадратная, четыре яруса… Высота, на которую можно подняться – 36 метров!

Оттуда каждое утро в половине пятого над озером плывет басовитый и густой благовест – со звуков соборного колокола начинается монашеский день. На колокольню можно подняться и, пусть не с небес, но все-таки с немалой высоты охватить взглядом все окрестности.

Конечно, мы полезли. Вот пройдены несколько пролетов по деревянной узкой лестнице. Страшновато… Старинные ступени скрипят и подрагивают… Дерево перил отполировано тысячами рук посетителей… Шагаем еще выше – на самый верх.

И вот мы на балконе, что идет по периметру колокольни. Саня фотографирует, а я же смотрю на полуостров с чудесным названием Светлица, на окрестные деревни, синеющий в отдалении Осташков, леса, острова — бесподобные селигерские просторы.

Поворачиваюсь — вон далеко внизу лодочка с пассажирами неспешно плывет вокруг монастыря. «Нам бы тоже надо на лодочке», — говорю я Сане. Ибо что за поездка на Селигер без прогулки по плесам озера! Да и местный лодочный бизнес поддержать надо! «Хмы», — раздается мне в ответ. Саня занят, ему надо правильно снять композицию из монастырских часов, полуострова и горизонта.

Синева воды, ослепительное солнце, синее-пресинее небо, на фоне которого горят огнем купола… Фотоаппарат щелкает, снова щелкает…

Откуда родом мишки косолапые с конфеты

А леса здесь удивительно хороши. Изрезанные берега озера поросли вековыми соснами. Они стоят под солнцем все в золоте, как генералы на параде. Воздух настоян на аромате хвои. Художник Иван Шишкин писал здесь этюды к «Утру в сосновом лесу» с хрестоматийными мишками.

Рыбка плещется в воде. Кузнечики в траве стрекочут. Птичий хор исполняет произведения местных пернатых композиторов. Сказка…

Но навигатор — озик говорит, что до Ниловой Пустыни осталось всего ничего. И вот в просвете между соснами мелькнули купола – она. Мы въезжаем на взгорок мимо туристического комплекса и перед нами распахивается бесконечное пространство Селигера с бело-желтым монастырем питерского вида. Башенки, колонны, гранитные набережные, укрепляющие берега.

Припарковались. Идем в монастырь мимо торговых палаток, лодок, затем несколько десятков метров по деревянному мостику. Вход – через проездную арку Светлицкой башни. Башню построили сравнительно недавно – в 1863 году. Она всегда выполняла функцию пропускных ворот, и сейчас здесь контролируют внешний вид посетителей, приходящих в обитель.

Но была у нее еще одна важная роль — она служила спасительным маяком в непогоду. В бурю или пургу на ее шпиле зажигали фонарь.

Судьба Оковецкой иконы

По распоряжению государя Оковецкая икона была перевезена в Москву, где стала его любимым и самым почитаемым образом. На месте, где произошло это знаменитое явление, царь приказал построить церковь, еще три храма в ее честь появились в самой Москве.

Когда число чудес, которые были связаны с образом, стало сокращаться, местные жители обратились с просьбой вернуть им святыню. Интересно, что Иван Васильевич не стал этому противиться, распорядившись вскоре отправить икону в деревню Оковцы. Там она находится и сегодня, привлекая к себе многочисленных верующих православных паломников.

О чудесах, связанных с этой иконой, можно встретить много отзывов. Нилова пустынь на Селигере привлекает многих верующих. Считается, что она в первую очередь помогает людям, страдающим проблемами с опорно-двигательным аппаратом, глазными заболеваниями, а также помогает решить проблемы бездетным парам.

С 1875 года по распоряжению Священного Синода икону на один месяц стали отправлять во Ржев и Зубцов. В разное время икону выставляли в многочисленных храмах, совершались молебны и богослужения, также выдавалось благословление на то, чтобы ее носили по домам обычных горожан, нуждающихся в помощи.

Когда в 1930 году храм в деревне Оковцы был закрыт, икона исчезла. До нашего времени сохранились только списки с образа и фотографии. На месте, где явилась святыня в Оковецком скиту, и сегодня бьет святой источник, к которому регулярно приезжают паломники.

Золотая копченая рыбка

Золотая копченая рыбка, которая аппетитно блестит боками и так восхитительно пахнет, так что рот неудержимо наполняется слюной… Судаки, окуни, щуки, караси, лещи, лини, терпуг, карпы… Вот коричневеют упитанные селигерские сомы. Отдельно ото всех, гордо лежит царственный селигерский угорь – нет рыбы по вкусу равной ему. Не купить – невозможно, хоть цены кусаются.

Вся эта вкуснятина продается на каждом углу на Селигере – и в деревнях, и на дорогах. Продавцы смотрят честными глазами и уверяют потенциальных покупателей, что рыбку вот только поймали и закоптили.

Но, друзья, будьте бдительны: во-первых, велика вероятность купить рыбку второй свежести. Сколько раз уже в интернете писали, что купленная рыбка на следующий, а то уже и в этот день кишела червями.

А во-вторых, знайте, что практически вся предлагаемая рыба – привозная. Нет и не было никогда в Селигере терпуга – это морская рыба, сомов уже давно в озере не найти днем с огнем, повывелся угорь, не водятся там сазаны и карпы.

Зато на сайте монастыря Ниловой Пустыни честно пишут, что монахи сами разводят в рыбных садках радужную форель, сазанов и карпов, а для копчения специально покупают треску, окуня, скумбрию и терпуга. Вот лещей и судаков – тех действительно еще ловят в Селигере. Но суть в том, что продукция производства обители вся сертифицирована.

На выходе мы зашли в монастырскую лавку с продуктами. Чего тут только нет! Соленья, варенья, мед, хлеб, а также копченый терпуг. Эта рыбка на трассе не редкость, в районе Западной Двины, куда мы часто ездим, так и вовсе на каждом километре ее продают. Но эта была – чудо, как хороша! Вкус — бесподобный, но об этом, как вы понимаете, мы узнали только вечером, когда проглотив ее, корили себя, что не взяли хотя бы парочку рыбин.

А чего в лавке нет и никогда не будет – так это угря. И вот почему — православные по канонам церкви могут использовать в пищу только рыбу, имеющую чешую. Вот так-то.

На парадном дворе монастыря

Нынешнее великолепие монастыря результат перестроек XVIII—XIX веков. Более древние постройки не сохранились.

Когда-то — единственный, а теперь — для особо почетных гостей, вход в монастырь начинался от широкой лестницы с Архиерейской пристани.

Через арку Святых ворот надвратной церкви преподобного Нила (год создания 1755) посетители попадали в первый двор. Интересно, что эта и вторая надвратная церковь, освященная во имя Петра и Павла в 1765 году, очень похожи.

Двор с трех сторон окружен двухэтажными архиерейскими кельями, грандиозными братским корпусами, настоятельскими покоями и трапезной палатой. Гости, вертя головами, проходили почти через весь двор ко входу в собор.

Сердце ансамбля Нило-Столобенской пустыни – громада Богоявленского собора с белыми колоннами, портиками, шестью куполами и колокольней. Купола собора были крыты медными листами, вызолоченными с помощью нагревания нанесенной на них амальгамы. Амальгама — смесь золота и ртути. Золочение ею — способ старинный и небезопасный. Мастера-позолотчики за свою работу получали большие деньги, да только вот жили недолго – гибли от отравления ртутью.

Но от огневого золочения купола сияли особенно — светом божественным, снопами отражающим падающие лучи. Во время сумасшедших лет перестройки золоченая медь с куполов неведомо куда исчезла, только недавно на средства благотворителей купола снова засияли золотом. Однако теперь они покрыты небольшими листочками сусального золота, толщиной доли микрона.  Такая технология золочения бережет здоровье мастеров.

Хотите узнать, сколько стоит золочение купола? Один квадратный метр позолоты оценивается в среднем в 80.000 рублей. Если площадь купола 5 кв. метров, то нужно готовиться отдать 400 тысяч.

В монастырском дворе я  никак не могла отыскать церковь Всех святых (1701), пока не поняла, что неприметное приземистое сооружение немного правее церкви Петра и Павла и есть тот старейший храм. Похожий на кубик, закрытый лесами и закутанный пленкой, он законсервирован и ждет реставрации когда-то в будущем.

Спустились с колокольни вниз и зашли в Богоявленский собор. Посмотрели храм, раку со святыми мощами, купили иконку. Остальные здания посмотреть не удалось, в них шла реставрация.

Прогулялись по гранитной набережной и по архиерейской пристани. Пристань — небольшая терраска с уходящими в воду ступеньками, спускаюсь по ним, чтобы погладить сверкающую на жарком солнце синюю шкуру разнежившегося Селигера – сейчас он добрый и ласковый. Водичка плещется у самых ног – зовет купаться.

Нарядная и богатая обитель, ну совсем к ней не идет слово «пустынь»…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Москва и Партнеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: